Физическое развитие ребенка инвалида

Физическое развитие ребенка инвалида thumbnail

Содержание

  1. Физическая культура – что это?
  2. Причины недостаточного развития культуры физического здоровья среди детей-инвалидов
  3. Помощь родителям в организации физического воспитания ребенка-инвалида
  4. С чего надо начинать физическое воспитание детей-инвалидов

Физическая культура – что это?

мальчик с кольцами Физическая культура является независимой областью культуры. Но в совокупности с понятием «инвалидность» она получает самостоятельное и специфическое ответвление, задачей которого является реабилитация детей с особенностями развития. При правильном и своевременном введении физического воспитания в жизнь ребенка-инвалида, у него появляется шанс на развитие и корректировку двигательного аппарата, укрепление и без того подорванного здоровья. Также воспитание физической культуры повышает работоспособность, выносливость и укрепляет силу воли. Благодаря физическому воспитанию детей можно избежать или поправить многие отклонения в здоровье. Очень не маловажную роль физическое воспитание играет и в формировании психологического мира ребенка, так как умение передвигаться позволяет территориально расширить границы познания мира. А бодрость духа и психический комфорт, которые дарит физическая культура, это хорошая основа для полноценного развития.

Существует много комплексов и отдельно взятых физических упражнений, которые в сочетании друг с другом, в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка, могут дать весьма и весьма хорошие результаты. Комплексы упражнений для физического воспитания также являются хорошей основой для дальнейшей восстановительной трудотерапией.

Инвалиды в силу своих физических особенностей, как правило, лишены возможности работать и даже просто двигаться. Так они оказываются в силках своей вынужденной адинамии.

Причины недостаточного развития культуры физического здоровья среди детей-инвалидов

Существует ряд причин, по которым физическая культура и спорт среди инвалидов находятся не совсем в той форме, в коей они должны быть.

Вот список основных причин:

  1. Мнение и незрелая социальная позиция о «равноправности личности»;
  2. Отсутствие специальных сооружений для занятия спортом для людей с ограниченными возможностями;
  3. Нехватка инвентаря и оборудования, облегчающего повседневную жизнь особенным людям;
  4. Частое отсутствие архитектурно-строительных сооружений, помогающих лучше передвигаться в пространстве;
  5. Отсутствие специалистов в области физического воспитания детей — инвалидов;
  6. Отсутствие финансирования на проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  7. Низкий уровень мотиваций самих инвалидов. Они не видят цели перед собой, не стараются повысить свой уровень как физический, так и интеллектуальный.

Именно для этой категории людей спорт является хорошим адаптационным и реабилитационным средством. две девочки и два педаг Физическое воспитание для детей-инвалидов – это средство улучшения самочувствия, повышения уровня физической подготовки, способ компенсации недостающего общения и приобретения новых знакомств, и главное, самореализация.

Благодаря организации спортивно-развлекательных и спортивно-профессиональных мероприятий, дети-инвалиды получают хорошую возможность повысить свои физические возможности и включиться в общеполезный труд. Так улучшается и социально-психологическое состояние детей с особенностями развития.

Изоляция от социума приводит инвалидов к учащению случаев депрессии и суицида. А введение в их жизнь спорта является своеобразным лекарством. Из-за плохой коррекционно-спортивной реабилитации продолжительность жизни людей с ограниченными возможностями у нас в стране значительно снижается. И спорт снова приходит на помощь и помогает улучшить эти показатели.

Помощь родителям в организации физического воспитания ребенка-инвалида

Понятно, что не многие родители смогут правильно и самостоятельно организовать педагогический процесс. Для того, чтобы они поняли как, что за чем и как необходимо делать было решено создать ряд обучающих и поддерживающих мероприятий:

  • Психологические тренинги;
  • Телефон доверия;
  • Семейная психотерапия;
  • Консультации для всей семьи сразу или для отдельных ее членов;
  • Практические занятия;
  • Встречи семей, для обмена опытом;
  • Лекции на темы;
  • Проверка семьи;
  • Проверка методов воспитания, характерных для семьи;
  • Демонстрация наилучших и возможных условий воспитания и развития для малыша;
  • Повышение педагогической культуры родителей.

