Гиперусталость у ребенка 1 год

Что такое гиперусталость? Ребенок хочет спать, но не может уснуть из-за того, что переутомлен. В свою очередь, возбуждение накапливается из-за того, что дитя мало спит. Получается замкнутый круг. Это ужасно выматывает родителей, потому-то ребенок в гиперусталости — это беспокойный, постоянно плачущий малыш.

Как распознать гиперусталость? Если ребенок сытый, чистый, у него ничего не болит, и он постоянно плачет (особенно перед тем как заснуть). Если сны стали короткими по 20-40 минут, ребенок долго не может уснуть, то скорее всего это уже гиперусталость. Дети в гиперусталости спят меньше среднего но, проснувшись, некоторое время пребывают в хорошем настроении. Они могут просыпаться рано утром (в 4-5 утра) или беспокойно спать по ночам, часто просыпаться с плачем.

Что делать? Чтобы справиться с гиперусталостью я придерживалась следующей схемы:

1. Укладывать спать как можно чаще, при первых признаках сонливости (трет глаза, зевает, плачет). Ребенку нужно как-то выспаться! После 3 месяцев дети нуждаются в укладывании спать (даже если научены засыпать самостоятельно). Когда мой сын в пять месяцев спал по 20-30 минут, приходилось укладывать его спать очень часто, у нас бывало по 5-6 дневных снов. Муж сначала был против («Что ты мучаешь ребенка, пусть засыпает когда хочет.»), но когда мы вышли из гиперусталости и малыш стал намного спокойнее (просто ангел), супруг признал, что эти методы действенные. Если Вы не можете определить хочет ребенок спать или нет, если он не проявляет никаких признаков усталости, а наоборот выглядит перевозбужденным (это не значит, что он не хочет спать), нужно следить завременем бодрствования (см. следующий пост) и укладывать по времени. Например, пятимесячный малыш проснулся в 7 утра, значит, будьте готовы уложить его спать к 9 — 9:15. При этом, нужно отвести время на засыпание. Если ребенка приходится укачивать по 20 минут, то начинать ритуал засыпания следует уже в 8:40.
2. Следить за первым дневным сном, если он короткий (меньше 50 минут), то время бодрствования (ВБ) в этот деньнужно сократить. Для полноценного отдыха ребенку нужно не менее 50 минут. Если сон был короткий, то ребенок не будет отдохнувшим и не выдержит своего обычного ВБ. Первый дневной сон — самый важный, от него зависят последующие дневные сны, а от дневных снов зависит и ночной. При гиперусталости дети часто спят по 20-30 минут. Короткие сны — это настоящая проблема, которая заслуживает отдельной темы.
3. Укладывать на ночь в 6-7 вечера (сколько не хватает до нормы часов в сутки). Например, в пять месяцев ребенок должен спать около 15 часов в сутки, если днем он проспал всего 2 часа, то чтобы выспаться, ему нужно поспать 13 часов ночью. Если подъем у Вас обычно в 7 утра, то оптимальное время для засыпания — 6 часов вечера. Если для Вас это неприемлемо, укладывайте спать хотя бы в 8 вечера. Дети как правило, в это время уже хотят спать. Для детей старше года 9 вечера — самое позднее время для укладывания. Не думайте, что ребенок из-за раннего укладывания будет плохо спать ночью или поднимет Вас рано утром. Практика показывает, что при раннем укладывании ребенок наоборот спит крепче и дольше.
4. Только после выхода из порочного круга стоит налаживать режим дня и учитьсамостоятельному засыпанию. Потому что любые перемены — это стресс для ребенка, не нужно усугублять положение нововведениями.

Терпения Вам! На выход из гиперусталости и налаживание режима дня у нас ушло примерно два месяца. Пусть Вас не пугает такой большой срок, время с ребенком летит быстро и незаметно. Можно конечно ничего не предпринимать и свалить все на ребенка («Такой вот он у нас капризный и спать совсем не хочет!»), но из-за этого страдает, как правило, вся семья. Я считаю, что до 8 месяцев капризных детей вообще не бывает, бывают неопытные и незнающие родители.

