Гармоничность развития ребенка высокое
Величина признака
Центили 3 10 25 75 90 97
Для составления центильных таблиц необходимо большое количество измерений по каждому параметру в каждой возрастной группе – 500 или 1000. Но, если допустим, взять 100 мальчиков в возрасте 10 лет и поставить их в порядке возрастания, т.е. первый мальчик самый маленький, а последний – самый большой, то получиться, что мальчик, который будет стоять третий по порядку, имеет рост 126,4 см (это третья центиля). Десятый в ряду мальчик имеет рост 129,2 см (это десятая центиля). И так далее.
Центили указывают процент детей, которые имеют показатель физического развития (рост, вес, окружность головы, груди) ниже указанного в таблице. Например, 10 % мальчиков 10-летнего возраста имеют рост меньше 129,2 см. и, соответственно 90 % – больше.
Показатели физического развития, находящиеся в интервале между 25 и 75 центилями, называются средние; между 75 и 90 центилями – выше среднего; между 90 и 97 центилями – высокие; более 97 центили – очень высокие, как правило это патология. Показатели, находящиеся в интервале от 25 до 10 центили – ниже среднего; от 10 до 3 центили – низкие; ниже 3 центили – очень низкие, как правило это патология.
Например, мальчик 10-летнего возраста имеет рост 128 см. Этот показатель находится в интервале между 10 и 25 центилями, он называется ниже среднего. Заключение: рост мальчика ниже среднего.
Для правильной оценки показателей по центильным таблицам необъходимо правильно определить возрастную группу.
От 1 до 12 месяцев интервал между возрастными группами составляет 1 месяц (1, 2, 3 месяца и т.д.). От 12 до 36 месяцев (до 3 лет) интервал между возрастными группами составляет 3 месяца (12, 15, 18 месяцев и т.д.). С 3 до 7 лет интервал между возрастными группами составляет ½ года – 6 месяцев (3, 5 года, 4 года, 4,5 года и т.д.). После 7 лет интервал между возрастными группами составляет 1 год (7, 8, 9 лет и т.д.).
В возрастную группу входят дети в возрасте от ½ предыдущего интервала до ½ последующего интервала.
Например, к 3-месячным детям относятся дети в возрасте от 2,5 месяцев до 3,5 месяцев. К 18-месячным детям относятся дети в возрасте от 16,5 месяцев до 19,5 месяцев. К 5-летним детям относятся дети в возрасте от 4 лет и 9 месяцев до 5 лет и 3 месяца. К 10-летним относятся дети в возрасте от 9,5 месяцев до 10,5 месяцев.
Возраст вычисляется следующим образом:
Возраст = дата обследования – дата рождения = полное количество лет, месяцев и дней.
Гармоничным считается такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту. Если масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют росту, такое развитие считается дисгармоничным.
Гармоничность можно оценить по центильным таблицам.
Интервалы между центилями называются коридорами. Если показатели физического развития (рост, вес, окружность груди) находятся в одном центильном коридоре или соседних, такое развитие называется гармоничным. Например, вес ребенка – выше среднего, рост – выше среднего, окружность груди – средняя.
Если показатели физического развития находятся не в соседних коридорах, т. е. расстояние между ними 1 центильный коридор и более, такое развитие считается дисгармоничным. Например, рост ребенка ниже среднего, а вес – выше среднего.
Третий способ оценки – по таблицам антропометрических стандартов или таблицам сигмальных отклонений.
Возрастные группы в данных таблицах те же.
Также используются параметры нормального распределения Гаусса.
Принцип оценки следующий. Показатели физического развития, находящиеся в интервале от М-1σ до М+1σ называются средними, от М+1 σ до м+2σ – выше среднего, больше, чем М+2σ – высокий. Аналогично в сторону уменьшения: от М-1σ до М-2σ – ниже среднего, меньше, чем М-2σ – низкий.
