Фольклор средство развития личности ребенка
кутова анна
Русский фольклор как средство всестороннего развития личности ребёнка.
Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребенка. Фольклор — одно из действенных и ярких средств педагогики, таящий в себе дидактические возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, развития речевых навыков. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Известный педагог Л. Н. Павлова отмечает, что «фольклор – действенный метод гуманизации воспитания ребенка с первых лет жизни, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей…» Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. В детском фольклоресочетаются разные функции: познавательная, педагогическая, мнемоническая и эстетическая.
При использовании фольклорного материала в образовательном процессе мы учитываем возрастные особенности детей. В младшем дошкольном возрасте мы используем малые фольклорные формы. Например, колыбельные песни, которые помогают заснуть ребенку. И сколько радости и покоя приносят эти незатейливые мотивы и такие знакомые персонажи! И добрый котик и гули, которые курлыкали и убаюкали малыша. Пестушки помогают нам развлечь малыша и порадовать, одновременно развивая и укрепляя его физически, закладывая в нем чувство ритма, развивая его образное мышление.
Тушки – тушки,
Сели на подушке,
Пришли подружки,
Столкнули с подушки. —
Эта пестушка мы используем, чтобы разбудить маленького соню.
Веселя малыша,можно сказать:
Кокли-мокли,
Глазоньки промокли,
Кто будет плакать,
Лягушкой будет квакать!
Во время кормления мы приговариваем:
Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
При одевании на прогулку произносим пестушку:
Наши детки маленькие,
На них шубки аленькие.
Опушки бобровые,
Детки чернобровые.
Шапка да шубка –
Вот и есть Мишутка!
Во время умывания мы приговариваем:
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки,
Вот какие чистые
Ушки и ладошки!
Потешка – это уже игра взрослого с ребенком, которая позволяет развить у малыша мышление, мелкую моторику и речь. Вспомните знакомые с детства «Ладушки», «Сорока», «Коза».
Прибаутка, шутя,показывает взаимосвязь всего в мире:
Куда, Фома, едешь,
Куда погоняешь?
– Сено косить.
На что тебе сено?
– Коров кормить.
На что тебе коровы?
– Молоко доить, ребяток поить.
Для работы с детьми раннего возраста я бы посоветовала использовать книги с иллюстрациями российских художников, например, Юрия Алексеевича Васнецова. Особенно мне нравится новый сборник под названием «Мамам, бабушкам и няням», издательства «Духовное преображение» под редакцией Макаровой. Здесь подобраны фольклорные произведения различных жанров с подробным описанием, когда и как их можно применять. Чтение народных потешек, сказок лучше сопровождать показом наглядного материала, это более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. А благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, приучаясь пользоваться ими в своей речи. Потешки пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Кроме того, при использовании народной игрушки мы развиваем у ребенка сенсорику, моторику, логику, образное мышление. Ребенок с раннего возраста приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, размера.
Применение фольклорных форм требует от воспитателя умения владеть художественными навыками исполнения, эмоциональностью и чувством личной сопричастности. Очень важно внести в образовательную деятельность элементы артистичности, красочного действия, веселья в исполнение народных произведений для того, чтобы все прошло как яркое общение.
В среднем возрасте, наряду с усложнением и обогащением «малых форм» мы применяем пословицы, поговорки, скороговорки, являющиеся средством развития звуковой культуры речи.
Свинья тупорыла
Весь двор перерыла,
Вырыла полрыла,
Да норы не дорыла.
Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, у них развиваются навыки творчески использовать слова, образно описывать предмет.В этом возрасте в игровой деятельности детей начинают появляться считалки:
Катится торба
С высокого горба,
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница,
С кем будешь делиться?
Увлекшись “народной педагогикой”, в старшей группе мы большое внимание уделяем знакомству с народной культурой и традициями, все чаще вносим фольклор в непосредственно образовательную деятельность. В течение года знакомим детей с историей народной игрушки матрешки, с ремеслами, русским народным костюмом, народными инструментами и естественно, обрядами. Дети знакомятся со многими
«устаревшими» словами, которые ушли из нашей речи также, как вышедшие из обихода предметы. Дети с удовольствием заучивают заклички, потешки, приметы, поговорки, русские народные игры, песни и попевки. К этой работе с интересом подключились родители наших воспитанников. Они посещают с детьми музеи, дарят нам предметы народного быта (рушники, подзоры, ложки, народные игрушки.
В работе со старшими детьми мы используем более сложный фольклорный материал – былины, сказания, обрядовые песни. В этом возрасте фольклор не только обучает и развлекает, а все больше воспитывает, дает основы нравственного, патриотического, гендерного воспитания. Среди богатств народного эпоса сказки и былины являют собой особую фольклорную форму, в которой вытекают друг из друга реальное и фантастическое.Говоря словами великого поэта: «Что за чудо эти сказки. Каждая из них – поэма!» Ушинский К. Д. писал, что «воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ». А Н. Н. Новиков ещё в 18 веке выступал за народное образование, говорил, что «оно является подлинным творцом добрых нравов …».
