Гиперактивный ребенок развитие внимания

Гиперактивный ребенок развитие внимания thumbnail

Предстоящий школьный год беспокоит вас: ребенок, первоклассник или постарше, — часто невнимательный, неусидчивый, иногда по отношению к нему даже звучит слово «гиперактивный». Да, вам потребуется много сил и терпения, но кое-что для подготовки к школе можно сделать уже сейчас. Например, включить в повседневную жизнь несложные игры на развитие памяти, внимания и сосредоточенности.

— Давай уже, делай! Сколько можно витать в облаках?! — с горечью восклицает мама.

Каждый день мама мучилась с моими уроками, пока папа не придумал удивительную штуку. До этого, стоило начать заниматься, как мои мысли отправлялись бродить сами по себе. Мама то и дело одергивала меня, я старался собраться, но опять тетрадка растворялась и буквы прыгали пред глазами. Мне было жалко ее, но ничего я не мог поделать с собой — хотелось лечь на стол и заснуть. Борис Ильич, наш невролог, сказал, что у меня какой-то синдром… активности, что ли?

Но вот как-то раз папа зашел в комнату, где мы с мамой только что начали страдания над тетрадкой, достал секундомер и сказал: «Начинай, посмотрим, сколько времени сможешь продержаться, не отвлекаясь».

Оказалось — примерно 7 минут. Тогда папа вышел и вернулся с кухонным таймером в руках — такая крутилка на пружине, заводишь ее на какое-то время, и потом она звенит.

Мы вместе быстренько определили, сколько примеров можно решать за 7 минут, и папа завел таймер. После звонка — отдых 5 минут, тоже по таймеру, — побегать, попрыгать, и со свежей головой — опять за уроки. Через каждый час — большой перерыв на 20 минут.

Через пару дней я уже сам засекал время и дело пошло веселее. Еще договорились, что если до 6 часов вечера домашку делаю, то иду гулять. Начал успевать гулять, и мама как-то спокойнее стала…

СДВГ: как это выглядит

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это расстройство поведения, для которого характерна гиперактивность, импульсивность и нарушение концентрации внимания. Психологи выделяют 3 варианта СДВГ.

  1. Смешанный тип — вариант, при котором наблюдается сочетание гиперактивности и нарушения внимания. Это наиболее распространенная форма СДВГ.
  2. Невнимательный тип — вариант, при котором есть нарушение внимания, но нет гиперактивности. Эта форма чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в себя, мечтательностью.
  3. Гиперактивный тип — вариант с гиперактивностью, но без нарушения внимания. Эта форма встречается очень редко.

Гиперактивного ребенка узнать легко: он неусидчив, ему трудно сосредоточиться на задании, он находится в постоянном движении. Чтобы отличить активного в силу темперамента ребенка от гиперактивного, психологи разработали критерии, по которым и ставится диагноз.

Симптомы СДВГ:

  • неумение сосредоточиться;
  • забывчивость;
  • отсутствие торможения;
  • неспособность полностью выполнить предлагаемое задание;
  • быстрая отвлекаемость;
  • чрезмерная болтливость («Рот не закрывается»);
  • импульсивность;
  • немотивированная агрессия.

Что делать, если вы видите похожие признаки у своего ребенка или ему даже поставлен диагноз СДВГ? Прежде всего необходимо набраться терпения, оно вам понадобится больше всего. Терпение, стремление понять, внимание и вера в ребенка — вот основные составляющие успеха. Необходимо помнить, что такой ребенок не только доставляет неудобства окружающим своим поведением, но и сам страдает. Ваша задача не ругать, а помогать.