Источник

Пожалуйста, помогите! Ребенку 7 месяцев, сон ужасный с рождения, с проблемой пытались справиться то так, то эдак, и в результате дошли до состояния хронического недосыпа и гиперусталости, из которого выбраться уже не получается. Перечитала уже все, что можно, и в результате просто каша в голове. Уже не знаю, как подступиться к нашей проблеме.
Предыстория вкратце: с рождения дочка очень плохо спала днем, долго спала только на прогулке (была зима), могла 2 часа проспать подряд, а в остальное время спала по 5-10-15 минут через каждые 1-2 часа. В месяц ребенкин наступили сильные морозы, и мы три недели вообще не гуляли на улице, только в комнате у открытого окна, и без улицы ребенок перестал спать долгий сон, эти 5-10-15 минут сна были теперь весь день. Ночью было более-менее (просыпалась покушать раза 3), но очень долго укладывались на сон из-за коликов — только на руках, с укачиванием, танцами и плясками.
Затем с 3 до 6 месяцев спали так: днем 3 раза по 20-30 минут (укладывалась очень долго, с криком, на груди и с соской никогда не засыпала, надо было только укачивать), ночью с 20-30 до 6 (тоже очень долго надо было укладывать с укачиванием + стала просыпаться каждые 1-2 часа).
Сейчас ребенку 7 месяцев, у нас полный апофигей, т.к. дочка перешла на 2 сна и уже совсем никак не высыпается. У нее днем есть четкое время, когда она быстро и более-менее спокойно засыпает — 10-30 и 15-00. Раньше этого времени уложить очень тяжело — с криками, укачиванием по полтора часа и т.д. Но спит она минут 30-40 (очень редко 1-1,5 часа), просыпается с плачем, резко, трет глазки, дальше усыпить практически невозможно — если поносить на руках, может еще минут 15 проспать. То же самое с уходом на ночь — раньше 20-30 уложить очень тяжело, а в 20-30 засыпает нормально. Итого сейчас имеем такой режим (прогулки не указала, т.к. у нас частный дом, и мы на улице почти все время):
6-00 подъем, грудь
10-00 даю грудь. Кушает, в процессе уже почти вырубается, потом наедается, отпускает грудь и начинает уже почти заснувшая хныкать, молотить руками и ногами, выцарапывать себе глаза, и за пять минут растормашивает себя до плача, приходится брать на руки и носить. На руках вырубается за полминуты. Ношу минут 10, чтобы хорошо заснула и можно было переложить на кровать.
10-30 — 11-00 (иногда чуть дольше) спит
11-00 Резко просыпается с плачем, дальше усыпить не получается, т.к. очень сильно плачет и прекращает плакать только если взять столбиком, а в этом положении она уже не заснет. Около получаса-часа ношу ее, развлекаю, настроение у нее улучшается, разгуливается. До следующего сна активная, веселая, играет, гуляем.
12-30 обед: кушает уже очень хорошо, даю овощное пюре, иногда потом подъедаем грудь
15-00 Грудь и сон, все повторяется как утром, спит 30-45 минут
16-00 Подъем
18-00 ужин — кашка. Раньше в 18-00 спала третий сон, сейчас стало крайне тяжело уложить — плачет, выдирается из рук, молотит руками-ногами, хотя видно, что устала к вечеру. Если все-таки носить-качать, через час-полтора заснет, но тогда будет очень тяжело уложить на ночь. Поэтому третий сон мы не спим сейчас.
20-00 купание
20-15-20-30 укладываю
20-30 — 21-00 спит
Далее ночью просыпается каждые 2 часа как по расписанию, кушает и обратно засыпает. Спит со мной.

Читайте также:  Где спать ребенку 1 год

Итого имеем сна около 10 часов за сутки, явно мало, хотя по утрам просыпается довольная, играет. Но вот это укладывание с криком на все сны и просыпание с криком тоже… не говоря уже о том, что ребенок может заснуть ТОЛЬКО с укачиванием, и никак иначе (лежать рядом, шипеть и проч. не помогает, так как она начинает плакать все сильнее и сильнее, а после плача уже окончательно сонливость уходит и она очень долго не сможет потом заснуть). Как подступиться к проблеме, что делать?

Источник

Что такое гиперусталость? Ребенок хочет спать, но не может уснуть из-за того, что переутомлен. В свою очередь, возбуждение накапливается из-за того, что дитя мало спит. Получается замкнутый круг. Это ужасно выматывает родителей, потому-то ребенок в гиперусталости – это беспокойный, постоянно плачущий малыш.

