Физиологические предпосылки развития ребенка
Наталья Крутикова
Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста
Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма.
Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год вырастает на 4-6 см, а на протяжении последующего периода жизни (в возрасте 6-7 лет) прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в этом возрасте получило название «первого периода вытягивания». Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усиление функции гипофиза). За эти годы значительно меняются пропорции тела ребенка. К 7-ми годам у него заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки. Если рост ребенка отстает от нормы на 10%,необходимо обратить внимание на следующие факторы:
рационально ли питается ваш ребенок;
хороший ли психологический климат в семье.
При отставании роста на 20% необходима консультация эндокринолога.
Прибавка массы тела детей к 4-м годам жизни, как и прибавки роста, несколько замедляются и составляют в среднем за год 1,2-1,3 кг,а затем снова отмечается более интенсивное увеличение массы тела: за 5-й год жизни ребенок прибавляет в среднем 2 кг, за 6-й -2,5 кг, за 7-й около 3,5 кг. К 6-7 годам масса тела ребенка удваивается по сравнению с его массой в годовалом возрасте. Если масса тела превышает норму на 10% с учетом отклонения, это считается ожирением и требует коррекции у специалистов. Если же масса тела ниже нормы в этом возрасте, это свидетельствует о неблагополучном физическом развитии и требует консультации с педиатром, рационализации режима питания.
У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно-мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса тела.
К 5-ти годам значительно увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, повышается их сила. Развитие и дифференцировка центральной нервной системы у дошкольников выражается в совершенствовании двигательных функций, развитии координации движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук; умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют и тщательно под музыку выполняют различные движения.
После 4 лет достигается максимальная острота зрения, и ребенок физически готов к начальному чтению. Головной мозг к пяти годам по размеру и массе (90%) почти равен мозгу взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и борозд головного мозга. Однако следует учесть, что у ребенка доминирует правое полушарие, «отвечающее» за образное восприятие, эмоциональную сферу, тогда как левое «отвечающее» за речь, логическое мышление, еще не сформировано. Ребенок находится во власти эмоций,не уравновешены основные нервные процессы: преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Это проявляется в непосредственности и искренности ребенка и в ярко выраженной неуравновешенности и отвлекаемости. Характеризуя особенности развития детей 4-5 лет,следует обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка:
• сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);
• походка – на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;
• позы — застывшие, скованные и однообразные;
• движения – бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;
• жестикуляция и мимика – вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничание или подвижность лица;
• речь – невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.
Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков.
Побольше играйте с ребенком в игры, подарите ему заботу, внимание и любовь – он ждет их от вас, ему трудно. Сформируйте у вашего ребенка веру в свои силы и желание активно взаимодействовать с окружающим миром.
Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют определенные навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе. Сопротивляемость к заболеваниям у них значительно выше.
Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного» периода достигает уровня взрослого человека. К 7-ми годам у ребенка прорезываются коренные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7-и годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым последствиям. В связи с постоянно нарастающей сенсибилизацией организма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, ревматизм, и другие.
Дети дошкольного возраста часто болеют острыми респираторными заболеваниями, что связано с относительно низким иммунитетом в этом возрасте и возрастающими контактами с взрослыми и сверстниками. Особенно это заметно среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения, в которых приходится выделять группы часто и длительно болеющих (чдб) детей. Эта группа детей требует большого внимания и помощи в процессе адаптации к новым условиям, а также в укреплении и закаливании их организма.
Источник
Анатомо-физиологические предпосылки
нормального речевого развития
РЕФЕРАТ
Выполнила:
слушатель курсов Анфалова В.В.
г. Пермь, 2015г.
Содержание
Введение . Роль речи в жизни ребёнка………………… ………стр. 3
Основная часть.
Предпосылки нормального развития речи……стр.4
Анатомия и физиология речи…………………..стр.6
Этапы нормального развития речи ……………..стр.9
Заключение…………………………………………………… стр.9
Список литературы………………………………………….…стр.10
Введение. Роль речи в жизни ребёнка
Речь – высшая психическая функция. формирующаяся в процессе индивидуального развития человека под влиянием социальных факторов (жизни в обществе, общения, воспитания, обучения). Это сложно организованная функциональная система. Её главный определяющий признак — коммуникация – социальное общение, которое представляет собой главную функцию речи. Речь – это адаптация, с помощью которой человек обеспечивает себе выживание. Роль речи в развитии ребенка – тотальна
РЕЧЬ:
1. Основа интеллектуального развития – обеспечивает познание окружающего мира, успешное обучение.
