Гармоничное развитие ребенка младшего школьного возраста

Гармоничное развитие ребенка младшего школьного возраста thumbnail
  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 7-12 лет
  • младший школьный возраст

Календарь развития ребенка: младший школьный возраст 7–10 лет

Ваш малыш уже познакомился со своей первой учительницей и одноклассниками, и постепенно осваивает жизнь в новом, «школьном» ритме с уроками и первыми домашними заданиями.

В семь–десять лет ведущей деятельностью становится учебная. От того, насколько успешно ребенок адаптировался к обучению, зависит его последующий успех. Кроме того, происходит резкий скачок в физическом, интеллектуальном и психологическом развитии. Появляются совершенно новые социальные роли, которые были неведомы ребенку раньше.

По традиции Я – Родитель дает десять рекомендаций родителям детей в возрасте от семи до десяти лет.

Развитие ребенка в 7–10 лет

Физическое развитие ребенка

Ребенок в возрасте семи–десяти лет становится сильным, выносливым и ловким, имеет потребность в регулярной нагрузке. Понимает и принимает правила командных игр и требования тренера, занимаясь спортом. Легко выполняет размашистые движения. Тонкие движения становятся четче ближе к концу младшего школьного возраста.

Интеллектуальное развитие ребенка

В этом возрасте дети уже успешно осваивают школьную программу. В младших классах они учатся обобщению и знакомятся с различными абстрактными понятиями, сравнивая и различая их между собой. Ближе к концу периода младшего школьного возраста ребенок уже умеет самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, становится способен к рефлексии – оценке своего внутреннего состояния. Он может усилием воли сосредоточиться на выполнении определенной задачи и думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда ему что-то интересно или просто нравится.

Психологическое развитие ребенка

Ребенок в младшем школьном возрасте осознает свою принадлежность к социуму, и примеряет на себя множество новых ролей: ученик, одноклассник, друг, гражданин. Умеет и любит общаться со взрослыми и сверстниками, учитывая не только свои интересы, но и интересы других людей. Способен дать оценку действиям и событиям. Нуждается в поддержке и одобрении взрослого: учителя, родителя. Становится более самостоятельным и инициативным. В этом возрасте начинают выравниваться процессы возбуждения и торможения, и ребенок легче успокаивается, проще реагирует на неудачи.

10 рекомендаций родителям детей младшего школьного возраста

Я – Родитель предлагает вам десять рекомендаций по воспитанию ребенка младшего школьного возраста, которые помогут ему успешно пройти к новый жизненный этап.

1. Обеспечьте регулярную физическую нагрузку и ежедневные прогулки на свежем воздухе

Организм ребенка в возрасте семи–десяти лет испытывает резкий скачок роста. Для гармоничного развития необходимо, чтобы в жизни младшего школьника на регулярной основе присутствовала хорошая физическая нагрузка: активные прогулки, спортивные занятия в секциях или кружок танцев. Минимум полтора–два часа в день ребенку следует проводить на свежем воздухе.

2. Оцените степень готовности ребенка к школьной нагрузке

Проконсультируйтесь с грамотным психологом, который даст оценку готовности малыша к занятиям. Не все дети одного возраста имеют одинаковый уровень психофизического и эмоционального развития. Кому-то будет скучно в классе от простоты заданий и требований, а кому-то может быть невыносимо сложно. Зная слабые и сильные «места» своего ребенка, вы сможете лучше помогать ему с выполнением домашних заданий.

3. Обращайте внимание на отношения ребенка и основного педагога

Обращайте внимание на отношения ребенка и основного педагога

В начальных классах у ребенка продолжается закладка основы будущей личности. И то, какой педагог попадется младшему школьнику, играет большую роль в ее становлении.

Темперамент, внешность, даже темп речи учителя могут не подойти одному ребенку, и, наоборот, будут приводить в восторг другого.

Например, если ваш ребенок замыкается в себе, когда на него повышают голос, то учителя с громким голосом ему, скорее всего, воспринимать будет сложно. Или же ваш ребенок предпочитает все делать «с чувством, с толком, с расстановкой», а учительница – быстрая и активная: такие два темперамента могут порождать непонимание и трудности с учебой. Это совсем не значит, что нужно менять класс: родителям подобные ситуации скорее показывают, где нужно дополнительно обучать ребенка общению с разными по темпераменту людьми.

