Физическое воспитание ребенка 2 года
Физическое воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет
От 2 до 3 лет ребенок закрепляет двигательные навыки, с которыми он знакомился постепенно с того момента, как пошел. Теперь он оттачивает свое мастерство управления телом и конечностями, развивает ловкость, повышает скорость и точность выполнения движений.
Крупномоторные навыки
- Ребенок хорошо ходит, бегает, прыгает на двух ногах, приседает и сидит на корточках, кувыркается, поднимается и ходит на цыпочках, перешагивает через препятствия и проползает под ними, уверенно спрыгивает с небольшой высоты, залезает на шведскую стенку, недолго балансирует и прыгает на одной ноге, может пройти по наклонной доске, стоя подбирает предметы, поднимается, не теряя равновесия, вверх по лестнице чередующимися шагами, в 2 года самостоятельно преодолевает лестничные спуски и подъемы, к 3 годам — не держась за перила, танцует, хорошо повторяя движения и чувствуя ритм.
- Ловит мяч двумя руками, при броске попадает в цель (кольцо, корзина), перебрасывает его через препятствия, бьет ногой по мячу, не теряя равновесия, осваивает трехколесный велосипед, самокат, приобретает первые навыки плавания, катания на коньках и лыжах.
- Выполняет одновременно несколько действий: поет, хлопает в ладоши, кружится, пританцовывает.
Мелкомоторные навыки
- Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.
- Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).
- Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.
Физическое и психическое развитие, повышенная ранимость ребенка отличают период раннего детства от всех последующих возрастных этапов. Физиологические и психологические особенности требуют специальных условий жизни для детей этого возраста. При воспитании ребенка необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности, стремиться к осуществлению задач воспитания, развивать имеющиеся уже у него способности. Дети в раннем возрасте тратят много силы, энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность. Данный возраст характеризуется неуемным желанием бегать, прыгать, влезать, подлезать, вертеться, что-то тянуть и вообще быть в движении. В период раннего детства у детей формируется «сенсоромоторный интеллект», он способствует развитию разных по сложности предметных действий, речевой активности, мышления. Двигательная деятельность ценна еще и тем, что она составляет чувственную основу познания, приобретенного нового опыта и новых впечатлений: она вызывает интерес ребенка ко всему необычному. А отсутствие и дефицит движения грозит нарушениями всех систем развивающегося организма. Такие дети вялы, эмоционально подавлены. Поэтому дети нуждаются в большей поддержке своей активности со стороны взрослых. Двигательная активность детей требует от взрослого знаний особенностей развития движений и умения обеспечить разностороннюю подготовку малыша к процессу. Важно правильно организовать как условия для стимулирования движения, так и само движение. Разнообразный двигательный опыт стимулирует формирование равновесия, координации, осанки, походки. В процессе двигательной деятельности важно целенаправленно действовать на физические качества: силу, ловкость, быстроту. От того насколько развиты у ребенка эти качества, зависит освоение им необходимых умений и навыков. Для полноценного физического развития детей важна предметно-развивающая среда в групповой комнате, в спортивном зале, на участке. В нашей группе созданы все условия, где можно двигаться много и разносторонне: взбираться на горку, скатываться с горки, кататься на машинах, уединяться в домике, проползать по лабиринту «Улитка», упражняться в играх с мячами, обручами, кеглями, кубиками, проползать под дугу, фантазировать с мягкими игрушками. Детки с большим желанием упражняются в обычной ходьбе, в ходьбе с перешагиванием через препятствие, прыжками на двух ногах. Любят играть в подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Лохматый пес», «У медведя во бору». Игры с мячом: «Прокати в воротца», «Подбрось и поймай», «Скати с горки» и прочее. В этих игровых упражнениях у детей развивается координация движений, становится более точным глазомер, что необходимо для ориентировки в пространстве. Накопление двигательных умений навыков происходит постепенно в свободной деятельности, во время режимных моментов- утренней зарядки, физкультурного занятия. Дети с огромным интересом выполняют упражнения с предметами (кубиками, мячами, ленточками, мешочками с песком). Здесь больше включаются мелкие мышцы рук (пальцы, кисти, ладони). Развитая мелкая моторика способствует восприятию и освоению культурно-гигиенических навыков. Он может самостоятельно умываться, одеваться с помощью взрослого, сам ест и может помочь взрослому убрать со стола небольшие предметы. Известно, что малыши быстро утомляются, нередко переключаются с одной деятельности на другую, теряя интерес к тому, чем занимался. Чтобы не пропал интерес у ребенка к оборудованию, предметам: организовываем игры около или вокруг этого предмета, обследуем его, объясняем назначение его, обговариваем его свойства, цвет, размер, материал из чего он сделан и так далее. Радует нас то, что дети интересуются разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями, реагируют быстро на сигналы. При выполнении игровых физических упражнений и подвижных игр проявляют инициативность, с большим желанием вступают в общение с воспитателем и другими детьми, переносят освоенные новые движения в самостоятельную двигательную деятельность. Добиться желаемых результатов можно лишь при особо внимательном отношении взрослых к процессу развития наших детей.
