Фомина сенсорное развитие ребенка
Казенное общеобразовательное учреждение Республики Алтай
«Коррекционная школа-интернат»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №____________
от «___»_________ 20___г.
Руководитель МО
________ Казанцева Е.Б.
СОГЛАСОВАНА
на методическом совете
Протокол № ___________
«____»___________20___ г.
Заместитель директора по УВР
___________ Трескина Л.Г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор
________Смышляева М.В.
Приказ №______________
от «____»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по индивидуальному обучению
по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающегося 1 «а» класса
Разработчик:
Шадеева Любовь Мереевна,
учитель надомного обучения
г. Горно-Алтайск
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по индивидуальному обучению по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами КОУ РА
« Коррекционная школа-интернат», на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей/ Составитель — НИИ дефектологии АПН СССР.- М: Просвещение, 1983.- 91с.
Цель программы: коррекция и развитие высших психических процессов: всестороннего восприятия, внимания и мелкой моторики.
Задачи:
-развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов, а потом с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода);
-учить различать объемные формы в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого; воспринимать величину (большой, маленький); брать большие предметы двумя руками, маленькие — одной рукой;
-учить реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен);
Особенность изучаемого курса состоит в том, что он составлен для неговорящего ученика с глубокой степенью умственной отсталости. Познавательные способности ребенка не развиты. Инструкции не понимает, нужно его брать за руку и повторять действие многократно. Моторика рук слабая, движения медленные, неуверенные. Речь отсутствует, издает мычащие звуки и крики. Мальчик дружелюбный, ласковый, неусидчивый.
Сенсорное развитие ребенка с глубокой степенью умственной отсталости значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: он испытывает трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у него замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
Работа по сенсорному воспитанию реализуется в ходе дидактических игр и упражнений, в повседневной жизни. Обучающегося знакомят с сенсорными эталонами (формы, цвета, величины), с многообразием звуков. Учат узнавать, выделять, объединять в группы, сравнивать по подражанию и простейшему образцу предметы.
На данный учебный предмет отведено 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Должен уметь
демонстрировать эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;
понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;
демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: принимать помощь взрослого, разрешать дотрагиваться до своих рук, принимать поглаживание по голове, выполнять со взрослым совместные действия;
откликаться на свое имя;
узнавать себя в зеркале;
воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;
проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);
по просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске; нагружать в машинку игрушки,перевозить их);
положительно относиться к процессу и результатам конструирования;
узнавать знакомые постройки и конструкции; создавать простейшие постройки из строительного материала;
реагировать на слуховые раздражители;
воспринимать на ощупь величину предметов.
Должен знать
Свое имя
Содержание предмета
1 четверть
Развитие зрительных ориентировочных реакций.
Наблюдение за крутящимся барабаном. «Разноцветные огоньки» — игры с фонариком.
Наблюдение за природой.
Развитие слуховых ориентировочных реакций
Слушание музыки. Игра с колокольчиком. Игра с металлофоном.
Развитие ручной моторики
Ощупывание предметов. Построй башню. Достань игрушки из мешочка.
2 четверть
Развитие зрительных ориентировочных реакций
Игра с цветными трубочками. Яркие погремушки, шарики. Колокольчик (бубенчик, шарик-погремушка), укрепленный на кольце.
Развитие слуховых ориентировочных реакций
Игры с шуршащей бумагой. Потешка «Тяги, тяги, потягушеньки».
Развитие ручной моторики
Пальчиковые игры. Игрушки, завернутые в несколько слоев бумаги.
3 четверть
Развитие зрительных ориентировочных реакций
Гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов. Большие и маленькие. Игры с заводными игрушками.
Развитие слуховых ориентировочных реакций
Прятки с платочком. Потешка «Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота» Игры со свистулькой.
Развитие ручной моторики
Перекладывание игрушек из коробки в коробку. Складывание матрешки. Собирание пирамидки Игра с вкладышами.
4 четверть
Развитие зрительных ориентировочных реакций
Игра со звенящей матрешкой-неваляшкой. Игрушки, закрепленные на ленточках.
Знакомство с новой игрушкой.
Развитие слуховых ориентировочных реакций
Слушание песни «Во поле береза стояла». Игра с бубном.
Развитие ручной моторики
Твой ящик: бросай и вытаскивай игрушки. Наводим порядок в комнате. Игра с кубиками.
Игрушки с прорезями для фигур.
Информационно-методическое обеспечение
Дополнительная литература
Алябьева, Е.А Занятия по психогимнастике. Методическое пособие / Е.А Алябьева. — М.: Сфера, 2008. – 158 с.
