Физическое воспитание ребенка 2 года жизни

Физическое воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет

От 2 до 3 лет ребенок закрепляет двигательные навыки, с которыми он знакомился постепенно с того момента, как пошел. Теперь он оттачивает свое мастерство управления телом и конечностями, развивает ловкость, повышает скорость и точность выполнения движений.

Крупномоторные навыки

  • Ребенок хорошо ходит, бегает, прыгает на двух ногах, приседает и сидит на корточках, кувыркается, поднимается и ходит на цыпочках, перешагивает через препятствия и проползает под ними, уверенно спрыгивает с небольшой высоты, залезает на шведскую стенку, недолго балансирует и прыгает на одной ноге, может пройти по наклонной доске, стоя подбирает предметы, поднимается, не теряя равновесия, вверх по лестнице чередующимися шагами, в 2 года самостоятельно преодолевает лестничные спуски и подъемы, к 3 годам — не держась за перила, танцует, хорошо повторяя движения и чувствуя ритм.
  • Ловит мяч двумя руками, при броске попадает в цель (кольцо, корзина), перебрасывает его через препятствия, бьет ногой по мячу, не теряя равновесия, осваивает трехколесный велосипед, самокат, приобретает первые навыки плавания, катания на коньках и лыжах.
  • Выполняет одновременно несколько действий: поет, хлопает в ладоши, кружится, пританцовывает.

Мелкомоторные навыки

  • Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.
  • Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).
  • Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.

Физическое и психическое развитие, повышенная ранимость ребенка отличают период раннего детства от всех последующих возрастных этапов. Физиологические и психологические особенности требуют специальных условий жизни для детей этого возраста. При воспитании ребенка необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности, стремиться к осуществлению задач воспитания, развивать имеющиеся уже у него способности. Дети в раннем возрасте тратят много силы, энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность. Данный возраст характеризуется неуемным желанием бегать, прыгать, влезать, подлезать, вертеться, что-то тянуть и вообще быть в движении. В период раннего детства у детей формируется «сенсоромоторный интеллект», он способствует развитию разных по сложности предметных действий, речевой активности, мышления. Двигательная деятельность ценна еще и тем, что она составляет чувственную основу познания, приобретенного нового опыта и новых впечатлений: она вызывает интерес ребенка ко всему необычному. А отсутствие и дефицит движения грозит нарушениями всех систем развивающегося организма. Такие дети вялы, эмоционально подавлены. Поэтому дети нуждаются в большей поддержке своей активности со стороны взрослых. Двигательная активность детей требует от взрослого знаний особенностей развития движений и умения обеспечить разностороннюю подготовку малыша к процессу. Важно правильно организовать как условия для стимулирования движения, так и само движение. Разнообразный двигательный опыт стимулирует формирование равновесия, координации, осанки, походки. В процессе двигательной деятельности важно целенаправленно действовать на физические качества: силу, ловкость, быстроту. От того насколько развиты у ребенка эти качества, зависит освоение им необходимых умений и навыков. Для полноценного физического развития детей важна предметно-развивающая среда в групповой комнате, в спортивном зале, на участке. В нашей группе созданы все условия, где можно двигаться много и разносторонне: взбираться на горку, скатываться с горки, кататься на машинах, уединяться в домике, проползать по лабиринту «Улитка», упражняться в играх с мячами, обручами, кеглями, кубиками, проползать под дугу, фантазировать с мягкими игрушками. Детки с большим желанием упражняются в обычной ходьбе, в ходьбе с перешагиванием через препятствие, прыжками на двух ногах. Любят играть в подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Лохматый пес», «У медведя во бору». Игры с мячом: «Прокати в воротца», «Подбрось и поймай», «Скати с горки» и прочее. В этих игровых упражнениях у детей развивается координация движений, становится более точным глазомер, что необходимо для ориентировки в пространстве. Накопление двигательных умений навыков происходит постепенно в свободной деятельности, во время режимных моментов- утренней зарядки, физкультурного занятия. Дети с огромным интересом выполняют упражнения с предметами (кубиками, мячами, ленточками, мешочками с песком). Здесь больше включаются мелкие мышцы рук (пальцы, кисти, ладони). Развитая мелкая моторика способствует восприятию и освоению культурно-гигиенических навыков. Он может самостоятельно умываться, одеваться с помощью взрослого, сам ест и может помочь взрослому убрать со стола небольшие предметы. Известно, что малыши быстро утомляются, нередко переключаются с одной деятельности на другую, теряя интерес к тому, чем занимался. Чтобы не пропал интерес у ребенка к оборудованию, предметам: организовываем игры около или вокруг этого предмета, обследуем его, объясняем назначение его, обговариваем его свойства, цвет, размер, материал из чего он сделан и так далее. Радует нас то, что дети интересуются разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями, реагируют быстро на сигналы. При выполнении игровых физических упражнений и подвижных игр проявляют инициативность, с большим желанием вступают в общение с воспитателем и другими детьми, переносят освоенные новые движения в самостоятельную двигательную деятельность. Добиться желаемых результатов можно лишь при особо внимательном отношении взрослых к процессу развития наших детей.

