Формирование представлений о себе у ребенка 1 года
Екатерина Дмитриева
Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, начинается с формирования представлений о себе. Проблема формирования собственного «Я» у дошкольника становится наиболее актуальной. Она связана с потребностью определения степени важности каждого человека, его способности и возможности решать задачи современности, с проблемами ценностей современного человека, определения себя как части социума.
Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях
Уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе – своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.
На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себесущественно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызвано это отношение. К концу дошкольного возраста у детей должны сложиться первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний.
У детей 4-5 лет формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Дети начинают сравнивать себя с другими, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.
Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения малыша в активное действие. Включение ребенка в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстниками создает условия для развития представлений о себе у детей.
Актуальность проблемы вытекает из современных требований общества и государства к развитию дошкольного образования с одной стороны и реально существующих недостатков в образовательном процессе и профессиональной деятельности с другой.
Анализ практической деятельности ДОУ по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях,позволил выделить следующие недостатки:
Недостатки в результатах:
Недостатки в основном процессе:Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
— у многих дошкольников недостаточно знаний о себе, о своей семье, семейных традициях;
— дошкольники не владеют элементарными нормами поведения в социуме (не используют слова приветствия при встрече со взрослыми, знакомыми);
— дети слабо ориентируются в родственных отношениях (не называют дядю, тетю, сестру, брата);
— у дошкольников недостаточно сформированы навыки различать право и лево.
— недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений о себе, других людях;
— недостаточно освещена тема социально-личностного воспитания в образовательной программе ДОУ;
— отсутствие новых форм и методов развития познавательного интереса у дошкольников в соответствии с ФГОС;
— в календарно-тематическом планировании мало тем, посвященных данной теме.
— недостаточное оснащение дидактическими играми и пособиями, которые помогут сформировать первичные представления о себе, других людях;
— созданная в группах предметно-пространственная среда частично соответствует требованиям ФГОС;
— недостаточно уделяется внимания работе с родителями по данному вопросу;
— отсутствие опыта у педагогов в вербальном и невербальном средствах общения.
Существующая практика становления и формирования воспитателя как профессионала показывает очевидное противоречие между запросами общества с одной стороны и социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности воспитателя с другой стороны.
Формирование первичных представлений о себе, других людях у детей дошкольного возраста предполагает использование в деятельности педагога новых средств работы с детьми и активного взаимодействия с родителями, однако недостаток научно-методической литературы, материально-технической базы, квалифицированных кадров и пассивное участие родителей не позволяют решить данную проблему.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Исходя из полученного противоречия, можно сформулировать проблему: отбор эффективных педагогических средств по формированию у дошкольников первичных представлений о себе и других людях.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевой ориентир:Конкретизация в соответствии с возрастом и темой:Пример проявления качества в действии и речи ребенка:
Ребёнок обладает положительной установкой к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Дошкольник стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; проявляет самостоятельность в различных видах деятельности. Ребенок задает вопросы взрослым, комментирует ответы со своей точки зрения. Играет в игры, в которых воспроизводит действия социального мира.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Ребенок ищет компромиссы, пытается предложить свою поддержку в трудной ситуации, радуется вместе со сверстниками.
Распределяет роли в сюжетно-ролевых играх (например, «Семья», «Поликлиника», «Магазин»); предлагает свою помощь детям и взрослым.
Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Формирование социальных норм и правил поведения о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Ребенок примеряет на себя роли и обыгрывает их с точки зрения взрослого (игра «Больничка», «Магазин», «Парикмахерская»).
Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живёт. Имеет представление о себе и социальном мире в котором он живет. Ребенок самостоятельно действует (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, в случае затруднения обращается за помощью к взрослым; умеет классифицировать, делать выводы; способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, можем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.
Для эффективного улучшения работы с детьми дошкольного возраста нам важно внести традиционные и нетрадиционные формы и средства развития у дошкольников первичных представлений о себе и других людях, во всех видах детской деятельности.
