Гиперактивный ребенок 4 года занятия с логопедом

Гиперактивный ребенок 4 года занятия с логопедом thumbnail

Валентина Антонова
Игры и упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на логопедических занятиях.

Игры и упражнения, позволяющие снять двигательное напряжение в процессе логопедических занятий

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы, 4-10% детей школьного и дошкольного возраста страдают данным расстройством.

Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции. Не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.

Ребёнок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребёнок меньше находился в статической позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку».

Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными. На всех этапах занятия даются задания, где нужно не только говорить, но и действовать.

Упражненияна автоматизацию звуков с двигательными заданиями:

• летать на самолёте, расправив руки – «крылья»«Л», выше – звучать потише, ниже – громче;

• ездить на маленькой игрушечной машинке по ломаным спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины,имитируя звук мотора: «Р-Р-Р»;второй вариант: имитировать работу мотора, делать вращательные движения кулачками;

• пробежать по «звуковой» дорожке жука «Ж-Ж-Ж», змейки – «Ш-Ш-Ш», комарика – «З-З-З», воды «С-С-С»;

Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

«Игра на пианино» (используется картонный муляж, пропевать слоги «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ» на знакомые мелодии, можно сделать песенку грустной или весёлой;

«Подарок»: логопед предлагает каждому ребёнку быть звуком «С»и получить в подарок гласный звук: «А, О, У, Ы». Далее, кидая ребёнку мяч, логопед называет только гласный звук, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком «С»,

«Волшебные звуки» логопед предлагает детям встать парами,так как он их позовет: «А-У», «У-А» (на головах у детейодеты цветные колпачки: красный — гласный, синий, зелёный – твёрдый, мягкий согласный);

Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

игры с перебрасыванием (с перекатыванием) друг другу мяча. («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детёныша» и др.);

«Шаги»: сделать шаг вперёд только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т. д.). При ошибочном ответе шаг – назад. Игра заканчивается, когда ребёнок сможет дойти до заранее оговоренного предмета.

Варианты заданий при работе на уровне предложения:

«Живые слова»: каждый ребёнок выполняет роль определённого слова, его задача – занять своё место в предложении;

«Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы;

«Прошагай предложение»: ребёнок идёт и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать слово.

Эти и аналогичные им задания могут быть использованы и в других разделах логопедической работы. Применение таких заданий повышает эффективность и качество логопедической работы, а также способствует комплексной коррекции СДВГ

Источник

Логопедическая помощь детям

с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире, сотрудничать с ним, оказывать максимально эффективную логопедическую помощь вполне посильная задача. Часто ли нам встречаются дети, способные усидеть спокойно на месте, не задавая тысячи вопросов и, не откручивая параллельно очередную деталь от машинки. Непоседливость, любознательность, подвижность — нормальная черта поведения ребенка, особенно младшего возраста. Однако, любой непоседа способен сосредоточиться и, хотя бы на полчаса заняться кропотливой работой, требующей концентрации внимания и сосредоточенности, например конструктором или раскрашиванием по образцу.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в воспитании и обучении, речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность — признаками, по определению Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), характеризующими Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). По данным специалистов Центральной городской больницы (ЦГБ): на пятнадцать — двадцать малышей дошкольного возраста обязательно придется один ребенок с признаками СДВГ. Все основные характеристики внимания: концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объём — у таких детей развиты ниже условно возрастной нормы. Также у детей с синдромом гиперактивности, отмечают нарушения восприятия и памяти. Речевое развитие гиперактивных детей зачастую не соответствует возрасту. Могут быть различные нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематических процессов, общее недоразвитие речи, тахилалия, заикание.

Дети с нарушениями речи, отягощенными диагнозом СДВГ, требуют к себе особого внимания. Логопед работает над звуковой стороной, общим развитием речи, обязательно учитывая также нарушение координации движений, недостаточное развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, чем у детей того же возраста с нарушениями в развитии речи без гипердинамичности. Речевые расстройства у детей с СДВГ требуют более тщательного подбора методов коррекционной работы. Логопедическая работа в своей основе предусматривает использование большого количества повторяющихся упражнений, требующих от ребенка сосредоточенности и усидчивости. А гиперактивные дети неохотно выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.

При работе с детьми с СДВГ, ничего, кроме вреда, не могут принести призывы к ребенку «сосредоточиться», «взять себя в руки», «не отвлекаться», бесполезной тратой времени будут и попытки уговорить или заставить такого ребенка «сидеть спокойно» и «не вертеться», когда ему что-то читают, рассказывают или иным образом занимаются с ним. Вся беда в том, что как раз сосредоточиться гипердинамический ребенок категорически не может. Усаженный на занятия, он уже через пять минут рисует в тетрадке, катает по столу машинку или просто смотрит в окно. Еще десять минут спустя ему очень захочется пить, есть и так далее. Он бесконечно вертится на месте, отвлекается и болтает.

