Физиология ребенка 3 года
Три года — это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства.
Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост 96+4,3 см, вес 12,5+1 кг, окружность грудной клетки 51,7+_1,9 см, окружность головы 48 см, количество молочных зубов 20. Объем черепной коробки трехлетнего ребенка составляет уже 80% от объема черепа взрослого.
Особенности опорно-двигательного аппарата. Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут деформироваться (например, если малыш часто лепит из слишком жесткого пластилина). Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) могут стать привычными, нарушается осанка. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания. В период 3—4 лет диаметр мышц увеличивается в 2—2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Но постепенно в процессе изобразительной деятельности, в строительных и дидактических играх совершенствуются движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания и повороты туловища одновременно способствуют овладению своим телом.
Дыхательные пути у детей отличаются от таковых у взрослых.
Просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи, носовые ходы) у ребенка значительно уже. Слизистая оболочка, их выстилающая, нежна и ранима. Это создает предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания.
Ребенок трех-четырех лет еще не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. Очень полезны для малышей упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиям.
Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок. Скорость кровотока у детей больше, чем у взрослых. Кровяное давление в среднем составляет 95/58 мм ртутного столба.
В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и
деятельности центральной нервной системы. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. В этих процессах значительная роль принадлежит не только непосредственному восприятию, но и речи, с помощью которой ребенок обобщает и уточняет воспринимаемое.
Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на учебном материале. Однако оно легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса. Если на занятии в момент объяснения с улицы донесся какой-то шум или в комнату вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются. Воспитатели на этот случай должны знать приемы, с помощью которых можно с минимальной затратой времени переключить внимание детей на учебное задание.Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают.
Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.
У ребенка 3—3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя.
Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений, и т.д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и словесные воздействия на детей.
Развитие личности
Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая — с формированием его деятельности.
С возрастом малыш в числе других знаний приобретает и знания о самом себе (о том, что у него есть имя, и др.). В два с половиной года ребенок узнает себя в зеркале, а несколько позже на фотографии. Период появления в речи ребенка местоимения «я», (в конце раннего возраста) знаменуется переменами в его поведении — возникает стремление действовать самому. Л.И. Божович отмечает, что с возникновением «системы Я» в психике ребенка возникают и другие новообразования. Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть хорошим.
Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных тенденций: сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям взрослых — создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь.
Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения.
Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определенную роль в игре и т.д. Преднамеренность, произвольность действий, то есть подчинение их определенному образцу, важны для развития ребенка, но на четвертом году его жизни они только формируются.
Поэтому деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности.
Отвлекаемость детей велика и на занятиях, и в игре, и в быту. Младшие дошкольники отвлекаются в течение одной игры иногда до 12—13 раз.
Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. В младшем же возрасте из игрового материала ребенок выбирает 2—3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером.
Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для ее продолжения расположить в поле зрения детей.
На устойчивость деятельности, результативность и качество работы положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры (лепка, рисование, конструирование). Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен, но он охотно трудится для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для любимой куклы.
В возрасте 3—4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Самой выраженной особенностью детей начала 4-го года жизни является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат и активно действовать в направлении его достижения.
Однако любые усилия по достижению результата должны приносить удовлетворение. И для многих целей, которые ставит перед собой маленький ребенок, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем.
Развитие психических процессов
Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей.
Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность — игровая.
В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.
Восприятие. Ведущей познавательной функцией является восприятие.
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый.
В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то.
Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года — до четырех объектов.
Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.
Мышление. В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей.
Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.
Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).
На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи,животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении.
Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.
У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3—4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности [35].
Речь. Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи.
Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения.
В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения.
Источник
Психология
Физиология
Статистика
История
Обсуждения
Психология возраста
Трехлетний период чрезвычайно важен в контексте развития ребенка. Именно в это время человек приобретает навыки прямой ходьбы, а также учится правильно вести себя с различными предметами. Посредством контакта с окружающим миром малыш учится запоминать названия предметов, пополняя свой словарный запас. Помимо этого, он приобретает навыки общения с взрослыми, копируя их поведение. Воспроизводя действия взрослых людей, ребенок начинает овладевать творчеством: он рисует, собирает различные фигурки из конструктора и т.п. Это помогает в процессе развития мышления.
В трехлетнем возрасте малыш не только понимает смысл своих действий, но и учится сравнивать их с поведением взрослых людей. Такой процесс лежит в основе формирования у ребенка своего собственного мышления. Стремясь делать многое вопреки желаниям взрослого человека, малыш не боится проявлять своеволие и упрямство. При этом в три года для детей важно не только наличие результата их деятельности, но и признание этого результата взрослыми: родителями и близкими.
Психологи называют это время в развитии малыша кризисом трех лет. Так как рациональное начало у них еще не отделено от эмоционального, восприятием детей часто начинают руководить те ситуации, в которые они попадают, и те предметы, которые находятся рядом. Отрицательной особенностью ребенка в этом возрасте является то, что личные желания могут приобретать у него преувеличенную форму. Что касается восприятия ребенком в возрасте 3 лет себя и своих действий, то в трехлетнем возрасте он уже может осознавать, что является действующим лицом во многих ситуациях. Он сравнивает, насколько его поведение отличается от поведения взрослых людей. Таким образом, малыш учится отделять себя от других.
Если говорить о признаках кризиса трех лет, то их несколько:
- Протест. 3 года – это возраст, когда ребенок стремится делать многие вещи наперекор воле взрослых. Он выступает категорически против прежних правил и образа жизни, который он вел первые годы. Дети в возрасте трёх лет нередко реагируют категорическим отказом на просьбы родителей. Например, когда родители предлагают малышу пойти погулять, тот может отвечать «не хочу». Такая же реакция может наблюдаться на предложение съесть определенный продукт. Если же ребенка заинтересовать этим продуктом и представить его как запрещенный, не исключено, что реакция будет диаметрально противоположной;
- Негативизм. Малыш негативно реагирует на определенные действия, исходящие от взрослых, особенно по отношению к нему. Иногда такое своеволие доходит даже до так называемого «протеста-бунта», когда конфронтация малыша с окружающими переходит в хронический конфликт. В этом случае он чаще всего отвечает отказом, начинает ругаться, плакать или просто не обращает внимания. Причем часто такая реакция наблюдается по отношению к одному из родителей;
- Своенравие. Преобладающее желание все делать самостоятельно начинает определять сферу интересов ребенка. Потребность в том, чтобы реализовывать и утверждать свое «Я», очень четко проявляется тогда, когда на попытку родителей помочь малыш категорично отвечает «Я сам». Эта формулировка сигнализирует о психологическом отделении ребенка от взрослого. Малыш часто показывает свой характер, проявляет желание все делать самостоятельно, а иногда и вовсе постоянно действует против воли родителей;
- Упрямство. Ребенок хочет найти свое место в семье, показать, что с его мнением нужно считаться, и выбирает для этого самый простой путь – настаивать на чем-либо. Но не всегда то, что требует ребенок, ему хочется. Например, он может требовать игрушку, кричать, плакать, стучать ногами, и, как только получит, забросить подальше;
- Обесценивание. Ребенок резко меняет сове отношение к окружающим, привычки и даже лексикон, обзаводясь бранными словами. Он дразнит обзывает родителей, грубит взрослым, угрожает;
- Деспотизм. Ребенок утверждает собственную власть над окружающими. Требует от родителей поступать так, как хочет он. Если в семье есть другие дети, он будет стремиться их оттолкнуть, заставить родителей обращать внимание только на него.
Если эти признаки присутствуют в поведении вашего ребенка, можно говорить о том, что у него начался кризис 3 лет. Таким образом, малыш испытывает не только терпение родителей, но и собственный характер, пытаясь такими способами прощупать границы дозволенного, узнать насколько далеко он может зайти и что могут ему простить. Это вполне нормально для детей такого возраста, поскольку свидетельствует о формировании у них волевого характера. Однако родители должны научиться правильно себя вести с сыном или дочерью в данном случае, чтобы кризис трех лет не перешел в дальнейшую необузданность и проблемы с поведением.
Кризис 3 лет ребенку проще пережить в той семье, где налажено демократичное взаимодействие взрослых и детей. Однако и в такой системе отношений ребенку просто необходимо заниматься самоутверждением, формируя свой характер. Родителям стоит лишь четко обозначить для себя, в каких ситуациях им надо педантично настаивать на запрете. При этом некоторые запреты являются настолько важными, что уступать в них малышу может быть губительно, прежде всего, для него самого. Тогда родителям следует проявить категоричность. Так как в это время у малышей формируется воля, очень важно, чтобы они понимали разницу между понятиями «хочу» и «должен». В противном случае родителям придется в дальнейшем бороться с ленью и непослушанием.
Для родителей, которые столкнулись с кризисом 3 лет у своих детей, есть утешение. Психологи утверждают, что дети, которые не переживали этот кризис, часто во взрослом возрасте становятся безынициативными и безвольными. Потому стоит рассматривать сложности в характере ребенка как временное, но важное для формирования его личности явление. Родителям, которые желают любыми путями ограничить инициативу своих детей в 3 года, стоит помнить о том, что такие действия чреваты развитием у ребенка комплексов и неуверенности в себе. Наказывая или высмеивая попытки проявления самостоятельности своего чада, вместо ощущения автономности вы формируете у него чувство собственной неполноценности или ущербности.
Когда заканчивается период раннего детства, у ребенка кардинально меняется отношение к взрослым. Он начинает их воспринимать не только как знакомых или незнакомых людей, но и в качестве носителей социальных ролей. Так, люди, которые для самого маленького ребенка обозначены просто как «мама» и «тетя», ребенком в 3 года воспринимаются иначе. Малыш может понимать то, что мама, к примеру, еще и учитель, а женщина, ранее воспринимаемая как «тетя», является тоже чьей-то мамой и представителем определенной профессии.
Физиология возраста
Темпы роста мозга снижаются, но всё же остаются высокими. Укрепились связи между полушариями, стимулируя взаимодействие творческого и рационального восприятия. Несмотря на практически полностью завершенный процесс развития мозга, тормозные функции практически отсутствуют, уступая возбуждению. Из-за этого ребенок часто подвергает себя опасности, исследуя окружающий мир, не может усидеть на месте и надолго задержать внимание на одном предмете.
Оптимальный рост трехлетнего ребенка – 92 сантиметра, а вес – 15-16 килограмм. Окружность головы составляет 47-48 сантиметров, окружность грудной клетки – 52,5 сантиметра. Руки и ноги растут быстрее тела, что приводит к изменению его пропорций. За счет этого происходит смещение центра тяжести, и ребенок начинает лучше и быстрее ходить. Быстро происходит набор мышечной массы, средний вес ребенка в 3 года составляет 15 килограмм.
Детский возраст в 3 года говорит о наличии хорошего цветового зрения. Но глаза – очень чувствительный орган, поэтому следует избегать неблагоприятных факторов: долгого просмотра телевизора или компьютера, плохого освещения. Иначе это может привести к дефектам зрения. Органы слуха полностью сформировались, но необходимо быть осторожными, так как в этом возрасте очень распространен отит, который приводит к снижению слуха.
Начинает происходить укрепление хрящевой ткани, которая преобладает в скелете ребенка 3х лет. Благодаря тому, что он не может усидеть долго на одном месте, не происходит деформации костей, которая может выражаться в неправильной осанке, сутулости, искривлениях рук и ног. Ребенок уже старается рисовать, но дается ему это нелегко. Так как в этом возрасте развиваются мышцы плеча и предплечья, ребенок плохо держит ручку или карандаш еще несформировавшимися мышцами рук. Поэтому такие занятия не длятся долго – малыш устает, что совершенно нормально для этого возраста.
У ребенка стабилизируется работа сердечно-сосудистой системы. Но артериальное давление его гораздо ниже, чем у взрослого, так как сосуды еще не очень упругие и гибкие, а сосудистое русло очень широкое. Происходит интенсивное развитие иммунологического аппарата. Несмотря на быстрое развитие, ребенок может часто болеть, наиболее часто наблюдается аллергическая реакция.
Обмен веществ очень быстрый, так как организму нужно развиваться, да и энергии за день ребенок тратит не мало. Поэтому необходимо следить за рационом и готовить сбалансированные блюда. Происходит наиболее интенсивное развитие поджелудочной железы.
Также быстро развивается речевой аппарат и словарный запас. Наряду с огромным любопытством это приводит к постоянным разговорам, причем малыш может зачастую разговаривать сам с собой, особенно в процессе игры. Ребенок уже умеет отделять себя от окружающих, поэтому в его речи часто проскальзывает «Я» или собственное имя.
Статистика возраста
Численность населения РФ в этом возрастном периоде (1-4 лет) составляет 7223 тысяч человек. Из них мальчиков – 3708 тыс. человек, девочек– 3515 тыс. человек.
Вам 3 года. Всё о возрасте 3 года. Психология, физиология в 3 года.?
Поделитесь мыслями с нашим проектом.
Источник