Организация деятельности детей по формированию первичных представлений о себе и других людях:
Виды деятельнос-ти:
Формы:
Педагогические средства: Предполагае-
мый результат:
Игровая
Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Восприятие худ. литературы
Изобразительная
— Дидактические игры: «Кто кем будет?», «Я познаю».
— Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница». Семья», «День рождения», «Магазин», «Больница», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче», «Семейный совет», «Вместе с братом», «После работы»,
— Игра –театрализация: «Я еду в гости», «Праздники в семье», «Ждем маму».
— Беседы: «Любовь к ближнему», «Кто я такой», «Моя семья», «Мои друзья».
-Составление творческих рассказов на тему «Семья», «Как я помогаю дома», «Как себя вести со старшими».
— Тематические занятия: «Что значат наши имена», «Моя семья», «Добрые дела», «Мамы всякие нужны, мамы разные важны» и т. д.
— Занятия на тему «Лево-право», «Слева-справа».
— Чтение художественной литературы: «Кошкин дом», «Мой До дыр», «Две подружки», литературы на тему «Я и моя семья».
— Чтение художественной литературы по познавательной тематике (рассказы о жизни людей в других странах, о нормах поведения в социальном мире).
— Рисование, лепка,аппликация: «С кем я живу», «Мы такие разные», «Мир вокруг нас», «Мой портрет», «Портрет мамы». — вербальные и невербальные средства общения с детьми;
— дидактические пособия для детей 4-5 лет «Дидактические игры в детском саду»;
— средства, предназначенные для практического действия (посуда, больничка, парикмахерская и т. д.);
— средства для осуществления практических действий (костюмы, маски);
-технические средства обучения (ноутбук, проектор, интерактивная доска);
-пособия по развитию окружающей среды 4-5 лет;
— использования средств наглядности (карточки, схемы, макеты, портреты, изображения);
— учебные пособия по познавательной деятельности;
— средства наглядности (карточки с изображением профессий);
— ЭВМ;
— учебники и учебные пособия (художественная литература);
— технические средства (ноутбук, проектор, интерактивна доска);
— средства наглядности (картинки из книг, наглядное пособие);
— средства для осуществления практических действий (краски, кисти, пластилин, клей и т. д.). — Ребёнок обладает положительной установкой к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
— Ребенок имеет представления о социальном мире, в котором он живёт.
— Знает элементарные нормы и правила поведения (можно поменяться, поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, утешить, нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова).
— Дает себе общую положительную оценку («Я хороший», «Я большой», «Я могу»); называет большинство известных профессий (доктор, повар, водитель).
— Различает плохо-хорошо, можно-нельзя, лево и право.
— Ребенок имеет представление о том с кем он живет (мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя, о дружбе, о жизни людей в других странах.
— Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живёт.
Формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях, не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием и развитием детей в семье.С этой целью для родителей проводятся:
родительские собрания;
групповые и индивидуальные консультации и беседы;
информационные стенды;
семинары.
Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Проводится диагностика формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях по методике Ю. А. Афонькиной «Имеющий первичные представления». Методика предназначена для детей 4-5 лет.Цель методики: выявление знаний о себе, выявление умения выражать эмоциональное состояние человека, выявление знании об его окружении. Метод- наблюдения с целью выявления умения детей применять полученные знания в различных видах деятельности и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Для достижения новых образовательных результатов в ДОУ необходимо произвести кадровые, научно- методические, материально – технические, нормативно – правовые, информационные, организационные изменения.
Кадровые:
— регулярное повышение квалификации педагогов по теме «Формирование первичных представлений у дошкольников о себе, других людях», семинары, мастер — классы;
— посещение курсов ИКТ;
— расширить вербальные и невербальные средства общения у педагогов.
Научно –методические:
— приобретение и изготовление наглядных средств обучения (плакаты, тематические карточки, схемы, макеты);
— приобретение в методический кабинет программы и новинки по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях;
— подборка современной методической литературы для детей средней возрастной группы по программе дошкольного учреждения, а также мультимедийной продукции по данной теме;
— составление памятки для родителей, для их вовлечения в организацию образовательного процесса по данной проблеме совместно с детьми;
— изучение воспитателями методических источников и педагогической литературы, составление и обсуждение перспективного плана по формированию первичных представлений о себе, других людях;
— разработка электронного дидактического мультимедийного пособия для использования в образовательном процессе на тему «Мы такие разные»;
— выписывание периодической методической литературы.