Все вышеперечисленные мероприятия проводятся с целью улучшения как педагогического, так и психологического состояния ребенка и его семьи. Так же данные меры помогут приобщить как можно больше семей к активному и комфортному участию в спортивных мероприятиях. Это должно побудить семьи, в которых воспитываются особые детки, действовать и никогда не сдаваться. Почувствовав себя активным и нужным, ребенку буде легче и интереснее себя реализовывать, стремиться к чему-то, приобретать все новый и полезный для него опыт.

С чего надо начинать физическое воспитание детей-инвалидов

дети в спорт зале Все физическое воспитание детей начинается с групповых или индивидуальных игр, именно с того, чем все дети любят заниматься. В данном случае игра является реабилитационным средством. Игры можно разделить на:

  • Те, которые развивают навыки движения;
  • Развивающие мелкую моторику. Это работа с пластилином, конструирование и т.д.;
  • Развивающие крупную моторику (спортивные игры);
  • Интеллектуально развивающие игры;
  • Логические игры;
  • Развивающие речь (подражание и воспроизведение звуков);
  • Развивающие музыкальный слух;
  • Развивающие зрение (аппликации, изобразительное искусство);
  • Развитие конструктивных навыков (собирание конструктора, моделирование).

Для привлечения внимания ребенка необходимо использовать яркие цвета. В процессе игры следует постепенно усложнять ее правила. Также необходимо понимать цель игры и стараться не только развить, но и максимально закрепить полученный результат.  Все поведенческие и интеллектуальные навыки у детей необходимо развивать целенаправленно. Очень важно, чтобы человек, который проводит воспитательную работу с ребенком, был позитивным, добрым и мудрым. Прежде чем начинать игру следует проанализировать возрастные предпочтения ребенка. А так как у особенных детей часто биологический возраст опережает интеллектуальный, то следует ориентироваться интеллект.

Благодаря правильно поставленному процессу ребенок-инвалид познает себя, приобретет самые необходимые жизненные навыки, по возможности повысит свой умственный коэффициент, от чего почувствует себя полноценнее. Но стоит понимать, что каждый человек индивидуален и не похож на другого, а если говорить об особенных детках, то их индивидуальность еще в несколько раз больше выражена, что следует учитывать в работе с ними.

Важно помнить, что никакая общественная организация, никогда не станет в один ряд с семьей. Именно семья дает ту базу и любовь, которую не под силу дать ни одно заведение на Земле.

Источник

  ГБДОУ детский сад № 82

 компенсирующего вида

Невского района

Шапошникова Н.Е.

Воспитатель

Особенности физического развития детей с ОВЗ

 Физическое развитие – одно из основных направлений обеспечивающее успешность жизнедеятельности ребёнка.

   Физическое развитие включает в себя формирование моторики ребёнка и автоматизацию комплекса движения.

   Особенности физического развития детей с нарушенным зрением делятся на четыре группы.

Читайте также:  Физиологические изменения в развитии ребенка

   1.Во-первых, — это собственно состояние физического развития ребёнка,при котором наблюдается :

-отставание детей с нарушенным зрением по антропометрическим данным по сравнению с нормально видящими сверстниками,

-нарушения координации движений ( непосредственно связано с нарушением зрения т.к. при овладении и выполнении движений зрение выполняет ориентировочную и регулирующую функции,

-нарушение осанки,которое наблюдается у 70% детей,

-плоскостопие, которое имеют 80% детей,

-слабая мышечная система,

-нарушение чувства скорости движения и двигательной реакции.

   2.Во-вторых,особенности физического развития детей с амблиопией и косоглазием проявляются в двигательных умениях, к ним относятся:

-более длительный период времени для становления основных движений,

-ошибочные или неточные выполнения исходного положения,

-трудность переноса двигательного умения в самостоятельную деятельность.

   3.К третьей группе особенностей физ. развития относятся проявления свободной двигательной деятельности:

-малоподвижные дети

-сверхактивные дети.

   4.К четвёртой группе особенностей физ. развития детей с амблиопией и косоглазием, относятся трудности при ориентировке в большом пространстве.

   Все вышеперечисленные особенности физ.развития детей со зрительной депривацией определяет специфику содержания физического воспитания в нашем детском саду,в том числе и требования к выбору методов и приёмов на физкультурных занятиях.