Волков, Р. «Радужная страна». Знакомство с цветом / Р.Волков. – Волгоград: Учитель, 2003. -56 с.
Гладык,Т. Р. Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью./ Т. Р Гладык. — Петродворец , 2008.-34 с.
Закревская,О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста./ О.В.Закревская.— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.-89 с.
Катаева, А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А Катаева., Е.А. Стребелева. — М.: 2001. – 216 с.
Метиева, Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007. — 119 с.
Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.
Печора, К.Л.. Методы диагностики нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни./ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.-23 с.
Фомина, Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-6 лет / Л.В. Фомина. — М.: Сфера, 2001. — 77 с.
Дидактический материал
Игрушки. Тарелочки, мисочки. Колпачки — вкладыши разного цвета. Сачок и таз с водой. Игрушки для игр с водой. Деревянный строительный конструктор.
Приложение 1.
Календарно-тематический план
№
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Дата
1 четверть ( 18ч)
Развитие зрительных ориентировочных реакций.
( 6 ч)
1-2
Наблюдение за крутящимся барабаном.
2
04.09
05.09
3-4
«Разноцветные огоньки» — игры с фонариком.
2
11.09
12.09
5-6
Наблюдение за природой.
2
18.09
19.09
Развитие слуховых ориентировочных реакций (6 ч)
7-8
Слушание музыки.
2
25.09
26.09
9-10
Игра с колокольчиком.
2
02.10
03.10
11-12
Игра с металлофоном.
2
09.10
10.10
Развитие ручной моторики (6ч)
13-14
Ощупывание предметов.
2
16.10
17.10
15-16
Построй башню.
2
23.10
24.10
17
Достань игрушки из мешочка.
1
30.10
18
Повторение изученных упражнений.
1
31.10
2 четверть (14ч)
Развитие зрительных ориентировочных реакций
(6 ч)
19-20
Игра с цветными трубочками.
2
13.11
14.11
21-22
Яркие погремушки, шарики.
2
20.11
21.11
23-24
Колокольчик (бубенчик, шарик-погремушка), укрепленный на кольце.
2
27.11
28.11
Развитие слуховых ориентировочных реакций (4ч)
25-26
Игры с шуршащей бумагой.
2
04.12
05.12
27-28
Потешка «Тяги, тяги, потягушеньки».
2
11.12
12.12
Развитие ручной моторики( 4ч)
29-30
Пальчиковые игры.
2
18.12
19.12
31-32
Игрушки, завернутые в несколько слоев бумаги.
2
25.12
26.12
3 четверть (18ч)
Развитие зрительных ориентировочных реакций (6ч)
33-34
Гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов.
2
15.01
16.01
35-36
Большие и маленькие.
2
22.01
23.01
37-38
Игры с заводными игрушками.
2
29.01
30.01
Развитие слуховых ориентировочных реакций (6ч)
39-40
Прятки с платочком.
2
05.02
06.02
41-42
Потешка «Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота»
2
12.02
13.02
43-44
Игры со свистулькой.
2
26.02
27.02
Развитие ручной моторики (6ч)
45-56
Перекладывание игрушек из коробки в коробку.
2
04.03
05.03
47-48
Складывание матрешки.
2
11.03
12.03
49
Собирание пирамидки
1
18.03
50
Игра с вкладышами.
1
19.03
4 четверть (18ч)
Развитие зрительных ориентировочных реакций (6ч)
51-52
Игра со звенящей матрешкой-неваляшкой.
2
01.04
02.04
53-54
Игрушки, закрепленные на ленточках.
2
08.04
09.04
55-56
Знакомство с новой игрушкой.
2
15.04
16.04
Развитие слуховых ориентировочных реакций (4ч)
57-58
Слушание песни «Во поле береза стояла».
2
22.04
23.04
59-60
Игра с бубном.
2
29.04
30.04
Развитие ручной моторики (8ч)
61-62
Твой ящик: бросай и вытаскивай игрушки.
2
06.05
07.05
63-64
Наводим порядок в комнате.
2
13.05
14.05
65
Игра с кубиками.
1
20.05
66
Игрушки с прорезями для фигур.
1
21.05
.
Источник
ВОСПИТАНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 ЛЕТ
Автор: Венгер Л.А. и др.
Аннотация
Книга содержит рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в связи с переходом на обучение в школе с 6 лет. Авторы предлагают систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов.