Источник

Физическое воспитание ребенка 2 года жизни

Второй год жизни — один из интереснейших периодов в развитии детского организма. Приобретенные разнообразные движения, с одной стороны, доставляют немало радости как самому малышу, так и его родителям, с другой — вызывают немало волнений за ребенка. Научившись ходить и став на собственные ноги, малыш почти все время находится в движении. Оставаться на месте неподвижным он почти не в состоянии. Ходьба же его еще несовершенна — центр тяжести тела находится выше, чем в более поздних возрастах, поэтому нелегко удерживать равновесие; приходится при ходьбе более широко ставить ноги, что позволяет увеличить площадь опоры. Сокращения мышц при ходьбе еще не достаточно согласованы. Ходьба неритмична, шаги неравномерны; она сопровождается большим числом лишних движений — раскачиванием туловища, размахиванием рук и т. д.

Из других движений большого развития достигает лазание — малыш легко переползает через различные предметы, подползает под них, с удовольствием лазает на лесенку.

Начинают развиваться и совершенствоваться бросание и ловля предметов (мячика, игрушек). Сочетание различных движений и их координация развиваются и совершенствуются в подвижных играх. Как вид сознательно организуемого воспитательного воздействия игра включается в физическое воспитание малыша со второго года жизни. В игре совершенствуются речь ребенка, его представления о внешнем мире. Игра позволяет использовать в занятиях приемы подражания знакомым образам и предметам.

В физическом воспитании ребенка второго года жизни в детских учреждениях постепенно переходят от индивидуальных занятий к групповым. В семье ведущим методом остается индивидуальный, хотя и в этих условиях надо стремиться к переходу к групповым занятиям, особенно со 2-й половины второго года жизни.

В физическом воспитании детей этого возраста применяется утренняя гигиеническая гимнастика, специальные занятия физической культурой и подвижные игры. В режиме дня предусматривается и использование закаливающих мероприятий.

Утренняя гимнастика. Ее задача — облегчить переход детского организма от заторможенной деятельности во время сна к бодрому, деятельному состоянию. Утреннюю гимнастику следует вводить, начиная, по крайней мере, с 1 года 6 месяцев и проводить ежедневно.

В утреннюю гимнастику включают 5-6 упражнений. Начинается и заканчивается зарядка ходьбой. Разучивание, отдельных упражнений проводят во время специальных занятий, чтобы постепенно, в течение 3-4 недель, полностью подготовить новый комплекс утренней гимнастики.

От родителей и воспитателей, проводящих утреннюю гимнастику с маленьким ребенком, требуется понимание важности этих занятий, терпение и, конечно, умение ее проводить.

Утренняя гимнастика должна вызывать у ребенка бодрое настроение и доставлять удовольствие. Это лучше всего достигается спокойным обращением с ребенком, доступными его пониманию упражнениями и личным примером.

