Физическое воспитание ребенка 5 лет

Когда детям 4-5 лет, физическое воспитание «переходит» на новый уровень. Этот период обозначают как средний дошкольный возраст. Ребенок растет, его организм изменяется. Каждый малыш индивидуален, как и его физические возможности. Но существуют общие правила развития, подходящие для этой возрастной категории. Чтобы этап роста и формирования проходил правильно, нужно подобрать систему упражнений. Некоторые родители уделяют больше внимания интеллектуальному развитию. Но для полноценного и всестороннего роста личности нужно сочетать эти два направления. Физическое воспитание детей 4-5 лет позволяет ребенку гармонично развиваться.
Содержание:
- Физическое развитие. Что учесть при составлении программы;
- Физическая культура для детей 4 лет;
- Физическая культура для ребенка 5 лет;
- Физическая педагогика. Как быть если ребенок пассивен;
- Программа физических занятий для детей среднего школьного возраста;
Физическое развитие. Что учесть при составлении программы
В значительной степени на показатели влияет наследственный фактор. Если родители ребенка низкого роста и миниатюрной комплекции, то чадо будет иметь рост и вес ниже среднего. На телосложение влияет наследственность, питание, образ жизни. Недостаток физической активности негативно сказывается на самочувствии и поведении. Вот почему так важно следить за рационом питания, режима дня и не забывать про физическую культуру. И эта задача возлагается на родителей. Если показатели роста или веса выходят за пределы нормы, то необходимо обратиться к специалисту: педиатру, эндокринологу или диетологу. Он поможет выяснить причину проблемы.Картина физического развития ребенка определяется по нескольким критериям:
- Рост;
- Вес;
- Окружность грудной клетки (нужно измерить);
- Показатели внутренних органов;
- Показатели костной системы;
- Состояние мышц;
- Уровень развития мелкой моторики;
Важно
Начинать следует с простых упражнений. А только потом увеличивать сложность. Тогда ребенок не будет испытывать стресса. Развитие должно проходить в комфортном для него режиме. Давать сразу слишком сложные задания не стоит. Если у ребенка не будет получаться их выполнять, то он потеряет к ним интерес. Перенагрузка не сделает малыша здоровее, а привести к недугам ― запросто.
Физическая культура для детей 4 лет
Этот возраст характеризуется активным движением. Дети начинают изучать тело, пробуют свои силы. Физическое воспитание ребенка в 4 года, должно соответствовать его возможностям. Подумайте, сможет ли он выполнить то или иное упражнение.
В этом возрасте нужно сформировать интерес к спорту и активным играм. Сейчас родителю это будет проще сделать, чем когда ребенок подрастет. Если он полюбит подвижные игры, то школьная жизнь не станет испытанием. Чадо социализируется, умеет работать в команде, у него развита реакция. В физическое воспитание ребенка, которому 4 года уместно включать утреннюю зарядку. Прививайте малышу «здоровые» привычки. Поначалу, занятие ребенку может показаться скучным. Поищите в Интернете детские зарядки. На видеохостингах есть варианты с участием мультперсонажей, детей, учителей. Они красочные, музыкальные и показывают, как правильно делать упражнения. С ними ребенку будет веселее заниматься. Хорошо, если первый и второй «урок» пройдет с участием родителя. Это укрепит вашу связь и поддержит малыша. Обязательно хвалите ребенка, когда у него получается делать упражнения правильно.
Таблица развития 4-летнего ребенка.
Показатели | Мальчики | Девочки |
Средний рост по данным ВОЗ | 103,3 см | 102,7 см |
Вес | 16,3 кг | 16,1 кг |
Физическая культура для ребенка 5 лет
Дети в 5 лет особенно нуждаются в физическом воспитании. Они начинают чувствовать свое тело, движения становятся более уверенными. Им хочется двигаться, выплеснуть этот заряд. Если родитель не поможет направить эту энергию в нужное русло, то ребенок будет плохо спать. Он становится перевозбужденным, капризным, нервно реагирует на мелочи. Малышу нужно реализовать свои силы и он еще не совсем понимает как это сделать и когда.
Зачастую взрослые недооценивают интеллектуальные возможности детей, а вот физические, могут не оправдать завышенных ожиданий. Поэтому не удивляйтесь, если ребенок не справляется с насыщенным расписанием: каратэ, танцы, футбол. В таком возрасте лучше остановиться на чем-то одном. Если эти занятия чадо очень любит, то равномерно распределите уроки по неделе. Физическое воспитание детей 5 лет включает дисциплинированность и нацеленность на результат. На примере спорта понятен принцип: чем чаще делаешь какое-то движение, тем лучше получается. Это знание применяется и в отношении учебы. Как известно, «повторение ― мать учения».
