Физиологические особенности рост и развитие ребенка преддошкольного возраста

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ И ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

План

  1. Краткая характеристика периода
  2. АФО органов и систем
  3. Особенности питания
  4. Подготовка к  поступлению в ДДУ
  5. Профилактика инфекционных заболеваний
  1. Краткая характеристика периода

Период от 1 года до 7 лет называют периодом молочных зубов.

Преддошкольный возраст  или старший ясельный продолжается от 1 года до 3 лет;  характеризуется интенсивным замедлением роста, дозреванием цнс, ребенок овладевает речью и навыками самообслуживания, исчезает пассивный иммунитет.

Особенности и проблемы периода — высокая двигательная активность, любознательность, расширение круга контактов; следствием чего являются повышенный риск травматизма и инфекционных заболеваний.

Дошкольный возраст продолжается от 3 до 7 лет;  характеризуется первым вытяжением, усиленным развитием скелета, началом смены молочных зубов, интенсивным развитием интеллекта.

Проблемы периода те же, что и преддошкольного, а к риску травматизма и инфекций добавляются  заболевания органов дыхания и нарушение осанки.

Основами ухода и воспитания детей в период молочных зубов является профилактика травм и инфекций, воспитание похвалой, а не наказанием, поддержка стремления малыша «Я сам!», подготовка к детскому саду и к школе, сон – не менее 10 часов в сутки, общение со сверстниками.

  1. Анатомо-физиологические особенности органов и систем

Нервная система характеризуется дальнейшим развитием и созреванием, расширением условно-рефлекторных связей, становлением и развитием второй сигнальной системы — речи. Дети этого возраста коммуникабельны, активно вступают в контакт, испытывая возрастающую потребность в общении. Они чрезвычайно любознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям.

Дети до 3 лет удовлетворяются общением с родителями. Старше 3 лет нуждаются в общении со сверстниками. Поэтому целесообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское дошкольное учреждение.

Кожа и её придатки продолжают развиваться. Совершенствуется терморегуляторная, выделительная и защитная функции. Отмечается снижение функции сальных желез, уменьшение количества и выраженности кожных складок (к 5-6 годам они сглаживаются и исчезают).

Отмечается значительный рост и выраженность бровей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос.

Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены (подмывание, умывание, чистка зубов) и пользованию горшком.

Гигиеническая ванна в холодное время года может проводиться не реже:

в  1 — 4 года — 2 раза в неделю;

с 4 лет — 1 раз в неделю.

Костно-мышечная система. К 2 годам заканчивается формирование молочного прикуса — 20 молочных зубов. С 5 лет начинается смена их на постоянные  (в 6 лет — не менее 1-го постоянного зуба, в 7 лет — не менее 4-х).

         Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным.

К 4 годам заканчивается формирование затылочной и височной костей.

В костях еще много сохраняется хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, легко искривляются и деформируются. Для предупреждения деформаций костей особое внимание следует уделить:

  —  рациональному питанию

  — соблюдению осанки

  -достаточной двигательной активности

  — адекватным физическим нагрузкам

  — правильному подбору мебели и игрушек.

  Характерно развитие мышечной системы, нарастание силы, ловкости и массы мышц. Развитие крупных и средних мышц происходит быстрее (обеспечивают бег, ходьбу), а мелких мышц, а,  следовательно, и мелкой моторики, медленнее и продолжается до 9-10 лет.

Дыхательная система  значительно развивается, совершенствуется функция газообмена в легких.

К 2 годам формируются придаточные пазухи носа.

До 3 лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая — нежной, слабозащищенной. Создаются условия для заболеваний респираторными инфекциями. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, бронхитами, пневмониями приходится на возраст 1-3 года.

Тип дыхания:

к 2 годам – диафрагмально — грудной;

к 5 годам — грудной.

  Частота дыхания: в среднем 25-30 в 1 минуту.

  Дыхательная аритмия  сохраняется до 2-3 лет.

  При выслушивании до 2-3 лет определяется пуэрильное дыхание, затем постепенно дыхательные шумы ослабевают и к 7 годам оно становится как у взрослых — везикулярное.

Сердечно-сосудистая система увеличивается в размерах, обогащается более разветвленной сетью капилляров.

Пульс составляет:

1 — 3 года — 105 — 115 уд. в 1 мин.

4 — 6 лет — 90 — 100 уд. в 1 мин.

АД составляет:

до 5 лет — 80 + 2п, п — число лет ребенка;

в 5 лет — 100 мм рт. ст.;

старше 5 лет — 100 + п.

  Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции — ферментативная, двигательная, всасывающая и др.. Слизистая остается по-прежнему уязвимой и при нарушении питания это проявляется симптомами диспепсии.

