Гимнастика массаж для ребенка 1 год
Развивать физические данные маленького ребенка очень важно: чем больше работы с ним будет проведено, тем быстрее и увереннее он пойдет. Работа с детьми после года даст возможность сделать малыша более координированным, ловким и подвижным, что является предпосылкой для правильного развития и счастливого детства. Чтобы правильно заниматься с ребенком гимнастикой, необходим определенный комплекс упражнений и заданий, которые кроха должен выполнять ежедневно.
Особенности
Дети, которым исполнился годик, уже имеют немалый запас умений и знаний и хотят еще больше его расширять и совершенствовать. Благодаря помощи родителей, у них может появиться такая возможность, важно лишь взяться за дело всерьез и надолго. Зарядка для детей 1-2 лет должна быть несложной, но увлекательной, ведь основа деятельности малыша – это игра.
Чтобы правильно подобрать упражнения, важно проанализировать деятельность ребенка и сделать акцент на том, что пока не получается.
Исходя из возрастных особенностей и физического развития детей, можно строить занятия с малышом на базе следующих знаний.
- В 12-14 месяцев ребенок должен уже достаточно хорошо ходить, взбираться на метровую лестницу, лазить на четвереньках и преодолевать препятствия таким образом, подпрыгивать на одном месте и бросать мячик при помощи двух рук. Если какой-то вид деятельности не получается или идет с большими трудностями, стоит придумать комплекс игровых заданий на развитие проблемных умений.
- Для детей 14-16 месяцев нормой становятся свободное перешагивание через препятствие, броски мяча на расстояние, спуск и восхождение на лестницу при помощи приставного шага, а также подъем на невысокую горку. Занятия с малышом могут проходить как дома в виде зарядки, так и в виде активных игр на детской площадке.
- Когда малышу уже исполнилось 1.5 года, он может справиться с препятствиями, высота которых составляет не менее 10 сантиметров, влезть на бревно или небольшой пенек, бросить мячик в определенное место, прыгать на одном месте и ходить по небольшой возвышенности: бордюр, скамейка. Появление новых способностей может помочь в построении более сложного комплекса занятий для ребенка.
- В 1.6-2 года малыш может справиться с ходьбой по наклонной поверхности, залезть на лестницу высотой более метра, перешагнуть через препятствие высотой до 20 см, бросить мяч в нужное место с места на расстоянии до 70 см, активно бегать и прыгать. В этом возрасте полезно включать большое количество активных игр с перемещением, поскольку малыш уже достаточно развит.
- В 2-3 года у ребенка можно наблюдать способности к прохождению по наклоненной поверхности с разницей в 20-30 см от уровня пола, залезанию на табуретку, перешагиванию через препятствия любого размера и диаметра, не превышающего 30 см в высоту и 20 см в длину. Кроме того, он может достаточно далеко бросать мячик, активно бегать и прыгать. Для окрепших и сформировавшихся малышей нужно создавать полноценный комплекс утренней зарядки, который, кроме игр, уже будет включать спортивные упражнения.
Проведение физических упражнений положительно скажется на всех сферах развития ребенка, он будет более веселым, активным и любознательным. При помощи родителей сможет освоить гораздо больше умений, которые некоторым сверстникам будут еще не под силу. Правильно выбирая упражнения для детей разного возраста, можно добиться положительных результатов.
Зарядка для самых маленьких
Утренняя гимнастика помогает прогнать сон и быстрее прийти в норму, что важно как взрослому, так и ребенку, особенно если он ходит в садик или школу. Однако заниматься с детьми можно начинать гораздо раньше. В 1 год можно проводить профилактические массажи перед тренировкой, а в заключение – небольшую растяжку и упражнения на расслабление организма ребенка.
Суть работы в этом возрасте сводится к самым простым заданиям.
- Собрать предметы в корзинку соответствующего цвета. Задание помогает не только развивать физическую активность, но и учить цвета, что в этом возрасте очень важно.
- Бросить мяч в ведро (имитация баскетбола). Если есть детский баскетбол, можно бросать мяч в специальное кольцо.
- Найти спрятанную игрушку. Мама прячет недалеко игрушку средних размеров, ребенок должен ее найти.
