Физиологические особенности ребенка 1 год
Ãëàâà 19. ÐÀÍÍÈÉ ÂÎÇÐÀÑÒ (ÎÒ 1 ÃÎÄÀ ÄÎ 3 ËÅÒ)
Ñêîðîñòü ðîñòà. Íà÷èíàÿ ñî 2-ãî ãîäà æèçíè ñêîðîñòü ðîñòà ðåáåíêà áûñòðî ñíèæàåòñÿ. Íà ñìåíó èíòåíñèâíûì ðîñòîâûì ïðîöåññàì ïðèõîäÿò ïðîöåññû êëåòî÷íûõ äèôôåðåíöèðîâîê, ÷òî îáåñïå÷èâàåò ñóùåñòâåííî êà÷åñòâåííîå èçìåíåíèå ñâîéñòâ äåòñêîãî îðãàíèçìà, ïîñòåïåííî ïðèáëèæàÿ åãî ê çðåëîìó ñîñòîÿíèþ. Ïðîïîðöèè òåëà ïðîäîëæàþò èçìåíÿòüñÿ, óìåíüøàåòñÿ îòíîñèòåëüíûé ðàçìåð ãîëîâû.
Çóáû. Ïðîäîëæàåòñÿ ðîñò ÷åëþñòåé è ïðîðåçûâàíèå ìîëî÷íûõ çóáîâ. Íà 2-ì ãîäó æèçíè â íîðìå çóáû ïîÿâëÿþòñÿ â òàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: ïðåäêîðåííûå (1415 ìåñ), êëûêè (1819 ìåñ) è êîðåííûå (2024 ìåñ). Ê êîíöó ýòîãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ ó ðåáåíêà äîëæíû ïðîðåçàòüñÿ âñå 20 ìîëî÷íûõ çóáîâ, ÷òî ðåøàþùèì îáðàçîì âëèÿåò íà ïèùåâîå ïîâåäåíèå, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò ðåáåíêó ê êîíöó ýòîãî âîçðàñòíîãî ýòàïà ïåðåéòè ïðàêòè÷åñêè íà âçðîñëûé ðàöèîí ïèòàíèÿ.
Ñêåëåòíî-ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà. Ðîñò êîñòåé ïðîäîëæàåòñÿ, õîòÿ äàëåêî íå òàê èíòåíñèâíî, êàê â 1-é ãîä æèçíè. Êîñòè ÷åðåïà ê 3-ëåòíåìó âîçðàñòó ïðàêòè÷åñêè ïîëíîñòüþ ñðàñòàþòñÿ, è ïîñëå ýòîãî ãîëîâà î÷åíü ìàëî óâåëè÷èâàåòñÿ â ðàçìåðå, ïðè÷åì ãëàâíûì îáðàçîì çà ñ÷åò óòîëùåíèÿ êîñòíîé òêàíè. Ñêîðîñòü ðîñòà ïîçâîíî÷íèêà òàêæå ñíèæàåòñÿ, îäíàêî â íåì ïðîèñõîäÿò âàæíûå êà÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ôîðìèðîâàíèåì èçãèáîâ.
Î÷åíü âàæíî â ýòîì âîçðàñòå îáðàùàòü âíèìàíèå íà ðàçâèòèå ñâîäà ñòîïû è ïðîôèëàêòèêó ïëîñêîñòîïèÿ. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà êà÷åñòâîì è óäîáñòâîì îáóâè, à òàêæå ïîîùðÿòü ðåáåíêà ê õîäüáå áîñèêîì ïî ãðóíòó è òðàâå â ëåòíåå âðåìÿ. Ýòà ïðîöåäóðà áóäåò îäíîâðåìåííî ñëóæèòü è ìÿãêèì ñðåäñòâîì çàêàëèâàíèÿ.
