Физическое развитие ребенка подготовительной группы здоровья
В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости. Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.
Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков
Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух тематических модулей («Здоровье» и «Физическая культура»), основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей.
Содержание тематического модуля «Физическая культура» предусматривает решение следующих задач:
— овладевать основными движениями и развивать разные формы двигательной активности ребенка;
— развивать крупную и мелкую моторику;
— поддерживать инициативу и самостоятельность детей в двигательной деятельности и организовывать виды деятельности, способствующие физическому развитию;
— формировать готовность и интерес к участию в подвижных играх и соревнованиях;
— формировать физические качества (выносливость, гибкость и др.).
Содержание тематического модуля «Здоровье» направлено на достижение цели — формирование культуры здоровья детей через решение следующих задач:
— обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизических и других особенностей (в том числе ОВЗ);
— охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
— создавать условия, обеспечивающие правильное формирование опорно-двигательной системы и других систем организма;
— формировать ценности здорового образа жизни, относящиеся к общей культуре личности; овладевать его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
— оказывать помощь родителям (законным представителям) в охране и укреплении физического и психического здоровья детей.
Вышеперечисленные задачи в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни. В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.
В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры. Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может, и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.
Мониторинг физического развития детей в процессе педагогического наблюдения только для внутреннего пользования. Поэтому педагог проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития. Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта. Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте. Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков
Особенности физического развития детей 6-7- лет
Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий. Растут возможности различения пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человеческого тела. Дети могут объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, идёт на лыжах, едет на велосипеде и т.п. они различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма.
Совершенствуются основные виды движений, ярче проявляются индивидуальные особенности движения, зависящие от телосложения и возможностей ребёнка. Дети всё чаще руководствуются мотивами достижения хорошего качества движения. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудного задания. Следует учесть, что стремление ребёнка добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями, поэтому взрослый должен быть очень внимателен и не допускать перегрузки.
Начинается интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела, например ног, головы, кисти и пальцев рук и др. у детей постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Дети начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Многих детей привлекает результат движений, возможность помериться силой и ловкостью со сверстниками (особенно у мальчиков).
Очень ценно, что дети уже понимают значение упражнения для совершенствования движений. Они целенаправленно повторяют упражнения, проявляя большую выдержку и настойчивость. Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движения. Одним больше нравится бегать и прыгать, другим — играть с мячом и т. д. нередко детям нравятся те упражнения, которые лучше получаются. Взрослым необходимо поддерживать индивидуальные интересы детей.
Так же этот возраст называют «Возрастом вытягивания» и «Возрастом неудержимой двигательной активности», поскольку в нем активно формируется костная система, а так же наблюдается бурная двигательная активность, которая проявляется в различных манерах ребенка.
К концу шестого года жизни
Пробежать ребенок уже может и двести, и триста метров, причем довольно быстро. Появляется большая ловкость, сноровка, причем бегать он может уже не только по ровной поверхности, но и ловко обегая холмики и перескакивая через ямки и канавки
Движения становятся более уверенными и скоординированными. В этом смысле ребенок уже почти не отличается от взрослого. Он с закрытыми глазами легко может прикоснуться к своему уху, носу. Ловко ловит мяч и так же ловко может бросить его в цель
Заметно лучше становится чувство равновесия: ребенок спокойно проходит по узкой скамейке, бревну, доске
Дети этого возраста становятся увереннее в прыжках. На лестнице могут перепрыгивать через ступеньку, а на ровной площадке даже через несколько предметов. Начинают постигать «науку» использования скакалки, что очень важно, так как это развивает систему согласованных действий всего тела. Дети могут прыгать на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики»
По шведской стенке ребенок может лазать часами и не устанет при этом от этого занятия. Ребенок способен немного подняться по канату, что указывает на то, что руки его становятся сильнее. Но отжаться от пола малыш еще не сможет
К концу седьмого года жизни
Ребенок уже хорошо может выполнять различные виды ходьбы и бега, может пользоваться ими в различных ситуациях, он довольно вынослив, может долгое время бежать, что называется, «сломя голову», немного передохнуть и вновь продолжить неугомонный бег
Ребенок становится еще более ловким и метким, может играть в различные игры с мячом, ловко с ним управляясь, может попасть мячом в цель с 4-5 метров, метать в движущуюся цель, действовать левой и правой рукой
Дети могут сохранять правильную осанку
К семи годам ребенок может играть в такие спортивные игры, как бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис
Ребенок может плавать и ходить на лыжах на длительные расстояния
Холодов отмечает, что ребенок в возрасте шести лет должен успешно освоить прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазание по шесту, канату, гимнастической стенке, метание на дальность и в цель и др. Кататься на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах, плавать. В движениях появляются выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы.