Как же помочь такому ребенку и сделать логопедическую работу максимально эффективной? Логопед проводит как групповые, так и индивидуальные занятия с данной категорией детей, но все же предпочтительнее индивидуальная форма проведения занятий. Ребенку индивидуальные занятия помогают максимально раскрыться, а логопеду — подобрать наиболее эффективный способ индивидуальной коррекции.

Логопед должен почувствовать ребёнка, «поймать общение на одной волне», чтобы в дальнейшей работе исходить из его потребностей и возможностей. Педагогу важно и нужно выявить интересы ребёнка: например, одному ребёнку нравятся игры соревновательного характера, другому игры с таймером, третьему настольные игры и, исходя из выявленных интересов, планировать занятия, тем самым, вызывая у ребёнка позитивную мотивацию в занятиях. Это самый главный, основополагающий принцип, который должен использоваться при проведении логопедических занятий с дошкольниками с СДВГ. Положительная мотивация к занятиям достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к процессу деятельности, к педагогу, с которым ребенок имеет дело. Это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к их совместной деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности.

Читайте также:  Овечий стул у ребенка 4 года

Не менее важный аспект — сформировать ритуал занятия. Этапы занятия должны быть чётко обозначены, понятны, интересны для ребенка, повторяться на каждом занятии. Меняются только задания. Необходимо также отработать правильную последовательность выполнения заданий. Педагоги часто рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, а потом переходить к легким. Но для данных детей это недопустимо. Столкнувшись сразу в начале работы с трудностями, ребенок, образно говоря, «опустит руки» и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность и готовность к работе. Помните: гиперактивные дети любят делать то, что у них получается. Трудности их вовсе не стимулируют и не воодушевляют! Поэтому начинать нужно с самого легкого задания, с того, которое у ребёнка обязательно получится. Дальше нужно переходить к более трудным, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. Заканчивать нужно опять же чем-нибудь легким. А под конец можно повторить что-нибудь из уже известного. При такой расстановке сил у ребенка останется ощущение успешности занятия в целом.

При проведении занятий с данной категорией детей необходимо предлагать ребёнку больше игр на развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса, давать ребёнку выплеснуть свою энергию с помощью различных шуршащих, гремящих пособий. Не «ломайте» ребенка, а исходите из его особенностей!

И еще несколько необходимых правил, которые могут использовать родители и педагоги для того, чтобы занятия с гиперактивными детьми были наиболее эффективными:

  • Не ожидайте всего и сразу. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время занятий.
  • Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий.
  • Контролируйте ребёнка с СДВГ, так как ему сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы педагог и родитель при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» был последователен. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя.
  • Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее, используя те способы, которые ему больше всего нравятся.
  • Не требуйте аккуратности в начале работы, для того, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Оценивайте работу ребёнка, используя различные оценки (солнышко, звёздочку и т. п.), так как, получив хорошую оценку, ребенок понимает: сегодня он молодец. Он доволен собой и хочет еще раз выполнить получившееся упражнение. А педагогам и родителям только этого и нужно, для закрепления результата.
  • Используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

При работе с гиперактивными детьми, нам нужен устойчивый положительный результат! Ведь его успех — это и наш успех тоже! Его работа — и наша работа, его чистая, правильная речь — и наша заслуга и огромное удовольствие от своей нелегкой, но такой нужной работы!

Источник

Гиперактивный ребенок на занятии у логопеда.

Кому из нас не знакома эта картина: на тебя внимательно смотрят 20 пар глаз, в группе тишина, все внимательно слушают и только один единственный всем надоевший Иванов никак не может сосредоточиться и хотя бы спокойно посидеть, никому не мешая? Большего от него уже и не требуется.

— Иванов, не вертись!

— Иванов, не ерзай!

— Иванов, не отвлекайся!

И что-то же с ним делать с этим непоседливым Ивановым? Многочисленные повторения, прикрикивания, одергивания, наказывания – не дают результата. Разговоры с родителями заканчиваются тем, что измученные родители сами начинают жаловаться на беспокойного ребенка. Они уже давно опустили руки, отчаялись, и со страхом ждут школы. Никакие меры не помогают привести Иванова в чувство. Наказание приводит лишь к тому, что ребенок обижается на весь белый свет, потому что просто не понимает, в чем он виноват.

