Функциональная диагностика развития ребенка

Оценка уровня индивидуального развития ребенка раннего возраста — очень ответственная и нелегкая задача. «Не упустить» ребенка, качественно судить о психическом развитии в категориях соответствия или несоответствия норме развития для того чтобы помочь ему развиваться, опираясь на его собственные возможности, очень важно. Детское развитие дает именно в раннем возрасте шанс так называемой абилитации, т.е. улучшения, а не восстановления, которая мало до сих нор исследована и поэтому используется недостаточно4.
Основные показатели нервно-психического развития детей раннего возраста и принципы контроля за развитием ребенка были разработаны Н. М. Щеловановым, Н. Л. Фигуриным, Н. М. Аксариной, С. М. Криви- ной, М. Ю. Кистяковской, Н. Ф. Ладыгиной и другими исследователями. В дальнейшем показатели нервно-психического развития детей раннего возраста были пересмотрены и дополнены сотрудниками кафедры физиологии развития и нетрадиционных методов оздоровления детей Российской медицинской академии последипломного образования Р. В. Тан- ковой-Ямпольской, Э. Л. Фрухт, К. Л. Печерой, Г. В. Пантюхиной. Эти авторы впервые в нашей стране внедрили в широкую врачебную и педагогическую практику методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста1.
Проблема диагностики умственной отсталости и дифференциации ее от сходных состояний была отражена в трудах отечественных дефектологов Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Венгера, Г. Л. Выгодской, С. Д. Забрам- ной, Э. И. Леонгард, В. И. Лубовского. Сотрудниками Института коррекционной педагогики Российской академии образования под руководством Е. А. Стребелсвой был разработан комплекс методик, позволяющий осуществлять контроль за ходом психического развития детей, своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики, дифференцировать детей с задержкой психического развития и умственно отсталых[1][2].
Каждый специалист самостоятельно ориентируется в выборе диагностических и коррекционных воздействий в зависимости от возраста и тяжести состояния детей, проходящих реабилитацию (абилитацию), использует в своей работе целый арсенал методик — зарубежных и отечественных шкал, тестов и таблиц развития.
Основой нового интеграционного пути в организации учебно-воспитательного и реабилитационного процесса для детей стала Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития (МФДР). Разработка ее концепции была начата специалистами в I960 г. иод руководством Т. Хелль- брюгге — немецкого врача и педагога, лауреата высшей педагогической награды Германии — премии им. И. Песталоцци, — реализуется с 1968 г. в созданном им Мюнхенском детском центре, дочерних центрах Германии, по всему миру и в том числе в России.
Четверть века назад Т. Хелльбрюгге провел первые курсы обучения специалистов в Москве. Одна из его учениц, Л. Н. Букаева — Монтессори- педагог и Монтессори-терапевт и сегодня успешно применяет полученные знания в Центре содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. С 2014 г. в Москве реализуется проект обучения специалистов Монтессори-техпологии, работающих с детьми-сиротами в учреждениях Департамента труда и социальной защиты неселения города Москвы с привлечением НКО «Торговый дом ЦУМ». Обучение Монтессори-недагогике, Монтессори-терапии, МФДР проводится с привлечением специалистов из Германии, учениками Т. Хелльбрюгге: Л. Андерлик, У. Штеснбсргом, доктором М. Герке и другие.
Для разработки собственной диагностической системы немецкие специалисты провели обследование нескольких тысяч детей в возрасте от рождения до пяти лет, в том числе в условиях депривации, что позволило получить действительно надежный измерительный инструмент для всесторонней многомерной оценки психомоторного развития детей.
МФДР применяется в специализированных домах ребенка г. Москвы длительный период. Имеет следующие преимущества:
- — диагностический инструмент оценки развития ребенка;
- — диагностический инструмент оценки развития ребенка группы риска;
- — диагностический инструмент оценки развития ребенка с ОВЗ;
- — оценка развития ребенка с периода новорожденности;
- — в разных функциональных областях, от общей моторики до социального развития;
- — возможность фокусироваться на каждой психической функции;
- — ориентир для назначений;
- — координация всех реабилитационных мероприятий;
- — эффективный мониторинг;
- — стандартизация процедуры проведения.
Задачи данной диагностики:
- — определение развития ребенка по конкретным функциональным сферам;
- — терапевтическое заключение.
Рассмотрим более подробно функциональные сферы развития МФДР по возрастам.
Первый год жизни:
- 1) ползунковый возраст (как мера уровня формирования ползания);
- 2) возраст сидения (как мера уровня формирования сидения);
- 3) возраст ходьбы (как мера формирования ходьбы и стояния);
- 4) возраст хватания (как мера уровня формирования захватов);
- 5) возраст перцепции (как мера развития восприятия);
- 6) речевой возраст (как мера развития произнесения звуков и речи);
- 7) возраст понимания речи (как мера формирования понимания речи);
- 8) социальный возраст (как мера формирования социального поведения).
