Гармония с ребенком 5 лет
Наблюдали со стороны отношения между детьми и их родителями? Маленькие детки такие послушные, милые, само очарование!… А через мгновение ребенок кричит страшным голосом, заострит свой носик, зрачки расширит, глазки прищурит, зубки стиснет… Кто-то замирает, у кого-то все вылетает из рук, кто-то в ответ злится, кто-то берет себя в руки, подходит к ребенку и спокойно успокаивает его, а кто-то…. даже боится!
Фото из личного архива.
Я прошла этот период и хочу помочь тем, кто испытывает сложности в общении с ребенком. Хочу уберечь психику детей и их родителей.
В чем же причина резкой перемены поведения ребенка?
Фото из личного архива.
Их очень много, но я выделила несколько из них для понимания:
Причина 1.
Ребенок познает мир. Ему очень интересно сделать именно это действие конкретно в данный момент времени. А ребенку не позволяют этого сделать, не объяснив причины.
Если вы ничего не запрещали здесь и сейчас, то, возможно, в прошлом, вы резко отреагировали на какое-либо похожее действие ребенка. Он помнит вашу негативную реакцию, но совершенно ее не понимает. Поэтому маленький человечек включает ответную реакцию на то, чего еще не произошло!
Вспомните себя в детстве. Нравилось ли, когда вас постоянно учили, заставляли делать то, что считали нужным и лучшим для вас?… Туда не ходи, сюда не ходи, это не трогай.. Это совсем не значит, что нужно все позволять ребенку. Это означает, что нужно смотреть за ним и в случае опасности осторожно объяснять ему последствия того или иного действия. Вся необходимая информация, поступающая от вас, обязательно отложиться в памяти ребенка. А ему это поможет в сознательном возрасте принимать необходимые решения.
Подумайте, на самом ли деле желание ребенка ведет к ужасным последствиям? Или просто вы в данный момент не готовы, не желаете или просто физически не можете осуществить это желание? Если дело в вашей лени, то лучше откинуть ее подальше и отправиться вместе с ребенком к познанию нового! Если вы не можете в данный момент осуществить желание ребенка, то объясните ему, что сейчас по такой-то причине не можете сделать этого. Предложите ребенку взамен что-то такое же интересное и/или пообещайте исполнить его просьбу в конкретный период времени. Если вы не будете нарушать данных вами обещаний, то ребенок начнет вам доверять. Он поймет, что на вас можно положиться.
Фото из личного архива.
И еще, совсем не нужно говорить ребенку «Я же говорила, не нужно туда ходить… вот и упал!» Если вам будут говорить такие слова, будете ли вы благодарны? Благоприятно ли это скажется на вашем мышлении, а далее поведении?
Причина 2.
Ребенок самоутверждается, показывает свой характер, устанавливает связи с родным человеком , «прощупывает почву»… Он проверяет: слышат ли его, слушают ли, понимают ли, смогут ли помочь… и т.д.
Причина 3.
Ребенок ПРОСТО не может подобрать нужных слов и объяснить ситуацию. Происходит перепад настроения.
Помните, не всегда и взрослый может правильно и понятно изложить свои мысли и объяснить поступки. Что уж говорить о детях!
Можно предложить ребенку несколько вариантов на выбор, наведите его на соображения. Так он быстрее научится излагать свои мысли без истерик.
Причина 4.
У ребенка что-то болит, но он этого еще не осознал.
Вспомните, любой дискомфорт у вас самих может вызвать отрицательную реакцию… Порой, и взрослые не контролируют свои эмоции в связи с этим.
Причина 5.
Ребенок устал от процесса обучения, взваленного на «его хрупкие плечи».
Причина 6 .
Ребенку не хватает вашего внимания…
Почему резкая смена поведения ребенка выводит взрослого человека из строя?
Взрослые забывают или не хотят вспоминать свои переживания и ощущения в детстве. Мы, порой, считаем себя умнее и мудрее детей потому, что мы СТАРШЕ, значит ЗНАЕМ КАК НУЖНО: делать, думать, дышать, учить, говорить, кричать, плакать, вести себя…
Подумайте, не являетесь ли вы причиной неадекватного поведения ребенка. Ведь он всегда смотрит на вас, перенимает, копирует ваше поведения. Не провоцируете ли вы ребенка просто потому, что в вас накопилась отрицательная энергетика и вам некуда ее выплеснуть?… В итоге, весь негатив обрушивается лавиной на самое беззащитное и светлое существо, ребенка.
Также, в последнее время идет много разговоров о том, что родители:
-слишком нагружают своих детей обучением, не позволяют им ощутить детство,
-заполняют все свободное время ребенка,
-живут жизнью ребенка,
-воплощают свою нереализованную мечту с помощью ребенка, внушая, что это нравится именно ребенку.