- Зайди в круг. Положить на пол обруч и попросить ребенка зайти в него и выйти. Можно подать как игру: когда на улице дождик – нужно спрятаться, когда солнце – можно выйти из круга.
- Обязательно немного потанцевать с малышом, вырабатывая чувство ритма и поднимая настроение ребенку.
Занятия с детьми от года до двух
В полтора года можно усложнить комплекс занятий с ребенком.
- Ходьба, но не прямо, а вокруг предмета. Хорошо будет в процессе движения петь песни или проговаривать стишок.
- Игра в догонялки. Родитель направляет обруч катиться вперед, а ребенок должен успеть прийти к финишной черте быстрее, используя только ходьбу, а не бег.
- Прыг в лужу. Используется тот же обруч, задача в том, чтобы с двух ног перепрыгнуть обод и попасть внутрь. Чтобы малышу было интереснее, можно имитировать прыжки в лужи.
- Упражнения на ловкость. Поставить обруч на пол, ребенок должен сразу пройти через него, потом прыгнуть в него, а в конце – пролезть на четвереньках через него.
- Баскетбол. При помощи обруча, который родитель держит как баскетбольное кольцо, можно тренировать ловкость и координацию малыша, стоящего с мячом. Задача ребенка – правильно бросить мяч одной или двумя руками и попасть внутрь обруча.
- Упражнение на полу. Лежа на спине, подняв ноги вверх, нужно проводить кругообразные движения ногами, как бы прокручивая педали велосипеда.
- Упражнение на животе. Нужно одновременно поднять ноги и руки, имитируя лодочку, плывущую по волнам. Важно держать стопы и кисти прижатыми друг к другу. Задача малыша – как можно дольше удерживать такое положение.
- В качестве заминки можно использовать упражнение для развития мышц стопы: сидя на стуле, пальцами ноги подтянуть к себе обруч поочередно каждой ногой. Когда ребенок будет справляться с этим заданием легко, можно использовать мелкие игрушки, которые стопой нужно перекладывать с одного места в другое.
Такая активная и в то же время веселая работа с ребенком очень скоро даст свои плоды, и малыш будет активнее сверстников, более координированным и ловким, что поможет в подготовке к занятиям в садике и будущей спортивной секции.
Если говорить о занятиях с детьми в два года, то для них комплекс еще больше усложняется, и может иметь такой вид.
- Ходьба с использованием искусственно созданного возвышения или горки, на которую нужно зайти и сойти. Для первых попыток важно сопровождать ребенка и вести за руку, позже – лишь присутствовать рядом.
- Прыжковые упражнения. Проведение разных по направлению и высоте прыжков с проговариванием стишков про зайку.
- Упражнение на координацию и гибкость. Натянуть веревку или положить гимнастическую палку на небольшой высоте и дать задание проползти под ней не касаясь.
- Упражнение с мячом. Учить работать с мячом при помощи одной руки, заводя ее за голову. Максимальная дальность должна быть около метра.
- Упражнение на равновесие. Выстроить дорожку с препятствиями и попросить ребенка пройти по ней, аккуратно перешагивая все, что встретится ему на пути.
- Упражнение лежа на спине. Подъем ног вверх, поочередно правой и левой, пробовать две вместе.
- Упражнение лежа на животе. Дать ребенку в руки мяч и попросить поднять руки вверх так, чтобы мяч оторвался от земли. Количество повторов – от 2 до 5.
- Если дома есть шведская лестница, то стоит поработать на ней, попросив малыша не спеша залезть на безопасную высоту и медленно слезть.
- Провести заминку при помощи пальчиковой игры с использованием стихов и разминки пальцев рук.
Комплекс упражнений может быть самым разнообразным, потому как он базируется на состоянии физического развития и здоровья ребенка. Если есть какие-либо противопоказания, временные или постоянные, то необходимо использовать ЛФК, по возможности тренироваться с малышом в бассейне и делать все, для того чтобы ребенок развивался нормально.
Подробнее о гимнастике для детей от 1 до 2 лет смотрите в следующем видео.