Åñëè òîíè÷åñêàÿ ìóñêóëàòóðà, êîòîðàÿ îáåñïå÷èâàåò óäåðæàíèå ïîçû, óæå äîñòàòî÷íî ñôîðìèðîâàíà è äàëüíåéøåå åå ðàçâèòèå èäåò â ñòîðîíó êîëè÷åñòâåííîãî íàðàñòàíèÿ è ïîâûøåíèÿ ôóíêöèîíàëüíîé óñòîé÷èâîñòè, òî ôàçè÷åñêèå ìûøöû, îò êîòîðûõ çàâèñÿò ñèëà è áûñòðîòà, ïðîõîäÿò â ýòîì âîçðàñòå ëèøü î÷åðåäíîé, äàëåêî íå ïîñëåäíèé ýòàï ñâîåãî ðàçâèòèÿ. Ñ ýòèì ñâÿçàíû ìíîãèå îñîáåííîñòè äâèæåíèé äåòåé ýòîãî âîçðàñòà, â ÷àñòíîñòè èõ áîëüøàÿ ìåäëèòåëüíîñòü, ïëàâíîñòü äâèæåíèé, îòñóòñòâèå â äâèãàòåëüíûõ ðåàêöèÿõ ðåçêèõ ðûâêîâ. Íåäîñòàòî÷íàÿ ñèëà ìûøö íîã ïðåïÿòñòâóåò ðåàëèçàöèè ôàçû ïîëåòà âî âðåìÿ áåãà.  òî æå âðåìÿ èìåííî â ýòîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò èíòåíñèâíîå ðàçâèòèå ìûøö ðóê, îñîáåííî óïðàâëÿþùèõ òîíêèìè äâèæåíèÿìè ïàëüöåâ. Åñëè ãîäîâàëûé ðåáåíîê èñïîëüçóåò êèñòè ðóê åùå ãëàâíûì îáðàçîì äëÿ õâàòàíèÿ è óäåðæàíèÿ ïðåäìåòîâ è ïðîñòåéøåé ìàíèïóëÿöèè ñ íèìè, òî ê âîçðàñòó 3 ëåò ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê íåêîòîðûì òîíêèì äâèæåíèÿì (íà÷àëî ðèñîâàíèÿ). Òàêæå ïðèìå÷àòåëüíî îáðàùåíèå ðåáåíêà ñî ñïîðòèâíûìè ñíàðÿäàìè, íàïðèìåð ñ ìÿ÷îì. Äëÿ ãîäîâàëîãî ðåáåíêà ìÿ÷ íå ïðåäñòàâëÿåò ñïåöèàëüíîãî èíòåðåñà. Ðåáåíîê â âîçðàñòå 3 ëåò ñ óäîâîëüñòâèåì áóäåò îòòàëêèâàòü ìÿ÷ ðóêàìè èëè íîãàìè òàêîå äâèæåíèå ñîîòâåòñòâóåò óðîâíþ çðåëîñòè íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà, íî âîò ëîâèòü ìÿ÷ ðåáåíîê â ýòîì âîçðàñòå åùå ïðàêòè÷åñêè íå ñïîñîáåí: ñëàáàÿ êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé ðóê åùå íå ïîçâîëÿåò îñóùåñòâëÿòü äàæå òàêèå íåñëîæíûå ñ òî÷êè çðåíèÿ âçðîñëîãî äåéñòâèÿ. Ñòåïåíü ðàçâèòèÿ ñêåëåòíûõ ìûøö è óðîâåíü ñêîîðäèíèðîâàííîñòè äâèæåíèé âî ìíîãîì îïðåäåëÿþò îáëèê ðåáåíêà â ýòîì âîçðàñòå.