Вот как может быть проведена утренняя гигиеническая гимнастика с ребенком 2-го года жизни.

Сценка-зарядка «Пробуждение после сна»:

Встали, одели тапочки (или носочки) и в трусиках и майке пошли по ковру или по чистому полу вслед за мамой или воспитательницей. Ритм ходьбы можно поддерживать счетом или хлопками в ладоши.

  1. «Потянулись, потянулись!»- ребенок поднимает руки вверх, чуть разводя их в стороны. Со звуком «Ух-ух» опускает руки вниз. (Произношением звука достигается контролируемый выдох, а во время выполнения упражнения устанавливается нормальное соотношение дыхания с движением).
  2. «Здравствуйте!»- Из исходного положения стоя, руки на поясе, проводятся наклоны и выпрямления туловища.
  3. «Ножки крепкие» — из того же исходного положения ребенок приседает и снова встает.
  4. «Покажи и спрячь ручки!»- В исходном положении стоя отвести руки в стороны — «покажи ручки», а затем прижать их к туловищу — «спрячь ручки».
  5. «Длинные и короткие ножки».- Лежа на спине, согнуть ноги вместе — «короткие ножки», выпрямить их — «длинные ножки».
  6. Ходьба по комнате — «пошли умываться». Общая длительность такой утренней гимнастики 4-5 минут, в дальнейшем она может быть увеличена до 7 минут.

Утренняя гимнастика в виде рассказа-сценки, подобно приведенной, может быть составлена родителями, воспитателем самостоятельно или с помощью детского врача, наблюдающего за развитием и здоровьем ребенка.

Специальные занятия по физическому воспитанию. Задачи физического воспитания ребенка второго года жизни требуют обязательного включения в режим дня специальных занятий, которые способствуют своевременному возникновению и развитию различных двигательных навыков, точности и правильности движений.

Вы уже прочли в этой книжке о гимнастических упражнениях — в них предусматривается точное выполнение каждого движения. Именно поэтому в специальных занятиях большое место отводится различным соответствующим возрасту и развитию ребенка гимнастическим упражнениям. Кроме них, в занятия включаются упражнения для развития и совершенствования лазания, ходьбы, метания и ловли различных предметов.

В детских учреждениях занятия физическим воспитанием строятся на основе общей программы воспитания, а дома такие занятия надо проводить не реже, чем через день, по консультации с детским врачом. Место проведения занятий выбирается в зависимости от конкретных условий — в комнате или на открытом воздухе в теплое время года.

Специальные занятия по физическому воспитанию не только строятся по определенному плану, но в них всегда решаются определенные задачи по развитию движений, например, по развитию лазания, метания мяча и т. д. Такие упражнения, в соответствии с задачей занятия, включаются в него на фоне других, общеразвивающих упражнений, чтобы в каждом занятии у ребенка участвовали все мышечные группы. Как только малыш в течение нескольких занятий усвоит достаточно хорошо тот или иной навык, например лазание по лесенке приставным и попеременным шагом, этот навык в дальнейших занятиях уже используется как общеразвивающее упражнение.

Использование в физическом воспитании ребенка подвижных игр будет описано нами в следующей главе.

Из пособий, рекомендуемых для занятий в домашних условиях, необходимы резиновые яркие мячи разной величины, табурет или куб высотой 25 см, скамеечка, небольшая гимнастическая стенка (шириной 60-65 см, высотой 120-150 см, с расстоянием между перекладинами 15 см), маленькие колечки и гимнастические палочки. Труднее всего поместить гимнастическую стенку, но при желании всегда можно найти для нее постоянное место, тем более что она будет нужна малышу в течение нескольких лет.

В возрасте до полутора лет в специальные физические занятия включаются гимнастические упражнения из всех исходных положений, упражнения с мячом, упражнения для развития лазания, ходьбы и т. д. Вот как могут выглядеть занятия с ребенком этого возраста.

