Физическое развитие ребенка наполнение предметной среды

Предметно-развивающая среда по физическому воспитанию согласно требованиям ФГОС: основные цели и  принципы

Растить детей быть сильными, здоровыми – задача каждого дошкольного учреждения.

В дошкольном учреждении основная форма развития двигательной активности детей – это физкультурные занятия. Но в целях развития и поддержания интереса у детей  к занятиям необходимо  позаботиться о создании предметно-развивающей среды, стимулирующей их физическое развитие.

Стратегия создания полноценной предметно-развивающей среды, для стимуляции физического развития детей,  прежде всего, должна быть направлена на  ее развивающий характер. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Предметно-развивающая среда для решения задач физического развития детей должна преследовать следующие цели:  

1.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.

2. Активизация двигательной деятельности.

3. Развитие движений и совершенствование двигательных функций.

4. Укрепление здоровья и закаливание  детского организма.

5. Достижение необходимой для возраста физической подготовленности.

6. Предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата.

7. Создание условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.

8.Приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Согласно требованиям ФГОС для    реализации  вышеназванных  целей воспитатель при создании предметно-развивающей среды физического развития детей должен руководствоваться следующими принципами:

1.Полифункциональность среды — предметно-пространственная среда должна открывать  множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, а значит многофункциональна, имела характер открытой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

2. Трансформируемость среды, то есть возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

3. Вариативность — предметно — развивающаяся среда должна иметь многообразие материалов,  с художественно образным или конструктивным решением, мобильностью его компонентов.

4. Универсальность – что позволяет самим детям и детям вместе со взрослым строить и менять предметно-развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видом занятия, игры, ее содержанием и перспективами развития.

5. Принцип активности — возможность формирования у детей проявления активности.

6. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды, то есть возможность ее изменения в соответствии с учетом разнообразных педагогических задач.

7. Принцип гибкого зонирования — жизненное пространство должно быть построено таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.

8. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка.

9.  Принцип открытости — это открытость природе, обществу и т. д.

10. Гендерный принцип —  предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

11. Принцип надежности и безопасности — предметы мебели и оборудования, конструкции должны быть  надежными и безопасными для их использования детьми (исключать случаи падения с высоты, травмирование в результате неустойчивости оборудования, удары и ушибы об острые углы и т.п.)

12. Принцип гигиенического соответствия — предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не деформироваться.

Таким образом, первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей составляет правильная организация предметно-развивающей среды. И во многом определяется  удобством,  соответствием возрасту предметов  мебели, оборудования для двигательной активности, обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук.

А перед воспитателем стоит важнейшая задача — научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному применению физкультурного оборудования.

Источник

Ольга Кирова
Развивающая среда по физическому воспитанию согласно требованиям ФГОС

МБДОУ детский сад «Светлячок»

Группа №10 «Птенчики»

Воспитатель первой

квалификационной категории

Кирова О. С.

2014 год.

Развивающая среда по физическому воспитанию.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

Современном мире на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.

Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывая радость от этого.

Читайте также:  Конструктор для развития ребенка

Согласно ФГОС, «предметно – развивающая среда» — физкультурного центра — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями.

Предметно развивающая среда физкультурного центра, также является одним из основных средств формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. И несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиями.

Согласно с требованиями ФГОС при создании предметно – развивающей средыфизкультурного центра руководствовались следующими принципами:

Полифункциональность среды,

предметно-пространственная среда физкультурного центра, которая открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, а значит многофункциональна.

Трансформируемость среды,

– это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Вариативность.

Предметно -развивающаяся среде физкультурного центра, обеспечиваем многообразием материалов, художественно образным или конструктивным решением, мобильностью его компонентов.

Также при построении предметно — пространственной средысоблюдались принципы:

• Открытости;

• Гибкого зонирования;

• Стабильности -динамичности;

• Полифункциональность ;

• Гендерный подход.

Принцип универсальности предметно-игровой среды физкультурного центра, является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе со взрослым строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.

В состав предметно-игровой средыфизкультурного центра входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства находятся не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.

• Позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе», «глаза в глаза». Это стремление воспитателя приблизиться, к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя.

2. Принцип активности. Это возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых.

3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство построено таким образом, чтоб оно даёт возможность построения непересекающихся сфер активности.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

7. Принцип открытости — закрытости.Это открытость: природе, обществу и т. д.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Цель развивающей среды:

Сформирование у дошкольников основы здорового образа жизни.

Активизация двигательной деятельности.

Задачи физкультурного центра:

развитие движений и совершенствование двигательных функций;

достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

— создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

— приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Задача воспитателя:

Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.

Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда физкультурного центра целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы используем: физкультурный центр в группе, который оснащён не только спортивным инвентарем, но и дидактическими, спортивными играми.

Уголок богат разнообразным материалом: обручи, кегли, прыгалки, мячи разных размеров, дидактические игры о спорте. Есть нестандартное оборудование для метания, прыжков, равновесия. Все оборудование доступно и безопасно для детей, соответствует нормам СанПиН.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до 1 года в нижнем новгороде

Здесь находиться спортивный инвентарь для физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных досугов, спортивных развлечений и праздников.

Для метания мы используем подвижные мишени, обручи, «стену меткости». (дартс)

Для прыжков – используем мягкие коврики.

На формирование правильной осанки и укрепления сводов стоп- гимнастическую скамейку, «бревно» ,мягкие коврики, мешочки с разным наполнителем и многое другое. Всё оборудование доступно детям и безопасно. Инвентарь меняется еженедельно и или по необходимости, зависимости от освоения его детьми.

Использование имеющегося оборудования способствует эффективной организации педагогического процесса,позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера:

1. развитие движений и совершенствование двигательных функций;

2. достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

3. предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;

4. воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

5. создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.

Всё оборудование многофункциональное и мобильное, вариативное. Можно его использовать в любом виде деятельности.

Наш центр не только для детей, но для родителей. Родители могут для своей копилки знаний взять интересные игры, задания, упражнения на развитие всех групп мышц. А также исправить свод стопы, подкорректировать осанку, вместе с ребёнком. Провести интересный выходной досуг. Сценарии досугов, они могут взять в папке передвижке «Играем и отдыхаем вместе с детьми».

«Предметно развивающая среда физкультурного центра носит развивающий характер, создавая условия для творчества детей, служить развитием психическому и физическому развитию, совершенствовать зону ближайшего развития и его перспективу.

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» Сократ.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. Сухомлинский.

Источник

Юлия Калашникова
Организация пространственной предметно-развивающей среды в группах по реализации ОО «Физическое развитие»

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Интегративным результатом реализации требований ФГОС ДО является создание развивающей образовательной среды,которая:

• Рассматривается как система условий, обеспечивающих возможность полноценного развития ребёнка дошкольного возраста во всех основных образовательных областях;

• Включает материалы, оборудование, инвентарь различного функционального значения;

• Позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребёнка.

Составляющие предметно-пространственной среды:

пространство дошкольной организации (группа и участок);

средства (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, оборудование и инвентарь (игровое, спортивное, оздоровительное и пр.).

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги – практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДО.

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребёнка. Современные учёные и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребёнка пространство должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

развивающая предметно — пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала;

• доступность среды, что предполагает:

доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;

свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Читайте также:  Развитие ребенка второе полугодие

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способность укреплению здоровья и закаливания организма каждого из них.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо помнить:

среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка;

• необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка;

• форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;

• элементы декора должны легко сменяемыми;

• в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности;

организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребительской сферы;

• цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами;

• при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности;

предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную область «Физическое развитие» в состав общеобразовательных программ дошкольного образования.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитиечерез решение следующих специфических задач:

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

• накопление и обогащение двигательного опыта у детей (овладение основными движениями);

• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Физическое развитиенаправленно на приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не носящем ущерба организму, выполнением основных движений. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды.

Цель: формирование ценностного отношения ребёнка к своему здоровью.

Задачи:

формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

накопление и обогащение двигательного опыта;

воспитание личных, интеллектуальных и физических качеств;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Для реализации задачи по привитию у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, основы культуры здоровья, потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью в каждой группе необходим центр двигательной активности. Яркий, весёлый, физкультурный уголок лаконично и гармонично впишется в пространство групповой комнаты.

Оборудование и материал,которое необходимо в уголке:

доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики. Сенсорный стол, сухой бассейн, качалки, горки для групп младшего дошкольного возраста; подборка игр и игрушек для развития мелкой моторики и подготовки руки для детей старшего дошкольного возраста к письму.Картотека: гимнастики «пробуждения», утренней гимнастики, физкультминутки, подвижные игры.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно — образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Источник