Фраза для 2 года ребенку

Виктория Красноваврач-невролог, логопед (нейродефектолог, нейропсихолог), остеопат, врач лечебной физкультуры и спортивной медицины, специалист по нарушениям речи
Содержание:
- Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?
- Нормы развития речи ребенка в 3 года
- Развитие речи и подготовка к школе
- Зачем первокласснику логопед: нарушения речи и учеба в школе
Развитию речи ребенка до года родители часто не придают особого значения — ну гулит и гулит. А зря — некоторые нарушения речи можно заметить уже в первые месяцы жизни. Но вот речь ребенка в 2 или 3 года всех уже очень волнует, то и дело слышится: «Ну, когда же он заговорит?». Новые нормы развития речи детей от 1 года до 7 лет представляет врач-невролог, специалист по нарушениям речи у детей.
Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?
У ребенка от 1 года до 3 лет развитие речи идет стремительно. Основная задача — познакомиться не только с предметами, но и с их назначением: что это, зачем оно? Чтобы разобраться во всем многообразии окружающей среды, ребенку нужно много общения. Малыш может не просто настаивать, а откровенно требовать: объясни! Покажи! Что с этим делать?!
Это необходимый этап развития, и пропускать его нельзя: отвечайте на все вопросы, рассказывайте истории (несмотря на то, что ребенок способен фокусировать внимание очень недолго), учите его говорить с игрушками, с картинками, с домашними животными.
К полутора годам ребенок понимает значение многих слов: в частности, знает части тела, выполняет простые инструкции (пойди принеси чашку) и способен уследить за несложным рассказом по сюжетным картинкам.
Нормальный словарный запас ребенка в 1,5 года — 20 слов, к 2 годам этот показатель удваивается и может достигать 50 слов. В период от полутора до двух лет формируется навык высказывать мысли с помощью простых предложений. Стартовый вариант может содержать лепетные слова, которые потом будут заменяться полноценными (например, «Ваня пипи» — «Ваня пописал»).
Что-то не так? Вот за чем надо последить, когда ребенку исполнился год:
- в арсенале появилось 3-5 слов, и более полугода словарный запас не расширяется, ребенок не подражает, не пытается освоить новые;
- ребенок говорит часть слова вместо целого («дека» вместо «девочка») — это нормально на этапе освоения. Но не должно войти в привычку: если после месяца-двух повторений слово не «разворачивается» до нужного объема, это повод для коррекционной работы;
- с 2 лет запинки в речи также считаются тревожным сигналом: есть угроза формирования заикания.
Нормы развития речи ребенка в 3 года
В период от 2 до 3 лет словарный запас увеличивается с 50 до 1500 слов, а отрывочные сообщения трансформируются в развернутые предложения. Представляете, с какой скоростью детский мозг «впитывает» и запоминает информацию?!
В возрасте 3 лет ребенок в норме способен слушать устное повествование (сказку) в течение 5-10 минут и следить за сюжетом. Кроме того, к 3 годам активизируется функция бурного словотворчества: ребенок начинает выстраивать несуществующие слова из знакомых частей, объединяя несоединимые корни, суффиксы и приставки. Он начинает искрить смешными детскими словечками типа «кабачка» (помесь кабачка и собаки), «слонух» (слон с подсолнухом) и т.д.
В это же время начинает активно развиваться самооценка, поэтому сообщения от третьего лица («Маша не будет спать») постепенно сменяются высказываниями от первого («Я иду гулять»).
Что-то не так?
- ребенок говорит предложениями, но грубо нарушает грамматическое согласование (вместо «Я не хочу» — «Маша хочет нет»);
- отсутствие сообщений от первого лица: вместо я — все еще собственное имя;
- в процессе говорения кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся в нос.
Развитие речи и подготовка к школе
К 4 годам у ребенка резко снижается словотворчество (изобретение несуществующих слов), и речь все больше начинает напомнить взрослую. Предложение в этом возрасте обычно составляет 5-6 слов, и оно позволяет четко выразить созревшую мысль или задачу. Мышление двигается по пути от замысла к грамматической конструкции.
К 5 годам ребенок должен полностью усвоить обиходный словарь, научиться использовать синонимы и антонимы. К этому же возрасту он обучается правильно выговаривать все звуки. Самый сложный, а потому поздно усваиваемый звук — «р», он имеет право появиться к 5–5,5 годам.
