Физическое развитие ребенка наполнение предметной среды
Предметно-развивающая среда по физическому воспитанию согласно требованиям ФГОС: основные цели и принципы
Растить детей быть сильными, здоровыми – задача каждого дошкольного учреждения.
В дошкольном учреждении основная форма развития двигательной активности детей – это физкультурные занятия. Но в целях развития и поддержания интереса у детей к занятиям необходимо позаботиться о создании предметно-развивающей среды, стимулирующей их физическое развитие.
Стратегия создания полноценной предметно-развивающей среды, для стимуляции физического развития детей, прежде всего, должна быть направлена на ее развивающий характер. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
Предметно-развивающая среда для решения задач физического развития детей должна преследовать следующие цели:
1.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.
2. Активизация двигательной деятельности.
3. Развитие движений и совершенствование двигательных функций.
4. Укрепление здоровья и закаливание детского организма.
5. Достижение необходимой для возраста физической подготовленности.
6. Предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата.
7. Создание условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
8.Приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Согласно требованиям ФГОС для реализации вышеназванных целей воспитатель при создании предметно-развивающей среды физического развития детей должен руководствоваться следующими принципами:
1.Полифункциональность среды — предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, а значит многофункциональна, имела характер открытой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
2. Трансформируемость среды, то есть возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
3. Вариативность — предметно — развивающаяся среда должна иметь многообразие материалов, с художественно образным или конструктивным решением, мобильностью его компонентов.
4. Универсальность – что позволяет самим детям и детям вместе со взрослым строить и менять предметно-развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видом занятия, игры, ее содержанием и перспективами развития.
5. Принцип активности — возможность формирования у детей проявления активности.
6. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды, то есть возможность ее изменения в соответствии с учетом разнообразных педагогических задач.
7. Принцип гибкого зонирования — жизненное пространство должно быть построено таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.
8. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка.
9. Принцип открытости — это открытость природе, обществу и т. д.
10. Гендерный принцип — предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
11. Принцип надежности и безопасности — предметы мебели и оборудования, конструкции должны быть надежными и безопасными для их использования детьми (исключать случаи падения с высоты, травмирование в результате неустойчивости оборудования, удары и ушибы об острые углы и т.п.)
12. Принцип гигиенического соответствия — предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не деформироваться.
Таким образом, первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей составляет правильная организация предметно-развивающей среды. И во многом определяется удобством, соответствием возрасту предметов мебели, оборудования для двигательной активности, обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук.
А перед воспитателем стоит важнейшая задача — научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному применению физкультурного оборудования.
Источник
Ольга Кирова
Развивающая среда по физическому воспитанию согласно требованиям ФГОС
МБДОУ детский сад «Светлячок»
Группа №10 «Птенчики»
Воспитатель первой
квалификационной категории
Кирова О. С.
2014 год.
Развивающая среда по физическому воспитанию.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо
Современном мире на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.
Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывая радость от этого.
Согласно ФГОС, «предметно – развивающая среда» — физкультурного центра — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями.
Предметно развивающая среда физкультурного центра, также является одним из основных средств формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. И несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиями.
Согласно с требованиями ФГОС при создании предметно – развивающей средыфизкультурного центра руководствовались следующими принципами:
Полифункциональность среды,
предметно-пространственная среда физкультурного центра, которая открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, а значит многофункциональна.
Трансформируемость среды,
– это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Вариативность.
Предметно -развивающаяся среде физкультурного центра, обеспечиваем многообразием материалов, художественно образным или конструктивным решением, мобильностью его компонентов.
Также при построении предметно — пространственной средысоблюдались принципы:
• Открытости;
• Гибкого зонирования;
• Стабильности -динамичности;
• Полифункциональность ;
• Гендерный подход.
Принцип универсальности предметно-игровой среды физкультурного центра, является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе со взрослым строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.
В состав предметно-игровой средыфизкультурного центра входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства находятся не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.
• Позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе», «глаза в глаза». Это стремление воспитателя приблизиться, к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя.
2. Принцип активности. Это возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых.
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство построено таким образом, чтоб оно даёт возможность построения непересекающихся сфер активности.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
7. Принцип открытости — закрытости.Это открытость: природе, обществу и т. д.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Цель развивающей среды:
Сформирование у дошкольников основы здорового образа жизни.
Активизация двигательной деятельности.
Задачи физкультурного центра:
развитие движений и совершенствование двигательных функций;
достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
— создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
— приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Задача воспитателя:
Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда физкультурного центра целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы используем: физкультурный центр в группе, который оснащён не только спортивным инвентарем, но и дидактическими, спортивными играми.
Уголок богат разнообразным материалом: обручи, кегли, прыгалки, мячи разных размеров, дидактические игры о спорте. Есть нестандартное оборудование для метания, прыжков, равновесия. Все оборудование доступно и безопасно для детей, соответствует нормам СанПиН.
Здесь находиться спортивный инвентарь для физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных досугов, спортивных развлечений и праздников.
Для метания мы используем подвижные мишени, обручи, «стену меткости». (дартс)
Для прыжков – используем мягкие коврики.
На формирование правильной осанки и укрепления сводов стоп- гимнастическую скамейку, «бревно» ,мягкие коврики, мешочки с разным наполнителем и многое другое. Всё оборудование доступно детям и безопасно. Инвентарь меняется еженедельно и или по необходимости, зависимости от освоения его детьми.
Использование имеющегося оборудования способствует эффективной организации педагогического процесса,позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера:
1. развитие движений и совершенствование двигательных функций;
2. достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
3. предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;
4. воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
5. создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
Всё оборудование многофункциональное и мобильное, вариативное. Можно его использовать в любом виде деятельности.
Наш центр не только для детей, но для родителей. Родители могут для своей копилки знаний взять интересные игры, задания, упражнения на развитие всех групп мышц. А также исправить свод стопы, подкорректировать осанку, вместе с ребёнком. Провести интересный выходной досуг. Сценарии досугов, они могут взять в папке передвижке «Играем и отдыхаем вместе с детьми».
«Предметно развивающая среда физкультурного центра носит развивающий характер, создавая условия для творчества детей, служить развитием психическому и физическому развитию, совершенствовать зону ближайшего развития и его перспективу.
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» Сократ.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. Сухомлинский.
Источник
Юлия Калашникова
Организация пространственной предметно-развивающей среды в группах по реализации ОО «Физическое развитие»
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Интегративным результатом реализации требований ФГОС ДО является создание развивающей образовательной среды,которая:
• Рассматривается как система условий, обеспечивающих возможность полноценного развития ребёнка дошкольного возраста во всех основных образовательных областях;
• Включает материалы, оборудование, инвентарь различного функционального значения;
• Позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребёнка.
Составляющие предметно-пространственной среды:
• пространство дошкольной организации (группа и участок);
• средства (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, оборудование и инвентарь (игровое, спортивное, оздоровительное и пр.).
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги – практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДО.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребёнка. Современные учёные и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребёнка пространство должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
• развивающая предметно — пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала;
• доступность среды, что предполагает:
доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способность укреплению здоровья и закаливания организма каждого из них.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо помнить:
• среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка;
• необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка;
• форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;
• элементы декора должны легко сменяемыми;
• в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности;
• организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребительской сферы;
• цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами;
• при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности;
• предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную область «Физическое развитие» в состав общеобразовательных программ дошкольного образования.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитиечерез решение следующих специфических задач:
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта у детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Физическое развитиенаправленно на приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не носящем ущерба организму, выполнением основных движений. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды.
Цель: формирование ценностного отношения ребёнка к своему здоровью.
Задачи:
формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
накопление и обогащение двигательного опыта;
воспитание личных, интеллектуальных и физических качеств;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Для реализации задачи по привитию у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, основы культуры здоровья, потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью в каждой группе необходим центр двигательной активности. Яркий, весёлый, физкультурный уголок лаконично и гармонично впишется в пространство групповой комнаты.
Оборудование и материал,которое необходимо в уголке:
доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики. Сенсорный стол, сухой бассейн, качалки, горки для групп младшего дошкольного возраста; подборка игр и игрушек для развития мелкой моторики и подготовки руки для детей старшего дошкольного возраста к письму.Картотека: гимнастики «пробуждения», утренней гимнастики, физкультминутки, подвижные игры.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно — образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Источник