Формы общения ребенка со взрослым понятие параметры развитие

Формы общения ребенка со взрослым понятие параметры развитие thumbnail

Анастасия Лескова
Формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте

Формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте:

Любой ребенок перед тем как начать общение со своими сверстниками, вступает в общение со взрослым. Именно это общение и становится отправной точкой в приобретении ребенком навыков общения.

В зависимости от того, что мотивирует ребенка к общению можно выделить основные формы общения ребенка со взрослым:

— ситуативно — личностная,

— ситуативно — деловая,

— внеситуативно — личностная.

— внеситуативно — познавательная,

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ОБЩЕНИЯ

В младенческом возрасте ярко выражена потребность общения с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5-6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает эмоциональное, умственное и физическое развитие, приводит к неврозам.

К концу первого года жизни у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Со второго года общение со сверстниками расширяется, а у 4-летних оно становится одной из ведущих потребностей. При этом у них возрастают самостоятельность и инициатива, т. е. поведение становится все более внутренне детерминированным.

Как отмечает М. И. Лисина, содержание потребности в общении (а точнее было бы — мотива общения) на разных этапах онтогенеза может быть разным (несет ли это лучшее доказательство того, что специфической первичной, базовой потребности в общении нет и что потребность в общении — это потребность в способе удовлетворения других потребностей). В первые 7 лет жизни ребенкасодержание этой потребности состоит: у детей 2-6 месяцев от рождения — в доброжелательном внимании, у детей от 6 месяцев до 3 лет — в сотрудничестве, у детей 3-5 лет — в уважительном отношении взрослого, у детей 5-7 лет — во взаимопонимании и переживании.

Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать— содержание мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и значение взрослого как объекта общения. Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл. Для детей от 6 месяцев до 3 лет взрослый — это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый — это источник познания, эрудит, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5-7 лет взрослый — это старший друг, и общение снова принимает личностный смысл.

Приемы алгоритма создания ситуации успеха в педагогическом процессе.

Одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы в процессе овладения знаниями каждый ребенок переживал человеческое достоинство, чувство гордости. Педагог не только открывает мир перед воспитанниками, но и утверждает ребенка в окружающем мире как активного творца, созидателя, испытывающего чувство гордости за свои успехи.

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.

Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений.

Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т. к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими.

Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку.

Точка зрения

Характеристика успеха

1. Социально-психологическая

Соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности. Когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих.

2. Психологическая

Переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат совпал с ожиданиями, надеждами личности, либо превзошёл их.

3. Педагогическая

Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога, семьи.

Ребёнок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Младший школьник не столько осознает, сколько переживает.

Источник

Наталья Сидорова (Бондарева)
Характеристика ситуативных форм общения ребёнка со взрослым

Форма общения – это деятельность общения на определённом этапе её развития. В период с рождения до семи лет существует четыре такие формы:

Ситуативно-личностное развитие ребёнка со взрослыми охватывает первое полугодие жизни, начиная с момента его рождения. В этот период жизни взрослые обеспечивают и удовлетворяют все первичные органические потребности малыша. Ситуативно-личностное общение является значимым для общего психического развития ребёнка, и составляет ведущую деятельность малыша с рождения до шести месяцев. Общение ребёнка со взрослыми активизируют все эмоциональные функции, формируются перцептивные действия в зрительном, слуховом и других анализаторах. Происходит значительный прогресс когнитивных процессов.

Читайте также:  Развитие ребенка логика мышление игры внимание память

Ситуативно-деловая форма общения ребёнка со взрослым охватывает период с шести месяцев до двух лет. Основными средствами общения в этот период жизни ребёнка являются предметно-действенные операции; мотивы общения, тесно связанные с познавательными и личностными мотивами. В этом возрасте дети осваивают понимание речи окружающих людей и сами овладевают активной речью. Таким образом дети переходят к более высокой форме коммуникативной деятельности.

Внеситуативно-познавательная форма общения ребёнка со взрослыми охватывает период с трёх до пяти лет. В этом периоде важным средством коммуникации является речь. Дети познают мир предметов и физических явлений, их всё больше привлекают события социальной сферы. Существенно ощущается потребность детей в уважении со стороны взрослых, повышается их обидчивость после замечаний и восторг после похвалы.

