Физическое развитие ребенка по месяцам формула

В практической работе педиатра часто возникает необходимость в быстрой (хотя  бы приблизительной) оценке соответствия длины тела (роста) и массы тела нормальным допустимым значениям. Для этого предлагаются следующие упрощенные  формулы:

Приблизительная длина тела (см)

ü Грудной ребенок — 50 + 2х м (для мальчиков и девочек)

ü От 1 до 7 лет – 75 + 7 х п ( для мальчиков) и 75 + 7 х (п-1) для девочек

ü От 8 до 12 лет — 75 + 6 х п ( для мальчиков) и 75 + 6 х (п-1) для девочек

Примечание:

50 – условная длина тела новорожденного

м — число месяцев

75 — условная длина тела ребенка 1 года

п — число лет

Приблизительная масса тела (кг)

ü Доношенный грудной ребенок — 3 + 600 х м

ü В возрасте 2-11 лет — 10,5 + 2 х п

ü В возрасте 12-15 лет — 5 + п-20

            Примечание:

            3 – условная масса тела доношенного грудного ребенка

            м – число месяцев

            10,5 – масса тела годовалого ребенка

            п — число лет

Получаемые при таком расчете значения могут отклоняться от 50-й центили до 2 см по длине тела и до 2 кг по массе тела, но они укладываются в диапазон 35-75 центилей, т.е. нормальных вариаций.

Формулы для определения параметров физического развития (из педиатрии Нельсона)  

возраст Длина тела (см) Масса тела (г или кг)
 1 – 6 месяцев 50 + 3В 3300(3500) + 800 х В
7 – 12 месяцев 64 + В 5800(6000) + 400 х В
2 – 5 лет  2В + 9
2 – 8 лет 74 + 7В
5 – 12 лет 3В + 4
8 –15 лет 90 + 5В
I2 –16 лет 5В — 20

*В — возраст

Оценка физического развития коллективов

При изучении физического развития коллективов или одного коллектива детей и подростков за определенный период могут быть использованы как

Ø результаты индивидуальных оценок

·  например, доля детей в частях, %, имеющих определенную характеристику показателей физического развития.

·  разделение детей по группам физического развития скрининг-тестами, так и

Ø сравнение средних показателей физического развития путем расчета критерия t Стьюдента и определения достоверности различий:.

Статистический анализ с использованием критерия Стьюдента

 Алгоритм работы:
ü  получение фактического материала;
ü  статистическая обработка вариационных рядов (по каждому показателю расчет средней арифметической Х и ее ошибки X±m);
ü  расчет критерия t Стьюдента:
                                                       Х1 — Х2
                                                 t=—————
                                                     √ m1² — m2²
 
где Х1 — Х2 — среднеарифметические взвешенные;
 m1 и m2 — погрешности среднеарифметических значений.
 
             Оценка
Ø Полученный критерий оценивают следующим образом: *
§ если t>3, то различия средних значений достоверны,
§  если t < 3 — различия их не достоверны.
*При более строгом подходе используют специальные таблицы.
 

Пример.

Условие:

 В городе А проводится динамическое наблюдение за физическим развитием школьников. У девочек 12 лет установлены следующие показатели :

                                        2002            2007

Рост, см                    145,2±0,52     146,1 ±0,64

Масса, кг                    35,3±0,46      37,4+0,47

Окружность груди, см 69,0±0,45   69,6±0,51

Необходимо определить достоверность выявленных различий.

Решение:                    

   t роста =      146,1 — 145,2 =  0,9 = 1,01;

                                         √ 0,64² + 0,52² 0,82

                        t массы =   37,4 − 35,3 = 2,1  = 3,18;

                                     √ 0,47² + 0,46²   0,66

          T окружности груди =    69,6 − 69,0 = 0,6 = 0,88

                                             √0,51² + 0,45² 0,68

Таким образом, лишь t массы >3.

Следовательно, за указанный отрезок времени у 12-летних девочек произошло достоверное увеличение массы.