2. Способствует более благополучному развитию познавательных психических процессов, особенно словесно-логическому и абстрактному мышлению.
3. Обеспечивает успешное освоение чтения и письма, высокую успеваемость в школе, иначе у ребенка складывается ситуация неуспеха, снижается познавательный интерес, при окончании школы сужается возможность профессионального выбора, также, возможно, в процессе школьного обучения, в качестве реакции компенсации уход в асоциальное поведение (ребенок же должен быть хоть где-то успешен).
4. Основа эмоционального развития. При наличии речевых нарушений (узкого словаря, недоразвитого ГСР и связной речи нарушается страдает регулирующая и планирующая функция речи, что отражается эмоциональности ребенка, его волевых проявлениях, умении себя контролировать)
5. Помогает процессам коммуникации, в противном случае, ребенок страдает от насмешек сверстников, что приводит к деформациям характера и поведения (замкнутости, стеснительности, нерешительности, агрессивности, злопамятности, мстительности).
Поэтому очень важно знать молодым родителям, педагогам и т.д. предпосылки нормального развития речи.
1.1 Предпосылки нормального развития речи
1. Благополучная наследственность – отсутствие речевых нарушений у родителей и родственников ребенка.
2. Запланированная беременность.
3. Благоприятное течение беременности – отсутствие во время беременности токсикозов, интоксикаций, болезней матери, вредных привычек и прочее
4. Благоприятное родовое разрешение, наличие первого крика ребенка (громкого, модулированного).
5. Отсутствие хронических, инфекционных и др. заболеваний в первые 3 года жизни.
6. Нормативное функционирование всех анализаторов (особенно слухового) – заключения специалистов.
7. Нормативное функционирование ЦНС, наличие всех безусловных рефлексов новорожденного (орального автоматизма) (заключение невропатолога).
8. Своевременное проявление комплекса оживления.
9. Нормированное психомоторное развитие – ребенок вовремя начал держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить и т.п.
10. Своевременное появление первых речевых реакций (гуканье, гуление, лепет и т.д.).
11. Правильное воспитание ребенка (комментирующие родители = проговаривающие все действия ребенка и свои).
12. Правильное шумовое окружение ребенка.
13. Целенаправленное, планомерное развитие речи ребенка.
Ребёнок рождается с относительно незрелым мозгом, который растёт и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного вес мозга равен 400 грамм, через год он удваивается, а к пяти годам утраивается. В дальнейшем рост мозга замедляется, но продолжается до 25 лет. Таким образом, медленность формирования речевой функции ребёнка (на протяжении многих лет) связана с медленным созреванием мозга.
1.2.Анатомия и физиология речи
Некоторые полагают, что речь – это функция органов артикуляции: губ, языка, гортани и.т.д. Но это не так. Речь – продукт психической деятельности человека и результат сложного взаимодействия разных мозговых структур: Дыхательный отдел + Фонаторный отдел + Артикуляционный отдел + Нервная система. Артикулярные органы выполняют лишь приказы, поступающие из мозга.
Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы. Устная речь осуществляется посредством координированной работы мышц трех отделов периферического речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного.
Дыхательный отдел – обеспечивает речевое дыхание (короткий объемный вдох, продолжительный выдох). Состоит из носовой полости, носоглотки, глотки, трахеи, бронхов, легких, грудной клетки, межреберных мышц, диафрагмы.
Фонаторный отдел – обеспечивает наличие фонации (голоса). Состоит из гортани с расположенными в ней голосовыми складками = связками. Связки располагаются в трахее, поперек неё, если связки раздвинуты (отдыхают) = просто дыхание, если связки сомкнуты (напряжены), то они перекрывают трахею и воздух из легких не может выйти, он (воздух) прорывается сквозь сомкнутые голосовые связки, вызывая их дрожние = голос.
Речевой выдох вызывает колебания голосовых складок, что обеспечивает голос в процессе речи. Произнесение речевых звуков (артикуляция) происходит благодаря работе артикуляционного отдела.
Артикуляторный отдел – обеспечивает такие условия (путем перегородок, смычек и др.) выхода воздуха во время речи, которые образуют различные речевые звуки. Состоит из губ, зубов, твердого неба, мягкого неба, глотки, языка, щек, челюстей.
Вся работа периферического речевого аппарата, которая связана с точ-нейшими и тончайшими координациями в сокращении его мышц, регулируется центральной нервной системой (ЦНС). Качественные характеристики речи зависят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий, что возможно только при условии нормального функционирования низлежащих структур мозга. Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.
