Гармаев этапы нравственного развития ребенка

Гармаев этапы нравственного развития ребенка thumbnail

Гармаев этапы нравственного развития ребенкаОбрести себя

Эта книга была составлена по материалам лекций и бесед священника Анатолия Гармаева, замечательного педагога и психолога.

В доперестроечные годы возглавляемая им Семейно-педагогическая лаборатория, его лекции, занятия, семинары для многих стали тропинкой из мира повседневной обыденности к запретному Золотому Городу православной духовности.

Гармаев этапы нравственного развития ребенкаКультура семейных отношений

Увы, благополучно идти по жизни и при этом не обретать житейской мудрости не удастся никому.

Либо она приходит через внимающее отношение к старшим, к их советам, и тогда упреждает события, либо через своевольный, гордый опыт собственных проб и ошибок, но тогда она плетется в хвосте событий, горько вздыхая и сокрушаясь.

Нравственная психология и педагогика

Книга «Нравственная психология и педагогика» была составлена по материалам лекций и бесед священника Анатолия Гармаева, замечательного педагога и психолога.

В доперестроечные годы возглавляемая им Семейно-педагогическая лаборатория, его лекции, занятия, семинары для многих стали тропинкой из мира повседневной обыденности к запретному Золотому Городу православной духовности.

В те времена нельзя было говорить о Боге, спасении, причинах нашей конфликтности и нашей мелкости открыто. Но вокруг были люди: ищущие, думающие, проблемные. Были семьи, в которых постоянно что-то разбивалось и не склеивалось. Было знание о том, как с этими человеческими проблемами справлялись люди, живя под Благодатным Покровом на протяжении многих лет.

Гармаев этапы нравственного развития ребенкаОт зачатия до рождения

В книге рассказывается о том, как супруги должны отнестись к моменту зачатия ребенка, какие отношения в семье должны сохраняться во время ношения ребенка, во время воспитания дитяти.

Каким должен быть отец? Как должна вести себя мать во время беременности и во время родов? Каковы причины травм и повреждений плода? Отчего случаются преждевременные роды? Должен ли присутствовать отец во время родов? — на эти и многие другие вопросы Вы найдете довольно подробные и обстоятельные ответы со стороны священника и педагога.

Гармаев этапы нравственного развития ребенкаПсихопатический круг в семье

В предлагаемой книге мы рассмотрим такие явления из области Нравственной Психологии как Психопатический Круг и психопатические отношения.

Гармаев этапы нравственного развития ребенкаПути и ошибки новоначальных

В книге повествуется о путях оглашения и воцерковления человека. Рассматриваются наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Живым и простым языком автор рассказывает о призывающей благодати Божией и противодействующей ей греховной натуре человека, об этапах воцерковления, о том, как, пытаясь воцерковить наших ближних, мы нередко только отталкиваем их от Церкви, становясь для них преткновением на этом пути.

Гармаев этапы нравственного развития ребенкаЭтапы нравственного развития ребенка

Предлагаемая работа основана на материале по нравственной психологии. Эта дисциплина родилась в России, но в середине 20-х годов от нее отказались. Тогда был провозглашен лозунг: «Детям — счастливое детство», и с этого момента все начало работать на эго, потому что состояние счастья в контексте такого понимания — это, на самом деле, состояние эго-удовлетворенности.

А состояние совестливости, о котором пойдет речь в предлагаемой работе — это состояние радости, но это совсем другая радость, неэмоциональная, несвойственная эго.