В 6 лет к речевым навыкам добавляется владение производными словами (четко понимает разницу между «заехал», «объехал», «приехал», подъехал» и т.д.), а высказывания представляют собой небольшой рассказ.
7 лет — этап полного овладения родным языком — теперь его можно изучать как предмет, а также осваивать иностранные языки.
Что-то не так?
- снижен бытовой словарь, трудно определить, к какой группе относится тот или иной предмет (фрукты, овощи, одежда и т.д.);
- возникают сложности с подбором простых синонимов (собака — пес, кот — киска, погляди — посмотри), нет понимания антонимов (добрый — злой);
- снижена активность речевого общения, не может связно рассказать о событиях;
- после 5 лет ребенок продолжает «картавить», не выговаривает некоторые звуки.
Зачем первокласснику логопед: нарушения речи и учеба в школе
Проблемы с развитием речи проявляются исключительно в детском возрасте, и последний «шанс» с ними столкнуться — это первый класс. В этот период сложности, «законсервированные» с раннего возраста, могут проявиться дисграфией (нарушение письменной речи) или дислексией (нарушение чтения — мозг не может трансформировать непонятные графические изображения в буквы и, как следствие, правильно прочитать слово).
Как правило, эти отклонения становятся очевидны к концу первого класса. Если ребенку трудно дается овладение грамотным письмом и чтением, он невнимателен (не дописывает окончания, начинает писать со второго слога, путает буквы «д» и «б», «м» и «н» и другие), нет смысла нанимать ему репетитора. Очень возможно, что дело в речевом отклонении, которое корректируется с помощью логопедических занятий.
Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic
Дети абсолютно разные! Поэтому так всех под одну гребенку, это странно, особенно для специалиста 😉 Кто-то в год говорит уже 10 слов, а кто-то в два года только научился говорить мама и папа. И это ничего особенного не означает, потом догоняет через годик-другой тех, кто рано заговорил. Тут все индивидуально.
2016-08-01, sobsme063
У каждого ребенка по разному. Это с разряда вопроса, сколько английских слов должен знать взрослый человек.
2016-07-28, LizLukova
Боже, какая чушь, где эта тетенька свои дипломы получала — сама нарисовала?
2016-07-24, Natalya d’*
Всего 3 отзыва Прочитать все отзывы.
Источник
Продолжение
Ваш малыш говорит только несколько слов и никак не может научиться говорить фразы, состоящие из 2-х — 3-х слов? У ребенка в активном словаре нет слов-действий, т.е. глаголов («спит», «сидит», «летит», «кричит» и т.д.). Как только в ребенок научится говорить несколько слов-действий, появятся фразы и предложения («де пи»- девочка спит, «ку пи»- кукла спит). Считается, что сложнее всего ребенку набрать первые 10 слов-действий. Давайте поможем ему это сделать.
Игра «Где спряталась игрушка?».
Цель: вызвать у ребенка двухсловные предложения, используя слова где, вот, тут, там, дай, на.
Взрослый прячет игрушки, которые ребенок умеет называть. Если ребенок задает вопрос со словом где, то взрослый отдает ему игрушку. Например, «Де мя?» (Где мячик?)- «Оть мя» (вот мячик), «Де кс?» (Где киса?)- «Оть кс» (вот киса), «Де сина?» (Где машина?) и т.д.
Игра — лото с картинками.
Для активизации речи ребенка можно поиграть в лото с картинками. Вам нужно подобрать различные картинки в двух экземплярах. Затем изготавливаем несколько больших карточек, на которые наклеиваем по три разных картинки, например, лошадка, мячик, домик; собака, машина, кубик; гусь, мишка, котик и т.д. Остальные картинки раскладываются на столе лицевой стороной вниз. Ребенок выбирает себе одну карточку, а взрослый — себе. Далее взрослый поднимает отдельные картинки со стола, называет их и спрашивает: «Это гусь. У кого гусь?» Таким образом создается ситуация, когда ребенок должен сказать слова на, дай, вот. Взяв нужную картинку, кладем ее лицевой стороной на такую же на карточке. Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не окажутся закрытыми все картинки на карточке.
В различных ситуациях учим ребенка выражать свои желания с помощью слов хочу, буду, идем: «атю пи» (хочу пить), «атю исе» (хочу еще), «де амо» (идем домой), «де гуя» (идем гулять) и т.д.