И на самом деле – он не виноват. Ведь дело в том в том, что перед нами не просто Иванов, а «гипер-Иванов», ребенок с синдромом гиперреактивности. В мед книжке такого ребенка, как правило, есть запись – «ММД» или «СДВГ». Стараясь помочь ребенку и разобраться в чем все-таки дело, в недостатках ли воспитания или пред запущенности, в плохом характере, или в заболевании, я погрузилась в специальную литературу. Анализ литературы по данной теме, и личные наблюдения, позволили мне сделать некоторые выводы и выработать определенные приемы работы, благодаря которым можно добиться хороших результатов в логопедической работе с гиперактивным ребенком. Надеюсь, что эта информация будет полезна коллегам-логопедам, воспитателям и родителям.

Известно, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это дисфункция центральной нервной системы. Нейрохимическая теория говорит о том, что у таких детей наблюдается пониженное кровоснабжение в лобных долях и существенно снижен глюкозный обмен веществ в этой области. Это функциональное нарушение приводит к дисбалансу между центрами возбуждения и торможения мозга, причем центры торможения менее активны, в результате чего преобладает деятельность центров возбуждения. Какие точно вредные воздействия приводят к нарушению мозговой деятельности достоверно неизвестно. Среди причин называют и отравление свинцом, и пищевые добавки, и длительное пребывание в условиях искусственного освещения, и… многое, многое другое. В литературе часто СДВГ называют болезнью цивилизации. Я не ставлю перед собой целью подробное описание причин возникновения синдрома, так как вряд ли это поможет сейчас мне в работе. Синдром у ребенка уже есть и моя задача помочь ребенку найти приемлемые и эффективные способы взаимодействия с окружающим миром.

Для того чтобы понять каким образом надо вести занятия с гиперактивным ребенком, надо хорошо представлять и его психологические особенности. Необходимо отметить, что СДВГ проявляется по-разному, есть дети, у которых прежде всего проявляется дефицит внимания, есть дети, у которых на первый план выходит гиперактивность, а есть дети, у которых и то и другое качество проявляется в равной степени. Поэтому, проводя занятия необходимо учитывать личностные особенности ребенка и делать акцент либо на развитие произвольности, либо на развитие внимания.

Читайте также:  Ребенку 4 года как можно отметить

Первое, что бросается в глаза, это то, что гиперактивный ребенок постоянно находится в движении. Он не может иначе. Так устроен его мозг. Вы будете видеть, что он или постоянно качается на стуле, или дрыгает ногой, или что-то вертит в руках. Остановиться он – НЕ МОЖЕТ. Поэтому, нет смысла одергивать ребенка «Не болтай ногами!», «Успокой свои руки!» — это ни к чему не приведет. Необходимо к этому качеству детей относиться спокойно, не раздражаясь, и стараться просто не обращать внимание. Интересен тот факт, что некоторые виды деятельности, связанные с нагрузкой на вестибулярный аппарат, снижают двигательную активность ребенка. Замечено, что у гиперактивных детей излюбленными являются такие простые виды двигательной активности, как покачивание, раскачивание, катание на каруселях и вращение вокруг собственной оси. Есть мнение, что вестибулярная стимуляция ведет к снижению гиперактивности и повышению степени активности ума и внимательности. Поэтому гипреактивным детям будут полезны роликовые доски, качели, трамплины, карусели, кольца, верховая езда. Гипреактивные дети бывают очень внимательны, например, когда они слушают истории, закрыв глаза, покачиваясь на качелях. Этот прием можно рекомендовать родителям, которые обеспокоены тем, что ребенок не любит слушать сказки. Первый вывод – стараться игнорировать двигательную активность ребенка, рекомендовать родителям в свободное время заниматься с ребенком видами деятельности, нагружающими вестибулярный аппарат.Второе, что бросается в глаза, это цикличность. Ребенок в некоторые моменты просто выключается. Исследования Л.Я. Ясюковой (2000) показывают специфику интеллектуальной деятельности ребенка с СДВГ, состоящей из цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активность далее, в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего цикла. В период отдыха мозг ребенка перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, что были какие-то перерывы в его работе. Поэтому вывод: задания для самостоятельного выполнения должны быть рассчитаны на 5-15 мин, или же необходимо предусмотреть паузы в работе. Например, при выполнении раскрашивания, можно дать возможность ребенку размять пальчики, встать потянуться, встряхнуть руки, сменить позу, а затем снова продолжать. Желательно разбивать задания на короткие этапы. При выполнении коротких заданий, не требующих длительного умственного напряжения, ребенок сможет лучше показать, на что он способен. Если же вы видите, что ребенок утомился необходимо сменить вид деятельности. Учитывая, что нашей задачей является развитие, тренировка слабых сторон его личности, можно постепенно стараться увеличивать время непрерывного выполнения задания.