4. Пробуждайте и поощряйте интерес у ребенка к чтению

В младшем школьном возрасте ребенок проявляет интерес к чтению и читает самостоятельно. Многие родители считают, что в этом возрасте ребенок должен все читать сам, но в этом случае не стоит удивляться, что интерес к чтению может пропасть.

Интерес надо поддерживать. Ходите вместе с сыном или дочерью в библиотеки, покупайте вместе книги, обменивайтесь книгами с друзьями. Покупайте ребенку те книги, которые его увлекают. Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому важно выбирать книги с хорошими иллюстрациями. Чтобы привлечь внимание к той или иной литературе, вычитывайте интересные эпизоды с интригующим сюжетом, забавной игрой слов, стихотворениями. Выступайте примером для подражания и читайте дома сами.

Если ваш ребенок с интересом читает описания в каталоге игрушек, комиксы про супергероев или статьи в журнале мод – это знак, свидетельствующий о том, что, скорее всего, в среднем школьном возрасте у вас дома появится вдумчивый книголюб.

5. Поощряйте игровую деятельность ребенка и вовлекайте его в игру

В младшем школьном возрасте игровая деятельность по-прежнему остается жизненно необходимой. В идеале она сопутствует ребенку в школе и дома.

Дети воспринимают информацию наглядно и через действие, они не способны долго удерживать внимание на словах, не подкрепленных визуально или действием. Спектр игр расширяется, наряду с сюжетно-ролевыми дети проявляют интерес к играм с четкими правилами: настольным, командным игровым и командным спортивным.

К тому же, игра помогает сохранить детскую непосредственность, раскованность, которые часто теряются под гнетом новых жизненных обстоятельств и психологических переживаний в возрасте от семи лет.

Дома вы можете обучить ребенка игре в шахматы. Это позволит развить у младшего школьника логику, выработает стратегическое мышление и обучит тактике.

6. Обеспечьте сыну или дочери надежный тыл

В жизни вашего ребенка происходит множество перемен и волнений. А вы – его «главный взрослый». Позаботьтесь о том, чтобы дома его ждал питательный и полезный обед, уют, спокойная атмосфера, душевные разговоры. Будьте заботливы и поддерживайте ребенка во внешних конфликтах, но не решайте их за него.

Читайте также:  Закономерности развития личности ребенка дошкольного возраста

7. Следите за тем, когда ребенок ложится спать

Избежать утомляемости в школьный период поможет режим дня. Помните о том, что ранний подъем требует раннего отбоя.

Если ребенок учится во вторую смену, продумайте, когда ему удобнее и эффективнее делать уроки. Перенесите дополнительные занятия на первую половину дня, чтобы освободить остаток вечера для отдыха и семейного общения, прогулок и игр.

8. Укрепляйте волевые и нравственные качества ребенка

В младшем школьном возрасте начинает укрепляться сила воли, формируются нравственные черты характера. Воспитание воли и нравственных идеалов должно идти не только со стороны школы, но и со стороны семьи.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был целеустремленным, ответственным, честным, отзывчивым, справедливым, – учите его этому на своем примере.

9. Поощряйте самостоятельность в учебе и дома

В младшем школьном возрасте формируется произвольное внимание. Ребенок, прежде достигавший целей, которые ставят перед ним взрослые, учится ставить цели самостоятельно. Таким образом, сын или дочь учатся учиться.

То же касается и самообслуживания. Ребенок в возрасте семи–десяти лет способен сам проконтролировать, чистил ли он зубы, собрал ли портфель, сделал ли домашнее задание. Также важно, чтобы ребенок имел свои обязанности по дому и выполнял их.

10. Следуйте за интересами ребенка

Поощряйте интересы и выдумки ребенка. Богатая фантазия, интерес к различным областям жизни зачастую не могут найти развития или развиваются в недостаточной степени в чрезмерно теоретизированной современной школе, поэтому родителям так важно поддерживать творческие интересы ребенка и направлять его по верному пути, раскрывая способности и таланты.

