Физическое развитие ребенка по доману

Физическое развитие ребенка по доману thumbnail

У нас пока что скорее вариации на тему таких кружений, но все на руках у меня и очень редко. Но статью сохраню сюда на всякий случай.

MOBILITY COMPETENCE – ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ – Упражнения на баланс

Для занятий необходимо:
— большая подушка
— маленький мат

Задача: развить области мозга, отвечающие за баланс
Частота: 15 раз/ день
Продолжительность: 15 секунд, постепенно увеличивая до 45 секунд
Содержание: 1 упражнение в сессию
Обстановка: открытое пространство,
исключающее возможность обо что-нибудь удариться во время выполнения
упражнения. Ребенок должен быть удобно одет, чтобы при этом Вы могли его
крепко держать за руки, ноги, предплечья, голени, туловище.

Что делаем:
Все перечисленные ниже упражнения надо вводить постепенно – начинать с
нескольких секунд на каждое упражнение и постепенно, с каждым днем,
увеличивать продолжительность, до каждой сессии 45 секунд. Каждый раз
говорите ребенку, что Вы собираетесь делать перед началом упражнения.
Все упражнения прекращайте до того, как этого захочет ребенок, чтобы он с нетерпением ждал следующего занятия.

Упражнения:
1. Поносите ребенка по кругу. Одной ладонью бережно поддерживайте
снизу, другой – заднюю часть головы. Не просто носите его вокруг
чего-либо, а совершайте при этом плавные движения вверх-вниз, вперед
назад, из стороны в сторону. Пройдитесь с ребенком по дому, разговаривая
с ним, рассказывая, где вы находитесь, как называются предметы,
встречающиеся на пути. Посмотрите с ним в окно и расскажите, что за
окном.

2. Лягте на спину, ребенка держите за туловище подмышками.
Поднимите ребенка над собой, так чтобы вы смотрели друг другу в глаза.
Осторожно покачайте его из стороны в сторону, потом вверх-вниз.

3. Сядьте в кресло-качалку, ребенка расположите на коленях. Покачайтесь вместе с ребенком.
4. Положите ребенка на живот на подушку или мат. Это упражнение
можно делать на полу или на кровати. Осторожно приподнимите один край
подушки, так чтобы ребенок скатился на противоположную сторону. Теперь
приподнимите подушку за противоположный край.

5. Расположите подушку с ребенком так, чтобы голова ребенка была
около одной Вашей руки, а ноги – у другой руки. Приподнимайте подушку,
чтобы получались покачивающие движения вперед-назад.

6. Положите подушку на пол. Ребенка положите на подушку на живот
так, чтобы голова ребенка была около одной Вашей руки, а ноги – у другой
руки. Потяните подушку в одну сторону (не приподнимая край к в
предыдущем упражнении), потом в другую.

7. Поверните подушку так, чтобы ребенок оказался к Вам лицом.
Потяните подушку вправо, затем влево (как в предыдущем упражнении) –
ребенок будет двигаться из стороны в сторону.

8. Положите ребенка на живот на подушку или мат так, чтобы его
голова была близко к краю. Возьмите тот конец подушки, где расположены
ноги ребенка, и поверните подушку с ребенком в направлении по часовой
стрелке.

9. То же самое, но в направлении против часовой стрелки.
10. Встаньте, положите ребенка животом себе на плечо и аккуратно
покружитесь в одну сторону, затем в другую. Будьте осторожны – следите,
чтобы у Вас не закружилась голова.

11. Все, как в упражнении 10, но ребенка кладете на Ваше правое плечо на
левый бок (живот ребенка – напротив Вашей шеи). Покружитесь в обе
стороны.
12. Все, как в упражнении 10, но ребенка кладете на Ваше левое плечо на
правый бок (живот ребенка – напротив Вашей шеи). Покружитесь в обе
стороны.
13. Встаньте на колени, ребенка положите на спину на мат так, чтобы его
ноги располагались в направлении к Вам. Возьмите ребенка подмышками,
поддерживая шею. Аккуратно поднимите его до уровня своих глаз, а затем
опустите обратно.

14. Положите ребенка на спину на пол. Встаньте на колени у ног ребенка
так, чтобы его ноги касались Ваших колен. Большой палец левой руки
вложите в правую руку ребенка – ребенок рефлекторно его схватит. Скажите
«Покатились!» и аккуратно потяните к себе левую руку так, чтобы ребенок
перевернулся на левый бок, а затем – на живот.
То же самое сделайте, вложив большой палец правой руки в левую руку
ребенка, чтобы он перекатился на правый бок и затем на живот.