Источник

Гармаев этапы нравственного развития ребенка… изд. Братства во имя св. Князя Александра Невского, 2002. –392 с. 22. Варсануфий Великий и Иоанн, препп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. – М., 2003. 23. Василий Великий, свят. Нравственные правила. – М. : Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. 24. Вениамин (Пушкарь) , арх. Священная библейская история. Изд-е 3-е. – Владивосток – СПб., 2003. – 768 с. 27. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса Вступ. стат., сост. и коммент. В. В. Сапова. – М. : Республика, 1994. – 368 с. (Библиотека этической мысли) . 28. ГармаевА., свящ. Этапынравственногоразвитияребенка газета «Свет Православия» – Изд. Макариев-Решемской обители, 1998. Вып. 43. – 128 с. 29. Гельвеций. О человеке Соч. В 2-хтт. Т. 2. Сост. и общ. ред. Х. Н. Момджана. – М. : Мысль, 1974. – 688 с. («Философское наследие») . 30. Гельвеций. Счастье. Сост. и коммент. А. В. Серегина. Вст. ст. Х. Н. Момджана. – М. : Советская Россия, 1997. – 480 с. 31. Грачев А., свящ. Когда болеют дети. Советы врача-священника. – М. : Даниловский благовестник, 2003. – 88 с. 32. Григорий Нисский. О блаженствах. – М. : Изд-во святителя Игнатия Ставропольского, 1997. – 127 с. … далее …
Гармаев этапы нравственного развития ребенка… жизни » преподобного Антония Великого, и вы увидите разницу между небом и землей. Этаразница действительно огромна. А о своем личном отношении к книгам о. А. Гармаева могу сказать: » Где просто — там и ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного » (преп.) Некоторые ответы на обвинения участников I-х Иринеевских чтений 1. За последние четыре года вышло семь моих книг. Четыре из них – лекции, прочитанные двадцать лет назад на занятиях с родителями в бытность моей работы заместителем директора по воспитательной работе в школе и педагогом-организатором микрорайона в Москве. Это – “ Этапынравственногоразвитияребенка”, “ Тихий разговорс совестью ”, “ Обрести себя ” и “ Психопатический круг в семье ”. Последние две книги во втором издании были объединены издательством “ Братство ап. Иоанна Богослова ” в одну и вышли под общим названием “ Психопатический круг в семье ”. При повторных изданиях они были доработаны в нынешнее время и дополнены моими “Послесловиями священника”. Три последующие книги – результат трудов волгоградского периода: “ От зачатия до рождения ”, “ Пути и ошибки новоначальных ”, “ Культура семейных отношений ”. Последняя частью использует … далее …
Гармаев этапы нравственного развития ребенка

Гармаев этапы нравственного развития ребенка

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.

       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Гармаев этапы нравственного развития ребенка

Гармаев этапы нравственного развития ребенка
Гармаев этапы нравственного развития ребенка
Гармаев этапы нравственного развития ребенка

… чувства вины, даже в тех случаях, когда он однозначно неправ. Такой ребёнок приходит на исповедь, потому что этого хотят родители. И говорит что-то на исповеди, потому что родители так требуют. А ведь ребёнок должен приходить к Таинству потому, что чувствует его необходимость для себя, потому, что имеет внутреннюю потребность в нем. А часто ли мы встречаем детей, у которых к семи-десяти годам эта внутренняя потребность уже сформирована? Такие дети, безусловно, есть, но их мало. Чаще дети приходят на исповедь просто потому, что так хотят их родители. А ведь это предыдущий, младенческий, этапнравственногоразвития. Мы не говорим сейчас о ситуации, когда ребёнок не видит смысла именно в Церковном Таинстве Исповеди. Так часто бывает в семьях малоцерковных людей или в семьях, где один из супругов – неверующий, тогда ребёнок может быть вполне нравственно зрелым, а вот на исповедь ходить только для мамы (или папы, бабушки) Но в семьях воцерковленных людей в этом возрасте дети принимают церковные установления как сами собой разумеющиеся.И если он исповедуется главным образом потому, что так требуют родители, то это недопустимый формализм. Неудивительно, что реального … далее …

Гармаев этапы нравственного развития ребенка

Гармаев этапы нравственного развития ребенка
Гармаев этапы нравственного развития ребенка
Гармаев этапы нравственного развития ребенка