Источник
Детям на протяжении первого года жизни показаны 5 комплексов массажа и гимнастики, которые учитывают все физиологические особенности этого возраста. Для детей 1-3 лет разработаны особые 3 комплекса упражнений, которые способствуют развитию у них движений.
Первый комплекс (возраст 1,5-3 мес.)
- Массаж ручек и ножек (поглаживание).
- Рефлекторные упражнения – выкладывание на животик и ползание.
- Массаж спины и живота в виде поглаживаний.
- Растирание стоп.
- Рефлекторное разгибание и сгибание стоп.
- Разгибание позвоночника – проводится на левом и правом боку (рефлекторное упражнение).
Второй комплекс (возраст 3-4 месяца)
- Массаж ручек (поглаживание).
- Пассивное скрещивание ручек на груди.
- Массаж нижних конечностей (растирание, поглаживание, разминание).
- Массаж спинки (разминание и поглаживание).
- Активно-пассивное упражнение – поворот вправо со спинки на живот.
- Рефлекторное упражнение – положение «пловца».
- Массаж (растирание и поглаживание) живота.
- Массаж (похлопывание и растирание) стоп.
- Рефлекторные упражнения для стоп.
- «Бокс» — пассивное разгибание и сгибание ручек.
- Массаж грудной клетки (вибрационный).
- Поворот влево со спинки на живот.
Для всех упражнений исходное положение – горизонтальное.
Третий комплекс (возраст 4-6 месяцев).
- Скрещивание ручек на груди.
- Массаж ножек.
- Пассивное упражнение, имитирующее велосипедные движения («скользящие шаги»).
- Поворот вправо со спинки на животик.
- Массаж спины (разминание, поглаживание, похлопывание).
- Массаж животика.
- Рефлекторное «парение» на животе.
- Приподнимание туловища и головы при поддержке за отведенные в стороны руки (активное упражнение).
- Массаж стоп и упражнение для них.
- Разгибание и сгибание ручек или «бокс» (пассивное упражнение).
- Попеременное и совместное пассивное разгибание и сгибание ножек
- Рефлекторное «парение» на спине.
- Поворот влево со спинки на живот.
- Массаж (вибрационный) грудной клетки.
Все упражнения проводятся в исходном горизонтальном положении.
Четвертый комплекс (возраст 6-10 месяцев).
- Скрещивание ручек на груди при поддержке за кольца.
- Попеременное и совместное сгибание ножек и их разгибание (так называемые «скользящие шаги»).
- Поворот вправо со спинки на животик без поддержки за ручку.
- Массаж животика, спинки.
- Ползание.
- Присаживание малыша с поддержкой за отведенные в стороны ручки.
- Пассивное поднятие выпрямленных ножек.
- Круговые движения ручками.
- Активное упражнение — напряженное выгибание.
- Поворот влево со спинки на животик.
- Активное упражнение – приподнимание туловища (положение на животе), поддерживая дитя за выпрямленные ручки.
- Присаживание с поддержкой за ручки, которые разводят на ширину плеч (активное упражнение).
Все упражнения этого комплекса выполняются в горизонтальном исходном положении за исключением упражнения «бокс» (его в 8-месячном возрасте, когда ребенок уверенно сидит без опоры, можно выполнять в исходном положении сидя).
Пятый комплекс (возраст 10 месяцев – 1 год 2 месяца)
- Сгибание и разгибание ручек («бокс») с кольцами стоя или сидя.
- «Скользящие шаги».
- Массаж спины.
- Поворот в одну и другую сторону со спинки на живот.
- Поднятие тела вертикально из положения на животике, при этом дитя поддерживается за ручки.
- Наклон и выпрямление туловища.
- Поднятие до палочки выпрямленных ножек.
- Массаж живота.
- Присаживание, поддерживая при этом за разведенные на ширину плеч ручки (с палочкой).
- Приседание, поддерживая дитя за ручки с кольцами.
- Напряженное выгибание.
- Круговые движения ручками с кольцами.
- Присаживание самостоятельное, с фиксацией коленок, или при поддержке малыша за одну ручку.
Упражнения 3, 4,7, 8, 9 выполняются в горизонтальном исходном положении. Выполнение 10 и 13 упражнений проходит по речевой инструкции.