В таблицах сигмальных отклонений указывается М – средняя арифметическая величина и σ – среднее квадратическое отклонение.
Определить количество сигмальных отклонений можно по формуле:
Фактический показатель – М
σ
Источник
Прежде чем говорить о патологии, необходимо определиться с нормальными физиологичными прибавками роста.
У детей до года и у деток постарше существуют разные критерии норм роста — помесячные прибавки и определении нормального темпа роста по центильным таблицам.
Помесячные прибавки роста у детей первого года жизни
Особенности прибавки в росте в первый год жизни для доношенных детей:
- В среднем за месячный период кроха прибавляет 3 см.
- Общая прибавка за первый год жизни должна составлять не менее 25 см. Таким образом, нормальный показатель для годовалого малыша – от 74 до 76 см.
- Интенсивнее дети растут в первые месяцы после рождения, после чего этот процесс замедляется.
Месяцы жизни:
1-3 месяца — 3- 3,5 см ежемесячно;
4-6 месяцев — 2,5 — 3 см;
7-9 месяцев — 1,5 см;
10 – 12 месяцев — 1 см.
Рост ребенка, а также и его вес (для детей первых трех лет жизни + окружность головы) должны измеряться ежегодно.
За этим родители должны следить, ведь в случае появления каких-либо отклонений от нормы и/или появлении различных симптомов, указывающих на развитие заболеваний, в том числе и эндокринных, эти показатели будут иметь большое значение для своевременной диагностики заболевания, дальнейшего наблюдения и эффективности назначенного лечения.
Как эндокринолог в своей практике часто сталкиваюсь с отставанием роста и веса, и отсутствие ежегодных росто-весовых показателей существенно затрудняет предварительный диагноз – от конституционной задержки роста до снижения физиологических ежегодных приростов при соматической патологии и истинной эндокринной патологии.
Важно знать не только насколько ребенок отстает в росте, но и когда и по какой причине произошли эти изменения – с рождения или через определенный промежуток времени.
Центильные таблицы
После года правильно определяется рост по центильным таблицам, которые определяют уровни роста ребенка.
Для определения примерного соответствия роста и веса возрасту на разных сайтах встречаются различные формулы, они больше для родителей и носят ориентировочный характер. Следует знать, что они имеют значительные погрешности, не учитывают пол ребенка и указывают на средние значения роста и веса.
Центильные таблицы составлены на основании исследований ВОЗ, которые проводились в период 1997—2003 г.г. и в которых прочитаны нормы роста детей зависят, прежде всего, от пола ребенка, поэтому для девочек и мальчиков ВОЗ создала отдельные таблицы с усредненными показателями.
В зависимости от возраста малыша соотношение длины и массы тела, а также прибавка тоже будут отличаться.Кроме этого по центильным таблицам можно определить уровни роста и их ежегодное изменение, можно построить кривую роста и определить ее степень ее отклонения от средних величин, а при низкорослости – динамику изменения до и после лечения.
Уровни роста по центильным таблицам:
- меньше 3 % — очень низкий рост (низкорослость) — ребенка нужно обязательно обследовать у эндокринолога;
- от 3% до 10% — низкий рост — требует наблюдения, при наличии дополнительных симптомов необходимо обследование;
- от 10% до 25% — рост ниже среднего (вариант нормы, наблюдение педиатра);
- от 25% до 75% — средний рост;
- от 90% до 97% — высокий рост — наблюдение педиатра, вариант нормы; больше 97% — очень высокий (высокорослость) — наблюдение и обследование у эндокринолога.
Такие же показатели по парацентильным таблицам используют при оценке веса ребенка.
Гармоничность или дисгармоничность физического развития у детей оценивают по индексу массы тела (ИМТ) – масса/рост в квадрате. На сегодняшний день существует много удобных калькуляторов для расчета ИМТ.
