Физическое воспитание ребенка 3 года

Физическое воспитание ребенка 3 года

У ребенка третьего года жизни наряду с продолжающимся развитием движений происходит значительное увеличение запаса слов, развитие внимания, памяти. Улучшается координация движений. Заметно изменяются важнейшие двигательные навыки ходьба становится ритмичнее, движения рук и ног более согласованными. В число упражнений для развития ходьбы включают ходьбу по узкой дорожке, по ребристой доске, по широкой стороне гимнастической скамеечки, по наклонной доске и т. п.

На третьем году жизни развивается такой важный двигательный навык, как бег. Во время бега в работу вовлекаются многие мышцы, что стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, дыхание, обмен веществ. Все это делает бег особенно ценным для физического развития малыша. Многие авторы считают, что бег у детей раннего возраста отсутствует потому, что они не могут еще осуществить одновременный отрыв обеих ног от опоры — так называемую фазу полета. Эта фаза появляется на третьем году жизни. Дети начинают охотнее бегать, чем ходить. Бег маленького ребенка характеризуется малой ритмичностью, неравномерностью шага, отталкиванием от опоры всей ступней и легкой потерей равновесия. Развитие бега и его совершенствование происходит во время целенаправленных занятий по физическому воспитанию и находится в прямой зависимости от их качества.

Бросание и метание, появившиеся как двигательный навык на втором году жизни, продолжают развиваться: во время бросания ребенок учится принимать правильную позу, поворачивать туловище в сторону броска и т. д.

Подвижные игры детей этого возраста становятся более разнообразными. Дети легко подражают взрослым, особенно охотно играют с куклами.

Все это должно учитываться при организации физического воспитания. Утренняя гигиеническая гимнастика детей третьего года жизни строится по тем же принципам, только упражнения, входящие в нее, становятся более сложными по сравнению со вторым годом. Ниже мы приводим пример сюжетных «двигательных» рассказов для проведения утренней гимнастики с детьми от 2 до 3-х лет.

«Часики»

Ходьба с качанием рук влево и вправо — «тик-так, тик-так», подражая движениям маятника у часов. Ребенок ходит за взрослым по комнате.

  1. «Стрелки»: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Круговые движения рук в одну и другую сторону — «стрелки крутятся». Возврат в исходное положение. 3-4 раза.
  2. «Бой часов»: стоя руки на поясе — наклон туловища вперед и выпрямление его. При наклоне произносить звуки — «Бим-бом». 3-4 раза.
  3. «Сломались часики»: из положения стоя, руки на поясе, ребенок делает глубокие приседания. 2-3 раза.
  4. «Ремонт часов»: исходное положение то же; поднять выпрямленные руки вверх с приподниманием на носочки — «сняли часики». Возврат в исходное положение — «будем чинить часики». 3-4 раза.
  5. «Часики пошли, маятник качается»: из положения стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе — боковые наклоны туловища. 3-4 раза.
  6. Бег 15-20 сек., постепенно замедляемый. Ходьба 30-40 сек.

«Прогулка в лесу»

«Идем гулять» — спокойная ходьба 1-2 минуты.

  1. «Большие деревья»: исходное положения стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднимание выпрямленных рук вверх, возврат в исходное положение. 3-4 раза.
  2. «Нюхаем цветочки»: стоя, руки на поясе. Приседание — «сорвали цветочек». Возврат в исходное положение — глубокий вдох — «нюхаем цветочек». 3-4 раза.
  3. «Ветер качает деревья». Из исходного положения стоя, руки вверх — боковые наклоны туловища. 3-4 раза.
  4. «Пилим бревнышко»: исходное положение стоя напротив взрослого или другого ребенка, взявшись за руки наперекрест. Сгибание и разгибание рук попеременно с поворотом туловища вправо и влево. 4-6 раз.
  5. «Переход через ручеек»: ходьба по узкой дорожке или широкой стороне гимнастической скамеечки; для равновесия руки в стороны.
  6. «Зайчик прыгает»: исходное положение стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на носочках. 6-8 раз.
  7. Утренняя гимнастика заканчивается спокойной ходьбой по комнате с постепенным замедлением. 30-40 сек.

