Физическое развитие ребенка 1 года до 2 лет
«Физическое развитие детей от 1 года до 2 лет»
Выполнила воспитатель
МБДОУ детский сад №2 «Ромашка»
Кузнецова Ольга Владимировна
Физическое развитие детей 1-3 лет продолжается семимильными шагами. Освоив навык хождения, малыши ведут себя все активней и активней, в этом возрасте их ни на минуту нельзя оставить без присмотра. Серьезные изменения происходят во всех системах и органах. И очень многое зависит от того, как будут развивать ребенка в 1,2 и 3 года родители, каким навыкам и умениям они его обучат.
Как физически развивается ребенок в 1 год. Малыш, начиная с 1 года постоянно находится в движении, поэтому на скелет падает довольно большая физическая нагрузка. За детьми надо внимательно следить, чтобы они правильно сидели, спали не на слишком мягкой постели, носили обувь по размеру.
У ребенка в этом возрасте формируется процесс правильного теплообмена. Чтобы не нарушить его, ни в коем случае не следует допускать перегревания или переохлаждения малыша.
Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг веса тела, больше, чем у взрослых, поэтому дети могут легко перегреваться или переохлаждаться во время прогулок.
В процессе физического развития у ребенка 1 года совершенствуются органы дыхания и сердечно-сосудистая система, увеличивается их работоспособность. Дыхание становится более глубоким, число дыханий к трем годам составляет 28-30 дыхательных движений в минуту, пульс — до 110 ударов в минуту. Нормальное систолическое (верхнее) давление для ребенка в возрасте 1 года — 85-100 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) — 35-45 мм.
Особенностью физического развития ребенка в 1 год является замедленный рост волос и быстрая их смена. Толщина их постоянно увеличивается.
В этом возрастном периоде прорезываются первые коренные зубы. До 2-х лет количество зубов определяют так: возраст ребенка в месяцах минус 4. Таким образом, у ребенка в 18 месяцев должно быть 14 зубов. Но это, разумеется, усредненные данные. Чаще всего к двум годам у малыша прорезываются уже все 20 молочных зубов. Их должно быть в каждом ряду по 10:4 резца, 2 клыка, 4 коренных; в отличие от взрослых, малые коренные зубы отсутствуют. Развитие органов пищеварения у детей 1-3-х лет еще не завершено.
!!! В этом возрасте увеличивается ферментативная активность пищеварительных соков. Желудочно-кишечный тракт переваривает только хорошо обработанную пищу и недостаточно обезвреживает попавшие с пищей болезнетворные микробы.
На 2-м году жизни иммунитет, полученный ребенком при вскармливании грудным молоком, утрачивается, и вследствие этого малыши становятся более восприимчивыми к инфекции.
На втором году жизни в детском организме происходят значительные изменения. Начинается наиболее интенсивное развитие зрения, моторики движений и осязания.
Каждый месяц приносит прибавку в росте до 1 см, в весе -до 200 г. Ребенок интенсивно растет, у него развивается опорно-двигательный аппарат. Появляются новые двигательные навыки, совершенствуется координация движений рук. В результате ребенок много двигается и играет с предметами (кубики, пирамидки).
От 1 года до 1,5 лет ребенок дольше бодрствует (до 4-х часов). Он может обходиться без опоры, вставать и проходить небольшое расстояние, которое со временем увеличивается.
На развитие основных движений ребёнка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенная осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребёнку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.
Совершенствуется ходьба ребенка. Он учится ходить по неровной поверхности (поросшим травой небольшим возвышенностям), пытается обходиться без помощи взрослых. Неизбежны и падения. Но упорству ребенка можно позавидовать. Ребенок уже в состоянии сам влезть на небольшой стул или диванчик, закрыть дверь. Он играет с пирамидками, пытается рисовать. Малыш понимает простые указания и выполняет их.
Физическое развитие детей в этом возрасте уже позволяет им подниматься по лестнице – сначала с поддержкой, а потом и без неё. В год малыш пытается сам есть ложкой, одеться и раздеться без помощи родителей. Он охотно играет с мячом, строит из кубиков сложные сооружения.