15. Прижмите ребенка к себе, чтобы он чувствовал себя в безопасности, а
его голова была зафиксирована. «Поскачите» по дому. Ребенок будет
чувствовать, как Ваше тело движется вверх-вниз. Когда его зрение
улучшится, он также увидит движущийся мир вокруг себя.

Примечания:
* Эти 15 упражнений помогут ребенку почувствовать движение в пространстве и силу гравитации при различных положениях тела.
** Перед началом каждого упражнения не забывайте говорить ребенку, что Вы собираетесь делать.
*** Распределите все 15 упражнений на весь день.
**** Помните: начинать нужно медленно и постепенно, ежедневно увеличивая время упражнения.

MANUAL COMPETENCE – РУЧНЫЕ НАВЫКИ

Задача: развить области мозга, отвечающие за мелкую моторику путем усовершенствования хватательных навыков
Частота: 10 раз/ день
Продолжительность: 10 секунд, постепенно увеличивая до 60 секунд
Содержание: 1 возможность ухватиться за указательные пальцы взрослого, постепенно увеличивая до 6 возможностей
Обстановка: Пол или кровать, ребенок лежит на животе

Что делаем:
Положите ребенка на спину в удобную позицию лицом к себе. Вложите
указательный или большой палец правой руки в левую руку ребенка,
указательный или большой палец левой руки – в правую руку ребенка.
Аккуратно и медленно потяните ребенка к себе. Когда ребенок почувствует,
что Вы его тянете, он сильнее сожмет Ваши пальцы. Когда он схватит Ваши
пальцы, скажите громко и четко: «Хватаемся». Подержите ребенка,
схватившегося за Ваши пальцы, несколько секунд, затем аккуратно
опустите. Похвалите его и осторожно уберите свои пальцы из его рук.

Читайте также:  Влияние алкоголизма на развитие ребенка

Примечания:
* В начале программы каждая сессия должна занимать всего лишь несколько
секунд. Но довольно скоро Вы заметите, что хватка ребенка стала сильнее и
увереннее. Когда Вы это замечаете, увеличивайте сессию на несколько
секунд по сравнению с предыдущим разом.
** После небольшой паузы сделайте второй подход к упражнению, по
прошествии времени – третий, так постепенно Вы придете к тому, что
продолжительность сессии увеличится до 1 минуты.

Источник

Методика Глена Домана

В современном мире многие родители думают, что чем раньше они начнут развивающие занятия с ребенком, тем лучше. Думая о том, как это сделать лучше, они занимаются поиском подходящей методики. Одна из самых известных – это методика Глена Домана. Рассмотрим подробнее, каковы особенности этой методики и как она работает.

Физическое развитие ребенка по доману

Из жизни Глена Домана

В 1919 году в одном из старейших городов США – Филадельфии — появился на свет Глен Доман. Окончив обучение в Пенсильванском Университете в 1940 году, он начинает свою трудовую деятельность врачом-физиотерапевтом в больнице. Именно здесь он начинает работу по исследованию того, как развивается детский мозг. Однако начало войны ее прерывает. В 1941 году Доман идет в армию добровольцем, пройдя обучение на пехотных офицерских курсах. Его служба оканчивается в звании командира пехотной роты с наградой крестом «За выдающиеся заслуги».

Физическое развитие ребенка по доману

Вернувшись к медицине после войны, Глен Доман совместно с товарищами по работе начинает оказывать помощь в восстановлении детей с разными повреждениями головного мозга и серьезными поражениями нервной системы. В 1955 году им был основан некоммерческий Институт Развития Человеческого Потенциала. Теоретической и практической базой Института была методика Домана.

На протяжении более чем 20 лет, постоянно находясь в работе, проводя многочисленные исследования, опыты, эксперименты, делая выводы, приходя к каким-либо умозаключениям, Доман со своими коллегами-единомышленниками искали пути и возможности для излечения таких детей (с полной или частичной парализацией, сильным отставанием в развитии, неспособным к восприятию мира и общению). Они считали важным лечить первопричину – головной мозг, а не следствия поражений, т.е. тело.

Физическое развитие ребенка по доману

В 1960 году Доман публикует в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» статью о методической работе и проводимом лечении детей с повреждениями мозга и результатами их реабилитации. Именно тогда о нем узнали очень многие. Его деятельность совершила «мягкую научную революцию».

С этого периода вместе со своими соратниками Доман активно продолжал свою работу, разрабатывал и совершенствовал новые программы и методики для оздоровления ребят. За успехи в своей деятельности ему было вручено множество наград.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» можно найти более полное описание его метода.

Физическое развитие ребенка по доману

Когда можно начинать занятия

В результате своих наблюдений Доман пришел к выводу, что дети за всю свою жизнь не узнают столько, сколько информации могут усвоить в первые 6 лет жизни. Практически с рождения ребенок готов к познанию мира, его интересует все, что находится в его окружении. В таком возрасте вам не придется дополнительно мотивировать ребенка. Занятия необходимо проводить в форме занимательной игры.

По его мнению, приступать к обучению детей можно с 3 месяцев, ведь именно в этом возрасте кроха проявляет реакцию на предметы. Образовательный процесс начинается с демонстрирования карточек в течение короткого промежутка времени (буквально несколько секунд на карточку). Необходимо чтобы на карточках были представлены реальные предметы: овощи-фрукты, животные, мебель, транспорт, геометрические фигуры и т.д.

Физическое развитие ребенка по доману

Методика Домана

Долгие годы Доман проводил различные исследования, сосредоточившись на работе с детьми, отстающими в развитии. Однако глядя на то, как их братья и сестры, которые были абсолютно здоровы, с интересом присоединялись к занятиям и добивались больших успехов, он создал методику, которая разработана с учетом и их интересов и потребностей.

Основные положения, на которые опирается методика:

  • Мозг человека растет и развивается, только находясь постоянно в работе.
  • Для достижения больших успехов в развитии интеллекта малыша нужно чтобы его мозг активно работал с рождения до 3 лет.
  • Физическое развитие играет немаловажную роль в созревании мозга и двигательного интеллекта.
  • До достижения ребенком 5 лет его мозг сам настроен на получение новых знаний, не возникает потребности дополнительно мотивировать ребенка к этому.

Физическое развитие ребенка по доману

Принципы обучения по Доману

  • К процессу обучения необходимо приступать насколько возможно раньше, ведь чем дитя младше, тем проще ему будет научиться.
  • Не забывайте похвалить малыша и искренне порадоваться его успехам.
  • Ребенок – это тоже личность, к которой необходимо проявлять уважение и доверие.
  • Обучение должно проводиться с удовольствием.
  • Обучение должно проходить в соответствующей обстановке.
  • Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребенку надоест или станет скучно.
  • Новую информацию для обучения нужно предоставлять очень часто.
  • Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
  • Не нужно проверять то, как малыш усвоил информацию.
  • Требуется тщательная подготовка к занятиям, делать все нужно заранее.
  • Немедленно прекращайте занятие, если вдруг малышу или вам стало скучно.
Читайте также:  Условия развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Физическое развитие ребенка по доману

Физическое развитие

Именно физическому развитию Глен Доман уделяет большое внимание в своей системе. Он уверен, что оно напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта ребенка. Именно поэтому нужно уделять внимание хорошему физическому развитию с рождения.

Потребности ребенка в плавании, хождении, ползании, хватании даны ему от природы. Необходимо с момента появления крохи на свет одобрять их развитие, предоставлять ребенку полную свободу движений. Помогая малышу быть активным с рождения, родители помогают ему развиваться интеллектуально намного быстрее, чем его ровесники.

Физическое развитие ребенка по доману

Для физической активности малыша необходимо создать соответствующие условия.

В этом может помочь специальный трек для ползания. Необходимо, чтобы кроха располагался между его бортиками, практически касаясь их предплечьями и бедрами. Трек располагают под небольшим уклоном. Лучше всего, чтобы его поверхности были гладкими, не требуется никаких одеял или матрасов. Одевать кроху, ползающего там, нужно по минимуму.

Физическое развитие ребенка по доману

В течение дня малыш должен проводить в нем не менее 3-4 часов. По такому треку ребенок сможет проползать довольно большое расстояние, а к 4 месяцам, при условии правильной организации, уже начнет активно ползать. Благодаря этому будет идти активное интеллектуальное развитие ребенка, его головного мозга и возможностей к восприятию нового.

С помощью трека происходит стимулирование врожденных рефлексов, имитирование внутриутробного пространства, когда кроха вспоминает свой первый рефлекс, с помощью которого он появился на свет.

Учите малыша преодолевать препятствия с помощью разнообразных валиков и лесенок. Вертите и крутите его как можно чаще, этим вы поспособствуете развитию чувства равновесия. Помогайте и поощряйте ребенка в его попытках ходить, бегать, плавать.

Для новорожденных Глен Доман создал свою программу равновесия – динамическую гимнастику, которой с успехом вы можете воспользоваться в домашних условиях.

Физическое развитие ребенка по доману

Суть методики Домана

Вместе с активным физическим развитием в это же время вы можете начинать интеллектуальные занятия. Для этого применяются карточки с крупными реальными картинками и подписью на них. С их помощью малыш легче усваивает новую информацию, получает нужную нагрузку для развития мозга.

Вы можете купить готовые комплекты карточек, найти их в интернете и распечатать на цветном принтере или сделать самостоятельно. Все карточки должны иметь белый фон, на каждой – только одна картинка. Подпись пишется снизу крупными буквами красного цвета. Как можно чаще предлагайте ребенку новую, интересующую его информацию. Если этого не делать, то ребенку очень быстро эти занятия станут не интересными.

Физическое развитие ребенка по доману

В начале занятий вам потребуется 5 карточек одной тематической линии. Каждая карточка показывается малышу в течение 5-10 секунд, громко и четко читается название под ней. Примерно через три занятия, вы можете начинать заменять карточки по одной из набора. Показывать ребенку один набор можно только один раз за занятие. Заниматься нужно не менее 3 раз в день. Всего у вас получится не менее 15 показов карточек за день.

Чему бы вы не обучали ребенка, не ждите мгновенного результата. Вы увидите результаты тогда, когда ребенок будет готов вам их продемонстрировать. Будьте уверены: кроха все слышит и запоминает, занимаясь с ним, вы не проводите время впустую.

Физическое развитие ребенка по доману

Как научить читать по системе Домана

Глядя на слова, которые написаны, ребенок не осознает их смысл. Если же ему вместе с показом слова озвучивать его, то сработает механическое запоминание, мозг малыша уяснит полученную информацию, связав ее воедино. Именно этим способом малыш начинает понимать законы чтения, точно так же как это происходило с развитием устной речи.

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху.

Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10*50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребенка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).

Физическое развитие ребенка по доману

Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.

Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.

Физическое развитие ребенка по доману

Как научить считать

Взрослые услышав слово «два» представляют себе цифру, а дети мыслят фактами. Они представят две точки, две конфетки, два яблока, но даже и не догадаются соотнести слово «два» с изображением цифры. Именно на эту специфическую для детей черту и опирался Доман, при создании методики. Позволив малышу взаимодействовать с конкретными фактами, а не абстрактными понятиями, вы дадите ему отличный шанс обучиться счету не пересчитывая, определять сколько изображено вещей, узнать об основных математических действиях.

Читайте также:  Роль семьи развитии ребенка дошкольного возраста

Физическое развитие ребенка по доману

Для обучения счету вам потребуется 100 карточек размером 27*27 см. На карточках в разбросанном виде изображаются красные точки от 1 до 100. Их диаметр не должен превышать 2 см. На занятиях ребенок первоначально освоит понятие «количество», затем понятие «уравнение». После этого можно приступать к обучению решать задачи. Только потом по Доману можно познакомить ребенка с графическим изображением чисел, понятием «цифра». В последнюю очередь приступайте к решению цифровых уравнений.

Принцип обучения математике схож с обучением чтению. Только вначале занятий необходимо уделить достаточно внимания набору карточек от 1 до 5, и от 5 до 10.

Знакомить с основными действиями нужно также с помощью точек. Например, при обучении вычитанию 2 из 3, проговаривая действие (три минус два равно один) продемонстрируйте соответствующие карточки с тремя точками, знаком «минус», двумя точками, знаком «равно», одной точкой.

Физическое развитие ребенка по доману

Даже за полминуты можно многому научить

В сравнение человеческому мозгу, Глен Доман ставит совершеннейший компьютер, который подводит итоги исходя из фактов. Он считает, что абсолютно бесполезно что-то долго объяснять ребенку и ждать от него потом умных мыслей и верных решений о совершаемых поступках. Ребенку необходимо предоставлять точную, доступную, четкую информацию. Для пояснения сказанного он приводит следующий пример.