   Содержание обучения детей движениям в коррекционно-педагогическом процессе включает в себя три раздела:

 1.Обучение детей положениям различных частей тела.

 2.Обучение основным движениям.

 3.Совершенствование основных положений тела и движений.

   Обучение положениям различных частей тела (рук,ног,головы,спины…) начинаем с «Азбуки движений» — это начальные знания детей о исходных положении рук,ног,головы…,каждое положение требует кропотливой работы ,а так же самоконтроля и контроля со стороны взрослого .Необходимо сформировать навык каждого исходного положения.

   Обучение основным движениям должно осуществляться поэтапно,в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

   Рассмотрим «по — этапность» обучения движениям на элементарном основном движении, как ходьба:

-в младшей группе используем естественный показ, педагог  выполняет роль ведущего, учим ходить не в колонне, следим за осанкой.

-в средней группе роль ведущего выполняют дети ,добавляется ходьба по разным поверхностям.

-в старшей и подготовительной группах увеличивается время ходьбы, используем разные виды ходьбы, в разных направлениях.

   Такое усложнение от возраста к возрасту должно быть для каждого вида основных движений (бег, лазанье, бросание, метание и т.д.).

   В нашем детском саду структура занятия по физкультуре приближена к массовому саду, но с специфическими изменениями и дополнениями. Большое внимание уделяется отработке отдельных элементов, а так же ориентировке. Наши дети должны хорошо представлять образ движения, показ нужно разделить на отдельные этапы и каждый этап прорабатывается отдельно. Например, «Упражнение в равновесии»: сначала даём ходьбу по полу, потом по полоске, по направляющему шнуру, и только после этого – по скамейке. Хочется напомнить, что на занятиях необходимо включать упражнения на развитие слухового восприятия: «Подпрыгни столько раз сколько хлопков ты услышишь», и т. д. Неотъемлемой частью занятия является подвижная игра. На физкультурных занятиях нужно играть в подвижные игры, которые уже знакомы детям, чтобы не тратить время на объяснение.

   Подвижные игры всегда любимы детьми. В подвижных играх и спортивных упражнениях у детей с амблиопией и косоглазием следует учитывать задачи развития и тренировки нарушенных движений и зрительных функций. Игры с ловлей, бросанием, метанием,  лазаньем, перепрыгиванием – способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций: фиксации, прослеживания, конвергенции.

   НО! Необходимо помнить о зрительных диагнозах детей и рекомендации врача-офтальмолога при организации двигательной активности детей с тем, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение.

   На коррекционных занятиях, так же необходимо уделять внимание развитию навыков движения у детей с амблиопией и косоглазием. На общеразвивающих и коррекционных занятиях необходимо проводить физминутки: двигательные и зрительные, с целью предотвращения утомления, и снятию напряжения.

   В заключении хочу сказать, что весь процесс развития ребёнка зависит от того, как сумеют врачи, педагоги и родители организовать его жизнедеятельность  с тем, чтобы были учтены все стороны его здоровья и психического состояния.

Источник

Галина Некрасова. Сегодня я могу больше, чем смела мечтать. И знаю, зачем живу

Дети-инвалиды имеют особенности, каждый — свои. Полноценное развитие ребенка-инвалида практически невозможно, если не учитывать эти особенности. И дело даже не в том, что причины инвалидности различны. А в том, что любой ребенок имеет врожденные психологические свойства, по которым он отличается от других детей.

О проблемах детей-инвалидов писать не этично, если не знаком с темой изнутри. Пишут мамы, пишут врачи, пишут психологи; я хотела бы раскрыть эту тему со стороны детей-инвалидов, одним из которых когда-то была и я сама. И что это такое, я знаю не понаслышке.

Когда я родилась, моим родителям в очень известном институте сказали: «Мы не знаем, сколько она проживет, но взрослых людей мы таких не видели».Это звучало безнадежно. Но сегодня мне 53 года, и качество моей жизни лучше, чем оно было в моем далеком детстве. Благодаря моим родителям и Системно-векторной психологии, которая помогла мне обрести почву под ногами.