Физическое развитие ребенка неуклонно совершенствуется. Дети становятся все более выносливыми, ловкими, сильными. Они могут играть в различные командные игры, осваивать различные виды спорта. Все это говорит о том, что ребенок готовится к школьному обучению и физически в том числе, он становится способным сидеть за партой и управлять собственным телом в соответствии с ситуацией, в которой находится на данный момент.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на седьмом году жизни происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. И познание особенностей психофизического развития, дает нам возможность правильно формировать двигательные функции, позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры.
Источник
Что представляет собой подготовительная группа по физкультуре
Занятия физкультурой предусматривают благотворное воздействие на организм. Программы составляются для развития ловкости, силы, гибкости суставов, укрепления мышц. Упражнения подбираются в соответствии с возрастными особенностями.
Но не всем детям можно заниматься по школьной программе. Это зависит от состояния физического здоровья учеников. Поэтому предусмотрены группы с щадящей физической нагрузкой.
Группы для нездоровых детей в школе
Существуют три вида групп, предусмотренных для детей с проблемами здоровья. Это:
- Основная.
- Специальная.
- Подготовительная.
Все три группы имеют свой объём нагрузок, нормативы, комплексы движений, игр. Они отличаются контингентом детей, вернее, их состоянием здоровья.
Основная
Здесь занимаются школьники без отклонений в самочувствии. Они ходят на занятия по общему расписанию. Обычно их урок начинается с разминки, разогревающих упражнений. Затем переходят к более сложным элементам, бегу, прыжкам, сдачи нормативов. Тренировка всегда заканчивается какой-нибудь спортивной игрой.
Специальная
В группу входят школьники, которые имеют категорические медицинские противопоказания. На основании справки от лечащего врача собирается специальная комиссия (КЭК). После изучения результатов лабораторных проб и анализов, ребёнку рекомендуется посещение специальной группы. Они подразделяются на:
- группу А (существенные ограничения физической нагрузки. Занятия проводят отдельно от основной группы);
- группу В (освобождение от физических нагрузок, получение только теоретических знаний).
Подготовительная
Для того, чтобы попасть в эту группу, берут только справку у врача. Здесь занимаются дети, перенёсшие тяжёлые болезни, операции. У них могут быть болевые ощущения, слабость, плохое самочувствие.
Занятия предусматривают специальные комплексы движений, исключающие интенсивные нагрузки. От нормативов ребёнок освобождается.
В справку вносятся следующие обоснования:
- причина (текущий диагноз);
- сроки (четверть, полугодие, весь учебный год);
- рекомендации и ограничения (чёткое описание допустимых и запрещённых движений).
Рекомендуемые движения для подготовительной группы
Ученики участвуют в занятиях основной группы, но на более мягких условиях. Они выполняют только определённые движения, не имеют интенсивных физических нагрузок. Им рекомендуются следующие упражнения:
- Ходьба по кругу, с высоким поднятием колен (разминка).
- Ритмические вдохи и выдохи (после каждого упражнения).
- Упражнения с палками (укрепляющее воздействие на организм).
- Короткая полоса препятствий (бег в медленном и среднем темпах).
- Движения с лёгкими предметами (мячами, лентами, другими).
- Игры.
Нормативы могут сдаваться только с разрешения медицинского специалиста. Детям рекомендуется подготовить доклады о знаменитых спортсменах, истории спортивных игр. Возможно чтение рефератов о знаменитых олимпийских чемпионах, их достижениях. Теория, дополняющая ограниченную практику, способна позитивно повлиять на оценку.
Нормативы
Для детей, посещающих подготовительную группу, предусмотрены более щадящие нормативы. Это:
- бег на более короткие дистанции;
- приседания в медленном темпе;
- плавные махи руками и ногами;
- прыжки на меньшую высоту;
- меньшее количество простых упражнений;
- кратковременное участие в играх.
Ученики, посещающие занятия в подготовительной группе, могут выздороветь после курса реабилитации, и перевестись в основную.
Подготовительная группа в дошкольном учреждении
Малыши не должны перенапрягаться. Во время прогулок, зарядки, подготовки к утренникам, игр, детям с проблемным самочувствием рекомендованы ограничения. Это может быть выражено в меньшей доле участия в подвижных, активных мероприятиях.
В детских садах малыши всё время находятся под наблюдением воспитателей. Они должны быть одеты, обуты по сезону, не заниматься на сквозняках, соблюдать правильный режим питания. Правильный уход, дозированные нагрузки будут способствовать их скорейшему выздоровлению, облегчению болезненных ощущений.
Подготовительная группа в институте
Для того чтобы попасть в подготовительную группу, следует предоставить документ от врача. В нём должны отображаться: диагноз, сроки, рекомендации по физической подготовке, ограничения. Если студент занимался в подготовительной группе в школе, он обязан оповестить об этом администрацию института.
Так же, как и в школе, здесь существуют специальные правила для занятий с такими студентами. Обычно действуют щадящие нагрузки, более простой комплекс упражнений. Студенты могут подготовить рефераты про спортивные команды, чемпионов, любимые виды спорта. Это положительно повлияет на выпускной балл.
Поделитесь статьёй в социальных сетях:
Источник
Задачи:
- Совершенствовать основные физические качества.
- Учить прокатывать мяч, толкая головой, соблюдая
координацию движений. - Упражнять в подлезании под дугу.
- Формировать предпосылки здорового образа
жизни, потребность дружеского состязания. - Воспитывать решительность, организованность,
доброжелательность.
Оборудование: скамейки гимнастические, 2
дуги, набивные мячи, мячи по количеству детей, 2
таза, веревка с прищепками, аудиозапись.
Ход занятия
Вход детей в зал. Построение в шеренгу.
Инструктор по физической культуре: Ребята,
сегодня мы проводим «День здоровья». Предлагаю
начать занятие с девиза: «Здоров будешь — все
добудешь»
— А чтобы быть здоровым, с чего начинаем утро?
Дети: С зарядки!
Инструктор по физической культуре: А стихи о
зарядке знаете?
1-й ребенок:
Чтоб расти нам сильными,
Ловкими и смелыми.
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем.
2-й ребенок:
К солнцу руки поднимаем,
Дружно весело шагаем,
Приседаем и встаем
И гулять не устаем.
3-й ребенок:
Кто из вас, ребята, знает,
Что закалке помогает?
И полезно нам всегда
Солнце, воздух и вода (хором).
Инструктор по физической культуре: Что за шум,
что случилось?
(Входит «Грязнулька» в оборванной грязной
одежде с грязным лицом)
«Грязнулька»:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку, свечка в печку.
Я за книжку, та бежать.
И вприпрыжку под кровать.
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал как от огня.
(«Мойдодыр»)
Инструктор по физической культуре: Мальчик
только носик мочит,
Умываться он не хочет.
— Как, ребята, называется тот, кто плохо
умывается?
Дети: Грязнулькин!
Инструктор по физической культуре: Где же ты
живешь такой чумазый?
Грязнулькин: На станции «Грязнулькино».
Инструктор по физической культуре: Интересно
посмотреть все ли там такие чумазые. Ребята, а
давайте отправимся туда на экскурсию.
Подровнялись, отправляемся!
Разминка: Дети маршируют в колонне по одному,
высоко поднимая ноги, согнутые в коленях.
Ходьба:
— на носках «Великаны»,
— на пятках (руки за головой),
— в полуприсяде «Карлики»,
— спиной,
— с разным положением рук.
Бег:
— бег друг за другом,
— с выведением прямых ног вперед,
— поскоки,
— боковой галоп в левую сторону.
Дыхательное упражнение «Веселая пчелка»: Вдох
свободный, на выдохе произнести «з-з-з».
Дорожка здоровья.
1. По канату «елочкой», приставным шагом,
2. Прыжок на мат или мягкий модуль,
3. Перешагивание мешочков, высоко поднимая
колени,
4. Прыжки «с кочки на кочку».
Построение в колонну. Берем мячи. Перестроение
в колонну по двое.
Инструктор по физической культуре: Вот, мы и
приехали на станцию «Грязнулькино», где люди не
умываются, не чистят зубы и не делают зарядку. Как
вы думаете, это правильно?
Дети: нет!
Инструктор по физической культуре: Давайте
покажем жителям станции «Грязнулькино», что
нужно делать, чтобы быть здоровыми и не быть
грязнулями.
Общеразвивающие упражнения с мячами.
И. п.: стоя, ноги врозь, руки с мячом за спиной. 1-2
— руки в стороны, мяч в правой руке — вдох; 3 — 4 —
руки за спину, переложить мяч в левую руку — выдох.
То же, мяч в левой руке. Повторить 5 раз.
И. п.: стоя на коленях, мяч в правой руке. 1-
правая рука с мячом в сторону; 2- поворот вправо,
коснуться мячом правой пятки; 3 — руки в стороны; 4
— вниз, переложить мяч в левую руку. То же, влево.
Повторить 4 раза.
И. п.: о. с. мяч в правой руке. 1-2— правую прямую
ногу вверх, переложить мяч в левую руку; 3 -4 — и.
п. То же, мяч в левой руке. Повторить 4 раза.