Шестой комплекс (возраст 1 год 2 мес. – 1 год 6 мес.)
- Сгибание ручек и их разгибание с кольцами. Выполняют с помощью взрослого в исходном положении стоя на полу.
- Приседание (ребенок стоит на полу).
- Поднятие до палочки выпрямленных ножек (исходное положение — лежа на полу).
- Дитя пролезает через обруч, лежа на животике.
- Ходьба по ребристой поверхности (к примеру, массажный коврик).
Седьмой комплекс (возраст 1 год 6 мес. – 2 года)
- Ходьба между двумя палками, веревками, по краю коврика или начерченной мелом дорожке и т.п. Ширину такой дорожки постепенно сужают, начиная с 30-25 см и до 10-5 см.
- В лежачем положении на полу носками прямых ног нужно достать обруч или из стоячего положения достать предметы, которые лежат на полу, при этом не сгибать колени.
- Проползти под обруч, скамейку, стул, палку и т.п., прогибая спину.
- Вытянуть ручки вверх и, держась за обруч или палочку, присесть, а затем подняться на носочки («какие мы маленькие и большие»).
- Покатать ногой карандаш, палочку и т.п., сидя на стуле.
- Перешагнуть через несколько предметов на полу, расстояние между которыми 20-30 см.
Гимнастику нужно проводить каждый день, через 30-40 мин. после завтрака, также можно провести занятие после сна малыша в дневное время. Форма одежды – майка и трусы. Упражнения выполняются на коврике босиком, при этом обязательно нужно открыть форточку или фрамугу. Длительность занятия – 10-12 минут. Для данного комплекса гимнастики нужно иметь две скакалки или веревки (длина 1-1,5 м), обруч (диаметр 45-50 см), палочка (диаметр 2,5 см, длина 40-50 см), брусочки, кубики, кегли и т.п.
Восьмой комплекс (возраст 2-3 года)
- Ходьба вдоль палочки, веревки или по дорожке, ширина которой колеблется в пределах 5-10 см.
- Достать предметы, лежащие на полу, при этом, не сгибая колени.
- Поднять голову и в лежачем положении посмотреть на игрушку, которая лежит на стульчике или приподнята на высоту 25-30 см.
- Перешагнуть через карандаши, палочки, кубики, которые располагаются друг от друга на расстоянии 20-30 см.
- Пролезать через палку, веревку, в обруч, под скамейку или стульчик, прогибая при этом спину.
- Поднять пальцами ног карандаш, лежащий на полу.
Проводят занятия через день или ежедневно, спустя примерно полчаса после завтрака или дневного сна. Занятия длятся 12-15 мин, ребенок при этом одет в майку и трусы. Все упражнения выполняются на коврике босиком, при этом нужно держать открытой форточку или фрамугу. Для занятий нужны скакалка или веревка, обруч (диаметр 45-50 см), палка (длина 1-1,5 м, диаметр – 2, 5 см), мяч, кубики, кегли, брусочки.
Источник
Скачала в интернете книгу «Энциклопедия методов раннего развития», вот инструкция из нее, как правильно делать гимнастику и массаж, малышам от 1 месяца, и варианты их проведения.
Зачем это нужно?
Массаж и гимнастика – это, прежде всего, лечебно-оздоровительные процедуры,
которые способствуют раннему развитию детей, улучшают психическое и физическое
самочувствие. Легкие спокойные прикосновения к коже ребенка помогают ему избавиться
от стрессов, активизируют внутренние резервы организма. Улучшается мышечный тонус
младенца, стимулируется его физическая активность – ведь в этом возрасте он еще не
может двигаться самостоятельно. Массаж и гимнастика способствуют усилению
кровообращения, очищают кожу малыша, удаляя отмершие клетки кожи.
Кроме того, эти занятия обычно доставляют ребенку огромное удовольствие, он учится
осознавать свое тело. Немаловажен и постоянный тактильный контакт с родителями,
который способствует стабилизации психики ребенка.
Что развивается с помощью массажа и гимнастики?