Необходимо выяснить причины (питание, заболевания).

Ø Перспективны методы картографирования для анализа географической изменчивости показателей роста и развития детей подростков; расчет -скоров. Следует отметить, что привлечение многомерных методов и новейших компьютерных технологий даст возможность более детальной оценки и выявления разнообразных закономерностей.

Структура и содержание занятия

Занятие проводится в аудитории кафедры, демонстрируются приборы, инструменты и наглядные пособия для определения показателей физического развития.

 Практическая работа решение ситуационных задач по оценке физического развития по вышеприведенным алгоритмам

§ регрессионным методом

§ центильным методом

§ с использованием скрининг – тестов

§ комплексным методом

Контролирующие вопросы

1. Цель, задачи и методы гигиены детей и подростков.

2. Закономерности роста и развития детского организма и их практическое значение

3. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

4 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.

5. Анатомо-физиологические особенности подростков.

6. Соматометрические показатели физического развития. Правила их измерения.

7. Физиометрические показатели физического развития. Правила их измерения.

8. Соматоскопические показатели физического развития. Правила оценки.

9. Возрастная периодизация.

10. Понятие «физическое развитие» и его медико-гигиеническое значение

11. Факторы, влияющие на физическое развитие детей и подростков.

 12. Методы оценки физического развития (регрессионный, центильный, комплексная оценка, скрининг-тесты): технология применения, сравнительная характеристика.

13. Методики оценки физического развития детского коллектива.

14. Биологический возраст — понятие, критерии, значение в оценке физического развития детей.

Приложения- вставить

 Приложение 1 –  регрессия (Поляков) — см. «Шкала регрессии»

Приложение 2 -центильные таблицы — см. «сканер»

 Приложение 3 – Скрининг — см. «сканер»

 Приложение 4 — показатели биологического развития — см. «шкалы регрессии» и сканер

Источник

Младенцы — известные оригиналы. Свои способности и умения они часто проявляют совершенно неожиданно и все по-разному. Но определенные навыки к определенному сроку обязательно освоит каждый.

Молодые мамы любят сравнивать своих малышей и хвастаться их успехами: кто раньше сел, пошел, сказал первое слово. Но у каждого свой “график” жизни, каждый младенец развивается индивидуально, только ему присущей скоростью, и нет разумных оснований для форсирования тех или иных стадий и этапов, тем более для специальных “тренировок”. Нельзя настаивать на чем-то, следует дать малышу время, которое отпущено природой для развития именно ему. Не надо волноваться: ребенок обязательно научится всему, что ему положено уметь. Выделяют следующие этапы развития ребенка до 1 года: период новорожденности (первые 28 дней) и грудной возраст (от 1 месяца до 1 года).

Читайте также:  Нужно ли раннее развитие для ребенка

В периоде новорожденности различают ранний период (первые 7 дней) и поздний период (следующие 21 день).

В грудничковом возрасте традиционно выделяют кварталы: 3 месяца, 6 месяцев, 9 и 12 месяцев жизни ребенка.

На каждом из этих возрастных этапов формируются важные специфические функции, которые могут служить показателем возрастного развития и определяют его последующий ход.

Самый сложный период в жизни ребенка — это период новорожденности (второй по сложности — подростковый возраст). Ребенок рождается с далеко еще не законченным развитием всех органов и тканей, которые уже после рождения постепенно совершенствуются и приближаются по своему строению и функциям к органам взрослого человека.

Вот малыша принесли из роддома, и сначала для всех окружающих его взрослых полная загадка, что думает этот маленький человечек, что означают его покряхтывания, движения кулачками. Но постепенно мамы и папы успешно начинают компенсировать полное незнание малыша своими чувствами, эмоциями, интуицией. Происходит взаимный процесс узнавания друг друга.

Подробное изучение основных сторон развития ребенка первого года жизни обусловлено тем, что это самый трудный и ответственный период не только для ребенка, но и для его родителей, медиков.