Второй и третий годы жизни:
- 1) возраст хождения;
- 2) возраст моторики рук;
- 3) перцепционный возраст;
- 4) речевой возраст;
- 5) возраст понимания речи;
- 6) социальный возраст;
- 7) возраст по самостоятельности.
Для проведения МФДР используется специально подготовленный тестовый материал.
Чтобы получить надежные и как можно более объективные данные, большое значение имеет поведение ребенка и одинаковые условия обследования.
Исследование ребенка начинается с заданий, находящихся по уровню сложности на один месяц ниже возраста и проводится пока экспериментатор не увидит, что задания более высоких возрастных ступеней ребенок не выполняет.
Во время диагностики используется категориальное оценивание, задание выполнено, или нет.
Результат оценки выражается в месяцах.
Например, Мюнхенский функциональный тест развития для определения возраста хождения для детей первого года жизни представлен в табл. 2.4.
Таблица 2.4.
Мюнхенский функциональный тест развития для определения возраста хождения для детей первого года жизни
Окончание табл. 2.4
Мюнхенский функциональный тест развития для определения возраста хождения (движения тела) для детей 2-го и 3-го года жизни, разработанный командой специалистов Т. Хелльбрюгге — Г. Келер и X. Эгелькраутом, представлен в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Мюнхенский функциональный тест развития для определения возраста хождения (движения тела) для детей второго и третьего года жизни
(возраст в неделях)
Из материалов Института социальной педиатрии и подростковой медицины Университета г. Мюнхена (руководитель: проф. д-р Т. Хелльбрюгге)
Фамилия, имя ребенка:_Дата обследования:
50% | Возраст хождения (движения тела) | 95% | Возраст (паспортный) | |
35 | Спускается взрослым шагом на 3 ступени вниз, не держась | 45 | ||
33 | Перепрыгивает через лист бумаги шириной 20 см, не касаясь его | 43 | ||
31 | Ловит мяч, брошенный с расстояния в 2 м | 40 | ||
29 | Спускается взрослым шагом на 3 ступени вниз, держась одной рукой | 37 | ||
28 | Ездит на трехколесном велосипеде, наступая ногами | 36 | ||
27 | Прыгает через черту, не задевая ее | 35 |
25 | Поднимается на две ступени взрослым шагом, держась одной рукой | 32 |
24 | Стоит две секунды на одной ноге, нс держась | 31 |
23 | Прыгает вперед, не падая | 30 |
22 | Один раз подпрыгивает на месте, не падая | 28 |
21 | Проходит 5 шагов на цыпочках, не держась | 27 |
20 | Стоит три секунды на одной ноге, держится одной рукой | 26 |
19 | Проходит 3 шага на цыпочках, не держась | 24 |
18 | Спускается взрослым шагом на 3 ступени вниз, держась одной рукой | 23 |
17 | Ударяет но мячу из положения стоя, не держась | 22 |
16,5 | Спускается взрослым шагом на 3 ступени вниз, держась двумя руками | 21 |
15,5 | Проходит вверх по лестнице три ступени детским шагом, держится двумя руками | 20 |
15 | Залезает на стул и слезает с него | 19,5 |
14,5 | Проходит три шага спиной вперед | 19 |
14 | Залезает на софу и слезает с нее | 18 |
13,5 | Наклоняется и поднимает предмет без опоры | 17,5 |
13 | Идет и несет мяч двумя руками | 17 |
12,5 | Свободно проходит три шага | 16 |
11,5 | Стоит без опоры не менее 2 секунд | 15 |
11 | Ходит, держась за одну руку | 14 |
10,5 | Заползает на ступеньку | 13,5 |
10 | Ходит, держась двумя руками, и выдерживает вес тела | 13 |
9,5 | Делает несколько шагов вдоль мебели | 12,5 |
9 | Подтягивается в положение стоя и остается стоять несколько секунд | 11,5 |
Результатом тестирования является профиль развития (рис. 2.10).
Особое внимание уделяется моменту, не находятся ли отдельные «возрасты развития» на более низком уровне по отношению к хронологическому возрасту. Позитивные отклонения, опережения развития в младенческом возрасте имеют слабую показательную силу. Большое значение имеет как можно более раннее обнаружение задержек и нарушений в развитии, поэтому экспериментатор и должен обратить внимание прежде всего на негативные отклонения[3].
Рис. 2.10. Диагностическая таблица профиля развития ребенка младенческого и раннего возраста (недели)1
Опыт длительного применения МФДР разными специалистами позволяет сделать вывод, что нормы развития для детей в разных функциональных областях являются несколько заниженными, т.е. современные дети показывают более высокие результаты. Однако основная задача МФДР — выявление тех детей, которые действительно отстают в развитии в отдель- [4]
ных функциональных областях и поэтому нуждаются в ранней помощи. Если у ребенка с помощью МФДР выявлено отставание в развитии, то уже нельзя сказать, что ребенок устал, что он ленится или пугается посторонних людей, и поэтому не показывает нужный результат. Этот ребенок отстает в развитии, несмотря ни на что, и поэтому нуждается в терапии, которая должна быть начата как можно раньше.
