Физическое воспитание в интеллектуальном развитии ребенка дошкольного возраста
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в науке; в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети в них проводят большую часть дня. В детских садах предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также должны предусматривать физиолого-педагогические оправданные нагрузки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание — рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Вот почему справедливо отмечал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя». Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
На современном этапе проблема развития умственных способностей дошкольников в процессе физического воспитания приобретает особую значимость, так как по-новому осмысливаются содержание, формы, методы умственного и физического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Актуальность данной темы была определена по следующим параметрам:
— во-первых, на фоне социально-экономических преобразований России изменяются представления о детстве, которое рассматривается теперь как самоценный период человеческой жизни;
— во-вторых, в настоящее время дошкольное образование ориентирует педагога в процессе воспитания на необходимость раннего обучения, которое обосновывается «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях развития ребенка раннего возраста, что может помочь обеспечить плавный переход ребенка в начальную школу;
— в-третьих, физическое воспитание предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности — внимания, восприятия, мышления, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно — следственные связи и др.).
К средствам умственного воспитания относят специально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует умственных действий (прием и переработка информации, анализ, принятие решения и т.п.).
К методам умственного воспитания относятся опрос по преподаваемому материалу; наблюдение и сравнение; анализ и обобщение изучаемого материала; критическую оценку и анализ двигательных действий.
Физические упражнения оказывают прямое и опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий
Умственное развитие определяется интеллектом, интеллектуальными способностями. В широком смысле интеллект — это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле — это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности.
Одним из факторов интеллектуального развития является двигательная активность, в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. Достижения в сфере интеллекта и креативности в значительной мере связаны с уровнем развития психомоторной сферы ребенка. В специальных исследованиях зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что дети, более развитые в физическом отношении, получают более высокие оценки в учебе. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели умственной работоспособности.
Физические упражнения создают возможности для успешного протекания всех психических процессов, т.е. требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Разнообразие движений, богатство координации повышают пластичность нервной системы. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции .
Бойко В. В. пишет, что за период дошкольного детства в умственном развитии ребёнка происходят глобальные изменения: от нерасчленённого восприятия предметов, к умению пользоваться самостоятельно приобретёнными знаниями, навыками.
Под воздействием физических упражнений у детей дошкольного возраста эффективней происходит формирование различных видов мышления:
1) Наглядно-действенное мышление.
2) Наглядно-образное мышление
3) Словесно-логическое мышление начинает формироваться у детей старшего дошкольного возраста. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Рассуждать значит связывать между собой разные знания для того, чтобы получить ответ на стоящий вопрос, решить мыслительную задачу.
Двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния центральной нервной системы, вследствие чего, у ребенка улучшается память, и все мыслительные процессы которые определяют интеллект .
Источник
В данной статье затрагивается тема влияния физического воспитания на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста. В статье идет речь о единстве интеллектуального и физического развития, взаимосвязи развития интеллекта и физических упражнений. Выделяются и описываются характерные особенности дошкольного возраста. Автор отмечает , что одной из приоритетных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду является организация двигательного режима воспитанников, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития личности. Автор приходит к выводу, что существует неразрывная взаимосвязь между физическим воспитанием и интеллектуальным развитием.
«Сила есть — ума не надо». Как глубоко засела в нашем сознании эта поговорка. В обществе сложился стереотип о том, что человек, занимающийся спортом, не может иметь высокий уровень интеллекта. Но так ли это на самом деле? Ведь не менее известное выражение гласит: «В здоровом теле — здоровый дух».
Для начала разберем понятия физическое воспитание и умственное развитие.
Физическое воспитание — система мероприятий и условий, обеспечивающих физическое развитие человека, поддержание его здоровья и работоспособности. Физическое воспитание включает в себя: совершенствование организма человека: внутренних органов, двигательной и костно-мышечной систем, сохранение и укрепление здоровья; просвещение учащихся в вопросах физической культуры, личной гигиены и способов поддержания здоровья и создания здорового образа жизни [1, с. 839].
Умственное развитие как уровень — это совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение новых знаний и умений [2, с. 432]
Отечественный учёный И.М. Сеченов отмечал, что мышечные движения имеют особое влияние на деятельность мозга. Другой не менее известный русский ученый И.П. Павлов также выдвигал мысль о единстве интеллектуального и физического развития [3, c. 172].
Взаимосвязь развития интеллекта и физических упражнений заинтересовала группу ученых из Америки. В 2011 году ими был проведен эксперимент. Четыре группы мышей были помещены в различные условия: первая группа хорошо питалась, жила в клетках, где было много игрушек; вторая группа имела все то же самое, но помимо в клетке находилось беговое колесо; третья группа не имела ничего и питалась скудно; у четвертой группы было только беговое колесо, питание обычное. Результаты исследования показали, что у мышей, в клетках которых было беговое колесо, количество нейронов головного мозга увеличилось, чего нельзя сказать о тех, у кого колеса не было [4].