Дошкольник должен уметь:
- Уверенно подниматься и спускаться по лестнице;
- Ходить задом-наперед;
- Прыгать;
- Стоять на одной ноге и сохранять равновесие;
Таблица развития 5-летнего ребенка.
Показатели | Мальчики | Девочки |
Средний рост по данным ВОЗ | 110 см | 109,4 см |
Вес | 18,3 кг | 18,2 кг |
Физическая педагогика. Как быть если ребенок пассивен
Что делать тем, у кого чадо предпочитает спокойное времяпровождение? Не стоит принуждать его к активности. Настойчивость только отбивает желание. Это делают постепенно и тактично. Разберитесь почему ребенку не интересен спорт и физическая культура. Это может быть по нескольким причинам:
- Он часто болеет и плохо кушает. Тогда у ребенка просто нет сил на физические упражнения. Нужно проконсультироваться с педиатром. Разнообразить режим питания. И только после этого постепенно вводить физкультуру.
- Не привита физическая активность ранее. Даже если ваш ребенок меланхоличен, или склонен к интеллектуальному или творческому развитию больше, ему также важна физкультура.
- Неуверенность в себе;
- Плохие воспоминания с какой-либо игрой;
- Боится потерпеть неудачу;
Последние 3 проблемы вы можете помочь разрешить. Предложите ребенку поиграть или поупражняться для начала вместе в домашнем кругу. Чаще хвалите его, придумайте награды: картонные медали, статуэтки, которые можно вручать как кубок. Можно завести «спортивный дневник» и вклеивать наклейки за достижения. Когда у дитя начнет получаться, он поверит в себя, то станет более открытым.
Программа физических занятий для детей среднего школьного возраста
Родителям не нужно читать целый реферат на тему физического воспитания детей. В списке ниже есть полезные упражнения, которые помогут ребенку развиваться правильно и своевременно для его возраста. Помимо этого, будет полезен велосипед, самокат. В северных регионах дети рано становятся на лыжи и коньки.
- Ежедневная утренняя зарядка. Улучшает настроение, помогает пробудиться, насыщает кровь, а соответственно мозг кислородом. После зарядки ребенок более продуктивен. Ускоряясь, кровоток разносит больше полезных микроэлементов. Иммунитет укрепляется. Улучшается осанка. Если упражнения войдут в привычку, детям будет легче вставать по утрам. Важный пункт ― делать их регулярно.
- Подвижные игры командные игры. С физической точки зрения заставляют ребенка быть проворным, активным, развивают реакцию. Улучшают физические способности. Чадо начинает осознавать, что порой для победы нужен коллектив и слаженность. Основной урок ― не всего можно добиться в одиночку. Также, они научат ребенка чувствовать других игроков. Развивает чутье, понимание что сделает другой участник игры без слов (пас, передача, рывок).
- Развиваем координацию: бег через перегородки «Змейка», прыгаем через скакалку, играем в «классики». Хороший повод выйти на улицу, подышать свежим воздухом и поиграть на детской площадке. Если ее нет, то в условиях частного дома, можно легко создать «Змейку» самостоятельно. Игра «замри». Правила простые: включаем музыку, а когда наступает пауза, ребенок должен замереть в одной позе и не двигаться. Еще будет полезно катание на качеле.
- Физминутка после полудня. Разминаем пальцы, кисти рук, плечи, голеностоп. Можно попрыгать на месте, приседать, встаем на носочки и тянемся к солнцу. Чтобы было веселее, придумайте стишки, песенки, сравнения, которые озвучивали бы действия. Так ребенку будет легче запомнить последовательность и делать разминку даже без вас: в садике, гостях, у бабушки.
- Дети любят соревнования. Они развивают лидерские качества, силу воли, учат старанию. Главное, научить уважать соперников и с достоинством принимать неудачи. Соревноваться можно во всем: кто дольше простоит на одной ноге, провесит на турнике, кто быстрее поднимется по лестнице (спускаться наперегонки опасно).
- Развиваем реакцию, меткость и ловкость: игры с мячом, стрельба из водных пистолетов, ловим бабочек, хлопаем мыльные пузыри, играем в снежки, вышибалы. Уклоняемся от «снарядов». Бегаем с наклонами в стороны, перенося вес с одной ноги на другую.