Екатерина Коробкова

Гармоничное развитие ребенка младшего школьного возраста

Каждый человек – индивидуален, потому ужиться двум разным людям с ребенком под одной крышей бывает непросто. Этот тест поможет вам взглянуть на свою семью со стороны и получить некоторые рекомендации специалистов портала Я – родитель.

Пройти тест

Источник

С 6-7 лет у детей начинается новый этап в жизни – школа. Не каждому просто приспособиться к ней – таковы особенности развития психики ребенка. Он меняется, взрослеет, а школа только ускоряет этот процесс. Тут нужно быть внимательным, концентрироваться на уроке, совершенствоватьфизическое развитие память и речь. Мальчики и девочки младшего школьного возраста пока еще развиваются равномерно.

Сейчас детям особенно важна поддержка родителей, и вы можете реально помочь им справиться с новыми условиями жизни. Постепенно происходит волевое развитие – ребенок понимает необходимость школьных занятий. Теперь он уже способен сделать этот непростой выбор между «хочу» и «нужно». Давайте детям больше самостоятельности, ведь только так может проходить нормальное развитие личности. Не забывайте про отдых и игры: они все еще необходимы детям.

Дети с 6 до 11 лет

Особенности психики детей этого возраста обусловлены тем, что им приходится справляться со стрессом от изменения уклада жизни. Это нелегко для малыша, так же как и для развитие младших школьниковвзрослого. Идет внутренняя борьба. С одной стороны, сам школьник ощущает свое взросление, с другой – его психика пока еще не совсем готова принять это. В итоге первые месяцы в школе напоминают первые месяцы в садике:

  • капризы, плач, нежелание идти в школу;
  • нежелание подчиняться дисциплине;
  • протест против необходимости делать то, что нужно, а не то, что хочется.

Хорошо, что такая позиция детей со временем меняется. Тут важную роль играют родители и учителя. Жалеть малыша не имеет смысла: он пошел в школу, теперь все 11 лет пройдут таким образом – чем раньше он примет ситуацию, тем проще ему развитие младших школьниковбудет. Родителям не стоит потворствовать капризам – лучше помогите ребенку:

  • первое время делайте домашнее задание вместе (покажите малышу, как нужно заниматься);
  • постройте распорядок дня так, чтобы было время на учебу, прогулку, отдых и игры;
  • объясняйте необходимость учебы в школе, а не ругайте за неуспехи;
  • постепенно отходите от процесса, давая ему больше самостоятельности.

Так вы снизите стресс от новой среды и обязанностей, показав малышу, что вы на его стороне и во всем его поддержите.

Основные виды деятельности: учеба, игра, общение

Учеба, конечно же, стоит сейчас на первом месте. Практически весь день ребенок младшего школьного возраста занят уроками. Первый класс — это подготовка к настоящей учебе. Это такое продолжение садика, но с более серьезными требованиями к дисциплине, работоспособности человека. Сейчас задача учителя — научить учиться.

С первого по третий класс нагрузка меняется. Так, к концу третьего класса к детям предъявляются уже более серьезные требования. Такая система развития нагрузки помогает пройти психологическую и физическую адаптацию.

Кроме того, родителям нельзя забывать, что их сын или дочь – это все еще маленький ребенок, и для него совершенно естественно влечение к игровой деятельности.

Запрещать игру нельзя, отбирать привычные игрушки и заменять тетрадками и книжками — большая глупость. Игра — это хороший отдых, возможность отвлечься от уроков, снять стресс.

А еще игра — отличный способ применить свои знания на практике. Со временем игры становятся все более сложными, так малыш моделирует многие жизненные ситуации.

Общение ребенка с другими малышами приобретает иной характер. Если в садике все ограничивалось совместными играми, то теперь для детей общение значит намного больше. Развивается личность, потребность найти кого-то, кто будет его понимать, у кого будут с ним общие интересы. Так появляются друзья. Общение в школе продолжается и вне ее стен. Дети созваниваются, делятся мнением, обсуждают, делают выводы.