Если у ребенка гиперактивность с дефицитом внимания

  1. Как можно чаще хвалите ребенка, отмечайте малейшие его успехи, искренне радуйтесь достижениям. Дети с СДВГ очень чувствительны к похвале, критику же они почти не воспринимают.
  2. Задания, которые вы даете ребенку, должны быть конкретными. Например, вместо «Собирайся в школу», лучше сказать «Приготовь свою одежду и сложи портфель».
  3. Когда даете ребенку задание, определите время, необходимое для его выполнения, это дисциплинирует, помогает меньше отвлекаться. Для контроля за временем подойдет таймер или песочные часы.
  4. Для ребенка с СДВГ важен физический контакт, поэтому не забывайте несколько раз в день обнять его, поцеловать, приласкать, взъерошить волосы и т.п.
  5. Разработайте четкий режим и постарайтесь не отходить от него. Упорядоченность дня, предсказуемость событий успокаивает таких детей.
  6. Ребенка с СДВГ лучше отдать в школу не в 6 лет, а на 1–2 года позже. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, такие дети отстают от сверстников в психическом развитии на 1,5–1,7 года. Во-вторых, часто синдром СДВГ сочетается с другими нарушениями: трудностями с чтением (дислексией), нарушением письма (дисграфией), проблемами со счетом (дискалькулией). Неспособность быстро воспринимать материал, проблемы с концентрацией внимания могут приводить к плохой успеваемости в школе, снижению самооценки.
  7. Старайтесь развивать способности ребенка: он должен знать, что есть области, где он действует лучше, чем остальные, это повысит его самооценку.

Игры для подготовки к школе

Память, внимание можно и нужно развивать с помощью специальных игр, способствующих развитию наблюдательности, увеличению объема памяти, — они будут хороши для всех детей перед школой.

Игра в корректора. Возьмите любой типографский текст с крупным шрифтом. Один кусок текста дайте ребенку, другой оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «к» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами, для взаимопроверки. Если ребенок хорошо справился с заданием, усложните его: теперь нужно найти буквосочетание «ко», и т.д. Взрослому рекомендуется время от времени допускать ошибки, чтобы ребенок мог находить их, тем самым тренируя внимание.

Стимуляция объема внимания. Ребенок должен последовательно выполнить 3 и более команд. Например, вы можете дать ему следующие команды:

  • подпрыгни 2 раза;
  • назови любую птицу;
  • встань рядом с предметом красного цвета.

После успешного выполнения задание можно усложнить:

  • подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
  • назови птицу на букву «в»;
  • встань рядом с деревянной мебелью.

Затем добавляется 4-й пункт, 5-й и т.д. Лучше, если в этих играх будут участвовать несколько детей (4–5) примерно одного возраста. Важно называть сразу все пункты для выполнения, именно это будет способствовать увеличению объема памяти.

Игра на развитие наблюдательности. Можно сделать специальные карточки с изображением овощей, фруктов, животных или взять несколько мелких предметов (коробок спичек, карандаш, ручку, ластик и так далее). Играют несколько человек. Предметы или карточки раскладываются на столе, тот, кто водит, должен запомнить, в каком порядке они разложены, далее он отворачивается, и несколько предметов меняются местами. Повернувшись, он должен сказать, что изменилось. Потом следующий занимает его место — и игра продолжается.

Игра «Цепочка». Нужно запомнить и повторить цепочку слов. Например, первый игрок говорит «яблоко», второй «яблоко, груша», третий «яблоко, груша, вишня» — и так по кругу, пока кто-то не ошибется. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выигрывает тот, кто останется последним.

Игра на развитие внимания. В нее можно играть и вдвоем. Взрослый называет различные слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, название цветка.

Главное — занимайтесь с ребенком, и вы обязательно увидите результат. Но, играя, не забывайте проявлять эмоции, не будьте безучастным, ребенок должен видеть, как вы рады его победам. Если что-то в игре не удается или непонятно, попробуйте объяснить еще раз, не жалейте времени и усилий. Во время занятий старайтесь убрать любые отвлекающие предметы, так вы быстрее добьетесь успеха.

Обычно проявления СДВГ уменьшаются к возрасту 12–15 лет, именно в этом возрасте происходит полное созревание всех структур мозга.

Читайте также:  Кольцова язык развития ребенка

Источник

СДВГ. Игры для развития внимания у гиперактивных детей.

Канал Мир Прекрасного Здоровья предоставляет справочную информацию. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением. Адекватная диагностика и лечение болезней возможны только под наблюдением добросовестного врача.

Публикация 040. Как было написано в предыдущих статьях, посвященных детям с синдромом Дефицита внимания и гиперактивностью – этих детей нельзя считать плохо воспитанными. На самом деле они стараются понять, что от них требуется, но не могут это претворить в жизнь из-за поражений в организме и в первую очередь в нервной системе. Дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность у таких детей выражается в неспособности концентрироваться, длительное время оставаться внимательным, дождаться своей очереди чтобы что-то делать, потерпеть, дослушать взрослого (все время перебивают), они постоянно что-то делают, если нужно сидеть, то они будут грызть ногти, вскакивать, махать руками и подобное.