  К 2 годам достигают полного развития слюнные железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия. Длина пищевода к 5 годам — 16 см; емкость желудка: в 2 года — 300-400 мл, в 3 года — 400-500 мл,  в 5-6 лет — 1000 мл.

  В кишечнике сохраняется нормальная микрофлора. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет — 1 раз в сутки.

  Значительно улучшаются функции печени, но остаются менее совершенными, чем у взрослых.

Мочевыделительная система претерпевает значительные изменения. К 5-6 годам почки становятся анатомически зрелыми, хотя функции их еще несовершенны.

   Суточный объем мочи составляет:

   до 5 лет — 600+100 (п-1)

   старше 5 лет 100 (п+5).

   Разовый объем мочи составляет 90-120 мл в сутки.

   Относительная плотность мочи -1010-1020.

   Частота мочеиспусканий 8-10 раз в сутки.

   Произвольное мочеиспускание формируется: у девочек к 1,5-2 годам;

у мальчиков к 3-3,5 годам.

  1. Особенности  питания

  Питание детей старше одного года претерпевает значительные изменения. Это связано с развитием жевательного аппарата, увеличением объема желудка, возрастанием функциональных возможностей пищеварительной системы. Однако во многом структура и функции жкт несовершенны. Поэтому по-прежнему сохраняется необходимость щажения органов пищеварения, строгого контроля качества продуктов и их кулинарной обработки.

  1. Ежедневно в рацион должны входить молоко, мясо, масло, хлеб, сахар, соль, овощи, фрукты и ряд других продуктов.

  2. Рыбу, творог, яйца рекомендуется давать через 1-2 дня.

  3. Животные белки должны составлять от суточного количества белка:

1-3 года — 75%;

4-6 лет — 65%.

  4. Молоко должно составлять не менее 0,5 л в сутки, творог — 50 г в сутки.

  5. В питании необходимо использовать кисломолочные продукты: кефир, простоквашу, ряженку, варенец.

  6. Мясные блюда надо готовить из мяса нежирных сортов в виде тефтелей, котлет и т. д.

  7. От суточного количество жиров не менее 10-15 % должны составлять растительные масла.

  8. В меню должны быть сырые овощи и фрукты, ягоды, зелень, соки.

  9. Крупяные и макаронные изделия рекомендуется давать не чаще 1 раза в день.

  10. К 2 годам в меню можно ввести черный хлеб, сыр, сельдь, колбасу, квашеную капусту, огурцы, помидоры.

  11. Нежелательно давать жирное мясо, острые блюда, копчености, крепкий чай и кофе, горчицу, уксус, маргарин; следует ограничивать сладости.

Сохраняет свое значение режим питания.

Рекомендуется к 1,5 годам перейти на 4 разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин.

Следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Ежедневно ребенок должен получать 2 овощных и 1 крупяное блюдо.

2. В первой половине дня целесообразно давать мясо, рыбу, бобы; во 2-ю половину — творог, каши, овощи.

3. Предпочтительнее вареные и печеные блюда, реже поджаренные.

4. Калораж распределить так:

— завтрак — 25%

— обед — 35-40%

— полдник — 10%

— ужин — 20-25%.

5. Соотношение белков, жиров и углеводов:

1 — 3 года = 1 : 1,2 : 4

3 — 6 лет = 1 : 1 : 1,5.

6. В меню обязательно должны входить горячие супы и борщи, горячие гарниры.

  Для введения нового блюда —  2-3 дня, чтобы ребенок привык к нему.

Внешний вид блюд должен быть привлекательным и возбуждать аппетит.

  1. Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение

  У детей старше 3 лет возникает потребность общаться со сверстниками, участвовать в сюжетно-ролевых играх. Целесообразно, чтобы ребенок старше 3 лет посещал ДДУ.

Сразу это делать не рекомендуется. Необходимо подготовить ребенка к перемене обстановки, к расставанию с близкими.

  Подготовка включает следующие мероприятия:

1. Максимальное приближение домашнего режима к режиму ДДУ.

2. Ликвидация вредных привычек (укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой).

3. Обеспечение основных навыков опрятности и самообслуживания.

4. Обеспечение предварительной вакцинации в полном объеме для данного возраста.

5. Проведение оздоровительных мер (при анемии, диатезе, частых ОРВИ).

6. Проведение санитарно-просветительной работы с родителями.

7. Постепенное увеличение длительности пребывания ребенка в ДДУ:

    — в течение первой недели – 3 — 4 часа в день (до обеда);

    — в течение второй недели – 5 — 6 часов (до дневного сна);

    — с третьей недели – 8 — 9 часов, т. е. полный день.

Необходимо помнить, что адаптация протекает индивидуально, а, значит, требуется различный подход.

  1. Профилактика инфекционных заболеваний

   Предупреждение инфекционной заболеваемости у детей — важнейший аспект работы медсестры детской поликлиники и ДДУ.

