Гармоничное развитие ребенка через сказку
Роль сказки в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста
Особенности развития речевого творчества ребенка в дошкольном возрасте, основные способы приобщения детей к сказке.
Сказки входят в жизнь ребенка в раннем детстве, когда взрослый читает их у кроватки малыша. Со временем они приобретают большое значение в жизни ребенка. Это объясняется тем, что сказки облегчают смену идентификации в зависимости от проблемы, которая в данный момент волнует ребенка. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая информацию о взаимоотношения х людей в обществе. В сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатии ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения собственных сложных и амбивалентных чувств ребенка. Ребенок отождествляет себя с положительными героями сказки Ребенок с чрезвычайной легкостью входит в различные сказочные роли, примеряя их на себя, но, тем не менее, не забывает, что этого не было на самом деле, хотя могло и случиться. Таким образом, проявляется двойственность детских литературных переживаний: ощущение обыденного в волшебном и сказочного реальном. Дети хотят подражать смелым, умным и ловким взрослым людям, но иногда это им не удается. А в сказке можно сделать абсолютно все.
Маленький ребенок запросто становится победителем и находит выход из разных затруднительных ситуаций. Некоторые сказки обладают лечебным эффектом, помогают побороть детские страхи. Очень часто дети просят прочитать им сказку много — много раз подряд. Каждый раз ребенок переживает сюжет, ставит себя на место разных героев, каждый раз проживает частичку жизни за персонажей. Так он готовит себя к решению проблем, которые могут встать на пути ребенка в дальнейшей жизни.
Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. Большие и маленькие детские мечты находят свое отражение в сказках, то есть малыш как бы самореализуется по средствам сказочных сюжетов. Всякая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в мир таких отношений, которые в реальной жизни ребенок может и не замечать.
Сказка с животными в главной роли очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных и природы, а не к цивилизованному миру людей. «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят». Эти сказки знакомы детям с младенчества, они воспринимаются детьми, как истории из реальной жизни, хотя почти все персонажи этих сказок – животные. В сказке «Заюшкина избушка» ребенок легко представляет себя на месте смелого петушка, который вроде бы и меньше собаки, медведя и быка, но смелее его, он герой, способный выгнать злодея – лису и помочь слабому зайчику. Для ребенка это реальная история героя. Героя, которому хочется подражать.
Но было бы ошибкой считать, что все народные сказки можно читать маленьким детям. Народ сочинял сказки не только для обучения детей устоям жизни, но и для развлечения взрослых. Длинными зимними вечерами люди рассказывали друг другу истории для развлечения. Не всегда это были безобидные сказки о колобке. Сказка во многом вобрала в себя взрослый опыт человечества. А в мире есть злые силы, злые существа , свирепые и беспощадные, всегда готовые навредить человеку. И впервые с ними ребенок встречается в сказках. «Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит». В сказках о Бабе Яге много сюжетов, которые могут глубоко ранить детскую психику. Многие сказки не стоит читать даже взрослым людям с неустойчивой психикой. Поэтому, очень важна роль взрослого, выбирающего сказки для детей.
Кроме этого нужно понимать, что не все даже отобранные для детей сказки можно читать детям в любое время суток. Так сказки с ярким сюжетом и множеством приключений хорошо читать в первую половину дня, когда ребенок наиболее активен и способен к большему восприятию, чем в вечернее время.
Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Сказка на ночь – это общение с малышом на волшебном понятном ему языке, это маленькие уроки жизни. Однако сказка на ночь насыщенная действиями и эмоциями может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить почитать еще.
Зато динамические сказки прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев дальше. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Книжка с картинками может отвлекать малыша, он будет тянуться разглядывать картинки , переворачивать листы вместо того, чтобы спокойно засыпать. Книжки с картинками — это больше подходит для дневного чтения. Вечернюю сказку лучше рассказывать, а не читать. Прислушайтесь, как звучит сказка, прочитанная вашей бабушкой. Она прочитана тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает малыша. В этот момент для ребенка существует только этот убаюкивающий голос. Это голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ребенок зависит от того, что он услышит и прочувствует перед тем как заснуть.
Если сказка закончилась, а малыш не уснул, можно сразу без перерыва начать петь колыбельную. Скорей всего ребенок даже не заметит перехода. Поэтому сказки лучше выбирать рифмованные. Есть такие сказки у Пушкина и Ершова, есть и народные напевные сказки. Сказки или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми , чтобы успокоить ребенка. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.
Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для малыша вы можете решить вместе с им. Постарайтесь, чтобы это была сказка с хорошим концом и учила тем же ценностям, что и вы сами.