Как распознать гиперусталость? Если ребенок сытый, чистый, у него ничего не болит, и он постоянно плачет (особенно перед тем как заснуть). Если сны стали короткими по 20-40 минут, ребенок долго не может уснуть, то скорее всего это уже гиперусталость. Дети в гиперусталости спят меньше среднего но, проснувшись, некоторое время пребывают в хорошем настроении. Они могут просыпаться рано утром (в 4-5 утра) или беспокойно спать по ночам, часто просыпаться с плачем.

Что делать? Чтобы справиться с гиперусталостью я придерживалась следующей схемы:

1. Укладывать спать как можно чаще, при первых признаках сонливости (трет глаза, зевает, плачет). Ребенку нужно как-то выспаться! После 3 месяцев дети нуждаются в укладывании спать (даже если научены засыпать самостоятельно). Когда мой сын в пять месяцев спал по 20-30 минут, приходилось укладывать его спать очень часто, у нас бывало по 5-6 дневных снов. Муж сначала был против («Что ты мучаешь ребенка, пусть засыпает когда хочет.»), но когда мы вышли из гиперусталости и малыш стал намного спокойнее (просто ангел), супруг признал, что эти методы действенные. Если Вы не можете определить хочет ребенок спать или нет, если он не проявляет никаких признаков усталости, а наоборот выглядит перевозбужденным (это не значит, что он не хочет спать), нужно следить завременем бодрствования (см. следующий пост) и укладывать по времени. Например, пятимесячный малыш проснулся в 7 утра, значит, будьте готовы уложить его спать к 9 – 9:15. При этом, нужно отвести время на засыпание. Если ребенка приходится укачивать по 20 минут, то начинать ритуал засыпания следует уже в 8:40.
2. Следить за первым дневным сном, если он короткий (меньше 50 минут), то время бодрствования (ВБ) в этот деньнужно сократить. Для полноценного отдыха ребенку нужно не менее 50 минут. Если сон был короткий, то ребенок не будет отдохнувшим и не выдержит своего обычного ВБ. Первый дневной сон – самый важный, от него зависят последующие дневные сны, а от дневных снов зависит и ночной. При гиперусталости дети часто спят по 20-30 минут. Короткие сны – это настоящая проблема, которая заслуживает отдельной темы.
3. Укладывать на ночь в 6-7 вечера (сколько не хватает до нормы часов в сутки). Например, в пять месяцев ребенок должен спать около 15 часов в сутки, если днем он проспал всего 2 часа, то чтобы выспаться, ему нужно поспать 13 часов ночью. Если подъем у Вас обычно в 7 утра, то оптимальное время для засыпания – 6 часов вечера. Если для Вас это неприемлемо, укладывайте спать хотя бы в 8 вечера. Дети как правило, в это время уже хотят спать. Для детей старше года 9 вечера – самое позднее время для укладывания. Не думайте, что ребенок из-за раннего укладывания будет плохо спать ночью или поднимет Вас рано утром. Практика показывает, что при раннем укладывании ребенок наоборот спит крепче и дольше.
4. Только после выхода из порочного круга стоит налаживать режим дня и учитьсамостоятельному засыпанию. Потому что любые перемены – это стресс для ребенка, не нужно усугублять положение нововведениями.

Терпения Вам! На выход из гиперусталости и налаживание режима дня у нас ушло примерно два месяца. Пусть Вас не пугает такой большой срок, время с ребенком летит быстро и незаметно. Можно конечно ничего не предпринимать и свалить все на ребенка («Такой вот он у нас капризный и спать совсем не хочет!»), но из-за этого страдает, как правило, вся семья. Я считаю, что до 8 месяцев капризных детей вообще не бывает, бывают неопытные и незнающие родители.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

Источник

Симптомы детской гиперактивности довольно сложно определить в младенческом возрасте. Нередко по этому поводу возникает множество споров. Ведь в раннем возрасте малыш еще не способен демонстрировать какие-либо навыки, насколько легко он ими овладевает, какой при этом остается его поведенческая линия. Достаточно трудно определить природу эмоционального состояния малыша, который пока еще не способен заявить о себе.

Читайте также:  Рост ребенка в 1 год 2 месяца мальчик

Если малыш очень активный, в младенческом возрасте достаточно трудно отличить норму от патологии. А ведь это весьма важно. Вовремя замеченные симптомы позволяют скорректировать ситуацию и помочь ребенку избежать проблем в его будущей жизни.