К сожалению, это все имеет место быть! Мне со стороны очень жаль наблюдать такие картины.
Еще страшнее, если родитель начинает бояться своего ребенка. Думает о том, что в это маленькое существо ВСЕЛИЛОСЬ нечто ужасное. В прямом смысле слова тащат силой в церковь, чтобы очистить душу… Здесь сразу вопрос: может быть такому родителю лучше самому очиститься духовно?
Что же делать?
Мы, взрослые люди, опытные, мы умудренные жизнью. Давайте покажем это ребенку!
Что вам больше приносило радость в общении с близкими людьми? Я отвечу: непринужденная любовь, ненавязчивая ласка, знаки внимания, разговор по душам. Поверьте, вашему ребенку это нужно не меньше, чем было нужно вам.
Конечно, очень важно заниматься развитием ребенка, но всегда нужно чувствовать тонкую грань, не переступать через нее.
Не бойтесь своих детей! Не тащите их в церковь, если они этого не хотят. Веру нельзя навязать. Ее нужно понять и принять.
Не ломайте психику детей своими наставлениями и настойчивыми требованиями. Дети не злые. Дети — это зеркала своих родных! Посмотрите на них. Со стороны вы увидите не приукрашенную картину своей сущности!
Любите, дарите ласку, нежность. Вы увидите, как обиженные, злые прищуренные глазки превращаются в раскрытые, полные любви и благодарности очи!
Грустно смотреть на тех, кто не держат себя в руках, срывается, кричит, а то и делают больно ребенку, хорошенько встряхивая его, или, еще хуже, применяют более грубую силу!
Подойдите к ребенку на такое расстояние, чтобы можно говорить спокойно, не повышая голос. Поймайте его взгляд. Если это не помогает, обнимите его. Наладьте контакт. Докажите ребенку, что вы тот человек, которому он может доверять. После установки контакта спокойно спросите о причине смены поведения. Возможно, ребенок передумает предпринимать дальнейшие отрицательно-настроенные действия или расскажет вам о своих желаниях, или на время закроется. Успокойте свое чадо, не торопите. Возможно, прошлый раз вы сильно подпортили свою репутацию в глазах своего ребенка. Теперь вам придется доказать, что вы «исправились», что вы любите его и готовы помочь. Не давите. Не кричите. Не провоцируйте. Не подкупайте ребенка обещаниями, иначе он всегда будет ждать от вас взамен чего-то материального. Любовь и ласка могут быть только безвозмездными. Обнимите покрепче дитя. Приласкайте. Скажите, что готовы выслушать и все объяснить. Когда ребенок пойдет на контакт, говорите спокойно и ласково. Не ругайте его за тот или иной вопрос. Будьте сдержаны, даже если ребенок в 100-й раз спрашивает вас о чем-то. Объясняйте вновь и вновь. Вот увидите! Ваши отношения окрепнут. Вы будете любимым и самым близким человеком для вашего ребенка.
Фото из личного архива.
Говорите больше, слушайте, понимайте, осознавайте то, о чем говорит ребенок. Предлагайте, не заставляйте. Оберегайте, но не закрывайте от мира. Любите своих детей, проявляйте заботу с чувством ответственности, но не перегибайте палку. Показывайте свою любовь чаще!
Давайте из маленького семени взращивать прекрасный огромный цветок любви! ))
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со знакомыми. Напишите о ваших детях в комментариях! Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующую статью! 😉
Источник
ШАГ 1. ПОНЯТЬ
Легко сказать «понять ребенка», а вот как это сделать? Да и всегда ли это нужно – понимать, зачем и почему он так себя ведет? Переговаривается, не убирает игрушки, специально разбил Вашу любимую вазу, наелся конфет до красноты во всех местах тела, не хочет одеваться или вообще ничего не хочет, не учит уроки…этот список можно продолжать довольно долго, добавляя туда и не самые страшные поступки малыша (на которые, кстати, взрослые не всегда обращают должного внимания), такие как: сидит подолгу в одиночестве, весь день собирает и разбирает мозаику или пазлы, на все Ваши предложения отвечает инфантильным «нет» и прочее. Если Вы реально хотите построить с этим маленьким человечком отношения на доверии и взаимопонимании, то ДА, ВСЕГДА!
Любое «неправильное» (с нашей взрослой точки зрения) поведение ребенка имеет свои причины и цели. Какие?
Цель №1 – ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ.
Это самая распространенная причина! Если ребенок не получает нужного количества внимания, он находит свой способ его получить — это непослушание!