… и хотя их родители были так богаты, что могли бы купить им весь магазин с этими куклами, но мама Николь — ярая феминистка — была категорически против этих игрушек, считая их появление на рынке оскорбительным для женщин, и Николь ничего не оставалось, как украсть столь желанную куклу. Так об этом рассказывают журналисты. К сожалению, мы не знаем ни о чувствах, которые испытывала при этом будущая актриса, ни о том, как отреагировали на ее поступок родители, но нам наверняка известно, что, несмотря на этот случай, она не стала воровкой. Причины детского воровства Освоение социальных норм, нравственноеразвитиеребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение. Ребенок, не получивший в семье навыка доверительного, интересующегося, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию. Когда родители замечают, что их любимый ребенок, который … далее …

Гармаев этапы нравственного развития ребенка… и младшем школьном возрасте. В связи с этим в Синодальном отделе были подготовлены и направлены в Министерство образования и науки поправки к действующим нормативным актам. Эта тема обсуждалась и в Общественной палате Российской Федерации, где наши предложения получили поддержку. В результате, в приказ Министерства образования и науки «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» были внесены изменения, следствием которых является создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитиеребенка,в том числе в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях, интегрирующих этот компонент в свою образовательную программу. Это позволит на практике реализовывать преемственность в воспитании детей на основе традиционных ценностей, как в дошкольном возрасте, так и в процессе их дальнейшего обучения в средней школе, с учетом введения курса ОРКСЭ в общеобразовательной школе. Для осуществления поставленных задач нужно озаботиться дальнейшим совершенствованием методических программ, наглядных пособий, дидактических игр и других вспомогательных … далее …
Гармаев этапы нравственного развития ребенка… о том, что происходит, чтобы спорили между собой. Тогда такой канал детям и смотреть будет интересно. А если все это будет создано взрослыми для детей, думаю, что эффект может получиться совершенно другой. Но очень важно, конечно, чтобы на таком телеканале была и своего рода цензура, то есть, чтобы не показывали то, что не соответствует той или иной возрастной категории. Есть, допустим, фильмы, на которых стоит пометка 16+ или 18+, и такие фильмы не должны показываться на этом телеканале. И новости, в том числе политические, должны подаваться таким образом, чтобы не наносить ущерб нравственномуразвитиюребенка. Потому что, к сожалению, в тех новостных программах, которые адресованы взрослым, речь идет в основном о негативе, о разного рода проблемах, катастрофах, о преступлениях, о жертвах этих преступлений. Этот негатив накапливается у человека, то есть после того, как человек просмотрит подобного рода новостную программу, у него внутри появляется больше негатива, чем до того, как он начал ее смотреть. Очень важно, если будет создаваться телеканал для детей, чтобы этого не было, чтобы было больше позитива, чтобы этот телеканал имел воспитательные, образовательные … далее …
Гармаев этапы нравственного развития ребенка… Это признак культуры – знать глубинные основы развития народов. И поскольку все народы имели культуру религиозную, то ее обязаны знать студенты, – уверена В. В. Абраменкова. – А вот я никак не могу пробить даже спецкурс для учителей «Духовно-нравственное развитие современного ребенка»– на научной, культурологической основе. Недавно опять меня «прокатили» на методобъединении. Спросили: «А вы уверены, что наберете желающих? » Конечно, я уверена в этом. Но все равно мне этот курс не дали. Дескать, он никому не нужен… Похоже, что в планы руководителей российского образования вообще не входит духовно-нравственное развитиеребенка. Подразумевается, что его следует развиватьв противоположном направлении: он должен расти бездуховным и безнравственным, то есть деградировать и вырождаться на радость организаторам информационной войны. – Недавно у меня были лекции для студентов о подростковой субкультуре, – продолжает Вера Васильевна. – Пришли студенты из Чеченской республики. Как они меня слушали! Речь зашла об анти-игрушках. Я стала читать им описания новинок такой продукции. Среди прочих была «игрушка», которая называлась «Робот-Иисус» – с перевернутым, естественно, крестом и … далее …
Гармаев этапы нравственного развития ребенка

Сто пятьдесят три рыбы

       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.Прочитать книгу можно здесь