Ощущение защищенности и безопасности

Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает, что каждый человек рождается с группами желаний и свойств для их реализации. Эти группы желаний и свойств называются векторами. Врожденные желания необходимо реализовывать. Но задано — не значит обеспечено. Для того чтобы человек смог реализовать заданное от природы, сначала ему необходимо развитие. Обеспечить развитие ребенка-инвалида гораздо легче, если понимать эти врожденные желания и свойства, с которыми ребенок рождается.

Что успеете развить, с тем ему потом жить. И чем более развиты его свойства, тем легче и счастливее будет его жизнь. Более того, чем лучше развиты векторальные свойства, тем больше шансов на большую продолжительность жизни. А вот процесс развития ребенка-инвалида, как, впрочем, и любого другого ребенка, ограничен во времени. Любой человек развивается только до окончания пубертата.

Для оптимального развития ребенку необходимо ощущение защищенности и безопасности, которое могут дать родители. Для развития ребенка-инвалида это условие является решающе важным и в большой степени зависит от психологического состояния матери, от отношений в семье. От того, как отец относится к матери. От того, как мать переживает болезнь ребенка. Даже в неполной семье именно переживания матери являются критическими, а не отсутствие отца.

Читайте также:  Особенности грудного периода развития ребенка

Мне с родителями очень повезло. Они образованные, читающие, непьющие, реализованные и социально активные люди. Конечно, мама не могла не испытывать страхов за мою жизнь. Уж слишком неутешительный ей дали прогноз. Но она не знала, как влияет психологическое состояние матери на состояние ребенка. А если бы и знала, то вряд ли смогла бы сознательно изменить свое состояние. Мамины страхи могут не только тормозить развитие ребенка-инвалида, но и способствовать развитию болезни у родившегося здоровым ребенка. В те времена об этом вообще никто не знал.

Тем не менее мама не бросила работу и состоялась как личность и профессионал. Ей не надо было реализовывать свои свойства за мой счет. И потому она не замучила меня сверхзаботой. Меня отдали в садик, а потом в школу, где я получила навыки социализации. Развитие детей-инвалидов, как и других детей, не может быть полным без общения со сверстниками. Нередко родители считают, что развитие ребенка-инвалида возможно только на дому, что это обезопасит его. Переводя ребенка на домашнее обучение, родители тем самым лишают его одного из самых главных навыков социализации — адаптации к социуму. И, к счастью, мама не пошла у меня на поводу.

Увы, и мои родители по незнанию тех психологических особенностей, с которыми я родилась, совершали ошибки. Это было неизбежно, и в том нет их вины, поскольку не было еще системно-векторной психологии.

Хотя мама моя была специалистом по дошкольному воспитанию с правом преподавать психологию. Я, через много лет после школы, также училась на психолога в надежде понять себя. А по сути – чтобы избавиться от страхов. Но это мне не помогло.

Развитие детей-инвалидов. Влияние страхов и обид

В школе я училась плохо, но не в силу недостатка способностей, а потому, что часто болела. Как рассказывает мама, неделю после болезни я училась хорошо, а через неделю скатывалась на тройки, а потом снова заболевала. Считалось, что организм не выдерживал ни школьного стресса, ни нагрузок. Возможно, так и было, но был еще один нюанс, который очень влиял на мою утомляемость, а значит, и успеваемость.
Врачи настоятельно рекомендовали мне первую смену, считая, что для развития ребенка-инвалида это оптимально. Увы, ни они, ни мама не знали ничего о звуковом векторе. Они не понимали, что вторая смена не была бы для меня утомительной. Напротив, я бы лучше высыпалась. Уже с детских лет я плохо спала по ночам. Поскольку все спали, мне приходилось делать вид, что и я сплю. На самом деле я читала с фонариком под одеялом. И утром вставать и идти в школу было для меня очень тяжело.

Моя заторможенность вызывала раздражение у учителей и насмешки одноклассников, в конце концов это превратилось в травлю. Так иногда бывает со звуко-зрительными детьми. Это усугубляло страхи, присущие зрительному вектору. Страхов у меня и так было много, ведь с первых дней я слышала шепотки о своей ранней смерти. Дети во время ссоры могли еще и намеренно громко позлорадствовать на эту тему.