Каждый год в Германии в городе Мюнхене фонд имени Т. Хелльбрюгге, возглавляемый его дочерью, проводит международные встречи учеников и единомышленников Хелльбрюгге со всего мира, темы встреч вращаются вокруг функциональной диагностики. Участники делятся своими результатами, достижениями, обсуждаются проблемы.
С помощью ранней диагностики система МФДР дает возможность описания важнейших психомоторных функций в младенческом и раннем возрасте. Данная диагностика основывается на том, что развитие в этих функциональных областях характеризуется способами поведения, которыми овладевают здоровые дети в определенные месяцы жизни.
Итак, следует иметь представление не о морфологической или физиологической диагностике развития, а об отологической диагностике развития. Именно поэтому МФДР содержит в своей основе новый диагностический принцип современной педиатрии как системы распознавания нарушений психомоторного развития на ранних стадиях. Наряду с этим впервые приняты во внимание особенности довербального и социального развития младенца. Основная задача социальной педиатрии, а тем самым и современной педиатрии и детской психологии, — своевременное раннее распознавание врожденных и рано приобретенных нарушений и повреждений.
Таким образом, МФДР является не только основой лечения детей младенческого возраста, но и применяется в профилактике нарушений развития у детей группы «социального риска». Диагностическая система не служит для определения коэффициента нарушений развития у младенцев, а позволяет обнаружить отставание в каждой из исследуемых областей. На этой основе можно в дальнейшем разработать соответствующую терапию.
Систематический контроль за развитием ребенка с использованием МФДР, своевременное оказание психолого-педагогической помощи должен (может) быть особенно востребован в организациях, осуществляющих комплексный подход к развитию ребенка.
Источник
Клиники МЕДСИ проводят широкий спектр обследований, позволяющих объективно оценить функциональные возможности всех органов и систем детского организма, а также выявить отклонения в их работе. В клиниках проводятся следующие диагностические процедуры:
- Электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод, позволяющий обнаружить патологические изменения в головном мозге
- Электрокардиография (ЭКГ) и Холтеровское мониторирование ЭКГ – методы исследования сердца
- Суточное мониторирование артериального давления (СМАД) – оценка суточного ритма артериального давления у детей
- Функция внешнего дыхания (ФВД): спирометрия и пневмотахометрия. Методы исследования легких
- Реоэнцефалография (РЭГ) – метод исследования сосудистой системы головного мозга
Данные функциональной диагностики позволяют прогнозировать развитие ряда заболеваний.
Свяжитесь с нами
удобным для вас способом
Позвоните сейчас
(495) 7 800 500
Оставьте заявку
Вам будет совершен обратный автоматический звонок, дождитесь ответа оператора.
Запишитесь на прием
с помощью личного кабинета
акции
Первичный прием врача по результатам МРТ/МСКТ диагностики за 1500 руб.
Все акции
Подробнее
На карте
Списком
На схеме метро
Ближайшая к вам клиника —
Клинико-диагностические центры
КДЦ Медси на Белорусской
м. Сокольники
КДЦ Медси на Белорусской
м. Сокольники
Детские клиники
КДЦ Медси на Белорусской
м. Сокольники
КДЦ Медси на Белорусской
м. Сокольники
КДЦ Медси на Белорусской
м. Сокольники
КДЦ Медси на Белорусской
м. Сокольники
КДЦ Медси на Белорусской
м. Сокольники
Клинико-диагностический центр МЕДСИ на Белорусской
Клинико-диагностический центр МЕДСИ на Белорусской
Клинико-диагностический центр МЕДСИ на Белорусской
Клинико-диагностический центр МЕДСИ на Белорусской
Клинико-диагностический центр МЕДСИ на Белорусской
Клинико-диагностический центр МЕДСИ на Белорусской
Свяжитесь с нами
удобным для вас способом
Позвоните сейчас
(495) 7 800 500
Оставьте заявку
Вам будет совершен обратный автоматический звонок, дождитесь ответа оператора.
Запишитесь на прием
с помощью личного кабинета
- Весь спектр медицинских услуг для детей от 0 до 18 лет в условиях одной клиники
- Лечебно-диагностические, профилактические осмотры, оформление медицинской документации
- Проведение манипуляций в условиях медикаментозного сна – отсутствие боли и дискомфорта
Наши врачи
Врач функциональной диагностики
Кандидат медицинских наук, Врач первой квалификационной категории
Врач-детский кардиолог
Врач функциональной диагностики
Врач высшей квалификационной категории
Заведующий диагностическим отделением, врач функциональной диагностики, детский кардиолог
Свяжитесь с нами
удобным для вас способом
Позвоните сейчас
(495) 7 800 500
Оставьте заявку
Вам будет совершен обратный автоматический звонок, дождитесь ответа оператора.
Запишитесь на прием
с помощью личного кабинета
Цена на данную услугу составляет
Источник