САМОЕ ГЛАВНОЕ: Спросите себя: «Почему возникла такая ситуация? Что заставляет ребенка так себя вести?» Возможно, вы уделяете больше внимания другому члену семьи или забыли прийти на праздник в детском саду, отказались купить обещанную игрушку или запрещаете ходить на вечеринки? Существует много причин для мести со стороны ребенка, но не все они оправдывают его поведение. Поняв причину, постарайтесь ее устранить, но не потакайте прихотям.
Цель №2 – БОРЬБА ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Чрезмерное внимание, гиперопека со стороны родителей приводит к бунтарству и борьбе за самостоятельность. Уже в двухлетнем возрасте ребенок нередко заявляет настойчивым и громким голосом: «Я сам!» Часто родители теряются от таких заявлений, ведь гораздо проще указывать и делать замечания, чем научить действовать самостоятельно.
САМОЕ ГЛАВНОЕ: Не делайте того, что он может сделать сам! Воздерживайтесь от завышенных или заниженных требований. Поддерживайте ребенка в его действиях, давая ему возможность иногда совершать ошибки и учиться на них. Если ваш ребенок достиг возраста трех лет, начинайте учить его самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия.
Цель №3 – МЕСТЬ
Причины детской мести могут быть разные: обида, разочарование, ревность, невыполненное обещание и несправедливое наказание. Этот перечень можно продолжать долго. Иногда критика взрослых приводит к тому, что ребенок говорит: «Вы считаете меня плохим? Но вы еще не знаете, какой я плохой! Сейчас я покажу вам это!»
САМОЕ ГЛАВНОЕ: Спросите себя: «Почему возникла такая ситуация? Что заставляет ребенка так себя вести?» Возможно, вы уделяете больше внимания другому члену семьи или забыли прийти на праздник в детском саду, отказались купить обещанную игрушку или запрещаете ходить на вечеринки? Существует много причин для мести со стороны ребенка, но не все они оправдывают его поведение. Поняв причину, постарайтесь ее устранить, но не потакайте прихотям.
Цель №4 – ПОТЕРЯ ВЕРЫ В СЕБЯ
Постоянная критика, унижение и череда неудач могут сломить и взрослого человека. Если ребенка постоянно критикуют, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Что бы я ни сделал, мной всегда недовольны! Вы, взрослые, лучше меня знаете, что и как нужно делать. Значит, зачем стараться? Все равно ничего не получится. Пусть я плохой, мне все равно».
САМОЕ ГЛАВНОЕ: Перестаньте беспрекословно требовать от ребенка «хорошего» поведения. Разрешите ему расслабиться и получать удовольствие от детства. Ведь и Вы не совершенны. В каждом человеке есть заложенные природой способности, постарайтесь раскрыть их в своем ребенке. Найдите дело, в котором ваше чадо хоть чуть-чуть преуспело. Ищите любой повод для похвалы, отмечайте и поощряйте даже самый маленький успех.
Только поняв причину плохого поведения ребенка, Вы сможете действовать в нужном направлении. Еще раз отмечу, что помощь должна быть сугубо индивидуальной: только Вы сами, самостоятельно разобравшись в причинах негативного поступка своего чада, можете решить, насколько Вам подходит тот или иной «рецепт».
ШАГ 2. СЛЫШАТЬ
— Что это значит «СЛЫШАТЬ»? Я и так это делаю, я всегда слушаю своего ребенка! – скажите Вы.
— Это здорово! – отвечу я Вам. – А Вы слышите, о чем он Вам говорит? Ведь «СЛУШАТЬ» и «СЛЫШАТЬ» — понятия разные!
Услышать – значит понять, какое чувство (переживание) скрывается в его словах, и озвучить свое предположение ребенку. Иными словами во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. В психологии такое «помогающее» слушание называется «активным». У активного слушания есть свои правила:
1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.
2. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему много вопросов. Желательно, чтобы ваши ответы на его реплики звучали в утвердительной форме.
Например: СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.
3. Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать.
4. В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Говорить с ребенком в такой манере очень непривычно. Если Вам трудно сформулировать свою реплику в утвердительной форме и так и хочется задать своему чаду вопрос, попробуйте это совместить.
Скажите в утвердительной форме, а затем добавьте вопрос типа «я прав(а)?», «не так ли?», «это так?». Выглядеть это будет примерно так:
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся. Я прав?
Но не затягивайте с такой «репетицией»! Стремитесь к тому, чтобы в ваших ответах ребенку было как можно меньше вопросов. Если все же не получается, обратитесь за помощью к специалисту и пройдите обучающий семинар – тренинг по методике активного слушания. У Вас обязательно все получится!
