Физиологические особенности ребенка 4 года жизни

Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года»

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребёнка другая формированием его деятельности. Взрослый становиться не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становиться ведшим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Речь становиться более сложной и развёрнутой. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. Играя или занимаясь каким-либо делом, дети четвертого года жизни часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью. С помощью этих разговоров ребенок удерживает в памяти поставленные перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.

Игры. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников является действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Творчество. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заменителей других.

Мышление. В младшем дошкольном возрасте развивается деятельность. Дети от использования пред эталонов- индивидуальных единиц восприятия- переходят к сенсорным эталонам- культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно –действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться так же их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что повышается активность ребенка, действия его приобретают намеренный характер, более разнообразными и координированными становятся движения. В разных видах деятельности и в повседневном поведении ребенок начинает действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может теряться, малыш быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. С трех лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в развитии отдельных психических процессов, в отношении с окружающими, потому что наряду с предметным сознанием появляется самосознание. Самосознание в жизни и деятельности человека как индивидуальности выполняет такую же роль, как мотор у машины. Его возникновение и темп обогащения развития- показатель уровня развития предметного сознания, благодаря которому ребенок воспринимает и отражает окружающий его мир. Особую роль в развитии самосознания выполняет ее продуктивные виды, конструирование, самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд. Каждый из компонентов воспринимается малышом, а затем и выполняется осмысленно, если он представлен предметом, доступным наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению. Результат деятельности ребенка- это самооценка им полученного продукта на основе самоанализа. Неудовлетворенность продуктом побуждает малыша искать причины неудачи при выполнении каждого из компонентов. Анализ причин и следствий активизирует работу его предметного сознания. Один вид сознания влияет на развитие другого. Трехлетний дошкольник медлителен в своих действиях любого содержания. Для него значимо лишь указание, что делать. Инструкция задается последовательно: что сейчас делать, из чего, чем, как, что же получилось. У ребенка повышается восприимчивость к художественным произведениям, к ритму, рифме. У него растет интерес к слушанию сказок, стихов, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых. Ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку. Он различает контрастное настроение произведений, узнает знакомые песни и пьесы, называет их. Резко возрастает любознательность ребенка. Особенно велик его интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими. Достижения в психическом развитии, особенно овладение намеренными действиями, создают благоприятные условия для существования сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти к форме обучения, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия малыша, направленные на выполнение определенного задания. Основные побуждения к общению с взрослыми у него начинают переходить из сферы практической в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем. Для младшего дошкольника мир предметов полон чудес. Преобладающей формой его мышления становиться наглядно-образное мышление. Ребенок оказывается способным не только объединить предметы по внешнему сходству, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов. Малыш ощущает потребность в теплоте, внимании, любви. Это дает ему возможность испытать чувство защищенности, помогает ощутить свою значимость, адаптироваться к новым условиям. Велика роль общения ребенка со старшими в познании окружающего мира, освоении его. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи. Значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях, в способности составить на основе образца взрослого описательный или повествовательный рассказ. Изменяются вопросы, содержание разговора малыша. В этом возрасте у детей возникают и развиваются гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам. В раннем возрасте возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно определение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. В настоящее время показано, что структура семьи влияет на психическое развитие ребенка. Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого-ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существует явные признаки такого отделения, которые проявляются в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии, обесценивании взрослых.

Читайте также:  Ребенок 4 года мокрый кашель

Негативизм. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Строптивость- это протест против порядков, которые существуют дома, в детском саду. Своеволие — стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, кА будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ним. Деспотизм. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Источник

Наталия Тютерева
Психолого — педагогические и физиологические особенности детей 4–5 лет

Слайд 1.

Вашему вниманию представляю презентацию на тему: «Психолого – педагогические и физиологические особенности развития детей 4 — 5лет».

Слайд 2.

А знаете, чем пахнут дети?

Миндальным молоком,

Росою на рассвете.

