Физическое развитие ребенка до года упражнения
Предлагаем вам комплексы упражнений для детей до 6-ти месяцев и от полугода до года.
Упражнения для развития двигательных навыков у детей до 6-ти месяцев
Комплекс упражнений для детей с рождения до полугода вводится постепенно во время ежедневного массажа и предполагает постепенное ознакомление малыша с базовыми движениями, развитие групп мышц, позволяющих постепенно освоить необходимые навыки (держание головы, переворот со спины на живот и обратно, умение сидеть).
Основные правила проведения занятия:
- После еды прошло 30 минут;
- Малыш в хорошем настроении;
- Длительность упражнений начинается с 10 секунд, постепенно увеличиваясь до 5-10 мин;
- Удобная жесткая поверхность, покрытая пеленкой;
- Хорошее настроение малыша и мамы.
Рекомендуется проводить упражнения под фоновую классическую или другую музыку. Не стоит волноваться или бояться, вводя новые упражнения. Внимательно следите за выражением лица крохи, при малейшем изменении настроения прекратите выполнение и перейдите к привычным для крохи разминкам.
Физкультура с младенцем. С чего начать
- Выкладывание на живот.
Первым и основным упражнением для новорожденного ребенка становится выкладывание малыша на живот для укрепления мышц шеи и спины. Первоначально это осуществляется один раз в день на несколько секунд, постепенно увеличивая количество подходов (к месяцу до 3 раз в день), с удлинением интервала нахождения в положении на животе до 10 сек., к трем месяцам длительность увеличивается до 30 сек.
- Прогулка.
Укреплению мышц спины и ног способствует упражнение с ногами крохи. Уложив малыша на спину, возьмите в руки его голени и медленно поочередно поднимайте их к животику. Повторив упражнение 5 раз, поднимите к животику обе ноги вместе. Передвигайте ножки по кругу, имитируя поездку на велосипеде. Поднимая две ножки к животику, потихоньку разводите их в стороны, приводя малыша в позу лягушки.
- Хлопки.
Возьмите в ручки малыша, предложив ему большой палец для захвата. Сгибайте руки крохи в локтях. Поднимайте в вверх. Сводите вместе.
- Хватай.
Приблизительно в 2 месяца можно предложить малышу, лежащему на спине, свои большие пальцы для захвата. Хорошо использовать различные погремушки, привлекая внимание крохи к звуку с обеих сторон.
- Поднятие туловища.
Научившись хватать ваши большие пальчики, малыш начнет стремиться подниматься. Не нужно помогать ему в этом. Пусть ваши руки находятся на одном уровне, поднимайте выше только с самостоятельным поднятием плеч ребенка.
- Дотянись.
В три месяца малыш уже будет хорошо держать голову в положении лежа на животе. Для развития мышц шеи и позвоночника хорошо стимулировать удержание туловища на локотках и тянуться за игрушкой, выложенной перед глазами.
- Перевороты.
Положите малыша на спину. Возьмите его правую руку и заведите ее за левое плечо, приподнимая корпус крохи. Позвольте малышу самостоятельно перевернуться на живот. Повторите упражнение в другую сторону.
Эти упражнения можно продолжать использовать и по достижению крохой полугодовалого возраста как базовый комплекс, исключая ненужные по мере изучения новых.
Упражнения для развития двигательных навыков детей с полугода до 12-ти месяцев
С 6-ти месяцев у малыша начинается новый этап. Освоив базовые движения, нарастив силу мышц рук и ног, достаточно укрепив спину, кроха начинает готовиться к научению навыку ходьбы. Для облегчения преодоления этого этапа хорошо применять ряд упражнений, добавляемых к основной гимнастике.
- Основы ползания.
В положении лежа на животе зафиксируйте одну ступню рукой, вторую ногу необходимо несколько раз согнуть. После этого оставьте ногу малыша в согнутом положении, сделав свободной рукой упор. Малыш, повинуясь рефлексу, оттолкнется от нее. Повторите со второй ногой.