- Упражнения на развитие вестибулярного аппарата: ходим по бордюру, бревну, дорожке «Змейка» на детской площадке. Делаем наклоны головой, а затем туловища ― это тоже помогает «активировать» вестибулярный аппарат у ребенка. Кружимся сначала в одну сторону, затем в другую.
Источник
Наталья Баланева
Физическое развитие детей 4–5 лет
Когда ребёнку исполняется 4 года, период раннего детства заканчивается. Наступает дошкольный период, который характеризуется определёнными особенностями физического развития. В этом возрасте дети ведут активный образ жизни, много двигаются, познают окружающий мир.
Ребёнок, достигший 5 лет,способен:
Бегать на достаточно длинные дистанции (200-300 м). Не каждый родственник сможет его догнать. Бегать он может и на ровной, и на пересечённой местности, огибая неровности, деревья, строения, перепрыгивая через ямки.
Двигаться практически как взрослый: чётко и скоординировано. Он может закрыть глаза и легко дотронуться до своего носа или уха.Повышается ловкость игры в мяч: малыш его быстро ловит и бросает обратно.
Следить за равновесием. Теперь для него не проблема пройти по чему-нибудь узкому.
Хорошо прыгать: перепрыгивать через ступеньку или через несколько лежащих на полу предметов. У него получается прыгать через скакалку, в том числе и на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики», «резиночки».
Легко и долго лазить по «шведской стенке».
Мускулатура рук у детей 5 лет уже неплохо развита, поэтому они могут немного подтягиваться на скамейке.
Необходимо ежедневно заниматься физическим развитием своего чада – придумывать и играть в подвижные игры, приучать его к зарядке.
Зарядка может состоять из комплекса простейших упражнений на разгибание и сгибание конечностей, повороты и приседания. Она не только оказывает положительное влияние на физическое состояние ребенка, его иммунную систему, но и приучает к дисциплине и порядку.
Малыша 4-5 лет необходимо водить на специальные занятия. Для развития физической активности мальчика можно записать в спортивную секцию, а девочку водить на танцевальные занятия.
Родители должны способствовать развитию социальной активности своего чада. Ребёнок должен регулярно видеть других детей, общаться с ними, играться в парках, на детских площадках. Дома необходимо читать с малышом сказки, обсуждать их, а также заниматься рисованием и лепкой из пластилина, глины или теста. Эти занятия укрепят мышцы ладони и понемногу подготовят руку к письму. Стоит заниматься и играми, направленными на развитие мелкой моторики – сбор различных конструкторов, пазлов.
Ребёнок должен помогать маме и папе в домашних делах.К 4 годам у него уже должны быть свои обязанности: убирать игрушки, вытирать пыль, собирать посуду со стола.
Чтобы следить за физическим здоровьем ребёнка, необходимо регулярно проходить осмотры у окулиста, хирурга, отоларинголога, кардиолога, участкового педиатра, проводить ЭКГ.
К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родители могут понаблюдать за своим чадом, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В соответствии с его талантами и интересами, ребёнка можно записать в кружки (рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т. п.).
В воспитании детей важным является психологический климат в семье. Отсутствие громких криков и ссор между родителями, резкого тона по отношению к малышу, создают благоприятную атмосферу как для физического, так и для психоэмоционального развития малыша.
Ребёнку 5-го года жизни важно чувствовать свой успех, поэтому мама и папа должны поощрять его достижения. Если у него что-то не получается, малыша необходимо подбадривать, верить в него. Если часто делать замечания и постоянно одёргивать ребёнка, у него может пропасть всё желание стараться и достигать успеха.
Стоит отметить: чем сознательнее родители относятся к воспитанию ребенка, тем успешнее он развивается.
Источник
Мария Орел
Особенности физического развития детей 5,5–6,5 лет
У детей 5-6 лет совершенствуются двигательные умения и навыки. Развивается культура движений и телесная рефлексия. Развиваются психофизические качества: быстрота, сила, выносливость, гибкость. Формируется умение осознанно и творчески выполнять движения. У детей закрепляется умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры. Они учатся бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учатся лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учатся прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, правильно отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учатся сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе. Всесторонне развивается личность ребенка, формируются физические, умственные, нравственные, эстетические, духовные качества.