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч в правой
руке. 1-2- наклон вниз, не сгибая колени,
переложить мяч в левую руку за правой пяткой; 3-
4- и. п. То же, мяч в левой руке. Повторить по 4 раза.
И. п.: стоя, ноги врозь, мяч в правой руке.
Подбросить мяч вверх, хлопок сзади, поймать мяч.
Повторить 10 раз.
И. п.: о. с. мяч на полу справа. Перепрыгнуть боком
через мяч на двух ногах. Повторить 30 раз.
Закончили упражнение.
Инструктор по физической культуре: Вот молодцы!
(За большой ширмой на кровати лежит
«Лентяйкин» — в одном носке (или в разных) на
голове шапка. Убираем ширму.)
Лентяйкин:
Вставать по утрам неохота и лень,
Я спал бы все утро,
Я спал бы весь день.
Я спал бы весь вечер,
Я спал бы всю ночь.
Я встану — опять завалиться не прочь.
(говорит лежа на кровати)
Разбудят — лягаюсь босою ногой.
(потягиваясь в постели)
Вторично разбудят — лягаюсь другой.
Прижавшись к подушке свой сон стерегу.
(медленно встает)
Расстаться с подушкой никак не могу!
(медленно встает, надевает свитер наизнанку и
тапочки на разные ноги).
Инструктор по физической культуре: Так это же
Лентяйкин. Он живет в городе «Лентяйске».
Станция «Грязнулькино» и город «Лентяйск»
находятся недалеко друг от друга. Люди,
проживающие в них очень похожи, ведь
грязнульками бывают только ленивые люди. И
только лентяйкины разбрасывают свои вещи и не
могут их найти. А мы с вами знаем, что у каждой
вещи есть определенное место, тогда не придется
их искать. Дорогие ребята, приглашаю вас вступить
в общество чистоты и порядка. Членами этого
общества могут стать все дети, которые дружат с
мылом, зубной щеткой, мочалкой и расческой. Но для
начала надо привести в порядок Грязнулькина и
Лентяйкина. Отправляйтесь приводить себя в
порядок.
(Грязнулькин и Лентяйкин уходят приводит себя в
порядок)
— А пока они приводят себя в порядок, отгадайте
загадки:
Гладкое, душистое
Моет чисто.
(Мыло)Хожу — брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа)Хвостик из кости,
А на спинке щетинка.
(Зубная щетка)
— Назовите предметы, которые вам понадобятся
для умывания? (полотенце, зубная щетка, мыло)
— Когда нужно чистить зубы? (утром и вечером)
Входят чистые и опрятно одетые Грязнулькин и
Лентяйкин.
Инструктор по физической культуре: А теперь
давайте посоревнуемся в быстроте и ловкости.
Разделимся на 2 команды. Грязнулькин будет
участвовать в одной команде, а Лентяйкин — в
другой.
Эстафета с мячом.
По сигналу участник встает на четвереньки
катит головой мяч до 1-й кегли, встает, берет мяч и
катит его между кеглями змейкой до ориентира
(кубик), обегает его и бежит к своей команде,
передает эстафету (мяч) следующему участнику.
Эстафета «Кто быстрее пробежит по мосту».
На расстоянии 1 м от стартовой линии стоит
гимнастической скамейка, за ней на расстоянии 1 м
— дуга.
По команде — первый участник бежит по
гимнастической скамейке, затем проползает на
четвереньках под дугой, обегает ориентир и
возвращается бегом в команду, передав эстафету
другому.
Игра-эстафета «Вешаем белье».
На середине зала натягивается веревка с
прищепками, около каждой команды ставится таз с
бельем. По команде первый участник быстро берет
одну любую вещь из таза, бежит к веревке, вешает
аккуратно белье, возвращается в команду,
передавая эстафету следующему.
Игра «Гори, гори ясно».
Все участники игры встают парами друг за
другом, водящий стоит впереди колонны и держит в
руке над головой платочек.
Играющие говорят хором:
Гори, гори, масло,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!
После слов «Птички летят!» игроки последней
пары стремительно бегут вперед, кто из них первый
возьмет платочек, тот встает с водящим впереди
колонны, а опоздавший «горит»
Инструктор по физической культуре: Молодцы!
Выполнили сложные задания.
Итог.
Инструктор по физической культуре предлагает
закончить пословицу или поговорку:
Мойте руки перед едой — … (будете здоровы).
Кто аккуратен, … (тот людям приятен).
Чистота — лучшая … (красота)!
Чистая вода … (для хворобы беда)!
Чаще мойся, … (воды не бойся)!
Будь аккуратен, забудь про лень, … (чисти зубы
каждый день).
Источник