Врачи-педиатры при первых посещениях, оценивая состояние ребенка, исходят из таких показателей, как вес, рост, питание, развитие двигательных функций, социальная активность (общение), функционирование кишечника (стул), сон, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, других членов семьи. Кроме того, врачи и родители ориентируются на основные ступени развития ребенка: умение держать голову, сидеть, ползать, ходить. Обращают внимание на развитие моторики руки: удерживание игрушки, точность движений руки и пальцев, перекладывание игрушки из одной руки в другую, способность малыша брать мелкие предметы.

Прежде всего надо обязательно учитывать, что темпы роста и развития младенцев просто стремительны. Неправильное питание, плохие окружающие условия, частые болезни могут нарушить развитие ребенка. Важнейшие показатели физического развития (рост, вес тела, объем головы и груди) помогают оценить состояние здоровья младенцев.

Новорожденный ребенок — это не уменьшенная копия взрослого человека, он имеет огромное количество анатомо-физиологических особенностей, отличающих его от грудничковых детей и особенно детей старших возрастных групп: это и более высокие темпы обмена веществ, и особенности развития всех органов и систем.

Только в раннем детском возрасте выявляются определенные состояния, не встречающиеся в других возрастных группах и у взрослых. Малышу нужно определенное время после рождения для того, чтобы приспособиться к новой жизни, жизни вне материнского организма.

Физическое развитие ребенка представляет собой последовательный процесс роста, обусловленный увеличением массы тела, длины, развитием отдельных частей тела и биологического созревания ребенка соответственно его возрастному периоду. Прослеживая развитие малыша от периода новорожденности до 1 года, ориентируются на антропометрические данные, психомоторное развитие (двигательную активность), речевое развитие, развитие навыков и умений, мыслительное развитие.

Надо отметить, что развитие мальчиков и девочек далеко неодинаково. Например, уже в момент рождения девочка на 20—25% ближе к окончательным пропорциям, чем мальчик. Связано это с более быстрыми темпами развития женского организма, в том числе и внутриутробного.

У родителей, как правило, возникает множество самых разных вопросов относительно того, правильно ли развивается их ребенок. Прежде всего надо знать, что существуют два показателя: рост и вес ребенка, которые и дают ответы на большинство вопросов. Показатели веса и роста относят к антропометрическим данным, а метод оценки физического развития ребенка, основанный на этих данных, называется антропометрическим. И этот метод считается самым простым и достоверным. Длина, масса тела и окружность головы при рождении — отправные точки показателей физического развития в первый год жизни. Первое, что сообщают роженице, — вес и рост ее малыша.

Родителям следует знать, что плач ни в коем случае не обязательно показатель нарушений в развитии ребенка. Это средство общения малыша с миром. Плач способствует развитию легких и дыхательной мускулатуры. Но в любом случае надо прислушаться и понять, чем вызван плач. Не сразу, но все родители начинают разбираться в причинах плача новорожденного. И совсем не обязательно плачет мокрый или голодный ребенок — иногда малышу просто требуется внимание.

Следует помнить, что сроки, в которые ребенок должен “уложиться” на основании всех положенных ему навыков и умений, ориентированы на 90% среднестатистических детей. Оценка развития младенца делается не только по моторным (двигательным) способностям. Это, конечно, существенный показатель общего развития, но имеются и другие, не менее важные критерии (например, уровень зрелости нервной системы и многое другое).

Рассмотрим самые основные особенности физического развития ребенка, прежде всего данные роста. Длина тела (рост) новорожденного ребенка колеблется от 46 до 56 см (средняя — 50,5 см). Средний рост мальчиков составляет 50,7 см, девочек — 50,2 см.

Примерная длина тела (ДТ) ребенка первого года жизни рассчитывается по формуле:

ДТ (для первых трех месяцев жизни) = ДТ (при рождении) + 3 × N, где:

ДТ — длина тела;

N — число месяцев жизни;

3 см — средняя ежемесячная прибавка длины тела.