Костно-мышечная система. В результате систематических занятий массажем и
гимнастикой мышцы ребенка становятся крепкими и эластичными: при сокращении
мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует
рост костей, они становятся толще, шире и крепче.
Система кровообращения. Работающая мышца потребляет в семь раз больше кислорода
и в три раза больше питательных веществ, чем бездействующая. Это значит, что во время
упражнений мышечная ткань обильнее снабжается кровью; объем крови, выталкиваемой
сердцем в сосуды, увеличивается; усиливается и легочная вентиляция, то есть насыщение
крови кислородом.
Лимфатическая система. Массаж непосредственно действует на лимфатическую
систему, расположенную близко к коже. Ток лимфы ускоряется, тем самым содействуя
освобождению тканей от продуктов обмена веществ. Нормализуется течение обменных
процессов в организме.
Нервная система. Во время мышечной нагрузки происходит нормализация процессов
возбуждения и торможения. Кроме того, прикосновение материнских рук во время
проведения массажа и гимнастики способствует созданию атмосферы эмоционального
благополучия у ребенка.
Пищеварительная система. При коликах и болях в животе массаж приносит ребенку
существенное облегчение, высвобождая газы и позволяя малышу опорожнить кишечник.
Как этим заниматься?
Когда начинать?
Начинать занятия массажем и гимнастикой можно в первые же недели после родов.
Следует соблюдать принцип постепенности, переходя от простейших упражнений к более сложным.
Где и с кем заниматься массажем и гимнастикой?
В этом вопросе существуют две противоположные точки зрения. Некоторые врачи и
родители считают, что заниматься массажем и гимнастикой с ребенком первого года
жизни могут только подготовленные специалисты, закончившие профессиональные
курсы, знающие строение детского тела, направления течения крови и лимфы и прочие
тонкости. Сторонники этого взгляда предпочитают приглашать массажистов-
специалистов на дом или посещать их в детских поликлиниках, оздоровительных центрах.
Обычно в течение первого года жизни ребенку назначаются 4-5 курсов массажа и
гимнастики по 10-12 сеансов. Курсы проводятся один раз в 2-3 месяца, каждый сеанс
длится по 30-40 минут.
Другие врачи и родители считают, что никто лучше матери не чувствует тело своего
ребенка, а сам массаж не такая сложная наука, чтобы обычная женщина не смогла его
освоить. Кроме того, общение с чужим человеком является для ребенка раннего возраста
сильным эмоциональным стрессом. Сторонники такого подхода самостоятельно
занимаются с ребенком массажем и гимнастикой, обычно дважды в день – утром (вместо
«взрослой» зарядки) и вечером, перед купанием.
Как подготовиться к массажу и гимнастике?
Подготовьте стол, обеспечьте приток свежего воздуха
(например, откройте окна). В теплое время года можно проводить занятия на открытом
воздухе. Ребенка следует раздеть догола. Руки взрослого, проводящего занятия, должны
быть чистыми, сухими, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Часы,
кольца на время проведения занятий следует снять. Некоторые специалисты советуют
перед началом массажа смазать руки взрослого и тело ребенка маслом – для мягкости.
Однако против этого есть и возражения: масла и кремы усиливают скольжение, а тальк и
присыпки следует использовать только при повышенной потливости рук.
Как делать массаж и гимнастику?
Основные правила занятий массажа и гимнастикой.
1. Массаж и гимнастика не должны проводиться, если ребенок голоден, только что поел
или только что проснулся.
2. Упражнения должны доставлять ребенку удовольствие. Заниматься с плачущим
малышом недопустимо.
3. Следует чередовать упражнения для разных групп мышц, соблюдая принцип
«рассеянной нагрузки».
4. Строгая последовательность проведения – сначала массаж, потом гимнастика.
Рекомендуется проводить гимнастические упражнения с определенной областью тела
сразу после того, как закончен массаж этой области.
5. Обычно обе процедуры занимают 20-30 минут: 10-15 минут длится массаж и столько
же – гимнастика.
Вариантов проведения массажа огромное множество. Мы опишем два доступных
каждому варианта – самый простой и чуть посложнее. Самое главное – понять основные
принципы и применять их на практике.