Источник
В 2 года физическое развитие детей происходит достаточно активно. Малыши к этому времени уже многое умеют, но еще большему они научатся до конца третьего года жизни. Уверенная ходьба, способность к самостоятельному обслуживанию, а также использование предметов в зависимости от их назначения — это лишь малая часть того, что уже умеют двухлетние дети.
Поговорим об основных навыках и показателях физического развития детей в два года, а также о том, в каких условиях процесс должен проходить, чтобы быть действительно гармоничным.
Основные показатели физического развития
В 2 года средний рост и вес малышей колеблется в пределах 84-85 см и 12,3-12,7 кг соответственно. Мальчики в этом возрасте намного крупнее девочек. Прибавка в весе всё ещё отмечается, но не настолько активно, как это было в первый год жизни. В среднем дети становятся крупнее на 200 г в месяц, вырастая при этом на 0,8-1 см.
Двухлетний малыш, как правило, обладает следующими навыками, подтверждающими своевременное физическое развитие:
- уверенная ходьба;
- способность наклоняться и приседать, не теряя равновесия;
- умение преодолевать препятствия высотой до 20 см;
- ходьба задом наперёд;
- ползанье;
- быстрый и уверенный бег;
- умение лазать по лестнице;
- способность спускаться и подниматься по ступеням приставным шагом;
- умение играть с мячом и пр.
В течение третьего года жизни малыш освоит еще ряд навыков за счет активного развития мышечной массы, координации, равновесия. Это будут:
- ходьба на носочках;
- преодоление препятствий высотой до 35 см;
- умение удерживать равновесие на одной ноге;
- прыжки от пола на одной и двух ногах;
- простые танцевальные движения по образцу;
- езда на трехколёсном велосипеде или самокате.
Учитывая всё вышесказанное, нужно отметить полезность и необходимость подвижных игр в жизни ребёнка. В процессе таких игр дети научатся многому новому, а также получат возможность усовершенствовать те умения, которые у них уже есть. Та же игра с мячом в 2 года самым лучшим образом стимулирует физическое развитие. Ребёнку можно кидать мяч в руки, играя, например, в «Съедобное-несъедобное», учить его попадать мячом в невысокое баскетбольное кольцо или ворота.
Более подробно об играх и упражнениях для развития двухлетних малышей ниже.
Как развиваются координация и пропорции тела
В 2 года развитие координации подтверждается уверенным умением ребёнка не только ходить, но и бегать, прыгать, кувыркаться, стоять на одной ноге. Малыши всё ещё недостаточно уверенно себя чувствуют, когда нужно соблюдать равновесие, поэтому интуитивно помогают себе расставленными по сторонам руками.
Еще один момент: дети в 2 года не всегда умеют вовремя затормозить во время быстрого бега, поэтому часто падают. Причина — пока ещё не совершенная координация и определенная неловкость, которые окончательно пройдут только ближе к переходному возрасту.
Что касается пропорций тела, то к двум годам у детей всё ещё отмечается некоторый дисбаланс: центр тяжести слегка смещён в верхнюю часть из-за коротких пока ног и слишком длинного туловища.
У малышей в этом возрасте живот заметно выпирает вперёд, а в спине можно наблюдать прогиб. Эта особенность ни в коем случае не связана с рахитом или нарушениями осанки. Причина заключается в объёме внутренних органов, которые пока просто слишком велики для брюшной полости. С возрастом это пройдёт, и спина детей выровняется, а живот втянется. Форма головы в 2 года во многом определяется генами ребёнка.
Скелет, мышечная масса и нервная система: особенности развития
В 2 года развитие скелета и мышечной массы у ребёнка можно в первую очередь охарактеризовать завершением процесса окостенения. Хребет и череп ребёнка уже достаточно прочные, тем не менее ямочки на сгибах локтей и рук все еще заметны, так же как и младенческие складки, которые со временем уступят место развитой мускулатуре. Заметно укрепляются и связки ребёнка, тем не менее он всё ещё быстро устает и нуждается в передышке для восстановления сил.