- Развитие гармоничное — при отнесении ребенка от 10 до 90 центильного коридора по ИМТ;
- дисгармоничное — от 3-го до 10-го и от 90-го до 97-го центильного коридора по ИМТ
Также необходимо определять индекс пропорциональности:
Массо-ростовой коэффициент (у доношенных новорожденных при рождении)
Масса/Рост× 100% в норме = 60 — 65%;
I степень задержки внутриутробного развития — 59-55%;
II степень— 54- 50%;
III степень — менее 50%.
При этом нужно учитывать, что эти таблицы используют только для доношенных новорожденных.
Рост — нормы и патология у недоношенных детей
У недоношенных детей необходимо определять соответствие физического развития гестационному сроку. Развитие соответствует гестационному возрасту при отнесении массы, длины тела, окружности головы, массо-ростового коэффициента от 10 до 90 процентиль.
Задержка внутриутробного развития констатируется при стабильно низких показателях при двух и более измерениях ниже 3-й процентили – при росте меньше 48 см, весе – меньше 2200гр.Все дети с задержкой внутриутробного развития должны обязательно наблюдаться детским эндокринологом.После 43 недели оценку физического развития проводят по диаграммам для детей раннего возраста, но с учетом скорригированного возраста (разница между фактическим постнатальным возрастом в неделях и недостающими до доношенного срока неделями гестации).Наиболее высокие темпы роста недоношенных детей — в первые 3 месяца жизни (3,5-5 см в месяц).
- В первом полугодии ежемесячная прибавка роста составляет 2,5-5,5 см,
- во втором полугодии — 0,5-3 см.
Суммарная прибавка роста за год — 27-38 см. Средний рост новорожденного ребенка к году — 70,2-77,5 см. Масса тела недоношенных детей на 1-м году увеличивается в 6-7 раз; адекватна прибавка из расчета 20 г/кг массы тела при рождении. Антропометрические показатели выравниваются с данными у доношенных детей в возрасте примерно 2 лет, но при массе тела до 1500 гр. показатели отстают.
В любом случае при изменении темпов роста, родителям необходимо обратить на это внимание, а при устойчивом отклонении – проконсультироваться у детского эндокринолога.
Главные причины задержки роста
Чаще всего отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка.
Выделяют:
- Конституционную задержку роста и полового созревания (синдром позднего пубертата).
- Семейную низкорослость.
- Врожденную соматотропную недостаточность — изолированную или с множественным дефицитом гормонов).
- Приобретенную соматоропную недостаточность.
- Синдром Ларона возникает при нарушении чувствительности рецепторов к гормону роста.
- Гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы).
- Низкорослость при генетических заболеваниях (синдром Шерешевского -Тернера, Нонне).
- Псевдогипопаратиреоз (синдром Олбрайта).
- Соматически обусловленные нарушения роста — врожденные и приобретенные хронические заболевания (сердца, почек, печени, крови, кишечника, обменные нарушения, патология костной системы).
Другие причины задержки роста
Многие факторы могут оказывать отрицательное влияние на процессы роста и развития. Главные – это генетические и средовые изменения, которые могут влиять на плод еще во внутриутробном периоде.
Средовые факторы
Повреждающими экзогенными (внешними) факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные средства, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др..
Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша. Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель. Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка.
Поэтому крайне важно оградить будущего малыша от их вредоносного действия:
- рационально питаться, при этом исключить все продукты, которые могут оказать отрицательное воздействие (аллергены, трасжиры, консерванты, пищевые добавки, много сахара);
- минимализировать прием лекарственных препаратов;
- следить за состоянием своего здоровья, что своевременно среагировать на развитие или обострение заболеваний;
- уменьшить активные двигательные и эмоциональные нагрузки.