Физическое развитие

Это еще один период активного физического развития и роста. Мальчики младшего школьного возраста до 10-11 лет развиваются быстрее девочек. Они выше, активнее. Девочки уже к 9-10 годам становятся более женственными. Они участвуют в общих играх, но не так раскованно, как мальчики. Для девочек пора полового развитие младших школьниковсозревания наступает раньше – часты случаи, когда в 9-10 лет приходит первая менструация.

В среднем прибавка в весе для младшего школьного возраста составляет 3 килограмма в год. Может быть чуть больше или меньше – тут важны индивидуальные особенности детей. Если ребенок прибавляет более 5 кг за год, обратитесь к детскому эндокринологу: что-то явно не в порядке. Вес сейчас можно рассчитать по формуле:

Читайте также:  Методика обследования познавательного развития ребенка 6 7 лет

вес ребенка = 10 + (2 × количество лет), где 10 — средний вес ребенка к возрасту 1 года.

Средняя прибавка роста для младшего школьника – до 5 сантиметров в год.

Психическое развитие

У детей школьного возраста очень много сил направлено на обучение, что очень влияет на развитие психики. Необходимо много запоминать, учить наизусть, решать задачи – так тренируется память, мышление. Нужно делать выводы, использовать полученные знания на практике. Малыш приходит в школу с зачатками этих навыков. Первые школьные годы учат его учиться. И вместе с этим он развивается.

Интеллект и мышление

Психологи и учителя отмечают позитивные изменения уровня интеллекта за первые 2-3 года в школе. Это связано с тем, что у детей появляется необходимость быть самостоятельными. Решаются не только задачи из развитие младших школьниковшкольной программы, но и самые насущные проблемы. Перед ребенком часто ставится выбор, как поступить.

Уровень интеллектуального развития при этом растет сам собой. И тут родители могут или помочь малышу, или отдалить его взросление. Оцените трезво возможности ребенка. Он уже вполне самостоятельный, проводит половину дня в школе. Не стоит дома ограждать его от любой работы или нагрузок. Домашние задания, дела по дому — в разумных пределах школьник 7-11 лет со всем этим справится без проблем.

Концентрация

Заметно улучшилась концентрация ребенка. Если еще в 4-5 лет малыш мог удержать внимание на чем-то максимум 20 минут, то теперь это время возросло в 2 раза. Урок длится 30-развитие младших школьников40 минут, и все это время он должен быть сконцентрирован. Такие качественные изменения не происходят за один день. Потребуется время, но с правильным подходом учителя развить концентрацию можно быстро.

Ребенок все еще обращает больше внимания на яркие и интересные материалы, опыты, видео. Если учитель применяет эти методы в работе, значит, он действительно понимает особенности развития детей этого возраста. Так они интересуются предметом, лучше запоминают и понимают.

Самокритика

С развитием интеллекта появляется способность критически смотреть на себя, свои действия. Для детей это не так уж и легко. В школе появляется система оценок, конкуренция. Каждому школьнику хочется получить хорошую оценку, похвалу учителя и родителей. Дети хорошо знают, чторазвитие младших школьников они сделали или не сделали для этого. Самокритика в возрасте 6-8 лет проявляется особенно ярко. Малыш может даже сам себе придумывать какие-то «наказания».

У ребят младшего школьного возраста обычно хорошая мотивация к учебе. Они привыкли к послушанию, слова учителя много значат для них. Похвала учительницы заставляет ребенка гордиться собой. Пройдет время, и многие станут спокойнее относиться к таким вещам. Но сейчас для них важно учиться хорошо. К сожалению, в 6-8 лет у детей не всегда есть конкретное понимание того, зачем они это делают. Оно приходит позже.

Волевое развитие

Благодаря тому, что появляется критическая оценка собственных действий, происходит волевое развитие. Это значит, что теперь малыш может поставить какую-то необходимость выше собственных желаний. Например, ему хочется играть, но он знает, что сперва нужно сделать уроки. развитие младших школьниковЭто очень важный момент для развития личности человека. Родители должны всеми силами помогать тут своим детям. Конечно, это сложный момент выбора для любого человека: делать что-то нужное, но скучное, или же заняться любимым делом.