Глядя на собаку, ребенок интересуется у вас о ней. Что вы можете сделать:

  • отмахнуться от него со словами: «Отстань, мне некогда»;
  • сообщить крохе: «Это гав-гав»;
  • коротко ответить: «Это собака»;
  • сказать: «Это собака породы сенбернар»;
  • продемонстрировать картинки с собаками;
  • показать картинки с различными породами собак и сказать: «Смотри, здесь везде изображены животные, которых называют собаки, но они могут быть разными. Есть пудель, немецкая овчарка, доберман, чау-чау, такса» и т.д.

Из последнего ответа малыш сможет сам сделать маленькое открытие для себя, поняв, что у всех собак есть общие черты – это количество лап, наличие хвоста, шерсти, но при этом они могут различаться по окрасу, размеру, длине шерсти, хвоста, форме ушей и пр. Таким образом, всего за полминуты ребенок сможет совершить огромную интеллектуальную работу и ускорить деятельность мозга.

Физическое развитие ребенка по доману

Получение энциклопедических знаний

Если следовать Доману, то надо понимать, что целью жизни человека является получение многосторонних знаний об окружающем мире. Объяснения и разъяснения для детей не принесут никакой пользы, их мозг способен воспринимать только факты.

Для того, чтобы обучение по карточкам давало ребенку поистине энциклопедические знания необходимо чтобы:

  • все детали на карточках было видно отчетливо;
  • на каждой карточке был изображен только один предмет;
  • все изображенные предметы имели название;
  • ребенку этот предмет ранее был незнаком;
  • карточки были достаточно большие (28*28 см);
  • карточки были чистые.

Заниматься с карточками необходимо в среднем по 30 секунд.

Физическое развитие ребенка по доману

Отрицательные моменты

Казалось бы, все в методике Домана изложено понятно, доступно, четко и логично. Однако, как и в любой другой методике, у нее есть свои отрицательные моменты.

  • Ребенку мало только знать факты, он должен уметь применять их в жизни, пользоваться ими. Иначе вся информация, которую он получает, будет просто хламом в его голове.
  • Большая нагрузка на мозг малыша может привести к негативным последствиям в виде психических расстройств, перепадов настроения, отсутствия аппетита, проблем в общении, повышенной тревожности, ранимости, чувствительности.
  • Необходимо, чтобы обучение соответствовало возрасту ребенка. Если малыш видит собаку, то он соотнесет ее образ со словом «собака», а по Доману это слово у него будет вызывать ассоциацию с карточкой. К примеру, увидев жирафа или слона в действительности, кроха может их просто не узнать.
  • Пассивность ребенка, отсутствие творческих и созидательных моментов в обучении. Ребенок не учится самостоятельно находить информацию, любознательность притупляется.
  • Малышу практически не остается времени для общения с друзьями, игры. Не уделяется внимание эстетическому, эмоциональному, нравственному развитию. Родители очень много времени проводят в подготовке к занятиям: делают карточки, рассортировывают, подбирают подходящие и т.д.
  • Задействуются не все органы чувств. Нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.
  • Механическое запоминание слов при обучении чтению. Если ребенку в тексте встретятся незнакомые слова, он не сможет его прочитать и понять смысл прочитанного.
  • Согласно методике, необходимо сопровождать читаемый текст показом картинок. Ребенку в дальнейшем будет тяжело научиться читать тексты без иллюстраций, он с трудом будет понимать прочитанное. Все это может привести к отсутствию у малыша желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.
  • Отсутствие активной игровой деятельности, в которой ребенку проще всего усвоить новую информацию.

Физическое развитие ребенка по доману

Заключение

Методика Глена Домана может очень помочь родителям в развитии их детей и даже вырастить гениев и вундеркиндов. Однако необходимо учитывать возрастные возможности вашего малыша, подходить к занятиям грамотно, следить за состоянием здоровья ребенка, учитывать его индивидуальные возможности. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Лучше всего проводить комплексные занятия в игровой форме и не забывать хвалить и поощрять за каждое, пусть даже маленькое достижение.

Физическое развитие ребенка по доману

Посмотрите следующие видео, в котором раскрываются особенности методики Глена Домана.

Источник