Генетические факторы
Распознать роль генетических факторов очень сложно и все же их можно предвидеть — генетическая основа дефицита гормона роста при наличии родственников первой степени родства с той же патологией в 5-30 % случаев. Это связано с различными мутациями в генах PIT-1, PROP1 (prophet of Pit1), GH1, которые регулируют развитие гипофиза в периоде эмбрионального развития. На сегодняшний день, они имеют рецессивный характер наследования (т.е должны присутствовать у обеих родителей важный фактор – близкородственные браки или люди, проживающие длительное время на одной территории – низкорослость считается этнической особенностью некоторых народов.
В данной ситуации при наличии у близких родственников дефицита гормона роста, изолированного или в сочетании с другими проявлениями нарушений гипоталамо-гипофизарной области, детей, страдающих нарушениями роста – возможно молекулярно-генетическое обследование родителей и определение рисков развития у ребенка секреции гормона роста и связанные с этим проблемы со здоровьем в дальнейшем.
Проявления задержки роста и формирование врожденных форм низкорослости заметны уже в первые 3-6 месяцев жизни, если это сочетается с отягощенным семейным анамнезом (наличии родственников первой степени родства с той же патологией с низкорослостью) или близкородственный брак – малыша должен обязательно осмотреть детский эндокринолог.
Задержка роста ребенка в первые годы жизни может быть связана с воздействием на плод отрицательных внешних или внутренних агентов:
- сложная беременность;
- прием лекарственных средств;
- прием алкоголя или наркотиков, курение;
- частые стрессы в период вынашивания малыша.
Эти дети также должны наблюдаться детским эндокринологом.
Внешние факторы после рождения
Наиболее частой причиной соматотропной недостаточности являются опухоли центральной нервной системы различной этиологии, в первую очередь, затрагивающие гипоталамо-гипофизарную область. После проведенного лечения таких опухолей (операция, лучевая терапия, химиотерапия), как правило, проявления гипопитуитаризма (соматотропной недостаточности) нарастают.
Также возможны травмы, в том числе и родовые с асфиксией и фетальным дистрессом — сложные роды, применяемые пособия (акушерские шпицы, вакуум экстракция плода), стремительные роды.
Значительные снижения темпов роста наблюдаются после лечения опухолей, которые не затрагивают гипоталамо-гипофизарную область – облучение головы и шеи при лейкозе, медуллобластоме, ретинобластоме, лимфогранулематозе. Снижение продукции гормона роста наблюдается после химиотерапии.
Ряд объемных образований анатомически не связанных с гипофизом могут сопровождаться снижением выработки гормона роста — глиома зрительных нервов, астроцитома, локализующиеся в непосредственной близости к гипоталамо-гипофизарной области.
врач-педиатр, детский эндокринолог Сазонова Ольга Ивановна
Источник
Характеристика гармоничности развития детей – обязательный компонент комплексной оценки состояния здоровья. О гармоничности физического развития судят по соотношению длины, массы тела и окружности грудной клетки. Из-за высокой корреляции массы тела с окружностью грудной клетки последний параметр может быть исключен и тогда гармоничность оценивают только по соотношению длины и массы тела.
Оптимальное соотношение этих двух показателей обеспечивает совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. С разными соотношениями длины и массы тела связана разная скорость возрастного созревания.
На протяжении всего периода роста и развития детей школьного возраста между длиной и массой тела обнаруживается прямая тесная связь. В период завершения ростовых процессов эта связь ослабевает, оставаясь на уровне средней тесноты связи.
По сравнению с длиной тела, масса тела – более лабильный показатель, который подвержен воздействию различных факторов внешней среды (питание, болезнь, физические нагрузки и др.).
При оценке степени гармоничности обследуемого ребенка по сигмальным таблицам принято считать, что гармоническим является физическое развитие, при котором масса тела находится в пределах ± 1dR (частной d) длины тела. Дисгармоническим считается физическое развитие, при котором масса тела отстает или превышает длину тела на 1,1 – 2,0dR. Резко дисгармоничным следует считает физическое развитие, при котором масса тела отличается от соответствующей длины тела на 2,1dR и более.