Вариант 1
Массаж и гимнастика по Е. Комаровскому
В этом варианте массаж состоит из двух этапов: поглаживание и разминание.
Поглаживание – простейшее действие: взрослый проводит своей рукой по коже ребенка
без особого давления. Последовательность: ребенок лежит на спине – взрослый гладит ноги (стопа, голень, бедро), руки (кисть, предплечье, плечо). Ребенка переворачивают на
живот, гладят ягодицы, спину. Затем ребенок снова на спине – поглаживание живота,
грудной клетки, шеи, головы.
После окончания этапа поглаживания в той же самой последовательности взрослый
разминает мышцы, то есть проводит рукой и немного надавливает на тело ребенка. При
массаже живота основание кисти ставится ребенку на лобок, после чего четыре пальца
правой руки (кроме большого) массируют живот по часовой стрелке.
После окончания массажа проводится гимнастика, суть которой состоит в сгибании
конечностей.
Упражнение 1
Одной рукой возьмите ребенка за голень или бедро, другой – за большой палец ноги.
Крутите, наклоняйте, сгибайте голеностопный сустав в разные стороны (рис. 1). То же
самое повторите с другой ногой.
Упражнение 2
Одной рукой возьмите ребенка за бедро, другой – за голеностопный сустав или голень.
Сгибайте в разные стороны. То же самое повторите с другой ногой.
Упражнение 3
Обеими руками возьмите ребенка за обе голени и совершайте сгибательные движения,
аналогичные езде на велосипеде, а также круговые движения. При этом
одновременно задействованы коленные и тазобедренные суставы.
Упражнение 4
Одной рукой захватите руку ребенка чуть ниже локтя, другой – за пальцы рук. Крутите,
наклоняйте, сгибайте его руку в запястье. То же самое повторите с другой
рукой.
Упражнение 5
Вложите большой палец своей руки в ладонь ребенка, ухватив его при этом за запястье.
Сгибайте его руку в локте.
Упражнение 6
Обеими руками возьмите ребенка за обе руки, вложив большой палец в его ладонь и
ухватив остальными пальцами за запястье. Совершайте сгибательные и круговые
движения руками. Перекрещивайте его руки на животе и вновь разводите в
стороны.
Вариант 2
Массаж и гимнастика по И. Красиковой
В этом варианте массаж и гимнастика усложняются по мере взросления ребенка.
Отдельный комплекс упражнений предлагается для недоношенных детей.
Главная особенность предложенных упражнений – их комплексность, то есть каждое
упражнение представляет собой сложное комбинированное движение, в котором
участвуют многие группы мышц и не менее двух суставов. Эти комбинированные
движения соответствуют естественному развитию малыша, что отражено в названии
упражнений («ползание», «шаги» и др.). Отдельные суставные движения в этой системе
отсутствуют, так как считается, что они не свойственны ребенку раннего возраста.
Комплекс для ребенка в возрасте 1-3 месяцев
Упражнение 1. Массаж рук
Положите ребенка на спину, ногами к себе. Удерживайте руку ребенка за кисть, вложив
ему в ладонь ваш большой палец. Поглаживайте сначала внутреннюю, а затем внешнюю
поверхность его руки в направлении от кисти к плечу. Повторите то же с другой
рукой. Удобнее массировать правую ручку ребенка правой рукой, левую – левой.
Упражнение 2. Массаж ног
Поддерживайте ногу ребенка в полусогнутом положении, держа своей рукой его пятку.
Поглаживайте задненаружную поверхность в направлении от стопы к бедру. Повторите то же с другой ногой. Не рекомендуется массировать переднюю поверхность
голени, внутреннюю поверхность бедра, следует избегать толчков в коленные суставы.
Упражнение 3. Массаж спины
Положите ребенка на живот. Если малыш еще не удерживает голову, то поверните ее
набок сначала в одну, потом в другую сторону. Можно подложить ему под грудь
сложенную пеленку. Погладьте спинку ребенка несколько раз в направлении от ягодиц к
голове и обратно.