К концу года дети 5-6 лет мог
ут:[/b]
1. Ходить и бегать легко и ритмично, сохранять правильную осанку, направление и темп.
2. Лазать по гимнастической стене, с изменением темпа.
3. Прыгать в длину с места, с разбега, не менее 100 см., прыгать через скакалку.
4. Метать предметы правой и левой рукой на расстоянии 5-9м., в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м., бросать мяч верх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч о землю не менее 10 раз, владеть школой мяча.
5. Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
6. Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, в шеренге; выполнять повороты на право, налево, кругом.
7. Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и не имитационные упражнения, демонстрируя красоту и грациозность, выразительность и пластичность движений.
Физическое развитие детей 6 – 7 лет:
У детей 6-7 лет формируется потребность в ежедневной двигательной деятельность. Совершенствуется техника основных видов движений, появляется естественность, легкость, точность, выразительность их выполнения. Закрепляется умение соблюдать заданный темп при ходьбе и беге. Дети учатся сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Учатся перелазать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учатся перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе. Также у детей развиваются психофизические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Дети продолжают упражняться в статистическом и динамическом равновесии, развивают координацию движений и ориентировку в пространстве. Закрепляют навыки спортивных упражнений. Учатся самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвуют в уходе за ними. Продолжают учиться самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
К концу года дети 6-7 лет мог
ут:[/b]
1. Выполнять правильно все основные виды движений.
2. Прыгать в длину с места не менее 100см., с разбега 10см., в высоту 50см., прыгать через короткую и длинную скакалку.
3. Перебрасывать набивные мячи, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с 4-5 м., метать предметы правой и левой рукой на 5-12 м., владеть школой мяча.
4. Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко, ритмично, в заданном темпе.
5. Сохранять правильную осанку.
6. Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.
Совет родителям:
Родители должны поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.
Источник
Вашему малышу 4-5 лет? Значит, вы уже поняли, что усидеть на месте он не может. Движения, активные игры, беготня, кувырки и прыжки — вот чем любит заниматься малыш. Родителям нужно понимать, что физическое развитие в этот период проходит бурно. Кроха учится пользоваться своим телом, улучшается его координация движений. Для него полезны спортивные тренировки. Вы можете заниматься с малышом сами – это несложно.
Подбирайте упражнения под его возраст и возможности. Если он ходит в детский садик, то с ним обязательно занимаются физкультурой там. Физическое развитие важно не только с точки зрения укрепления мышц – активность влияет на качество психического развития, формирование личности. Если кроха уверенно чувствует себя в своем теле, значит, он более общительный, уверенный в себе. Стоит помнить, что нельзя заниматься физкультурой во время болезни, иначе это может еще сильнее навредить здоровью детей.
Активная жизнь
Желание двигаться совершенно нормальное для детей 4-5 лет. Они уже достаточно уверенно чувствуют себя, научились управлять телом.
Очень важная задача сейчас — укрепить мышцы, кости, суставы. Для этого, конечно, нужно добавить в рацион ребенка больше кальция, молочных продуктов, мяса.
Беготня, игры и постоянное движение — обычное занятие ребенка сейчас. Ему просто необходимо двигаться: так он снимает напряжение. Например, в детском саду упражнения и занятия проводятся в середине дня – так малыши сбрасывают напряжение от простых уроков и общения. Это помогает им расслабиться. Тут прямая связь: малыш побегал, устал, значит, будет хорошо спать. Нормальный сон днем — необходимый отдых в этом возрасте.
Для детей подвижные игры сейчас имеют важное значение. Группку детей можно научить играть в самые простые детские игры – они и не заметят, как целый час проведут в движении. Сейчас важная задача организма — стимулировать укрепление мышц, развитие скелета, а для этого необходимы ежедневные тренировки. Родителям не нужно ограничивать малыша в двигательной активности.
Необходимость физического развития
Необходимо физическое и психическое развитие необходимо для того, чтобы личность ребенка сформировалась правильно.
Недостаток движений, невозможность владеть своим телом сказывается на психике детей.
Дети в 4 годика уже осознают себя, умеют немного видеть со стороны. Нет физической активности — малыш вялый, часто болеет, слабый, на фоне сверстников выглядит неумелым, застенчивым. Это плохо сказывается на его самооценке, мешает ему правильно общаться, заводить друзей.
Достаточная физическая подготовка дает уверенность в себе. Это не какой-то фокус психологов, а вполне реальный факт. Спортивные тренировки, зарядка, физкультура развивают координацию движений, повышают реакцию и концентрацию. Так человек чувствует себя уверенно в своем теле. Даже для ребенка 4-5 лет это важно.