С чем же это связано? Все дело в том, что физические нагрузки способствуют нейрогенезу — рождению новых клеток головного мозга. Наилучшими катализаторами роста клеток мозга являются аэробные упражнения (бег, йога, интервальные тренировки, кроссфит).
Однако одними физическими упражнениями в развитии интеллекта не обойтись. Для того чтобы новые клетки мозга оставались сохранными, необходимо тренировать память, развивать речь, логическое мышление. В этом и заключается взаимосвязь и взаимозависимость умственного и физического воспитания.
Детей от 3 до 6-7 лет принято относить к категории детей дошкольного возраста. Данный период характеризуется высокой сензитивностью к всестороннему развитию личности. Стоит отметить, что в данном возрасте наиболее интенсивно развивается интеллектуальная сфера.
Не секрет, что гармоничное развитие личности заключается в его комплексности и всесторонности, поэтому в дошкольном возрасте важно не только уделять внимание умственному, но и физическому воспитанию ребенка. А. Н. Леонтьев по этому поводу пишет: «Умственное развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик».
В период дошкольного детства развитие мыслительных операций, таких как анализ, синтез, аналогия, сравнение и др., является приоритетной задачей дошкольного образования, поскольку посредством их ребёнок имеет возможность в полной мере изучать окружающий мир. Здесь мы не можем недооценить значение физического воспитания дошкольника, так как физические нагрузки стимулируют рост клеток головного мозга и, как следствие, развитие восприятия, внимания, памяти. Без этих составляющих когнитивной сферы развитие интеллекта невозможно. Именно поэтому важно соблюдать комплексность в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, соблюдать баланс между умственной и физической активностью.
Одной из приоритетных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду является организация двигательного режима воспитанников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в двигательной активности.
Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в различных формах, способствует снятию утомления, вызванного образовательной деятельностью, что особенно важно учитывать при планировании занятий в старших группах детского сада.
Важно понимать, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития личности.
Источник
Ольга Чурсина
Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физической культуры
Тема «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физической культуры»
Инструктор по физической культуре Чурсина Ольга Анатольевна
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования образовательной организации и каждому педагогу надо переосмыслить содержание и форму работы с детьми.
В нашем детском саду образовательная деятельность осуществляется в условиях реализации тематических модулей, каждый из которых имеет свою направленность в развитии дошкольников: физическое, художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное и речевое. Модульная организация образовательного процесса позволяет осуществлять тесную межпредметную связь в течение всего дня, что благотворно влияет на развитие личности в целом.
Задачи образовательной области «Физическая культура» должны быть направлена не только на развитие физических качеств, но и становление интеллектуальных качеств, и развитие познавательных способностей каждого ребенка.
Построение непосредственной образовательной деятельности в соответствии ФГОС ДО предполагает «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности», в том числе и двигательной.
Какими же средствами физической культуры можно согласовывать познавательную направленность с двигательными компонентами и проследить, как влияют они друг на друга? А ключ к этой задаче – интеграция.
В начале занятия мы мотивируем детей, актуализируем их опорные знания, ставим проблему и ищем пути её решения. В практической деятельности преодолеваем границы «незнания», закрепляем изучаемый материал, и на последнем этапе оцениваем и осознаем результат деятельности. На каждом этапе двигательной активности создаются условия для развития интеллектуального и познавательного потенциала дошкольников.
На примере конкретного занятия я расскажу, какие средства физической культуры я использую, и какое действие они оказывают на интеллектуальное и познавательное развитие малышей.
В рамках познавательного модуля «Мир вокруг нас» в конце ноября я проводила занятие «Тайны хвойного леса».
Цель. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; развитие познавательного интереса к растительному миру в двигательной активности.
Задачи:
Область «Физическая культура«: создать условия для совершенствования прыжков разными способами, развивать ловкость, быстроту реакции, выполнять общеразвивающие упражнения под музыку; совершенствовать игровые упражнения на платформе.
Область «Познание«: создать условия для расширения кругозора о хвойных деревьях, их пользе (изготовление предметов из древесины, прививать любовь и бережное отношение к природе и ее богатствам.
Оборудование: деревянные спилы по количеству детей, бумажные полотенца, деревянный конструктор, песок с янтарными камушками, масло сосны и ели, мнемотаблица «Что изготавливают из хвойных пород деревьев».