Специальные занятия по физическому воспитанию детей 3-го года жизни включают физические упражнения для всех мышечных групп из различных исходных положений, а также упражнения прикладного характера в виде ходьбы, бега, лазания, метания, элементы игры с .мячом и подвижные игры, соответствующие возрасту ребенка и его особенностям.

Эти занятия проводятся в домашних условиях индивидуально с каждым ребенком, а в условиях детского учреждения с группой детей от 6-ти до 8-ми человек. Проведение таких занятий в детском саду или яслях облегчено тем, что там имеется специальное оборудование, возможно музыкальное сопровождение занятий и более квалифицированное их проведение. Воспитание ребенка в детском учреждении, по крайней мере с третьего года жизни, имеет целый ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с домашним. Это касается не только физического воспитания, но и других сторон воспитательного процесса.

Приводим пример специального занятия по физическому воспитанию с ребенком третьего года жизни в условиях семьи.

  1. Ходьба по кругу вслед за взрослым — обычная ходьба, на носочках, на наружном и внутреннем своде стопы.
  2. «Лодочка»: сидя верхом на скамеечке или табурете, поднять руки в стороны, наклониться вправо и влево, возвратиться в исходное положение. «Лодочка качается». 3-4 раза.
  3. Из положения лежа на спине поднимание выпрямленных ног до угла 90°. 2-3 раза.
  4. «Каша кипит»: глубокое дыхание, руки лежат на животе и груди. 6-8 раз.
  5. «Рыбка»: лежа на животе, ладони перед грудью, поднять голову и плечи, вытянув руки вперед, прогнуть спину — возврат в исходное положение. 2-3 раза.
  6. «Длинные и короткие ноги»: сидя на стульчике, вытянуть ноги, потом согнуть их. 4-6 раз.
  7. Игра «Мишка»: стоя на коленях, руки поднять вверх, наклониться и упереться ладонями в пол — «мишка поднимает лапы». Поочередно приподымая руки, подворачиваться вправо, затем влево — «мишка затопал».

    При выполнении этой части упражнения колени ребенка остаются на месте, бедра под прямым углом к туловищу, на пятки не садиться. Стоя на четвереньках, поднять левую руку в сторону, поднять голову и посмотреть на поднятую руку. Возвратиться в исходное положение. То же ребенок проделывает в другую сторону — «мишка смотрит на лапу».

  8. «Дровосек»: исходное положение стоя, ноги шире плеч, пальцы рук в замке. Руки поднять вверх, наклон туловища вперед, руки проносятся между ног — «У-у-ух!-(раскололи полено». Возврат в исходное положение. 3-4 раза.
  9. Проползание на животе под скамеечкой или веревочкой (высота 20 см).
  10. «Переход через ручеек»: пройти по гимнастической скамеечке, сохраняя равновесие, спрыгнуть с нее. 2-3 раза.
  11. Метание малого мяча в обруч или корзину на уровне груди с расстояния 100-125 см. 4-6 раз.
  12. Ходьба с постепенным замедлением.

Подвижные игры в физическом воспитании детей раннего возраста. В развитии движений ребенка второго и третьего года жизни, да и в общем развитии детей большое значение имеют подвижные игры. Их роль не только в определенном воздействии на речь ребенка, в организации коллективных действий, но и в развитии разнообразных движений, производимых в благоприятной эмоциональной обстановке.

Во время подвижных игр развивается координация движений, совершенствуются такие важные двигательные навыки, как ходьба, бег, лазание, бросание. Здесь, в отличие от гимнастических упражнений, характер, точность движений не предусматриваются. Важен конечный результат, определяемый правилами игры. Однако двигательные навыки, выработанные в физкультурных занятиях, закрепляются в играх. В физическом отношении подвижные игры создают наилучшие условия для удовлетворения потребностей ребенка в движениях. Игры являются одним из средств для развития и закрепления правильной осанки, которой надо уделять внимание уже в раннем возрасте.

В играх воспитываются, конечно, не только двигательные навыки, важна и выработка определенных качеств характера — смелости, уверенности и т. д. Но эту сторону подвижных игр мы не имеем возможности подробно рассмотреть в нашей брошюре.

На втором году жизни используются различного рода игры с мячом — перекатывание его, отталкивание подвешенного в сетке мячика, прокатывание по дорожке и т. д. Помимо разных игр с мячом большое распространение имеют игры, включающие ходьбу типа «догоню — догоню». С развитием речи игры становятся все более разнообразными.