Например, при рождении рост малыша составлял 50 см, каким должен быть рост в 3 месяца? Считаем по формуле: 50 + 3 × 3 = 59 см.

Для второго квартала жизни (4—6 месяцев) ежемесячное увеличение роста составляет 2,5 см, для третьего квартала жизни (7—9 месяцев) — 2—1,75 см. В четвертом квартале рост увеличивается в среднем на 1 см ежемесячно.

Читайте также:  Развитие здорового ребенка до года

Рост подвижному малышу измерить непросто, необходимо, чтобы его тело лежало ровно, ножки были выпрямлены. Измерение роста детей до 1 года производится специальным ростомером, имеющимся в каждой детской поликлинике: это широкая пластмассовая или деревянная доска длиной 80 см и шириной 40 см, на которой нанесена сантиметровая шкала. На одной стороне ростомера имеется неподвижная поперечная планка, на другой — подвижная, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале. Малыша укладывают на ростомер спиной таким образом, чтобы голова плотно фиксировалась к неподвижной планке, ноги ребенка выпрямляют легким надавливанием левой руки на колени. Правой рукой подводят подвижную планку и плотно прижимают к пяткам. Расстояние между двумя планками и будет соответствовать величине роста измеряемого малыша.

В течение первого года жизни младенцы вырастают в среднем на 25—27 см. Рост годовалого ребенка составляет 75—77 см.

Масса тела — это основной антропометрический показатель, который у большинства зрелых доношенных новорожденных колеблется в пределах 2700—4000 г.

По данным большого количества исследований средний вес новорожденного мальчика составляет 3200—3500 г (средний — 3493 г), новорожденной девочки — 3200—3400 граммов (средний — 3348 г).

Все мамы должны знать, что в первые дни жизни младенец может терять в весе, это так называемая физиологическая убыль веса, которая в норме не должна превышать 8%. Обычно она возникает в течение первых 3 дней жизни. Однако этот дефицит быстро восстанавливается, и вес ребенка впоследствии постоянно увеличивается. Если в доме имеются детские весы, то в первый месяц жизни рекомендуется взвешивать ребенка ежедневно, в последующие 3 месяца — 1 раз в 3 дня, а затем до года — 1 раз в неделю.

Измерять вес малыша желательно в одно и то же время, лучше перед купанием, когда он находится в хорошем расположении духа и настроении. Измерение веса малышей до 1 года производится на специальных чашечных механических или электронных весах с максимальной допускаемой нагрузкой 20 кг. Техника взвешивания не представляет трудностей. Вначале взвешивается пеленка, для этого следует положить ее на весы так, чтобы края не свешивались с лотка. Затем на весы укладывается ребенок: голова и плечи на широкую часть лотка, ноги — на узкую часть лотка (рис. 1).

Определяют вес ребенка вместе с пеленкой, а затем из общего веса вычитается вес пеленки, так получают массу тела малыша. Эти данные рекомендуется фиксировать в специальной таблице, на основании которой выводится графическое изображение (график) массы тела. Можно поступить и по-другому: сравнить полученные данные со среднестатистическими показателями.

Врачи-педиатры часто пользуются специальными формулами для вычисления долженствующего веса любого конкретного ребенка. Если вам нравятся формулы, то вы тоже легко можете воспользоваться ими.

Формула для ориентировочного расчета массы тела ребенка первого полугодия:

МТ = МТ (при рождении) + 800 × N, где:

МТ — ориентировочная масса тела ребенка;

800 г — средняя прибавка массы тела в течение первого полугодия;

N — возраст ребенка в месяцах (от 1 до 6).

Например, мальчик родился с массой тела 3200 г, после взвешивания в 2 месяца масса тела оказалась равной 4900. Много это или мало?

Считаем по формуле: 3200 + 800 × 2 = 4800. Все нормально, малыш хорошо прибавляет в весе.

Формула для ориентировочного расчета массы тела ребенка второго полугодия:

МТ = МТ (при рождении) + (800 × 6) + 400 (N – 6), где:

400 г — средняя прибавка массы тела в течение второго полугодия;

N — возраст ребенка в месяцах.

Нижеприведенный пример поможет вам разобраться в формулах.

При рождении масса тела была 3500 г, сколько должна весить маленькая девочка в 9 месяцев? Вычисляем по формуле: 3500 + 800 × 6 + 400 × (9 – 6) = 3500 + 4800 + 1200 = 9500.

Существуют и другие формулы для вычисления правильного среднего веса ребенка первого года жизни. Приведем несколько из них:

МТ = МТ (при рождении) + (600 × 6) + 500 (N – 6);

МТ = МТ (при рождении) + (700 × 6) + 500 (N – 6).

Разница при подсчетах по любой формуле невелика; подсказать, какой формулой лучше пользоваться вам, может участковый врач-педиатр.

За первые 3 месяца ребенок в среднем ежедневно прибавляет в весе на 25—30 г, с 3-го по 6-й месяц ребенок ежедневно прибавляет на 20—25 г, с 6-го по 9-й месяц ежедневная прибавка веса составляет в среднем составляет 15—20 г, и с 9-го по 12-й месяц ежедневная прибавка веса тела — 10—15 г.

Бывают дни, когда вес тела младенца совсем не увеличивается или же увеличивается незначительно, но в другие дни он прибавляет в весе быстрее, чем обычно. Это нормальное явление, и поэтому родители не должны волноваться.

Ниже мы приводим простую таблицу с примерными данными по приросту веса тела младенцев в первый год жизни:

1-й месяц — 600 г;

2-й месяц — 800 г;

3-й месяц — 800 г;

4-й месяц — 750 г;

5-й месяц — 700 г;

6-й месяц — 650 г;

7-й месяц — 600 г;

8-й месяц — 550 г;

9-й месяц — 500 г;

10-й месяц — 450 г;

11-й месяц — 400 г;

12-й месяц — 350 г.

Годовалый ребенок в среднем должен весить 10,5 кг.

В первый год жизни желательно взвешивать ребенка каждый месяц, чтобы можно было понять, хорошо ли он растет, достаточно ли ему питания. Указанное ежегодное прибавление веса тела является ориентировочным, оно может колебаться на 100 г в ту или другую сторону. Нередко бывает, что в один месяц ребенок прибавляет в весе меньше, чем должно быть, зато в другой — больше, однако средний прирост за несколько месяцев соответствует цифрам таблицы. Если систематически каждый месяц вес тела увеличивается ненормально, то надо выяснить причины этого, прежде всего достаточно ли ему еды.

Читайте также:  Влияние течения беременности на развитие ребенка

Не следует радоваться слишком большой прибавке в весе у малышей. Если вес тела младенца увеличивается слишком быстро, младенец может быстро растолстеть, стать восприимчивым к заболеваниям, тяжело их переносить. В таком случае ограничивайте питание, т.е. давайте еды столько, сколько положено по возрасту, а не столько, сколько он хочет.

Любящая мама или бабушка может скормить еды ребенку больше, чем следует. Это очень вредно для нормального развития малыша. Привыкнув к обильному питанию, ребенок будет требовать его все больше и больше и, не получив, станет плакать. Не волнуйтесь, если иногда младенец, съев свою норму, плачет, ищет грудь или бутылочку с молоком. Если вес тела увеличивается нормально, то успокойте плачущего ребенка, давая ему вместо еды немного подслащенного чая. Младенца постарше отвлеките, переключив его внимание на игрушки, поговорите с ним. Малыша с чрезмерным аппетитом можно приучить к нормальному питанию в течение 2—3 недель. Только надо, чтобы все домашние кормили его согласно режиму в строго установленное и привычное для младенца время, а количество пищи соответствовало бы его возрасту.

Физическая активность малыша неразрывно связана с психическим развитием. Ребенок может быть еще совсем мал, а нервно-психические расстройства у него уже проявляются. В приведенной ниже таблице вы можете увидеть возрастные нормы психического развития, тесно связанные с моторикой малыша.