Материально –технические:
— приобретение мультимедийного оборудования для показа детям различных познавательных фильмов, мультфильмов и дидактических игр по формированию первичных представлений о себе, других людях;
— оснащение игрового оборудования в соответствии СанПин для проведения занятий на более высоком уровне;
— приобретение в достаточном количестве дидактических игр по рассматриваемой теме, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия;
— книги по данной тематике.
Информационные:
— оснастить группы интернет ресурсами;
— взаимодействовать с социальными сетями ;
— создание стендов для родителей с материалами по формированию первичных представлений о себе, других людях (в том числе и на сайте ДОУ);
Нормативно –правовые:
— ознакомить родителей с конвенцией о правах ребенка;
— внести изменения в годовой план;
— федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
— указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.».
Организационные:
— использование наиболее эффективных средств работы;
— улучшение предметно-развивающей среды;
— внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность;
— профилактика нарушений в детско-родительских отношениях.
II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема пособия: «Мы такие разные».
Возраст целевой группы: средний дошкольный возраст.
Цель пособия: формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях.
Задачи пособия:
Развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
Активизировать в словаре и применение в соответствии с ситуацией слов: «хорошо», «плохо», «пожалуйста», «спасибо», «доброта», «помощь» и др.
Закреплять правила поведения в обществе.
Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
№1
Мультимедийное дидактическое пособие для детей среднего дошкольного возраста «Мы такие разные».
№ 2
Посмотри внимательно на картинки. Каких мальчиков ты видишь? Опиши эмоции каждого из них. Кто из мальчиков тебе больше нравиться? Почему? Найди мальчика на лице у которого, эмоция счастья. Неправильные ответы исчезают, а правильный увеличивается по размеру.
№3
Рассмотри картинки. Расскажи про каждого героя мультика. Опиши поведение каждого из них. Кто из героев тебе больше нравиться? Почему? Найди всех героев, которые совершают добрые поступки? Правильные ответы вращаются, и не исчезает, а не правильные исчезают.
№4
Рассмотри картинки. Расскажи, как дети общаются друг с другом. Выбери те картинки, на которых дети дружны. Чье поведение тебе не нравится и почему? Как бы ты повел себя в данной ситуации?
Если ребенок отвечает неправильно, картинка увеличивается и не исчезает, а при верном ответе картинка исчезает.
№5
Дети разными бывают и по-разному ведут себя. Посмотри на картинки, дай оценку каждому поступку (хорошо – плохо). Выбери картинки, на которых дети правильно (хорошо) себя ведут.
При верном ответе картинка вращается и не исчезает, а если ребенок отвечает неправильно, картинка исчезает.
№6
Рассмотри картинки. Все ли дети хорошо (правильно) обращаются с животными? Что они делают неправильно? Убери картинки, где ребенок плохо (неправильно) поступает с животным.
При верном ответе картинка исчезает, а если ребенок отвечает неправильно, картинка вращается и не исчезает.
№7
Рассмотри картинки. Расскажи, что происходит на каждой из них и выбери те, на которых ребенок правильно себя ведет со взрослыми и без. Объясни, почему ты выбрал именно эту картинку, что тебе понравилось в ней?
Если ребенок отвечает неправильно, картинка исчезает, а при верном ответе картинка качается и не исчезает.
№8
Завершающая анимированная картинка «Молодец!».
Словарь терминов:
Средства обучения — это совокупность предметов, которые включают учебную информацию или выполняют тренирующую роль.
Педагогические средства — материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса.