На первом этапе была создана мотивационная ситуация: дети увидели деревянные плоские фигуры (кленовый лист, снежинка, сани, елка, вспомнили признаки окончания осени и назвали первые признаки наступления зимы. На данном этапе совершенствовалась память, расширялся словарный запас. Далее вся группа отправлялась в путешествие «на санях» в лес, называя коней (зимние месяцы, которые управляли их «санями», выполняли ритмическую гимнастику «Три белых коня». Здесь развивалось пространственное восприятие, двигательная и образная память, наглядно-образное мышление, внимание, умение быстро ориентироваться в пространстве.
На основном этапе создавались условия для совершенствования всех видов движения. Дошкольники увидели «вырубленный»лес: остались одни пенечки, на них дети вставали и разгадывали тайну вырубленного леса, затем выполняли прыжки и шаги с заданием, далее переворачивали по одному пеньку, находили там картинку, которая показывала, что делают из дерева, выполняли двигательное упражнение и наклеивали эту картинку на деревянную рамку в окошки.Под пенечками лежали картинки со следующими изображениями:
1. «Бумага». Здесь дети выполняли пальчиковую гимнастику «Бумага», двигательное упражнение «Бумажный ручеек», который дети делали сами из бумажного полотенца и выполняли прыжки на двух ногах боком. Совершенствовалось умение ориентироваться в пространстве, стимулировалась мыслительная деятельность.
2. «Дом». Проводилась эстафета «Выстроим дом» с помощью деревянного конструктора. Развивалось пространственное восприятие, наглядно-образное мышление.
3. «Скрипка». Под звуки скрипки был организован игровой стретчинг. У детей развивалось образное мышление, двигательная и образная память.
4. «Лекарственные растения». Выполнялась дыхательная гимнастика «Хвоя». Дети объясняли, чем отличаются запахи разных хвойных пород. Развивалась речь, память, воображение, образное мышление.
5. «Игрушки для детей». Игровое упражнение с предметом – деревянным вагончиком — дети выполняли, подлезая под дуги разной высоты. Совершенствовалось внимание, двигательная и слуховая память.
6. «Мебель». Упражнения проводились на гимнастической скамейке. Развивалась речи через формирование умения произвольно выполнять двигательные действия с использованием знаков языка.
7. «Янтарь». Заучивались считалки, упражнения для мелкой моторики рук в песке. Закреплялись знания о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина, в одном упражнении объединялись двигательные и сенсорные мыслительные процессы с целью обеспечения сознательного выполнения действий.
8. «Новогодние игрушки». Дети украшали новогоднюю елку. Развивались способности быстро ориентироваться в пространстве.
На заключительном этапе дети смотрели на «окошки» и вспоминали о пользе хвойных деревьев. Одно окошко осталось пустым. Дошкольники предлагали свои варианты, чем его заполнить. И так как елочка росла одна среди пенечков, то дети предложили помочь нашей новогодней красавице, и чтобы ей одной не было скучно, посадить новый здоровый лес. Малыши взяли трафареты елок и на «санях» отправились в свою группу рисовать елочки. На данном этапе совершенствовалась речь, зрительная память, внимание, образное мышление.
Построенные таким образом занятия по физической культуре позволяют согласовать познавательную направленность занятия с двигательными компонентами, а, значит, обеспечить развитие интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников средствами физической культуры.
Источник
Елена Селиванова
Взаимосвязь физического и умственного развития ребенка
В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Импульсы, посылаемые по нервам из рецепторов мышц и сухожилий, стимулируют деятельность головного мозга, помогают коре больших полушарий поддерживать нужный тонус. Напряженная поза задумавшегося человека, напряженное лицо, сжатые губы во время какой-либо умственной деятельности, свидетельствуют о том, что человек непроизвольно напрягает свои мышцы с целью более успешного выполнения поставленной перед ним задачи.
Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.
Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.
Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).
Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций, лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.
Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).
Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры.
Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.
Интеллектуальные функции изменяются не под воздействием физической нагрузки, оказывающей непосредственное влияние на развитие физических качеств, а в процессе осуществления мыслительной деятельности, предваряющей и сопровождающей выполнение двигательной программы. В связи с этим механизм прямого воздействия на интеллектуальную сферу следует искать не столько в совершенствовании двигательных качеств, сколько в организации мыслительной деятельности детей по ходу выполнения двигательных действий.
При длительной интенсивности умственной деятельности головной мозг не в силах переработать нервное возбуждение, которое начинает распределяться на мышцы. Они становятся как бы местом разрядки мозга. Активные мышечные напряжения, выполняемые в этом случае, освобождают мускулатуру от излишнего напряжения и гасят нервное возбуждение.
Установлена корреляционная связь между интегральной способностью к координации движений (равновесием) и некоторыми показателями дивергентного мышления (гибкостью его и продуктивностью, а также общей вербальной продуктивностью у взрослых людей. При более развитой координации движений выше показатели гибкости и продуктивности мышления. Эта закономерность может быть использована для разработки тренингов и специальных занятий, направленных на развитие мышления через тренировки физических способностей.
Источник