Физическое развитие ребенка аутиста

Физическое развитие ребенка аутиста thumbnail

Как правило, у детей с расстройством аутистического спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом.

Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них. Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.

Для ребенка с РАС необходим твердый график занятий и четкая структура занятия: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения упражнений на занятии.

Для оценки физического развития и двигательного развития детей данной нозологической группы можно применить следующие тесты.

Проба Ромберга – ортостатическая проба. При выполнении этой пробы испытуемый стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены. Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук.

Отбивание мяча от пола – оценивается координация движений рук, скорость выполнения упражнения.

В занятия необходимо включить:

  1. Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями).
  2. Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).
  3. Упражнения на освоение телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях).
  4. В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.
  5. При необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение навязчивых движений.

Возможно использование на занятии музыкального сопровождения, в зависимости от предпочтений ребенка (классические инструментальные произведения, звуки природы, шум воды, дождя и т.д.)

Плаксунова Э.В. дает следующие рекомендации по физическому развитию детей с аутизмом. «Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела – начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами.

При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир (Е.В. Максимова, 2008).

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:

  • медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
  • описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
  • проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
  • начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
  • одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
  • сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
  • помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.

Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, например, гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.

Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, необходимо:

  • начинать обучение с коротких перемещений по прямой;
  • постепенно переходить к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др.;
  • облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии “старт” и “финиш”, а также “зону отдыха”;
  • формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например: “Проползи рядом со мной”, “Пробеги по линии”;
  • показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
  • сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;
  • формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;
  • не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
  • формировать ощущение собственного тела, дозировать нагрузку;
  • двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;
  • поощрять даже малейшие успехи.

Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле.

Развивать умение выполнять точные действия в пространственном поле рекомендуется с помощью, во-первых, упражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во-вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в пространственном поле с предметами.

Читайте также:  Педагогическая оценка развития ребенка

Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:

  • сопровождать образцы движений коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения или к одному действию;
  • выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;
  • использовать для облегчения выполнения заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например “зону для выполнения упражнений”, “зону для игр”, “зону для отдыха” и др.;
  • давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;
  • создавать интересные ситуации и побуждать ребенка реализовывать их, например: “Этот мячик с колокольчиком внутри; попади в него другим мячиком — и он зазвенит”;
  • исправлять неправильные движения ребенка;
  • радоваться вместе с ребенком его успехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.

В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:

  • предъявлять материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);
  • соблюдать правило “от взрослого к ребенку”: взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;
  • соблюдать правило “от простого к сложному”: начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;
  • соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;
  • соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребенок учится сначала опираться на локти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямленных ногах и т. д.);
  • обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства — нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);
  • соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассивно-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.

Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени».

Комплекс занятий для детей с РАС

  1. Занятия с мячом, которые развивают моторные навыки в процессе движения ребенком за мячом, а также зрительные навыки при становлении зрительного контакта за объектом:
  • перекатывание мяча к себе – от себя;
  • ловля мяча двумя руками, подбрасывание мяча, усложнение – отбивание мяча от пола.
  1. Укрепление мышц ног и развитие их координации:
  • ходьба на месте, усложнение – ходьба с продвижением вперед;
  • -катание на велосипеде/ велотренажере;
  • прыжки на месте на двух ногах, усложнение – прыжки на одной ноге;
  • прыжки на двух ногах с продвижением вперед-назад;
  • прыжки на батуте.
  1. Развитие чувства равновесия:
  • стоять с закрытыми глазами неподвижно, усложнение – увеличение времени;
  • ходьба по линии, усложнение – ходьба по скамейке, ходьба по линии с препятствиями.
  1. Развитие навыков лазания и перелезания:
  • лазание по лестнице;
  • перелезание через скамью.

Дети с расстройством аутистического спектра могут успешно заниматься различными видами адаптивного спорта. Для них больше подходят индивидуальные, а не командные виды спорта: они не могут понять, зачем необходимо отдавать пас в хоккее и футболе, с трудом взаимодействуют в команде.  Особенно детям данной нозологической группы полезно плавание: оно успокаивает, позволяет снизить сенсорные перегрузки, оптимизировать мышечный тонус. Также полезно занятие конным спортом, верховой ездой: зачастую таким детям проще взаимодействовать с животными, чем с людьми. Среди детей с РАС встречаются прекрасные наездники.