Гармоничность физического развития можно оценивать по одномерным центильным шкалам. Если значение массы тела оказывается в одном или соседнем центильном интервале с длиной тела, то такое соотношение можно расценивать как гармоничное. Если значение массы тела выходит за границы соседнего интервала, то морфологическое состояние можно оценивать как дисгармоническое.
Дети с дисармоническим развитием, даже при отсутствии заболеваний, должны быть взяты на диспансерный учет для наблюдения, обследования и проведения оздоровительных мероприятий.
Методика пользования сигмальными оценочными таблицами.
Стандарты физического развития состоят из оценочных таблиц, составленных для различных возрастно-половых групп детей, причем на первом году жизни группировка детей проводится по одному месяцу жизни, от 1 года до 2 лет по кварталам, от 2 до 7 лет по полугодиям, от 7 лет и старше по одному году.
При пользовании оценочными таблицами необходимо сначала установить точный возраст ребенка (см. таблицу 3), а затем отыскать оценочную соответствующего возраста и пола. В каждой таблице выделено 5 уровней физического развития детей, которые определяются на основе средней арифметической величины (М) и среднего квадратического отклонения (d).
Величины, лежащие в пределах М ± 1d, относятся к средним (нормальным); величины, находящиеся в пределах от М + 1d до М + 2d, считаются выше средних, а от М + 2d и выше – высокими; величины, лежащие в пределах от М — 1d до М – 2d считаются ниже средних, а от М — 2d и ниже – низкими.
При индивидуальной оценке физического развития ребенка необходимо сравнивать данные его длины тела, массы тела и окружности грудной клетки в состоянии покоя с величинами в таблицах соответствующего возраста и пола. Каждой величине роста соответствуют величины веса и окружности грудной клетки и их допустимые колебания в пределах частной сигмы (dR).
Источник
Физическое развитие детей крайне важно периодически контролировать. Это позволяет выявить на ранней стадии нарушения в здоровье ребенка и своевременно их исправить. Для оценки физического развития были определены соответствующие нормы и стандарты.
Темпы роста ребенка по возрасту
Скорость изменения длины тела наиболее велика в самом начале жизни ребенка и постепенно снижается по мере его взросления. Эта зависимость проявляется при последовательном рассмотрении начальных стадий развития:
- Внутриутробная. За 9 месяцев организм из одной клетки превращается в младенца ростом 49-54 см и весом в 2,7-4 кг.
- Первый месяц жизни. Прибавляет 3 см и 700-1000 г в весе.
- Первый год жизни. К концу этого периода младенец вырастает до 73-76 см и набирает вес 10 кг.
В дальнейшем скорость роста постепенно снижается, и к 16-18 годам этот процесс останавливается вовсе.
Темпы изменения длины тела меняются неравномерно. Поочередно наступают следующие этапы физического развития:
- вытяжения;
- округления.
Продолжительность каждого этапа — 1,5-3 года. Из всех периодов округления наиболее выраженный приходится на возраст 3-5 лет, а вытягивается человек сильнее всего в подростковом возрасте.
Этапы развития
В начальном периоде жизни человека до 18 лет выделяют такие этапы:
- Грудной возраст. На втором месяце жизни ребенок начинает держать голову. В течение первого месяца его еженедельно осматривает патронажная медсестра. В 3 месяца младенец переворачивается на живот, начинает хватать предметы, в 4 — подтягивается. 5-месячный ребенок кратковременно задерживается в сидячем положении, а полугодовалый — садится, ползает, встает на ноги, держась за опору. От 1 месяца до года ребенка ежемесячно приносят на прием к педиатру.
- От 6 месяцев до 2 лет. Ребенок начинает ходить, а к концу этого периода подпрыгивает, переступает на носочках, поднимается по лестнице. В это время важно следить за развитием стоп и осанкой. Дети от 1 до 3 лет осматриваются врачом ежеквартально.
