Гармоническое развитие личности ребенка
Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.
Что такое гармоничное развитие личности ребенка?
Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.
Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:
- Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
- Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
- Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.
Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.
Когда начинать воспитывать ребенка?
Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.
Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.
Общие принципы гармоничного развития
При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:
- Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
- Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
- Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
- Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
- Процесс получения знаний важнее результата.
Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.
Методы воспитания
В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:
- Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
- Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
- Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
- Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.
При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.
Физическое развитие детей
Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.
Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).
Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?
У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:
- Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
- Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
- Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
- Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.
Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста
К таким условиям относятся:
- Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
- Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
- Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
- Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
- Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
- Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.
Особенности гармоничного развития подростка
Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.
В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:
- научить его управлять своими эмоциями;
- избегать категоричности и максимализма;
- мыслить позитивно;
- обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
- контролировать учебу;
- следить за соблюдением распорядка дня.
Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.
Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности
Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:
- Принимать ребенка таким, какие он есть.
- Не считать, что ребенок является его собственностью.
- Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
- Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
- Уважать своего ребенка.
- Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.
Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.
Источник
Психологические условия гармоничного развития личности ребенка в семье.
Общеизвестно, что обучение, развитие и воспитание личности были и остаются при любых общественно-политических формациях вечными категориями. Поэтому общечеловеческие ценности должны стать приоритетными в воспитании подрастающего поколения.
Рассмотрим семьи с точки зрения наличия в них важных педагогических условий формирования благоприятных отношений.
- Отношения любви и уважения в семье.
Психологии особо отмечают, что близость – это уникальная, неповторимая характеристика семейных отношений, супружеских и между родителями и детьми. Родительская любовь – величайший источник его духовного развития, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе.
Одним из необходимых условий для становления взаимоотношений в семье, является принятие членами семьи друг друга такими, какие они есть.
- Педагогическое просвещение родителей при взаимодействии школы и семьи.
Школы, учреждения дополнительно образования, сверстники должны оказывать помощь родителям в семейном воспитании, путем организации совместных посещений музеев, галерей, театров и т.д. Учителя должны быть заинтересованы в оказание помощи молодым родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье.
- Демократический стиль взаимоотношений в семье.
Известно, что степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских взаимоотношений по-разному представлена таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и переходного типа.
В семьях с более высоким уровнем демократизации супружеских отношений значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, ответственность, скромность.
Таким образом, патология супружеских отношений продуцирует чрезвычайно широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных как в психике, так и в поведении личности вплоть до выраженных форм поведения. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту, казалось бы, парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях, у родителей с низким образованием воспитываются хорошие дети.
- Направленность на развитие личного потенциала ребенка.
Важнейшим условием эффективности воспитательных усилий в семьях различных типов является наличие у родителей четкой программы, направленной на развитие личного потенциала ребенка. Эта программа должна затрагивать все стороны развития личности: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое.
Умственное развитие.
Успешность умственного развития ребенка в семье зависит от широты интересов родителей, от их кругозора, привычки заниматься самостоятельно. В тех семьях, где организуется совместный досуг и труд, дети растут мыслящими, любознательными.
Нравственное развитие.
Родительский пример имеет большое значение в формировании нравственности у детей и подростков. Но это влияние возрастает, когда пример семьи, сочетается со специальными усилиями родителей, направленных на глубокое усвоение детьми общественного значения норм и правил, на выработку у них потребности всегда и во всем следовать этим правилам.
Физическое развитие.
Физическое развитие является одним из основных слагаемых общего воспитательного процесса, без которого невозможно всесторонне гармоническое развитие личности ребенка.
Родителям необходимо приучать детей к регулярным занятиям физкультурой, правильному питанию, соблюдению здорового режима.
Развитие трудолюбия.
Главная задача семьи в развитии трудолюбия – организация уклада жизни семьи, деятельности ребенка в семье, таким образом, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Этого можно достигнуть путем приобщения ребенка к труду через самообслуживание. Родителям необходимо помнить, что правильно чередуемый умственный и физический труд – основа для всестороннего, гармонического развития личности.
Эстетическое развитие.
Основные направления – развивать эстетическое восприятие окружающей природы, учить понимать и ценить искусство, возбуждать у детей интерес к художественной деятельности, развивать их творческие способности. Для этого необходимо совместное посещение театров, концертов, художественных выставок и т.д.
Таким образом, необходимыми условиями гармоничного развития ребенка в семье является:
— отношение любви и уважения – основа воспитания, источник духовного, физического, психического развития младшего школьника, его эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе;
— демократический стиль взаимоотношений в семье является одним из необходимых условий для создания комфортного внутрисемейного климата, способствующего гармоничному развитию личности;
— взаимодействие семьи и школы способствует полноценному развитию личности ребенка.
