Формы и методы для развития речи ребенка

Наталья Морозова
Формы и способы формирования речевого развития у детей дошкольного возраста

«Актуальность»

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

«Цель и задачи развития речи детей в ДОУ»

Целью работы педагогов ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности».

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности педагог помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.

«Формы развития речи дошкольников»

Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.

Основной формой нашей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.

Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

Так же в нашей работе, как одну из форм, применяем проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

И, конечно, главной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. Театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

Дидактические игры — основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

Педагогами активно используется интегрирование речевых занятий с изодеятельностью, аппликацией, театральной деятельностью, конструированием, что способствует развитию не только речи, но и психических функций (внимания, восприятия, мышления, пространственной ориентировки, памяти, моторики, формированию личностных качеств.

«Способы развития речи дошкольников»

Способы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Источник

Автор:Зайцева Ольга Михайловна, воспитатель первой квалификационной категории

Наименование учреждения: ГБДОУ детский сад №114  Фрунзенского района г.Санкт-Петербург

Использование

разнообразных форм и методов

в работе с детьми по развитию речи

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста — имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И только небольшая часть детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: речевой слух, речевое внимание,  речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат.

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.

Формы работы с детьми могут быть различны. (образовательная ситуация, ситуация общения, проектная деятельность, игра)

Основной формой моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)

Читайте также:  Диагностика развития личности ребенка показателями могут быть

Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально — оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) и т. д.

В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО.

 И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:

-Театрализованные игры — (цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки).

-Сюжетно-ролевые игры — Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

— Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

— Дидактические игры — основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

«При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

— во-первых, продумывать организацию разных способов взросло — детской и детской совместности,

— во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей» Поздеева С. И.

Таким образом, различные формы работы актуальны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

— дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

— обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

— педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

-НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ. В детском саду используются в основном те словесные методы, которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей(чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.)

ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра — универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.

Читайте также:  Занятия по развитию речи с дефектологом для ребенка 4 года

Литература     

  1. Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
  2. Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. дляруководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
  4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 3.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  6. Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ высш и сред, пед учеб заведений. 3-е изд (https://lib.znate.ru/docs/index-227625.html?page=10 )

Источник

Ольга Белозерова
Современные формы и методы развития речи детей в ДОУ

Современные формы и методы развития речи детей в ДОУ

. Чтобы научиться говорить,

Надо говорить!

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.

Современный ребёнок к 4 — 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя простые и развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.

Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова.

Словарный запас составляет от трёх до четырёх тысяч слов.

А чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Развитию речи в нашем детском саду уделяется большое внимание.

Воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи — эти речевые задачи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Формированию связной речи уделяется особое внимание, так как это одна из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Проводятся занятия по расширению словаря, формированию правильного

звукопроизношения, фразовой речи, обучению пересказу. Всё это даёт положительные результаты, но они касаются преимущественно количественной стороны речи.

На занятии ребёнок, подчиняясь взрослому, произносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако, как правило, почти не использует их в активной речи. Эффективность занятий находится в прямой зависимости от того, как дошкольник будет включать в активную речь полученные навыки.

Исходя из этого, мы выделили несколько направлений в работе по развитию речи дошкольников:

— активизация деятельности детей.

Основное содержание: игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.

— активизация компонентов речевой деятельности.

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации её основных компонентов, поэтому большое внимание мы уделяем речевым играм «Назови ласково», «Один — много», «Большой — маленький», «Кто что делает?», «Целое — часть», «Скажи наоборот», цель которых является обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр — в том, что дети не только получают языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

— активизация речи в разных видах деятельности.

Для этого целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаются путём использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребёнка на речевые действия, ожидаемые от него в определённой ситуации. Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование более сложных игр-драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр, игр-импровизаций с правилами, направленных на осознание своего социального Я, на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, проявлять творчество и инициативу.

Продуктивная деятельность также может выступать как специфическое средство активизации речевого развития детей. На занятиях рисованием, аппликацией, лепкой детям предлагают наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами. Такие занятия дают возможность создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают нам реализовать личностно- ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учётом их способностей и уровня развития.

Сегодня в центре внимания — ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель — выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребёнка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей.

Задача педагогов состоит в том. чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребёнка, выбрать такие методы и приёмы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, своё словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Читайте также:  Ситуация развития второго ребенка и стратегии его поведения

Для проведения ярких и эмоциональных занятий используем большой иллюстрированный материал, звука — и видеозаписи, применяем мультимедийное оборудование. В каждой группе имеется теле и аудио аппаратура, СД диски с любимыми детскими сказками, которые дети с удовольствием смотрят и слушают. Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт — отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Разработаны и внедряются в работу циклы пальчиковых игр по лексическим темам, игры на развитие мелкой моторики — «Волшебные пальчики», комплексы речевой (артикуляционной) гимнастики для «трудных» звуков, комплексы дыхательной гимнастики, циклы домашних заданий для детей и их родителей по обогащению словаря, развитию лексико — грамматических категорий языка по лексическим темам, по сезонам.

Используем и настольно — печатных игры («Узнай по контуру», «На что похоже», «Забывчивый художник», «Временам года», которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивают речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Их часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно

Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы «А что, дальше?», «А как это произошло?», «Почему это случилось?». Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребёнка, задавая ему массу вопросов. л нашли выход — при рассказывании использовать модельные схемы. Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

В развитии связной речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группах организованы книжный уголок «Библиотека» и «полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. Со старшей группы вводятся детские журналы и газеты.

Итак, организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а её успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребёнка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний

Необходимым условием для полноценного развития речи является создание современной развивающей предметно пространственной среды.

Насыщая групповое пространство, мы педагоги заботимся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои потребности в познании, в общении, в движении.

При создании речевой зоны обращаем внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь.Для этого используются: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.

Игровое оборудование, наглядность, демонстрационный материал, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирует речевую активность.

Два раза в год мы изучаем состояние устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей. По еёрезультатам мы делаем выводы: развитию каких сторон речи больше уделять внимания, какие игры по развитию речи использовать в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулках и т. п.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребёнка в семье, является необходимым условием. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребёнка в семье осуществляется через:

Оформление информационных стендов и папок — передвижек для родителей.

•Групповые консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Артикуляционная гимнастика», «Речевая культура ребёнка рождается в семье», «Играем с пальчиками и развиваем речь», «Как учить стихи. играючи?»,

• ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста.

• Индивидуальные беседы и консультации с родителями по итогам обследования речи детей, по запросу.

• Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов, направление на ПМПК)

• Практические советы родителям — показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

• Проведение родительских собраний. с приглашением учителя-логопеда.

• Совместное приобретение игр и пособий по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОУ, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Источник