Основной навык, который осваивает ребенок на втором году жизни, — ходьба. Его первые шаги еще неуверенные. Он часто падает и для скорости переходит на ползанье, чтобы быстрее достичь цели. Одна из особенностей физического развития ребенка этого возрастного периода – хождение, переваливаясь с ноги на ногу. Когда малыш пытается бежать, то наклоняет туловище вперед, вытягивает руки. Но ежедневная практика дает свои результаты.
В процессе того как развивается ребенок в 1 год, постепенно ему удается ходить прямо. Правда, он все еще широко расставляет ноги и руки для равновесия. Но зато для того, чтобы встать, он уже не хватается за опору. Малыш становится на четвереньки, затем приседает на корточки и из этого положения встает прямо. Со временем он делает это все более уверенно. Весь второй год дети тренируются в ходьбе, и она доставляет малышам огромное удовольствие. Дети чувствуют уверенность и начинают использовать свое новое умение. Ребенок бегает вперед, назад, по кругу, изображая самолетик.
Как физически развивать ребенка в 1 год? Нагрузки при физическом развитии детей старше 1 года должны строго соответствовать уровню развития жизненно важных органов. При проведении физических занятий надо, чтобы ребенок понимал обращенные к нему слова, правильно выполнял все движения и не задерживал дыхание. С этого возраста можно разрешать ребенку принимать недолгие солнечные ванны и купаться в открытых водоемах. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.
Для того чтобы помочь малышу освоить ходьбу, нужно учить его ходить по ограниченной поверхности (узкой дорожке), почаще гулять по пересеченной местности, так как это труднее, чем передвигаться по комнате.
Другой навык, который осваивает малыш, — это самообслуживание. Ребенок уже достаточно владеет своим телом и пытается сам одеваться и раздеваться, есть, и имитировать движения взрослых. Конечно, сначала это усложняет жизнь родителям. В процессе того как развивать ребенка в 1 год, нужно позволить малышу самому всовывать руки в рукава, надевать ботинки или снимать их. Пусть пытается самостоятельно причесываться. Можно сопровождать процесс одевания словами для обозначения действий, называть предметы одежды. Пускай ребенок возьмет ложку и пытается, есть сам. Для него это пока игра. Вам нужно запастись терпением, вытирать кашу, лужицы супа и собирать еду по всему столу, полу. Конечно, легче накормить ребенка из ложечки. Но сначала малышу нужно позволить вволю освоить процесс кормления самого себя, а затем его докормить. Со временем он будет владеть ложкой лучше и не придется больше уговаривать его съесть еще немного, ребенок сам съест столько, сколько нужно.
Необходимо убрать табуретки под стол, следить, чтобы рядом с газовой плитой их тоже не было. Можно соорудить ребенку горку из подушек и валиков.
Идеально подходит для освоения лазания горка. Здесь два удовольствия в одном — залезть и скатиться с горки вниз.
Не менее любимым занятием для малыша является «верховая езда». Для этого подходят и стульчик, и велосипед. Эти предметы должны быть устойчивы. Учитывая особенности физического развития детей 1-3 года жизни, нужно обеспечить безопасность малышей. Например, во время активных игр вокруг разложить подушки, чтобы неизбежные в первое время падения не имели серьезных последствий в виде травм.
Исходя из всего вышесказанного, необходимо определить ряд задач развития движений детей второго года жизни:
создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности;
содействовать развитию основных движений;
учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук;
влезать на стремянку и слезать с неё, подлезать, перелезать;
отталкивать предметы при бросании и катании
выполнять движения совместно с другими детьми.
Источник
— Я его кормлю, кормлю — а он не растёт совсем. Может, у него глисты или что с гормонами не так? — Думает мама отстающего по росту и весу от своих сверстников малыша.
— Да что такое? Ест как все, а растёт, как на дрожжах? Может, это сахарный диабет или гормональное? — мучается мама крупного чада.