Книга адресована воспитателям яслей и детских садов, будет полезна и родителям.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Комплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятий
Учебный центр имени Л.А. Венгера
Авторы: Л.И. Павлова, И.В. Маврина
Аннотация
Пособие состоит из методички и комплекта наглядных материалов. В методичке представлено подробное описание игр с вариантами. К каждой игре указаны цели и рекомендации. Предлагаемые задания расположены в порядке усложнения. Пособие адресовано как специалистам, так и родителям. Может использоваться для индивидуальной и подгрупповой работы в дошкольных учреждениях.
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
Пособие для учителей специальных образовательных чреждений VIII вида
Авторы: Метиева Л.А., Удалова Э.Я.
Аннотация
В пособии раскрываются современные подходы к сенсорному воспитанию детей, имеющих пониженные способности к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии. Представлены рекомендации по организации и содержанию работы, направленной на развитие психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников в условия коррекционного образовательного учреждения VIII вида в соответствии с авторской программой, апробированной в процессе многолетней работы с данной категорией детей. В пособии даются описания игр и упражнений по развитию психомоторики и сенсорных процессов, в приложении – примерное тематическое планирование курса по годам обучения.
Пособие адресовано психологам, учителям-дефектологам, а также будет интересно студентам профильных факультетов и родителям.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Сборник игр и игровых упражнений
Авторы: Метиева Л.А., Удалова Э.Я
Аннотация
В пособии представлен большой объем игровых упражнений, заданий, дидактических игр, подобранных по всем разделам сенсорного воспитания.
Кроме того, впервые даны методические рекомендации по организации и содержанию работы, направленной на развитие психомоторики и сенсорных процессов у дошкольников и младших школьников, имеющих отклонения интеллектуального развития.
Адресовано психологам, учителям-дефектологам коррекционных учреждений; учителям начальных классов коррекционно-развивающего обучения для проведения работы с детьми, испытывающими трудности в учебе; всем заинтересованным педагогическим работникам.
Будет полезно родителям, которые самостоятельно готовят своих детей к школе.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Авторы: Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалева
ОГЛАВЛЕНИЕ
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Подготовительный этап
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
СОДЕРЖАНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Первая серия. Задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по обследованию игрушек
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Вторая серия. Задания, направленные на изучение восприятия цвета
Задание 1
Задание 2
Третья серия. Задания, направленные на изучение восприятия формы предметов
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Четвертая серия. Задания, направленные на изучение особенностей восприятия дошкольниками величины предметов
Задание 1.
Задание 2
ПРИМЕРНЫЙ ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Особенности сенсорно-перцептивной сферы ребенка
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
#Аутизм #РАС #Autism #ASD #Сенсорное_воспитание #Сенсорная_интеграция #Умственная_отсталость #Autosanimus
Источник
Сенсорное развитие в дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов.
В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.
У детей пяти и шести лет появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет. При рассмотрении они вертят предмет в руках, ощупывают его, обращая внимание на наиболее заметные особенности. Только к семи годам дети не нуждаются в том, чтобы держать предмет в руках, они вполне успешно описывают его свойства, пользуясь только зрительным восприятием.
На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия.
Действия идентификации выполняются в случае, когда свойство воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему (яблоко круглое, как мяч). При необходимости определить форму предмета старшие дошкольники, если им дают в качестве образцов простейшие геометрические фигуры, прибегают к прикладыванию их к предмету и таким путем устанавливают сходство и различие. Когда ребенку нужно определить цвет предмета, он также на первых порах пытается использовать реальный образец (карандаш, цветную палочку и т.д.).
Пытаясь воспроизвести в рисунке, конструкции, аппликации сложную форму, ребенок действует путем проб и ошибок. Созданные им рисунки, конструкции, аппликации представляют собой более или менее точные модели предметов. Соотнося эти модели с предметами, ребенок замечает ошибки, несоответствия, учится их исправлять. Так формируется умение расчленять на составные части сложную форму предметов, устанавливать, как эти части расположены, связаны между собой. Моделирование превращается в способ анализа формы предмета.
Обучение действиям восприятия, так же как ознакомление с сенсорными эталонами, проводят в связи с обучением детей продуктивным видам деятельности. Особое значение приобретает сенсорное воспитание для развития слухового восприятия. Существенное значение при этом имеют и движения рук, ног, всего корпуса, которые помогают ребенку уловить ритм музыкальных произведений или стихов. Умение различать высоту и тембр звуков даёт возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т.д.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – точнее различение речевых звуков – различение восприятия начертания букв.
К концу дошкольного возраста появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.