Гармаев этапы нравственного развития ребенка… о том, что происходит, чтобы спорили между собой. Тогда такой канал детям и смотреть будет интересно. А если все это будет создано взрослыми для детей, думаю, что эффект может получиться совершенно другой. Но очень важно, конечно, чтобы на таком телеканале была и своего рода цензура, то есть чтобы не показывали то, что не соответствует той или иной возрастной категории. Есть, допустим, фильмы, на которых стоит пометка 16+ или 18+, и такие фильмы не должны показываться на этом телеканале. И новости, в том числе политические, должны подаваться таким образом, чтобы не наносить ущерб нравственномуразвитиюребенка. Потому что, к сожалению, в тех новостных программах, которые адресованы взрослым, речь идет в основном о негативе, о разного рода проблемах, катастрофах, о преступлениях, о жертвах этих преступлений. Этот негатив накапливается у человека, то есть после того, как человек просмотрит подобного рода новостную программу, у него внутри появляется больше негатива, чем до того, как он начал ее смотреть. Очень важно, если будет создаваться телеканал для детей, чтобы этого не было, чтобы было больше позитива, чтобы этот телеканал имел воспитательные, образовательные … далее …

Источник

Нравственность — есть отношение 
силы разума к силе  чувств.
М.М.Пришвин

Притча «Хрупкие подарки».

Как-то в одно селение зашел и остался жить мудрый старец. Он любил детей и проводил с ними много времени. Еще он любил делать подарки и дарить их детям. Это были красивые, но хрупкие игрушки. И при малейшем небрежном обращении с ними они ломались. Проходило время, и мудрец вновь дарил детям игрушки, но еще более хрупкие. И если при неосторожном обращении они ломались, дети расстраивались. Однажды родители пришли к нему и спросили:

— Ты — мудрый человек и желаешь нашим детям только добра, но зачем ты им делаешь такие подарки? Игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. А играя, дети могут их сломать.

— Пройдет совсем немного времени, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, это научит их обращаться с бесценными дарами жизни хоть немного ответственней и бережней, будь то: любовь, дружба или забота о ребенке.

Когда в семье рождается дитя, то родители безгранично верят в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Каждой матери, каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. Так почему же так редко ребенок бывает таким, как хочется взрослым? Проблема состоит в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей и что они реально для этого делают. Ведь духовность и нравственность не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать.

Ни для кого не секрет, что  выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей. К сожалению, не все родители осознают, что достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы, которое должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойной Человека.

Развитие личности, и в первую очередь, её духовно-нравственной сферы связывается с построением его собственной иерархии ценностей -целей, формируемых под воздействием культурных традиций, индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания в семье, школе, в общении со сверстниками, самовоспитания. Но ребенок воспринимает для себя далеко не все ценности — цели как жизненные ориентиры. В структуру личностных ценностей, определяющих главную линию поведения, деятельности, общения с людьми, входит та часть усвоенных общественных ценностей, которая принимается и присваивается личностью на данном этапе собственного развития личности.

Дифференциация воспитательных целей по возрастным периодам становится весьма актуальной проблемой для обеспечения продуктивной воспитательной практики, как в семье, так и в образовательных структурах. Знание этапов нравственного становления ребенка необходимо для осмысления и анализа содержания и динамики изменения воспитательных отношений в различные периоды духовного становления человека. В основе предлагаемой концепции (по А.Ц.Гармаеву) лежит принцип отдаленности результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия и цикличности, т.е. повторяемости в определенные возрастные периоды на качественно новом уровне зафиксированных ранее отношений человека к окружающей среде. Действие этого закона подтверждается многочисленными фактами из психолого-педагогической практики.