Модель работы со сказкой:
1. название сказки
2. чтение сказки
3. речевая зарядка
4. беседа по содержанию
5. пересказ сказки (с опорой на наглядность)
6. рассматривание иллюстраций
7. работа с обучающими презентациями
8. создание сказки (продуктивная деятельность)
9. сказка и познание.
Образовательный процесс осуществляется:
• в ходе непосредственно образовательной деятельности,
• в ходе режимных моментов,
• в процессе совместной деятельности педагога с детьми,
• при организации самостоятельной детской деятельности.
Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.
• Читаем, рассказываем сказки. При подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития
• Вовлекаем детей в игры – беседы с куклами-персонажами сказок.. Внесение кукол способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества.
• В другом варианте, сначала рассказываем сказку, а затем предлагаем ребятам самим попробовать «оживить» её. Вместе с детьми мы рисовали сказку, используя различные техники, лепили из пластилина, солёного теста, делали аппликации из бумаги, ткани, различных нитей. Использовался приём раскрашивания эпизодов сказки с применением цветного песка, подкрашенной манки.
• От рассматривания иллюстраций, когда дети «схватывают» внешний признак героев, постепенно переходим к простейшему моделированию. Для плавного перехода используем дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?». Кроме того, ведём работу с мнемотаблицами.
• Работу такого рода часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам.
• Играя в сказку, используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью пальчиков. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.
• Образовательный процесс выстраиваем, используя принцип интеграции образовательных областей
• Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаем детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.
• Широко используем сказки при формировании целостной картины мира. Из сказок народных и авторских дети узнают почему и как зимой спит медведь, кто живёт в лесу и т.д.
• Уже стало традицией включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбираются с учётом сказочного материала в рамках комплексно-тематического планирования.
Сказка важна не только для познания окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказках есть предостережения, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения.
Например, в «Сказке про сестрицу Аленушку и братца Иванушку»:
1. Слушайся старших.
2. Воду из незнакомых водоемов пить нельзя. Сказки «Морозко» и Крошечка-хаврошечка» указывают на ценность вежливости, доброго отношения к людям, трудолюбия, уважения к старшим.
Способность наделять предметы и явления сверхъестественными качествами, полностью верить в одушевленность неживой природы является характерной чертой детской психики. Для ребенка значимые предметы и природные явления — живые, т.е. существа, наделенные душой и способностью понимать. Таким ребенок воспринимает этот мир, познает его особенности, живет в нем.
На протяжении всей жизни мы склонны верить, что добро побеждает зло, а несправедливость будет наказана. Эту надежду мы впитали еще в детстве, когда слушали сказки. Ведь этот принцип является их основным постулатом.
Сказка ложь, да в ней намек — добру молодцу урок», — актуальны и справедливы эти слова Пушкина.
Действительно в каждой сказке есть жизненный урок для ребенка. Тем более, что сказка иносказательна и метафорична, полна чудес и неожиданностей, а это так близко мироощущению ребенка. Поэтому именно через сказки дети быстрее и с большим интересом усваивают нормы, правила и традиции.
Левашова Ирина Владимировна
ГБДОУ №9 комбинированного вида
Пушкинского района
г Санкт-Петербурга
2015г.
Выступление на семинаре
по теме:
Роль сказки в гармоничном развитии ребенка
дошкольного возраста
Воспитатель:
Левашова Ирина Владимировна
ГБДОУ №9 комбинированного вида
Пушкинского района
г Санкт-Петербург
2015
Источник
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ
В нашем детском саду изначально проводится работа над формированием у детей нравственных чувств и качеств через восприятие сказок. Не зря существует поговорка «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Наш опыт показал, что сказка многофункциональна. Она не только способна корректировать настроение и поведение ребенка, но может научить выходить из сложных ситуаций, мыслить творчески, нетрадиционно. Но творческие качества детей развивает и технология ТРИЗ.
Поэтому мы решили объединить сказку и ТРИЗ. Теперь, решая различные проблемы воспитания через сказку, мы включаем и тризовские приемы из группы « Хитрости» . Знакомство с ними обязательно происходит в совместной деятельности с детьми, которая строится поэтапно.
Первый этап — знакомство с приемами. Здесь доминирует деятельность воспитателя, потому что детям эти приемы еще не известны.
Второй этап — ищем и находим эти приемы в сказках — доминирует деятельность детей, воспитатель – помощник.
Третий этап — мы назвали его « новый взгляд на сказку» — помогаем героям сказок находить новых друзей, различные выходы из затруднительных ситуаций. Здесь воспитатели и дети — равноправные участники.
На четвертом этапе закрепляем умение детей в самостоятельной деятельности и на занятиях творчески преобразовывать сказки.
