Физическое воспитание ребенка 1 года жизни

Сумская Кристина
Особенности физического воспитания детей первого года жизни

ВВЕДЕНИЕ

Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей ясельного возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты); развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а также положительных нравственных, моральных и волевых черт личности.

В физическом воспитаниидолжен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенности ребенка. Методика физического воспитания детей зависит от их возраста, но основные принципы ее во всех возрастных группах остаются одинаковыми. Некоторые отличия в методике проведения занятий по физическому воспитанию связаны лишь с анатомофизиологическими особенностями детей.

Во время занятий нужно стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее необходимы в данном возрасте. Например, у детей первого полугодия жизни необходимо развивать двигательные навыки в поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько позже — навыки в ползании.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Физкультура для детей до года жизни

Физкультура для детей до года жизни невероятно благоприятным образом влияет на физическое и психическое развитие. Физкультура для детей способствует своевременному возникновению двигательных и речевых навыков, их правильному развитию и совершенствованию.

Особенно необходима физкультура для детей с плохим аппетитом, малоподвижных, недоношенных, находящихся на искусственном вскармливании, нервно возбудимых, перенесших болезни. А также физкультура для детей особенно необходима тем, кто имеет какие-либо отклонения в физическом или психическом развитии.

Физкультура для детей до года жизни включает рефлекторные, пассивные и активные упражнения. Рефлекторные упражнения — это неосознанные движения, которые совершает ребенок в ответ на какое-либо раздражение. Пассивные упражнения — это когда занимающийся с ребенком сам делает упражнения за него. А активных упражнения — это те, которые ребенок выполняет самостоятельно. А также физкультура для детей сопровождается массажем.

Физкультура для детей от 1,5 до 3-х месяцев. В этом возрасте у детей повышен тонус мышц, выявляются некоторые врожденные рефлексы. В это время используют только рефлекторные упражнения. Физкультура для детей рекомендует следующие упражнения[9]:

— разгибание позвоночника — рефлекс вызывают, проводя двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника от ягодиц до плечевого пояса, при этом ребенок лежит на боку (выполнять по 2-3 раза на каждом боку);

— поднимание головы — рефлекс вызывают, поднимая ребенка, лежащего на животе на одной ладони, придерживая за стопы и голени другой (1-2 раза);

— сгибание и разгибание пальцев стопы — рефлекс вызывают, захватив ноги ребенка одной рукой, а другой сначала надавливая на подошву у корней пальцев, а потом проводя пальцем по наружному краю стопы (3-4 раза);

«пританцовывание» — рефлекс вызывают, поддерживая ребенка под мышки и ставя на стол (4-6 раз)

— Физкультура для детей от 3-х до 4-х месяцев. В этом возрасте устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Вводят пассивные упражнения. Физкультура для детей рекомендует:

— скрещивание рук на груди — пассивное упражнение, совершаемое в положении ребенка на спине (4-6 раз);

— поворот со спины на живот вправо и в влево — пассивное упражнение, для которого удерживают ребенка одной рукой за стопы, а другой за согнутую в локте сначала одну, затем другую руку (1-2 раза);

— разгибание позвоночника и ног — рефлекторное упражнение, для которого нужно, удерживая ребенка одной рукой под живот, а другой за ноги, поднимать его над столом (2-3 раза);

— отведение и приведение стоп — рефлекторное упражнение, для которого нужно положить ребенка на спину и пальцем проводить с легким нажимом по краю и вокруг стопы (2-3 раза);

«пританцовывание» (6-8 раз).

— Физкультура для детей от 4-х до 5 месяцев. В этом возрасте устанавливается тонус мышц ног и шеи. Физкультура для детейэтого возраста рекомендует следующие упражнения:

— скрещивание рук на груди со сгибанием и разгибанием — пассивное упражнение дополняют сгибанием и разгибанием рук (6-8 раз);

— сгибание головы, позвоночника и ног в положении ребенка на спине — рефлекторное упражнение, при котором нужно взять ребенка под спину и ягодицы и удерживать над столом (1-2 раза);

«топание» — пассивное упражнение, для которого нужно обхватить голени ребенка руками, сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах, опускать стопы на стол попеременно и обе сразу (8-12 раз);

