Гимнастика для глаз ребенка 1 год
НАТАЛЬЯ МУХАРЕВА
Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста
Организация гимнастики для глаз с детьми раннего возраста
Глаза так много могут рассказать о человеке,
Слова и жесты вовсе не нужны,
Не зря же говорили люди,
Глаза – есть зеркало его души.
Анастасия Ланская
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. 90% информации человек получает через органы зрения. Когда кроха только появляется на свет, он видит лишь смешение света и теней. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще только формируется, а желтое пятно (участок сетчатки) вообще пока не образовалось. Постепенно, день за днем, острота зрения у маленького человека повышается, и его мозг получает все больше информации, необходимой для создания представления о внешнем мире.
Казалось бы – орган зрения в постоянном тонусе. Все время идет тренировка. И при этом – за последние шесть лет наблюдается колоссальный рост болезней во всем мире, только в нашей стране количество больных офтальмологическими заболеваниями увеличилось на три миллиона. Врачи предупреждают о развитии так называемой эпидемии заболеваний органа зрения. Почему же так происходит, и в чем проблема?
Вредных воздействий практически невозможно избежать в современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел, и будет смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого ребёнка. Таков образ жизни наших детей, и нужно учиться сохранять зрение именно в таких условиях.
Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика.
Целью проведения зрительной гимнастики — является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
Зрительную гимнастику следует начинать делать уже в раннем возрасте, которая проводится регулярно, не менее 2 — 3 раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам может массировать, разминать, поглаживать глазки ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками, главное, чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки, кругообразные движения, моргание, и т. д. количество упражнений, движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых появляются нессиметричные движения, то есть глаза, руки выполняют разные движения.
Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия,которые послужат началу формирования необходимых умений: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого. Повторять движения. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с подражания, затем дети выполняют гимнастику по этапному показу действий воспитателем, по целостному образу и только потом по словесному указанию. Роль взрослого состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребенка.
Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.
В практике нашего ДОУ нами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:
игровая физминутка; с предметами;
по зрительным тренажёрам;
комплексы по словесным инструкциям; со стихами;
с опорой на схему;с сигнальными метками;
с индивидуальными офтальмотренажерами;
с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
электронная зрительная гимнастика.
«Елка».
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Гимнастика для глаз для детей раннего возраста
1. «Забавный» тренинг
Задачи: Разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз.
Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.
Также можно посчитать пешеходов с зонтиками, рассмотреть окна, в которых горит свет, проследить за полетом вороны, посмотреть в разные стороны, переводить взгляд с земли на небо и наоборот.
2. «Рисование» взглядом
Задачи: Разнообразить движения глаз.
«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом, то другим глазом, через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.
3. Чередование эпизодов света и темноты.
Задачи: «Раскачка» мышц глаз.
Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных детской на площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту. Как это делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или птиц.
4. Игра «Найди зайку».
Задачи: Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.
Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то — одним, то — другим глазом, через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.
5. «1-2-3-посмотри»
Задачи: Развивать глазодвигательные навыки.
На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие;обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении,сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.
6.«Птичка»
Задачи: Развивать двигательную систему глаз.
Ход:
Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)
Собой невелички.
Как они летели, (Вправо – влево)
Все люди глядели.
Как они садились, (Вверх – вниз)
Все люди дивились.
7.«Лошадка»
Задачи: Содействовать укреплению двигательной системе глаз.
Ход:
Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)
Вправо – влево. (Вправо — влево.)
Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)
8. Упражнение «Солнышко»
Задачи: Снять физическое, психическое и зрительное напряжение
На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте
голову то в одну,то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу. «Здравствуй! — солнышку скажу».
9. Упражнение «Моргание»
Задачи: активизировать глазодвигательные функции.
Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка крыльями машет».
10. Глазодвигательные тренинги
Задачи: Формировать рациональные способы зрительного восприятия.
Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты.
11. Упражнение «Прищепочки»
Задачи: Снизить нагрузку на глаза.
Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам. 12. Упражнение «Самолет»
Задачи: Снять зрительное утомление.
Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)
С ним собрался я в полет.
Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)
И внимательно гляжу (смотреть на кулак)
Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них,
Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами).
13. Упражнение «Ловим мыльные пузыри»
Задачи: развитие зрительно – моторной координации
(глаза – руки,
Ход: (глаза – руки, умения ориентироваться в пространстве.
14. Упражнения «Воздушный шарик»
Задачи: развития зрительной координации.
Ход: Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом
можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.
Можно уменьшать или увеличивать размер шара.
15. Игра «Бегающий зайчик»
Задачи: Укрепление мышечной системы глаз.
Ход: предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за
черно – белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т. д., при этом пойте песню или разговаривайте.
16. Игра «Сидим и бросаем»
Задачи: развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации.
Ход: положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз.
17. Упражнение «Зоопарк»
Задачи: способствовать увеличению остроты зрения.
Ход: Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слоноежей, зайчиков, улиток).
Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом
(сверху – вниз, снизу – вверх).
18. Упражнение «Солнечный зайчик»
Задачи: улучшить кровоснабжение глаз.
Ход: взгляд фокусируется на светящемся предмете
(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике».
Находящемся на маленьком расстоянии от глаз.
19. «Новогодняя ёлка»
Задачи: Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.
Ход: Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными
огоньками, но не в полной темноте.
20. «Аквариумные рыбки»
Задачи: стимулировать кровообращение органа зрения.
Ход: предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,
блестящей чешуей.
21. «Кискины глазки»
Задачи: укрепить глазную мышечную систему.
Ход: выпучивание глаз, зажмуривание, широко открывать глаза,
посмотреть вверх, вниз, в сторону.
22. «День — ночь»
Задачи: улучшать кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения
Ход: ребенок входит в темную комнату (с взрослым, а выходит в освещенную комнату.
23. «Спи глазок, спи другой»
Задачи: активизировать глазодвигательные функции.
Ход: поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.
24. «Прятки»
Задачи: Разнообразить движения глаз.
Ход: прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались — нашлись»
Источник
Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста
воспитатель ЧДОУ «Детский сад «Родничок» г.Перми
Макарова Людмила Викторовна
Глаза так много могут рассказать о человеке,
Слова и жесты вовсе не нужны,
Не зря же говорили люди,
Глаза – есть зеркало его души.
Анастасия Ланская
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. 90% информации человек получает через органы зрения. Когда кроха только появляется на свет, он видит лишь смешение света и теней. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще только формируется, а желтое пятно (участок сетчатки) вообще пока не образовалось. Постепенно, день за днем, острота зрения у маленького человека повышается, и его мозг получает все больше информации, необходимой для создания представления о внешнем мире.
Казалось бы – орган зрения в постоянном тонусе. Все время идет тренировка. И при этом – за последние шесть лет наблюдается колоссальный рост болезней во всем мире, только в нашей стране количество больных офтальмологическими заболеваниями увеличилось на три миллиона. Врачи предупреждают о развитии так называемой эпидемии заболеваний органа зрения. Почему же так происходит, и в чем проблема?
Вредных воздействий практически невозможно избежать в современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел, и будет смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого ребёнка. Таков образ жизни наших детей, и нужно учиться сохранять зрение именно в таких условиях.
Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика.
Целью проведения зрительной гимнастики — является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
Зрительную гимнастику следует начинать делать уже в раннем возрасте, которая проводится регулярно, не менее 2 — 3 раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам может массировать, разминать, поглаживать глазки ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками, главное, чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки, кругообразные движения, моргание, и т. д. количество упражнений, движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых появляются нессиметричные движения, то есть глаза, руки выполняют разные движения.
Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого. Повторять движения. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с подражания, затем дети выполняют гимнастику по этапному показу действий воспитателем, по целостному образу и только потом по словесному указанию. Роль взрослого состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребенка.
Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.
