Гиперсензитивные периоды в речевом развитии ребенка

Стр. 14

Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития

Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитнвным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь.

Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.

Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воз-. действий (факторы риска),то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых “вредоносных” факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.). В любом случае, овладение устной речью в период воздействия вредоносных факторов затрудняется. Соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут вести к задержке, искажению и патологии речевого развития.

Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет считается сензитивным для развития речи, на этом фоне отмечаются достаточно ограниченные по времени гиперсензитивные фазы.

Первая из них относится к периоду накопления первых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в “забывании” тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. То есть, в это время ребенок делает переход от несимволической к символической вербализации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование.

Реализация ребенком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением. Все это отражается на характере устной речи. В речи ребенка появляются паузы, которые могут возникать не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов (дизритмия речевого высказывания). Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внутри слогов т.е. онтогенетические паузы хезитации, характерны только для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.

Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации. Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. Ребенок может начинать речевое высказывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в паузу между выдохом и вдохом. Нередко речевые высказывания детей этого возраста сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.

В этот период речь самого ребенка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрослого в общение с собой.

Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития (задержку речевого развития), но и привести к патологии речи (заикание).

Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 дет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Как и в возрасте трех лет, центральная нервная система детей 5-б дет испытывает особое напряжение в процессе речи.

И это время можно наблюдать “сбои” речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.

Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.

Таким образом, возрастные особенности устной речи, свидетельствующие о неустойчивости речевой функциональной системы в дошкольном возрасте, делают понятной причину ее избирательной непрочности при воздействии различных вредоносных факторов.

Знание закономерностей речевого онтогенеза в дошкольном возрасте и особенностей протекания гиперсензитивных периодов позволяет глубже понять причину появления заикания в дошкольном возрасте.

Источник

Первая гиперсензитивная фазаотносится к периоду накопления первых слов (от 1 года до 1,5-2 лет).

• В этот период, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения, происходит интенсивное развитие корковых речевых зон мозга, в частности, зоны Брока (14-18 мес.).

• Адекватное речевое общение взрослого с ребенком в этот период позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи.

• С другой стороны, недостаточное речевое общение с взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это проявляется в задержке появления первых слов, в «забывании» слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фазав развитии речи относится в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года).

• Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью, когда происходит переход от ситуативной к контекстной речи, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательных механизмов, внимания, памяти, произвольности и т.д.).

• Некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, может наблюдаться упрямство, негативизм и т.д.

• Реализация речевого замысла в этом возрасте обычно сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением, что отражается на характере устной речи.

• В речи ребенка могут появиться паузы, возникающие не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов. Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внутри слогов характерны для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.

• Также появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации.

• Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания и выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.

• У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности: он много говорит, задает множество вопросов, активно общается со взрослыми. Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только задержать темп речевого развития, но и привести к патологии речи (заикание).

Третий гиперсензитивный периоднаблюдается в 5-6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста.

• В этот период, когда у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутренней речи во внешнюю, могут наблюдаться «сбои» речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.

• Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов речи взрослых, с другой стороны, предъявление повышенных требований и, как следствие, психические стрессы могут привести к возникновению заикания, а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи.

• Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий для возникновения нарушений речи;

• они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами — генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и др.

Дата добавления: 2015-10-27; просмотров: 1748 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Немного важной терминологии ???? Я часто пишу такое словосочетание, как «сенситивный период». Пора разобраться, что это за зверь .

Сензитивный, или чувствительный период в жизни человека — время, наиболее благоприятное для развития какой-либо стороны психики, и не только, всплеск восприимчивости.

Автор термина — Лев Семёнович Выготский, один из столпов отечественной психологии. Этот период характерен для абсолютно всех людей в строго определенный период времени.

Сензитивный период иногда сравнивают с окном — окно открывается для какой-либо функции, но окно и закрывается, причем тоже в строго определенный промежуток — и невозможно заставить его быть открытым дольше возможного.

После определенного возраста человеку становится трудно, а то и практически невозможно овладеть функцией, сензитивный период для которой уже пропущен . Невозможно овладеть речью человеку, первые годы жизни воспитывавшегося вне речевой среды. Сказки про Маугли и Тарзана — всего лишь сказки. Реальные Маугли (а такие были) — никогда не становятся людьми.

Психологи выделяют сензитивные периоды для самых различных функций, например для овладения умением обращаться с мелкими предметами, для приучения к порядку и тп, но нас здесь больше интересует развитие речи и речевые сензитивные периоды.

