Гимнастический мяч для ребенка 5 лет
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях — одна из актуальных задач современной педагогики.
Одна из эффективных форм работы с дошкольниками является методика работы с коррекционными мячами, или фитболами. Гимнастика с использованием фитболов относиться к одному из видов фитнес-гимнастики.
Упражнения на фитболе также эмоционально украшают занятия, позволяя использовать мяч в качестве «лошадки», что способствует формированию очень важного для ребенка двигательного навыка — прыжка из различных исходных положений. Длительное применение фитбола в качестве предмета для прыжковых упражнений позволяет не только значительно улучшить количественные и качественные показатели данного двигательного навыка, но и улучшает координационные возможности ребенка.
Фитбол-гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи:
— учиться правильно сидеть на фитболах;
— учиться покачиваться и подпрыгивать на фитболах;
— научиться выполнять упражнения в разных исходных положениях;
— укреплять различные группы мышц;
— формировать и закреплять навык правильной осанки;
— тренировать способность удерживать равновесие;
— учиться выполнять упражнение в паре со сверстниками, танцевальные движения;
— побуждают детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности.
Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 3—4 лет — 20—25 минут, с детьми 5—6 лет — 30—35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).
«Золотые правила» фитбол-гимнастики:
Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.
- Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие — либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
- Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
- Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
- Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
- Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
- При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
- Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
- При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
- Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
- Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.
- На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
- Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.
- Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях. Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.
Механизмы физиологического воздействия упражнений на фитболе на организм ребенка
В практике спорта, педагогики и медицины накоплен значительный опыт по использованию мячей для решения оздоровительных и спортивных задач.
Мячи большого диаметра — фитболы — появились сравнительно недавно и уже завоевали широкую популярность. Фитбол в переводе с английского языка означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика.
Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель (его масса равна примерно 1 кг).
На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от роста и возраста занимающихся. Для детей 3—5 лет диаметр 45 см, от 6—10 лет — 55 см. Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°. Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим.
Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета. Тёплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы. Так же стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.
Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.
Зелёный цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени.
Цветовое оформление помещения, в которых дети занимаются физическими упражнениями и развивающими играми, существенно отличается от комнат, где дети отдыхают. Интерьер игровой комнаты или спортивного зала, выполненный яркими цветами и оборудованный спортивными снарядами, будет стимулировать творческую и игровую активность детей.
Помимо цветового влияния на организм человека фитболы оказывают также вибрационное воздействие. Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая — возбуждающе. На занятиях с детьми используется лёгкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча). Вибрация, сходная с верховой ездой, используется в лечении остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении. При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник.
Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе уже способствует формированию навыка правильной осанки. Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, что является важным для коррекции сколиотических отклонений в грудопоясничном отделе позвоночника. Выполнение упражнений в исходном положении лежа животом или спиной гораздо тяжелее, чем на устойчивой опоре. Поддерживание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, решая задачу формирования мышечного корсета за счёт укрепления мышц спины и брюшного пресса.
Этапы освоения детьми упражнений с использованием фитболов
1-й этап.
Задачи этапа и их реализация.
1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
— различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;
— отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;
— передача фитбола друг другу, броски фитбола;
— игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).
2. Обучить правильной посадке на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
— сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);
— сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.
Например:
а) повороты головы вправо-влево;
б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;
в) поднимание и опускание плеч;
г) скольжение руками по поверхности фитбола;
д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;
е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.
3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).
Рекомендуемые упражнения:
— Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.
Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1—2 присели, проверили положение; 3—4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели.
Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.
И.п. — упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе;
присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;
вернуться в исходное положение.
И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.
И.п. — лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.
И.п. — лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад.
Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.
И.п. — лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.
И.п. — лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.
И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.
Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся детей.
Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.
Организационно-методические указания к занятиям на фитболах
Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5—6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.
Занимающиеся дети с фитболами должны находиться на расстоянии 1—1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале.
Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
2-й этап.
Задачи этапа и их реализация:
1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины;
в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.
Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:
ходьбу на месте, не отрывая носков;
ходьбу, высоко поднимая колени;
из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;
приставной шаг в сторону:
из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.
2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
Рекомендуемые упражнения:
поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на фитболе;
поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;
то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.
3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
наклониться вперед, ноги врозь;
наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;
наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;
наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;
сохранить правильную осанку и удержать равновесие в разных положениях: руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх; согнуть в локтях; выполнить круговые движения руками;
сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.
И.п. — лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.
И.п. — лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.
И.п. — лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями.
В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.
И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.
И.п. — лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.
Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения — руки за голову.
4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;
сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.
Организационно-методические указания.
При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола!
Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.
3-й этап.
Задачи этапа и их реализация:
1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
Рекомендуемые упражнения:
комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся.
2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания;
то же упражнение выполнять, сгибая руки;
стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено -на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;
лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90°, точка контакта с мячом — на средней линии лопаток;
сидя боком к фитболу на полу, дальняя от фитбола нога согнута и упирается ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности мяча, разгибая опорную ногу, «накатиться» на фитбол, удерживая равновесие;
И.п. — то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку поднять вверх;
И.п. — то же, выполнять одновременно од-ноименной рукой и ногой.
4-й этап.
Задача этапа и ее реализация:
1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
Рекомендуемые упражнения:
И.п. — в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.
И.п. — то же, но опора на фитбол одной ногой.
Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.
Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.
Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.
И.п. — то же, ноги вверх.
Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.
Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу.
Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.
Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.
То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.
Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.
То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.
Источник
Разбираемся, насколько полезны такие упражнения и могут ли они навредить ребёнку.
Зачем используют фитбол?