Легкая атлетика также очень подходит для занятий с детьми с аутизмом, прежде всего потому, что имеет индивидуальную форму. Бег, прыжки, ходьба помогают ребенку стать сильнее и выносливее. Очень нравится детям данной нозологической группы боулинг, они даже могут играть в него с нейротипичными сверстниками.

Успешно занимаются дети с РАС и боевыми искусствами. В них сочетаются приятные для людей с РАС элементы предсказуемости и алгоритмизации и коммуникационные задачи, связанными с физическим взаимодействием с другими людьми. Для многих детей с аутизмом боевые искусства – отличный способ стать крепче физически и одновременно повысить самооценку.

Источник

Физическое развитие детей с расстройством аутистического спектра

Дутчак В. И.,

инструктор по физической культуре

ГБУ Республики Крым, осуществляющее обучение

«Крымский республиканский центр

психолого-педагогического и медико-социального сопровождения»

г.Симферополь, Республика Крым

В статье речь идет о роли физических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Приведены блоки упражнений на развитие ориентации в пространстве, равновесия и сенсорной интеграции. Особое внимание уделяется важности включения детей с расстройством аутистического спектра в групповые занятия со сверстниками.

Читайте также:  Денверская шкала развития ребенка

Ключевые слова : расстройство аутистического спектра, сенсорная интеграция, физические упражнения, социальное взаимодействие ,социальные навыки, физическое развитие.

The article deals with the role of physical exercises in correctional-developing work with children with autism spectrum disorder. Blocks of exercises on the development of spatial orientation, balance and sensory (touch) intergration are given there. Special attention is paid to the importance of including children with autism spectrum disorder in group activities with their peers.

Keywords: autism spectrum disorder, sensory integration, physical exercise, social interaction, social skills, physical development.

Предлагаю рассмотреть сравнительно новую, однако уже достаточно широко заявившую о себе категорию детей, которые вызывают интерес у специалистов из многих областей-это дети с расстройством аутистического спектра,(далее дети с РАС).

Накопленные знания по этой проблематике в медицине, психологии и педагогике позволили выявлять намного больше детей с РАС, чем ранее. Ни для кого не секрет, что ограничиваться только лишь психолого-педагогической работой с такими детьми недостаточно. Необходимо активизировать все психо-физические ресурсы организма ребенка. Такого рода нарушения затрагивают все сферы жизни ребенка, в особенности уязвима адаптация к социальной среде, в которую он погружен с самого рождения.

Физические упражнения играют важную роль в развитии любого ребенка. Особое значение они имеют для детей с расстройством аутистического спектра, которые испытывают проблемы с коммуникацией, формированием социальных навыков и поведением.

Это может проявиться в проблемах с:

• развитием крупной и мелкой моторики;

• сенсорной интеграцией;

• низкой концентрацией внимания;

• развитием координации и равновесия;

• зрительным восприятием и т.д.

Главным источником развития и укрепления ресурсов здоровья является физическая активность. К сожалению, несмотря на многие преимущества, родители часто забывают о пользе физических упражнений. Это является следствием собственного неактивного образа жизни или результатом занятости. Однако, именно физические упражнения являются доступным и эффективным средством для развития детей страдающих аутизмом. [1]

Моторика — это двигательные функции всего организма. Под моторикой понимают движения, которые выполняют определенные задачи и сопровождаются последовательностью действий. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества. Развитие крупной моторики проходит по общему принципу, являясь основой в деятельности ребенка, на которую накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики. Физическое развитие ребенка зависит от своевременного формирования двигательных навыков и умений и эту задачу решают специалисты по физическому воспитанию. [4]

При формировании двигательных навыков у детей с расстройстовом аутистического спектра, физическая нагрузка должна быть постепенно дозируемой и регулярной. Это способствует стимуляции всех органов и основных функциональных систем организма ребенка, что оказывает благотворное влияние на функциональную адаптацию детей к нарастающим физическим и психическим нагрузкам.