Внеситуативно-личностная форма общения ребёнка со взрослыми охватывает период с шести до семи лет, и является высшей формой коммуникативной деятельности дошкольников. В этот период ребёнок познаёт социальный мир, что является значимым, так как удовлетворяется нужда в познании себя и других людей. Взрослый является для ребёнком образцом для подражания. Особое место в этот период развития так же занимают речевые мотивы, достигается сознание готовности к школьному обучению.

Публикации по теме:

Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии
«Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии» Культурно-речевое воспитание детей — дело большой социальной значимости.

Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия»
Первоочередной проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось.

Формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте
Формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте: Любой ребенок перед тем как начать общение со своими сверстниками, вступает в общение.

Игра как средство общения и развития ребёнка
Игра как средство общения и развития ребёнка Киселева Наталья Игра как средство общения и развития ребёнка «Без игры нет и не может быть.

Использование ситуативных диалогов и ситуативных разговоров в социально-коммуникативном развитии дошкольников.
Использование ситуативных диалогов и ситуативных разговоров в социально -коммуникативном развитии дошкольников. Первый опыт работы над.

Картотека ситуативных бесед по ОБЖ в старшей группе
Цели: Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного.

Консультация «Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с нарушениями интеллекта»
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение ставит перед педагогами-дефектологами несколько основных задач: дать воспитанникам.

Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками
Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Варлакова Ю. В. педагог-психолог МБДОУ г. Кургана «Детский сад №110 «Краски» «Умение.

Советы взрослым по воспитанию
Ребенок — это не только маленький взрослый, его уменьшенная копия. У ребёнка все по-другому. Он живет в своем мире, который настолько хрупок,.

Советы взрослым о воспитании дошкольников
Ребенок — это не только маленький взрослый, его уменьшенная копия. У ребёнка все по-другому. Он живет в своем мире, который настолько хрупок,.

Источник

Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка.

Роль взрослого в развитии деятельности ребенка характеризуется в первом полугодии как “совокупная”, а во втором — как «совместно-разделенная», где взрослый принимает на себя постановку целей, еще недоступную ребенку, и мотивационное означивание действий и их результатов.

При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:

· оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);

· оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);

· оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что:

Читайте также:  Особенности развития ребенка от года до пяти

· для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);

· при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;

· взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;

· ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:

· экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух месяцев жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства — внимание, интерес и т.п.;

· предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой невозможно взаимопонимание между людьми;

· речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.

В зависимости от того, что мотивирует ребенка к общению можно выделить основные формы общения ребенка со взрослым:

· ситуативно-личностное;

· ситуативно-деловое;

· внеситуативно-познавательное;

· внеситуативно-личностное.

Общение со взрослыми в период младенчества и раннего детства.

Младенчество является первым и весьма важным периодом развития ребенка. Выделяются формы ведущей деятельности (общение в первом полугодии и предметная деятельность во втором), их содержание и структура.

Ситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми приходится на первое полугодие жизни. Несмотря на то, что ребенок еще не может быть инициатором общения, однако он способен улавливать эмоционально-окрашенную речь взрослых. Именно поэтому внимание и забота взрослых вызывают у детей радостные переживания, а агрессивность и злость — отрицательные эмоции и чувство страха. Всем известно, что положительные эмоции повышают жизненный тонус ребёнка, а отрицательные снижают его.

Период 2-3 лет соответствует ситуативно-деловому общению, ведущей деятельностью является деятельность с миром вещей, возникает новая форма деятельности — игровая, становящаяся ведущей в конце данного возрастного периода. Роль взрослого состоит в участии в деятельности ребенка по освоению внешнего мира и в игровой деятельности. Больше внимания уделяется развивающе-обучающим функциям взрослого.

Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.

Внеситуативно-познавательная форма общения возникает в период от 3-х до 5-ти лет. Взрослея, возможности детей расширяются. Они уже стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым. Характерной особенностью этого периода есть то, что ребенок начинает интересоваться не то только предметами, но и их характеристиками. Безусловным помощником в общении и познании мира становиться речь самого ребенка. Ведь теперь он может не только слушать разъяснения взрослых, но и задавать вопросы. Однако самым важным моментом в общении является реакция взрослых на поступки и действия детей. Ведь похвала и одобрение служат двигателем к познанию новых вещей, а порицание и замечания могут стать той «стеной», которая прекратит сотрудничество взрослого и ребенка на долгий промежуток времени.