- Я сижу.
Уложив малыша на спину, предложите ему для захвата два больших пальца. Придерживая остальными пальцами руку, помогите малышу самостоятельно поднять туловище в положение сидя. Зафиксируйте карапуза на несколько секунд, опустите обратно. Повторите упражнение. После освоения этого упражнения, усложните его, предложив малышу самостоятельно подняться, держась только за одну руку.
- Уголок.
В положении лежа на спине возьмите ноги малыша за голени и поднимите их вверх под углом в 90 градусов. Зафиксируйте элемент. Опустите обратно. Повторите несколько раз.
- Наклоны.
После полного освоения навыка сидения необходимо переходить к обучению ходьбе. Для этого нужно дополнительно укреплять мышцы спины. Поднимите малыша на ножки, придерживая за талию. Помогите ему наклониться и подняться. Повторите несколько раз.
- Встаем.
Из положения лежа помогите малышу сначала сесть, потом встать, держась за ваши руки. Дайте ему освоиться в новом положении.
Достаточно развив мышцы спины, рук и ног, понимая принцип поднятия собственного туловища, карапуз достаточно быстро начнет в игре пытаться подняться, ухватившись за ближайшие предметы. В этот период нужно быть очень внимательным и не оставлять кроху без присмотра на высоте.
Каждый ребенок развивается с собственной скоростью и осваивает базовые навыки в свое время. Чтобы этот процесс протекал легко и быстро, крохе необходима ваша помощь. Используя описанные упражнения, вы стимулируете нужные группы мышц, подталкивая организм быстрее осваивать новые возможности.
Готовясь к появлению на свет крохи, помните, что успехи в освоении знаний и умений идут рука об руку с физическим взрослением организма. Ваше внимательное отношение к развитию двигательных функций, гармоничному росту и становлению всех внутренних систем – путь к умному и здоровому карапузу.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
От 1 до 3 месяцев
В первый месяц жизни движения малыша спонтанны и угловаты, но это нормально, ведь в этом возрасте мышцы находятся в гипертонусе. Ближе к 2 месяцам жесты становятся более плавными и четкими. Новорожденный уже может следить за яркой игрушкой, но еще не может дотянуться до нее и взять рукой.
На этом этапе хорошо осваивать упражнения на фитболе – большом резиновом мяче. Они помогут ребенку лучше ориентироваться в пространстве, что положительно скажется на координации движений. В кулачок малыша полезно вкладывать небольшое рифленое кольцо толщиной со средний палец взрослого человека, нетяжелую погремушку или маленькую пластиковую гантельку. Кроха попытается удержать предмет, а заодно и переложить его из одной ручки в другую.
Педиатры также советуют несколько раз в день выкладывать ребенка на живот. Сначала на 5−10 минут в день, постепенно увеличивая время экспозиции. Выкладывать кроху можно либо к себе на колени, либо на пеленальный столик. В такой позе ребенок сначала учится держать головку, а позже начинает приподниматься на ручках.
С 3 до 6 месяцев
В 4 месяца малыш активно реагирует на разные звуки, тянется к игрушкам и пробует переворачиваться со спины на живот. В полгода он овладевает этими умениями в совершенстве. Сейчас самое время поощрять его настойчивые попытки хватать и удерживать в руках окружающие объекты. Для этого рядом с кроваткой в зоне его досягаемости достаточно всего лишь развесить игрушки. В качестве упражнения можно раскладывать перед крохой погремушки и мячики и просить его брать каждый предмет по очереди. Запастись стоит и модулями с игрушками, нанизанными на кольца или цепочки. Перебирая их, малыш будет развивать мелкую моторику.