Конечно, страхи испытывала и мама. Но все могло быть хуже, если бы мама оставила работу. О психологической связи матери и ребенка говорят давно, а системно-векторная психология это убедительно доказывает через результаты: тренинг проходит мама, а у ребенка улучшается состояние как физическое, так и психологическое.

Помимо врожденного заболевания, появились и психосоматические проблемы. У меня с детских лет были сильнейшие приступы головной боли. А ноги выкручивало так, что от боли я порой срывалась на крик.

Простуды, вирусы были почти постоянными… А в школе было так плохо, что в конце концов я научилась еще и симулировать, только бы не ходить в школу, но мама даже не догадывалась об этом…

Воспитание

Никто не вправе давать прогнозы на будущее ребенка и этим ограничивать его желания, ибо если желания есть, значит, они могут быть реализованы. Именно это важно понимать родителям.

Воспитание детей-инвалидов не должно исключать физическое воспитание. Конечно, это очень индивидуально. Необходимо наблюдать, дозировать нагрузки, но не исключать их полностью. Мне их запрещали категорически. Сегодня уверена, что зря.

Я очень хотела учиться в музыкальной школе, но врачи и мама считали, что школьная нагрузка для меня и так достаточно высока. Если бы родители и врачи знали о моих векторальных особенностях, они бы рекомендовали занятия в музыкальной школе еще и как средство реабилитации, а не только развития ребенка-инвалида со зрительным и звуковым векторами.

Трудно желать лучшего для ребенка с этими векторами, даже если это аутизм или синдром Дауна.

Музыкальное образование способствует развитию сосредоточения, психологической устойчивости, и уже вторично — сострадания, которое, к тому же, естественным образом вытесняет страхи. А ведь именно страхи нередко приводят к развитию многих психосоматических заболеваний.

Мое трудовое воспитание сводилось в целом к работе по дому. Я рано научилась готовить и во время болезни, пока родители были на работе, готовила еду на всю семью. В школе меня освобождали от работ по уборке класса, но в сборе макулатуры и металлолома я участвовала на равных. Должна сказать, что это было моим собственным желанием. Вряд ли я тогда могла объяснить это необходимостью сопричастности к жизни в стране, но я действительно хотела этого сама. К счастью, мне этого не запрещали. А еще в 5-летнем возрасте я попросила маму научить меня вязать. Это здорово облегчило мне жизнь и на какое-то время стало единственным способом заработка.

Проблемы детей-инвалидов во взрослом возрасте

Родителям, имеющим ребенка-инвалида, важно понимать, что с теми способностями, которые они помогут ребенку развить, ему придется жить всю оставшуюся жизнь. Ибо если развитие происходит только до окончания пубертата, то реализация — это постоянный процесс. Вне социума человек не может быть счастлив.

Читайте также:  Карта развитие ребенка с зпр лебедева

На меня очень негативное влияние оказывали даже сами формулировки проблем со здоровьем: инвалидность, ребенок-инвалид. Это было для меня как клеймо позора. Из-за этого я долго обижалась на родителей и даже упрекала их в каких-то грехах.

Обиды на судьбу и на родителей также являются тормозом для развития и реализации того, что развито.

Более того, очень плотно засело в голове – «А зачем?» Зачем учиться, если с инвалидностью меня не возьмут на работу, зачем тратить время и силы на учебу, если я скоро умру, — зачем, зачем, зачем?..

Вот только жизнь продолжалась. И нередко она была не слишком-то радостной. Прогнозы врачей еще и лишали шансов на эту радость в дальнейшем. Мои страхи и неуверенность в себе цвели пышным цветом. На работу меня не брали. Учиться, куда хотела, медкомиссия не пропускала, да и уровень образования не позволял. Я это понимала, но наверстывать не стремилась. Причиной тому был все тот же вопрос «зачем?».

Но больше всего мешали именно страхи и отсутствие жизненных перспектив.

Боялась я и отношений. Конечно, как любая девушка, я их хотела, но кто не слышал поговорки «больная жена никому не нужна». И я выбирала таких, кому смогу быть нужна — не слишком состоявшихся в жизни. Конечно, страхи мешали мне раскрыться в этих отношениях. И отношения неизбежно рушились, добавляя новые психологические травмы.