Для тех детей, которые еще до школы занимались в спортивных кружках, развитие воли проходит проще. Они уже знают, что часто приходится пересилить себя для достижения результатов. Именно поэтому рекомендуется отдавать детей в спортивные секции (если нет противопоказаний от врача). Особенности развития психики ребенка таковы, что этот выбор неприродный. Малыш очень долго был ориентирован на свои желания. И теперь, чем раньше он научится делать выбор между «хочу» и «нужно», тем проще ему будет в школе.

Личностное развитие

Характер ребенка уже давно сформировался. Теперь личностное развитие продвигается дальше. В школе малыш постоянно находится в обществе других детей и взрослых. Это дает ему возможность посмотреть на себя со стороны. У ребят младшего школьного возраста продолжается формирование общественного «я». Они занимают определенные позиции в своем обществе.развитие младших школьников

Родителям нужно обязательно общаться с малышом, хвалить его или указывать на некоторые недостатки. Так будет гораздо проще исправить ситуацию. Учитывайте особенности этого возраста: самокритика присутствует, но иногда ее слишком много. Это может привести к развитию комплексов у ребенка. Сейчас детям хочется быть «как все»:

  • интересы (например, все смотрят один мультик);
  • похожие игрушки;
  • любимые актеры;
  • схожая одежда;
  • мнение.

Пока что они еще не стремятся выделиться. Если родители намеренно выделяют ребенка из всех, даже желая ему добра, это может спровоцировать агрессию у других. Этот возраст быстро проходит, и потом все станет совсем наоборот: каждый ребенок захочет быть индивидуальностью, особенным, отличающимся от других детей.

Источник

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • индивидуально-типические особенности развития в младшем школьном возрасте;
  • • проявления школьной дезадаптации;
  • • специфику развития личности при разных уровнях успеваемости;
  • • основные принципы педагогического общения с детьми разных категорий;

уметь

  • • определять причину (комплекс причин) неуспеваемости и направлять ребенка с трудностями обучения к специалистам соответствующего профиля;
  • • составить представление о высоких интеллектуальных или специальных способностях ребенка; темпе и степени гармоничности его развития;
  • • отличить невротические реакции от переутомления, симуляции и других поведенческих паттернов;
  • • разрабатывать индивидуальную траекторию развития ребенка и способствовать организации психологического сопровождения детей;
Читайте также:  Развитие ребенка до 5 лет игры программы

владеть

• навыками взаимодействия с психолого-медико-социальными центрами, психолого-медико-педагогическими комиссиями, специалистами в области дефектологии, детско-подростковой психиатрии.

Отличники

Считается, что наиболее гармоничное личностное развитие свойственно хорошо успевающим детям, которых педагоги часто называют «хорошистами». Они учатся па «четыре» и «пять», при этом «пятерок» может быть много, но отличниками они не становятся. С психологической точки зрения здесь главное то, что они не приобретают статус отличников, который нужно постоянно поддерживать и отстаивать; их уровень притязании высок, но допускает наличие некоторых недостатков в учебной работе и соответствующих, не максимально высоких оценок.

Личностное развитие детей с посредственной успеваемостью, «троечников», не признается социально желательным. Им не хватает активности, целеустремленности, их уровень притязаний в учебной деятельности невысок. Из этого, разумеется, не следует, что «троечники» не могут достигать успехов и самоутверждаться в других, не учебных видах деятельности в школьные годы и строить серьезные планы на будущее, предвосхищая жизненный успех позднее, за пределами школы. Но в этот период их позиция расценивается как неучастие, невмешательство, отсутствие интереса к происходящему: «моя хата с краю», а основной принцип — «не напрягаться». Единственной характерной для них особенностью, как установили психологи, служит самая низкая, по сравнению с другими учениками, тревожность [1]. Они не переживают по поводу учебы, поскольку, с одной стороны, не претендуют на признание своих способностей и заслуг, высокие оценки, а с другой — знают, что свои «тройки» всегда получат и большие неприятности им не грозят.

Самыми сложными в плане личностного развития оказываются дети с крайне высокой и крайне низкой успеваемостью — отличники и неуспевающие. Рассмотрим проблемы и особенности, которые могут возникнуть при высокой успеваемости.

Первое, что следует отметить, — отличник может быть гордостью школы и родителей, но совсем не обязательно гармоничной и нравственной личностью.