В этом возрасте у детей также активно происходит развитие ЦНС. Ребёнок большую часть времени бодрствует, много двигается, играет, способен длительное время удерживать внимание на чём-то, что его действительно заинтересовало. Совершеннее становится и память ребёнка, который помнит в подробностях то, что было несколько дней, недель и даже месяцев назад.
Развитие ЖКТ и мочевыделительной системы
В ЖКТ также происходят перемены. Мышечная прослойка стенок желудка становится толще, повышается уровень кишечного тонуса и заметно сильнее становится перистальтика. Ребёнок вполне способен справляться с переработкой твёрдой пищи, имея практически все зубы, пусть пока и молочные.
Родителям нужно прививать детям с этого возраста привычку чистить зубы, объясняя, что это важный инструмент для переработки пищи на много лет.
Нельзя не отметить и активное развитие мочевыделительной системы ребёнка в 2 года. Мочевой пузырь теперь способен выдерживать такой объём мочи, который в три раза превышает удерживаемый ещё полгода назад. Дети не так часто испытывают позывы к мочеиспусканию, начинают их замечать и сообщать об этом родителям.
Условия для гармоничного развития
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что физическое развитие в возрасте двух лет происходит путём активизации органов и систем организма, их становления и совершенствования. Чтобы процесс проходил без нарушений, очень важно, чтобы взрослые позаботились о создании подходящих для этого условий, помогая ребёнку справляться с проблемами, поддерживая его в освоении новых навыков.
Взрослые должны позаботиться о налаживании правильного режима сна и питания, ежедневных прогулках на свежем воздухе, организации адекватного возрасту ребёнка физического воспитания, в том числе и на основании игровой деятельности.
Огромное влияние на физическое развитие детей первых лет жизни оказывают:
- прогулки;
- режим дня;
- правильное питание;
- закаливание.
Стоит обратить внимание, что двухлетних детей не нужно на прогулку постоянно вывозить в коляске. Для совершенствования физического развития ребёнка важно, чтобы в процессе прогулки малышу давали как можно больше двигаться.
Будет хорошо, если ребёнок сможет гулять на детских площадках, оснащённых тренажёрами для маленьких, а также будет осваивать езду на велобеге, велосипеде или самокате для малышей.
Полезные игры и упражнения для физического развития
Ускорить физическое развитие малыша в 2 года запросто можно с помощью подручных предметов в домашних условиях. Совершенно необязательно для этого выполнять какие-то специальные гимнастические трюки или иметь доступ в зал со спортивными снарядами. Для занятий с ребенком будет достаточно:
- мячей;
- палок;
- скакалок;
- обруча;
- веревки;
- лестницы;
- бревна;
- качелей и пр.
Все это легко найдется в доме у каждого либо на территории ближайшей детской площадки. Итак, начинаем играть.
Самые любимые и одни из самых полезных, как уже было отмечено выше, — игры с мячом. В 2 года не все дети могут поймать мяч, а вот проблем с броском, хотя пока и достаточно слабым, не будет. Именно мяч можно и нужно использовать для создания умеренных физических нагрузок для ребёнка в 2 года.
Взрослые, которым важно, чтобы физическое развитие детей проходило активными темпами и без задержек, нужно взять за правило ежедневно играть с ними в подвижные игры. В них могут принимать участие как сами родители, так и знакомые дети с детской площадки. Чтобы малышу было ясно, как играть, ему нужно будет показать. Склонные к копированию поведения взрослых, дети в этом возрасте с удовольствием повторят их действия.
Строить игры можно на разных заданиях, например, предлагая ребёнку спрятать или найти игрушку, уйти от преследования человека в повязке на глазах (жмурки), спрятаться самому, преодолеть препятствия в рамках своеобразной эстафеты и так далее.
В процессе подвижных игр важно следить за тем, чтобы детская нервная система не слишком перевозбуждалась, для предупреждения чего необходимо вовремя останавливаться или делать небольшие паузы. В противном случае веселье обязательно закончится слезами, как по поводу, так и без него.
Наряду с играми, с двухлетним малышом можно ежедневно заниматься зарядкой по утрам, предлагая ему выполнять простые упражнения на растяжку, «ножницы», «мостик», «берёзку» и другие.