Условия – это целенаправленно созданная обстановка, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность организационных, педагогических, психологических факторов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять образовательную
Источник
Слайд 1
«Формирование представлений о себе у дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад Подготовила: педагог-психолог Е.М. Козакова
Слайд 2
«Когда мы касаемся другого человека, мы либо помогаем ему, либо мешаем. Третьего не дано: мы либо тянем его вниз, либо поднимаем вверх». Б. Вашингтон
Слайд 3
Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе. Наиболее эффективным путем ее исследования является изучение генезиса самосознания, которое формируется в основном под влиянием двух главных факторов — собственной практической деятельности ребенка и его взаимоотношений с другими людьми Собственная деятельность детей Взаимоотношения с окружающими СЕМЬЯ ДЕТСКИЙ САД СВЕРСТНИКИ ИГРА
Слайд 4
Формирование представлений у дошкольника Познание своего тела: физического и эмоционального состояний Познание окружающего мира: -мир природы; -взаимоотношения людей и их возможности; -моральные ценности
Слайд 5
« Я-концепция » ( « Я-образ » , «Образ Я» , англ. one’s self-concept , а также: self-construction , self-identity или self-perspective ) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности . Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими. Представители «„я“-концепции» А. Маслоу , К. Роджерс ). «Я»-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем «Я»-образ («я»-концепция) — это некая глобальная самооценка. «Я»-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным , Психологическая составляющая формирования представлений о себе у дошкольников
Слайд 6
Я-Концепция — Образ самого себя складывается у детей в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребенка и опыта общения с другими людьми. Его формирование начинается, по-видимому, еще задолго до дошкольного возраста, так как к трем годам многие дети располагают уже довольно ясными и точными представлениями о своих возможностях. Источником формирования первоначальных представлений о себе является взаимодействие ребенка с другими людьми. С самого раннего возраста малыш, взаимодействуя и общаясь с другими людьми, начинает выделять себя субъектом своих действий и переживаний. Формирующиеся представления о себе входят в содержание самосознания индивидуума. Любые оценочные воздействия взрослого содержат в себе и эмоциональные, и познавательные элементы, поэтому они не только направляют внимание ребенка на хорошие или плохие стороны собственного поведения, но и становятся моделью для построения представления ребенка о себе. В этом отношении характер оценочных воздействий взрослого имеет определяющее значение в процессе формирования у дошкольников представлений о своих возможностях. Наиболее отрицательное действие на точность определения детьми результатов своих действий оказывают заниженные оценки взрослого, которые вызывают у детей недоверие, споры, несогласия и даже отказ от деятельности. Завышенные оценки взрослого оказывают двоякое действие на поведение дошкольников: с одной стороны, они искажают представления испытуемых в сторону преувеличения ими результатов своих действий, а с другой — мобилизуют их силы, стимулируют оптимизм и уверенность ребят в достижении хороших результатов. совокупность всех представлений индивида о самом себе.
Слайд 7
Я-Концепция (самооценка) включает в себя компоненты: Когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. Эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничтожение и т.д. Оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение.
Слайд 8
Общение со взрослыми Детский сад (педагоги) Семья Взрослые – как зеркало отражают в своем отношении, характеристике, поступках ребёнка. Именно они являются главным формирующем звеном самооценки дошкольника.
Слайд 9
Общение со сверстниками Игра. Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что она имеет ближайшее отношение к потребностно-мотивационной сфере ребенка . Как отмечает Д.Б. Эльконин , в ней происходит «первичная, эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношение взрослых и потребность быть взрослым». Д.Б. Эльконин , вслед за Выготским , неоднократно подчеркивал, что в игре возникает новая форма желания. Ребенок учится желать, соотнося свое желание с идеей, с фиктивным «Я» (т. е. с другим, воплощенным в роли).