Почему важно своевременно диагностировать

Все дети с рождения разные по темпераменту. Но активный малыш и ребенок с синдромом гиперактивности – это не одно и то же.

Впервые синдром был описан в 60-х гг. ХХ века. С этого момента состояние гиперактивности стали считать отклонением от нормы. В 80-х гг. патологии дали название СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и внесли в международный список болезней.

Гиперактивность считается неврологическим заболеванием. И, как при любом заболевании, в этой ситуации требуется своевременное и адекватное лечение.

Если проблеме не уделить должного внимания, это может привести к нежелательным последствиям. Гиперактивные дети с трудом уживаются с коллективом. Зачастую их поведение может выражаться приступами агрессии. Им трудно усидеть на месте. Они пребывают в состоянии постоянного беспокойства, из-за чего страдает их внимание. Ребенку очень трудно сосредоточиться на предмете. Возникают сложности с обучением. Все вышеперечисленное может порождать конфликты с преподавателями, сверстниками, родителями, а впоследствии привести к асоциальному поведению человека.

Гиперактивные дети плохо реагируют на запреты. У них не развито чувство страха и самосохранения, из-за чего они создают для себя и окружающих опасные ситуации.

При определении у ребенка синдрома гиперактивности важно вовремя сконцентрироваться на этой проблеме и оказать малышу адекватную помощь.

Факторы

Причины возникновения синдрома достоверно неизвестны. Выяснено лишь, что заболевание связано со структурными изменениями головного мозга, из-за чего нарушается регуляция нервной системы, провоцируется образование лишнего количества нервных импульсов.

Однако по результатам наблюдений установлены факторы, определяющие предрасположенность к гиперактивности.

Все факторы можно разделить на три группы:

  • Проблемы во время беременности.
  • Неблагоприятное течение родов.
  • Иные факторы.

Среди факторов, связанных с беременностью, выделяют:

  • Кислородное голодание плода.
  • Стрессовое состояние будущей мамы.
  • Курение.
  • Плохое питание.

Факторы, связанные с родами:

  • Стимуляция родов, применение щипцов, вакуума. Кесарево сечение.
  • Стремительные роды.
  • Затяжные роды с длительным безводным периодом.
  • Преждевременные роды.

Среди прочих факторов выделяют:

  • Наследственную предрасположенность.
  • Стрессовую обстановку в семье.
  • Отравление тяжелыми металлами.

Все эти факторы не обязательно провоцируют развитие гиперактивности, но играют немалую роль в ее проявлении.

Диагностика

Первые признаки заболевания можно заметить еще у грудничков. Однако в связи со сложностью диагностики в столь раннем возрасте заключение должен давать только опытный врач. Родителям при обнаружении соответствующих признаков необходимо обратиться за квалифицированной помощью, а не пытаться заниматься самолечением.

Что должно насторожить:

  • Частые беспокойства, громкий плач. Ребенок начинает плакать резко, сразу с криком. Беспокойство носит приступообразный характер. Плач может как внезапно начинаться, так и резко заканчиваться.
  • Нарушение сна. Ребенок трудно засыпает, часто просыпается, после чего его тяжело успокоить. Могут сбиваться биоритмы, путаться понятия дня и ночи. Сон ребенка чувствительный и беспокойный.
  • Проблемы с засыпанием. Ребенок становится активнее по мере утомления. Несмотря на усталость, ему трудно успокоиться и заснуть.
  • Раннее физическое развитие. Это связано с повышенным тонусом мышц. Малыш рано начинает переворачиваться на животик, садиться, вставать.
  • Постоянное движение. Ребенок уже с рождения начинает постоянно махать и дергать ручками и ножками.
  • Неуклюжие движения и плохое развитие мелкой моторики. Это станет более заметно, когда грудничок подрастет.
  • Возможны обильные срыгивания и рвоты, как следствие повышенного тонуса мышц.
  • Острая реакция на раздражители. Ребенок может пугаться или плакать от громкого звука, яркого света. Не любит неудобную одежду, сопротивляется пеленанию. Не терпит стесненных движений.
  • Боязнь незнакомых. Ребенок плохо ладит с гостями, не идет к кому-либо на ручки. Боится большого скопления людей или приближения к нему чужих людей.