В заключение отметим, что физическое развитие для детей в младшем возрасте имеет огромное значение. Ежедневная стимуляция двигательной активности позволит наладить этот процесс. Между тем, сознательно увлекая малыша играми и упражнениями, нужно не забывать о его уязвимости и невнимательности и уберегать кроху от опасных вещей и ситуаций, предотвращая таким образом появление травм.
Источник
Елена Шигаева
Консультация для педагогов «Физическое воспитание детей 2–3 лет группы раннего возраста в детском саду»
Важным фактором развития детей раннего возраста (2-3 лет) в условиях детского сада, является, безусловно, физического воспитание. Эффективнее встраивать физическую активность в т. н. «режимные моменты», т. е. во время пребывания в детском саду: при приеме детей, на прогулке, до и после сна, во время развивающих занятий и т. д.
Основные виды физической активности в группе детей раннего возраста:
— утренняя гимнастика;
— физкультминутки и динамические паузы;
— гимнастика пробуждения;
— подвижные игры в группе и на улице;
— специально организованные физкультурные занятия (в помещении и на прогулке).
Помимо формирования у детей различных навыков движения (ходьба, бег, ползанье-лазанье, прыжки, бросание мяча) во время двигательной деятельности реализуются и основные оздоровительные задачи физического воспитания.
Здоровьесберегающие задачи по физическому развитию детей 2-3 летнего возраста, стоящие перед детским садом:
1. Содействовать накоплению двигательного опыта и развитию основных видов движения (ходьба, бег, прыжки, ползание, и т. д.).
2. Создавать условия для двигательной активности в групповом помещении или улице во время пребывания ребенка в детском саду.
3. Вызывать положительное отношение детей к любым видам физической активности.
4. Создавать условия для формирования у детей интереса, положительных эмоций, потребности в движениях, активности и самостоятельности в их выполнении.
5. Укреплять здоровье ребёнка, закаливать его, повышать работоспособность нервной системы.
6. Способствовать дальнейшему развитию координации движений и мелких моторики.
7. Воспитывать умение управлять своим телом в соответствии с окружающими условиями и сигналами.
Данные задачи могут осуществляться различными способами и в различных видах деятельности ребенка раннего возраста. Нужно понимать, что обучение основным видам движений, это такой же воспитательный процесс, как и любой другой вид развития ребенка. Поэтому во время занятий полезно не только приучать детей выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность, а также умение слышать и выполнять указания воспитателя и соблюдать правила игры.
Воспитатель (инструктор) побуждает ребёнка к активным действиям, обучает правильным движениям, используя для этого ряд педагогических приемов, с учетом психологических особенностей детей 2-3 летнего возраста. Во время организации двигательной деятельности детей педагогу желательно использовать различные игровые ситуации и аксессуары. Это могут быть следующие педагогические приемы для работы с детьми раннего возраста.
1. «Сегодня в гости к нам пришли…» мягкие игрушки, известные персонажи из мультиков (Даша-путешественница, Лунтик, Фиксики, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.
2. Игровая ситуация с участием значимых взрослых (бабушка, мамочка, любимая киска).
3. Использование имитационных упражнений, т. е. имитируя движения животных («Попрыгать, как зайчики», «Полетать, как птички»).
4. Проигрывание сюжетов известных сказок («Колобок», «Теремок», «Три медведя», Курочка ряба»);
5. Музыкальное сопровождение — танец-игра, веселая зарядка («с Мартышкой Фросей», аэробика для Бобика, ритмическая гимнастика под бубен или погремушку, известные веселые детские песни.
Для развития физической активности детей раннего возраста большое значение имеет совершенствование движений детей в различных жизненных ситуациях: во время еды, одевания, умывания, самостоятельной игры и развивающих занятий. Это не только воспитывает в детях самостоятельность, но и происходит обучение правильным и экономным движениям.
Безусловно, чем эффективнее будет организована предметно-пространственная среда в детском саду, тем больше возможностей для стимулирования самостоятельной физической активности у детей. Поэтому важно то, как организован Центр физического развития в групповом помещении. Необходимо дать возможность детям свободно пользоваться в своей игре различными спортивными пособиями, играми и инвентарем (см. консультацию для педагогов Е. С. Шигаевой «Как оборудовать Центр физического развития в групповом помещении согласно требованиям ФГОС»).
Однако, большое положительное значение имеют и специально организованные подвижные игры с правилами. Подвижные игры для названного возраста связаны преимущественно с внешними сигналами: «остановиться и замереть» или «перейти на ходьбу, легкий бег», слушая бубен»; «убежать от большого животного» или «спрятаться»; «найти что-то или кого-то». Любые подвижные игры воспитывают умение согласовывать свои действия с движениями других детей. А еще – вызывают много смеха и радости!