Что же происходит с ребенком, в случае лишения его возможности общения с близким взрослым в этом периоде?

Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка. Это проявляется в: отсутствии сформированной речи; отставании в умственном развитии; трудностях установления прочных взаимоотношений со взрослыми; недостатке инициативности; замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы; двигательной вялости.

В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детских учреждений закрытого типа; дети, пережившие войны и др.) Полная же изоляция детей от взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи дети).

Общение со взрослыми в дошкольном возрасте.

Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте — стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную.

Внеситуативно — личностная форма общения детей со взрослыми формируется в возрасте 6 — 7 лет. Именно она является самой высшей точкой в общении ребенка со взрослым, так как мотивом общения выступает не предметный мир, но мир людей.

Читайте также:  Педиатрия развитие ребенка по месяцам

Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью.

Ведь речь — это единственное универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами ребенка, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным. Существует две формы внеситуативного общения: познавательная и личностная.

Для познавательного общения характерны: 1) хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации; 2) познавательные мотивы общения, любознательность детей, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах; 3) потребность в уважении взрослого, которая выражается в обидах на замечания и отрицательные оценки воспитателя. Потребность во взаимопонимании взрослого — отличительная особенность личностной формы общения.

Для поддержания стремления быть хорошим значительно более полезным будет поощрение его правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков ребенка.

Взрослый — это компетентный судья, знающий, «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.

Для дошкольников свойственна более сложная потребность в общении — в сотрудничестве, уважении и сопереживании.

У детей же из ДУИТ до конца дошкольного возраста сохраняется потребность во внимательном и доброжелательном отношении. Они не проявляют обычной для детей этого возраста настойчивости в ходе познавательных контактов.

Данные психологических исследований показывают, что благодаря общению со взрослыми происходит подлинное развитие личности ребенка, заключающееся не только в количественном изменении содержания и способов коммуникации, но и в глубоком качественном изменении этого процесса, переходах от одной стадии к другой. Не случайно под общением понимается целенаправленный процесс, решающий задачу согласования действий двух или более индивидов.

На протяжении первых лет жизни совершаются глубокие преобразования в процессе общения ребенка с окружающими. Основное изменение состоит в том, что наряду с удовлетворением жизненно необходимых потребностей возникает общение, направленное на согласование действий для достижения практически важного результата, а затем появляются акты коммуникации, имеющие иные цели, кроме решения практических задач.

Ребенок испытывает потребность в общении со взрослым как авторитетным носителем общественного и нравственного опыта и стремится получить от него оценку своих мыслей, поступков и личностных качеств, достигнуть с ним взаимопонимания и сопереживания, научиться действовать как он.

Линия развития общения взрослого с ребенком осуществляется в направлении от более простой формы к более сложной.

Правильный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. Конечно, наличие ведущей формы общения отнюдь не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия и что ребенок, достигший, например, внеситуативно-личностной формы общения, должен только и делать, что разговаривать с взрослым на личностные темы. В реальной жизни сосуществуют самые разные виды общения, которые вступают в действие в зависимости от ситуации.

Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается в том, насколько поведение человека соответствует задачам и требованиям обстановки, как широко он использует и варьирует деловые, познавательные и личностные контакты с другим человеком. Но уровень развития общения определяется по высшим достижениям ребенка в области общения. Показателем развития общения является не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться на разные темы, в зависимости от ситуации и от партнера. Можно ли научить ребенка общаться с взрослым?

Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Однако, несмотря на бесконечное разнообразие конкретных индивидуальных занятий с детьми по развитию их общения, можно выделить общий принцип организации таких занятий. Это опережающая инициатива взрослого. Взрослый должен давать ребенку образцы того общения, которым тот еще не владеет. Поэтому, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно уметь общаться самому.

Главная трудность при проведении таких занятий состоит в том, чтобы не просто демонстрировать перед ребенком более совершенные и пока недоступные ему формы общения — познавательного и личностного, а вести ребенка за собой, включать его в это общение.

Источник