Вообще сензитивным периодом развития речи признается возраст до 6 лет, пик речевых способностей — 1,5 года.

Известно, что дети, лишенные общения и возможности воспринимать речь до шестилетнего возраста, не овладевают ей в полной мере уже никогда — окно закрылось.

Этот большой период можно разделить на подпериоды, например, так :

1,5-3 года — накопление словарного запаса, период активного восприятия речи, ребенок впитывает речь как губка, наращивает лексический запас невообразимыми темпами, невозможными больше ни в какой период жизни. В этот период ребенок в состоянии быстро усвоить несколько языков, при условии нахождения в речевой среде .

3-5 лет — период разворачивания осознанной речи, умения выражать собственные мысли и чувства, освоение грамматики родного языка .

5-7 лет — развитие интереса к знаковым системам (цифры, буквы), время, наиболее благоприятное для освоения письма и чтения .

8-9 лет — вторичный пик языкового развития, повышенная готовность ребенка к усвоению культурного наследия, развитие чувства языка.

Зачем я это так подробно расписываю — да вот они, нормы, перед нами. Смотрите, на каком этапе находится сейчас ваш ребенок, не закрылось ли ещё окошко.

А ещё есть такая штука, как зона ближайшего развития. Сейчас поясню на примерах .

Годовалый ребенок ест кусочки овощей руками. Мама предлагает ему ложку, и показывает, как ей пользоваться. Ребенок берет ложку и при помощи матери постепенно осваивает обращение с ней.

Что будет, если мать предложит ребенку пользоваться вилкой и ножом и попытается его обучить? Вряд ли это будет хорошей идеей ????

Так вот, еда руками — умение из зоны актуального развития, то есть то, что ребенок сейчас освоил сам.

Навык использования ложки — из зоны ближайшего развития, то есть то, что ребенок может сделать с помощью.

А умение пользоваться несколькими столовыми приборами — лежит пока вне этих зон, поэтому попытки обучить ребенка этому приведут исключительно к истерике всех участников процесса ????

Итак, зона актуального развития — умения и навыки, которыми ребенок овладевает сам, без помощи взрослого, а зона ближайшего развития — те умения и навыки, которыми ребенок сам пока овладеть не может, но при обучении — осваивает .

Чем примитивнее живой организм, тем меньшую роль в его развитии играет взаимодействие с себе подобными. Какая-нибудь амёба прекрасно освоит свой функционал в одиночку, а уже котенок, выращенный в изоляции, не сможет потом выжить в естественных условиях.

Что сможет человек, выращенный без взаимодействия с другими людьми — попробуйте вообразить себе сами ???? Человеком в привычном нам понимании не будет точно. Можно даже сказать, что вообще все новое, происходящее в жизни ребенка, находится в его зоне ближайшего развития, и лишь будучи освоенным в результате подражания и целенаправленного обучения — переходит в зону актуального .

Зона ближайшего развития — любимый термин адептов развития раннего ???? Если не обучать, он же не овладеет! А если не упустить ни одной ЗБР — на выходе получим гения!

Вроде все логично и было бы верно, если бы под обучением не понимался исключительно формат стул-стол-карточка, и приоритетами обучения не были бы исключительно усвоение букв, цифр и геометрических фигур.

Возвращаемся к предыдущей теме, и смотрим сензитивный период для овладения этими сакральными знаниями ???? — 5-7 лет.

В 2 года это далеко не зона ближайшего развития ???? А что касается форм обучения — об этом далее ????

Непонятно — спрашивайте ????

Еще по теме:

Как вырастить гения

Про аиста и капусту

Читать раньше, чем говорить?

Чуковский — друг логопеда

Два запретных слова

Подождать до пяти?

Как не надо заниматься

Где найти бесплатного логопеда

Аномалии родительской любви

3 основных ошибки родителей

5 мифов о логопедии

Ребенок ничего не должен?

Как работает логопед

От осинки апельсинки

Источник

Весь период речевого развития от 1 до 6
лет считается сензитнвным,т.е. особо
чувствительным как к восприятию речи
окружающих, так и к влиянию разных
факторов внешней и внутренней среды.
Именно в этот период дети могут особо
продуктивно освоить устную речь.

Хорошее здоровье ребенка и благоприятная
речевая среда способствует формированию
высокоразвитой речи.