Руками в карамельках,

Молочным шоколадом,

Ромашками в саду,

Душистым виноградом.

Вдыхая запах детства,

Единственный на свете,

Сказать могу я точно,

Что СЧАСТЬЕМ пахнут ДЕТИ!

Слайд 3. Анатомо-физиологические особенности развития.

К четырём годам рост ребёнка стал 102 см и более и увеличился на 4 — 5 см.

Вес стал 16 кг и более и увеличился на 1 — 2 кг.

Тело ребёнка изменило пропорции, активно идёт формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении и стоянии.

Необходимо обязательно следить за осанкой ребёнка. Особенно во время работы за столом.

Слайд 4. Зрение, слух.

В 4 – 5 лет у ребёнка хорошо развито зрение. При рассматривании иллюстраций за плохо освещенным столом, при работе с различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение. Мышцы глаза при этом меняют форму хрусталика. Зрение портиться.

Читайте также:  Куда отдать ребенка в 4 года девочку в иваново

Следить надо за тем, чтоб ребенок читал и рисовал при хорошем освещении.

Продолжают развиваться органы слуха. Если жизнь детей постоянно протекает на фоне шума, наступает снижение слуха и утомление.

Необходимо приучать детей говорить негромко.

Слайд 5. Физическое развитие.

В возрасте 4 – 5 лет продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Появляется способность к регуляции двигательной активности.

У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. Уровень функциональных возможностей повышается.

Необходимо учитывать слабость тормозных процессов детей 4 – 5 лет, переключать внимание на более спокойные игры и занятия.

Слайд 6. Особенности возраста.

1. Ведущая потребность – потребность в общении, познавательная активность.

• В 4 – 5 лет речь ребёнка более широко используется как средство общения, стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?». Это возраст «Почемучек». Дошкольник пятого года жизни отличается высокой познавательной активностью. Дети осваивают систему разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения.

2. Ведущая деятельность – коллективная игра со сверстниками.

• У детей 4 — 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни.В течение дня дети участвуют в разнообразных играх: сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и др. Часть из них организуется воспитателем и используется как средство решения определенных задач.

3. Ведущая функция – наглядно-образное мышление.

• Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

4. Отношения со взрослыми и сверстниками.

• Новые черты появляются в общении детей 4 — 5 лет с воспитателем. Они охотно сотрудничают со ним в практических делах, но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.

• На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Воспитатель объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий.

• Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становиться внеситуативной.

Слайд 7. Основные достижения возраста.

• В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появля-ются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

• Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 -6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года 4 месяца

• Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

• Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность, которая важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.

Слайд 8. Развитие психических процессов.

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Всё более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, а также креативности.

Новообразования возраста.

1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.

2. Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

3. Появление элементов сюжетно-ролевой игры.

Слайд 9. Эмоциональная сфера.

Чувства становятся более глубокими, устойчивыми.

Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать.

Прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале,но на неодобрение и замечание часто реагируют очень эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду.

Ранимость ребенка — это не проявление индивидуальности, а особенность возраста.

Страхи возникают как следствие развитого воображения. Многие дети боятся сказочных персонажей (Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, воображаемых чудовищ). Это возрастные страхи и носят временный характер.

Слайд 10. Развитие личности.

У ребёнка 4 –5 лет активно проявляется:

1. Стремление к самостоятельности.

• Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

2. Этические представления.

• В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

3. Творческое воображение.

• Развитие воображения входит в активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

4. Страхи.

• Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

5. Отношения со сверстниками.

• У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

6. Активная любознательность.

• Она заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Слайды 11 – 18. Планируемые результаты.

Далее на слайдах вы увидите планируемые результаты по всем образовательным областям.

Образовательная область: «Познание»включает в себя:

«Ознакомление с окружающим миром»

«Математическое развитие»

Образовательная область: «Речевое развитие»

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

«Чтение художественной литературы»

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»

«Изобразительная деятельность»

«Музыкальная деятельность»

Образовательная область: «Физическая культура»

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»

Источник