Техника активного слушания поможет установить между вами и вашим малышом по-настоящему доверительные отношения. Ведь кому мы, взрослые, по-настоящему доверяем? Тем, кто понимает наши чувства даже тогда, когда мы сами их не понимаем.
Итак, Вы сделали уже целых 2 шага на пути к ГАРМОНИИ в ваших отношениях с ребенком! 2 самых сложных шага! Продолжаем движение!!!
ШАГ 3. ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ
А сейчас я предлагаю Вам погрузиться в сладостные воспоминания о раннем детстве Вашего малыша…. Вспомните, когда Ваш ребенок только появился на этот свет, Вы каждый день делали что-то вместе с ним: гуляли, играли, боролись, щекотали, купали, делали массаж, учили, пели песенки и рассказывали стишки, разыгрывали сказки. Зачем Вы это делали? Ну, во-первых, скорее всего, скажите Вы, Вам это доставляло огромное удовольствие. Во-вторых, это помогало развиваться Вашему малышу, что заставляло Вас переживать еще большее чувство родительской удовлетворенности. Давно доказано, если с ребенком не заниматься, не играть, не обнимать, то темп его психического и даже физического развития в разы замедляется! В-третьих, Вы делали время совместного препровождения интересным для ребенка и осмысленным для себя. Правда, это было замечательное время? Со своими трудностями, но такое замечательное! Возможно самое счастливое….
Что Вы делаете вместе со своим ребенком сейчас? С таким же удовольствием? С такой же пользой для него и себя? Конечно, эти совместные занятия должны отличаться от тех, которыми вы занимались в раннем детстве! Это могут быть совместные «вылазки» на природу, турпоходы, рыбалка, катание на велосипедах, коньках, лыжах, «культурные» походы (кино, театр и прочее), совместное хобби (вышивка, выжигание и т.д.), организация и проведение традиционных семейных праздников, изготовление подарков, приготовление необычных блюд, семейное чтение, совместный просмотр фильмов и мультиков, а может просто любование рассветом и закатом, и еще что-то другое! Список можно продолжать бесконечно! Главное, чтобы Ваши совместные занятия доставляли вам удовольствие, и помогали развиваться Вашему ребенку (узнавать что-то новое, совершенствовать способности, творчески реализовывать себя), да и Вам тоже!
Если у Вас нет такого взаимодействия, но очень хотелось бы, чтобы оно появилось, поговорите с малышом, предложите ему свои варианты, а он пусть предложит свои. Найдите точки соприкосновения и начните взаимодействовать!
ШАГ 4. БЫТЬ УСПЕШНЫМ
Каждый родитель хочет воспитать «настоящего человека». А что лично Вы вкладывает в эти слова? Кого Вы хотите воспитать? Каким Вы хотите видеть своего ребенка в будущем? Самостоятельным? Ответственным? Добрым? Послушным? Исполнительным? Решительным? Целеустремленным? Успешным? Уважающим родителей? Определите (лучше в письменном виде), чего именно Вы ждете от своего чада. А теперь дайте ответ на такой вопрос «Как (какими средствами, способами) можно это качество воспитать?». Отвечая, не делайте акцент на своего ребенка, старайтесь думать обобщенно, т.е. в принципе как воспитывается данная черта характера. Сделали? Молодцы!
Следующий шаг – проанализируйте, НАСКОЛЬКО НУЖНЫЕ ВАМ В РЕБЕНКЕ КАЧЕСТВА РАЗВИТЫ В ВАС САМИХ?
Как ребенка не воспитывай, а он все равно будет похож на родителей! Уделяйте время для воспитания ребенка, не в ущерб своему личному развитию. ВОСПИТЫВАЙТЕ СЕБЯ! Вы всегда будете «неосознанным примером» для Вашего малыша.
Подумайте, за что Ваш ребенок может Вас уважать и ценить? Уход за ним, кормление, покупка одежды и игрушек – не в счет! Вы самостоятельны? Ответственны? Добры? Другими словами, ВЫ — ЛИЧНОСТЬ? Если нет, надо срочно ею становиться!!! Как это сделать? Разберитесь со своими проблемами, обидами и прочими «гадостями», отравляющими жизнь, займитесь своим здоровьем — физическим и духовным, читайте, занимайтесь спортом; работайте, творчески самовыражайтесь, встречайтесь с друзьями.
БУДЬТЕ УСПЕШНЫМИ, ТОГДА И ВАШ РЕБЕНОК БУДЕТ ТАКИМ!
