Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года thumbnail

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Привычка говорить правильно формируется в раннем детстве. Ребенок, которого научили говорить отчетливо и красиво, не будет испытывать проблем ни в детском саду, ни в школе, ни во взрослой жизни.

К сожалению, далеко не все дети в возрасте 3-4 лет обладают хорошей дикцией, но это исправимо. На помощь родителям может прийти логопед и домашняя зарядка для улучшения артикуляции. О том, как делать артикуляционную гимнастику детям раннего дошкольного возраста, мы расскажем в этом материале.

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

О методе

Артикуляционный комплекс упражнений – это зарядка для укрепления мышц речевого аппарата. Если они слабые, то с произношением у малыша будут проблемы. По мере укрепления губ, голосовых связок, щек и шеи, а также язычка произносить различные звуки и их сочетания ребенку становится проще. А постепенно правильное произношение становится привычным.

Гимнастика имеет лечебно-профилактическое предназначение, то есть она способствует исправлению неправильной речевой привычки, а также может предотвратить появление дефектов речи.

В ходе выполнения упражнений улучшается кровообращение речевых мышц, снижается повышенный мышечный тонус, который мешает малышу беспрепятственно произносить определенные звуки. В ходе выполнения статических упражнений ребенок учится устанавливать правильное положение речевого аппарата, а динамические задания помогут в освоении произношения.

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

Кому показаны и противопоказаны занятия?

Такая речевая гимнастика, безусловно, полезна всем малышам. В возрасте 2-3 лет формируются основные речевые навыки, тогда же, увы, формируются и дефекты речи. Разумно начинать занятия с трехлетнего возраста, а если малыш относится к категории раннеговорящих, то и в 2,5 года.

После трех лет становятся очевидны некоторые отклонения и аномалии в произношении звуков. Так, в этом возрасте отчетливо проявляется заикание. Многие детки из-за слабости мышц речевого аппарата в этом возрасте «жуют» половину алфавита, из-за чего бывает сложно понять, что именно говорит ребенок. Также может проявиться заикание и дизартрия.

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

Гимнастические артикуляционные упражнения помогут в установлении дикции, силы голосовой подачи, произношении, увеличат скорость говорения, улучшат разборчивость речи.

Однако есть ситуации и состояния, при которых заниматься этим видом гимнастики временно или абсолютно не стоит.

К противопоказаниям относятся врожденные пороки сердца, если гимнастику совмещают с дыхательной, психические недуги, при которых ребенок не понимает «вводных» и не ориентируется в том, что от него хотят.

Больные зубки или стоматит также являются временным противопоказанием. Раны, воспаления языка, нёба, внутренней поверхности щек, ангина в самом разгаре – все это состояния, при которых артикуляционную гимнастику проводить не рекомендуется.

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

Общие требования

Если принято решение делать вместе с малышом такую гимнастику, помните, что стартовать надо с легких заданий и поэтапно переходить к более сложным.

Наиболее легкими и доступными для новичков считают статические упражнения, при которых нужно удерживать речевые мышцы в заданном положении. С динамическими упражнениями спешить не стоит. В возрасте 2-4 лет эти упражнения пока считаются довольно сложными, но по мере совершенствования статической группы можно добавлять и динамические задания.

Важно проводить занятия в игровой форме, иначе зарядка очень быстро наскучит малышу и он откажется выполнять задания.

Необходима систематичность – гимнастику нужно делать ежедневно на протяжении достаточно долгого времени. В день можно проводить 3-4 занятия по 5 минут. Эти «пятиминутки» не дадут ребенку устать и будут интересными.

В каждое задание постарайтесь включать 2-3 упражнения, не более. Обязательно повторяйте уже усвоенные ранее задания и приемы, и лишь одно задание в ходе занятия выбирайте новое, еще не знакомое.

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

Гимнастика проводится в сидячем положении. Шею и руки ребенок должен научиться расслаблять. Лучше всего проводить занятия перед зеркалом. В нем ребенок может увидеть себя, свои губы и мимику во время произношения, а также сравнить их с вашими мимикой и расположением губ и языка.