Ìûøå÷íàÿ àêòèâíîñòü. Ìûøöû ãîäîâàëîãî ðåáåíêà îáåñïå÷èâàþò åìó âîçìîæíîñòü ïðÿìîõîæäåíèÿ â íåâûñîêîì òåìïå, à ê 3-ëåòíåìó âîçðàñòó ðåáåíîê ìîæåò óæå ïåðåäâèãàòüñÿ äîñòàòî÷íî áûñòðî (õîòÿ íàñòîÿùèé áåã ïîÿâèòñÿ òîëüêî íà ñëåäóþùåì ýòàïå â ýòîì âîçðàñòå ðåáåíîê íå îòðûâàåò íîã îò çåìëè, à èñòèííûé áåã îáÿçàòåëüíî âêëþ÷àåò áåçîïîðíóþ ôàçó). Íè íàñòîÿùåé ñèëû, íè áûñòðîòû, íè âûíîñëèâîñòè ðåáåíîê åùå ïðîÿâèòü íå ìîæåò: äëÿ ýòîãî íå ãîòîâû íè ñàìè ìûøöû, íè óïðàâëÿþùèå èìè íåðâíûå öåíòðû. Ñîäåðæàíèå îêèñëèòåëüíûõ ôåðìåíòîâ â ìûøå÷íûõ êëåòêàõ åùå î÷åíü íåâåëèêî, è îáùèå çàòðàòû ýíåðãèè íà ìûøå÷íóþ àêòèâíîñòü îñòàþòñÿ íèçêèìè. Ïðè ýòîì ìûøöû-ñãèáàòåëè ðàçâèòû ãîðàçäî ëó÷øå, ÷åì ìûøöû-ðàçãèáàòåëè. Îñîáåííî õîðîøî ðàçâèòû â ýòîì âîçðàñòå ìûøöû, îáåñïå÷èâàþùèå ñãèáàíèå â ëîêòåâîì ñóñòàâå è ñãèáàòåëè êèñòè: ðåáåíîê 3 ëåò ìîæåò óäåðæèâàòüñÿ íåêîòîðîå âðåìÿ íà âåñó, óõâàòèâøèñü ðóêàìè çà ïåðåêëàäèíó. Îäíàêî ïîäòÿíóòüñÿ òàêîé ðåáåíîê åùå íå ìîæåò, íåîáõîäèìûõ äëÿ ýòîãî àíàýðîáíî-ãëèêîëèòè÷åñêèõ âîëîêîí â ñòðóêòóðå åãî ìûøö åùå íåò.
Источник
Анатомо-физиологические особенности детей от двух месяцев до года
Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.
Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.
Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году — большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) способствует гидроцефалии — водянке головного мозга.
Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 — верхних, после них — еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее — дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38ЬС) «сбивать» не следует — это естественная защитная реакция организма (см. также гл. Стоматология).
Мышечная система. Если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги — в коленях и притянуты к животу, оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания.
Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких. Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. — 35-40, в 7-12 мес. — 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.
Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.
Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости. Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.
Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.
Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.
Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, «гулит». При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти — этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства — любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.
В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.
5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.
6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.
7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.
8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.
9-месячный выполняет довольно сложные движения — перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: «дай ручку» и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.
10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.
11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.
Источник
Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.
В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!
Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.
Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)
До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех — окружность груди становится больше окружности головы.
Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.
В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.
Физическое
развитие детей до 1 года по месяцам
Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.
К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.
На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.
В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» — улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.
В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.
Пятый месяц — пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.
Шестой месяц — самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.
Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.
В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!
Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.
В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.
Десять месяцев — может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.
В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.
К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.
К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.
На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.
Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.
Источник
Лекция № 2
Тема: Период грудного возраста
План лекции
1. Анатомо-физиологические особенности.
2. Рост и развитие ребенка грудного возраста.
3. Закономерности и правила оценки физического развития.
4. Правила оценки нервно-психического и социального развития.
5. Универсальные потребности ребенка в периоде младенчества.
6. Организация безопасной окружающей среды.
7. Соблюдение гигиенических норм и правил.
Период грудного возраста длится от 29 дней жизни до 12 месяцев.
Анатомо-физиологические особенности детей периода младенчества.
Кожа и ее придатки. С 3-х месяцев появляется потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям пушковыеволосы заменяются более жестким. К 1 месяцу полностью эпителизируется пупочная ранка.
Сохраняется относительная неустойчивость терморегуляции, поэтому ребенок легко перегревается и переохлаждается.
Кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью, чем у взрослого. Кожа эластичная, имеет хороший тургор. В коже происходит синтез витамина D3, который играет важную роль в фосфорно-кальциевом обмене.
Костная система. Костная ткань имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Кости ребенка мягкие, гибкие, поэтому легко возникают искривления.
Череп – швы уплотняются к 3-4 месяцам, большой родничок закрывается к 12-16 месяцам. Окружность груди становится равной окружности головы в 3 месяца, и затем начинает превышать окружность головы к 12 месяцам на 10-12 см.
Формируются изгибы позвоночника:
— к 2 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди в сагиттальной плоскости);
— к 6-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади в сагиттальной плоскости);
— к 12-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз.
Прорезываются молочные зубы в следующем порядке:
— медиальные резцы – 6-9 месяцев;
— латеральные резцы – 9-12 месяцев;
К 1 году жизни у ребенка должно быть 8 зубов.