У отличников могут появиться завышенная самооценка, очень высокий уровень притязаний и престижная мотивация — то, что обычно называют «звездной болезнью». Чаще всего этот симптомокомплекс развивается под влиянием семейных установок, и ребенок приходит в школу, уже имея такие мотивацию и самосознание. Приведем пару типичных примеров.

Пример из отечественной практики

Мама, встретив на улице знакомую, при 6-летией дочери рассказывает об их поездке к морю. «Я посмотрела на пляже, — говорит она, — моей Леночке совершенно не с кем общаться. Все дети тупые, нет ни одного ребенка, чтобы Леночке подходил по уровню развития».

В начальной школе закончились занятия, и дети с шумом спускаются с лестницы, бегут к ожидающим их в гардеробе мамам и бабушкам. Одна из бабушек с тревогой спрашивает внучку, что та получила сегодня: ее волнуют отметки. Девочка радостно сообщает о «пятерке» по математике, по озабоченное выражение не исчезает с лица пожилой дамы. Она задает следующий вопрос: «А кто-нибудь еще получил “пятерку” на этом уроке?» — «Да, Маша получила, и Саша получил», — тянет первоклассница, и радость в ее глазах тает.

Если ребенок пришел в школу с высокой самооценкой и престижной мотивацией — стремлением выделиться, быть первым, лучше всех остальных, — если он при этом хорошо подготовлен, много знает и умеет, то учитель может подкрепить наметившиеся тенденции. В школе обычно значимость успехов одного повышается на фоне неудач другого. Учителя часто «захваливают» способных и старательных отличников и противопоставляют их классу. Призывы посмотреть, как замечательно они что-то написали в тетрадях, прочувствовать, как прекрасно они ответили на вопрос, рано или поздно приводят к обратному эффекту. Одноклассники не станут пытаться следовать слишком высокому, недоступному для них образцу, а уровень притязаний и чувство собственной исключительности отличника возрастет, увеличивая и без того немалую дистанцию между ним и другими детьми.

Отличники, обладающие завышенной самооценкой и престижной мотивацией, соперничают со способными, успешными одноклассниками (чьи удачи их расстраивают), и спокойно, с оттенком пренебрежения относятся к остальным ученикам, поэтому в классе их не любят.

Они тревожны. Поскольку в учебной деятельности преобладают социальные мотивы, они зависят от мнения окружающих их людей — взрослых и сверстников. Для них прежде всего важен сам статус отличника — лучшего ученика в классе, поэтому рано появляется и становится постоянным страх не соответствовать этому статусу, лишиться его [2].

С поддержанием статуса связаны и перспективы дальнейшего личностного развития ученика, в частности отсутствие динамики такого социального мотива учения, как отметка. В подростковом возрасте, когда сила этого мотива ослабляется, отличник продолжает учиться ради высоких оценок, в том числе отметок. Отличники с завышенной самооценкой и престижной мотивацией входят в ту немногочисленную группу учащихся, у которых в подростковом возрасте учебная деятельность остается ведущей [3].

К этой характеристике следует добавить возможность формирования на границе младшего школьного и подросткового возрастов «аффекта неадекватности» (М. С. Неймарк). Если с повышением сложности обучения притязания ребенка на успех оказываются выше его реальных возможностей, появляется неадекватная эмоциональная реакция на неудачу. «Ради сохранения привычного, удовлетворяющего ребенка отношения к себе он игнорирует свой неуспех, у него происходит неосознаваемое им самим острое эмоциональное отталкивание всего, что… может выбить его из привычной позиции» {{Там же. С. 113.}]. Он отвергает свои неудачи вместо того, чтобы их анализировать, объясняет их происками и недоброжелательностью вместо того, чтобы усиленно заниматься; не допускает до сознания того факта, что причина неуспеха кроется в нем самом, в недостаточном умении работать.

Аффект неадекватности появляется при переходе в средние классы у детей с завышенными притязаниями, потребностью в высокой самооценке, неосознаваемой неуверенностью в себе и направленностью на самоутверждение. Он не возникает при направленности на дело, комплексе познавательных интересов.

Источник