Еще два важных антропометрических показателя — объем головы и груди.

Объем головы новорожденного в среднем равен 34 см. За год объем головы увеличивается примерно на 12 см. В первые месяцы жизни голова растет очень интенсивно. К концу 1-го месяца жизни окружность головы увеличивается на 1,5—2 см, последующий ежемесячный прирост окружности головы соответствует 1,5—1 см.

Окружность измеряют одной и той же сантиметровой лентой, проходящей через наиболее выступающие бугры костей черепа (через затылочный бугор сзади и через надбровную линию спереди).

По формуле можно ориентировочно провести расчет окружности головы (ОГ) ребенка до 1 года:

ОГ (для первого полугодия) = ОГ (при рождении) + 1,5 × N;

ОГ (для второго полугодия) = ОГ в первом полугодии + 1,0 × N;

где N — количество месяцев жизни.

Объем грудной клетки у новорожденного ребенка составляет 32—35 см и в норме на 1,5—2 см меньше окружности головы. К трехмесячному возрасту обычно это соотношение выравнивается, т.е. окружность груди равна окружности головы, а затем это соотношение изменяется за счет более интенсивного развития грудной клетки и увеличения ее размеров.

Измеряется окружность грудной клетки следующим образом: сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, идет вперед и спереди, захватывая нижний край околососковых кружков. В среднем объем грудной клетки у новорожденного малыша за год увеличивается на 16 см.

Для определения нормального развития у специалистов существуют специальные индексы. Родители также могут воспользоваться ими при желании.

1. Массо-ростовой индекс — отношение массы тела к росту (при рождении). При норме индекс должен превышать 6, если он менее 6, это свидетельствует о врожденной гипотрофии, т.е. недостаточности веса, если более 7 — об ожирении. Например, масса новорожденного малыша — 3,5 кг, а его рост — 0,5 м (50 см). 3,5/0,5 = 7. Таким образом, индекс показывает нормальное состояние ребенка.

2. Степень развития верхних конечностей характеризует филиппинский тест. При его проведении ребенок рукой строго через голову должен достать противоположное ухо. Если кончики пальцев достигают уха, то тест считается положительным, если нет — отрицательным. В норме у детей до 5 лет тест отрицательный.

3. Сопоставление окружностей головы и грудной клетки: при рождении окружность головы на 1,5—2 см больше окружности грудной клетки, в 3 месяца эти окружности равны, к 1 году окружность грудной клетки больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет ребенку.

Итак, вы видите, что наиболее высокий темп роста отмечается в самый ранний период жизни ребенка. При измерении антропометрических показателей ребенка при ежемесячных посещениях детского врача эти данные обычно сравнивают со средними показателями, представленными в таблицах, где находятся данные других детей. Они служат ориентиром и точкой отсчета для определения темпа роста ребенка и привлечения внимания к определенным отклонениям. Однако некоторые параметры могут значительно колебаться, и это во многом зависит от индивидуальных особенностей вашего ребенка (не все дети обязаны быть среднего роста и веса). Растут дети тоже по-разному, в зависимости от этого выделяют различные типы телосложения, определенные скачки роста и массы.

Индивидуальные отклонения или снижение указанных показателей могут быть из-за нарушения внутриутробного развития плода. Масса тела и рост ребенка при рождении зависят от генотипических факторов (веса и роста самих родителей), от питания беременной женщины, от ее возраста; от того, какая по счету беременность; от состояния здоровья матери; ее профессии; образа жизни и др.

Антропометрические данные (масса тела, рост, окружность головы, груди) служат ориентиром темпов роста и развития малыша, отражают особенности его питания, а главное, помогают привлечь внимание к определенным отклонениям и возникающим проблемам.

Но все же помните, что каждый ребенок уникален, а потому вышеуказанные цифры могут носить лишь общестатистический характер.

Источник