В старшем возрасте важно знакомить детей с былинными героями, так как этико-эстетическому идеалу русского крестьянина соответствовал добрый молодец высокого роста, здоровый, румяный, с могучими плечами, гордой поступью и осанкой. Он- защитник Отечества и народа, прекрасный воин, упорный труженик, отличный семьянин. В их честь слагали песни, былины, которые передавались из поколения в поколение. На их примере воспитывались мальчики много лет. И сейчас, на мой взгляд, очень важно сохранять эту традицию, воспитывать мальчишек на примере Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича.
Образ женщины не менее интересен и сложен в русском фольклоре. С одной стороны – это женщина-красавица, ведущим отличием которой является природный ум, который проявляется в труде, ибо труд есть творчество (Василиса Премудрая). С другой стороны – русская женщина – это мать. «Ценностное отношение к матери как к одной из главных святынь…является наиболее древней русской традицией». Образ матери – это материнская любовь, сердечность и душевность, сострадание и сочувствие, мудрость и терпимость. Разве не на этих духовно-нравственных идеалах надо воспитывать детей?
При знакомстве детей с русской народной сказкой очень важно помнить, что это произведение устного творчества, поэтому лучше всего её рассказывать, а не читать, обязательно использовать иллюстративный материал. Замечательная работа со сказкой – это её драматизация, когда сначала сам воспитатель, а потом и дети при его помощи делают её постановку. Это очень обогащает эмоциональную составляющую детской души.
Раскрывая все стороны жизни народа, представления о добре и зле, неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности, представляют собой пословицы и поговорки. В изумительной силе мудрости русскихпословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т. д.: «Добро творить – себя веселить», «Честь дороже жизни», «Человек без Родины – соловей без песни» и так далее. Эти простые, но главные истины, которые постигают дети с помощью пословиц и поговорок, могут закрепиться в сознании на всю жизнь.
Для того, чтобы дети получили возможность погрузиться в ту историческую эпоху, с которой мы их знакомили, наглядно увидеть предметы быта, прикладного искусства, мы создали силами родителей и сотрудников мини-музей «Русская горница», в котором постарались воссоздать внешний облик убранства крестьянской избы.
Детям очень интересно там бывать, и даже прослушивание русских народных песен в «Горнице» проходит как-то по-особенному — они слушают их с большим вниманием и очень эмоционально воспринимают.
Очень расширяют представления детей о культуре и традициях русского народа и родного края мультимедийные презентации.Мы их сделали несколько: «Русская изба», «Художественные промыслы Нижегородской области», «Русский женский костюм».
В старшей группе мы начали знакомить детей с православными («Рождество», «Святки», «Коляда») и народными праздниками («Масленица»).
С детьми мы заучили колядки:
Коляда – моляда
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
На Мироновом двору,
Эй, дядька Мирон,
Вынеси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос.
На Масленицу мы познакомим детей с народными играми «Петушки», «Золотые ворота», «Как у тетушки Матрены» и др.
В подготовительной группе мы, конечно, продолжим знакомство с русским фольклором, который является неисчерпаемым источником народной мудрости и стимулом для творчества.
Источник
Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №47 «Лучик» города Тамбова
Радзецкой Светланы Ивановны.
«Развитие творческого потенциала личности ребенка средствами фольклора».
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.
Поэтому особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры. Через восприятие фольклора закладываются основы нравственного сознания, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа, ведь народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, шествии, труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре неотделимо от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Таким образом, приобщение ребенка к музыкальному фольклору соответствует новым стандартам образования, так как происходит через его деятельность
Считаю эту тему актуальной. Ведь живя в 21-ом веке, который предлагает нам ФГОС и ИКТ, меж предметность и интеграцию, и прочее, прочее…не будет должного результата от воспитания, если не вдохнуть в него душу и
самосознание своего народа. Нельзя прерывать связь поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась во вселенной душа народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками фольклорных праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры. Надо научить детей с уважением относиться к культуре народа, к которому принадлежит ребенок.
Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Таким образом, ребенок становится не только слушателем, но и активным участником процесса познания, где фольклору отводится особая роль как средству развития творческой личности ребенка. Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. »В.Путин.
Цель настоящего исследования заключается в создании условий для формирования и комплексного развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.
Задачи :
1. Формировать у детей устойчивый интерес к русским народным традициям, используя средства и опыт народной педагогики;
2. Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов музыкальной культуры;
3. Формировать целостное восприятие народной культуры.
Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий:
— между тенденциями развития современной общества и необходимостью сохранять и передавать богатство традиционной народной культуры;
— между широким спектром задач музыкального воспитания и ограниченностью ресурсов (личностных, методических, материальных);
— между сложившейся в семье культурой быта и прививаемой детском саду традиционной культурой;
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: создание условий для повышения педагогической компетентности в воспитании творческой личности ребенка средствами музыкального фольклора. Это и послужило выбору темы моего исследования.
Новизна педагогического опыта:
Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.
Инновационная направленность: формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Освоение фольклорного материала формирует представление ребёнка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе.
Свою работу строю по следующим педагогическим принципам:
принцип культуросообразности — воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущим традициям.
принцип природосообразности — учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности.
принцип доступности и нарастающей трудности — переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого дошкольника.
принцип интеграции — определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей; решает задачи приобщения детей к различным сторонам народного наследия.
принцип положительной оценки деятельности детей способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдачи, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
личностно-ориентированный — признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на его положительные качества; создание ситуации успеха, защищенности и эмоциональной комфортности; создание условий для развития индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей воспитанников
Основной принцип – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игр, ребенок эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию.
В работе над развитием эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе приобщения к музыкальному фольклору использую сбалансированную систему методов:
Словесные — включают в себя инструкцию, рассказ, беседу о музыкальных жанрах произведений русского фольклора, сообщение, описание события.
Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ и объяснение педагога. К наглядным методам можно отнести использование проекционного оборудования – создание и показ дидактико-развивающих фото- и видео- презентаций, которые имеются почти к каждому народному празднику.
Практические — представляют собой разные способы организации детской деятельности (решение практических и познавательных задач, организация дидактических игр, экспериментирование).
Игровой метод – это основной метод обучения, воспитания и развития ребенка. Включение игрового момента, игровой ситуации, сюжетно-ролевой игры или игры с предметами (с музыкальными инструментами, с песнями), а также игры-драматизации в процесс обучения фольклорному исполнительству реализует содержание игрового метода.
Имитационный метод — когда дети в процессе музыкальной деятельности имитируют (копируют) манеру, жесты, мимику, танцевальные движения, способы звукоизвлечения, показанные педагогом. Способ передачи практических навыков от педагога к детям происходит с помощью подражания, как бы «из уст в уста».
Репродуктивный метод — когда дети исполняют произведения народного музыкального творчества в том варианте, в котором эти произведения были предложены педагогом им для разучивания и исполнения. Данный метод наибольшую эффективность имеет на начальных этапах обучения, а в дальнейшем применяется в качестве корректирующего момента.
Метод синкретизма фольклорного творчества — синтез песни, игры, танца, театра, поэзии в традиционной народной культурной среде. В процессе исполнения фольклорных произведений активизируются все каналы восприятия исполнителя: кинестетический – через тактильные ощущения, аудиальный – посредством интонационного воспроизведения в пении и речи этно-слуховых впечатлений, визуальный – в процессе исполнительского общения.
Метод образно-эмоциональных установок — заключается в моделировании яркого образа посредством точной эмоциональной интонации, выраженной слово действием (удивить, позвать, побранить, схитрить, пожурить и т.п.).
Приемы, используемые в работе:
— слушание вокального и инструментального фольклора в исполнении педагога, в аудиозаписи;
— «живое» исполнение произведений русской народной музыки детьми;
— прохлопывание ритмических рисунков мелодий;
— использование музыкально – дидактических игр,
— интонационно – ритмических и слуховых упражнений на развитие музыкальных способностей детей, исполнительских навыков и музыкальной памяти;
— пение «а капелла» детьми после настройки в определённой тональности;
— пение с инсценированнием.
Инновационная направленность заключается в творческом подходе к использованию фольклора в работе с детьми. На протяжении многих лет изучаю и реализую наработки замечательных педагогов — народников Лидии Куприяновой и Дмитрия Рытова по музыкально-игровому фольклору и адаптирую эти методики в работе кружка дополнительного образования «Гармошечка-говорушечка» для детей старшего дошкольного возраста. Работа в этом направлении призвана помочь ребенку открыть в себе свою индивидуальность и реализовать себя в творчестве
Работа, проводимая мною по развитию творческих способностей, развивает и детей, родителей и педагогов. И пусть не все наши воспитанники смогут посвятить себя в дальнейшем музыке, но всё то, что в них было заложено в нашем детском саду, чему они здесь научились, поможет им стать мыслящими, неординарными творческими людьми.
Освоение слушателями приемов в разучивании народных игр, хороводов в детском саду посредством фольклора: через общение и движение. Использование освоенного материала в практической деятельности.
В работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев. Данная система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению.
Считаю, что художественно-эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента как народная культура, которую следует рассматривать как специфическое средство для формирования музыкально-творческих способностей личности.
Источник