  1. Ходьба по дорожке шириной 30 см. 15-20 сек.
  2. Стоя напротив взрослого и держась за колечки — сгибание и разгибание рук. 8-10 раз.
  3. Лежа на спине, поднимание и опускание прямых ножек до палочки. 2-4 раза.
  4. Из исходного положения лежа на животе — под ползание под скамеечку или веревочку, укрепленную на высоте 25 см, — доползти до игрушки.
  5. Переход из положения лежа на животе в вертикальное. При побуждении игрушкой или держась за колечки руками — встать.
  6. Наклоны и выпрямление туловища из исходного положения стоя, ноги прямые. 2-3 раза.
  7. Лазание, по гимнастической стенке: ребенок, держась руками за перекладины, поднимается приставными шагами и слезает вниз, повторяя упражнения 3-4 раза.
  8. Из исходного положения стоя — поднимание рук вверх и опускание их вниз. 6-8 раз.
  9. Держась за руки взрослого — приседание и возврат в исходное положение. 4-6 раз.
  10. Ходьба по дорожке. Это упражнение можно, в зависимости от развития ребенка, усложнять включением одновременных движений рук. 30-40 сек.

В возрасте от 1,5 до 2-х лет увеличивается количество повторений отдельных упражнений, сами упражнения выполняются и по команде и по счету. Возможно в этом возрасте использование игровой методики выполнения упражнений, когда точность их выполнения достигается подражанием знакомым действиям или образам.

Приводим пример специального занятия, проводимого в домашних условиях с Олей П. в возрасте 1 года 9 месяцев.

  1. Ходьба по дорожке шириной 25 см обыкновенная, на носочках, на наружных краях стоп и снова обычная ходьба. «Хорошо Олечка ходит, машет ручками — раз, два — раз, два. Олечка тихо-тихо, на носочках пойдет, никто Олечку не услышит, вот какая Оля молодец! А теперь Олечка пойдет как Мишка косолапый — вот так, вот так. Снова Олечка пошла хорошо, только по дорожке. Молодец, Олечка!»- примерно так сопровождается выполнение упражнения.
  2. Исходное положение — верхом на скамеечке или табуретке, в руках гимнастическая палка. Поднять руки вверх, опустить вниз. 4-6 раз. Это же упражнение можно выполнять с двумя палками, вторые концы которых держит взрослый.
  3. Из того же исходного положения — наклон туловища вперед и назад в сочетании с движениями рук — «гребля» — движение направляется взрослым.
  4. Лежа на спине — поднимание выпрямленных, ног до палочки. 3-4 раза.
  5. Лежа на спине, держась за гимнастическую палочку, сесть и снова лечь.
  6. Стоя, ноги на ширине плеч, руки поднять вверх — наклоны туловища вправо и влево. «Деревья качаются. Ветер сильный. Покажи, Олечка, как деревце наклонилось — раз, выпрямилось, снова наклонилось. Хорошо». 4-6 раз.
  7. Лежа на животе, руки, согнутые в локтях, упираются предплечьями и ладонями в коврик. Прямые руки поднять вверх, развести в стороны, согнуть их в локтях и снова упереться в пол. При выполнении упражнения головка и плечи подняты. . «Плавание». «Хорошо Олечка плавает, быстро. Молодец!»
  8. Лежа на спине — сгибать и разгибать ноги поочередно. «Поехали на велосипеде». 8-10 раз.
  9. Катание большого мяча. Олечке предлагается наклониться, взять обеими руками мячик и прокатить его по узкой дорожке 15-20 см или попасть в воротики шириной 50 см. 3-4 раза.
  10. Бросание мяча. Обеими руками поднять мячик над головой и бросить его вперед (маме). Поймать мячик. 4-6 раз.
  11. Ходьба с постепенным замедлением. 30-40 сек.