- Третий год жизни. Ребенок способен стоять на одной ноге, ловит брошенный с большой дистанции мяч и бросает его так же далеко. Осмотр у врача дети старше 3 лет проходят ежегодно.
- Старший дошкольный возраст. Физическое развитие детей дошкольного возраста отслеживается медработником детского сада, особенно во время выполнения упражнений. В случае обнаружения отклонений информация об этом доводится до родителей.
- Младший и средний школьный возраст. Процесс биологического созревания контролируется детским врачом при ежегодных осмотрах и учителем физкультуры. К 12-летнему возрасту завершается формирование скелета, потому правильная осанка приобретает особо важное значение. Если физическое развитие детей раннего возраста предсказуемо, то для периода 9-14 лет нормы длины тела и веса условны.
- Старший школьный возраст. В этот период происходит завершение онтогенеза организма.
В организме младших и средних дошкольников наблюдается гормональная перестройка, и невозможно предугадать, в какой момент уровень веществ спровоцирует интенсивный рост. В качестве ориентиров педиатры берут усредненные показатели, но, если ребенок им не соответствует, это еще не говорит о нарушениях. Кроме того, в этом возрасте уже проявляется наследственность: у низких родителей и ребенок, скорее всего, будет невысоким, и наоборот.
В России действует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Это обязательные к выполнению в школах и детсадах методические указания, касающиеся биологического созревания детей. Например, в отношении дошкольников норматив предписывает выполнять утреннюю гимнастику, периодически проводить в ходе учебных занятий физкультурные разминки, делать пробежки, играть на свежем воздухе и пр.
Задача ФГОСа как «технологии воспитания» — вырастить молодежь с высокими морально-волевыми качествами, развить в ней способность к активной деятельности и привычку заниматься спортом, закаливанием, прочими оздоравливающими процедурами.
Как изменяются пропорции тела
Части тела растут неравномерно, и, как следствие, соотношение между ними все время меняется. Их длина с момента рождения до завершения формирования увеличивается следующим образом:
- голова (высота): вдвое;
- туловище (длина): втрое;
- руки: в 4 раза;
- ноги: в 5 раз.
Пропорции тела в процессе развития меняются так:
- Новорожденный. Руки и ноги — короткие. Четверть длины тела приходится на голову, а середина тела — на пупок.
- Взрослый. На голову приходится 10% роста, середина тела — на уровне лобка.
Вычислив соотношение между частями тела, врачи по специальным методикам определяют индексы пропорциональности, дающие важную информацию о человеке. По таким индексам, например, определяют истинный возраст ребенка.
Применяют и другие способы анализа пропорциональности. Например, ребенка просят дотянуться рукой через макушку головы до противоположного уха. Не дотягивается — значит, в школу идти пока рано.
Гармоничность телосложения
Критерием гармоничности телосложения служит наибольшая разность между номерами коридоров центильной шкалы, определяемая по результатам измерений роста, веса и окружности груди. В зависимости от этого параметра развитие признается следующим:
- от 0 до 2: гармоничное;
- 3: дисгармоничное;
- от 4 до 7: резко дисгармоничное.
Определение соматотипа
Выявление соматотипа возможно исключительно при гармоничном развитии. С этой целью суммируют номера коридоров центильной шкалы, определенные по результатам измерений тела. Далее анализируют результаты:
- от 3 до 10: микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего»;
- от 11 до 16: мезосоматический тип, «средний уровень развития»;
- от 17 до 24: мезомакросоматический тип, «физическое развитие выше среднего».
Мезосоматический тип содержит подтипы: мезомикросоматический (11-13) и мезомакросоматический (14-16).