Будут полезны отпечатанные или нарисованные карточки с картинками, которые будут иллюстрировать некоторые упражнения. Например, для упражнения «Еж» нужно иметь картинку с ярким и красочным веселым ежиком. Это позволит ребенку лучше представить себе задачу.

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

Не обижайте малыша, не критикуйте, не ругайте его, если что-то не получается.

Обида и огорчение лишь усилят мышечные зажимы, подорвут у него веру в свои силы, он начнет отказываться от занятий. Голос мамы должен быть мягким и негромким, не требовательным.

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

Рекомендованные упражнения

Для конкретного ребенка комплекс может быть назначен индивидуальный, но среди базовых заданий для детей указанного возраста можно отметить следующие:

  • «Дудочка». Попросите ребенка вытянуть губки трубочкой вперед и максимально долго подержать именно так. При усложнении упражнения можно попросить чадо производить что-то вроде «ду-дууууу».

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

  • «Завтрак котенка». Покажите малышу картинку котенка, который пьет молоко из мисочки. Попросите малыша открыть рот и продемонстрировать, как кошки лакают молоко. Усложняйте задачу, попросив открывать рот шире, одновременно улыбаться и поглаживать при «лакании» языком нёбо.

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

  • «Еж». Это активное упражнение. Покажите малышу карточку с ежиком и прочитайте стишок: «На клубочек он похож, милый, добрый, славный еж». Ребенок в начале стиха делает вдох, а в конце двустишия нужно активно выдохнуть и на выдохе как можно громче произнести «пых-пых».
Читайте также:  Эдас 306 ребенку 3 года как принимать

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

  • «Ворота». Мама читает: «Мы ворота открываем, в гости всех мы приглашаем! ». Задача малыша – широко открыть рот, подержать его в таком состоянии 5-7 секунд и плавно закрыть.

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

  • «Шарики». Попросите ребенка надуть щеки, как воздушные шарики. Задача – как можно дольше удержать их в таком положении, а затем резко хлопнуть ладошками по щекам, сдуть «шарики».

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

  • «Часики». Мама показывает карточку, на которой изображены часы с маятником. Читает: «Тихо часики идут, пять минут, семь минут» (на этих словах ребенок высовывает язык и пробует кончиком в воздухе описать круг, подобно часовым стрелкам). Мама продолжает: «Ну а маятник – мастак, тик-так, тик-так! » (ребенок после круговых движений кончиком язычка переходит к перемещению кончика языка вправо и влево, как маятник).

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

«Щенок и змея». Попросите ребенка показать, как летним днем дышит щенок – язык вялый, широкий и распластанный по нижней губе. А потом попросите показать, как это делает змейка – язык становится подвижным и «острым».

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

При дефектах определенных звуков добавляйте упражнения на улучшение произношения именно этих «проблемных» звуков:

  • «Зоопарк». Покажите карточку с тигром и спросите у малыша, как рычит тигр – «Р-р-р». Показывайте картинки тех животных, в наименовании которых есть сложный для малыша звук и просите озвучивать название и показывать, как «разговаривает» зверь: на выговаривание звука «Р» – тигренок, барсук, рыбка, жираф, на отрабатывание звука «Л» – лев, лайка, лиса, дельфин, лань, олень, лемур, на «Ш» и «Ж» – жук, шмель, жираф, жеребенок, шакал, на «С» – собака, сова, слон, лиса, суслик.

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

«Чистоговорки». Можно использовать различные стишки-чистоговорки. Главное требование – повторение «проблемного» звука. При нечетком произношении «Р», например, можно придумать что-то вроде: «Ра-ра-ру, ра-ра-ру, погуляю по двору, ру-ру-ра, ру-ру-ра вот уже домой пора! ». Аналогичные чистоговорки можно сочинить самостоятельно на любой звук, который не слишком хорошо получается произносить у ребенка.

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

Полезные советы

Обязательно введите в программу занятий некоторые упражнения из дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой. Она считается очень эффективной при развитии речи. В частности, можно взять обычное перышко и попросить ребенка как можно дольше удерживать его в воздухе, делая резкие короткие выдохи. Научите ребенка дышать спокойно и размеренно. На последнем выходе после 5-6 вдохов-выдохов можно произнести короткие слоги «Ра», «Са», «Ля» и т. д.