На третьем году при проведении подвижных игр от ребенка можно требовать не только четкости в выполнении отдельных элементов игры, но и согласования его действий с действиями других детей, участвующих в игре. Возможно усложнение игр введением определенных правил.

Для проведения подвижных игр лучше всего придумать небольшой рассказ, хорошо понятный малышу по содержанию и образам. Например, ребенок изображает кошечку, птичку: кошка убегает от собаки или птичка улетает…

Игра «Кошка и собачка»: ребенок-«кошечка» спокойно лежит на спине — «кошечка нежится на солнышке». По сигналу — «собака!» ребенок должен быстро встать и убежать в условленное место. Игра может быть усложнена: взрослый берет на себя роль «собачки», тогда «кошечка» убегает от догоняющей ее «собаки».

Игра «Зайчик и охотник»: ребенок поочередно изображает то охотника, то зайчика. «Охотник» тихо, на носочках, крадется по лесу, перепрыгивает через ручей, снова крадется тихо-тихо… Затем в лесу появляется «зайчик» — ребенок прыгает как зайчик. Все движения можно показать ребенку, стараясь, чтобы он повторял их за вами. Игру можно построить и так, чтобы малыш изображал зайчика, а взрослый взял на себя роль охотника.

Игра «Догони медведя»: взрослый с игрушечным мишкой убегает от ребенка — ребенок в игре пытается догнать медведя. Малыш может участвовать в игре и в роли медвежонка.

Много игр можно проводить с мячом — ребенок катает мячик, бросает его и приносит обратно, бросает мяч взрослому и ловит его и т. д.

Дома, а в детском учреждении в особенности, надо создать такую обстановку во время бодрствования, чтобы у малыша поддерживалось постоянное стремление к движениям. Этому способствует просторное помещение, подбор и расстановка детской мебели, достаточное количество мячей, шаров, обручей. Для детей второго и третьего года жизни надо позаботиться о разнообразных каталках или тележках, которые вначале толкают перед собой, а потом тянут за веревочку или шнурок. Крупный «строительный материал»: кирпичи, ящички и дощечки — дают возможность ребенку совершать самые разнообразные движения рук и туловища во время складывания, перекладывания, переноса этого материала. Конечно, в использовании всей этой обстановки для развития движений детей важна роль взрослого. Надо вызвать у малышей интерес, показать, как и что можно делать с имеющимися предметами, вовлечь детей в игру. Играя с ребенком, можно одновременно обучать его некоторым навыкам, например, спускаться и подниматься по лестнице, катать мяч, бросать его вверх и вниз. Важно также, чтобы во время игры ребенку предоставлялась возможность для отдыха — усиленная деятельность сменялась спокойной игрой.

Все виды физического воспитания детей этого возраста помогают овладению сложными видами движения — ходьбой по поверхности разного рельефа и наклона, преодолению препятствий, бегом в прямом направлении. Одновременно возникает и укрепляется навык согласовывать свои действия с указаниями взрослых: остановиться или продолжить движение по сигналу взрослого, изменить темп движения, перейти с ходьбы на бег, и наоборот.

Источник

Физическое воспитание детей 3-4 лет.