За первичный цикл закладывания будущих отношений человека к социальным ценностям принимаются первые 24 года. Сам цикл в 24 года подразделяется на два периода: до 12 лет и после 12 лет. Возраст от зарождения до 12 лет является фундаментальным периодом в становлении нравственных качеств, душевных свойств личности. Главным содержанием первого периода является запечатление, которое происходит, прежде всего, путем улавливания проявляемых отношений к окружающему близких ребенку людей. Дети в этот период открыты для того, чтобы копировать рисунок отношений и поведения старших. С 12 лет начинается период самостоятельности, когда ребенок на собственных поступках должен проверить то, что он запечатлел в своем сознании.

Представим возрастные периоды в определенной последовательности, выделяя доминирующие отношения, которые должны быть в поле зрения родителей и педагогов на каждом этапе воспитания детей.

Первый очень значимый в духовном развитии детей возрастной этап включает отрезок времени от рождения до трех лет. Значимым для становления будущих отношений растущего человека является характер эмоционального общения с ним матери и отца, в процессе которого и запечатлевается душевное состояние близких ему людей. Неслучайно мама, подолгу разговаривая с новорожденным, замечает, что малыш не просто смотрит на взрослого, а смотрит серьезно, куда-то вглубь человека. Характерно, что первые три года девочки схватывают женский способ отношения к миру, а мальчики схватывают — мужской. Неслучайно в народной педагогике существует правило: Хочешь всё узнать о своей невесте или женихе, познакомься с родителями, понаблюдай за их отношение к детям, родственникам, друзьям. Если ребенок находится в педагогически целесообразных воспитательных отношениях, воспитывается доверие к людям, доброе расположение к окружающим, любовь к родственникам. Ребенок должен напитаться родительской любовью и чувствам ценности семьи. Дитя можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают её, если им ничего не дают, им нечего возвращать. Посеешь любовь, тепло и ласку в этом возрасте, они вернуться заботой, любовью и вниманием уже выросших детей.

Возраст 21-24 — завершающий период перед взрослостью, который часто называют «юношеским младенчеством». В этом возрасте активно проявляется то, что ребенок запечатлел до трех л,ет своей жизни: образ отношений к человеку и ценностное отношение уже к своей семье. Молодые люди, создав семью, привносят тот опыт общения, который был заложен в их семьях и воспитывают своего ребенка по своему образу и подобию, потому что стиль родительского воспитания «записывается» в психике ребенка бессознательно.

Главным психологическим содержанием возрастного этапа от 3 до 5 лет становится запечатление сценариев жизненных отношений в процессе ролевых игр. Ребенок через игру начинает активно постигать смыслы жизни. Недаром именно в 3 — 5 лет дети играют во взрослые игры: «дочки — матери», «продавцы-покупатели» и т.д. Они улавливают то, чем живут взрослые, причем схватывают саму суть — проявляемые отношения к окружающим людям, предметам, процессам. Если вспомнить наше с вами детство, то можно с уверенностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети растут с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательны герои мультфильмов (особенно американских) более могущественны, поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, а значит независимым, «взрослым». Иногда такое поведение в игре ребенок переносит и в реальную жизнь. И если ребенок в глазах окружающих не выглядит хорошим, то он принимает на себя отрицательную роль. Он своим выбором сообщает окружающим: «Вы говорите, что я плохой, я и буду плохим вам назло!» Очень важно помнить родителям о ценностном значении книги. Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту. Очень важно в этом возрасте обсуждать с ребенком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот.

В возрасте старше 3 лет для полноценного развития ребенку необходимо эпизодическое общение со сверстниками в детском саду. Если уровень отношений воспитателя с детьми достаточно высок, выстраивается на гуманных отношениях соучастия, сотрудничества, то, как норма запечатлевается внимательное, чуткое отношение к окружающим, проявление заботы и взаимопомощи тем, кто нуждается в этом. На этом этапе закладываются способности к общению. Формирующееся умение устанавливать дружеские контакты со сверстниками напрямую связано с успешностью социальных контактов молодого человека в возрасте от 19 до 21 года.