Фитбол применяют для гимнастики с грудными детьми в возрасте от одного месяца. Ребёнка кладут на мяч спиной или животиком, покачивают, перекатывают вперёд‑назад и из стороны в сторону.
Считается , что вибрация улучшает кровообращение малыша и приучает его мышцы к работе, а перекатывания и контакт с поверхностью фитбола развивают вестибулярный аппарат и помогают формировать двигательные навыки.
На YouTube можно найти немало роликов, в которых мамы показывают, как заниматься с грудничками, и рассказывают о преимуществах техники. Однако официальная медицина — и российская, и западная — не сильно интересуется этой темой.
Что говорит о фитболе для грудничков доказательная медицина?
Нам не удалось найти ни одного качественного научного исследования о пользе или особых преимуществах фитболов для развития грудных детей.
Единственная научная работа по теме — небольшое исследование Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. В нём учёные проверили эффективность фитбол‑гимнастики для развития детей грудного возраста с врождённым поражением нервной системы. После 10 получасовых занятий у грудничков улучшились зрительное и слуховое сосредоточение, повысился тонус мышц.
Надо сказать, что впервые фитболы для младенцев применили именно в целях реабилитации: педиатр Элспет Конг (Elseth Kong) и физиотерапевт Мэри Куинтон (Mary Quinton) использовали такие тренировки для детей с неврологическими проблемами.
А вот о том, как влияет фитбол‑гимнастика на здоровых детей, научный мир ничего не говорит. Известный педиатр Комаровский считает , что упражнения на фитболе не обладают особыми преимуществами по сравнению с другими видами активности.
Это очень полезно для психики мамы, особенно если у неё есть мяч, а у соседки нет… Это однозначно не вредно, но намного менее полезно, чем обычное ползание.
Евгений Олегович Комаровский, педиатр
То есть фитбол бесполезен для грудничков?
Это не совсем так. Есть по крайней мере три способа, как фитбол может помочь ребёнку и его родителям.
1. Фитбол сделает занятия с ребёнком интереснее и веселее. Динамическая гимнастика, разговоры, песенки, тактильный контакт — всё это необходимо для развития. Если вам интереснее заниматься с малышом на фитболе и вы будете делать это чаще, мяч определённо принесёт пользу.
2. Мяч поможет ребёнку привыкнуть к положению на животе. Это положение во время бодрствования полезно для детей на первом году жизни. Младенцы, играющие на животе более 80 минут в день, более успешно осваивают двигательные навыки.
При этом младенцы не любят находиться в таком положении, поскольку для контакта с окружающим миром им приходится напрягать мышцы — чтобы поднять голову, оторвать грудь от поверхности или дотянуться до чего‑то. Поскольку своё недовольство груднички выражают очень громко, родители редко кладут их на живот.
С помощью фитбола же вы можете постепенно приучить ребёнка к положению на животе и сделаете это время приятным и весёлыми для малыша.
3. Фитбол пригодится для укачивания и кормления ребёнка. Особенно он выручит, если эти действия занимают много времени. На мяче вы создадите нужную вибрацию, чтобы малыша потянуло в сон, и при этом не перегрузите свою несчастную поясницу.
Я точно не наврежу ребёнку?
В российском исследовании отметили , что фитбол‑гимнастика противопоказана детям с гипертонусом, нарушениями слуховой сенсорной системы и задержкой угасания тонических рефлексов.
Чтобы наверняка не навредить, перед началом тренировки проконсультируйтесь с педиатром и при необходимости с неврологом.
Здоровым детям фитбол‑гимнастика не помешает, особенно если вы начинаете постепенно и следите за состоянием ребёнка.
Как правильно заниматься с фитболом для грудничков?
Бывшая гимнастка, эрготерапевт и мама двух детей Кристи (Christie) советует вводить занятия постепенно. Ваша первая гимнастика на фитболе может длиться меньше минуты, и это нормально.
- Положите ребёнка на мяч на живот. Для начала расположите его не на самой вершине, а под наклоном, как если бы он лежал на вашей груди.
- Если ребёнок нормально реагирует на мяч, начните постепенно перекатывать фитбол вперёд, чтобы в конечном итоге малыш оказался на вершине в горизонтальном положении.
- Для начала лучше находиться за спиной ребёнка, чтобы вам было удобнее придерживать его. Затем, когда и вы, и малыш привыкнете к упражнениям и перестанете бояться, попробуйте держать его спереди. Так вы сможете установить зрительный контакт и строить ему смешные рожицы, так что ваше занятие пройдёт ещё веселее.
- Хорошо, если вы будете делать гимнастику вместе с партнёром. Один родитель может придерживать ребёнка сзади и осторожно перекатывать мяч вперёд и назад, а второй — веселить малыша, находясь перед ним.
- Когда младенец привыкнет к движению, попробуйте раскачивать мяч из стороны в сторону. Это будет новым испытанием для его вестибулярного аппарата и разнообразит ваши занятия.
- Пойте ему, рассказывайте истории и стишки, установите перед фитболом детский столик с яркими игрушками. Сделайте ваши занятия интересными и весёлыми для ребёнка, и они наверняка будут полезны.
Ниже на видео Кристи показывает, как можно заниматься на фитболе с годовалым малышом.
И часто можно так делать?
Поскольку официальных предписаний на этот счёт не существует, ориентируйтесь по состоянию своего ребёнка.
Если вам обоим нравится фитбол‑гимнастика, малыш с удовольствием проводит время на мяче и хорошо чувствует себя после упражнений, занимайтесь хоть каждый день.
Если же ребёнку не нравится, не заставляйте его. Не стоит перекатывать плачущего малыша, стремясь к регулярным тренировкам. Это не принесёт пользы ни ему, ни вам.
Источник