Между скелетной мускулатурой и всеми внутренними органами существует связь, которая осуществляется через центральную нервную систему. Импульсы от нервных окончаний, которые заложены в мышцах, связках и сухожилиях поступают в мозг, а оттуда, во внутренние органы. Если мышечная система развита хорошо, тонус мышц находится на соответствующем уровне. Если же мышцы слабо развиты и уровень двигательной активности низкий, то передаются импульсы более низкой частоты, что приводит к ухудшению деятельности мозга и внутренних органов. Поэтому на сегодняшний день нет более эффективного средства улучшения работы организма, чем занятия физической культурой.

Для формирования стойкого интереса к физическим упражнениям и занятиям по физическому развитию, необходимо время и ежедневное повторение физических упражнений.

На первый взгляд, это может быть трудно для ребенка, но, как только физические упражнения станут частью его повседневной жизни, мотивация, как правило, больше не будет являться проблемой.

Участие детей с аутизмом в групповых занятиях по физическому развитию является обязательной, важной составной частью обучения, воспитания и развития социальных навыков ребенка.[2]

Коррекция и развитие двигательных функций у детей с аутизмом при помощи физического воспитания является обязательным и важным направлением коррекционно-развивающей работы, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств ребенка и его познавательной деятельности.[4]

У детей с расстройством аутистического спектра часто возникают трудности с выполнением тех или иных двигательных движений, необходимые для выполнения бытовых или предметных действий. Движения детей обычно могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными или механическими . Так же трудно даются действия и упражнения с мячами- это связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.

Ниже приведены некоторые эффективные виды упражнений для занятий по физическому развитию детей с расстройством аутистического спектра.

1. Упражнения для развития ориентации в пространстве

Ориентироваться в пространстве человеку помогает проприоцептивная система, которая обеспечивает мышечно-суставное чувство, с помощью которого определяется положение тела в пространстве и взаиморасположение его частей.

У детей с аутизмом данная система развита обычно на низком уровне, следовательно, их необходимо учить упражнениям на развитие координации и ориентации в пространстве. Для этого могут использоваться, например, такие упражнения как : прыжки на батуте, спортивном мате, большом мяче-фитболе, ползание по тоннелю, гимнастической скамейке, наклонной доске.

2. Упражнения для развития равновесия

За чувство равновесия у человека отвечает вестибулярная система, расположенная во внутреннем ухе. Она реагирует на движение и гравитацию, и поэтому связана с нашим чувством баланса, координации и движениями глаз. Упражнения на развитие равновесия могут включать висы вниз головой, катания на качелях, кувырки, тренажеры-балансиры, упражнения на наклонных досках, ходьбу по мостику, упражнения с мячами-фитболами. [3]

Читайте также:  Смешанное специфическое развитие ребенка

Все эти упражнения, стимулирующие вестибулярный аппарат, связаны с различными положениями головы. Также это способствует стимуляции всех органов и основных функциональных систем организма ребенка, что оказывает благотворное влияние на функциональную адаптацию детей к нарастающим физическим и психическим нагрузкам. При выполнении данных упражнений следует обязательно учитывать принципы постепенности, дозированности, систематичности, индивидуального подхода.

3. Упражнения по обучению новым навыкам, связанных с движением

Такие навыки как завязывание шнурков или езда на велосипеде могут оказаться сложными для овладения, так как они связаны с последовательностью движений. Для развития данных навыков поможет плавание, преодоление различных препятствий, лабиринтов, использование игрушек и строительных блоков из конструкторов.

4.Преодоление трудностей, связанных с одновременным использованием обеих сторон тела (развитие одновременности движений)

Для развития согласованности движений и координации используют ползание на четвереньках, игры в «классики», перескакивание через предметы, имитацию игры на музыкальных инструментах, броски и ловлю мяча обеими руками. Данный вид упражнений значительно улучшает двустороннюю интеграцию.