— поворот со спины на живот вправо и влево — рефлекторное упражнение (1-2 раза);

— разгибание позвоночника и ног — рефлекторное упражнение, при котором ребенка приподнимают, держа под живот (1-2 раза);

«присаживание» — пассивное упражнение, для которого берут руки лежащего на спине ребенка выше кисти, отводят в стороны и слегка тянут (2-3 раза);

— приподнимание ребенка на ноги — пассивное упражнение, для которого ребенка кладут на живот, а затем отводят руки, согнутые в локтях, назад (2-3 раза);

«переступание» — активное упражнение, для которого держат ребенка под мышки и приставляют стопами к столу (1 раз).

— Физкультура для детей от 6-ти до 9-ти месяцев. В этом возрасте развиваются произвольные движения. В комплекс вводят активные упражнения, побуждающие ребенка ползать, сидеть и стоять. Физкультура для детей рекомендует:

— поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах — пассивное упражнение, которое делается из положения на спине (4-6 раз);

— поднимание прямых ног — пассивное упражнение, для которого нужно руками зафиксировать колени и поднимать ноги до вертикального положения (4-6 раз);

— круговые движения ног в тазобедренных суставах — пассивное упражнение, делается из положения на спине (4-6 раз);

— поворот со спины на живот вправо и влево — рефлекторное упражнение (1-2 раза);

— отведение плеч назад до сведения лопаток — пассивное упражнение, для которого нужно положить ребенка на живот и отводить его руки назад (1-3 раза);

— сгибание и разгибание ног — пассивное упражнение, делается из положения на спине (3-5 раз);

— ползание — активное упражнение, для которого перед ребенком нужно положить яркую игрушку, а стопы зафиксировать так, чтобы ноги были согнуты в коленных и тазобедренных суставах (4-6 раз).

— физкультура для детей от 9-ти до 12-ти месяцев. В этом возрасте развиваются координированные движения, стремление ребенка к ходьбе. Физкультура для детейрекомендует использовать следующие упражнения:

— сгибание и разгибание ног — активное упражнение, выполняется из любого положения (5-6 раз);

— вставание на ноги — активное упражнение, для него нужно лишь поддерживать и направлять ребенка, (1-2 раза);

— наклон и выпрямление туловища, в положении стоя — активное упражнение, для которого ребенка прислоняют спиной к взрослому, у ног кладут игрушку, и предлагают ребенку ее поднять (2-3 раза);

— доставание игрушки — активное упражнение, аналогичное предыдущему, с той лишь разницей, что игрушку располагают на уровне плеч ребенка (4-6 раз);

— сгибание и разгибание рук — активное упражнение, для которого ребенку предлагают обхватить кольца и тянут за них, сгибая и разгибая руки (5-6 раз);

— приседание — активное упражнение, при котором предлагают ребенку присесть, придерживая и помогая;

— ходьба — активное упражнение (1-2 минуты).

Физкультура для детей должна иметь ежедневный характер и доставлять ребенку радость. Попросите педиатра показать вам все эти упражнения, и только затем выполняйте их дома сами.

Читайте также:  Компресс с димексидом ребенку 1 год

Что касается детей с отклонениями в здоровье, то, чтобы физкультура для детей дала положительные результаты, необходимо проводить их в строгом соответствии с рекомендациями лечащего врача, то есть с учетом особенностей патологии, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

2.2 Средства и методы физического воспитания

К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие ребенка оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др., безусловные рефлексы, массаж.

Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у ребенка возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается усвоение этих упражнений и развитие физических качеств.

Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работоспособности всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и т. д.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат, и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды, способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Физические упражнения — специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды жизни человека.

Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, способствуют формированию правильной осанки, развитию физических качеств (ловкость, быстрота, глазомер и др., а также ритмичности, плавности, непринужденности, выразительности движений, вызывают положительные эмоции.

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года до 1 года и 2 месяцев.

1. Ходьба. Взрослый стоит перед ребенком и манит его к себе яркой игрушкой, подбадривая ласковыми словами. для укрепления мышц туловища, ног и плечевого пояса

2. Малыш охватывает обруч сверху двумя руками,взрослый держит его с другой стороны и со словами: “приседаем” — приседает на корточки вместе с ребенком. Обруч опускается вниз,потом со словами: “встаем” — оба выпрямляются, поднимая обруч вверх.