Источник
Под гармоничной личностью подразумевается баланс между внешним и внутренним миром человека. Такие люди живут в гармонии с самими собой. Они открыты ко всему новому и во всем ищут хорошее. Так что же это за люди? Именно об этом мы и поговорим в этой статье.
Что такое гармония?
Начнем с самого начала, а именно с того, что же такое гармония? Это баланс, который присутствует между чувствами, мыслями и действиями человека. Некая согласованность его желаний, поступков и слов.
Существует два вида гармонии:
- внутренняя;
- внешняя.
Под внутренней гармонией подразумевается глубокое понимание себя. У человека нет каких-либо внутренних противоречий, потому что он полностью принял себя, свои недостатки и достоинства.
Человек, который находится во внешней гармонии, не испытывает никаких проблем с окружающим миром. У него складываются хорошие отношения с людьми, а также он успешен в других сферах жизни. К примеру, в:
- семье;
- хобби;
- саморазвитии;
- профессии;
- творчестве.
Во всем этом царит согласованность ценностей, убеждений, действий и чувств. У него продуктивная и спокойная жизнь.
Описание понятий
От гармонии произошли и другие понятия:
- гармоничная личность;
- гармоничное развитие.
Казалось бы, это одно и то же, но на самом деле понятия не являются синонимичными. Человек, который обрел баланс и гармонию, не всегда может быть гармонично развитой личностью.
Это понятие имеет свой смысл в каждом столетии и культуре, поэтому трудно сказать точно, что же это такое. Если говорить в целом, то под этим понятием подразумевается эстетическая, интеллектуальная, физическая и нравственная развитость человека. Конечно же, не все люди, которые обрели гармонию, могут быть одинаково развитыми во всем этом. Целью воспитания гармонично развитой личности является создание всех необходимых условий для ее всестороннего и гармоничного развития.
Какой должна быть гармоничная личность?
Рассмотрим основные качества такой личности:
- Человек всегда получает удовольствие от того, что делает, даже если это не совсем то, чего ему хотелось бы.
- Он полностью отдается работе и всегда делает это качественно. Он не желает успеть везде сделать по чуть-чуть, для него важно в каждом деле быть лучшим и получать максимум результата.
- Человек понимает, что находится под его контролем, а на что он никак не влияет.
- Всегда знает, что многое зависит от влияния внешнего мира. По этой причине он всегда стремится к улучшению своей жизни. Он знает, что окружающий мир влияет на его внутренний.
- Такой человек никогда не будет идти по головам. Люди для него намного важнее, чем достижение поставленных целей.
- Занимается своим саморазвитием. Он всегда старается сделать себя еще лучше.
- Такой человек не боится одиночества, потому что ему комфортно быть наедине с самим собой. Также он дает такую возможность другим людям.
- Очень отзывчив, никогда не бросит человека в беде. Поможет ему справиться с гневом, страхом или же тревогой.
- На каждую ситуацию смотрит с позитивной стороны. К примеру, одиночество он воспринимает не как что-то негативное, а как открытость для новых впечатлений и знакомств.
- Не переживает по пустякам, ведь жизнь очень коротка, поэтому нужно ценить каждое ее мгновение.
Условия формирования
Формирование гармоничной личности — это самый лучший путь, который подходит тем, кто хочет обрести гармонию и полностью раскрыть свой потенциал. Однако трудно точно сказать, какие условия для этого необходимы, потому что их много и подбираются они индивидуально.
Чтобы стать гармонично развитой личностью, нужно обогащать свои знания и чувства, а также уделить внимание формированию воли. Для этого не нужно зацикливаться лишь на какой-то одной способности человека, потому что это должно охватывать весь внутренний мир индивида.
В первую очередь человек должен обладать самоконтролем. В противном случае у него не получится соотносить свои личные желания и потребности с социальными требованиями.
Развить такую способность в человеке можно благодаря наградам и похвале от значимых для него взрослых людей. Всестороннее и гармоничное развитие личности невозможно без умения подчиняться внешним требованиям, а также способности вовремя остановиться, не поддаваться своим секундным порывам.
Существуют маршмеллоу-тесты, которые проводились для лучшего понимания самоконтроля. Благодаря их результатам учеными были сделаны определенные выводы, которые могут помочь человеку стать успешнее.