Мне было около 30 лет, когда в очередном известном институте мне дали новый прогноз на продолжительность жизни — не более двух лет. Какое-то время я жила в состоянии тихой истерики в ожидании смерти, которая не спешила. Но то мое существование, в котором я прозябала, жизнью назвать было сложно.

Врачи не знали, что со мной делать, и я занялась самолечением. Живя на даче у родителей, потихоньку стала делать зарядку, обливаться холодной водой. Мне было нечего терять, и это очень помогло. Если бы с детства меня приучали к зарядке, то моя выносливость могла бы быть больше. А это, в свою очередь, улучшает качество жизни и повышает возможности.

На решение заняться собой повлияли усталость и отчаяние, которое я сформулировала так: «ни жизни нет, ни смерть не идет». Когда я услышала на тренинге «Системно-векторная психология» про людей со зрительным вектором — «ни жить, ни умереть», — я была в шоке от того, что я не одна такая, и что так себя ощущают даже родившиеся здоровыми.

Но это было много позже. А тогда стимулом к действию стали другие люди, которых я увидела в институте.

Впервые подумала о том, что кому-то тяжелее, чем мне. Воспитание детей-инвалидов должно снимать с них значимость их собственной болезни. Это возможно, если они научатся сострадать другим.

Проведите совместный досуг с ребенком, помогая тем, кому плохо. Деткам в детдоме, старенькой бабушке.

Если ребенок совсем ничего не может – обязательно читайте ему книги на сострадание, вовлеките его в чтение. Юрий Бурлан утверждает, что книги – это лучшая защита от плохой судьбы. Уверена, что если бы не книги, моя судьба могла сложиться более драматично.

Несмотря на то, что группа инвалидности у меня не рабочая, я иногда работала: то групповодом в туристической сфере, то смотрителем в музее, периодически проводя экскурсии, то принимала участие в предвыборной компании. Положа руку на сердце, все мои знания были весьма поверхностными. И углубляться в какую-либо тему мне мешало пресловутое «зачем». И даже полученный в конце концов диплом так и остался невостребованным. Для своих знакомых я была примером преодоления трудностей и жизнестойкости, меня ставили в пример, я и сама гордилась этим. Но если быть совсем честной, то, скорее, я оправдывала себя своей болезнью за то, что не решалась жить. Жить не получалось.

На одном из первых бесплатных занятий онлайн-тренинга «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан сказал, что сделает из нас лучший вариант из возможного при том уровне развития, который у нас есть на данный момент. Это было смелое заявление.

Я бесконечно благодарна Юрию Бурлану за то, что сегодня, когда мне 53 года, у меня есть такая реализация, о которой я даже мечтать не смела ни в детстве, ни в юности. Для родителей вопрос моей реализации вообще не стоял. У них были другие цели. Сегодня я понимаю их как никогда раньше и даже не могу вспомнить, за что обижалась на них. Низкий им поклон, в другой семье я могла вообще не выжить.

Как побочный эффект осознания себя и других после прохождения тренинга, здоровье улучшилось — у меня прошли все приобретенные в течение жизни заболевания.И даже то, врожденное, по поводу которого у меня инвалидность, уже несколько лет в состоянии компенсации. Да, мне бывает тяжело. Да, я устаю быстрее, чем другие. Пока не все психологические проблемы осознаны. И все-таки сегодня я могу больше, чем смела мечтать. И знаю, зачем живу. И уже только одно это заставляет меня встать, когда бывает плохо. Мне еще так много хочется успеть.

Родители, имеющие детей-инвалидов, благодаря знаниям, полученным на тренинге «Системно-векторная психология», могут обеспечить развитие ребенка-инвалида на качественно ином уровне. И главными критериями являются психологическая устойчивость и способность к адаптации в нашем быстро меняющемся мире. От родителей зависит и более ранний старт, и гораздо более счастливая судьба, чтобы дети могли жить, реализовывать заданное и развитое по максимуму, не тратя годы жизни на борьбу со страхами, обидами, болезнями. Даже будучи ребенком-инвалидом можно жить и наслаждаться жизнью. И для этого совсем не нужен вопрос «зачем?».

Галина Некрасова

Раздел: Истории из жизни

7 Июл, 2018

Комментариев:

9

Просмотров:

1504

Источник