Любые из этих признаков могут отмечаться и у вполне здорового ребенка. Однако, в отличие от ребенка с гиперактивностью, у здорового признаки возникают эпизодически, они не имеют регулярности. В то время как у малыша с проблемами со здоровьем встречается большинство из перечисленных симптомов, и они носят постоянный характер на протяжении длительного времени.

Терапия

Лечение сводится к двум методам: медикаментозным и немедикаментозным. Медикаментозные методы применяются реже и только, когда без них не обойтись.

Методика постановки диагноза на основе описания признаков используется после достижения ребенком 6 лет. До этого времени говорить о точном диагнозе рано. К тому же метод определения по встречающимся признакам носит субъективный характер. Существует доля вероятности постановки ошибочного диагноза. Точных методов определения на данный момент нет.

Исходя из этого, в лечении, прежде всего, должны применяться методы, способные нанести наименьший вред.

В раннем возрасте чаще применяется немедикаментозное лечение. Это:

  • Массаж.
  • Расслабляющие ванны.
  • Остеопатические техники.
  • Коррекция поведения родителей.

Поскольку нервная система ребенка еще формируется, чтобы не оказать на нее негативное влияние, лечение с помощью медикаментов рекомендуется в последнюю очередь. В России применяются ноотропные препараты, призванные наладить процессы в центральной нервной системе. Однако исследований, подтверждающих целесообразность и эффективность применения этих препаратов, нет.

Перед постановкой диагноза необходимо провести всестороннее обследование. Например, некоторые признаки синдрома у младенца могут быть вызваны заболеваниями щитовидной железы. То есть причины проблемы – совсем в другой области.

Важно понимать, что в младенческом возрасте нервная система ребенка неустойчива и продолжает формироваться. При обнаружении у грудничка повышенной нервной возбудимости родителям необходимо создать для него комфортные условия, исключить как можно больше факторов, провоцирующих ребенка на излишне эмоциональное поведение. Самое эффективное лечение для малыша – это любовь и бережное отношение родителей.

СДВГ – это серьезный диагноз, который должен устанавливать опытный врач. Велика вероятность перепутать симптомы с повышенной эмоциональностью и активным темпераментом. Поэтому не стоит вешать ярлыки, а в спорной ситуации следует обратиться за квалифицированной помощью.

Читайте также:  Ребенок до 1 года одна нога короче

Источник

Дети начинают проявлять активность практически сразу после рождения. Им необходимо познавать мир, учиться общаться с окружающими, вокруг них все ново, необычно, способно вызвать бурную реакцию. Однако некоторые из грудничков гиперактивны. Причиной становится синдром дефицита внимания. Не со стороны родителей, внимания не хватает самому малышу.

Наиболее активно признаки и симптомы синдрома гиперактивности проявляются у детворы 5–6 лет, однако и у грудничков проблема возникает, поэтому маме с папой надо знать, что делать при столкновении с ней, как определить, что у малыша проблемы.

Признаки гиперактивности у новорожденных малышей

Точно поставить диагноз и определить гиперактивность у новорожденных детей сложно, так как большинство признаков характерны для полностью здоровых малышей

Привлечь внимание родителей и врачей должен факт, что подобные признаки характерны для ребенка и возникают систематически.

В чем проявляется гиперактивность у новорожденного младенца:

  • Ручки, ножки у ребенка постоянно пребывают в движении, при этом цель тех или иных действий не всегда понятна.
  • Нарушение цикла сна. Новорожденный спит гораздо меньше чем положено по возрасту, путает время суток: бодрствует ночью и отсыпается днем.
  • Повышенный тонус мышц.
  • Регулярная сильная рвота при кормлении.
  • В месяц, гиперактивный грудничок будет постоянно кричать и плакать, при этом причины для этого не будет.
  • Активные попытки сопротивления при пеленании, попытки выбраться из любых ограничивающих движения вещей и ситуаций.
  • Бурная реакция на любые раздражители. Симптомом СДВГ у грудничков становится постоянный плач при малейшем звуке в комнате или при включении света.
  • Малыш отвлекается на игрушки и яркие, необычные вещи в окружении, но быстро теряет к ним интерес, переключаясь на что–то другое.
  • Отрицательная реакция на появление малознакомых или новых людей в окружении.