айрол москва

Источник

Физическое воспитание – это один из ключевых элементов в процессе формирования иммунитета и укреплении здоровья детей, от которых напрямую зависят темпы роста, а также умственного развития. Не существует единого возраста для начала занятий, всё сугубо индивидуально. Поскольку в раннем возрасте внимание малышей ещё не очень устойчиво, а движения не до конца сформированы, то принудить ребенка к выполнению каких либо действий практически невозможно. Как только грудничок начнет подражать действиям родителей, то уже можно начинать занятия гимнастикой. Лучше всего это делать в игровой форме, ведь именно игра является самой ранней формой физического воспитания малышей.

Первые 12 месяцев жизни малышей – это очень важный этап, формируются базовые движения: хватание, переворачивание, сидение, стояние. Выполнение комплекса специальных физических упражнений положительно отражается на уровне развития: темпы роста с набором веса значительно повышаются, особенно это касается малоподвижных детей.

Результаты исследований подтверждают, что физически активные дети, менее всего подвергаются риску заболеваний разной этиологии, а в случае болезни – намного легче переносят её, при этом быстро восстанавливаются.

Правильное физическое воспитание малышей

Обязанность физического воспитания детей в раннем возрасте возлагается на самых близких – родителей (или людей, которые их заменяют). Для этого им необходимо:

  • составить сбалансированный рацион питания;
  • организовывать правильный режим дня: пробуждение от ночного сна, умывание, утренний массаж или гимнастика, время питания, прогулки, дневной сон, игры со сверстниками – всё это должно быть правильно распределено по времени;
  • составлять график культурно-оздоровительных мероприятий (например, походы по музеям) и выполнять их;
  • способствовать саморазвитию малыша.

Выполнение всех перечисленных пунктов способно раскрыть и укрепить уже имеющиеся качества у ребенка.

Разделяют стандартные формы физического воспитания, способствующие росту и развитию:

  • Гигиенические оздоровительные мероприятия, включающие: купание, плавание, основы личной гигиены, закаливание. Выполняя комплекс процедур при соблюдении основных правил (сначала мытье рук, а лишь потом читка зубов), малыш становится более выносливым, гораздо меньше подвергаясь риску заболеваний.
  • Физическая активность: занятия спортом в форме игровых упражнений, утренней гимнастики, коллективных спортивных игр. Регулярные занятия способствуют развитию и укреплению мышечной ткани, улучшению обмена веществ, повышению уровня выносливости, а также повышению интеллектуальных способностей.
  • Взаимодействие с природой: регулярные прогулки на улице при любой погоде (легкий дождь, снег). Это способствует закаливанию организма с параллельным укреплением иммунитета.
  • Мелкая и крупная моторика, способствующая развитию концентрации и быстроты реакций. К таким занятиям относятся раскрашивание, вязание, лепка из пластилина или теста. Эффективному развитию реакции способствуют игры с мячом или специальные задания (например, четыре малыша танцую вокруг 3-х стульев, при остановке музыки дети должны присесть).

Благодаря комплексному подходу с учётом всех форм физического воспитания, обеспечивается полноценное поэтапное умственное и физическое развитие детского организма.

Физические упражнения, как залог здоровья

Физические упражнения рекомендуются, как здоровым детям, развивающимся по возрасту, так и детям в период реабилитации после серьезных заболеваний или малышам, отстающим в развитии от сверстников.

Правильная физическая нагрузка оказывает положительное влияние на состояние суставов и костей, содействует укреплению мышц, нормализации систем пищеварения, дыхания и улучшению состава крови. Например, для детей, больных рахитом, основой терапии является прием лекарств в комплексе с длительным пребыванием под прямыми солнечными лучами, и комплекс упражнений, способных укрепить мышцы живота, возвращая его к нормальной форме.

Учёные утверждают, что такие упражнения благоприятно отражаются на физической форме детей, а также значительно улучшают их психоэмоциональное состояние, способствуя повышению внимания, восприятия, памяти и речи.

Как приучить ребенка делать зарядку в игровой форме

Интерес к тому, что происходит вокруг него, является особенно активным в первые 3 года жизни малыша. Этот интерес родители должны использовать при занятиях с физическими упражнениями. Имитация голосов и движений животных (например, котёнок мяукает и потягивается), изображение различных предметов (круглый мяч, квадратный стол) могут стать основой игры, малышу будет интересней заниматься гимнастикой.