Неспецифическая профилактика включает:

   1. Организацию рационального питания.

   2. Правильный уход за ребенком  (организация режима дня, прогулок, соблюдение личной гигиены).

   3. Исключение контактов с инфекционными больными.

   4. Адекватные физические нагрузки.

   5. Закаливающие мероприятия.

  Специфическая профилактика — это предупреждение того или иного конкретного инфекционного заболевания. Проводится в виде профилактических прививок с целью активной иммунизации детей.

  Смысл прививки: ввести ребенку ослабленного возбудителя, который не вызовет заболевания, но стимулирует специфическую иммунную реакцию антиген-антитело с образованием специфических антител.

  Результат — формирование активного иммунитета разной стойкости. Вследствие этого у ребенка при повторном контакте с возбудителем возможны следующие исходы:

— отсутствие заболевания;

— атипичная, легкая, стертая форма заболевания без осложнений и с гарантированным сохранением жизни ребенка.

  Возможны местные и общие реакции на прививку. График введения вакцин называют календарем профилактических прививок.

  Группы риска при проведении иммунопрофилактики:

1. Дети с аллергическими заболеваниями кожи, слизистых (экзема, нейродермит, бронхиальная астма). Дети с аллергической реакцией на ранее проведенные прививки.

2. Дети, перенесшие заболевания нервной системы (нейроинфекция, ч/м травма), у которых ранее были судорожные припадки.

3. Дети, часто болеющие ОРВИ, длительно болевшие заболеваниями легких, сердца, ЖКТ, печени, почек.

    Необходимо помнить, что на этот возраст приходиться пик не только инфекционных заболеваний, но и травматизма:

1. Необходимо беседовать с ребенком об основных опасностях, поджидающих его дома, на улице, в детском саду, и о том, как их избежать.

2. Обучить ребенка правилам дорожного движения.

3. Научить ребенка тактике поведения с незнакомыми людьми в разных ситуациях.

    Медсестра должна убедить родителей в том, что от их внимательности, ответственности и понимания зависит здоровье, а зачастую и жизнь ребенка.

Источник

Преддошкольный период

охватывает возраст от 1 года до 3 лет и характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка.
Процессы роста и развития замедляются, хотя и остаются еще интенсивными. Наиболее бурно идет рост нервной, пищеварительной, костной, мышечной, иммунной систем.
Функциональное созревание нервной системы идет очень интенсивно. Повышается ее работоспособность, выносливость, устойчивость нервных процессов, идет активное становление психической деятельности, развитие речи. Запас слов у 2- летного ребенка увеличивается медленно, понимание речи взрослого идет быстрее, чем становление собственной речи. К концу второго года ребенок строит речевые цепи из 2-4 и более слов ( запас слов 200-400). С 2 лет ребенок может воспринимать сказки. В 3 года дети могут сообщить свой возраст и пол, запас слов увеличивается до 1000, говорят длинными фразами, с хорошими грамматическим управлением, с 3 лет ребенок говорит «Я», до этого он говорил о себе в третьем лице, начинает запоминать простейшие стихи. В 3-5 лет появляется чувство страха. Идет развитие органов чувств, полное цветоощущение появляется у ребенка в 3 года. Развиваются двигательные навыки, умения, идет приобщение к активному труду, приобретение первых навыков поведения в коллективе. С 2 лет ребенок начинает рисовать штрихами.
Наблюдается дальнейшее развитие мышечной ткани, наименее развитыми в этом возрасте остаются мышцы, формирующие свод стопы, длинные мышцы спины, передней брюшной стенки. В 3 года ребенок начинает хорошо бегать.
Костная ткань еще бедна минеральными солями, богата водой, поэтому кости легко поддаются искривлению при неправильном сидении, стоянии, ношении несоответствующей обуви.
Суставные хрящи сохраняют высокую чувствительность к инфекционным и химическим воздействиям, легко растяжим связочный аппарат.
Сохраняется высокая пластичность и легкая ранимость всех систем организма ребенка при неблагоприятных воздействиях внешней среды.

Дети наиболее восприимчивы к ОРВИ, кори, ветряной оспе, коклюшу, скарлатине, ОКИ На втором году жизни выделено 6 линий нервно-психического развития:
§ понимание речи
§ активная речь
§ сенсорное развитие
§ игра
§ движения
§ навыки.

С полуторагодовалого возраста ребенка приучают кушать самостоятельно. К 2 годам аппетит несколько уменьшается. С 2 лет ребенка учат чистить зубы.

На третьем году жизни контроль ведется по 5 линиям развития:
§ активная речь
§ сенсорное развитие
§ игра
§ движения
§ навыки.

Дошкольный период.
В этом возрасте все размеры тела увеличиваются равномерно, изменяются пропорции. В 4 года наблюдается значительная прибавка в массе- первое «округление», в 5-7 лет-в росте- первое вытягивание.