3. Ползание. (1-2 раза) под палку с последующим выпрямлением туловища (для укрепления мышц туловища, рук, ног, кистей, развития координации, внимания, смекалки). Ребенок ползет за игрушкой под палку, поднятую на высоту 30-35 см от пола. Потом игрушку кладут на табуретку высотой 45 см, малыш должен встать, чтобы взять ее.

4. Ползание. (1-2 раза) через обруч с последующим выпрямлением туловища. Взрослый держит обруч, перед ребенком кладут на пол яркую игрушку, которую постепенно отодвигают, предлагая, таким образом, ребенку проползти через обруч, поставленный перед ним, еще раз. Потом игрушку кладут на табуретку (стул) высотой 45 см на расстоянии 1-2 метра от обруча. Малыш должен встать, чтобы взять ее.

Движения, входящие в различные виды деятельности, оказывают положительное влияние на организм ребенка, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки.

Массаж, воздействуя на кожу, влияет на весь организм человека. В коже в ответ на раздражение нервных окончаний возникают сосудистые рефлексы и расширяются капилляры кожи, усиливается кровообращение, увеличивается теплоотдача. В связи с этим массаж может предохранить организм от перегревания в жаркую погоду. Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез, усиливаются окислительные, восстановительные процессы в мышцах и повышается их сократительная способность; быстрее проходит утомление мышц и восстанавливается работоспособность.

Безусловные (врожденные) рефлексы проявляются у ребенка с первых дней жизни. Так, если ребенка положить на живот, то он поднимает и поворачивает голову (защитно-оборонительный рефлекс): в положении на весу на животе — голову отклоняет назад, а на спине — вперед, на правом боку — влево, на левом — вправо (рефлексы положения и расположения частей тела; при прикосновении к коже ног ребенок начинает ползать (кожно-ножной рефлекс, а коже спины — выгибает позвоночник (спинной рефлекс). Таким образом, безусловные рефлексы вызывают сокращение мышц и могут быть использованы для их развития, а также организма в целом. Ценность безусловных рефлексов заключается в том, что они могут быть применены в первые недели жизни ребенка.

Обязательным условием полноценного решения задач физического воспитания является комплексное использование всех средств при правильном их соотношении. Так, в первые три месяца жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы и естественные силы природы, безусловные рефлексы. В дальнейшем на первом году жизни используются массаж, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения, основные движения (плавание и др.). с возрастом ребенка роль гигиенических факторов, естественных сил природы не снижается, но затрачивается, меньше времени на сон, питание и создаются условия для использования более сложных физических упражнений.

Также в работе с малышами применяются наглядные, словесные и практические методы физического воспитания.

Источник

Часть 1: Физическое воспитание детей первого года жизни

Г. Е. Егоров, Г. П. Белохвостова. В. И. Басакова, Т. Н.
Зайцева

Новокузнецкий городской врачебно-физкультурный диспансер,
Кафедра лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого ГИДУВа.

Общие принципы физического воспитания детей

Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого
раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей
ясельного возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья,
совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое
развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных
навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты);
развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной
деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими
упражнениями, а также положительных нравственных, моральных и волевых черт
личности.

Для решения этих задач в детских яслях необходимо создать
благоприятные гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми,
организовать правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание
детей на свежем воздухе, проводить закаливающие мероприятия.

Особенно важное значение имеет развитие движений. С этой
целью проводятся утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры,
физкультурные занятия и др. Следует заботиться также о повышении двигательной
активности ребенка на протяжении всего дня путем создания соответствующей
обстановки, подбора физкультурных пособий и игрушек и побуждения детей к ее
использованию.

Следует постоянно заботиться о правильной осанке детей. Нужно
помнить, что залогом правильной осанки является хорошее общее физическое
развитие ребенка.

Читайте также:  Нервозность ребенка 1 год

Воспитание осанки необходимо осуществлять во всей
учебно-воспитательной работе детских яслей, а не только на занятиях по
физической культуре. Правильная осанка — признак хорошего здоровья.

Обучение детей двигательным навыкам и умениям происходит
главным образом на занятиях физической культуры. Занятия обязательны для всех
здоровых детей. Они проводятся круглый год с детьми до года индивидуально с
каждым ребенком, с детьми второго и третьего года жизни по подгруппам (от 1 года
до 1 года 6 месяцев по 6—8 человек, с детьми до 2-х лет по 8—10 человек, с
детьми третьего года жизни по 10—14 человек).

Программой предусмотрено постепенное усвоение детьми
конкретных двигательных умений, навыков и знаний. В программе каждой возрастной
группы излагается преимущественно новый учебный материал; усвоенные физические
упражнения и игры систематически повторяются и закрепляются.

В физическом воспитании должен соблюдаться строгий
дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих
процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается
возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также
индивидуальные особенности ребенка.

На первом полугодии жизни из специфических средств
физического воспитания применяется преимущественно массаж, рефлекторные
упражнения, элементы активных и пассивных упражнений. С возрастом постепенно
включаются активные физические упражнения и к концу первого года жизни массаж
полностью заменяется физическими упражнениями. Массаж, физические упражнения и
закаливание доставляют детям большое удовольствие, улучшают работу всех органов
и систем, обеспечивают более пропорциональное развитие детского организма и
выработку правильной осанки, способствуют выработке неспецифического иммунитета,
а также повышению сопротивляемости и адаптационных возможностей организма
ребенка к неблагоприятным факторам внешней среды.

Методика физического воспитания детей зависит от их возраста,
но основные принципы ее во всех возрастных группах остаются одинаковыми.

Некоторые отличия в методике проведения занятий по физическому воспитанию
связаны лишь с анатомофизиологическими особенностями детей различных возрастных
групп.

Условно физкультурное занятие можно разделить на три части
(вводно-подготовительная, основная и заключительная), хотя оно представляет
собой тесно связанное между собой единое целое. Каждая часть физкультурного
занятия имеет свои конкретные задачи и определенное содержание.

1. Вводно-подготовителыная часть физкультурного занятия имеет
следующие задачи: организация детей, концентрирование их внимания, повышение
заинтересованности и активности детей, а также функциональна я, подготовка
опорно-двигательного аппарата и всех внутренних органов и систем к предстоящей
повышенной физической нагрузке в основной части занятия. Вводно-подготовительная
часть занимает до 20 процентов времени от общей продолжительности занятия.

Для детей первого года жизни в этой части занятия проводится
массаж мелких и средних мышечных групп и упражнений для них. Для детей более
старшего возраста — ходьба и различные ее виды, построение, перестроения,
общеукрепляющие упражнения для всех мышечных групп. Последние выполняются в
следующем порядке: для мышц верхних конечностей, плечевого пояса, туловища и
нижних конечностей.

Упражнения должны выполняться в форме простых игр. Физическая
нагрузка увеличивается постепенно.

II. Основная часть. Главной задачей этой части физкультурного
занятия является развитие и совершенствование двигательных навыков и умений, а
также воспитание физических качеств.

Во время занятий нужно стремиться развивать и
совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее необходимы в данном
возрасте. Например, у детей первого полугодия жизни необходимо развивать
двигательные навыки в поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько
позже — навыки в ползании.

У детей более старшего возраста развивать и
совершенствовать двигательные навыки в основных видах движения: в ходьбе, беге,
равновесии, лазании, метании и прыжках.

В этой части занятия для детей первого года жизни проводится
массаж крупных мышечных групп и упражнения для них, для детей более старшего
возраста — упражнения в основных видах движения. После этих упражнений
необходимо включать простую подвижную игру.

В основной части физкультурного занятия дети получают
наибольшую физическую нагрузку навсе органы и системы организма,
становятся возбужденными, особенно после правильно организованной подвижной
игры. Под влиянием физической нагрузки усиливается деятельность органов
кровообращения, дыхания и др.

III. Заключительная часть физкультурного занятия проводится с
целью приведения организма в относительно спокойное состояние, сохранив при этом
бодрое настроение ребенка. Продолжительность ее составляет около 10 процентов
времени, отведенного на занятие. Физическая нагрузка в этой части значительно
снижается. Для детей первого года жизни занятие заканчивается упражнениями для
средних и мелких мышечных групп, поглаживающим приемом массажа; для более
старших — спокойной ходьбой или игрой малой подвижности и др.

Деление физкультурного занятия на части соответствует
закономерностям включения организма в работу и дает возможность обеспечить
наилучшие условия для решения задач физического воспитания детей. Количество
частей в занятии, их последовательность остаются неизменными во всех возрастных
группах, в то же время продолжителыность каждой части, содержание ее изменяются
в зависимости от возраста, состояния здоровья, физического развития детей.

Физическое воспитание детей первого года жизни

Вся жизнь ребенка раннего возраста должна быть пронизана
элементами физическое культуры, среди которых наибольшее значение имеют массаж,
физические упражнения и закаливание.

Они должны проводиться как в условиях
коллективного воспитания так и в семье.

Массаж является одним из доступных средств физического
воспитания детей первого года жизни. Из приемов массажа наиболее щадящим
является поглаживание. Это ведущий прием, который снимает повышенный мышечный
тонус и вызывает расслабление мышц, им начинают и заканчивают массирование
каждой части тела ребенка. При поглаживании ладонь массажиста скользит по коже
ребенка плавно с различной силой давления по ходу крово и лимфотока. Применять
его можно с 3-4 недельного возраста. После каждого приема массажа (растирания,
разминания, поколачивания) обязательно проводится поглаживание.

Растирание — следующий прием, действующий на более глубоко
лежащие ткани, вызывает повышение тонуса мышц. Кожа с подлежащими тканями
растирается в различных направлениях преимущественно концами пальцев.
Назначается этот прием, когда у ребенка проходит повышенный тонус мышц —
сгибателей (для рук к 3-м месяцам, для ног к 4 месяцам).

Разминание поверхностное и глубокое оказывает более сильное
влияние на мышцы и назначается к 4-5 месяцам жизни. При этом мышечные пучки
разминаются между пальцами, но с большим, чем при растирании давлением.

Поколачивание назначается для мышц спины, ягодиц, бедер детям
с хорошо выраженной жировой прослойкой. Поколачивание в детской практике
выполняется тыльной поверхностью пальцев или концами пальцев — короткими,
ритмичными ударами. Назначается к 5 месяцам.

Движения, являясь основной функцией организма, оказывают
благотворное влияние на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую,
дыхательную и др. системы детей раннего возраста.

Массаж и гимнастику детям до 1 года следует проводить
ежедневно от 5 до 15 минут в хорошо проветренном помещении при температуре
воздуха не ниже 20-22°, летом при открытых окнах. Лучше всего делать массаж на
пеленальном столике, меняя для каждого ребенка пеленку.

Руки массажиста должны
быть теплыми, чисто вымытыми и вытертыми насухо. Тальк и вазелин в практике
массажа применять нельзя.

После массажа и гимнастики маленьких детей надо тепло одеть и
дать им спокойно отдохнуть 20—30 минут.

Надо помнить, что проводить массаж и гимнастику сразу, после
еды не рекомендуется, занятия начинают через 40—50 минут.

Массаж проводится в следующей последовательности:

1. Массаж рук: большой палец левой руки сестра вкладывает в
правую руку ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами. Свободной рукой
делается охватывающее поглаживание руки от кисти к плечу, пропуская локтевой
сустав. С 3-4 месяцев можно применять легкое растирание и разминание.

2. Массаж груди. Поглаживание начинается с надплечий и
грудины и идет по ходу межреберных промежутков к подмышечной области, минуя
соски.

Упитанным детям и угрожаемым по пневмонии надо проводить
вибрационный массаж грудной клетки. При этом охватить грудную клетку ребенка
так, чтобы большие пальцы легли спереди под сосками, не надавливая на грудь, а
остальные пальцы — сзади, а ладони плотно прилегли к груди. Затем производить
быстрые, ритмичные движения вдоль туловища. Этот прием рефлекторно вызывает
более углубленный вдох.

Читайте также:  Ребенку 1 год мелкая сыпь

3. Массаж живота. Легкое поглаживание живота проводится по
ходу толстого кишечника, начиная, от правой подвздошной области к левой, по ходу
часовой стрелки. Поглаживание — растирание прямых мышц живота делается также по
часовой стрелке, т. е. ладонной поверхностью правой кисти поглаживают левую
половину живота сверху вниз и одновременно тыльной стороной левой кисти правую
половину живота снизу вверх от лобка к реберной дуге. Для массирования
(поглаживание — растирание) внутренних косых мышц живота ладони подкладываются
под поясницу, скольжение кистей идет до соединения их ладонями над пупком.

Массирование наружных косых мышц живота начинается с боков грудной клетки.
Скольжение кистей идет сверху вниз и сзади по направлению к пупку до соединения
их ладонями. Массаж заканчивают легким поглаживанием толстого кишечника по
часовой стрелке.

4. Массаж ног. Левую ножку ребенка сестра вкладывает в свою
левую ладонь, а правой рукой производит охватывающее поглаживание задней и
боковой поверхности ножки от стопы к паху, минуя подколенную область и не
затрагивая область половых органов. В возрасте после 3 месяцев включают
растирание и разминание. Растирание проводят кончиками пальцев по наружной
поверхности голени и бедра. Кольцевидное разминание выполняется большим и
указательным пальцами обеих рук. Плотно охватывается голень ребенка и делаются
встречные движения ребром ладони. А мышцы бедра разминаются только с наружной и
задней поверхности одной рукой. Внутреннюю поверхность бедра массировать не
рекомендуется. Упитанным детям можно проводить разминание «лыжный шаг». При этом
проводится скользящее движение большим пальцем по внутренней и наружной
поверхности голени до коленного сустава, а потом — по наружной поверхности
бедра.

5. Массаж стоп. Вначале производят поглаживание тыла стопы
большими пальцами кистей. Для поглаживания подошвы ногу ребенка нужно взять за
голень, 4 пальца другой кисти положить на тыл стопы, а большим пальцем проводить
поглаживание и спиралевидное растирание подошвы. В комплекс массажа стоп
включаются рефлекторные упражнения на сгибание и разгибание стопы. Для этого
концом указательного пальца нажимают у основания большого пальца, при этом
происходит сгибание стопы. Для разгибания пальцев стопы этим же пальцем,
надавливая, проводят по наружному краю стопы от пальцев к пятке. После 3 месяцев
включаются похлопывания тыльной стороной полусогнутых пальцев.

6. Массаж спины. При массаже спины ребенка переворачивают на
живот. До 3 месяцев проводится легкое поглаживание мышц спины.

При этом кисти
ладонной поверхностью плавно скользят от шеи до крестца, а потом обратно тыльной
стороной кисти от крестца до шеи. С 3-4-месячного возраста можно применять
растирание, разминание, позже — легкое поколачивание. Растирание проводится
спиралеобразными движениями концами пальцев. Длинные мышцы спины и межреберные
мышцы разминаются волнообраэно (волнообразные разминания). При этом 4 пальца
одной руки делают встречные движения к большому пальцу другой руки на расстоянии
1-2 см друг от друга вдоль длинных мышц спины. Разминание межреберных мышц
проводится волнообразно но ходу межреберных промежутков, не затрагивая
позвоночник. При поколачивании область почек пропускается.

Здоровым детям массаж ягодиц не рекомендуется. При наличии
атрофии ягодичных мышц проводится массаж в виде пощипывания и покалачивания.

По мере роста и развития ребенка массаж постепенно заменяется
физическими упражнениями. После года массаж делают только ослабленным детям по
показаниям.

Массаж рук отменяется, когда ребенок свободно поднимает
туловище с опорой на выпрямленные руки. Массаж ног отменяется, если ребенок
легко ползает на четвереньках. Массаж спины можно отменить, если ребенок сидит
без опоры и стоит, держась за неподвижную опору, с выпрямленной спиной. Когда
ребенок начинает переступать, держась за неподвижную опору, отменяется массаж
стоп. Последним отменяется массаж живота (после года).

Одновременно с проведением массажа ребенок с помощью
родителей или воспитателя выполняет простые физические упражнения.

Программа воспитания детей ясельного возраста предусматривает
выработку у ребенка определенных навыков в зависимости от возраста.

При составлении комплекса надо учитывать безусловные
рефлексы, на основе которых выполняются некоторые рефлекторные упражнения.

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев

К 2,5—3 месяцам надо приучать ребенка поднимать и удерживать
головку, поощрять движения на животе.

I. Массаж рук — поглаживание

2. Массаж груди — поглаживание

3. Массаж живота — поглаживание

4. Массаж ног — поглаживание

5. Вызывание зрительного рефлекса яркой игрушкой

6. Поворот ребенка на бок (ножки держать вилкой),

рефлекторное прогибание позвоночника — большим и
указательным пальцами вдоль позвоночника от крестца к шее — ребенок прогибается
1-3 раза.

7. Парение на спине — ребенка приподнимают на ладонях — он
рефлекторно сгибает ножки к животу, голову тянет вперед.

8. Массаж стоп — поглаживание.

9. Рефлекторное сгибание и разгибание стоп.

10. Массаж спины — поглаживание.

11. Рефлекторное ползанье — ребенок лежит на животе, к стопам
подставляют прямую ладонь, от которой и отталкивается ножками.

В возрасте от 3 до 6 месяцев надо учить ребенка захватывать и
удерживать игрушку. Развивать подготовительные движения к ползанью, обучать
крепко упираться ногами на опору (стол).

Комплекс упражнений для детей от 3 до 4 месяцев

1. Массаж рук — поглаживание.

2. Массаж груди — поглаживание.

3. Скрещивание рук на груди с разведением их в стороны.

4. Массаж живота (поглаживание, растирание прямых мышц).

5. Парение на спине.

6. Стимуляция захвата игрушки.

7. Поворот на бок — рефлекторное прогибание позвоночника.

8. Массаж ног (поглаживание, растирание).

9. Пассивное сгибание ног.

10. Потанцовывание — ребенка, нужно взять за подмышечную
область и ставить ножками на стол, он отталкивается и подгибает под себя ножки.

11. Массаж спины (поглаживание, спиралеобразное растирание).

12. Ласточка или парение на животе — ребенка поднимают на
ладонях, поддерживая под грудь, он откидывает головку назад 1-2 раза.

13.Стимуляция ползанья показом игрушки.

14. Рефлекторное сгибание стоп 2-3 раза.

Комплекс упражнений для детей от 5 до 6 месяцев

Массаж рук с переходом на грудь.

Скрещевание рук 3-4 раза.

3. Массаж живота (дополнительно дают растирание прямых,
наружные и внутренних косых мышц).

4. Если сохранился четко выраженный шейный рефлекс, выполняют
парение на спине 1-2 раза.

5. Если этого рефлекса нет, дают присаживание, разводя руки в
стороны 1-2 раза.

6. Бокс из положения лежа.

7. Массаж ног (дополнительно дается кольцевидное разминание и
лыжный шаг).

8. Массаж стоп.

9. Топанье 3-4 раза.

10. Повороты на бок 1-2 раза.

11. Массаж спины (дополнительно дается разминание и
поколачивание).

12. Парение на животе 1-2 раза.

13. Стимуляция ползанья показом игрушки

14. Потаи цовыв ан и е и стимуляция ходьбы.

Комплекс упражнений для детей от 7 до 9 месяцев

В возрасте от 7 до 9 месяцев надо развивать двигательную и
голосовую реакцию. Приучать по слову выполнять простые движения (сесть, лечь,
повернуться на бок), способствовать своевременному развитию ползанья.

1. Круговые вращения рук 4-5 раз.

2. Массаж живота (все приемы).

3. Активное присаживание, держась за кольца 2-3 раза.

4. Поднимание прямых ног или топанье.

5. Напряженное прогибание позвоночника (между лопатками
вызывать раздражение кожи, от чего ребенок прогибается в грудном отделе).

6. Хватание игрушки из положения лежа на спине и животе.

7. Самостоятельные повороты на бок за игрушкой.

8. Ползанье за игрушкой.

9. Бокс из положения сидя.

10. Массаж спины.

Комплекс упражнений с 10 до 12 месяцев

С 10 месячного возраста до 1 года надо совершенствовать ранее
освоенные движения, подготавливающие ребенка к самостоятельной ходьбе, учить
выполнять ряд действий, направленных на достижение определенной цели.

1. Круговые движения рук сидя.

2. Бокс сидя или стоя.

3. Массаж живота.

4. Топанье или пассивное сгибание ног.

5. Повороты ?