Пока они дети – им можно помочь воспитать некоторые навыки в форме игр. Эти игры вы можете проводить с детьми вначале в семье. Так как такие дети легко отвлекаются и быстро перевозбуждаются в присутствии других людей, то им нужно играть по началу только в паре со взрослым. Потом можно подключать к малым группам с еще одним ребенком. Постепенно увеличивая численность группы детей, в которой будет играть ребенок с СДВГ. Для этого лучше начать посещать специализированные центры для детей с СДВГ или хотя бы группы детей, с которыми работают психологи, например студии рисования песком, где они будут учиться управлять и проживать эмоции и др. Рисование пальцами и взаимодействие с песком очень полезно для детей с СДВГ (расслабляет их, снимает тонус и т.д.). Очень полезно разговаривать с детьми, у которых СДВГ о том, что вызывает у них интерес.

Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».

Игры, которые могли бы корректировать поведение детей с СДВГ должны учитывать их особенности. Начинать нужно с пары (взрослый — ребенок) постепенно привлекая новых участников (пап, мам, дедушек, бабушек, других детей и т.д.). Игры должны быть с четкими правилами. Начинать лучше с игр на развитие внимания, так как это очень важно для таких детей. Нужно стараться увлечь ребенка, взрослому придется быть положительно-эмоционально заряженным, чтобы ребенку было интересно (дети с СДВГ быстро теряют интерес, если потеряли внимание). Полезно вводить различные интерпретации в игре, чтобы в различных ситуациях закреплять новые формирующиеся в мозге связи. Если вы видите, что ребенок перевозбуждается, то отправьте его на тайм-аут (писали в прошлой статье) посидите с ним вдвоем, погладьте его, чтобы он успокоился. Но постепенно учите его оставаться во время этой передышки одному. Это нужно, так как дети с СДВГ очень быстро утомляются, хотя кажутся наоборот – неутомимыми. Поэтому, когда они сильно устают, они выходят из под контроля, и у них начинается истерика.

Игры на развитие внимания

1. Игра Найди отличия. Игра направлена на развитие внимания к деталям. Взрослый просит ребенка нарисовать какой-нибудь простой рисунок. Потом взрослый забирает рисунок и что-нибудь дорисовывает на нем. После этого он возвращает рисунок ребенку и тот должен найти, что изменилось в рисунке. Ребенок может поменяться со взрослым ролями.

2. Игра Запрещенное движение. Эта игра с простыми и понятными правилами, помогает ребенку организоваться, помогает дисциплине и вызывает положительные эмоции. Взрослый определяет какое движение запрещено в зависимости от возраста ребенка, например подпрыгивание на одной ноге. Потом взрослый делает движение, а ребенок его повторяет. Периодически взрослый делает запрещенное движение. Игра идет до тех пор, пока ребенок не сделает запрещенное движение. Если эта игра в группе детей, то выполнивший запрещенное движение выбывает. Побеждает тот, кто остался последним. Так же можно вместо движений называть цифры, одна из которых – запрещенная. Если ребенок называет запрещенную цифру, то пусть выполнит какое-нибудь движение (подпрыгнет или присядет и т.п.)

3. Игра Съедобное – несъедобное. Подобно игре Запрещенное движение учит и закрепляет внимательность и сосредоточенность. Берется мяч (чем меньше ребенок, тем больше мяч, чтобы ребенку было удобно ловить и он не сильно отвлекался). Взрослый объясняет правила. Потом бросает мяч и вместе с тем выкрикивает слово (например, морковка, стол, машина, конфета). Если это съедобное, то ребенок ловит мяч. Если несъедобное – то опускает руки и не ловит мяч. Потом кидает мяч ребенок и также выкрикивает какое-нибудь слово. Так попеременно взрослый и ребенок выкрикивают слова и бросают друг другу мяч.

4. Игра Ласковые лапки. Игра направлена на снятие напряжения, агрессивности, мышечных зажимов, доверительного отношения в паре взрослый – ребенок. Берется 7 предметов, например: стеклянная бутылочка, кисточка, карандаш, вата, кусочек меха, вилка, машинка. Ребенок изучает предметы и затем закрывает глаза. Взрослый по очереди берет предмет и касаясь, старается делать приятные прикосновения этим предметом по оголенной руке ребенка. А ребенок старается угадать какой «зверек» своими ласковыми лапками ходит по его руке.