Совершенствуются функциональные возможности ребенка: возрастает сила и выносливость мышц, повышается опорная и защитная функции костной системы, становятся более устойчивыми моторная и секреторная функции желудочно-кишечного тракта, повышается активность ферментов. С 4 лет ребенок пользуется вилкой, в его меню можно включать поджаренное мясо.
Повышается работоспособность нервной системы: укрепляются связи между корой и подкорковыми образованиями, легче образуются условные рефлексы, растет любознательность, возрастает потребность в общении с детьми и взрослыми.
Развивается речь, координация движений, формируются навыки письма, усидчивость, чувство ответственности. С 4-5 лет начинают учить чтению.
Повышается иммунитет.

Дети в большинстве случаев в этом возрасте худеют. Лордоз и выступающий живот, отмечаемые в первые 2 года, к 4 годам исчезают. Движения неточные , малокоординированные. Интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие прямостояние и ходьбу. Мышцы передней брюшной стенки в 4-5 лет еще неразвиты. Подъем непосильной тяжести может привести к расхождению мышц брюшного пресса.

АФО детей младшего школьного возраста.
Замедляется интенсивность роста, все размеры тела увеличиваются равномерно. Среднее увеличение массы тела составляет 3-3,5 кг в год, увеличение окружности головы идет медленно с 51 до 53-54 см за период от 5 до 12 лет.

Костная система:

позвоночник выпрямляется, но еще очень податлив и гибок, что может при неправильном положении ребенка привести к нарушению осанки.
Продолжается развитие придаточных пазух, лобная обычно формируется к 7 годам.

В 6-7 лет идет смена молочных зубов на постоянные.

Возрастает мышечная масса, развивается быстрота, сила, выносливость. Особенно интенсивно растут мышцы, обеспечивающие прямостояние, ходьбу, движения в кистях рук.

Завершается гистологическое созревание легочной ткани, желудка, кишечника. К 9-10 годам заканчивается увеличение массы мозга. Из функциональных особенностей ЦНС сохраняется быстрое снижение работоспособности при умственной и физической нагрузке, процессы иррадиации и торможения все еще преобладают над процессами концентрации, из-за чего внимание детей неустойчиво.

Наростает острота зрения и слуха.
Продолжается рост и дифференцировка сердца. Характерно отставание роста сосудов от роста сердца.

Старший школьный период

(или подростковый) с 12 до 17-18 лет. Он совпадает с половым созреванием. За короткий промежуток времени у подростков созревает репродуктивная система, ее морфологическое и функциональное развитие достигает максимума к 17-18 годам.

в пубертатном периоде происходит интенсивное половое развитие, связанное с деятельностью желез внутренней секреции. Идет быстрое увеличение размеров тела. Средний возраст наступления менархе 12-13 лет. В 16-18 лет больщинство девушек имеет правильный ментруально-овариальный цикл. В 12-14 лет девочки нередко обгоняют мальчиков в физическом развитии. Во время «ростового скачка» в возрасте около 12 лет, девочки вырастают примерно на 8 см в год. У мальчиков такой скачок бывает более поздним – около 14 лет, когда они в среднем вырастают на 10 см в год. Значительно повышаются мышечная сила и работоспособность. Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность, интенсивное нарастание массы и длинны тела требуют напряженной работы эндокринной системы, нервной и высокой интенсивности обменных процессов, что диктует необходимость дополнительного введения питательных веществ. Ускоренное физическое и половое созревание не всегда идет параллельно с интеллектуальным развитием, физическое созревание происходит быстрее и заканчивается раньше.

В подростковом возрасте нередко выбирают профессию, это время для самоопределения и развития личности, время утверждения половой принадлежности и развития чувства полового соответствия. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Появляется способность к самопожертвованию, преданности, доверию.

особое внимание должно быть обращено на сердце с многообразием морфологических вариантов его развития, лабильностью сердечного ритма, несовершенством нейровегетативного контроля. В этом возрасте часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы ( «юношеское сердце, юношеская гипертония», дисциркуляторные расстройства).

Широко распространены расстройства питания ( тучность, дистрофия) и заболевания ЖКТ (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь). с началом полового созревания выявляются дефекты развития полового аппарата (дисменорея, аменорея и др.). Могут обостриться инфекционно-аллергические заболевания, туберкулез. Могут появиться гипотиреоз, гипертиреоз. Несбалансированность гормональных влияний, временное снижение иммунных свойств кожи, усиленная функция сальных желез как у юношей, так и у девушек сопровождается гнойничковыми заболеваниями кожи, особенно на лице.

Это трудный период психологического развития, стремления к самоутверждению, нередко с драматическим пересмотром всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, родителям, сверстникам.



Источник