В возрасте от 19 до 21 года происходит реализация того, что было заложено в сознание и душу ребенка в возрасте от 3 до 5 лет, реализовывалось в ролевых играх. На новом витке своего становления происходит закрепление приобретенных ранее смыслов взрослой жизни в собственной практике. Молодые люди примеряют, сверяют свой нравственный опыт в новых условиях, проявляя активность в социально значимых делах вне семьи. Причем юноши и девушки, которые проявляют больше уверенности в себе, больше смелости в развертывании созидающей деятельности, больше инициативы, смелых решений и попыток, в дальнейшем успешно самоутверждаются и самореализуются. Значение взаимоотношений с окружающими в этот период невозможно переоценить: оно необходимо и для успешной профессиональной деятельности и для устройства личной и будущей семейной жизни.

Возраст от 5 до 7 лет, по представлению психологов, это время, когда все телесное находится в строгом послушании у духовного начала. Причем активное духовное развитие ребенка в этом возрасте обеспечивается через труд, как отклика на нужду другого человека, т.е.труд -заботу. В связи с этим уже в дошкольном возрасте начинают приобретать важное значение нравственные мотивы, среди которых наиболее важны следующие: сделать приятное, нужное людям, принести пользу. В этом возрасте важно приучать ребенка к самостоятельности в выполнении посильных домашних обязанностей, предоставлять возможность учиться самому себя обслуживать, а главное проявлять заботу о близких людях. Глубинный психологический смысл труда — заботы заключается в закреплении совестливого отношения к людям. А ведь именно совесть, как строгий и неподкупный судья, оценивает все поступки и переживания человека. Если он поступил хорошо, то испытывает мир и спокойствие в душе. И, наоборот, после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести. Толчок в развитии получают морально — нравственные чувства, на основе которых формируются такие качества, как дисциплинированность и ответственность, трудолюбие, волевые качества, так необходимые при поступлении ребенка в школу. Ведь в школе ребенка ждет напряженный труд. При умелой организацией родителями и воспитателями трудовой деятельности дети учатся ставить цель, принимать решения, намечать план действия, делать определенные усилия для преодоления препятствия, оценивать результат и испытывать чувство удовлетворения от своего трудового действия. В этот период ребенок учится различать послушание и своеволие, любовь и хотение, совестливого человека или бессовестного. Подсказать и помочь провести эти различения

должны родители, поскольку воля ребенка воспитывается через послушание, которое должно исходить из искренней любви к матери и отцу, а не из страха наказания или желания что-то взамен послушания получить. Если в возрасте 5-7 лет ребенок запечатлел труд как отклик на нужду окружающих людей, тогда он с 17 до 19 лет проявляет готовность к решению серьезных жизненных задач в активной трудовой деятельности. Достаточно часты случаи, когда значительную часть свободного времени молодые люди в этом возрасте отдают праздному досугу. Одних родителей это раздражает, у других — вызывает сильное беспокойство. Им часто невдомек, что такой образ жизни повзрослевших детей они спровоцировали сами.

В этом возрасте у молодых людей проявляется активное стремление к общению с родителями для решения возникающих жизненных проблем. И если установлен между ребенком и родителями душевный контакт, то в семье возникают глубокие отношения почитания самых близких людей, признательности за умение поддержать, объяснить, успокоить в минуты сомнений и разочарований.

Доминирующим запечатлением детей в возрасте от 7 до 10 лет становится почтительное отношение к взрослым. Если до 7 лет сформировалось уважение к родителям, то с 7 лет на его основе зарождается почитание людей с богатым жизненным опытом. Ведущей деятельностью становится учебная. Особое значение имеет возникающие отношения к учебному труду, учителю, который сыграет в дальнейшей учебной деятельности человека определяющую роль. Психологами замечена характерная особенность: если дети в возрасте от 7 до 10 лет испытывали чувство радости и удовлетворения от учебного труда, то тогда происходит накопление резерва душевных сил на учебную деятельность вообще, и этот резерв действует, до конца жизни. Такие дети способны к самообразованию и готовы учиться всю жизнь. Следует также подчеркнуть, что душевное богатство детей в этом возврате умножается душевным богатством учителя.