Слайд 10
Тест «Лесенка » В.Г. Щур Нужно нарисовать на бумаге лесенку из 10 ступенек. Покажите её ребёнку и объясните, что внизу стоят самые неудачливые, завистливые, сердитые, плаксивые дети, на ступеньке повыше — чуть получше, не третьей ступеньке — ещё немного лучше и т. д. А на самом верху стоят самые-самые лучшие ребята: умные, весёлые, талантливые, добрые девочки и мальчики. Уточните, понял ли ребёнок расположение ступеней. После этого спросите: на какую ступеньку он сам себя поставит? Пусть малыш отметит ступеньку, сделав символический рисунок себя. Теперь можно делать выводы. Если ребёнок себя поставил на первую, вторую или третью ступеньку — у него явно заниженная самооценка. Размещение от 4-й до 7-й ступеньки говорит о средней (то есть адекватной) самооценке. А если ваш ребёнок стоит на восьмой, девятой или десятой ступеньке — то это свидетельствует о завышенной самооценке. Диагностика самооценки дошкольника
Слайд 11
Упражнения на формирование представлений о себе Упражнение «Давайте познакомимся» Дети, сидя в кругу, по очереди представляют себя, подчеркивая свои привычки, умения, привязанности. Например: меня зовут Саша. Я люблю животных. У меня дома живет кошка, я играю с ней. Мне нравится рассматривать книги про богатырей и. т. д. Форма обсуждения должна быть мягкой, ненавязчивой. Для запоминания имен детей можно использовать прием «снежного кома»; первый ребенок, сидя в кругу, называет свое имя, второй повторяет имя первого ребенка и называет свое, третий ребенок называет имена первого и второго и свое и т. д. Для активизации представления себя можно использовать игру в ассоциации «Какое растение, животное, птицу, цвет, время года мне напоминает Коля?» Дети высказывают свое мнение об одном ребенке по очереди. Упражнение «Мое ласковое имя» Скажите, дети, какими ласковыми именами вас называют мама и папа, дедушка и бабушка, знакомые вам люди? В каких случаях это происходит? Когда от вас что-то требуют? Когда обращаются с просьбой? Или когда у ваших близких хорошее настроение? Как вы себя чувствуете, когда к вам обращаются ласково? Бот так: « Сашулька , будь любезен, подай мне туфли». Что вам хочется сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Давайте возьмемся за руки и скажем друг другу « Ласковушки » — приятные, ласковые, нежные слова.
Слайд 12
Упражнение «Что во мне хорошего« или « Похвалилки ». Дети стоят в кругу. В центре круга стоит стульчик, на который садится каждый и хвалит себя, рассказывая, что умеет делать лучше всего, какой он что любит в себе, за что его хвалит мама (добрый, честный, справедливый, смелый, заботливый, ласковый ). Упражнение «Узнайте мoeгo друга» Предложить ребёнку описать своего другатак , чтобы он себя узнал. Разыграть с детьми сценку в которой показать особенности конкретного ребёнка, его привычки: шмыгать носом, необычная походка, привычка теребить одежду и т. д. Упражнение «Что мне не нравится в себе» При выполнении этого упражнения воспитатель начинает разговор о своих слабых сторонах. Например: мне не нравится, что я иногда разговариваю со своей дочкой сердитым голосом, мне не нравится, когда кто-то мной командует — я тогда сержусь…
Слайд 13
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ — не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного; — не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком; — поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его; — не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого; — показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела; — не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Слайд 14
Дети имеют право: •· иногда ставить себя на первое место; •· просить о помощи и эмоциональной поддержке; •· протестовать против несправедливого обращения или критики; •· на свое собственное мнение и убеждение; •· совершать ошибки, пока не найдете правильный путь; •· предоставлять людям решать свои собственные проблемы; •· говорить: “Нет, спасибо”, “извините, нет”; •· не обращать внимания на советы окружающих и следовать собственным убеждениям; •· побыть одному, даже если другим хочется вашего общества; •· иметь свои собственные чувства независимо от того, понимают ли их окружающие; •· менять свои решения или избирать другой образ действия; •· добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает. Дети не обязаны : •· быть безупречным на все 100%; •· следовать за толпой; •· любить людей, приносящих вам вред; •· делать приятное неприятным людям; •· извиняться за то, что были самим собой; •· выбиваться из сил ради других; •· чувствовать себя виноватым за свои желания; •· мириться с неприятной ситуацией; •· жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было; •· сохранять отношения, ставшие оскорбительными; •· делать больше, чем вам позволяет время; •· делать что-то, что на самом деле не можете сделать; •· выполнять неразумные требования; •· отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать; •· нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения; •· отказываться от своего “Я” ради кого бы то ни было.
Источник