Хочу поздравить Вас с окончанием для кого-то легкого, для кого-то не очень пути к гармоничным отношениям с ребенком! Пути из 4 шагов: понимать, слышать, взаимодействовать, быть успешным. Главное — продолжать это движение!
Источник
100 советов на пути к гармонии с ребенком.
Говорите своему ребенку:
1. Я люблю тебя.
2. Люблю тебя не смотря ни на что.
3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
8. Спасибо. 9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
10. Мою любимое воспоминание за день, когда мы с тобой …(что вы делали вместе).
Рассказывайте им:
11. Историю их рождения .
12. О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие.
13. Историю о том, как вы выбирали им имена.
14. О себе в их возрасте.
15. О том, как встретились их бабушки дедушки.
16. Какие ваши любимые цвета.
17. Что иногда вам тоже сложно.
18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает — *люблю тебя*.
19. Что вы собираетесь делать.
20. Чем вы сейчас занимаетесь.
Играйте:
21.Заморозка — догонялки, когда тот кого поймали замирает в том положении в котором до него дотронулись, и так стоит пока не поймают остальных.
22. Уно
23. Crazy 8s.(карточная игра)
24. Gin Rummy (карточная игра)
25. Память (Memory) —
26. Go Fish (карточная игра)
27. Я шпион.
28. Догонялки.
Притворитесь:
29. Что поймали их поцелуй и положили себе на щечку.
30. Что их *щекоталка* опустела и вы должны ее заполнить.
31. Что их *дай пять* такое сильное, что почти сбивает вас с ног.
32. Что вы *супер-щекотальщики*.
33. Что вы исследователи в удивительном новом мире, когда выходите играть на улицу. 34. Что сегодня праздник! И украсьте все без причины!
Постарайтесь:
35. Высыпаться.
36. Пить достаточно воды.
37. Наедаться.
38. Надевать сережки или что-нибудь еще, что заставляет вас чувствовать себя красивой. 39. Позвоните (позовите) друга, когда чувствуете что нужно развеяться и отвлечься.
40. Замените слова одобрения на нежное прикосновение.
41. Танцуйте на кухне.
42. Танцуйте и пойте с детьми в машине.
43. Покажите своим детям что вы можете сделать сальто, или колесо, или стойку на руках (от себя или мостик, или шпагат, или кувырок
44. Весело вместе попрыгайте, чтобы освежить дыхание.
45. Говорите добрым голосом, даже если вам нужно для этого притворяться.
Читайте:
46. Книгу с глупыми стишками.
47. Книгу, а потом играйте по ней, или поставьте сценку.
48. Прочитайте им свою любимую детскую книгу.
49. После тяжелого рабочего дня, когда устали.
50. Читайте на улице, под деревом.
51. В библиотеке в детском уголке, или в детской библиотеке.
52. Комиксы, которые они так любят, даже если вам они не особо нравятся.
53. Читайте о том, чего ждать от определенного возраста, чтобы не разочаровываться и не завышать свои ожидания.
Слушайте:
54. Вашего ребенка в машине.
55. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
56. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи.
57. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
58. Чувства которые стоят за словами вашего ребенка.
Спрашивайте:
59. Почему ты думаешь это случилось?
60. Как думаешь, что будет если …?
61. Как нам это выяснить?
62. О чем ты думаешь?
63. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
64. Как думаешь, какое *оно* на вкус?
Показывайте:
65. Как сделать что-то, вместо того чтобы запрещать это делать.
66. Как свистеть в травинки.
67. Как тасовать карты, сделать веер (домик).
68. Как резать еду.
69. Как складывать белье.
70. Как искать информацию когда вы не знаете ответа.
71. Привязанность к вашему супругу.
72. Что заботиться о себе (ухаживать за собой) очень важно. Выделите время:
73. Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
74. Чтобы посмотреть на птиц.
75. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
76. Ходить в какие-то места вместе.
77. Копаться вместе в грязи.
78. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
79. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком пока он играет.
Верьте:
80. Что ваш ребенок способен.
81. Что вы хороший (именно тот) родитель для вашего ребенка.
82. Что вас ему достаточно.
83. Что вы можете сделать все что нужно для вашей семьи.
Порадуйте своего ребенка:
84. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
85. Положите шоколад в блины.
86. Положите любовную записку в контейнер с обедом
87. Выложите еду или закуску в форме смайлика.
88. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать.
89. Играйте с ними на полу.
Отпускайте:
90. Чувство вины.
91. Ваши мысли о том, как должно было быть.
92. Вашу потребность быть правым.
Отдавайте:
93. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
94. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
95. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
96. Настройте контакт прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
97. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
98. Делайте ванну в конце длинного дня.
99. Обнимайтесь.
100. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку!
Источник