Центральная нервная система – обеспечивает согласованную работу всех речевых систем. Центральная нервная система (мозг) отдает сигналы о речевых актах, периферическая нервная система (нервы) доставляют сигналы о речевых актах в дыхательный, фонационный и артикуляционный отдел, а так же сообщает ЦНС о выполнении её сигналов.
1. Лобная доля (левая, задняя часть) – центр Брокка – артикуляционные программы (движения языка, качество произношение звуков).
2. Лобная доля – планирование будущей речи.
3. Височная доля (левая, задняя часть) – центр Вернике – фонематическое восприятие (узнавание звуков речи, расстановка их в нужном порядке в собственной речи, понимание какие звуки произнес другой человек.
4. Височная доля – отвечает за лексико-грамматические конструкции (набор слов и их окончания и расположение в предложении.
5. Подкорковые мозжечковые отделы – эмоциональность (выразительность, темп речи).
6. Подкорковые ядра – тонус речевых мышц, плавность движений органов артикуляции, дыхания, голосовых связок.
7. Затылочные отделы – зрительные зоны (письменная речь = чтение и письмо).
8. Теменные доли (левые) – смысл речи (подбор наиболее точных слов и понимание смысла слов другого человека.
9. Продолговатый мозг (то чем заканчивается спинной мозг в черепной коробке) – дыхание.
Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.
Нарушение в функционировании любого компонента представленной речевой системы ведет за собой нарушение других компонентов речи, что провоцирует вторичные нарушения в развитии ребенка.
1.3 Этапы нормального развития речи
Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. В период от одного года до пяти лет у здорового ребенка постепенно формируются фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, развивается нормативное звукопроизношение. На самом раннем этапе развития речи ребенок овладевает голосовыми реакциями в виде вокализации, гуления, лепета. В процессе развития лепета произносимые ребенком звуки постепенно приближаются к звукам родного языка. К одному году ребенок понимает значения многих слов и начинает произносить первые слова. После полутора лет у ребенка появляется простая фраза (из двух-трех слов), которая постепенно усложняется. Собственная речь ребенка становится все более правильной фонологически, морфологически и синтаксически. К трем годам обычно сформированы основные лексико-грамматические конструкции обиходной речи. В это время ребенок переходит к овладению развернутой фразовой речью. К пяти годам развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания. К пяти-шести годам у ребенка также начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу. Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу — овладению письмом и письменной речью.
Этапы нормального речевого онтогенеза (А.А. Леонтьев)
1. Подготовительный этап – с момента рождения до 1 г.
2. Преддошкольный – от 1 г. до 3-х лет.
3. Дошкольный – от 3 лет до 7.
4. Школьный – от 7-ми лет до 17.
Заключение.
К условиям формирования нормальной речи относятся сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.
Литературные источники:
Шипицына Л. М. Анатомия, физиология и патология органон слуха, речи и зрения: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. М. Шииицына, И.А. Вартанян. — 2-с изд., испр. и дом. Издательский центр «Академия», 2012. — 432 с.
Электронный ресурс:
https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/07/02/2-ontogenez-rol-rechi-v-razvitii-anatomo-fiz-osnovy
https://pedagog-social.ru/ekzamenatsionnye-voprosy-po-spetsialnoj-pedagogike/342-anatomo-fiziologicheskie-mehanizmy-rechi-i.html
Источник
Растущий организм ребенка проходит определенные возрастные периоды: грудной, преддошкольный, дошкольный, младший школьный, средний и старший школьные возрасты. Каждый из названных возрастных периодов характеризуется своими специфическими морфологическими и физиологическими особенностями.
Известно, чем моложе детский организм, тем более интенсивно протекают в нем процессы роста и развития. В раннем детском возрасте, особенно в грудном периоде жизни, темпы роста весьма значительны. В этот период происходит существенное увеличение основных морфологических показателей (роста, массы тела, окружности грудной клетки). К концу 1-го года жизни рост увеличивается на 47 % по отношению к первоначальному, на 2-м году – на 13 % по отношению к 1-му, на 3-м – на 9 % по отношению ко 2-му. Наибольшая прибавка массы тела приходится на 1-й год жизни: к 4–5 месяцам она удваивается, к году увеличивается в 3 раза. Наиболее интенсивны в раннем возрасте рост и развитие отдельных систем организма.