На пятом этапе помогаем детям использовать эти методы в повседневной жизни.
Кратко расскажем, какие и как разные «хитрости» мы используем в своей педагогической деятельности для развития у детей умения выходить из сложных ситуаций, не разрушая свой хрупкий эмоциональный мир.
Первый « хитрый» прием — « Сделай заранее ». Отправляясь в дальнюю дорогу, герои разматывают ниточку клубка, разбрасывают камешки, которые потом помогут им вернуться. Этот прием спрятался в сказке «Огниво». Королева подвесила мешочек с гречкой к кровати принцессы, чтобы по дорожке из гречневой крупы определить ее путь. Через эту хитрость, мы помогаем детям избежать возможной неприятности, предугадывая будущие события.
Читая сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , дети жалеют братца, а затем мы вместе с ними обсуждаем как можно было уберечь его от несчастья. Здесь может помочь хитрость «Сделай заранее»: нужно было просто взять с собой в дорогу воду.
Следующий прием «Матрешка» основан на расположении одного предмета внутри другого (Кащей Бессмертный прячет свою смерть в сказке « Царевна- лягушка»). Чтобы закрепить практическое применение этого приема, мы предлагаем детям игру «Поход». Нужно взять с собой много разных вещей, которые не помещаются в рюкзаке — что же делать? Решаем эту проблемную ситуацию, используя метод «Матрешка» — вкладываем один предмет в другой. На этом же приеме основаны взаимоотношения в семье. Отец защищает всю семью – он большая матрешка. Мама — матрешка поменьше, она любит и лелеет всех детей. А старшие дети прячут под своим крылом младших – маленьких матрешечек.
Очень интересно и полезно знать взрослым и детям о приеме «Посредник», в котором для выполнения действия используется промежуточный объект — посредник. Эта хитрость встречается в сказке « Хаврошечка». Посредником является коровушка. После того, как мы с детьми узнали этот прием, благодаря сказке, предлагаем им что — нибудь нарисовать, используя только лист бумаги и краски, убрав, при этом из поля зрения кисточки. На помощь в этой проблемной ситуации приходит « посредник» — детские пальчики, которыми дети рисуют вместо кисточки. Этот же прием используем при возникновении у детей каких — либо страхов, советуя им рассказать об этом тому, кто может защитить.
В «хитром » приеме «Копирование» вместо настоящего объекта используется его оптическая копия. Это мы видим в сказке «Молодильные яблоки», когда волк превращается в коня, затем в царевну. Чтобы закрепить представление об этом приеме, мы рассказываем детям о каком- то неизвестном им животном. Как же с ним познакомиться? Очень просто ! По фотографии или картине — это его копии. А еще, если тебе грустно без мамы, можно сделать так, чтобы она всегда была рядом с тобой — нужно положить в кармашек мамину фотографию.
В приеме «Обрати вред в пользу», отрицательный фактор используется для получения положительного эффекта. В сказке Р. Киплинга « Слоненок», слоненку вытянули нос — это вред, но он стал пользоваться им, как рукой. Очень удобно !
А как обратить вред в пользу в повседневной жизни?
Нечаянно сломали веточки комнатного цветка ? Это — вред. Поставим отростки в воду и вырастим новые растения. Польза? Еще какая! А если тебя обидели, нанесли твоей душе вред, и ты понял, как это горько, то сам никогда никого не обижай!
И последний прием «Изменение окраски» заключается в изменении окраски объекта или внешней среды, т.е. в умении приспосабливаться и действовать по обстоятельствам. На этом приеме создан мультфильм «Осьминожки», у которых возникла ситуация, когда нужно было спрятаться, некуда не прячась. Осьминожки нашли выход и перекрасились в цвет ковра.
А как можно использовать этот прием в педагогической практике?
Допустим, что при рисовании нечаянно на листе получились кляксы. Что делать? А просто спрятать кляксы в облаке, цветке.
На основе этого приема можно построить хорошие, добрые отношения с окружающими. Если ты сильный, защити слабого. Будь ласков с любящими тебя людьми. Развесели грустного. Действуй по ситуации в добрых целях.
Представляем фрагмент нашей работы через занятие по сказке «Снегурочка».
Виды детской деятельности : восприятие художественной литературы, коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, двигательная, музыкально- художественная.
Программные задачи: продолжать развивать умения осмысливать характеры персонажей сказок, формировать образность речи ( подбирать антонимы, однокоренные слова), понимать смысл пословиц, упражнять использовать тризовские приемы группы «хитрости» для решения задач в проблемных ситуациях, встречающихся в сказке и в жизни; развивать мышление и фантазию, доставить радость детям.
Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств : эмоционально отзывчивый, умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения, активно участвует в физминутке и этюде, активно занимается словотворчеством.
Непосредственная образовательная деятельность.
У заснеженной избы в снежном переулочке
Из снежинок, изо льда родилась… ( Снегурочка ).
— Как вы думаете, почему девочке дали такое странное, необычное имя?
— Какими другими именами можно ее назвать, чтобы было понятно, что эта девочка из снега? ( Снежанна, Снежинка, Холодинка, Зимодочка, Студенушка, Снежидевочка…).
— Дети, вы дали такие добрые, красивые имена девочке, конечно, потому, что она вам нравиться, ведь она была какая ? ( красивая, ласковая, добрая, веселая, умная, смышленая, приветливая).
— В сказке говорится: «Работа у Снегурочки в руках спорится». Как понять это выражение? ( Всякая работа получается хорошо).
— Значит Снегурочка была еще какая? ( трудолюбивая).
— Как можно сказать по- другому? ( работящая, радивая, мастерица на все руки).
— Ребята, недавно мы с вами познакомились с пословицей: «Не хлебом единым жив человек». Подумайте, подходит ли эта пословица к нашей сказки ? ( Да, потому что Снегурочка кушала хорошо, но очень скучала по зиме. Она скучала по зимнему лесу, по подружкам снежинкам, по хороводам метелей. Скучала по волшебному, сказочному миру матушки-зимы).
2.Физминутка ( под сказочную музыку).
-Дети, порадуем нашу Снегурочку. Выходите. Встаньте в круг. Я превращаю вас в снежинок, приглашаю на танец. « Танец снежинок»
-Молодцы! А теперь превращаю вас в ребят.
3.- Думаю, танец с вами Снегурочке понравился. Настроение у нее стало какое? (веселое, бодрое, радостное).
— Но вот пришли теплые деньки, ласковое солнце пригрело землю. Как стало Снегурочке ? (грустно, тоскливо, одиноко, скучно).
— Что же случилось со снежной девочкой в конце сказки? (Она прыгнула через костер и превратилась в облачко ).
-Как об этом сказать по- другому? ( она растаяла, исчезла, улетела).
-Да, конец у зимней сказки получился печальный. Но мы с вами знаем хитрое приемы, которые помогают нашим героям придти к счастью. Какие хитрости встречались в нашей сказке ? («Изменение агрегатного состояния»- девочка из снега превратилась в облачко, в пар. Прием «оживление», когда снежная девочка стала настоящей»).
4.Этюд.
-Дети, я прошу вас встать в круг, закрыть глаза. А теперь представьте себе такую картину. Старик со старухой вылепили из снега девочку. Глядь- а у Снегурочки щечки порозовели ( потрите их ладошками),глазки открылись (похлопайте ими удивленно, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево). Потом закивала головой (дети покивайте головой ),зашевелила руками ( пошевелите руками), потопала ногами ( потопайте), снег с себя стряхнула и улыбнулась ( улыбнитесь).
5.- Ожила наша Снегурочка! Так пусть же и останется она живой. А мы ей поможем! Для этого используем что? (хитрые приемы)
— Подумайте, какие хитрости помогут Снегурочке остаться в живых. ( На занятии дети отвечали :
а)»Матрешка». Снегурочка спряталась в самолете и перелетела через костер. Откуда в сказке появиться самолет? Может быть, не каждая хитрость поможет в этом случае? Подумаем об этом потом получше.
б) Прием « сделай заранее». Бабушка сшила Снегурочки платье из несгораемой фольги.
в)»Посредник». Подружки остановили Снегурочку, не дали ей прыгнуть через костер.)
-Дети, а как бы вы поступили, если бы были друзьями Снегурочки?
6.- Молодцы! Нашли выход из сложной ситуации, помогли Снегурочке, на радости такой приготовим Снегурочке подарок? ( Да).
-Пожалуйста, нарисуйте снежинки.( На столе тонированная бумага и белая гуашь). Дети интересуются: « Чем же рисовать, ведь нет кисточек?»
— Подумайте, какую хитрость можно использовать, чтобы выполнить задание? («Посредник». Нарисуем пальчиками).
С нашей точки зрения педагогическая деятельность, выстроенная в такой системе, воспитывает добрые чувства, формирует умения оценивать и контролировать свое поведение и развивает изобретательность и творчество.
Занятие на тему: « Использование в сказках приемов из группы «хитрости».
- Под сказочную мелодию воспитатель сообщает, что сегодня приглашает всех в сказку.
— В какую? Нужно угадать.
Проплясали по полям
Снежные метели,
Снегири снеговикам песни просвистели.
Источник