С 6 до 9 месяцев
Ближе к 7 месяцам ребенок пробует ползать и сидеть. Расстелите на полу ковер или одеяло, а поодаль разложите яркие игрушки. Почувствовав соблазн, кроха наверняка попытается доползти до интересующего его объекта. Если у него ничего не получится, незаметно пододвиньте игрушку поближе: важно, чтобы старания были вознаграждены. Ближе к 8 месяцам малыш попытается самостоятельно встать в кроватке. Когда ему это удастся, он попробует сделать первые шаги, держась за бортик. Это сигнал о том, что началось интенсивное формирование навыка ходьбы. Сейчас самое время помочь крохе упражняться в нелегком занятии, держа его за ручки. Но не переусердствуйте. Свой первый шаг малыш должен сделать сам.
Развивать мелкую моторику в этом возрасте помогут неваляшки и вставляющиеся друг в друга стаканчики.
С 9 до 12 месяцев
Малыш уже пытается кидать и ловить мячик. Покажите, как толкать резиновый снаряд ногами, и он тут же захочет повторить новый трюк. В другой раз расставьте по комнате устойчивые пуфы, подведите кроху к одному из них, а сами отойдите к соседнему. Теперь позовите малыша. Он попытается добраться до вас, а если ему понадобится помощь, сможет опереться на пуфы ручками. Со временем дистанцию нужно увеличивать.
Важно помнить: чрезмерное увлечение массажем и гимнастикой сводит пользу от тренировок к нулю: слабые мышцы грудничка быстро перетруждаются, что чревато сильным нервным перевозбуждением.
Если малыш пока не поднимается во весь рост, значит, его мышцы и суставы еще недостаточно окрепли. Если настойчиво пытаться ускорить события, ступни могут деформироваться, а голени – искривиться.
Источник
Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.
В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!
Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.
Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)
До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех — окружность груди становится больше окружности головы.
Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.
В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.
Физическое
развитие детей до 1 года по месяцам
Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.
К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.
На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.
В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» — улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.
В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.
Пятый месяц — пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.
Шестой месяц — самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.
Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.
В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!
Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.
В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.
Десять месяцев — может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.
В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.
К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.
К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.
На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.
Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.
Источник
Упражнения в горизонтальном положении способствует развитию навыков движения в горизонтальной плоскости, акта хватания, органов чувств (зрение, слух), речи, укрепляют мышцы шеи, спины, живота, которые участвуют в формировании осанки, способствует росту и развитию грудной клетки, активизируют дыхание и кровообращение.
С 1 до 3-4 месяцев применяют рефлекторные движения, которые способствуют укреплению и развитию основных групп мышц:
1. Рефлекторное ползание на животе. Полусогнутые ноги ребёнка отталкивается от рук методиста (рис. 1).
2. Рефлекторное ползание в полувертикальном положении. Методика проведения та же, но туловище ребенка методист приподнимает на 5-10 см (рис. 2).
3. Рефлекторное ползание на спине. Исходное положение: ребёнок лежит на спине, на ладони методиста. Полусогнутыми ногами он отталкивается от другой ладони методиста (рис. 3).
4. Рефлекторные повороты. Исходное положение — на спине; левая рука методиста обхватывает нижнюю часть голени ребёнка. Правая рука методиста захватывает левую кисть или предплечье ребёнка. По счёту «раз» — поворот на бок, «два» — на живот, то же — в другую сторону (рис. 4).
5. Вызывание зрительного сосредоточения в положении на спине. Методист фиксирует ноги ребенка одной рукой и яркой игрушкой старается вызвать зрительное сосредоточение. Движением игрушки вправо-влево можно вызвать поворот головы в соответствующую сторону.
6. Вызывание слухового сосредоточения в положении на спине. Выполнение упражнения Аналогично упражнению 5, но игрушка должно быть озвученная, крупная.
7. Вызывание зрительного сосредоточения в положении на животе. Методист слегка придерживает ребёнка за голени, другой рукой вызывает зрительное сосредоточение с помощью крупной яркой игрушки.
8. Вызывание слухового сосредоточения в положении на животе. Техника выполнения соответствует упражнениям 5, 7, но игрушка должна быть озвученной, крупной. Движением игрушки вправо-влево-вверх вызываются повороты головы вправо-влево, поднимание ее.