Количество зубов = возраст в месяцах – 4
Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам
Грудная клетка – цилиндрической формы (до 6 месяцев) или усеченного конуса, ребра имеют почти горизонтальное положение, межреберные промежутки широкие. С одного года появляется физиологическое опущение ребер.
Мышечная система. К 3 месяцам исчезает физиологическийгипертонус сгибателей, причем на нижних конечностях исчезает позже, чем на верхних.
Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отмечается преимущественное развитие крупных мышц: груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Развитие статических функций происходит постепенно. Для их своевременного развития следует с первых дней жизни предоставить ребенку свободу в движениях и помогать ему овладевать ими
Дыхательная система. Сохраняется относительная узость дыхательных путей. Слизистая оболочка нежная, богата кровеносными сосудами, железы слабо функционируют. Придаточные полости – решетчатые; гайморова – развиты слабо; Трахея и бронхи – хрящи мягкие, податливые.
Легкие – происходит увеличение их объема и дифференцирование легочной ткани, формируются новые альвеолы.
Высокое стояние диафрагмы в начале периода. Тип дыхания: грудной
Характер дыхания: поверхностное, частое, аритмичное.
Частота дыхательных движений составляет:
к 6 месяцам – 35-40 в 1 минуту;к 12 месяцам – 30-35 в минуту.
Кашлевой рефлекс у детей первых месяцев жизни выражен слабо.
Сердечно-сосудистая система. Сердце расположено горизонтально, относительно велико, растет неравномерно. До 2-х лет масса сердца увеличивается за счет предсердий, затем растут желудочки.
Артерии относительно широкие и развиты лучше, чем вены. Соотношение просвета артерий к просвету вен – 1:1. В течение первого года жизни сосуды растут особенно интенсивно, чем в последующие годы.
Пульс частый, очень подвижный, может меняться под воздействием самых различных факторов – изменение положения тела, физическое напряжение, при крике, плаче и т.д.
Частота сердечных сокращений к 1-му году – 120-110 в 1 минуту.
Артериальное давление – 80-85 / 40-45 ммрт.ст.
Артериальное давление максимальное (АДmax) определяется по формуле:
до 1 года:АДmax = 70 × n, где n – число месяцев;
после 1 года:АДmax = 80 + 2n, где n – число лет;
АДmin = от ½ до 2/3 АДmax.
Кровь – кроветворение происходит во всех костях. В период грудного возраста отмечается:
— анизоцитоз – неодинаковая величина эритроцитов;
— полихроматофилия – неодинаковая окраска эритроцитов – до 2 месяцев;
— нормобласты, ретикулоциты до 5-6% – молодые формы;
— гемоглобин до 110-120 г/л – в течение первых 3 месяцев жизни фетальный гемоглобин заменяется на взрослый;
— цветной показатель меньше 1,0 – до 0,9;
— СОЭ – от 3 до 5 мм/час.
Лимфатическая система – состоит из лимфатических узлов, лимфоидных фолликулов, диффузных скоплений, лимфоидной ткани – функционально незрелая и ее барьерозащитная функция выражена недостаточно.
Пищеварительная система.
До 3-4 месяцев слюнные железы недостаточно дифференцированы и отличается сухость слизистой, что способствует ее легкому травмированию, поэтому полость рта не надо протирать. Слизистая на всем протяжении нежная, богатоекровонасыщение.Прием пищи только путем сосания. Акт сосания состоит из 3-х фаз: аспирация, сдавливание соска и проглатывание аспирированного молока.
С 4-5 месяцев, вследствие раздражения тройничного нерва прорезывающимися зубами, значительно усиливается слюноотделение, поэтому в возрасте 5 месяцев ребенку можно вводить первый прикорм.
До 1 года положение желудка горизонтальное. Улучшается иннервация кардиального сфинктера, и во 2-ом полугодии жизни срыгиваний обычно не наблюдается. Вместимость желудка в 3 месяца – 100 мл, в 1 год – 250 мл. Желудочный сок содержит все ферменты, но с пониженной активностью.
Микрофлора кишечника обусловлена характером вскармливания. При грудном вскармливании – основные микробы: бифидобактерии, небольшое количество энтерококков и кишечной палочки. При искусственном вскармливании преобладает кишечная палочка.
Печень –крупная, богата кровеносными сосудами, выступает на 1,5-2 см из-под края реберной дуги.
С возрастом частота стула уменьшается, к 1 году – 1-2 раза в сутки.
Источник