Упражнение 4. Разгибание позвоночника
Положите ребенка на бок. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, двумя
пальцами другой рукой проведите вдоль позвоночника от крестца к шее. В ответ
малыш прогибает спинку. Если этого не происходит, повторите поглаживание, чуть
усилив нажим. Затем повторите движение, перевернув ребенка на другой бок.
Упражнение 5. Массаж живота
Ребенок лежит на спине. Взрослый поглаживает его животик круговым движением по
ходу часовой стрелки. Постарайтесь на надавливать на область печени (правое
подреберье). Затем проведите встречное поглаживание: левая рука лежит в нижней части
живота ребенка, а правая – в верхней. Одновременно руки движутся в противоположных
направлениях: левая вверх, правая вниз. Затем проведите поглаживание косых
мышц живота: ладони рук лежат под поясницей ребенка, обхватывающими движениями
руки направляются навстречу друг другу, пальцы соединяются над пупком.
Упражнение 6. Укрепление мышц живота
Подведите ладони обеих рук под спину ребенка, поддерживая его голову. Медленно
поднимайте малыша почти до вертикального положения, затем медленно опускайте. Следите, чтобы ребенок упирался стопами в живот взрослого и не запрокидывал
головку.
Упражнение 7. Массаж стоп
Удерживайте ногу ребенка одной рукой в области голени. Указательный и средний
пальцы другой руки приложите к тыльной стороне стопы, создавая опору. Подушечкой
большого пальца энергично поглаживайте подошву круговыми движениями или рисуя
«восьмерку». Затем, не меняя положения рук, несколько раз согните и разогните ножку
ребенка в голеностопном суставе. Повторите упражнения с другой ногой.
Упражнение 8. Рефлекторное ползание
Положите ребенка на живот, согните ему ножки, разведя в сторону колени. Осторожно,
не прикасаясь к подошвам, обхватите стопы ребенка с тыльной стороны.
Затем прикоснитесь большими пальцами к обеим подошвам одновременно. В ответ
малыш рефлекторно разгибает ноги, энергично отталкиваясь и продвигаясь вперед.
Следите, чтобы ваши руки создавали хорошую опору и малыш мог бы оттолкнуться от
них. Уложите руки ребенка под грудью, чтобы они не мешали ему.
Упражнение 9. Эмбрион
Положите ребенка на спину, «сгруппируйте» его: сложите ручки крест-накрест на груди,
подтяните согнутые ноги к животу, широко разведя в стороны колени, наклоните головку
к груди.
Одной рукой придерживайте ему руки и ноги, другой – голову под затылком. В таком
«эмбриональном» положении покачайте ребенка взад-вперед, из стороны в сторону и по
кругу.
Упражнение 10. Рефлекторная ходьба
Возьмите малыша под мышки в вертикальном положении. Дайте ему прикоснуться
стопами к твердой поверхности стола. Ведите его, слегка наклоняя вперед и как бы
перенося вес его тела с одной ноги на другую, закрепляя тем самым врожденный рефлекс
ходьбы.
Держа ребенка на весу, старайтесь не сдавливать ему грудную клетку и следите, чтобы
он полностью ставил стопу на опору, а не «ходил» на цыпочках.
Комплекс для ребенка в возрасте 3-4 месяцев
Вышеперечисленные упражнения сохраняются (при этом некоторые из них
усложняются) и добавляются новые.
Упражнение 11. Кольцевое растирание
К упражнениям 1-2 в этом возрасте добавляется кольцевое растирание: вложите свой
большой палец в кисть ребенка, а большим и указательным пальцем другой своей руки
обхватите его руку в области запястья. Делайте энергичные кольцевые растирания, в 3-4
оборота продвигаясь до локтя, а затем в 5-6 оборотов до плечевого сустава.
Повторите упражнение на другой руке. Аналогично проводится кольцевое растирание
ног, но ноги растираются обеими руками, которые движутся от стопы к бедру.
Упражнение 12. Повороты со спины на живот
Повороты выполняют 2-3 раза в каждую сторону. Вложите указательный палец своей
руки в ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. Указательным и
большим пальцем другой руки обхватите снизу одну ногу ребенка, а другими пальцами
той же руки – вторую ногу (захват «вилочка»). Поверните таз ребенка вперед,
малыш самостоятельно повернет верхнюю часть тела и голову. Задержите малыша в этом положении на несколько мгновений, затем выведите ручку немного вперед – и он
перевернется на живот.