Физическое воспитание детей  в  детском саду предусматривает укрепление и  охрану здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у  детей двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребёнком, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствование всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой ,  мышечной, дыхательной, и др.).
Маленький ребёнок проявляет большую потребность в движении. С его ростом под воздействием окружающих взрослых быстро расширяется круг доступных движений.
Ловкость, быстрота, сила, выносливость – вот те двигательные качества, которые необходимо развивать у дошкольников.
Двигательные качества у детей дошкольного возраста развиваются в процессе выполнения различных движений, объём которых указывается в программе по каждой возрастной группе.  Дети  обладают   различным уровнем прирождённых способностей, сложившихся на основе некоторых биологических предпосылок в сочетании с благоприятными условиями жизни. На этом фоне происходит их дальнейшие возрастные развития.
Применение простых   и разнообразных упражнений, не предъявляющих больших требований к технике, приводит к свободному владению телом, развитию мышечного чувства, увеличивает возможность  правильно распоряжаться своими движениями в пространстве. С возрастом у ребёнка увеличивается объём двигательных умений.  Важно при этом развивать способность   овладевать новыми движениями. Порой малыши могут опережать старших, некоторые из них имеют более высокий уровень силы, лучшую прыгучесть.
Особенно это заметно на более простых   движениях, которыми дети рано овладевают в беге, прыжках. Важно учитывать индивидуальные особенности детей. Индивидуальный подход должен помочь каждому   ребенку   развивать  свои способности, и проявлять  их в движениях, соответствующих возможностям ребёнка. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные дети могли упражнять свои качества, развивать их, не останавливаясь  на  достигнутом.  Направлять их  энергию,  физические  силы на овладение новыми движениями, на совершенствование имеющихся.
Физическая культура  для  детей – это утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после сна, подвижные игры, физкультминутки.  
Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у детей правильной осанки. А правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его систем. При неправильной осанки особенно страдают органы дыхания: сдавливаются верхушки лёгких, уменьшается их вентиляция, нарушается правильное дыхание. Всё это приводит к частым заболеваниям дыхательных путей. Занятия утренней гимнастикой подготавливают организм ребенка к тем нагрузкам, которые предстоит ему преодолевать в процессе деятельности в течении всего  дня. Длительность утренней гимнастики для детей младшего возраста не более 5 минут. Утренняя гимнастика включает ходьбу, бег, прыжки, упражнения для различных мышечных групп. Оно выполняется с предметами   (мячами,   гимнастическими  палками,  флажками, погремушками): «деревья качаются», «зайки прыгают».
Физкультурные занятия — это форма учебных занятий, обязательная в детских дошкольных учреждениях. В каждой возрастной группе решаются определённые программные задачи.

Овладение детьми навыками основных движений: ходьба, бег, прыжки в длину, в высоту, с мест,. метание в цель, вдаль, лазанье. Занятия проводиться, используя гимнастическое оборудование (гимнастические скамейки, лесенки, брёвна, ребристые и гимнастические доски ), а также индивидуальные физкультурные пособия ( обручи, мячи, мешочки с песком ).В физкультурные занятия обязательно включают игровые элементы. В гости приходят куклы, зайцы, мишки, и др. герои, которые хотят посмотреть или которых надо поучить делать то или иное движение. Гимнастические упражнения следует проводить из различных исходных положений (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку).  Значение в развитие таких (движений) двигательных качеств, как ловкость, сила быстрота, выносливость, играют подвижные игры.

С 3х – 4х лет детей обучают ходьбе на лыжах, соблюдая  последовательность и постепенность в овладении основными элементами движений. Вначале дети овладевают движением без палок, а затем дают им палки. Этот вид движений укрепляет и развивает все основные группы мышц, способствует совершенствованию сердечно — сосудистой и дыхательной систем. Забота о развитии и здоровье ребёнка начинается  с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это  благоприятный  климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребёнку, это  правильное рациональное питание, и использование физических упражнений на воздухе,. достаточная трудовая активность, образцовое поведение взрослых.
Хорошо,  если  родители отдыхают вместе с детьми, ходят  на речку, в лес, на каток, на лыжах. Система охраны здоровья и воспитания детей может  успешно реализована только при полном понимании и  доверии между родителями, и  педагогами.

Источник

Физическое воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет

От 2 до 3 лет ребенок закрепляет двигательные навыки, с которыми он знакомился постепенно с того момента, как пошел. Теперь он оттачивает свое мастерство управления телом и конечностями, развивает ловкость, повышает скорость и точность выполнения движений.

Крупномоторные навыки

  • Ребенок хорошо ходит, бегает, прыгает на двух ногах, приседает и сидит на корточках, кувыркается, поднимается и ходит на цыпочках, перешагивает через препятствия и проползает под ними, уверенно спрыгивает с небольшой высоты, залезает на шведскую стенку, недолго балансирует и прыгает на одной ноге, может пройти по наклонной доске, стоя подбирает предметы, поднимается, не теряя равновесия, вверх по лестнице чередующимися шагами, в 2 года самостоятельно преодолевает лестничные спуски и подъемы, к 3 годам — не держась за перила, танцует, хорошо повторяя движения и чувствуя ритм.
  • Ловит мяч двумя руками, при броске попадает в цель (кольцо, корзина), перебрасывает его через препятствия, бьет ногой по мячу, не теряя равновесия, осваивает трехколесный велосипед, самокат, приобретает первые навыки плавания, катания на коньках и лыжах.
  • Выполняет одновременно несколько действий: поет, хлопает в ладоши, кружится, пританцовывает.