В практике нашего ДОУ нами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:
- игровая физминутка; с предметами;
- по зрительным тренажёрам;
- комплексы по словесным инструкциям; со стихами;
- с опорой на схему;с сигнальными метками;
- с индивидуальными офтальмотренажерами;
- с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
- электронная зрительная гимнастика.
«Елка».
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Комплексы гимнастики для глаз для детей раннего возраста
1. «Забавный» тренинг
Задачи: Разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз.
Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.
Также можно посчитать пешеходов с зонтиками, рассмотреть окна, в которых горит свет, проследить за полетом вороны, посмотреть в разные стороны, переводить взгляд с земли на небо и наоборот.
2. «Рисование» взглядом
Задачи: Разнообразить движения глаз.
«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом, то другим глазом, через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.
3. Чередование эпизодов света и темноты.
Задачи: «Раскачка» мышц глаз.
Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных детской на площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту. Как это делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или птиц.
4. Игра «Найди зайку».
Задачи: Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.
Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то — одним, то — другим глазом, через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.
5. «1-2-3-посмотри»
Задачи: Развивать глазодвигательные навыки.
На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.
6.«Птичка»
Задачи: Развивать двигательную систему глаз.
Ход:
Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)
Собой невелички.
Как они летели, (Вправо – влево)
Все люди глядели.
Как они садились, (Вверх – вниз)
Все люди дивились.
7.«Лошадка»
Задачи: Содействовать укреплению двигательной системе глаз.
Ход:
Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)
Вправо – влево. (Вправо — влево.)
Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)
8. Упражнение «Солнышко»
Задачи: Снять физическое, психическое и зрительное напряжение
На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте
голову то в одну, то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу. «Здравствуй! — солнышку скажу».
9. Упражнение «Моргание»
Задачи: активизировать глазодвигательные функции.
Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка крыльями машет».
10. Глазодвигательные тренинги
Задачи: Формировать рациональные способы зрительного восприятия.
Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты.
11. Упражнение «Прищепочки»
Задачи: Снизить нагрузку на глаза.
Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.
12. Упражнение «Самолет»
Задачи: Снять зрительное утомление.
Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)
С ним собрался я в полет.
Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)
И внимательно гляжу (смотреть на кулак)
Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них,
Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами).
13. Упражнение «Ловим мыльные пузыри»
Задачи: развитие зрительно – моторной координации
(глаза – руки,
Ход: (глаза – руки, умения ориентироваться в пространстве.
14. Упражнения «Воздушный шарик»
Задачи: развития зрительной координации.
Ход: Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом
можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.
Можно уменьшать или увеличивать размер шара.
15. Игра «Бегающий зайчик»
Задачи: Укрепление мышечной системы глаз.
Ход: предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за
черно – белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т. д., при этом пойте песню или разговаривайте.
16. Игра «Сидим и бросаем»
Задачи: развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации.
Ход: положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз.
17. Упражнение «Зоопарк»
Задачи: способствовать увеличению остроты зрения.
Ход: Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слоноежей, зайчиков, улиток).
Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом
(сверху – вниз, снизу – вверх).
18. Упражнение «Солнечный зайчик»
Задачи: улучшить кровоснабжение глаз.
Ход: взгляд фокусируется на светящемся предмете
(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике».
Находящемся на маленьком расстоянии от глаз.
19. «Новогодняя ёлка»
Задачи: Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.
Ход: Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными
огоньками, но не в полной темноте.
20. «Аквариумные рыбки»
Задачи: стимулировать кровообращение органа зрения.
Ход: предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,
блестящей чешуей.
21. «Кискины глазки»
Задачи: укрепить глазную мышечную систему.
Ход: выпучивание глаз, зажмуривание, широко открывать глаза,
посмотреть вверх, вниз, в сторону.
22. «День — ночь»
Задачи: улучшать кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения
Ход: ребенок входит в темную комнату (с взрослым, а выходит в освещенную комнату.
23. «Спи глазок, спи другой»
Задачи: активизировать глазодвигательные функции.
Ход: поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.
24. «Прятки»
Задачи: Разнообразить движения глаз.
Ход: прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались — нашлись»
Источник