Формирование опорно-двигательного аппарата наиболее интенсивно происходит в первые годы жизни. Развитие костной системы представляет собой сложный процесс. Скелеты ребенка и взрослого различаются размерами, пропорциями, химическим составом, у ребенка он перестраивается в течение всего периода роста путем постоянно протекающих процессов разрушения и образования костной ткани, которые осуществляются благодаря деятельности клеток надкостницы, а также клеток, окружающих кровеносные сосуды в самой кости.
Кости ребенка бедны солями кальция и фосфора, в них преобладают органические элементы, из-за чего скелет обладает большой эластичностью. В первые дни жизни ребенка окостеневшими являются лишь диафизы трубчатых костей; позвоночник на 39 % состоит из хрящевой ткани, а головка бедра и запястье целиком состоят из хряща.
Одновременно с костной происходит развитие мышечной системы. Развитие мышц у детей происходит неравномерно: вначале развиваются крупные мышцы конечностей, позднее – мускулатура мелких костей.
В период роста и развития претерпевают значительные изменения органы дыхания, сердечно-сосудистая система, нервная система, органы зрения, желудочно-кишечный тракт и т. д.
Органы дыхания детей имеют ряд отличительных особенностей: верхние и нижние дыхательные пути имеют значительно более узкий просвет, полости носа малы и неразвиты, поверхность легочной альвеолы в 3–4 раза меньше, слабо развита дыхательная мускулатура. Почти горизонтальное расположение ребер и слабая экскурсия грудной клетки у детей раннего возраста обусловливают недостаточное развитие всех отделов легкого, а, следовательно, недостаточную вентиляцию.
Особенностью сердечно-сосудистой системы является более медленное увеличение массы сердца по сравнению с ростом артериальной системы.
Нервная система, играющая решающую роль в деятельности всего организма, к моменту рождения является морфологически и функционально незрелой. Центральная и периферическая нервная система, особенно кора головного мозга, физиологически еще недостаточно развита.
Физиологические механизмы
Природа снабдила младенца различными физиологическими механизмами, благодаря которым он осуществляет двигательную активность.
Во-первых, это рефлексы (хватательный, подошвенный, шагательный, ползательный и т. д.), играющие в жизни новорожденного важную роль и являющиеся показателями его состояния.
Во-вторых, это т. н. спонтанная двигательная активность. Во сне ребенок с определенной периодичностью совершает мышечные сокращения и движения.
Мышечная активность, запускаемая деятельностью нервных центров, обеспечивая организму возможность осуществить самые разнообразные контакты со средой, является едва ли не основным фактором, определяющим развитие мозга, увеличение его массы и тем самым его информационной емкости.
«Хватательный» рефлекс (или рефлекс Робинсона)– если вложить свои большие пальцы в ладони ребенка, то он их крепко схватит. Этот обхват бывает настолько крепким, что малыша можно приподнять. При этом усиливается общий мышечный тонус. Этот рефлекс постоянно «работает» в динамической гимнастике и поэтому не требует отдельного внимания.
Рефлекс «ползания» (или рефлекс Бауера)– если приложить свои ладони к подошвам ног ребенка, он оттолкнется от них и поползет. Лучше это делать, когда малыш лежит на животе.
Шаговый рефлекс– если поддерживать ребенка под мышки вертикально, опереть его ступни о твердую поверхность и чуть наклонить тело вперед, то он начнет делать шагательные движения, иногда «путая» при этом ноги.
Подошвенный рефлекс (или рефлекс Бабинского)– если легко нажать на подошву сразу под пальцами, то все пальцы, кроме большого, согнутся, большой же выпрямится. Поддержку этого рефлекса удобно осуществлять вместе с массажем стоп.
Рефлекс Галанта– если провести пальцем по спине ребенка вдоль позвоночника примерно в 1 см от него, то тело ребенка дугообразно изогнется. Поддержка этого рефлекса сочетается с обычными нежными поглаживаниями и массажем.
Существуют и другие рефлексы. Например, рефлекс Моро , выражающийся в том, что если слегка дернуть за пеленку, то ребенок, лежащий на ней, разведет руки и напряжет мускулы. Считается, что этот рефлекс остался от необходимости успеть уцепиться за мать при резком ее движении.
Рефлекс Моро «работает» при подбрасываниях малыша вверх в процессе игры, к чему нужно приучать его постепенно. В дальнейшем ощущение «свободного падения» вызывает у ребенка неописуемый восторг.
Другой рефлекс – затаивание дыхания при погружении под воду– осуществляется при водных тренировках.
Значительные изменения претерпевают и органы зрения. К 6 месяцам ребенок приобретает способность координировать движения глазных яблок, к году – различать цвета.
Источник