5. Игра Передай мяч. Групповая. Игра для развития внимательности, концентрации и снятия излишней активности. Сидя на стульях или на полу или стоя в кругу, участники игры передают друг другу мяч, стараясь его не уронить. Начинают, например, передавать игроку слева и так дальше в левую сторону. Потом сторону можно поменять и передавать мяч по кругу в правую сторону. Постепенно задание нужно усложнять, например, передавая мяч максимально быстро, или передавая, повернувшись спиной, или перебрасывать мяч соседу, или передавать с закрытыми глазами, или используя в игре одновременно несколько мячей – так дети будут не успевать отвлекаться и находится в интересе. После этой игры должна быть передышка.

6. Игра Броуновское движение. Групповая. Для распределения внимания за несколькими объектами одновременно. Участники встают в круг, взрослый закатывает в круг мячи от большого тенниса (сначала 3-5), мячи можно толкать рукой или ногой, но мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, т.е. мячи должны быть все время в движении внутри круга. Если это просто, то вкатываются по одному еще несколько мячей и так пока дети не перестанут справляться. После этого подсчитывается количество мячей и объявляется результат. В следующий раз постарайтесь удержать большее количество мячей, чтобы поставить рекорд.

Благодарим Вас, что ставите оценку (большой палец вверх), когда статья показалась интересной. Вам нетрудно, а благодаря вашей оценке кто-то еще, кому она может быть интересна сможет прочитать эту статью.

Источник

Рекомендации по воспитанию гиперактивных детей; игры и упражнения для снижения гиперактивности и развития внимания.

Читайте также:  Студия развития ребенка уфа

Теоретический обзор

Что такое гиперактивность?  Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Практическая часть

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Признаки импульсивности (анкета) Импульсивный ребенок

1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12. Может нагрубить родителям, воспитателю.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2—3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15—20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7—14 — о средней, 1—6 баллов — о низкой.

Рекомендации-шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Читайте также:  Деятельность как условие развития ребенка

Рекомендации родителям

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

•        Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.

•        Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье.

•        Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

•        Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов.

•        Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе.

•        Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку.

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1.        Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку.

2.        Изменение психологического микроклимата в семье.

3.        Организация режима дня и места для занятий.

4.        Специальная поведенческая программа.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Практические задания

Игра «Давайте поздороваемся». Эта игра дает возможность подвижному ребенку почувствовать свое тело и снять мышечное напряжение. Смена партнеров помогает преодолевать отчужденность.

Содержание игры

Дети по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

один хлопок — здороваемся за руку,

два хлопка — здороваемся плечиками,

три хлопка — здороваемся спинками.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.

Игра «Запрещенное движение». Эта игра имеет четкие правила, поэтому она дисциплинирует детей. Она также сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает положительные эмоции.

Содержание игры

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое запрещено выполнять, даже если ведущий показывает его. Тот, кто случайно повторит его, выходит из игры.

Существует такой вариант этой игры: ведущий называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной цифры, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещенную цифру, дети должны просто хлопнуть в ладоши.

 «Ласковые лапки». Эта игра снимает напряжение, снижает агрессивность, развивает чувственное восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

Содержание игры

Взрослый кладет на стол 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Воспитатель объясняет ему, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» прикасается к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком ролями.

Игра «Кричалки — шепталки — молчалки». Эта игра регулирует поведение возбужденных детей, успокаивает их. Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.

Содержание игры

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь — «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ладонь — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

Игра «Гвалт». Игра направлена на развитие внимания.

Содержание игры

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни. Каждому участнику достается одно слово. Затем входит водящий, и игроки одновременно громко повторяют каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня.

Желательно, чтобы каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово еще до прихода водящего.

Игра «Менялки». Игра вносит оживление в группу и направлена на развитие коммуникативных навыков.

Содержание игры

Участники садятся в круг, выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг. Таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те, у кого… (светлые волосы, часы и т.д.). Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. В это время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

После проведения всех или нескольких игр (по усмотрению ведущего) целесообразно обсудить в группе эффективность и сферы применения каждой игры.

«Веселая игра с колокольчиком». Развивает слуховое восприятие.

Содержание игры

Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий. Если желающих нет, то роль водящего отводится тренеру. Ему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

Таким образом, работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого случая. И уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную линию поведения. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если мы выберем неверную стратегию, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.

Источник