Мелкомоторные навыки

  • Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.
  • Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).
  • Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.

Физическое и психическое развитие, повышенная ранимость ребенка отличают период раннего детства от всех последующих возрастных этапов. Физиологические и психологические особенности требуют специальных условий жизни для детей этого возраста. При воспитании ребенка необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности, стремиться к осуществлению задач воспитания, развивать имеющиеся уже у него способности. Дети в раннем возрасте тратят много силы, энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность. Данный возраст характеризуется неуемным желанием бегать, прыгать, влезать, подлезать, вертеться, что-то тянуть и вообще быть в движении. В период раннего детства у детей формируется «сенсоромоторный интеллект», он способствует развитию разных по сложности предметных действий, речевой активности, мышления. Двигательная деятельность ценна еще и тем, что она составляет чувственную основу познания, приобретенного нового опыта и новых впечатлений: она вызывает интерес ребенка ко всему необычному. А отсутствие и дефицит движения грозит нарушениями всех систем развивающегося организма. Такие дети вялы, эмоционально подавлены. Поэтому дети нуждаются в большей поддержке своей активности со стороны взрослых. Двигательная активность детей требует от взрослого знаний особенностей развития движений и умения обеспечить разностороннюю подготовку малыша к процессу. Важно правильно организовать как условия для стимулирования движения, так и само движение. Разнообразный двигательный опыт стимулирует формирование равновесия, координации, осанки, походки. В процессе двигательной деятельности важно целенаправленно действовать на физические качества: силу, ловкость, быстроту. От того насколько развиты у ребенка эти качества, зависит освоение им необходимых умений и навыков. Для полноценного физического развития детей важна предметно-развивающая среда в групповой комнате, в спортивном зале, на участке. В нашей группе созданы все условия, где можно двигаться много и разносторонне: взбираться на горку, скатываться с горки, кататься на машинах, уединяться в домике, проползать по лабиринту «Улитка», упражняться в играх с мячами, обручами, кеглями, кубиками, проползать под дугу, фантазировать с мягкими игрушками. Детки с большим желанием упражняются в обычной ходьбе, в ходьбе с перешагиванием через препятствие, прыжками на двух ногах. Любят играть в подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Лохматый пес», «У медведя во бору». Игры с мячом: «Прокати в воротца», «Подбрось и поймай», «Скати с горки» и прочее. В этих игровых упражнениях у детей развивается координация движений, становится более точным глазомер, что необходимо для ориентировки в пространстве. Накопление двигательных умений навыков происходит постепенно в свободной деятельности, во время режимных моментов- утренней зарядки, физкультурного занятия. Дети с огромным интересом выполняют упражнения с предметами (кубиками, мячами, ленточками, мешочками с песком). Здесь больше включаются мелкие мышцы рук (пальцы, кисти, ладони). Развитая мелкая моторика способствует восприятию и освоению культурно-гигиенических навыков. Он может самостоятельно умываться, одеваться с помощью взрослого, сам ест и может помочь взрослому убрать со стола небольшие предметы. Известно, что малыши быстро утомляются, нередко переключаются с одной деятельности на другую, теряя интерес к тому, чем занимался. Чтобы не пропал интерес у ребенка к оборудованию, предметам: организовываем игры около или вокруг этого предмета, обследуем его, объясняем назначение его, обговариваем его свойства, цвет, размер, материал из чего он сделан и так далее. Радует нас то, что дети интересуются разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями, реагируют быстро на сигналы. При выполнении игровых физических упражнений и подвижных игр проявляют инициативность, с большим желанием вступают в общение с воспитателем и другими детьми, переносят освоенные новые движения в самостоятельную двигательную деятельность. Добиться желаемых результатов можно лишь при особо внимательном отношении взрослых к процессу развития наших детей.

Источник

Читайте также:  Как правильно выбрать велосипед ребенку 3 года