9. Рассматривание игрушки с приподниманием плечевого пояса. Ребёнок лежит на животе. Левой рукой методист придерживает голени в средней трети, правой рукой показывает игрушку на расстоянии, чтобы заставить ребенка приподнять плечевой пояс (рис. 5).
10. Повороты на живот с помощью. Исходное положение на спине. Левой рукой методист придерживает голени ребёнка в нижней трети, четыре пальца правой руки методиста захватываются левой кистью ребенка. На уровне глаз ребёнка методист кладет игрушку. На счёт «раз» — поворот на правый бок, «два» — на живот. Перед началом упражнения методист говорит: «возьмем игрушку». Это упражнение повторяется с поворотом в другую сторону (рис. 6).
11. Активные повороты на живот. Исходное положение — на спине. Методист обхватывает голени ребёнка в нижней трети правой рукой, левой рукой кладет игрушку слева или справа, примерно на расстояние вытянутых рук ребёнка, и предлагает достать ее: «достань игрушку», «возьми игрушку» (рис. 7).
12. Ползание за игрушкой с помощью. Исходное положение — на животе; полусогнутые ноги ребенка упирается в ладонь методиста. Игрушка впереди. Словами «достань игрушку» методист стимулирует ползание.
13. Ползание за игрушкой без помощи. Исходное положение — на животе. Методист предлагает взять игрушку, лежащую впереди ребенка на расстоянии 50-60 см.
14. Вползание за игрушкой на наклонную плоскость. На наклонной плоскости лесенки, горки ребёнок из положения на животе достаёт игрушки, находящиеся на разном расстоянии (рис. 8).
Упражнения для развития хватания.
Упражнения, способствующие развитию акта хватания, одновременно укрепляют мышцы туловища, ног, рук.
1. Обхватывание игрушки рефлекторное. Исходное положение — лежа на спине. Методист прикосновением игрушки к ладони ребёнка вызывает хватательный рефлекс и, слегка потряхивая (для расслабления мышц), поднимает руку вперёд-вверх (амплитуда движения руки небольшая). Это упражнение повторяется для правой и левой рук поочередно.
2. Упражнения на сопротивление. Исходное положение — на спине, ноги фиксированной рукой методиста. Ребёнок захватывает игрушку, находящуюся в руках методиста на уровне груди ребёнка и на расстояние полусогнутых или выпрямленных рук. Упражнение проводится поочередно для правой — левой и одновременно для двух рук. Захваченную игрушку как бы отнимают (рис. 9).
3. Захватывание игрушки в положении лёжа на спине. Одной рукой методист фиксирует ноги ребёнка и предлагает ему взять игрушку на расстоянии полусогнутых или вытянутых рук поочередно правой — левой рукой и двумя руками одновременно ( рис. 10).
4. Захватывание игрушки из положения лёжа на животе. Методист одной рукой фиксирует ноги ребёнка, другой — показывает игрушку, удобную для захвата, и предлагает взять ее. Игрушка может быть на расстоянии полусогнутых или вытянутых рук ребёнка, который захватывает ее левой рукой, затем правой и двумя руками одновременно. Захватывание игрушки, находящиеся на высоте примерно 10-15 см от гимнастического стола, является упражнениям для развития мышц шеи и спины (грудная часть); захватывание игрушки на высоте 30-40 см — преимущественно для мышц поясничного отдела ( рис. 11).
Упражнения, способствующие развитию стояния, ходьбы.
1. Пританцовывание. Методист поддерживает ребенка под мышки и ставит его на стол до соприкосновения стоп с его поверхностью. Ребёнок производит сгибание ног на одну две секунды. Упражнение повторяют три-четыре раза.
2. Упражнения на сопротивление. Исходное положение — лежа на спине. Полусогнутые ноги упираются в руки методиста — преодолевая сопротивление, ребёнок разгибает ноги. Это упражнение можно выполнять с мячом (рис. 12 , а, б, 13).
