Физическое развитие ребенка индексы
Индексами называются
различные численные соотношения между
отдельными парами или даже несколькими
антропометрическими признаками. Индексы
являются не основными, а только
дополнительными критериями характеристики
физического развития детей.
Наибольшее
распространение получили следующие
индексы:
1. Индекс
Л.И.Чулицкой
(индекс упитанности), который равен: (3
окружности плеча + окружность бедра +
окружность голени) — длина тела.
Абсолютные значения
составляют: у новорожденного + 30 см, до
1 года + 25 см, 2-3 года + 20 см, 6-7 лет +10 +15 см.
После 8 лет индекс
имеет обычно отрицательное значение и
у школьников данный индекс не имеет
значения и не определяется.
Индекс состоит из
двух частей — первая характеризует
упитанность ребенка (окружность плеча,
бедра, голени), а вторая часть — скелетный
рост. Следовательно, отклонение индекса
в меньшую сторону может быть обусловлено
либо истощением ребенка, либо чрезмерным
ростом.
Для анализа
упитанности у детей раннего возраста
можно использовать вспомогательные
индексы Чулицкой —
индексы пропорциональности:
3 окружности плеча
= окружность груди = окружность бедра +
окружность голени.
Если эта закономерность
сохраняется, то жир распределен
равномерно, исхудания нет. Эти индексы
чувствительны, так как по мере увеличения
возраста ребенка жир исчезает сначала
с туловища, затем с бедер и голеней.
2.
Индекс Эрисмана – индекс пропорциональности.
Это разность
между окружностью груди в см. и половиной
длины тела (роста) в см.
Величина
индекса ориентировочно характеризует
гармоничность телосложения, так как
возрастное изменение пропорций
существенно сказывается и на соотношениях
между длиной тела и различными поперечными
размерами. Значения индекса зависит от
возраста ребенка.
Так, у детей первого
года жизни в норме он колеблется от +
13,5 до + 10; 2-3 года от + 9 до + 6; 6-7 лет от + 4
до + 2; 8-15 лет от + 1 до – 3.
У
здорового правильно развивающегося
ребенка первых 3-х лет жизни при
пропорциональном развитии индекс
Эрисмана составляет половину индекса
Чулицкой. Чаще индекс используется в
контроле физического развития школьников.
3.
Судить о
состоянии питания ребенка ориентировочно
помогает определение соотношения
массы и длины тела
с помощью центильных таблиц (Приложение,
таблицы 4.1-4.2).
4.
До недавнего времени в качестве критерия
зрелости новорожденного использовался
массо —
ростовой показатель
—
отношение веса к росту, который показывает,
какой вес приходится на 1 см длины тела.
В норме у новорожденных мальчиков этот
показатель составляет от 55,5 до 68 граммов
на 1 см роста, а у девочек, соответственно,
от 65,5 до 67,0 граммов (гр.).
5.Избыточный
вес – фактор риска возникновения
сахарного диабета. Каждый человек должен
знать для себя нормальную массу тела,
связанную с его ростом, и стремиться к
этому нормативу. По международным
стандартам ВОЗ этот показатель принято
называть индекс
массы тела
(ИМТ), который высчитывается следующим
образом:
Масса тела |
Нормальным индексом
массы тела считается, если цифровой
показатель будет от 18,5 до 24,9. Показатели
ИМТ выше 25 означают наличие избыточного
веса или ожирения:
От 25 до 30 – 1
степень ожирения
От 30 до 35 – 2
степень ожирения
От 35 до 39 – 3
степень ожирения
> 40 — резкое
ожирение
Имеются различия
ИМТ по полу. Так нормальный ИМТу мужчин
> 28, а у
женщин > 27.
Нормы для детей:
8 лет – 16,2 11 лет
– 17,9 14 лет – 20,2
9 лет – 16,6 12 лет
– 18,8 15 лет – 20,6
10 лет–17,2 13 лет
– 19,6 16 лет – 21,3
В таблицах
10 и
11 представлены
центильные распределения ИМТ у детей
в зависимости от возраста и пола.
Таблица
10.
Соседние файлы в папке ФР, ПР
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
СБОР ДАННЫХ ДЛЯ МОНИТОРИНГА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Для осуществления мониторинга
физического воспитания и отслеживания влияния
его технологий на здоровье детей необходимо
иметь представление о динамике физического
развития, развития физических качеств и
физической подготовленности, качества развития
двигательных навыков, заболеваемости.
Оценка физического развития детей
Физическое развитие детей — важный
показатель состояния здоровья, который
характеризуется совокупностью морфологических
и функциональных параметров, обусловленных
наследственными факторами и условиями
окружающей среды.
При оценке физического развития детей
учитываются:
— длина и масса тела, окружность
грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность
головы;
— функциональные показатели: жизненная емкость
легких, коэффициент выносливости, мышечная сила
кистей рук и др.;
— степень развития подкожно-жирового слоя,
тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный
тонус, состояние осанки и опорно-двигательного
аппарата.
На физическом развитии детей особенно
заметно отражается влияние внешней среды:
неудовлетворительные жилищно-бытовые условия,
недостаток воздуха, недосыпание,
неудовлетворительное питание, особенности
климата, неправильный режим дня, ограничения
двигательной активности. В связи с этим уровень
физического развития принято считать ярким
показателем их здоровья, условий жизни и
воспитания. На темпы физического развития
оказывают влияние наследственные факторы, тип
конституции, индивидуальные особенности
центральной нервной системы, интенсивность
обмена веществ и др.
Физическое развитие детей закономерно
меняется в течение жизни. Показатели массы и
длины тела нарастают неравномерно не только в
разные возрастные периоды, но и в разные сезоны.
Более интенсивное нарастание массы тела у детей
наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей
степени — весной и в начале лета. Это объясняется
улучшением обмена веществ из-за увеличения
времени пребывания детей на свежем воздухе,
большей двигательной активностью, разнообразным
питанием с включением достаточного количества
свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины
тела более выражены весной и в начале лета, когда
усиленная ультрафиолетовая радиация повышает
фосфорно-кальциевый обмен и способствует
интенсивному росту костей.
Индивидуальная оценка физического
развития проводится путем сопоставления
антропометрических показателей ребенка с
региональными стандартами. Это позволяет
выявлять отклонения в физическом развитии и
принимать необходимые меры к их оздоровлению.
Использование нормативов дает возможность
провести групповую оценку физического развития
коллектива детей в дошкольном учреждении и
проследить динамику показателей, а также
провести сравнительные исследования детей,
посещающих и не посещающих дошкольные
учреждения. Кроме того, метод групповой оценки
позволяет определить степень эффективности
различных физкультурно-оздоровительных
технологий.
Вследствие наблюдаемой у детей
акселерации стандарты физического развития
периодически пересматриваются.
Оценка физического развития может
производиться различными методами:
— методом сигмальных отклонений,
когда индивидуальные показатели ребенка
сопоставляют со средней арифметической каждого
признака, представленной в специальных таблицах;
— регрессионным методом с
помощью шкал регрессии, составленным по
возрастно-половым группам;
— центильным методом, сущность
которого заключается в том, что упорядоченный
вариационный ряд, охватывающий весь диапазон
колебаний признака, делят на 100 интервалов,
попадания в которые имеют равные вероятности.
Этот метод современной медицинской практикой
считается наиболее точным;
— методом номограмм, когда
физическое развитие оценивается по двум ведущим
морфологическим показателям — длине и массе
тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и
массы тела, а также их соотношения обеспечивают
совершенное функционирование
опорно-двигательного аппарата,
сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем
организма. С равными соотношениями длины и массы
тела связана разная скорость возрастного
созревания ребенка. Номограммы чаще всего
применяются в массовых скрининг-обследованиях
детей.
Практикуется и метод определения
биологического возраста детей.
Обследование детей должны проводить
медицинские работники не менее двух раз в год.
Результаты обследования обсуждаются на
медико-педагогическом совете.
Практики, всерьез обеспокоенные
здоровьем детей, чаще всего пользуются таблицами
физического развития, в которых показатели
соотносятся с ростом детей. Люди не все
одинаковы: есть большие, средние, маленькие.
Существуют формулы, с помощью которых
определяется будущий рост человека, даже если он
еще находится в утробе матери. Зная будущий рост
ребенка (погрешности не более 3 см в ту или другую
сторону), можно с большой степенью точности
отнести его к определенной группе детей: большим,
средним, маленьким.
При обследовании ребенка, например,
может оказаться, что показатели физического
развития соответствуют среднему, а по данным
своего будущего роста ребенок должен иметь
показатели, соответствующие графе «большой».
Возможно, имеется задержка физического развития.
Но в любом случае подобное заключение может
сделать только педиатр.
Приведем пример. Ребенку 4 года. Длина
его тела — 98,5 см, масса — 12,8 кг. Его рост во
взрослом состоянии должен быть 185 см, т.е. высокий.
Значит, мы должны отнести его к типу «большой».
Заглянем в таблицу показателей
физического развития (приводится фрагмент).
Примечание: Таблицы и
расчетные формулы в качестве приложения к курсу
будут даны в лекции № 8.
Каковы выводы? А выводы таковы, что
физическое развитие ребенка задерживается. Ведь,
по данным своего будущего роста, он относится к
типу «большой», а показатели длины тела и массы
соответствуют типу «маленький». Следовательно,
необходимо выяснить причины такого отставания
физического развития.
Стандартные усредненные показатели
роста можно вычислить по следующим формулам:
Рост мальчика = 6 х возраст + 77;
Рост девочки = 6 х возраст + 76.
Данные физического развития позволяют
определить количество гармонично развивающихся
детей, а также детей, у которых есть проблемы:
например, избыточная масса тела, низкие ростовые
показатели, непропорциональность развития,
значительно превышающая допустимые пределы, и
т.д.
Эти данные позволяют разработать для
подобных детей специальные оздоровительные
программы. Например, для детей с низкими
ростовыми показателями в комплекс физических
упражнений должны быть включены плавание,
прыжки, висы, а в их меню следует включать много
молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет
избыточную массу тела и при этом хронической
патологии у него не обнаружено, то есть смысл
организовать ему специальное диетическое
питание с введением постепенно наращивающихся
физических нагрузок. Когда он несколько сбросит
вес, то можно включать в комплекс и силовые
упражнения, укрепляющие мышечную массу.
Разумеется, все это должно проводиться в
соответствии с рекомендациями и под контролем
врача.
Пропорциональность физического
развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).
ИП = Рост(см) — [Масса(кг) + Окр. гр.
кл.(см)]
Полученные данные сверяются с
показателями, приведенными в табл. 1.
Таблица 1
Стандартные показатели индекса Пинье
у детей дошкольного возраста
Примечание: Чем меньше
показатели индекса Пинье у детей по сравнению со
стандартными, тем крепче их телосложение.
Используя показатели индекса Пинье, мы
сможем сделать определенные педагогические
выводы о качестве физкультурно-оздоровительной
работы и смело утверждать, что наши дети окрепли
или, напротив, качество физического воспитания
оставляет желать лучшего.
О состоянии сердечно-сосудистой
системы можно судить по функциональным пробам и
показателям физической работоспособности.
При проведении функциональных проб у
детей 4—7 лет нормальными показателями являются:
1. Учащение пульса после 20 приседаний в
течение 20 секунд на 25—40% от исходных данных.
2. Учащение дыхания на 5—6 единиц.
По этим показателям мы также можем
судить о степени эффективности физического
воспитания в отношении здоровья детей.
Например, в начале года пульс детей
учащался при подобной нагрузке на 45%, что в
принципе соответствует норме. Но прошло три
месяца, а показатели функциональных проб все те
же. Вывод: целенаправленной деятельности по
физическому воспитанию в данном дошкольном
учреждении или данной возрастной группе детей не
ведется.