Таблица роста органов и тканей
В ходе исследований были выявлены закономерности в изменении не только внешних признаков — роста и веса, — но и размеров внутренних органов. Взаимосвязь их и длины тела ребенка отражена в таблице:
Длина тела, см | Правая доля | Левая доля | Поджелудочная железа | Селезенка | почка | ||||
головка | тело | хвост | длина | ширина | длина | ширина | |||
35-49 | 36,0-51,4 | 26,7-42,5 | 6,2-9,8 | 4,3-7,1 | 5,6-8,0 | 34,9-47,5 | 18,1-26,5 | 36,1-45,7 | 17,8-23,0 |
49-59 | 48,3-58,9 | 21,9-36,5 | 6,0-9,0 | 4,1-5,9 | 7,3-9,5 | 40-46,2 | 19,9-29,5 | 46,2-54,4 | 22,1-27,7 |
60-69 | 53,0-66,0 | 26,4-40,8 | 6,4-9,0 | 4,5-6,7 | 8,1-10,7 | 47,8-61,4 | 22,6-29,8 | 50,5-58,3 | 24,5-29,7 |
70-79 | 62,6-73,8 | 32,7-48,1 | 8,7-11,7 | 5,9-8,9 | 10,4-14,0 | 56,3-67,9 | 24,5-32,3 | 55,5-63,7 | 26,8-32,2 |
80-89 | 67,5-78,9 | 40,2-55,6 | 8,7-12,9 | 6,4-9,2 | 10,5-15,3 | 62,1-72,1 | 27,7-34,7 | 61,8-72,2 | 29,1-33,7 |
90-99 | 73,9-85,3 | 47,4-63,8 | 10,4-14,8 | 7,4-10,0 | 11,6-17,0 | 63,8-78,0 | 30,4-38,0 | 63,9-74,1 | 30,6-36,8 |
100-109 | 79,6-92,6 | 45,5-65,9 | 12,6-15,8 | 8,2-11,0 | 13,0-17,8 | 65,9-80,3 | 32,6-40,0 | 68,5-76,7 | 31,3-37,9 |
110-119 | 75,3-97,5 | 57,0-73,0 | 13,2-17,2 | 7,9-10,7 | 15,4-19,8 | 70,8-83,0 | 33,8-41,6 | 71,9-81,7 | 32,9-39,3 |
120-129 | 88,4-102,2 | 61,1-79,1 | 15,1-18,7 | 8,7-11,9 | 16,4-21,0 | 76,6-91,4 | 36,7-44,5 | 76,8-86,5 | 34,3-40,7 |
130-139 | 87,8-104,8 | 67,2-81,8 | 14,1-18,3 | 8,7-11,5 | 15,7-19,9 | 79,6-98,2 | 36,1-47,7 | 81,2-90,0 | 35,8-43,0 |
140-149 | 97,2-112,6 | 61,0-83,8 | 14,6-19,0 | 8,7-12,1 | 15,8-20,8 | 83,0-101,4 | 39,5-50,5 | 85,3-94,7 | 37,3-45,5 |
150-159 | 101,8-125,6 | 66,7-87,1 | 15,0-19,4 | 9,5-12,5 | 15,9-21,1 | 88,5-107,7 | 41,3-51,7 | 86,6-102,2 | 38,3-46,9 |
160-169 | 105,3-127,7 | 64,9 -93,3 | 15,5-20,3 | 9,1-12,5 | 17,8-22,0 | 93,8-111,0 | 54,6-43,4 | 94,5-109,5 | 41,0-50,2 |
170 и выше | 107,3-128,7 | 70,1-92,3 | 16,8-21,2 | 9,8-12,8 | 18,8-23,6 | 99,2-117,8 | 44,8-58,4 | 98,3-110,1 | 43,0-53,2 |
Измерение ребенка
Оценить уровень физического развития поможет метод антропометрических стандартов. Он состоит в определении размеров характерных частей тела (антропометрических величин) и сравнении их со среднестатистическим значением в данном регионе.
Замеры проводят при плановом осмотре.
Показатели роста
Способ измерения длины тела зависит от возраста:
- До 2 лет — лежа, на специальном столе. Макушка головы касается неподвижной перегородки, подвижную подводят к стопам с развернутыми вверх пальцами.