3. Вставание на ноги в упор из положения лежа на спине. Методист, удерживая ребёнка двумя руками под мышки, насчёт «раз» присаживает его, «два» — ставит на ножки, «три, четыре, пять» — удерживая ребёнка на ногах, «шесть» — возвращает ребенка в исходное положение.
4. Вставание на ноги с помощью. Исходное положение — лежа на животе. Методист берёт ребенка под мышки и насчёт «раз» ставит на колени на весу, «два» — ставит на ноги, «три, четыре, пять» — удерживает ребенка на ногах, «шесть» — возвращает его в исходное положение (рис. 14).
5. Упражнение сесть-встать. Исходное положение на спине с согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами. Методист одной рукой фиксируют голени в нижней трети, другой — держит руки. По слову «садись» ребёнок садится, «встань» — встает на ноги, затем садиться и по слову «ложись» принимает исходное положение (рис. 15).
6. Доставание игрушки со стола из положения стоя. Исходное положение ребёнок стоит спиной к методисту, который фиксирует голени ребёнка левой рукой, правой рукой поддерживает туловище (рука находится на нижней части грудной клетки и верхней половине живота). По просьбе «достань игрушку» ребенок наклоняется, берёт игрушку. А по просьбе «дай мне игрушку» выпрямляется и отдает ее методисту (рис. 16).
7. Доставание игрушки, находящейся на высоте. Ребёнок стоит. В руке у методиста игрушка, которую он предлагает достать (рис. 17).
8. Вставание на кубик и схождение с кубика. Ребёнок стоит. Методист берёт его сзади под мышки. Насчёт «раз» ребёнок встает на кубик, «два» — сходит с кубика. Упражнение усложняется изменением высоты кубика (15 см и выше).
9. Приседание. Ребёнок стоит на столе, держась за руки методиста, или же методист удерживает его под мышки. По просьбе «стань маленьким» ребёнок приседает, по просьбе «стать большим» — выпрямляется (рис. 18).
10. Влезание на стремянку. Методист поддерживает ребенка сзади под мышки. Ребёнок переступает по перекладинам стремянки (рис. 19).
11. Ходьба по доске с поддержкой. Методист водит ребенка по доске, поддерживая его за руку (попеременно правую и левую). Следит за осанкой, для чего показывает игрушку на уровне глаз ребенка.
Упражнения, способствующие развитию сидения.
1. Попытка к присаживанию за плечи. Исходное положение — ребёнок лежит на спине, ноги его упираются в туловище методиста, который ладонями, проведенными за лопатки ребенка, слегка приподнимает его за плечи.
2. Попытка к присаживание за руки. Ребёнок лежит на спине . Методист, фиксируя ноги и захватив руки ребёнка, слегка приподнимает его голову, плечевой пояс.
3. Неполное присаживание за руки. Методист одной рукой придерживает ноги, другой фиксирует руки — присаживание неполное. Это упражнение укрепляет мышцы живота (рис. 20).
4. Присаживание за руки. Ребёнок лежит на спине, ноги фиксируется правой рукой методиста, левой рукой методист обхватывает руки ребёнка, по просьбе «сядем» присаживает ребёнка до положения сиденья. Примечание. Если при сидении спина ребёнка непрямая, то это упражнение проводить не рекомендуется, а следует продолжать упражнение 3.
5. Присаживание с небольшой опорой. Ребёнок лежит на спине. Одной рукой методист фиксирует его ноги, другой захватывает левую или правую кисть поочерёдно. По просьбе «садись» помогает ребёнку присесть до положения сидя, затем по просьбе «ложись» или «надо лечь» помогает ребенку лечь на спину.
6. Присаживание за предмет. Данное упражнение проводится с игрушкой, кольцом, палочкой или другим предметом.
7. Присаживание по слову. Ребёнок лежит на спине, ноги фиксированны методистом. По просьбе «садись» ребенок присаживается, по просьбе «ложись» — принимает исходное положение лежа на спине (рис. 21).
Источник