Положительное влияние физкультуры на
развитие физической работоспособности может
быть проверено с помощью степ-теста. Детям
предлагаются две нагрузки возрастающей
мощности:
1) подъем на ступеньку с частотой
восхождений 22 раза в минуту;
2) подъем на ступеньку с частотой восхождений 30
раз в минуту.
Длительность каждой нагрузки — 2
минуты, отдых между ними — 3 минуты.
Объем работы, выполняемой ребенком,
рассчитывают по формуле:
W = P х n х h,
— где Р — масса ребенка, n —
число подъемов на ступеньку в минуту, h —
высота ступеньки в метрах. Нормой считается
увеличение пульса на 15—20% при первой нагрузке и
на 45—60% при второй по отношению к исходному
уровню. Снижение этих показателей говорит нам об
оздоровительном эффекте
физкультурно-оздоровительной работы и ее
правильной организации.
Важным показателем состояния
сердечно-сосудистой системы является вычисление
коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со
стандартными показателями.
Коэффициент выносливости вычисляется
по формуле:
КВ = П х 10/ПД,
— где П — пульс, ПД — пульсовое
давление (пульсовое давление определяется
разностью между максимальным и минимальным
артериальным давлением).
По мере развития выносливости
числовые значения КВ снижаются. В табл. 2
приведены его стандартные показатели.
Таблица 2
Показатели коэффициента
выносливости у детей
Развитие дыхательной мускулатуры
можно проследить с помощью пневмотонометра. Он
представляет собой U-образную стеклянную трубку,
до половины наполненную ртутью и снабженную
шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с
мундштуком. Для проведения измерений сначала
делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут
мундштук в рот и производят максимальное
вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в
трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2
секунды. Сила вдоха по мере тренированности
детей будет увеличиваться. Необходимо отметить,
что детям очень нравится работать с различными
приборами и они радуются, когда убеждаются, как
повышаются возможности их организма.
Важным показателем, отражающим
функциональные возможности системы дыхания,
является жизненная емкость легких. Она
измеряется с помощью прибора спирометра.
Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в
кубических сантиметрах. Полученные показатели
сравниваются с должной (по возрасту и полу)
ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по
уравнениям А.Ф. Синякова, приведенным в табл. 3.
Таблица 3
Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф.
Синякову)
Зная жизненную емкость легких и массу
тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ)
ребенка. Он определяется по формуле:
ЖИ = ЖЕЛ/Р,
— где ЖЕЛ — жизненная емкость легких,
в мл; Р — масса тела, в кг.
На эффективность
физкультурно-оздоровительной работы будет
указывать возрастание показателей жизненного
индекса от 5 до 15 мл/кг.
Наличие исходных данных физического
развития в каждом возрасте еще не является
мониторингом физического развития. Снятие
показателей дважды в год, как это принято в
дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль
результатов. Мониторинг предполагает
прослеживание динамики физического развития и
соотнесения его показателей с другими
параметрами, например, физической
подготовленностью или функциональным
состоянием организма. Поэтому показатели
физического развития следует снимать
ежеквартально. Это позволяет видеть результаты
педагогических воздействий на каждого ребенка и
группу детей в целом и соответственно
корректировать процесс физического развития
детей.
Оценка физических качеств детей
Развитие физических качеств
оценивается по динамике показателей силы,
выносливости, гибкости, ловкости, быстроты.
Следует заметить, что степень развития
физических качеств говорит и об уровне
психического развития, а также о наличии у
ребенка определенных задатков. Например,
ловкость указывает на развивающиеся способности
быстро обучаться.
Быстрота оценивается по
скоростному бегу на дистанцию 100 м.
Сила кистей рук оценивается с
помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса
— по показателям метания вдаль набивного мяча
весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила
нижних конечностей — по прыжкам в длину с
места.
Ловкость оценивается по разнице
времени пробегания дистанции в 10 м прямым и
челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и
бежать назад).
Можно измерять ловкость по времени
работы на полосе препятствий. Ребенку следует
пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м,
прокатить мяч между шестью предметами (кегли,
кубы, другие предметы), расположенными друг от
друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу
высотой 40 см.
Читать продолжение
Источник