Создать комфортные условия для ребенка, проявляющего симптомы и признаки гиперактивности, невозможно. Поэтому если месячный малыш слишком бурно реагирует на раздражители, постоянно и беспричинно плачет, стоит обратиться к медикам. Врачи по отдельным признакам установят гиперактивность мышц у грудничка и подскажут, как ее скорректировать даже в столь юном возрасте.

Причины развития

Проявление симптомов гиперактивности у новорожденного младенца явление в наше время нередкое. Причиной этому становится целый ряд факторов:

  • Генетика. Синдром часто передается по наследству. Шанс на это не высок.
  • Образ жизни матери во время беременности. Младенцы с СДВГ чаще рождаются у женщин, которые пили, курили и испытывали стресс на протяжении вынашивания, неполноценное питание.
  • Кислородное голодание плода и проявления фетоплацентарной недостаточности.
  • Инфекционные болезни, развившиеся в первые недели жизни, способны повлиять на развитие малыша в дальнейшем, в том числе и вызвать проявление признаков гиперактивности.
  • Роды через кесарево сечение. Хотя при таком способе появления на свет ребенок не обязательно проявит признаки синдрома СДВГ. Последующее развитие болезни зависит от дополнительных факторов, влиявших на процедуру.
  • Осложнения при родах различного типа. Как правило – результат действий медперсонала или анатомических особенностей роженицы. Затяжные, стремительные или преждевременные роды, стимулирование деятельности матки, наложение щипцов для вытягивания ребенка – каждая из этих причин негативно влияет на новорожденных.
  • Постоянно напряженная обстановка в семье, стрессы.
  • Отравление тяжелыми металлами.

Каждый из перечисленных факторов может послужить толчком к развитию синдрома СДВГ у новорожденного, однако это не обязательно.

Иногда малыши справляются со всеми сложностями и остаются здоровыми.

Стоит ли лечить?

Диагностика гиперактивности у новорожденных детей строится на определении совокупности симптомов и признаков. Однако многие из них характерны и для полностью здоровых малышей.

Не стоит переживать, если:

  • Малыш часто просыпается, но нормы по количеству сна для своего возраста соблюдает.
  • При истерике и плаче легко успокаивается и отвлекается на игрушки и интересные звуки.
  • Ребенок активно двигается весь день, но проявляет признаки усталости. Периоды активности сменяются периодами покоя. Гиперактивный малыш не успокаивается никогда.
  • В возрасте нескольких месяцев дети не проявляют излишней намеренной агрессии.

В таких случаях ваши дети обладают активным, подвижным характером, но они не выходят за границы нормы.

Как лечить?

Чаще всего обоснованный диагноз ставится ближе к 5–6 годам. Однако, если врач определил, что у малыша есть признаки гипертонуса мышц, следует разобраться с тем, как его лечить.

Для настолько юных пациентов, лекарственные препараты используются редко. Основной упор идет на процедуры, главной задачей которых является ослабление симптоматики:

  • Легкий специальный массаж в одно и то же время незадолго до наступления времени сна.
  • Регулярные ванночки с добавлением отваров расслабляющих трав.
  • Избегать ограничения подвижности.
  • Максимально усилить контакт с родителями. Общение с мамой и папой должны дарить ребенку чувство спокойствия.
  • Говорить при малыше ровным, спокойным голосом, часто хвалить.
  • Из комнаты удаляются все опасные предметы, а на острые края и углы мебели наклеивается защита. Особенно актуальным это станет, когда ребенок немного подрастет и начнет ползать.
  • Полноценное питание очень важно. Идеально, если в первые 3–4 месяца будет 100% грудное вскармливание. А затем в рацион постепенно будет добавляться разнообразный прикорм соответственно возрасту.

Начатое вовремя и проводимое регулярно и последовательно лечение позволит скорректировать поведение ребенка в будущем и уменьшить проявление СДВГ в взрослом возрасте, избавив от необходимости медикаментозного лечения.

  1. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
  2. Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / под ред. Р.Ж. Муха-медрахимова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 2008. — 312 с.
  3. Зауш-Гордон Ш. Социальное развитие ребенка. СПб.: Питер, 2004. 123 с.
  4. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: дис. … д-ра психол. наук. М., 1974. 36 с.
  5. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
  6. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 286 с.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник