Физическое развитие ребенка шестого года жизни

Физическое развитие ребенка шестого года жизни thumbnail

Физическое развитие детей от рождения и до школы в условиях общественного воспитания имеет ряд специфических особенностей, к числу которых исследователи относят: научность, систематичность и последовательность, активность и регламентированность, закрытость и формализм, тяготение к изолированности физического воспитания от остальных сторон развития личности ребёнка.

Ориентация системы образования на разностороннее развитие дошкольников, необходимость подготовки его к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях ставят перед педагогами и родителями ряд задач, в том числе и задачу целенаправленного физического развития детей дошкольного возраста.

Самоценность и специфичность периода дошкольного детства, с характерным для него типом ведущей деятельности, а также интенсивностью и неравномерностью темпов физического развития не позволяет осуществить прямой перенос достижений школьной дидактики и определяет необходимость разработки собственных подходов к оптимизации физического развития детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте складываются предпосылки к формированию осознанности движений. Условием для развития осознанность движений являются:

  • — морфофункциональное созревание систем управления движениями;
  • — формируются мотивы освоения движения детьми;
  • — сочетание двигательных действий со словом;
  • — понимание ребёнком связи между характером движения и его результатом.

Физическое развитие характеризуется наличием возрастных возможностей. Среди основных задач приоритет отдаётся:

  • — упражнениям общеразвивающего воздействия (движение головы, положение и движение рук, ног, туловища);
  • — упражнения в основных движениях (ходьба, бег, лазание, прыжки, катание, бросание и ловля);
  • — подвижные игры и игровые упражнения;
  • — спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис);
  • — ритмичные движения (танцевальные);
  • — упражнения в организационных действиях (построения, перестроения, нахождение места, повороты);
  • — упражнения в передвижении с техническими средствами (катание на санках, лыжах, велосипеде, на роликовых коньках, самокатах);
  • — упражнения для освоения движений в водной среде.

При этом необходим индивидуальный двигательный режим для детей, имеющих различные особенности физического развития каждого ребёнка.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

Физическое развитие, в свою очередь, связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста — наука об общих закономерностях физического воспитания ребенка. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка, теория физического воспитания детей предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.

Становление личности ребенка начинается задолго до поступления его в школу, более того, к 6-7 годам оказываются сформированными многие особенности личности ( способность к произвольным действиям, регулированию собственного поведения, самооценка и пр.). Поэтому вполне закономерно внимание ученных к проблеме физического воспитания с дошкольного возраста (Т. Антонова [1], Фарбер Д.А., Безруких М.М. [9], Е.Н. Вавилова [4] и др.). Учёные подчёркивают, что при нынешних подходах к осуществлению задач физического воспитания фактически выпадают такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и действенных мотивов занятий физической культурой, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения.

При организации физического воспитания не предусматривается выработка способов творческого применения полученных знаний, умений, навыков для поддержания высокого уровня физической работоспособности и состояния здоровья, самостоятельных занятий в будущем. (52)

Нельзя считать оптимальным для решения проблем физической культуры подход, состоящий в том, чтобы исправить неудовлетворительное состояние дел простым увеличением объема двигательной активности или повышение моторной плотности на занятиях и вне занятий, включением в учебные программы дополнительного материала, а также посредством повышения уровня требований к качеству выполняемых физических упражнений или за счет других вариантов, основанных на экстенсивном подходе.

Необходим другой подход, ориентированный на запросы конкретного педагога и ребенка, особенности работы каждого образовательного учреждения, национальные традиции и региональные условия. Не менее актуальной остается проблема определения сущности, содержания, структуры и критериев физического воспитания дошкольника.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста — наука об общих закономерностях физического воспитания ребенка. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка, теория физического воспитания детей предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.

В методике физического воспитания определены показатели развития дошкольников, позволяющие судить об особенностях психофизического развития детей, в частности эмоциональном состоянии и поведении, показатели физического, функционального развития и физической подготовленности.

Н а основе знания особенностей формирования осознанности движений у детей старшего дошкольного возраста необходимо:

  • 1) комплексно использовать методы и приёмы, способствующие формированию представлений о физических упражнениях;
  • 2) пониманию структуры и последовательности их выполнения, возможности варьирования упражнений.
Читайте также:  Роль книги в творческом развитии ребенка

В ряде педагогических исследований раскрыта методика формирования умения сознательно ориентироваться в пространстве. самостоятельно выбирать наиболее рациональный способ выполнения движения в подвижной игре в зависимости от её условий; обучения анализу и характера и качества выполнения прыжков (Г.П. Лескова, Н.В.Полтавцева, Э.Я. Степаненкова и др. ). Однако методические аспекты формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений разработаны недостаточно.

Источник

Воспитание самостоятельности у детей 4-5 лет.

В течение года ко мне обращались родители с вопросами о проблемах воспитания, которые особенно их тревожат. Чаще всего обсуждалась тема самостоятельности детей.

Самостоятельность ребенка для многих родителей — очень желаемое, но порой труднодостижимое качество. Что влияет на его формирование? Как сделать так, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? Когда уже пора начинать приучать чадо к независимости? 

Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо разобраться, что значит «самостоятельный».

Чтобы ничего не придумывать, заглянем в толковый словарь Ушакова. Читая значение, стоит отметить, что данное слово имеет несколько близких толкований, в том числе:

— «существующий отдельно от других, сам собою, независимый»;

— «решительный, способный на независимые действия, обладающий инициативой»;

— «свободный от посторонних влияний, помощи, опыт добытый личными усилиями».

Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. Также из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка, – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Стремясь сделать за ребёнка мы, взрослые, причиняем ему большой вред, лишаем его самостоятельности, подрываем у него веру в свои силы, приучаем надеяться на других.

Уже к четырём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т.е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление всё делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребёнок настаивает на своём просто потому, что он этого потребовал.

Кроме того, наблюдается строптивость. Ребёнок начинает отрицать всё, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

И наконец, своеволие. Ребёнок всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что ещё мало умеет.

        Также в поведении ребёнка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослого. Бунтующий ребёнок будто находится в состоянии жестокого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведёт себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых ребёнок может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг может изменить отношение к своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказаться играть с ними.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно, несмотря на то что они ещё малы? Такой ребёнок уже способен включаться в различную полезную деятельность. Дети очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребёнок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми.

Конечно, ребёнок не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения игрушек и т.д. Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действовать, необходимым в процессе одевания, умывания, приёма пищи.

Почему-то многие взрослые считают, что основная и почти единственная обязанность, которую можно доверить дошкольнику – раскладывание по местам игрушек. , Уже в полтора года малыш способен принести себе чашку, отнести в мойку за собой посуду, аккуратно поставить свою обувь и делать массу других несложных поручений.

Читайте также:  Оквэд для центра развития ребенка

В четыре-пять дети в садиках, организованных по системе Монтессори, моют сами посуду (не кастрюли, конечно, но чашку за собой сполоснуть вполне могут), успешно подметают пол и, главное, они однозначно понимают, чтобы начать какую-либо деятельность надо сначала к ней подготовиться: взять необходимый инструмент, сесть и т.д. А после – обязательно убрать все за собой. Уверена, что ваш ребенок тоже это все может. Если вы ему позволите, конечно.

В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту.

Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

Семь простых правил установления сотрудничества с детьми, 

описанные в книге Джона Грэя «Дети с небес»:

1. Просите, а не приказывайте и не требуйте. Используйте следующие фразы, которые приглашают вашего ребенка к сотрудничеству: «Сделай, пожалуйста,…», «Не сделаешь ли ты…».

2. Откажитесь от риторических вопросов, которые провоцируют плохое поведение ребенка: «Почему ты бьешь братика?», «Почему все игрушки разбросаны?».

3. Говорите прямо. Вместо «пустых» фраз используйте позитивные просьбы: «Ведите себя, пожалуйста, тише» (вместо «Дети, вы слишком шумите»), «Не перебивай меня, пожалуйста» (вместо «Ты снова меня перебиваешь»).

4. Откажитесь от объяснений, уже известных ребенку. Не надо объяснять четырехлетнему ребенку, зачем чистить зубы, иначе он будет только сопротивляться вашим доводам. Просто скажите: «Не почистишь ли ты зубы?»

5. Откажитесь от лекций. Если лекции нацелены на то, чтобы мотивировать определенное поведение, ребенок утрачивает желание сотрудничать. Другое дело, если он сам просит совета.

6. Не пытайтесь манипулировать ребенком с помощью чувств. Когда родители делятся с детьми своими негативными переживаниями: «Мне не нравится…», дети начинают чувствовать слишком большую ответственность за настроение родителей и стараются подстроиться под их желания.

7. Волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества – это слово «давай». С его помощью укрепляется естественная связь между родителями и детьми.

Источник

Анализируя особенности детей в возрасте 6-7 лет, можно отметить одну из особенности физического развития детей 6 7 летосновных — активный рост, наблюдать который можно на седьмом году жизни. Именно в этот период дети могут прибавить в росте в среднем до 10 см за год. Средний рост дошкольников 6 лет составляет порядка 106-107 см при массе тела до 21 кг. Однако не стоит исключать индивидуальные и наследственные особенности каждого ребёнка, которые могут стать причиной некоторых отклонений от нормы.

Как развивается опорно-двигательный аппарат

В 6-7 лет опорно-двигательный аппарат ребёнка находится на стадии развития, поэтому процесс нельзя назвать завершённым. В этом возрасте у дошкольников самыми сильными являются мышцы-сгибатели.

Обычно у таких малышей сильно выпячен живот, голова склонена вперёд, а ноги в коленях не до конца выпрямлены. Важно обеспечить дошкольникам на этом этапе физического развития необходимые им физические нагрузки, способствующие гармоничному развитию в дальнейшем.

Мышцы кисти развиваются в умеренном темпе. Более-менее уверенно владеть пальцами и кистями дошкольники научатся только к концу шестого года. Родители могут ускорить этот процесс, если будут заниматься с особенности физического развития детей 6 7 летмалышом играми и упражнениями, развивающими мелкую моторику рук, в которых используются:

  • пластилин или глина;
  • пальчиковые краски;
  • мозаика;
  • кинетический песок;
  • пуговицы и бусины;
  • шнурки и пр.

Игрушки для развития мелкой моторики могут быть покупными, а могут быть изготовлены своими руками из подручных материалов.

Сердечно-сосудистая система: принципы развития

В 6-7 лет активно развивается сердечно-сосудистая система дошкольника. В этом возрасте объём его лёгких составляет от 1500 до 2200 мл. Увеличить его можно путём умеренных физических нагрузок, отвечающих уровню подготовки малыша.особенности физического развития детей 6 7 лет

Артериальное давление у детей на этом этапе жизни по показателям отличается от давления взрослого человека — оно существенно ниже. Увеличиваться давление может под влиянием опять же умеренных физических нагрузок.

Важно, чтобы дошкольник в 6-7 лет занимался физическими упражнениями, таким образом тренируя сердечно-сосудистую систему.

У детей этого возраста активный обмен веществ, и энергозатраты прямо пропорциональны физическим нагрузкам. Чтобы развитие малыша протекало нормально, помимо физического воспитания, адекватного возрасту, он должен получать правильное, сбалансированное питание.

Нужно помнить о том, что в 6-7 лет от умения ребёнка управлять своим поведением будут зависеть такие процессы, как память, мышление и внимание.

Именно поэтому так необходимо заниматься с малышами, обучая их самоконтролю и практикуя выполнение всевозможных заданий для развития основных психологических процессов.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка на ветеранов

У шестилеток активно развиваются волевые качества, поэтому не стоит удивляться, если в этом возрасте у малыша появятся собственные новые интересы.

Двигательная активность старших дошкольников

Двигательный аппарат у детей в возрасте 6-7 лет достаточно развит для того, чтобы они могли демонстрировать точные и скоординированные движения с учетом возникающих условий и ситуаций.

Крупная моторика детей на этом этапе развития становится более совершенной и разнообразной за счёт расширившихся возможностей. Малыши заинтересованы в качестве выполнения особенности физического развития детей 6 7 летдвижений, проявляют волю и прикладывают усилия, когда необходимо выполнить трудное задание.

В 6-7 лет старшие дошкольники способны осознанно совершать отдельные движения разными частями тела, тренируя ритмику, ловкость и грацию. Многие из них с удовольствием соревнуются в умениях со сверстниками, развивая дух соперничества.

Стоит отметить, что между уровнем физической подготовки и психическим развитием малыша существует тесная связь. От двигательной активности будет зависеть развитие пирамидной и экстрапирамидной систем, а также интеллекта и ритмики.

Дети, получающие достаточное количество физических нагрузок, отличаются высоким уровнем физического развития, демонстрируют нормальные показатели состояния центральной нервной системы и работы внутренних органов.

Как развиваются быстрота и мышечная сила

В 6-7 лет мышечная система детей достигает определенного уровня зрелости, что позволяет показывать высокие показатели быстроты и активности в целом. Постепенно скрытый период особенности физического развития детей 6 7 летдвигательной реакции сокращается, при этом отмечается, что реакция руки остается медленнее реакции ноги.

Вместе с быстротой в этом возрасте изменяются показатели мышечной силы. У старших дошкольников могут возникать проблемы с мобилизацией мышечных усилий при необходимости, что в свою очередь влияет на качество силы во время выполнения тех или иных движений.

Дети этого возраста хорошо справляются с теми заданиями, которые подразумевают комплексное задействование мышечных групп, например игры с набивным мячом. Оптимальными для детей 6-7 лет станут упражнения, тренирующие проявление быстроты и силы одновременно.

Как развивается выносливость у старших дошкольников

Исходя из результатов исследований особенностей физического развития старших дошкольников, специалисты сделали вывод, что в 6-7 лет способность придерживаться изначально заданной интенсивности движений у детей увеличивается. Дети в старшем дошкольном возрасте способны преодолевать без отдыха более 3000 метров! Во время преодоления дистанции у ребёнка не наблюдается ярко выраженных признаков усталости.

Активное развитие показателей силы и выносливости позволяет постепенно повышать уровень физической подготовки малышей.

Возможности дошкольников в 6 лет

В 6 полных лет при условии нормального гармоничного развития физические возможности ребенка проявляются следующим образом.

  1. Дошкольник способен пробежать 200-300 метров с ускорением, демонстрируя высокие показатели ловкости, маневренности и выносливости, особенности физического развития детей 6 7 летоббегая препятствия в виде холмов, ямок или небольших канав.
  2. Движения ребёнка становятся уверенными и чёткими, практически такими же, как и у взрослого. Он с лёгкостью касается частей лица с закрытыми глазами по требованию, ловит, останавливает мяч, посылает его в цель с максимальной точностью.
  3. Малыш становится более уверенным в отношении соблюдения равновесия, демонстрирует устойчивую ходьбу по узким поверхностям.
  4. Старшие дошкольники отлично прыгают как вверх, так и в длину, способны перепрыгивать через несколько ступеней одновременно, прыгают на одной ноге, на скакалке, играют в прыжковые игры типа «классиков» и «резинок» (преимущественно девочки).

Особенно желанной в этом возрасте для физически активного малыша становится шведская стенка, которую он готов покорять часами, укрепляя руки, ноги и мышечный корсет.

Что умеет дошкольник в 7 лет

В 7 лет особенности физического развития позволяют ребёнку:

  • выполнять различные варианты бега и ходьбы;
  • проявлять выносливость во время бега с ускорением и небольшими паузами;
  • выполнять упражнения на проявление ловкости и меткости с использованием мяча и других предметов;
  • принимать участие в активных играх, требующих соблюдения правил (теннис, баскетбол, футбол, хоккей и пр.)

В 7 лет дети способны преодолевать внушительные расстояния на лыжах, спускаться с небольших холмов.

В целом физическое развитие дошкольников в этом возрасте совершенствуется, хотя внешне это может быть и не так заметно. В организмах детей происходят колоссальные изменения, отражающиеся на показателях таких важных качеств, как сила, выносливость и ловкость.

Малыши способны выдерживать определенные физические нагрузки, соблюдать правила игр, быть частью команды — словом, они полностью готовы к поступлению в первый класс.

Источник