Суть тестов заключалась в том, что перед детьми ставили выбор. Ребенок оставался в комнате наедине, а перед ним располагали зефир или же конфету. Ему говорили, что некоторое количество времени нельзя ничего из этого есть, а если он это сделает, то ему достанется удвоенная порция сладостей.
Эксперты внимательно следили за поведением ребенка. Анализировали его способность держаться и умение контролировать свои желания. В конце эксперимента оказалось, что те дети, которые смогли продержаться и дождаться конца времени, во взрослой жизни стали намного успешнее тех, кто не стал соблюдать правил.
Еще формирование невозможно без обогащенной среды. Во всем должно присутствовать разнообразие, благодаря которому человек начинает активно чувствовать и мыслить.
Не менее важно быть осмысленным и самостоятельным. Если человек способен сам решать вызовы судьбы, то это приближает его к развитию. Он становится сильнее духом и вовлеченным в связь с внешним миром. Личность понимает, что сама ответственна за себя и за свою жизнь.
Как обрести гармонию?
Что касается формирования гармонично развитой личности, то и это требует некоторых усилий. Единогласного ответа на этот вопрос тоже нет, как и в предыдущем случае. Но есть некоторые важные принципы, без которых невозможно обрести гармонию.
Быть собой
Довольно часто можно встретить людей, которые не любят показывать своих настоящих эмоций и чувств другим, в том числе и себе. Они запираются в свои надуманные правила и нормы. В результате получается так, что человек сам не знает о том, чего ему хочется, поэтому и не может получить желаемого, так как не понимает, что для этого нужно сделать.
Не нужно следовать стереотипам, которые нам навязывает общество, нужно быть собой, чтобы научиться понимать свои настоящие желания.
Не боятся перемен
Каждый человек планирует все наперед, без этого нельзя добиться поставленных целей. Только гармоничные люди отличаются тем, что они дают себе право ошибаться, поэтому не делают из этого никакой катастрофы, если что-то пошло не так. Не всегда мир может соответствовать нашим желаниям, но мы всегда можем вынести из этого пользу, даже если наши планы нарушились.
Забыть плохое
Не нужно держаться за прошлое, особенно если оно доставляет вам неприятные ощущения. Из всего этого нужно вынести урок. Его невозможно изменить, но оно может влиять на наше настоящее. Поэтому нужно избавится от надоедливых мыслей и переживаний, чтобы ваше будущее было лучше.
Замечать уникальность окружающего мира
Воспитание гармоничной личности подразумевает умение видеть во всем что-то прекрасное. Все в жизни повторяется, поэтому временами может казаться, что мир серый и обыденный, такой себе безжизненный организм. Такое мышление не дает возможности человеку обрести гармонию и счастье.
Следует понимать, что даже в самом стандартном и обычном для нас есть что-то новое, не случающееся раньше. Это отличие нужно научиться видеть. Человек может жить счастливо и в гармонии только тогда, когда открыт миру и вовлечен в его исследование.
Чаще смейтесь
По жизни надо всегда идти с улыбкой. Научно доказано, что благодаря смеху уменьшается количество стрессовых гормонов. Человек становится открытым миру, когда радуется и получает удовольствие.
Согласно исследованиям, в 2014 году стало известно, что смехотерапия благоприятно воздействует на общее состояние здоровья. Она способна уменьшить тревогу и помогает справиться с бессонницей.
Есть отличная техника, которая помогает стать всесторонне гармоничной личностью. Она состоит из трех практик, придерживаться которых нужно научиться каждому:
- Самоконтроль — умение бороться со своими страстями и способность их контролировать.
- Умение анализировать свои поступки и делать выводы. Благодаря этому можно понять свои желания, а поступкам придать осознанности и ответственности.
- Умение анализировать собственные мысли.
По жизни всегда нужно стремиться к идеалу, а гармонично развитая личность — это и есть то самое совершенство. Человек, который принимает себя и живет в гармонии, который может управлять своими желаниями и добиваться большего, может считать себя тем самым идеалом, который был придуман еще в античное время, а затем переходил из эпохи в эпоху.
Философы того времени являются основателями гуманистической модели, которой придерживаются сегодня во многих странах. Гармоничная личность, ее развитие, сила, внутренняя свобода и желание познавать и узнавать окружающий мир — это то, что нужно для счастливой и насыщенной жизни. К этому нужно стремиться, если вы хотите жить качественно и с удовольствием.
Необходимо развиваться всесторонне, чтобы гордо называть себя гармонично развитой личностью, которая может быть примером для подражания и не только.
Автор: Алина Школьник 21 Декабря, 2018
Источник