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

Не заставляйте и не принуждайте ребенка продолжать занятие, если он устал и начал отвлекаться и капризничать. Лучше прерваться и вернуться к занятию позже, когда малыш будет настроен поиграть и позаниматься. От принуждения пользы не будет.

Фонетическая гимнастика с ребенком 3 года

Узнать о других интересных артикуляционных упражнениях для детей вы можете из следующего видео.

Источник

Валентина Голубева
Методическое пособие «Фонетическая зарядка для дошкольников»

Введение.

Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Когда происходит усвоение накопленного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.

Данное пособие разработано для детей дошкольного возраста, оно направлено на развитие диафрагмального дыхания, фонетической стороны речи и общих моторных движений. Детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитие двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнение упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Включение фонетической зарядки в интегрированное занятие позволяет помочь ребёнку отвлечься, расслабится, а также закрепить правильное произношение заданного звука. Дети изображают движение разных животных, птиц, транспорт, какие — то предметы и передают их речь и звучание. Ребёнку легче выучить звук, если он непросто произносит его, повторяя за взрослым, а изображает животных звуком и движением.

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих взрослых, которые находятся вокруг него. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков

Предложенная фонетическая зарядка может использоваться логопедами при проведении занятий, родителями – при самостоятельных занятиях с детьми, воспитателями ДОУ – на речевых занятий, воспитании звуковой культуры речи.

Проводя фонетическую зарядку важно знать: проводить на каждом занятии (5 мин, проводить в разном исходном положении, контролировать произношение звука совместно с движением, помогать, поощрять словом.

Фонетическая зарядка для детей младшего возраста (3-4 года).

«Курочка» И. п. ноги на ширине плеч, руки по бокам, слегка в стороны (как крылья, ходьба, поднимая и опуская руки, произнося при этом ко-ко-ко.

Читайте также:  Ребенок 3 года все крушит

«Цыплятки» И. п. ноги на ширине плеч, руки изображают маленькие крылышки, бегают и пищат пи-пи-пи.

«Котята» И. п. на коленях и на ладонях,дети ползают и произносят: «Мяу- мяу-мяу…»

«Матрёшки кланяются» И. п. ноги слегка расставлены, руки вниз. Наклонится вперёд, отвести руки назад, выпрямится. 4-5 раз.

«Починим колеса». И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Присесть, хлопнуть по коленям,сказать: «Хлоп» вернуться в и. п. 5 раз.

«Какая красивая бабочка» Произнесение на длительном выдохе «Ах-ах, ох-ох»

«Прыжки» И. п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполняем прыжки на месте. Затем ходьба и вновь прыжки на месте.

«Самолёты» И. п. ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью. 1- руки делают круговые движения, заводят моторчик. 2 – руки в стороны и побежали в разном направлении, изображая крылья самолёта,произнося при этом: «У-у-у-у.»

«Маленькие — большие» И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- присели (маленькие). 2-встали (большие). 5 раз.

«Птички полетели» И. п. ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, изображают крылья. 1- птицы полетели, машут крыльями. 2- сели, посидели, поклевали зёрнышки. 3- встали, опять полетели. 4- опять сели. 5-6 раз.

«Большие ноги, маленькие ноги» И. п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. 1- пошли и поднимаем высоко колени (большие ноги)при этом дети произносят: «топ-топ-топ». 2- пошли, просто шагаем маленькими шагами (маленькие ножки)при этом произносят быстро: «топ-топ-топ»

«Мишки» И. п. ноги на ширине плеч, руки опушены, слегка согнуты. Ходим как медведи, медленно, переваливаясь с боку на бок.При этом произносим: «А-а-а» (низким голосом).

«Гуси» И. п. ноги на ширине плеч, руки рядом, изображают крылья. 1- пошли, машем руками, и поднимаем высоко колени,При этом произносим: «Га-га-га»

Фонетическая зарядка для детей среднего возраста (4-5 лет).