Игра «Командир».
Цель: научить ребенка говорить глаголы повелительного наклонения (вначале допускается произнесение ребенком только ударного слога предлагаемых глаголов, а затем двух слогов).
Ребенок отдает команды игрушкам, маме, папе. Например: «Спи, ляля», «Прыгай, зайка», «Пиши, папа», «Ешь котик», «Вставай, мишка», «Лежи, папа», «Мама, иди», «Папа, кидай», «Папа, пей». Примерные глаголы повелительного наклонения: иди, спи, сиди, ходи, кати, уйди, пиши, лепи, гуди, пусти, неси, лежи, ищи, беги, зови, лови, дай, пей, лей, стой, пой, ешь, прыгай, открой, закрой, вставай. (Желательно, чтобы у ребенка в запасе было 8-10 названий действий).
Игра «Магазин игрушек».
Цель: научить ребенка объединять слова в предложения.
Сначала взрослый выступает в роли продавца, а ребенок в роли покупателя. В магазине разложены игрушки. Ребенок должен сказать «Мама, дай шар (кубик, мячик, куклу, пирамидку, машинку, киску, собаку, мишку и т.п.)». Взрослый должен ответить: «Коля, на машинку». Далее взрослый и ребенок меняются ролями. В игре важно учить ребенка правильно изменять форму слов в винительном падеже с окончанием -у-.
Игра «Запомни и попроси».
Цель: научить ребенка изменять форму слова в винительном падеже с окончанием -у-.
Для игры нужно подобрать картинки с предметами, названия которых в винительном падеже имеют окончание -у-, например, «это ложка — дай ложку, это киса — дай кису, это вилка — дай вилку (лопатку, куклу, машину, утку, корову, мишку)». Взрослый раскладывает перед ребенком несколько картинок (5-6), называет их, предлагает запомнить, а затем убирает их. Ребенок должен попросить картинки, которые он запомнил.
Игра «У нас в столовой».
Цель: учить объединять слова в предложения.
В «столовой» на столике ставим чашечки с водой, чаем, молоком, компотом, коробочки от сока, а также тарелки, на которых лежат хлеб, печенье, сыр, колбаса, конфеты, яблочко. На стульчиках сидят посетители — мягкие игрушки, куклы. Взрослый сообщает ребенку, что зайка хочет пить, а мишка хочет есть. Нужно принести зайке то, что можно пить, а мишке то, что можно есть. Ребенок выполняет задание и проговаривает: «Пей, зайка», «На сок (чай, молоко)», «Мишка, ешь», «На хлеб» и т.д. Можно спрашивать у «посетителей»: «Котик, будешь пить?», «Будешь есть?», «Будешь молоко?».
Игра «Кому что делать».
Цель: научить ребенка соединять слова хочу, можно, надо, буду, иди с глаголами спать, пить, есть, гулять, кушать, играть, прыгать, убирать, мыть и т.п.
Распределяем вместе с ребенком задания игрушечным зверятам, куклам. «Коля, покажи, кто пойдет спать». «А как ты скажешь, чтобы она (он) пошла спать?» Ребенок: «Иди спать!». Взрослый: «А кто пойдет гулять (кушать, есть, играть, убирать)?».Ребенок: «Зайка, иди гулять (кушать, играть и т.п.)!».
Игра с игрушечной птичкой (на развитие пассивного глагольного словаря).
Игрушечная птичка сначала сидит на шкафу, где ее почти не видно. Взрослый спрашивает: «Где наша птичка?». Потом сам отвечает: «А, вот она слетела со шкафа, подлетела к столу, улетела». Так можно поиграть с игрушечной черепашкой (приползла, заползла, выползла, уползла), лягушкой, зайкой, машинкой и т.д., выяснить с ребенком кто как передвигается.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал.
Источник
«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.
Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.
У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.
С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.
Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.
Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:
????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.
????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.
????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения
????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы
????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.
????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.
????Игры на развитие мелкой моторики.
????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.
И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:
- Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
- Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
- До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
- Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
- К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.
И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.
Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.
И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.
Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.
К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.
Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).
Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.
В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.
Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.
Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.
А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:
- Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
- О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
- Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.
Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.
По теме:
Статья с примерами подражательных потешек
Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»
Источник