1.1. Гармоничное развитие ребенка — что это такое?

Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Великий философ, которому, по определению братьев Стругацких, «не повезло с поклонниками», Фридрих Ницше писал: «Человек — это канат, протянутый между животным и сверхчеловеком». Большинство мудрецов, несмотря на различия в проповедуемых ими учениях, сходятся в том, что человек вовсе не является вершиной эволюционной лестницы. Человек — одна из ступенек этой лестницы, и далеко не последняя. Возможно, мы «подзадержались» на этой ступени (хотя время «сознательного развития» человечества в масштабах Вселенной ничтожно). Но если ступеньки той же эволюционной лестницы до человека наша душа проходила в какой-то степени бессознательно и индивидуальное совершенство в этом случае мало что значило, то переход от «ступени человека» к следующей возможен только через сознательную работу каждого индивидуума над собой.

Читайте также:  Развитие игры у ребенка дошкольного возраста

Читающим эти строки взрослым людям сознательно эволюционировать к следующей ступени уже чрезвычайно сложно (хотя и не невозможно), и скорее всего это уже прерогатива следующих жизней. Однако можно помочь своим детям стать гармонично развитой личностью, ибо только тот человек, у которого в приблизительно одинаковой мере на высоком уровне будут развиты тело, душа и дух сможет перейти на следующую ступеньку эволюционной лестницы.

Итак, гармоничное развитие ребенка включает в себя развитие тела, души и духа.

Развитие тела — физическое развитие, сильное и выносливое тело, прекрасное здоровье, а значит, и способность воспринимать различные потоки энергий (и оставаться при этом здоровым).

Развитие души — чувственный и эмоциональный опыт, овладение искусствами, восприятие искусства (общение с Красотой).

Развитие духа — познание мира и себя.

Все эти три составляющие на самом деле тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Развитие только в какой-то из этих областей без развития других возможно лишь до определенного уровня. Поэтому если вы все же решитесь помочь (именно помочь, заставить в данном случае невозможно) своему ребенку развиваться гармонично, то желательно с самого начала воспитания обращать внимание на то, чтобы не было чрезмерного развития какой-либо из составляющих в ущерб другим.

И здесь на помощь взрослым может прийти самая древняя наука в мире — йога, дающая при грамотном подходе гармоничное развитие и способствующая развитию не только тела (как зачастую принято считать), но и души и духа.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка

1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и

Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка
Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов,

Развитие активной речи ребенка
Создание потребности подражать слову взрослого – ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми. Необходимо отметить, что развитие речевого подражания – естественный период в развитии детской речи как в норме, так и в

ГЛАВА 11. Развитие ребенка: сенситивные периоды и язык
Младенцы просто потрясающе приспособлены для обучения. Наверное, вы слышали о невероятной способности их мозга воспринимать новую информацию. Но, возможно, вы не оценили того, что их возможности весьма специфичны.

Часть первая
Гармоничное развитие ребенка

1.1. Гармоничное развитие ребенка — что это такое?

Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Великий философ, которому, по определению братьев

4.1. Творческое развитие ребенка

Творчество детей — это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами,

Кормление грудью и развитие психики ребенка
Раньше считалось, что при кормлении ребенка грудью мать дает ему только молоко. Сегодня биологи утверждают, что она кормит энергией, а молоко является только физической составляющей.Было проведено множество экспериментов.

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА».
Давайте начнем эту тему с вашего вопроса про пуповинку и спонтанное интеллектуальное развитие. Мария Борисовна вам так ответила, потому что те, у кого были нормальные роды, у кого это все сохранили и оставили, там есть о чем говорить. А

Гармоничное развитие
Можно ставить перед собой разные цели и достигать их с огромным усилием, а можно поставить перед собой только одну – достижение равновесия, – и остальные будут достигнуты по пути.Жизненная энергия в человеке возрастает, когда он развивается

Развитие основных движении, умении и навыков у ребенка в возрасте до года
Новорожденный ребенок в состоянии бодрствования находится совсем небольшую часть суток. Но начиная с 3–4 недель жизни, над кроваткой ребенка необходимо подвешивать красочные игрушки, чтобы он мог