Следующий момент, который не проходит не замеченным педагогом, это — отвлекаемость. Пролетела муха, за окном проехал грузовик, из кухни запахло обедом, кто-то громко кашлянул – ничто не остается без внимания ребенка, все для него одинаково важно, все отвлекает от выполнения задания. Повышенная чувствительность к всевозможным раздражителям – важная психологическая особенность гиперактивного ребенка. Наша задача – свести количество раздражителей к минимуму. Надо постараться создать такую рабочую атмосферу, в которой не будет ничего лишнего, отвлекающего ребенка от главной задачи. С этой целью желательно свести к минимуму наглядный материал. Убрать с поля зрения ребенка все, что сможет отвлечь внимание. Возможно, зеркало и отражение ребенка в нем будет являться для гиперактивного ребенка слишком большим раздражителем. Поэтому занятия эффективнее будет проводить вообще без зеркала. Желательно их проводить в одной и той же, хорошо знакомой ребенку обстановке. Первое занятие можно целиком посвятить знакомству ребенка с кабинетом, показать все, что там может быть интересного для него. Разрешить ему рассмотреть, потрогать все, что интересует. Можно договориться с ним, о том, что при условии выполнения задания ему будет разрешено в конце каждого занятия поиграть с особо понравившейся игрушкой. Индивидуальные занятия с гиперактивным ребенком, как правило, более эффективны, чем групповые.

С повышенной отвлекаемость связана невозможность сосредоточиться. Особенно важно учить ребенка сосредотачиваться, учить не отвлекаться на посторонние раздражители. С этой целью можно предложить ребенку выполнять некоторые задания с закрытыми глазами, чтобы он целиком мог сосредоточить внимание на сигналах, воспринимаемых с помощью слуха и осязания. Например, известные задания «Поймай звук» можно предложить выполнить ребенку с закрытыми глазами, чтобы он сосредоточился на звуках. Или же можно предложить игру «волшебный мешочек» так же с закрытыми глазами. Определять игрушку или букву на ощупь. Закрывая глаза, ребенок сможет лучше сосредоточиться. Можно дать задание определить материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, поролон), находящийся перед ребенком на данный момент. Он узнает это по звуку, ударяя палочкой по предмету закрыв глаза. Для логопедической работы необходимо развивать именно слуховое внимание ребенка, поэтому будет очень полезно выполнять упражнения «слушаем тишину», «что происходит на улице», «что или кто так звучит» желательно с закрытыми глазами. Для развития слухового внимания полезны также игры с использование слов-сигналов, на которые дети должны ответить определенным образом: подпрыгнуть и дотронуться до стены руками и т.д.

Гиперактивные дети привлекают внимание своей импульсивностью. Они могут вскакивать с места, выкрикивать ответы. Для развития контроля за импульсивностью желательно сразу договориться с ребенком о правилах поведения на занятии. Призывать ребенка к соблюдению правил следует, прибегая к «технике Д. Я. Ж.», т.е. сказать один раз «дружелюбно», второй раз «ясно» и третий раз «жестко». Требования формулируются на доступном для понимания детей языке. Вслед за словами должно идти конкретное действие. Правил поведения не должно быть слишком много, они должны быть просты и понятны. Желательно их оговорить перед началом занятий, и каждый раз перед проведением занятия их напоминать. Для развития контроля над собой полезно договориться с ребенком, что отвечать он будет только после вашей команды. Например, вы задаете вопрос, выдерживаете паузу, и только после команды «Говори!» выслушиваете ответ. Помогаете ребенку контролировать себя каким-нибудь запрещающим жестом.

Известно, что все люди могут управлять своими действиями только в том случае, если возбуждение, которое они испытывают, не переходит определенного порога. Это относится и умственной и физической деятельности. За пределами среднего уровня, будь то страх или ярость, уровень работоспособности резко снижается. У гиперактивных детей исходно высокий уровень возбуждения, который очень легко переходит верхнюю планку. Поэтому наша задача – ни в коем случае не повышать уровень возбуждения ребенка. Одергивания, окрики, не сдерживаемое раздражение взрослого – все это возбуждает ребенка. Наиболее важным приемом является обращение с ребенком при «выключенных эмоциях». Чем более спокойным будет общение, тем легче будет ребенку погасить свое возбуждение и вернуться в работоспособное состояние.