На витке нравственного становления в 14-17 лет повторяется период от 7 до 10 лет. Происходит интенсивное интеллектуализация личности, оформляется отношение к учебной деятельности. С 14 лет с теми, у кого резервы для учения есть, происходит удивительная метаморфоза: они начинают активнее заниматься учебой. Особых успехов в старших классах достигают те школьники, которые в начальной школе учились с радостью.

Они на завершающем школьном этапе учатся с огромным удовольствием, достигая высоких результатов. На этом этапе глубоко осмысливаются все события, которые происходят в жизни. Молодым людям открываются общечеловеческие и одновременно интимные по своей природе проблемы -такие, как проблемы жизни и смерти, любви и ненависти, предательства и верности. Поэтому они ищут индивидуального общения один на один, а не в массе. У них рождается глубокая потребность в «тонком общении» с родителями или доверенным взрослым. Откровенное общение с людьми, обладающими ценностным богатым жизненным опытом, позволяет укрепиться во внутренней честности, чистоте помыслов, справедливости, стать нравственно и духовно устойчивым.

В 10-12 лет наступает период активизации множества способностей, которые заложены в каждом человеке. Подростки живут по принципу: «драм- кружок, кружок по фото, да ещё и петь охота». Это их нормальное состояние, поскольку пробудившиеся способности подросток должен реализовать в деле. Во внешнем плане идет активизация способностей, а во внутреннем — выбор и усвоение трудовых действий. В этом возрасте необходимо учить полноте трудового действия, т.е. преодолению трудностей, которые могут встретиться при реализации задуманного, и обязательному доведению дела до результата. Достижение цели должно сопровождаться чувством радости и удовлетворения от выполненной работы.

На возрастном этапе от 12 до 14 лет как бы продлевается период от 10 до 12 лет. Наступает период самостоятельных поступков, обретение смыслов истинного трудового действия, пробы себя в активной социально значимой деятельности. Если подросткам предлагают серьезное дело, они включаются в него с такой искренностью и полнотой усилий, на которые никакой другой возраст не способен. На этом этапе важно вселять в ребенка уверенность в своих силах. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверена». Важно хвалить ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством, внушать, что старание и настойчивость обязательно приведут к успехам.

Чрезвычайно значимыми для подростков становятся отношения со сверстниками, взаимоотношения в ближайшем окружении. Обостряется желание быть принятыми в круг «своих». В данный период авторитет

родителей может резко падать, отношения с ними могут осложняться. Ребенок становится неуправляемым. И происходит это вследствии психофизиологических особенностей возраста. Взрослые должны быть готовы принять новое состояние подростков. Родителям необходимо сделать всё, чтобы сыну или дочери было спокойно и комфортно дома, чтобы со своими проблемами они шли домой, а не к чужим людям и в сомнительные компании. Важно помнить, что и в этом возрасте ребенку необходимы проявления родительской любви. Просто важно уважать дистанцию, устанавливаемую подростком.

Из сказанного становится очевидным, что духовное развитие человека осуществляется, как и физическое, с определенной цикличностью. На каждом возрастном этапе решаются конкретные воспитательные задачи. Успехи, как и неудачи, в духовно нравственном воспитании детей будут иметь отзвук на протяжении всей их последующей жизни. И современные родители должны усвоить мысль, что дети становятся лучше или хуже не сами по себе, а в зависимости оттого, в какие отношения включаются, какие отношения семейного бытия запечатлевают в детстве. Ведь семья — это произведение искусства любви нравственных людей. Чем благороднее воспитательные отношения в семье, тем благороднее и дети. Воспитание детей в сознании родителей должно стать величайшей нравственной ценностью.

Литература:

  1. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка. – М., 1992
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
  3. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А.. Воспитание – проблема современного образования в России. – М., 1999.
  4. Основы воспитательной деятельности учителя. Составитель: Ушакова И.А. Саратов – 2009.

Источник

Читайте также:  Что такое школа раннего развития ребенка