В дошкольном возрасте дети усваивают пространственные ориентировки: вперёд – назад, вверху – внизу, далеко – близко, слева – справа и др., которыми руководствуются в жизненных ситуациях. Они различают форму предметов, их величину, сравнивают предметы между собой. Постепенно дети учатся ориентироваться во времени и овладевают временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность времени. Вначале ребёнку трудно осмыслить относительность понятий «вчера», «сегодня», «завтра» (как «завтра» вдруг становится «сегодня», а «сегодня» превращается во «вчера»), продолжительность времени (минута, 5 минут, час). Это достигается в результате накопленного опыта и целенаправленного обучения. Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чем ориентировка в пространстве. Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются опять-таки на собственные действия: утром умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы. Во второй половине дошкольного детства ребенок, как правило, усваивает эти временные обозначения, начинает правильно их употреблять.
К концу дошкольного возраста дети начинают более или менее правильно оценивать перспективное изображение, но и в этот период оценка чаще всего основывается на знании правил такого изображения, усвоенных с помощью взрослых, а не на непосредственном восприятии перспективных отношений. Удаленный предмет, изображенный на картинке, кажется ребенку маленьким, но ребенок догадывается, что на самом деле он большой. Того уровня, на котором рисунок воспринимается правильно без всяких дополнительных рассуждений, в дошкольном возрасте достичь еще невозможно.
Согласно традиционной Программе воспитания и обучения в детском саду, к концу подготовительной группы дети должны уметь: видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения; сооружать различные конструкции предмета в соответствии с условиями его использования; создавать по рисунку и словесной инструкции модели из пластмассового и деревянного конструкторов; соотносить цифру и число предметов; составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера; делить квадрат на 2 и 4 равные части; ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Указанная программа преемственно связана с базовой программой для начальной школы, предусматривающей, что к концу начальной школы дети должны уметь: распознавать и изображать на бумаге с помощью линейки треугольник, четырехугольник; строить на клетчатой бумаге прямой угол, прямоугольник, квадрат, трапецию; составлять геометрические мозаики, орнаменты как элементы графического математического моделирования.
Согласно программе “Радуга” (рук. Т.Н. Доронова) шести–семилетние дети должны: уметь использовать понятия “равно — не равно”, “больше — меньше”; владеть практическими способами сравнения (приложение); различать понятия круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб; иметь представление о действии деления; осуществлять сериацию.
В результате развивающей работы по формированию математических представлений дети могут иметь понятие: о делении на 2, 3, 4, 6, 8 равных частей; о геометрических преобразованиях (сдвиг, поворот, подобие), видах симметрии; могут различать понятия луч, угол, виды углов, выпуклые и вогнутые многоугольники, понимать, что значит “внутри”, “снаружи”, “на границе”.
Все это позволяет проследить логику развития познавательных способностей ребенка: овладение навыками непосредственного замещения частей схем моделей реальными предметами в младшем возрасте; освоение действий по использованию готовых моделей в среднем возрасте; усвоение действий по самостоятельному построению моделей по схемам и конструированию новых моделей и их схем в старшем возрасте.
Одним из средств развития сенсорных способностей является игра. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Особенно ценны игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на которых изображены предметы окружающей действительности.
С целью сенсорного развития, ознакомления с новыми знаниями используются головоломки, развивающие игры, занимательные задачи и логические упражнения.
В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки — это головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Эти задания способствуют расширению представлений о геометрических фигурах, об их величине, т. е. развитию сенсорных способностей и знаний о форме и величине предметов.
Все дидактические и развивающие игры, задачи на смекалку используются с целью активизации детской мысли, развития логического мышления, выработки умения догадываться, сообразительности, что необходимо дошкольникам для учебной деятельности, а каждому человеку для жизни. С целью расширения возможностей сенсорного развития дошкольников также используются развивающие и логико-математические игры. Так в играх «Разложи все оттенки», «Подбери чашки к блюдцам», «Подбери узор» и «Палочках Кюйзенера» — дети обогащают свои представления о цветах, об оттенках, о цветовых сочетаниях. Знания о форме предметов, о геометрических фигурах, о величине дети закрепляют посредством таких игр, как «Геоконт», «Сложи квадрат», «Цвет и форма», «Прозрачный квадрат», «Составь картинку», «Эстафета» и др.
Таким образом, в каждом периоде сенсорное развитие имеет свои особенности. В младенчестве и раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Ребенок знакомится со всеми разновидностями свойств – цветами спектра, с геометрическими формами; у детей развиваются познавательные умения, то есть умения определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; развиваются речевые умения, то есть ребенок учится понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.
В раннем детстве и среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов дети учатся способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Источник