«Дудочка». Дети «дудят в дудочку»,словно приглашая грибы повеселиться: «ду-ду-ду»

«Грибочки пляшут». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, опустить,сказать: «Ох!» Упражнение повторить 5 раз.

«Грибочки шалуны» И. п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять правую (левую) ногу, опустить, вернуться в и. п. 5 раз.

«Красивая игрушка» И. п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Подняться на носки, руки в стороны – вверх, вдох носом. Опуститься на всю стопу, руки вниз,произнести: «А-а-а-ах» повторить 3-4 раза.

«Матрёшки пляшут». И. п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, приподнять плечи вверх,опустить сказать: «Ох» 4-5раз.

«Матрёшки качаются» И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вправо (влево, выпрямится. 6 раз.

«Как гогочет гусь» И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной, сложены одна поверх другой. Сделать глубокий медленный вдох носом, слегка наклониться вперёд,медленно развести руки в стороны и на длительном выдохе произнести: «Га-га-га»

«Гуси шипят». И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперёд, развести руки в стороны, произнести «ш-ш-ш», вернуться в и. п. 5 раз.

«С горки» Предложить детям представить, что они катятся с горки на санках. Дети делают глубокий вдох носом.На выдохе произнести: «У-у-у-ух»

«Погреем плечики» И. п. ноги на ширине плеч, руки в стороны. Обхватить кистями рук противоположные плечи,сказать: «Ох», вернуться в и. п. 6 раз.

«Машины заводят моторы». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Согнуть руки в локтях, вращать руками одна вокруг другой,произнести: «Р-р-р», вернуться в и. п. 5 раз.

«Машины зажигают фары» И. п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, согнуть в локтях, показать ладошки, опустить. 6 раз.

«Ёлочки» И. п. ноги слегка расставлены, руки разводим в стороны и опускаем со словами «Ах-ах-ах»

«Ёлочки качаются» И. п. стоя на коленях, руки на поясе. 1- наклон вправо. 2- и. п. Тоже влево, упражнение повторить 3 раза.

«Восхищаемся яркой окраской бабочки» Произнести на длительном выдохе «Ах-ах, ох-ох»

«Как гудят машины на перекрёстке». И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Вдох носом, выдох с произнесением слов «Би-би-би!»

«Постучите по коленям». И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперёд, постучать по коленям,сказать: «Тук-тук», выпрямиться. 6 раз.

Фонетическая зарядка для детей старшего возраста (5-6лет).

«Подготовка к полёту» И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу, спина прямая, плечи опущены. Открываем глаза, вдох-тянем долго «А-а-а»

«Хлопки крыльями» И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Раскачивать руки вперёд-назад с хлопками впереди. Во время хлопка говорить «Хлоп» 6-8 раз.

«Силачи» И. п. ноги на ширине плеч, руки на диафрагме – вдох.На выдохе дети произносят: «Ура-а-а»

«Мы штангисты» И. п. стоя, ноги врозь. 1-палку на грудь, 2-с силой вверх, 3-на грудь, 4-вниз. 6 раз.

Читайте также:  Непослушный ребенок в 3 года советы

«Достань носки ног» И. п. сидя, ноги врозь, палка в руках на бёдрах – вдох. 1-3- наклон вперёд, коснутся палкой носков ног- выдох. 4- и. п. 6 раз.

«Шуршит метла» И. п. основная стойка палка внизу. 1- прыжком ноги врозь, палку вверх. 2-вернуться в и. п. 2-3раза.

«Звуки леса» И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу. 1-вдох носом. Подняться на носки, руки вверх – в стороны. 2-вернуться в и. п., выдох (на первом выдохе говорим «ку-ку-ку», а на втором «тук-тук») 4 раза.

«Разминаем ножки» И. п. основная стойка, флажки внизу. 1-2- присесть, вытянуть флажки вперёд, сказать «сели». 3-4-вернуться в и. п. 7 раз.

«Звуки космоса» И. п. ноги на ширине плеч. Дети на длительном выдохе произносят звук «У-у-у»

«Состояние невесомости» И. п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- сед с прямыми ногами, руки, вниз. 2- вернуться в и. п. 4-6 раз

«Подышим морским воздухом» И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу. 1- глубокий вдох носом, подняться на носки, руки- в стороны, вверх. 2- выдох с произнесением длительного звука «А-а-а», вернуться в и. п. 3-4 раза.

«Водоросли» И. п. ноги врозь, руки внизу. 1- поднять прямые руки перед собой вверх. 2- наклон туловища вправо. 3- выпрямиться руки вверх. 4- и. п. 6 раз.

«Комарик» И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу. 1- подняться на носки, руки в стороны – вверх, вдох носом. 2- вернуться в и. п., выдыхая воздух изо рта, произнести звук «з-з-з» максимально долго.

«Муравей» И. п. И. п. сидя, ноги прямые вместе, руки в упоре сзади. 1-3- с силой потянуть носок правой (левой) ноги на себя. 2-4- вернуться в и. п. 6 раз.

Фонетическая зарядка для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет).

«Шум ветра» Когда дует сильный ветер, в лесу качаются деревья. Они низко наклоняют свои ветви, то в одну, то в другую сторону, а ветер громко воет «У-у-у-у!»

«Улетают птицы» И. п. ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. 1-глубокий вдох носом. 2-медленный выдох с произнесение слов «На ю-у-у-у-г»

«Листочки» И. п. ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки с листочками вверху. 1- наклониться вперёд, не сгибая ног, положить листочки на пол перед собой, выдох. 2-выпрямиться, руки за голову, хорошо прогнуться, вдох. 3- наклониться, взять листочки, выдох. 4-выпрямиться, поднять листочки вверх, вдох. 6 раз.

«Цапля машет крыльями» И. п. пятки вместе, носки врозь, руки внизу. Поднять руки в стороны, сделать несколько волнообразных движений, опустить. 7 раз.

«Весы» И. п. стоя лицом друг к другу, пятки вместе, носки врозь, держаться за руки. Поочерёдно приседание, не отпуская рук партнёра. 6-8раз.

«Песенка метели» Сделать глубокий вдох носом. На длительном выдохе произнести «А-а-а-а…» 2 раза.

«Ярмарочные зазывалы» Сделать носом глубокий вдох.На длительном выдохе произнести: «Ту-ру-ру-у-у-у…» Руками показать дудочку.

«Физкультурники» Дети делают глубокий вдох носом.На длительном выдохе произносят: «Ура-а-а-а…» 2-3 раза.

«Гребцы» И. п. стоя, ноги на ширине плеч, палку в горизонтальном положении держать ближе к середине. Поворот, вправо и влево, имитируя греблю на байдарке. 4-5 раз.

«Медузы» И. п. ноги на ширине плеч, слегка согнутые в коленях, руки согнуты в локтях перед грудью. 1- развести руки в стороны, очертить круги перед собой, выпрямить ноги, подняться на носки, втянуть живот, вытянуть шею. 2 – и. п. 6-8 раз.

«Салют» 1-вдох носом. 2-длительный выдох, произнести слово «Салю-у-у-ут!»

3 4-повторить.

«Мы сильные» И. п. основная стойка, руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, подняться на носки, вдох. 1, 2- с силой руки вверх, разжимая кулаки, подняться на носки, вдох. 3,4-и. п., выдох.

«Шалаш» И. п. упор на коленях, руки на поясе. 1,2- выпрямить ноги, переходя на носки, не сгибая руки, выгнуть спину. 3, 4- и. п. 6-8 раз.

«Весёлые спортсмены» Мы ловкие, смелые, спортсмены умелые.

Любим спортом заниматься и, конечно же, смеяться.

Как мы смеёмся? «Ха-ха-ха!»

Слова «Ха-ха-ха!» дети произносят на длительном выдохе. 2 раза.

Литература:

1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи. Айрис Пресс Москва 2006

2. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет. Аркти. Москва. 2003.

3. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. Спб. Детство-Пресс 2005.

4. Лосева П. Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет. Сфера. Москва 2005.

5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Каро. Спб. 2006.

6. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с ОНР. Akademia. Москва 2003.

Источник