Поскольку в раннем возрасте дети лучше всего действуют подражательно, то в качестве примера будущих упражнений можно использовать не только движения родителей, а и специальные потешки или стишки с действиями, сопровождающиеся картинками.

Например, с простыми упражнениями:

Мишка косолапый
По лесу идет.
(топаем ножками, при этом слегка переваливаясь с одной ноги на другую)
Шишки собирает,
В корзиночку кладет.
(собираем в ведерко разбросанные вокруг малыша игрушки)
Вдруг упала шишка –
Прямо мишке в лоб!
(легонько! стукаем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою — топ.
(топаем ножкой).

Или же с более сложными движениями:

Самолеты загудели,
(сгибаем ручки в локтях, вращаем ими перед грудью в одном направлении)
Самолеты полетели.
(расставляем руки в разные стороны и бежим по комнате (скорость зависит от размера помещения))
На полянку тихо сели,
(медленно опускаемся на пол)
Да и снова полетели.
(плавно подымаемся, расставляем руки в разные стороны и бежим по комнате)

Не обязательно использовать стихотворную форму, можно сочинить собственную сказку, где главные герои совершают разнообразные движения. Зная интерес своего малыша и его предпочтения, достаточно легко организовать такую игру, когда ребенок, получит достаточный уровень физической нагрузки и удовольствие от самого процесса.

Где и как делать гимнастику с малышами в домашних условиях

Физическим воспитанием детей раннего и дошкольного возраста на достаточно высоком уровне занимаются в детских садах и других дошкольных учреждениях, но это не избавляет родителей от необходимости занятий дома. В домашних условиях лучшим местом для занятий гимнастикой является просторная комната, с минимальным накоплением лишних предметов. Всё, что может повредиться в процессе или нанести вред здоровью малыша, должно быть спрятано.

Продолжительность занятий должна зависеть от возраста. Не стоит принуждать малыша, если он уже утерял интерес или устал.

Общие нормы занятий гимнастикой для малышей имеют следующий вид:

  • 2 года – длительностью 3-4 минуты (2-3 упражнения с количеством повторов 4-5 раз);
  • 3 года – длительностью 5 минут (4 вида упражнений по 4-5 повторов);
  • 5-6 лет – 10-15 минут, 7-8 видов упражнений.

Разделяют три группы упражнений, направленных на развитие разных мышц, которые рекомендовано использовать во время совместных занятий гимнастикой с малышами:

1. Плечевого пояса:

  • поднятие рук в стороны разные стороны, вверх или вперед;
  • раскачивающиеся движения руками по направлению вперед-назад;
  • заведение рук за спину;
  • сгибание-разгибание рук;
  • хлопки руками на уровне груди.

2. Туловища: наклоны вперед и назад, после трех лет присоединяются наклоны в стороны;

3. Ног:

  • прыжки на одной или двух ногах;
  • приседания.

Упражнения можно комбинировать по своему собственному усмотрению, но не стоит забывать менять их каждые 10 дней для того, чтобы ребенок не терял интерес к происходящему.

В процессе занятий ребенка обязательно нужно хвалить, независимо от того, насколько хорошо у него всё получается. Не стоит сравнивать его успехи с достижениями других детей, ведь вместо стимула можно привить чувство неполноценности.

Веселая разминка для детей

Высокую двигательную активность и неусидчивость малышей можно использовать, стоит лишь направить их энергию в правильное русло. Сделать разминку веселой и интересной помогут стишки или музыка.

Стихи – это могут быть как детские стишки, так и произведения авторов, в которых четко чувствуется рифма. Например:

Головой покрутим резво,
Вправо-влево, вправо-влево.
(вращаем головой в разные стороны)
И попрыгаем на месте —
Ноги врозь и ноги вместе.
(прыгаем на одном месте)

Так как практически все детки любят танцевать, родителям необходимо просто включить любимую мелодию или же напеть её самостоятельно.

Источник