Если в сензитивный период развития речи
организм ребенка претерпевает влияние
каких-либо вредоносных воз-. действий
(факторы риска),то нормальный процесс
речевого развития нарушается. Это
происходит либо вследствие устранения
ряда необходимых условий для формирования
речи (нарушение речевого общения со
взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо
вследствие появления новых “вредоносных”
факторов (резкое увеличение сенсорной
информации, постоянное шумовое окружение,
обилие новых людей в окружении ребенка,
смена языковой среды и т.п.). В любом
случае, овладение устной речью в период
воздействия вредоносных факторов
затрудняется. Соматические и особенно
нервно-психические заболевания, а также
эмоциональная депривация, ограничение
речевого общения могут вести к задержке,
искажению и патологии речевого развития.

Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет
считается сензитивным для развития
речи, на этом фоне отмечаются достаточно
ограниченные по времени гиперсензитивныефазы.

Первая из них относится к периоду
накопления первых слов. Условно это
период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность
этой фазы сводится, с одной стороны, к
тому, что адекватное речевое общение
взрослого с ребенком позволяет ребенку
достаточно быстро накапливать слова,
являющиеся основой для дальнейшего
нормального развития фразовой речи, с
другой стороны, недостаточное речевое
общение со взрослым, соматические и
психические стрессы легко приводят к
разрушению формирующейся речи. Это
может проявляться в задержке появления
первых слов, в “забывании” тех слов,
которыми ребенок уже владел, и даже в
остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фаза в развитии
речи относится в среднем к периоду трех
лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок
активно овладевает развернутой фразовой
речью. То есть, в это время ребенок делает
переход от несимволической к символической
вербализации (от конкретных к
отвлеченно-обобщенным формам общения),
от односложных фраз к комплексным и
иерархически организованным синтаксическим
и семантическим структурам. Именно в
этот период резко усложняется
внутреннеречевое программирование.

Реализация ребенком речевого замысла
на этом этапе сопровождается не только
психическим, но и эмоциональным
напряжением. Все это отражается на
характере устной речи. В речи ребенка
появляются паузы, которые могут возникать
не только между отдельными фразами, но
и в середине фраз и даже слов (дизритмия
речевого высказывания). Появление пауз
внутри слов как между слогами, так и
внутри слогов т.е. онтогенетические
паузы хезитации,
характерны только
для детей в период формирования фразовой
речи. Эти паузы свидетельствуют об
интенсивном формировании внутриречевого
программирования.

Помимо пауз, появляются повторения
слогов, слов или словосочетаний —
физиологические итерации.
Этот период
сопровождается определенными особенностями
речевого дыхания. Ребенок может начинать
речевое высказывание в любую из фаз
дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в
паузу между выдохом и вдохом. Нередко
речевые высказывания детей этого
возраста сопровождаются выраженными
вегетативными реакциями: покраснение,
учащение дыхания, общее мышечное
напряжение.

В этот период речь самого ребенка
становится средством его интеллектуального
и речевого развития. У ребенка трех лет
появляется повышенная потребность в
речевой активности. Он говорит постоянно,
обращается к взрослому с вопросами,
инициативно подключая взрослого в
общение с собой.

Любые, главным образом, психические
стрессы в этот период, а также любые
виды сенсорных деприваций могут не
только изменить темп речевого развития
(задержку речевого развития), но и
привести к патологии речи (заикание).

Третий гиперсензитивный период
наблюдается в 5-6 дет, когда в норме
формируется контекстная речь, т.е.
самостоятельное порождение текста. В
этот период у ребенка интенсивно
развивается и существенно усложняется
механизм перехода внутреннего замысла
во внешнюю речь. Как и в возрасте трех
лет, центральная нервная система детей
5-б дет испытывает особое напряжение в
процессе речи.

И это время можно наблюдать “сбои”
речевого дыхания в момент произнесения
сложных фраз, увеличение количества и
длительности пауз, связанных с
затруднениями лексико-грамматического
оформления высказывания.

Ребенок в этом возрасте, с одной стороны,
крайне чувствителен к качеству речевых
образцов контекстной речи взрослых, с
другой стороны, психические стрессы
могут привести к возникновению речевой
патологии (заиканию), а ограничение
речевого общения, низкий уровень речевого
окружения приводят к недостаточной
сформированности монологической речи.
В дальнейшем эта недостаточность плохо
компенсируется и требует специальной
помощи.

Таким образом, возрастные особенности
устной речи, свидетельствующие о
неустойчивости речевой функциональной
системы в дошкольном возрасте, делают
понятной причину ее избирательной
непрочности при воздействии различных
вредоносных факторов.

Знание закономерностей речевого
онтогенеза в дошкольном возрасте и
особенностей протекания гиперсензитивных
периодов позволяет глубже понять причину
появления заикания в дошкольном возрасте.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник