Физиологическое развитие ребенка от 1 го

Ãëàâà 19. ÐÀÍÍÈÉ ÂÎÇÐÀÑÒ (ÎÒ 1 ÃÎÄÀ ÄÎ 3 ËÅÒ)

Ñêîðîñòü ðîñòà. Íà÷èíàÿ ñî 2-ãî ãîäà æèçíè ñêîðîñòü ðîñòà ðåáåíêà áûñòðî ñíèæàåòñÿ. Íà ñìåíó èíòåíñèâíûì ðîñòîâûì ïðîöåññàì ïðèõîäÿò ïðîöåññû êëåòî÷íûõ äèôôåðåíöèðîâîê, ÷òî îáåñïå÷èâàåò ñóùåñòâåííî êà÷åñòâåííîå èçìåíåíèå ñâîéñòâ äåòñêîãî îðãàíèçìà, ïîñòåïåííî ïðèáëèæàÿ åãî ê çðåëîìó ñîñòîÿíèþ. Ïðîïîðöèè òåëà ïðîäîëæàþò èçìåíÿòüñÿ, óìåíüøàåòñÿ îòíîñèòåëüíûé ðàçìåð ãîëîâû.

Çóáû. Ïðîäîëæàåòñÿ ðîñò ÷åëþñòåé è ïðîðåçûâàíèå ìîëî÷íûõ çóáîâ. Íà 2-ì ãîäó æèçíè â íîðìå çóáû ïîÿâëÿþòñÿ â òàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: ïðåäêîðåííûå (14–15 ìåñ), êëûêè (18–19 ìåñ) è êîðåííûå (20–24 ìåñ). Ê êîíöó ýòîãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ ó ðåáåíêà äîëæíû ïðîðåçàòüñÿ âñå 20 ìîëî÷íûõ çóáîâ, ÷òî ðåøàþùèì îáðàçîì âëèÿåò íà ïèùåâîå ïîâåäåíèå, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò ðåáåíêó ê êîíöó ýòîãî âîçðàñòíîãî ýòàïà ïåðåéòè ïðàêòè÷åñêè íà âçðîñëûé ðàöèîí ïèòàíèÿ.

Ñêåëåòíî-ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà. Ðîñò êîñòåé ïðîäîëæàåòñÿ, õîòÿ äàëåêî íå òàê èíòåíñèâíî, êàê â 1-é ãîä æèçíè. Êîñòè ÷åðåïà ê 3-ëåòíåìó âîçðàñòó ïðàêòè÷åñêè ïîëíîñòüþ ñðàñòàþòñÿ, è ïîñëå ýòîãî ãîëîâà î÷åíü ìàëî óâåëè÷èâàåòñÿ â ðàçìåðå, ïðè÷åì ãëàâíûì îáðàçîì çà ñ÷åò óòîëùåíèÿ êîñòíîé òêàíè. Ñêîðîñòü ðîñòà ïîçâîíî÷íèêà òàêæå ñíèæàåòñÿ, îäíàêî â íåì ïðîèñõîäÿò âàæíûå êà÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ôîðìèðîâàíèåì èçãèáîâ.

Î÷åíü âàæíî â ýòîì âîçðàñòå îáðàùàòü âíèìàíèå íà ðàçâèòèå ñâîäà ñòîïû è ïðîôèëàêòèêó ïëîñêîñòîïèÿ. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà êà÷åñòâîì è óäîáñòâîì îáóâè, à òàêæå ïîîùðÿòü ðåáåíêà ê õîäüáå áîñèêîì ïî ãðóíòó è òðàâå â ëåòíåå âðåìÿ. Ýòà ïðîöåäóðà áóäåò îäíîâðåìåííî ñëóæèòü è ìÿãêèì ñðåäñòâîì çàêàëèâàíèÿ.

Åñëè òîíè÷åñêàÿ ìóñêóëàòóðà, êîòîðàÿ îáåñïå÷èâàåò óäåðæàíèå ïîçû, óæå äîñòàòî÷íî ñôîðìèðîâàíà è äàëüíåéøåå åå ðàçâèòèå èäåò â ñòîðîíó êîëè÷åñòâåííîãî íàðàñòàíèÿ è ïîâûøåíèÿ ôóíêöèîíàëüíîé óñòîé÷èâîñòè, òî ôàçè÷åñêèå ìûøöû, îò êîòîðûõ çàâèñÿò ñèëà è áûñòðîòà, ïðîõîäÿò â ýòîì âîçðàñòå ëèøü î÷åðåäíîé, äàëåêî íå ïîñëåäíèé ýòàï ñâîåãî ðàçâèòèÿ. Ñ ýòèì ñâÿçàíû ìíîãèå îñîáåííîñòè äâèæåíèé äåòåé ýòîãî âîçðàñòà, â ÷àñòíîñòè èõ áîëüøàÿ ìåäëèòåëüíîñòü, ïëàâíîñòü äâèæåíèé, îòñóòñòâèå â äâèãàòåëüíûõ ðåàêöèÿõ ðåçêèõ ðûâêîâ. Íåäîñòàòî÷íàÿ ñèëà ìûøö íîã ïðåïÿòñòâóåò ðåàëèçàöèè ôàçû ïîëåòà âî âðåìÿ áåãà.  òî æå âðåìÿ èìåííî â ýòîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò èíòåíñèâíîå ðàçâèòèå ìûøö ðóê, îñîáåííî óïðàâëÿþùèõ òîíêèìè äâèæåíèÿìè ïàëüöåâ. Åñëè ãîäîâàëûé ðåáåíîê èñïîëüçóåò êèñòè ðóê åùå ãëàâíûì îáðàçîì äëÿ õâàòàíèÿ è óäåðæàíèÿ ïðåäìåòîâ è ïðîñòåéøåé ìàíèïóëÿöèè ñ íèìè, òî ê âîçðàñòó 3 ëåò ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê íåêîòîðûì òîíêèì äâèæåíèÿì (íà÷àëî ðèñîâàíèÿ). Òàêæå ïðèìå÷àòåëüíî îáðàùåíèå ðåáåíêà ñî ñïîðòèâíûìè ñíàðÿäàìè, íàïðèìåð ñ ìÿ÷îì. Äëÿ ãîäîâàëîãî ðåáåíêà ìÿ÷ íå ïðåäñòàâëÿåò ñïåöèàëüíîãî èíòåðåñà. Ðåáåíîê â âîçðàñòå 3 ëåò ñ óäîâîëüñòâèåì áóäåò îòòàëêèâàòü ìÿ÷ ðóêàìè èëè íîãàìè — òàêîå äâèæåíèå ñîîòâåòñòâóåò óðîâíþ çðåëîñòè íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà, íî âîò ëîâèòü ìÿ÷ ðåáåíîê â ýòîì âîçðàñòå åùå ïðàêòè÷åñêè íå ñïîñîáåí: ñëàáàÿ êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé ðóê åùå íå ïîçâîëÿåò îñóùåñòâëÿòü äàæå òàêèå íåñëîæíûå ñ òî÷êè çðåíèÿ âçðîñëîãî äåéñòâèÿ. Ñòåïåíü ðàçâèòèÿ ñêåëåòíûõ ìûøö è óðîâåíü ñêîîðäèíèðîâàííîñòè äâèæåíèé âî ìíîãîì îïðåäåëÿþò îáëèê ðåáåíêà â ýòîì âîçðàñòå.

Ìûøå÷íàÿ àêòèâíîñòü. Ìûøöû ãîäîâàëîãî ðåáåíêà îáåñïå÷èâàþò åìó âîçìîæíîñòü ïðÿìîõîæäåíèÿ â íåâûñîêîì òåìïå, à ê 3-ëåòíåìó âîçðàñòó ðåáåíîê ìîæåò óæå ïåðåäâèãàòüñÿ äîñòàòî÷íî áûñòðî (õîòÿ íàñòîÿùèé áåã ïîÿâèòñÿ òîëüêî íà ñëåäóþùåì ýòàïå — â ýòîì âîçðàñòå ðåáåíîê íå îòðûâàåò íîã îò çåìëè, à èñòèííûé áåã îáÿçàòåëüíî âêëþ÷àåò áåçîïîðíóþ ôàçó). Íè íàñòîÿùåé ñèëû, íè áûñòðîòû, íè âûíîñëèâîñòè ðåáåíîê åùå ïðîÿâèòü íå ìîæåò: äëÿ ýòîãî íå ãîòîâû íè ñàìè ìûøöû, íè óïðàâëÿþùèå èìè íåðâíûå öåíòðû. Ñîäåðæàíèå îêèñëèòåëüíûõ ôåðìåíòîâ â ìûøå÷íûõ êëåòêàõ åùå î÷åíü íåâåëèêî, è îáùèå çàòðàòû ýíåðãèè íà ìûøå÷íóþ àêòèâíîñòü îñòàþòñÿ íèçêèìè. Ïðè ýòîì ìûøöû-ñãèáàòåëè ðàçâèòû ãîðàçäî ëó÷øå, ÷åì ìûøöû-ðàçãèáàòåëè. Îñîáåííî õîðîøî ðàçâèòû â ýòîì âîçðàñòå ìûøöû, îáåñïå÷èâàþùèå ñãèáàíèå â ëîêòåâîì ñóñòàâå è ñãèáàòåëè êèñòè: ðåáåíîê 3 ëåò ìîæåò óäåðæèâàòüñÿ íåêîòîðîå âðåìÿ íà âåñó, óõâàòèâøèñü ðóêàìè çà ïåðåêëàäèíó. Îäíàêî ïîäòÿíóòüñÿ òàêîé ðåáåíîê åùå íå ìîæåò, íåîáõîäèìûõ äëÿ ýòîãî àíàýðîáíî-ãëèêîëèòè÷åñêèõ âîëîêîí â ñòðóêòóðå åãî ìûøö åùå íåò.

Источник

https://pixabay.com/ru/photos/новорожденный-ребенок-ньюборн-сон-1328454/

Всем родителям важно знать особенности развития ребенка в отдельные возрастные периоды. Некоторые матери огорчаются, если их ребенок не приобрел еще того или иного умения, так как не знают, что оно не обязательно для данного возраста. Другие, наоборот, поражаются тому или иному умению ребенка, не подозревая, что оно как раз характерно для этого возраста.

Особый интерес представляет первый год жизни ребенка. Этот возраст характеризуется бурным развитием органов чувств, движений, речи.
Среди родителей еще распространено мнение, что до года младенца ничему учить не надо. Его, мол, нужно лишь вовремя накормить, уложить спать, успокоить чем-нибудь, если он плачет. Очень часто можно слышать фразу: «Нашего ребенка никто не воспитывал, он сам всему научился». Это глубоко неверно. Взрослые просто не отдают себе отчета в том, что, например, бесконечное ласковое «щебетание» матери с ребенком развивает у него улыбку, смех, оживленные движения, голосовые реакции. На прогулке родители называют ребенку предметы, на которые он обращает внимание, и тем самым подготавливают у него умение понимать речь взрослых. Как же развивается ребенок в течение первого года жизни и что необходимо для его нормального развития?

Первые три месяца. Если сравнить 3-месячного младенца с новорожденным, можно увидеть резкие изменения, происшедшие за этот отрезок времени. Теперь он хорошо лежит на животике, опираясь на предплечья, долго удерживает головку и следит за окружающими предметами. Если подходит взрослый и разговаривает с ним, он быстро оживляется, смеется, издает различные звуки, усиленно двигает руками и ногами. Каким же образом младенец всему этому научился?
Уже на первом месяце у него начинают развиваться органы чувств (зрение, слух, осязание и др.). Поэтому важно своевременно предоставить ребенку возможность упражнять их. Для развития зрения полезно к концу первого месяца над кроваткой подвешивать крупные, яркие игрушки (шары, попугаи, погремушки) на расстоянии 60- 70 см от глаз малыша. Сначала он задерживает свой взгляд на игрушке всего несколько секунд, а на протяжении 2-го и 3-го месяца овладевает умением смотреть на предметы более длительно, сосредоточенно. Трехмесячные дети уже большую часть периода бодрствования следят за взрослыми и предметами, которые привлекли их внимание.
Одновременно со зрением развивается и слух. С 2- 3-недельного возраста малыш начинает прислушиваться к звукам, сначала громким, а к 1 1/2-2 месяцам — и более мелодичным. Трехмесячный малыш уже может определить, с какой стороны раздается звук, и безошибочно поворачивает туда головку. В возрасте до 3 месяцев для малыша очень характерны проявления радостного, оживленного состояния. Глядя на ласково улыбающееся лицо взрослого, ребенок примерно с 3- 5 недель начинает сам улыбаться. Постепенно улыбка появляется все чаще и становится длительнее, возникают радостные звуки «г-ыы», «гу», усиливаются движения ручек и ножек. Поддержание подобного радостного и активного состояния необходимо для нормального развития младенца. Развивается его голосовой аппарат, усиливаются кровообращение и дыхание, укрепляется мускулатура.
Для общего развития ребенка очень полезно умение лежать на животе. В семье же часто опасаются класть ребенка на живот, боясь, что эта поза для него трудна и неудобна, что она может вызвать срыгивание. Лежа на животе, дети к началу 2-го месяца пытаются приподнимать головку. Уже к 3 месяцам они подолгу лежат на животе, рассматривая все вокруг.
Полезно развивать также умение держать головку в вертикальном положении, для чего на 2-м месяце можно брать ребенка на руки, поддерживая под грудку и таз. Для укрепления ножек рекомендуется с 2 — 2,5 месяцев брать ребенка под мышки, опускать и поднимать его, давая возможность кратковременно касаться ногами опоры. К 3 месяцам ребенок, поддерживаемый под мышки, уже умеет крепко упираться ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

Читайте также:  Тест уровень развития ребенка

От 3-х до 6-ти месяцев. За 3 месяца у ребенка значительно развились органы чувств, особенно зрение и слух. Он теперь длительное время следит за всем, что происходит вокруг, прислушивается к каждому звуку, различает людей, их голоса, бурно оживляется, увидев мать или услышав ее голос. В 5 месяцев ребенок певуче гулит, с 6 месяцев произносит первые лепетные слоги «ма», «ба» и др. Но дитя хорошо лепечет только в том случае, если взрослые постоянно поддерживают и вызывают у него лепетные слоги.
С 2,5 — 3 месяцев ребенок пробует ощупывать и захватывать различные предметы. Для выработки этого умения над его грудью подвешиваются в кроватке различные кольца с мелкими шариками, так, чтобы он мог захватить их. К 4- 5 месяцам малыш овладевает умением схватывать и удерживать игрушку, поэтому теперь игрушка дается ему прямо в руку. Удобны в этих случаях погремушки с ручкой. Шестимесячный ребенок свободно захватывает игрушку из различных положений, пытается подтянуться к ней, совершенствуя тем самым свои движения. К 5 месяцам ребенок сам может переворачиваться со спины на живот. В 6 месяцев он перевертывается с живота на спину.

От 6-ти до 9-ти месяцев. В этот период появляется много нового и интересного. С 6-7 месяцев у малыша впервые начинает развиваться понимание речи взрослых. Выражается оно в том, что на вопрос взрослого: «Где петушок?», «Где киска?» и т. д. ребенок указывает на предмет глазами или рукой. Для развития понимания речи хорошо использовать крупные и яркие сюжетные игрушки (куклу, зайку, мишку). Вначале предмет стоит на каком-то определенном месте, чтобы ребенок запомнил это место. Когда он уже связал слово, например «зайка», с сидящим на приемнике зайкой, игрушку можно перемещать в любое место. Постепенно ребенок все больше знакомится с различными предметами, действиями.
К 9-10 месяцам его можно научить по просьбе взрослого находить отдельные предметы, игрушки, выполнять некоторые действия: «делать ладушки», «до свидания», садиться, вставать. Развитие понимания речи раскрывает перед ним новые большие возможности для ознакомления с окружающей средой.  В 7- 8 месяцев малыш подражает слогам, которые сам хорошо произносит, а к 9- 10 — повторяет слоги, раньше ему неизвестные.
Своевременное развитие лепета и умения подражать звукам взрослого — хорошие предпосылки для дальнейшего развития речи. Меняется и характер игры ребенка. Если до 8 месяцев он со всеми игрушками играл одинаково (стучал, размахивал), то уже к 8 месяцам, благодаря развитию понимания речи, он может с разными предметами играть по-разному: шарики и мячи катать, открывать и закрывать матрешку и различные коробочки. К 7 месяцам малыш начинает ползать. Теперь он может перемещаться и знакомиться с новыми предметами, достать желаемую игрушку. Предоставьте ребенку полный простор. Его можно тепло одеть и пустить на чистый пол или разостланное на полу одеяло.
С 8 месяцев ребенок самостоятельно садится. Родители часто торопятся с развитием у ребенка этого навыка. Раннее присаживание ребенка может очень вредно сказаться на его здоровье: не умея сидеть, ребенок подается вперед, сдавливая грудную клетку. В некоторых случаях может произойти даже искривление позвоночника. К тому же, рано научившись сидеть, ребенок очень мало движется. Восьмимесячный малыш встает в кроватке, держась за перила, а затем и переступает вдоль них. К 9- 10 месяцам он ходит, держась за руки взрослого.

От 9-ти месяцев до года. На последнем этапе первого года жизни у ребенка продолжают расширяться и усложняться все его умения. Девятимесячный малыш произносит первые осмысленные слова. Глядя, например, на отца, говорит: «Папа». Или говорит: «Дай». К году ребенка можно научить осмысленно произносить 6- 10 слов. В периоде от 9 месяцев до года можно значительно усложнить самостоятельную игру ребенка. Он пытается выполнить сложные действия с предметами: закрывать, открывать и вкладывать матрешки, надевать кольца на палочку пирамидки, накладывать кубики друг на друга. Научите его качать куклу, поить ее. К году малыш может самостоятельно ходить.
Таковы основные показатели развития ребенка на первом году жизни. Но хорошие результаты могут быть получены лишь в том случае, если вся жизнь ребенка протекает нормально. Поэтому воспитание ребенка раннего возраста требует правильной организации всей его жизни: создание соответствующего режима, правильное удовлетворение всех жизненных потребностей (еда, сон и т. д.), продуманная организация периодов бодрствования.
В течение первого года ребенок очень быстро растет и развивается, резко повышается работоспособность его нервной системы. Поэтому и режимы, которые составляются на основе особенностей развития ребенка, часто меняются. За год сменяется 3- 4 режима.
В этой статье я затронула лишь основные моменты, без которых невозможно правильно воспитать ребенка. Воспитание ребенка — это искусство, требующее от родителей труда, терпения и времени. Но труд этот вполне окупается той радостью, которую доставляет взрослым хорошо развитый, здоровый ребенок.

Источник

На чтение 14 мин. Просмотров 252 Опубликовано 07.03.2019 Обновлено 19.05.2020

«Если хочешь быть сильным — бегай,

 хочешь быть красивым — бегай,

хочешь быть умным — бегай»

Хочешь быть умным — бегай! (так говорили древние греки)

Выдающийся педагог-новатор, автор удивительной методики умственного и физического развития детей с самого раннего возраста, Борис Никитин, развил мысль древних греков, добавив в пословицу свои мысли: «Хочешь быть сильным — бегай всю жизнь, хочешь быть красивым — бегай всю юность, хочешь быть умным — бегай с рождения!»

Особенности физического развития детей с рождения до года


В первый год жизни реб
енок очень быстро развивается физически

Физическое развитие детей раннего возраста. Развитие ребенка происходит гармонично и последовательно.

Новорожденный ребенок

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: сосательный, хватательный, ползания и другие (о врожденных рефлексах Вы можете посмотреть  ЗДЕСЬ). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

В один месяц

В первый месяц, малыш, лежа на животе, уже пытается приподнимать голову и удерживать несколько секунд.

В два месяца

Во второй месяц ребенок может повернуть голову на ваш голос и даже может улыбнуться в ответ на вашу улыбку. Может удерживать предмет, вложенный в ручку минуту – две.

В три месяца

В третий месяц происходит так называемый «комплекс оживления». Ребенок пытается отрывать плечи от поверхности, начинает сначала упираться на предплечья, затем на ладони. Вместе с этим начинает поворачивать голову, затем плечи, это подготовка к перевороту. Ребенок начинает гулить и пытаться отвечать вам.

В четыре месяца

Физическое развитие детей раннего возраста. В четыре месяца ребенок может уже самостоятельно перевернуться со спины на живот, долго удерживать погремушку в руках (появляются любимые и нелюбимые игрушки). В это время ребенок начинает все предметы тянуть в рот и исследовать их таким образом.

В это же время начинает работу нижняя часть тела, первые попытки ползания. Руки и ноги крепнут, ребенок пытается ползать по-пластунски.

В пять месяцев

На пятый месяц ребенок делает попытки садиться. Но пока сидеть без поддержки взрослого не может, спина еще слабая. Активно имитирует звуки взрослых, гулит.

Попытка сесть в пять месяцев

Читайте также:  Центр развития ребенка умка в королеве

В шесть месяцев

В шесть месяцев ребенок самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д.

Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается. Активно тянет ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет.

В шесть месяцев вводят первый прикорм (овощное пюре и кашу). Прорезаваются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

В семь месяцев

Во время седьмого месяца жизни ребенок свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В восемь месяцев

В восемь месяцев, малыш  поднимается на колени у опоры, затем на ножки и начинает ходить вдоль опоры приставными шагами. Спина окрепла. Сейчас самое время познакомить ребенка с горшком.

В девять месяцев 

Ребенок начинает разворачиваться от опоры, держась одной рукой, отходит вперед самостоятельно, ходит, держась за пальцы взрослого, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами

В десять месяцев 

Малыш может самостоятельно подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В девять месяцев малыш уже понимает свои нужды и может проявлять самостоятельность: брать горшок когда нужно, ну и шалить конечно!

В одиннадцать месяцев 

Физическое развитие детей раннего возраста. Ребенок уже знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

В один год

К одному году ребенок самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца. К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

Так, логично и постепенно появляются новые навыки у малыша. От родителей требуется разумно организовать развивающее пространство для ребенка и не удерживать, а давать свободу движениям. Сама природа вложила в детей огромный потенциал развития, важно лишь быть рядом и поддерживать попытки развиваться.

За первый год активно формируютсянейронные связи в основном в областях мозга, которые управляют физической стороной развития ребенка. Из всех этапов развития, ползание и ходьба – самые эффективные в работе одновременно обоих полушарий.

Особенности физического развития детей с года до трех лет

В один год

Основная задача физического развития в этот период – совершенствование двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, лазание). Важным моментом, также, является выработка правильной осанки.  Для совершенствования всех навыков важна безопасность окружающего пространства, которое должны обеспечить родители. Существуют основные упражнения, направленные на отработку двигательных навыков:

  1. Для освоения ходьбы, научите ребенка ходить по узкому пространству, так лучше развивается координация.
  2. Почаще прогуливаться с элементами препятствий: кочки, подъемы, ямки. Не откажите ребенку пройти по бревну, залезть на небольшой подъем.
  3. Используйте игрушки с колёсами, где ребенку приходится толкать их или тянуть за собой.
  4. Больше ходите по ступенькам. Ходьба по ступенькам прекрасно укрепляет ноги.
  5. По мере возможности использовать плавание, оно тренирует и развивает все мышцы.
  6. Научите ребенка играть с мячом. Катать в определенном направлении, бросать, ловить.
  7. Используйте для развития малыша музыкально-ритмические упражнения. («Ладушки», «Каравай», «Мельница» и другие)

В два года

Физическое развитие детей раннего возраста. К двум годам ребенок уже достаточно хорошо осваивает ходьбу, его теперь увлекает бег. Он может быстро бежать, если необходимо, резко остановиться и что-либо поднять с пола.

В это время, стоит уделить внимание и мелкой моторике,  которая отлично тренирует мозг. Для этого существует различные игры:

  • песочница
  • рисование пластилином
  • мозаика
  • простые пазлы
  • пальчиковое рисование
  • аппликация

В два года ребенок учится прыгать. Поддерживайте интерес ребенка, прыгайте и играйте вместе с ним. Так укрепятся не только мышцы но и ваши тесные эмоциональные связи с ребенком.

В три года

В три года физическое развитие сбавляет темпы и уступает развитию умственному. Движения в этом возрасте уже более отточены и целенаправленны. Дети могут синхронно работать и руками и ногами.

В это время ребенок самостоятельно может подняться по лестнице, подняться вверх по гимнастической стенке, пролезть под препятствием, прыгать на двух ногах.

Физическое воспитание детей по методике семьи Никитиных

Физическое развитие ребенка в первые годы жизни играет главенствующую роль. Так считали Лена и Борис Никитины, советские педагоги-новаторы, воспитавшие семерых детей в соответствии со своей методикой развития. По их мнению, физическое развитие предопределяет дальнейшую жизнь ребенка. Оно, в первую очередь, отвечает за здоровье и интеллектуальное развитие малыша. Хорошо развитый ум следствие гармоничного физического развития в детские годы. Семья Никитиных сформировала основные принципы физического развития детей, которым стоит придерживаться родителям.

Всей семьей прыгать веселее!

Основные принципы развития ребенка по Никитиным:

Уважение к ребенку

Развивая ребенка физически, самое главное, проявлять уважение к воле, желаниям и настроению ребенка. С первых дней жизни важно научиться понимать настроение ребенка, распознавать, что ему по душе, а что расстраивает.

В занятиях по физическому развитию, особенно необходимо учитывать настроение ребёнка, следить за его эмоциональным откликом. Если малыш зовет Вас с ним попрыгать — откликнитесь, вместе это делать гораздо интереснее. Но если он не хочет, то лучше не настаивать. Вы тоже без настроения не станете скакать и смеяться. Так?

В этом плане, методика развития по Никитиным существенно отличается от принципов динамической гимнастики, где желание ребенка не в приоритете. Минус динамической гимнастики в том, что в подсознании малыша закладывается понимание, что тобой могут манипулировать, вырабатывается привычка подчиняться.

Личный пример

Все, что применяете по отношению к ребенку, вначале испробуйте на себе. Продемонстрируйте ребенку, как это здорово и весело! Заразите личным примером!

Так, если решили начать обливать малыша холодной водой – облейтесь сначала сами на глазах у малыша! Поделитесь своими ощущениями, расскажите ему, что чувствуете. А потом и уговаривать не придется. Он сам попросит вас попробовать то-же самое! Личный пример – лучший мотиватор!

Настроение и желание родителей

Физическое развитие детей раннего возраста. Связь мамы, папы и ребенка в первые годы жизни колоссальная. Ребенок улавливает малейшее изменение в настроении родителей (особенно мамы). Поэтому, все манипуляции с малышом должны проводиться на позитиве.

Если вы считаете, что закаливающие процедуры — это не для вас и не для вашего ребенка, значит вы не готовы к таким действиям. Займитесь другими развивающими формами: плавайте, бегайте, играйте в футбол! Все что вы делаете должно приносить радость в первую очередь вам, а ребенок быстро перенимает это на себя. Без желания и хорошего настроения физическими нагрузками лучше не заниматься!

Чтобы развивать детей физически в раннем возрасте официальная медицина предлагает массаж, гимнастику и плавание. Но для полноценного развития этого мало.

Физическое развитие начинается с самого рождения. Главная задача  родителей, обеспечить как можно больше движения ребенку с самых первых дней жизни.

Читайте также:  Центр развития ребенка в красногвардейском районе

В раннем возрасте, ведущей является скелетно-мышечная система, развивая ребенка физически – развиваем его всего, прежде всего интеллект. Предполагается огромная работа со стороны родителей, чтобы ребенок двигался как можно больше.

Как развивать ребенка с рождения чтобы он стал умным и успешным

  1. С первых дней жизни не ограничивайте ребенка в движении.
    Не надо тугого пеленания в дневное время, чаще оставляйте ребенка голеньким, чтобы он привыкал управлять своим телом.
  2. Во время кормления ребенок должен быть голеньким. Во-первых, это движение, во-вторых, при активном движении молоко усваивается лучше.
  3. Температура в помещении 18-20 градусов. Это обеспечивает комфортное состояние для малыша. Холод очень важен для восстановления физиологических сил ребенка. Не надо бояться холода, стремление к комфорту – стремление затормозить развитие малыша.
  4. Легкая одежда.Основное время ребенок должен быть раздетым. Благодаря этому, он хорошо двигается, хорошо сосет грудь. Когда укладываем спать, тогда можно укрыть и согреть, особенно пяточки малыша.
  5. Не бойтесь своего ребенка, он крепче чем это кажется. С малышом обращаться необходимо энергично, как с крепким, здоровым человеком. Не надо бояться лишний раз притронуться. Энергичное обращение необходимо в течении всего дня, при каждой манипуляции с ребенком (переодевание, мытье, вынимание из кроватки). При этом важно участие самого малыша, все делается с его согласия. Он должен отвечать и физически, и эмоционально.

Активное движение активизирует умственные процессы, формируется связь между мозговым и двигательным центрами.

Даже без специально выделенного времени можно отлично тренироваться!

Способы развития ребенка с рождения до года

Первый тренажер – пальцы родителей

Пальцы родителей чутко чувствуют усталость или напряжение ребенка. Это первые попытки взаимопонимания с ребенком. Вынимайте малыша из кроватки, чтобы он хватался за ваши пальцы. До 20 раз в день можно, таким образом, тренировать ребенка.

Турничок в кроватке

Физическое развитие детей раннего возраста. С 3-х месячного возраста устанавливаем в кроватке ребенка перекладину, за которую он, при каждой возможности, хватается, подтягивается, приподнимается. Это тренажер для всех мышц.

Ползание

Важный период в жизни  малыша. Это не только физическое развитие, но и знакомство с опасностью, активизация исследовательской деятельности. В это время он все пробует на зуб, происходит знакомство с бактериями. Ребенок учится осторожности.

Манеж и ходунки под запретом

По мнению семьи Никитиных, в этот период вспомогательные средства категорически не нужны. Они замедляют все процессы развития, не учат самостоятельности. Ребенок должен сам изучить свойства предметов (что-то может упасть, подвинуться и так далее)

Важно! Что малыш может делать сам, то и позволяйте ему делать. Ни подсаживать на высокий турник, ни подвешивать на высоту, на которую он не может забраться самостоятельно не стоит! Когда он сможет туда забраться сам, тогда и наступит время там оказаться.

Обеспечьте безопасное пространство для передвижения ребенка

В этот период важно дать ребенку  полную свободу передвижения. При этом задача родителей обеспечить безопасность: все вещи, несущие в себе опасность, убрать в зону недосягаемости для малыша. Также, доступно объясняется и показывается опасность предметов, к которым малыш проявляет наибольший интерес. Например, ребенок пытается взобраться на стул, который может упасть. Не останавливайте попытки малыша, напротив, наклоните слегка стул, чтобы малыш понял опасность.

Закаливание холодом

Организуйте для закаливания ребенка возможность перепада температур: холод, тепло.

Кратковременный холод — это для организма и ребенка и взрослого очень полезно. Кратковременное охлаждение (не когда сильно замерз, а быстрое охлаждение и потом обогрев) позволяет активно работать терморегуляции организма.

Каким образом можно закаливать организм ребенка холодом? Выбежать с ребенком на снег босиком и вернуться домой. Облить прохладной водой после купания. Выбежать из бани, нырнуть в сугроб и обратно вернуться в баню. Умывать личико ребенка холодной водой, мыть ручки.

Совсем маленькому ребенку можно, в течение дня, до четырех раз прислонять к ножкам стакан с холодной водой, на несколько секунд. Это активизирует все процессы в организме. При этом, опять же, обязательно смотреть на реакцию ребенка. Все, от чего ребенку хорошо и радостно, идет на пользу.

Когда малыш начинает самостоятельно ходить, разрешите ему как можно больше времени проводить босиком.

Закаливание кратковременным холодом

Научите ребенка падать

Учимся ходить – учимся падать! В этот период важно позволить ребенку овладеть умением падать и чувствовать свое тело. Благодаря этому умению, ребенок впоследствии чувствует каждый миллиметр своего тела, прекрасно ощущает пространство. Родителям не надо бояться падений, ребенок физиологически защищен от серьезных травм. В этом возрасте сотрясение мозга практически не возможно, за счет того, что он мозг физиологически защищен большим количеством внутричерепной жидкости.

Важно! Когда ребёнка учится ходить, держать его за пальцы. В этом случае работают не только руки, но и спина. Все развивается гармонично.

Тренируйте ребенка с помощью лестницы

Познакомьте ребенка с лестницей. Тренируйте умение самостоятельно подниматься на высоту и спускаться. Задача родителей – научить ребенка спуститься самому, покажите, как поставить ногу на нижнюю ступеньку. Лучше обучать таким приемам, пока ребенок не забирается самостоятельно выше двух ступенек.

Способы физического развития ребенка после года

После первого года жизни ребенка лучшим решением будет установить в доме как можно больше спортивных снарядов. Дети обязательно захотят ими воспользоваться, для этого не надо прилагать никаких усилий. Никогда ни заставлять, ни ставить перед ними обязательные условия выполнения упражнений. Только желание и стремление самого ребёнка.

Основное правило  — сделать высоту всех снарядов под рост ребенка, чтобы самостоятельно мог до них дотянуться и заниматься сколько захочет. Родители не должны подносить ребенка к снарядам, в таком случае ребенок не контролирует происходящее и свое тело, в том числе. Его мышцы, сила, ловкость и ощущение своего тела, тренируются только в том случае, если он сам залезает, упражняется и слезает со снарядов. К тому же, это залог его безопасности, так как он осознает пределы своих возможностей. 

Какие спортивные снаряды лучше установить? Кольца, турники, лесенки, шведские стенки. В настоящее время существует огромный выбор спортивных комплексов, которые отличаются компактностью и функциональностью.

Папа-лучший тренажер

Многие помнят, те моменты безграничного счастья в детстве, когда папа подбрасывает тебя под потолок или носит на плечах. А ведь это лучшие, непринуждённые физические нагрузки для ребенка. Здесь и развитие координации и вестибулярного аппарата. Вообще, важно понимать огромную роль папы в физическом воспитании детей. Как говорил сам Борис Никитин, что физическое развитие ребенка — это, в большей степени, приложение мужских сил.

Питание

По мнению семьи Никитиных, питание также играет немаловажную роль в физическом развитии. Здесь главное правило: кормить разнообразно, но не перекормить. Ни в коем случае, не заставлять ребенка есть через силу. Ребенок сам чувствует когда ему надо поесть и никогда не останется голодным.

Физическое развитие детей раннего возраста по Никитиным (видео)

Эффективность системы физического развития детей раннего возраста, семья Никитиных доказала на собственных детях и внуках. Основное, что необходимо усвоить всем родителям при внедрении этой системы в свою жизнь, это соблюдение во всем гармонии. Занимайтесь физическим развитием ребенка с удовольствием и радостью, тогда его успехи не заставят долго ждать.

Наталья Белокопытова (педагог-психолог)

Источник