Для развития синхронности движения обеих рук и моторной координации можно предложить такие виды деятельности как : удары ракеткой по мячу, игры с мыльными пузырями, броски и ловля мяча, игры с воздушными шарами.[5]

В своей работе по физическому развитию активно использую нестандартное спортивное оборудование. Так например, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм. С помощью мячей-фитболов развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость. Данная гимнастика способствует развитию творчества, детской фантазии и эмоционально положительно воздействует на детей. Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для развития ребенка с расстройством аутистического спектра. Также использую такое нестандартное спортивное оборудование как балансировочная дорожка «Построй баланс». Данный вид тренажера предназначен для тренировки ходьбы по ограниченной площади опоры, по возвышенности, по наклонной плоскости с целью развития равновесия, устойчивого положения ног и ориентации в пространстве, развития координации. Возможность менять положение досок, проводить с помощью тренажера различные соревнования, игры и эстафеты делают его универсальным.

Следующий вид тренажера- это напольные круги «Gonge». Тактильные диски «Gonge»- это особые тренажеры, которые позволяют детям в игровой форме развивать свои физические способности и сенсорное восприятие, они помогают развить способность описывать тактильные ощущения в устной форме, способствуют профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки, развитию мелкой моторики, тактильного восприятия.

Балансировочная платформа «Зигзаг»- это балансир, который является одним из самых любимых детьми тренажеров. Стараясь удержать равновесие, дети развивают координацию и точность движений, ориентацию в пространстве.

Также в своей работе я широко использую изготовленное своими руками нетрадиционное сенсорное оборудование- «сухой дождь», которое развивает ориентацию в пространстве, стимулирует тактильные ощущения, улучшает психо-эмоциоанльное состояние детей, способствует снятию напряжения, развитию психических процессов, уверенности в себе.

Систематическое выполнение всех выше перечисленных упражнений благотворно и эффективно влияет на физическое развитие детей с расстройством аутистического спектра (Celiberti, Бобо, Келли, Харрис, и Handleman, 1997; Розенталь-Малек & Mitchell, 1997).

Некоторые исследования показывают, что включение детей с аутизмом в групповые занятия со сверстниками помогает эффективно расширить социальные взаимодействия (Lord & Hopkins, 1986) и уменьшить нетипичные проявления поведения (McGee, Paradis, и Фельдман, 1993). Существуют убедительные доказательства, на основе многочисленных исследований, что обучение и воспитание детей с аутизмом вместе со сверстниками, является эффективным средством в повышении уровня социального взаимодействия (Макконнелл, 2002).

Следовательно, очень важны как специальные физкультурные занятия (утренняя гигиеническая гимнастика, физические упражнения по развитию основных движений, дыхательная гимнастика), так и подвижные игры и спортивные развлечения. Кроме того, огромное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность ребенка, а также совместные занятия родителей и детей физическими упражнениями.

Таким образом, активный отдых и физическая активность оказывают положительное влияние на уровень здоровья, могут быть приятным развлечением для детей с аутизмом, а в некоторых случаях, даже помочь предотвратить проблемы, связанные с поведением, например, такие как агрессия. Физические упражнения способствуют расширению возможностей для социализации детей с расстройством аутистического спектра, особенно в совместной деятельности со сверстниками.

В работе нашего отдела занятия по физической культуре являются неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса. Именно на занятиях по физической культуре дети получают возможность освоить навыки психо-эмоциональной разгрузки в социально-приемлемых формах, формируется функциональная готовность к обучению и взаимодействию с окружающими , увеличивается время устойчивой работоспособности ребенка, что положительно сказывается на процессе обучения и воспитания. Сформированные на занятиях по физической культуре психо-физиологическая база позволяет педагогам, развивающим высшие психические функции добиваться устойчивых результатов.

Литература:

1. Плаксунова Э.В. «Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» .М.,2011.

2. Максимова Е.В. «Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна». М., 2008.

3. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. «Фитбол-аэробика для детей», Санкт-Петербург, 2008

4. Лебединская К.С. , Никольская О. С . «Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления». М., 1991.

5. Смирнов В.М., Дубровский В.И. «Физиология физического воспитания и спорта», — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002

Источник