Занятия физкультурой помогают малышу поддерживать нормальный вес. Из-за пассивного образа жизни, недостатка движений часто начинаются проблемы с весом еще в раннем возрасте. Потом это отрицательно скажется на функционировании эндокринной системы. К 4-5 годам дети теряют свой «детский жирок», тело вытягивается. Это нормально, не стоит переживать. Потеря в весе может быть в пределах 2 кг.
Что уже умеет кроха
Физическое развитие малышей 4 лет отличается от 5-летних. Давайте рассмотрим оба возраста, чтобы увидеть прогресс ребенка всего за 1 год. Итак, что ребенок умеет в 4 года:
- хорошо бегает,
но все еще имеет проблемы с координацией;
- выполняет некоторые простые гимнастические упражнения: преодоление препятствий, мостик, стойка на одной ноге…;
- может пробежать до 150 метров;
- прыгает вперед и назад, может сделать 5-6 прыжков вперед подряд;
- умеет лазить по шведской стенке, правда, ручки еще слабые;
- делает кувырок вперед.
Прошел всего один год – малышу теперь 5 лет. Что он умеет:
- бежит уже
200-250 метров без остановки, на бегу может перепрыгнуть через небольшое препятствие;
- движения более уверенные, ребенок реже падает;
- развивается равновесие – кроха может пройтись по бревну;
- прыгает через скакалку, крутит обруч;
- любит упражнения на шведской стенке: может часами лазить, спрыгивать.
Для ребенка интерес к движениям — это нормально. Не принуждайте кроху 4-5 лет сидеть спокойно и играть в тихие игры. Это приведет к тому, что малыш будет перевозбуждаться, плохо спать ночью. Движения — возможность сбросить напряжение, дать выход энергии. Если малыш не посещает садик, то обязательно ходите с ним гулять на улицу. На площадке он сможет побегать, полазить, поиграть с другими детьми в активные игры.
Простые упражнения
Чтобы физическое развитие проходило правильно, с ребенком нужно заниматься. У детей в детском садике обязательно будут простые уроки физкультуры, где воспитатель показывает простейшие упражнения. Такие уроки длятся 15-20 минут, также часто устраиваются «спортивные минутки», чтобы дети немного отдохнули от занятий.
Точно так же с малышом можно заниматься дома. Например, утром папа делает зарядку. Пригласите малыша позаниматься с вами. Самые простые упражнения для ребенка 4-5 лет:
- 5 приседаний;
- наклоны в разные стороны;
- «мельница», повороты с вытянутыми руками;
- постоять на одной ноге, поменять ногу;
- прыжки на одной и двух ногах;
- бег на месте (1-2 минуты).
Так можно заниматься дома или даже на спортивной площадке. Когда кроха сможет без труда справляться с упражнениями, вводите что-то новое. Например, предложите потихоньку пробежать круг вокруг стадиона.
Такие упражнения для детей полезны не только с точки зрения физического развития. Они помогают концентрироваться, ставят некую задачу перед малышом. Ему хочется научиться делать что-то лучше, быстрее – это дает достаточное волевое развитие, стимулирует силу воли.
Этого делать нельзя
Родителям, которые занимаются физкультурой с малышами, нужно помнить несколько простых правил.
- Нельзя
заниматься, если у ребенка простуда, он болеет. Это сильная нагрузка на сердце и легкие.
- Малышу 4-5 лет? Подбирайте для него только простые упражнения, рассчитанные на его возраст.
- Не более 5 повторений для малыша 4 лет, не более 10 – для 5 лет.
- Если малыш жалуется, что ему тяжело, то лучше уменьшить нагрузку. Нельзя настаивать, заставлять, особенно если ребенок жалуется на боль.
- Не ругайте кроху, если что-то не получается.
Конечно, вам нужно правильно мотивировать ребенка, чтобы ему хотелось заниматься. Расскажите, зачем вы это делаете: чтобы быть здоровым, быстрее вырасти. Просто заставлять детей разниматься, без разъяснений — это неправильно.
Постройте ваши занятия в виде игры, устраивайте небольшие соревнования. Дайте малышу победить. Указывайте на все ошибки мягко, показывайте, как делать правильно. Он еще не может относиться к занятиям критично, так что просто четко, медленно показывайте упражнения.
Источник