Читайте также:  Ребенку 4 года тяжело разговаривает

Учитывая повышенную эмоциональную и интеллектуальную утомляемость детей необходимо обязательно включать в структуру занятия расслабляющие паузы. Например, можно предложить поиграть в игру «Я твоя погода». Ребенок лежит в расслабленном состоянии на животе. Педагог (или другой ребенок) описывает различные состояния природы («Светит солнце; надвигаются тучи, падают капли дождя; начинается гроза с громом и молнией»), сопровождая рассказ то поглаживанием, то постукиванием и т.д. Полезен также массаж, выполняемый ежиком или теннисным мячом. Классическая музыка также является хорошим средством расслабления.

У детей с СДВГ часто возникают трудности в коллективе, их наказывают, они не понимают за что, в целом напряжении между ними и окружением усиливается. Если вначале люди еще проявляют терпение, то в конце чаще всего от гиперкинетиков отворачиваются. Очень велика опасность их социальной изоляции. Связанные с этим переживания оставляют в душе ребенка глубокий след. Возникает вторичная невротизация ребенка. Поэтому одной из главных задач педагога, является создание условий для переживания успеха и формирования положительной «Я-концепции». Ребенка обязательно надо подбадривать, хвалить за малейшее проявление выдержи, настойчивости, терпения, открыто проявлять свой восторг, если он довел дело до конца. В ходе занятия обязательно использовать прямой телесный и зрительный контакт. Если ребенок позволяет, можно погладить его, положить руку на плечо оказываю ему тем самым поддержку. Ни в коем случае не следует говорить: «Можешь, если захочешь!». Ребенок на самом деле хочет, но, к сожалению, – не может.

Работать с гиперактивным ребенком сложно. Но интересно! Потому что ребенок с СДВГ – активный, жизнерадостный, оптимистичный, находчивый, у него острый ум и потрясающее чувство юмора. Он не злопамятен, добр, весел и оптимистичен. Часто такие дети обладают хорошей фантазией, расторопны и азартны, охотно выполняют физическую работу. Гиперактивность хоть и неизбежна, но поддается контролю. Кроме заданий, которые применяет логопед для развития речи с обычными детьми, при занятиях с гиперактивным ребенком полезно встраивать в структуру занятия задания на развитие внимания, контроля над импульсивностью, развивающие произвольность. Но при этом надо учесть, что для детей с СДВГ не очень рентабельно использовать многофункциональные упражнения, позволяющие решать несколько задач одновременно, ввиду их рассеянности и снижения внимания. Перегрузка занятий новизной и разнообразием, перенасыщенность эмоциональными эффектами резко снизит качество и значимость проводимой работы.

Игры и упражнения для индивидуальных занятий.

Для развития произвольности:

• «Да и Нет не говори: отвечая на вопросы, дети не должны употреблять слова «да» и «нет»)

• «Летает – не летает»: поднять руки вверх только тогда, когда называют предмет, который может летать)

• «Съедобное –не съедобное»: в этой игре с гиперактивным ребенком мяч лучше не брать, а заменить ответ – каким-нибудь действием

• «Запретное движение», или «Запретное слово»: ребенок вслед за логопедом повторяет все слова, кроме одного, которое» назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши. Запретным может быть не просто одно слово, а все слова с каким-то запретным звуком. Или просто запретный звук)

• «Найди клад»: в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т.д.

Игры для развития внимания и памяти (слухового внимания и слуховой памяти).

• «Слушай хлопки»: если звучит один хлопок, нужно маршировать, если два – стоять на одной ноге, три хлопка – прыгать.

• «Исправь ошибки»: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

• «Послушай и повтори»: педагог шепотом за экраном произносит слова по теме урока, а дети вслух повторяют их.

• «Дятел»: педагог отстукивает разные ритмы в быстром темпе (… … … … и т. д.), а дети повторяют за ним.

• «Цепочка слов»: педагог называет слово, а дети по порядку придумывают слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего

• «Кто лучше слушает?»: педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

• «Хлопки»: логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

• «Запомни слова»: логопед называет 3 – 5 слов, дети должны повторить их в том же порядке.

• «Назови звук»: педагог произносит 3 – 4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков и спрашивает детей: «Какой звук есть во всех этих словах?»

• «Определи на слух самое короткое слово»: слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова.

• «Слушай и делай»: педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и подними руку», «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т.д.

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста.

• «Услышишь – хлопни»: логопед произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

• «Внимательный слушатель»: логопед произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

• «Нужное слово»: по заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

• «Зоркий глаз»: Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

• «Скажи наоборот»: взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Желаю успеха в работе с детьми!

Учитель-логопед:

Прокопьева Л.Ю.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/123623-giperaktivnyj-rebenok-na-zanjatii-u-logopeda

Источник