Упражнение 13. «Боксер»
Ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладошки ребенка,
остальными пальцами слегка придерживайте его кисти.
Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, как бы боксируя ими.
Избегайте резких рывков.
Упражнение 14. «Пловец»
Поверните малыша на живот. Поддерживая его ноги «вилочкой» и поднимая их,
подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите ребенка над
столом. Малыш в течение нескольких секунд просто лежит на вашей ладони, как
на площадке.
Упражнение 15. Покачивание на мяче.
Положите ребенка животом на надувной мяч, широко разведя его ноги в стороны.
Покачайте его в различных направлениях. Побуждайте его самостоятельно
отталкиваться руками и ногами от поверхности стола. Затем положите ребенка на мяч
спиной и покачайте в разные стороны.
Комплекс для ребенка в возрасте 4-6 месяцев
К предыдущим упражнениям добавляются новые.
Упражнение 16. Скользящие шаги
Малыш лежит на спине. Удерживайте его ножки в нижней части голеней. Выпрямите
одну ногу, скользя при этом стопой по поверхности стола.
Таким же образом выпрямите другую ногу. Сгибайте ноги ребенка вместе или
поочередно, широко разводя колени в стороны. Можно менять темп движений:
медленно – быстро – медленно, и сопровождать шаги ритмичным счетом или присказкой.
Упражнение 17. Присаживание с прогибанием позвоночника
Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными слегка
придерживайте его кисти. Выпрямите руки ребенка, слегка разведя их в стороны. Легким
потягиванием руки и словами «садимся» побуждайте ребенка оторвать голову и верхнюю
часть тела. Приведите ребенка в сидячее положение. Перехватите своей левой
рукой обе руки малыша, соединив их спереди. Проведите двумя пальцами правой руки
вдоль его позвоночника снизу вверх. Ребенок будет разгибать спину.
Упражнение 18. Круговые движения руками
Малыш держится за большие пальцы ваших рук. Медленно, плавно разведите руки
ребенка в стороны, поднимите через стороны к голове и опустите вперед и вниз.
Затем измените направление движения: вперед, вверх, в стороны и вниз.
Комплекс для ребенка в возрасте 6-9 месяцев
К предыдущим упражнениям добавляются новые.
Упражнение 19. Ползание на четвереньках
Если ребенок еще не начал ползать, поставьте его на четвереньки, согнув ножки под
животиком, и, заинтересовав его игрушкой и слегка подталкивая сзади, побуждайте его
передвигаться вперед.
Упражнение 20. «Тачка»
Приподнимите малыша над столом горизонтально так, чтобы он опирался на
выпрямленные руки. Ноги захватите «вилочкой», свободной рукой поддерживайте его под
живот. Положите вперед игрушку и слегка покачивая вперед ребенка,
побуждайте его передвигаться на руках.
Комплекс для ребенка в возрасте 9-12 месяцев
В этом возрасте дети активно ползают и начинают ходить, поэтому занятия массажем и
гимнастикой часто приходится прекращать – сложно заставить ребенка делать то, что
хочет взрослый, а не он сам. Сохраняются все предыдущие упражнения в любых
сочетаниях. Побуждайте ребенка к самостоятельной ходьбе – например, поставьте его
ноги на свои и ходите вместе с ним.
Что для этого надо?
Прежде всего необходимо подготовить стол для занятий массажем и гимнастикой. Он
должен быть твердым и ровным (прекрасно подойдет обычный пеленальный столик).
Застелите его чистой пеленкой, под которую следует подложить клеенку и байковое
одеяло.
Желательно поставить стол так, чтобы к нему можно было подойти с разных сторон.
Место для занятий должно быть хорошо освещено, удалено от отопительных приборов,
острых углов, опасных предметов.
Очень полезно делать некоторые упражнения на мяче – он может стать первым
гимнастическим снарядом для ребенка. В магазинах можно найти большие надувные
пластиковые мячи (диаметром от 20 до 60 см). Чем ярче мяч, тем ин