Наряду с подвижными играми необходимы занятия гимнастикой. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми раннего возраста, лучше проводить подгруппами. По нормам СанПин занятия в этом возрасте проводятся 2-3 раза в неделю, длительностью не более 10 — 15 минут. Возможны занятия и в групповом помещении, и в физкультурном зале (в свободные часы, и во время прогулки. При этом, занятие по физическому воспитанию и подвижные игры, нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении.
Важно понимать основные особенности формирования двигательных навыков в данном возрасте. Дети 2-3 лет не могут выполнять сложные движения. На 3-ем году жизни происходит дальнейшее совершенствование основных движений – ходьба, лазанье, прыжки, бег и бросание. Повторяя упражнение за воспитателем, ребенок воспроизводит лишь самые основные движения. Отсутствие высокой точности и чёткости в выполнении движений, а также неумение повторить отдельные элементы, не считается для ребёнка такого возраста ошибкой.
Основные виды физической активности в 2-3 летнем возрасте:
1. Упражнения в ходьбе и равновесии.
— Ходьба стайкой за воспитателем в одном направлении.
— Ходьба стайкой в разных направлениях за воспитателем к ориентирам, расположенным в разных местах группы или участка — «Идём к лисичке и ежику в гости».
— Ходьба на носочках в чередовании с обычной ходьбой — «Вот какие, мы большие, а теперь маленькие».
— Ходьба в колонне по одному в сочетании с движением рук («Мы стали самолётами», игра «Машина едет по узкой дороге»).
— Ходьба с остановкой на сигнал. Сигнал может быть звуковым (свисток, звук бубна) и зрительным (флажок). В играх «Будь внимательным», «Светофор».
— Ходьба с перешагиванием предметов.
— Ходьба парами.
— Ходьба, держась друг за другом «Паровозиком».
2. Упражнения в бросании, катании, ловле мяча.
— Катание мяча взрослому и ловля.
— Прокатывание мяча по дорожке.
— Прокатывание мяча в ворота.
— Прокатывание мяча вперёд и бег за ним.
— Перебрасывание мяча через верёвку, скакалку.
— Подбрасывание мяча вверх и попытка поймать его.
— Бросание мяча об пол и ловля мяча.
— Бросание мяча в горизонтальную цель.
— Ловля мяча, брошенного воспитателем.
3. Упражнения в лазании, ползании, подлезании, перелезании.
— Ползанье на четвереньках в одном направлении к зрительному ориентиру.
— Ползание в разных направлениях к зрительным ориентирам (3-4 крупные игрушки размещаются в разных местах групповой комнаты).
— Подлезание под верёвку приподнятую от пола на 30-35 см.
— Перелезание через бревно.
— Лазание по стремянке (гимнастической стенке, высотой не более 1,5 м.
4. Упражнения в прыжках.
— Подпрыгивание на месте, держась за обе руки взрослого.
— Прыжки на месте без опоры.
— Прыжки вокруг обруча — «Зайчик прыгает вокруг обруча».
— Впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него — «Перепрыгнем через ручеёк».
— Еще один вариант, прыжки между предметами, огибая их — «Зайчик прыгает между пенёчками».
5. Упражнения в беге.
— Бег стайкой за воспитателем в одном направлении.
— Бег по дорожкам: извилистой или ровной; «По узенькой тропинке», «По широкой дороге».
— Бег между предметами, предметы располагаются на расстоянии 50-60 см., всего 5-6 крупных предметов («Деревья в лесу», «Овощи на грядке»).
— Бег со сменой направления по сигналу воспитателя, со второй половины учебного года («Сигнал машиниста поезда», «Сигнал инспектора ГИБДД»).
— Бег в колонне друг за другом (быстро, медленно).
— Медленный бег, по кругу взявшись за руки (игра «Карусели», хоровод «Вокруг елочки»).
— Бег на носочках («Как мышки»).
Перед педагогами стоит очень важная и актуальная задача — стимулирование желания у детей заниматься физическими упражнениями, двигаться и активно играть. И как бы не осуществлялось физическое воспитание детей раннего возраста, важно вызвать положительный отклик в сердце ребенка на любую физическую активность. Ведь именно в дошкольном возрасте, формируются базовые потребности и ценности человека, его культура здоровья и отношение к любым видам двигательной деятельности!
Источник