- Старше 2 лет: стоя, на специальном приспособлении — стадиометре. На платформу ребенок становится без обуви, спиной к стойке со шкалой. Стопы полностью стоят на платформе, колени разогнуты. Вдоль шкалы опускается подвижная рейка до тех пор, пока не коснется макушки головы.
Масса тела
Взвешивают утром, способ зависит от возраста:
- До 2 лет — лежа. Ребенок взвешивается голым либо в чистом подгузнике.
- Старше 2 лет — стоя.
Окружность груди
Измеряется на выдохе. Измерительной лентой охватывают грудь так, чтобы сзади сантиметр оказался под лопатками.
Как оценить антропометрические показатели
Существуют наборы статистических данных по антропометрическим величинам для разных возрастных групп детей. Их называют центильными таблицами. Для оценки результатов определяют, к какой колонке таблицы относятся полученные антропометрические величины.
Центильные таблицы
Центиль — это доля, выраженная в процентах. Правила формирования центильной шкалы удобно пояснить на примере. Измерен рост мальчиков определенной возрастной группы числом 100 человек, и данные отсортированы в порядке возрастания. Их разделяют на диапазоны:
- Аномально низкие: таковыми считаются 3 самых низких мальчика (3%).
- Низкие: от 3 по 10 (7%).
- Ниже среднего: дети с 10 по 25 (15%).
- Среднего роста: от 26 по 75 (50%).
- Выше среднего: от 75 по 90 (15%).
- Высокие: от 90 по 97 (7%).
- Аномально высокие: от 97 до 100, т. е. этот диапазон определен тремя самыми высокими мальчиками (3%).
В реальности производят не 100, а гораздо больше измерений. Центильные таблицы могут включать в себя такие шкалы:
- вес мальчиков;
- вес девочек;
- рост мальчиков;
- рост девочек;
- окружность головы мальчиков;
- то же для девочек;
- окружность грудной клетки у мальчиков;
- то же у девочек;
- зависимость веса ребенка от длины тела (мальчики);
- то же для девочек.
Своя шкала формируется для каждой возрастной группы.
Выполнив обмеры, смотрят по центильным таблицам, к какому диапазону относятся данные. Всего их 3:
- средний (50%) и примыкающие к нему с обеих сторон по 15% считаются нормальными;
- по 7% ближе к краю шкалы — зона внимания: необходимо поставить в известность врача, чтобы тот проверил, нет ли патологии;
- по 3%: большая вероятность патологии.
Со временем центильные таблицы устаревают. Это объясняется тем, что люди из поколения в поколение в силу ряда причин становятся все более высокими (акселерация). Наиболее современными считаются таблицы, составленные Всемирной организацией здравоохранения в 2005 г. Основанием послужило 6-летнее многофокусное исследование по эталонам роста (МЭИР, 1997-2003 гг.). Его особенности:
- охвачено большинство регионов мира;
- условие отбора детей: уход соответствует принятым ВОЗ правилам охраны здоровья (грудное вскармливание, мать не курит и не употребляет алкоголь и т.д.).
Эти таблицы — общепризнанный мировой стандарт.
Как спрогнозировать окончательные результаты
Есть несколько способов рассчитать, насколько вырастет ребенок:
- Для мальчиков: Рр = (Ро + Рм)/2 + 5 см, где Рр, Ро и Рм — рост ребенка, отца и матери, см. Для девочки: Рр = (Ро + Рм)/2 — 5 см.
- Формула Таннера. Для мальчиков: Рр = (Рз * 1,27) + 54,9 см, где Рз — высота в 3 года. Для девочек: Рр = (Рз * 1,29) + 42,3 см.
- По таблицам ученых Гарна и Романа на основании полуроста родителей.
- По костному возрасту. Нужен рентген лучезапястного сустава.
Используя специальные таблицы и формулы, на основании данных о размерах костей определяют рост.
Источник