Как только малышу исполняется год, оказывается… ничего не меняется. Он не становится резко взрослее и продолжает жить так же, как и до этого. Для мамы одно облегчение: не нужно ходить ежемесячно на осмотры к педиатру, только раз в квартал.
Но так интересно знать: как развивается ребёнок? Не отстаёт ли от сверстников?
Скачайте чек-лист и узнайте, как правильно составить меню для малыша 1-3 лет
Оценка физического развития ребёнка начинается с измерений. Это сделать несложно. Однако как отличить норму от патологии? Для этого существует несколько способов.
По-старинке
Раньше все педиатры назубок знали формулы, помогающие оценить физическое развитие ребёнка. Некоторые пользуются ими сейчас. Почему бы и нет?
Как измерить ребёнка правильно и точно?
Рост
Формула вычисления роста до 4 лет = 100 — 8(4-n), n — возраст.
Считаем:
- в годик = 100 — 8(4-1) = 100 — 24 = 76 см;
- в два = 100 — 8(4-2) = 100 — 16 = 84 см.
Учитываем физиологический разброс показателей в 10% и получаем, что нормальным считается рост ребёнка:
- в годик от 68,4 до 83,6 см;
- в два от 75,6 до 92,4 см.
Вес
Формула: 10,5 + 2n, n – число лет жизни.
Вычисляем: двухлетка должен весить: 10,5 + 2х2 = 14,5 кг.
Учитываем разброс показателей в 10%, получаем, что нормальным будет вес ребёнка:
- в год от 8,95 до 11,05 кг;
- в два года от 13,05 до 15,95 кг.
Посмотрите курс детского психолога «Периоды развития ребенка» (бесплатно в ViLine.Клубе)
Окружность головы
Окружность головы пятилетки равна 50 см. На каждый недостающий год убавляется по сантиметру.
Считаем:
- в годик: 50-4 = 46 см;
- в два: 50-3 = 47 см.
Учитываем разброс показателей в 10% и получаем границы нормы:
- в годик от 41,5 до 49,5 см;
- в два года от 42,3 до 51,7 см.
Современные измерения
И всё бы хорошо, но неточно, нет никакого деления на мальчиков и девочек.
Современные педиатры пользуются центильными таблицами.
Про то, как читать центильные таблицы у нас есть отдельная статья, но «шпаргалку» я всё же тут оставлю. Так читаются данные всех показателей.
Рост мальчиков от года до двух
Рост девочек от года до двух
Вес мальчиков от года до двух
Смотрите курс «Детский ортопед: о чем НЕ нужно волноваться маме» (бесплатно в ViLine.Клубе)
Вес девочек от года до двух
Зависимость веса от роста (показатели мальчиков от года до двух)
Зависимость веса от роста (показатели девочек от года до двух)
Окружность головы — мальчики
Окружность головы — девочки
Внешний вид и особенности ребёнка от года до двух
Ребёнок выглядит непропорционально по отношению к взрослому: у него крупная голова, короткие конечности. Кости, связки и мышцы интенсивно растут и развиваются, поэтому чрезмерные нагрузки не нужны. Правильно поступают мамы, берущие на длительные прогулки коляски или другие приспособления для перевозки детей — так малыши могут отдохнуть во время переходов и не испытывать костно-мышечных сверхнапряжений.
Ходит большинство детей неуклюже. Дело в том, что центр тяжести расположен выше и удержать равновесие сложно.
Неваляшка легко восстанавливает своё положение, так как центр тяжести у неё находится внизу. А попробуйте придать равновесие обычной пластиковой кукле — это сделать значительно сложнее.
Основные двигательные умения ребёнка от одного до двух лет
К году и трём месяцам кроха осваивает навык ходьбы и начинает активно передвигаться по дому, приседая там, где ему интересно для игры или чтобы поднять и рассмотреть игрушку. Некоторые дети могут пятиться и им это доставляет видимое удовольствие. Все малыши с удовольствием повторяют движения, показанные взрослым при игре.
- Важное упражнение: присаживание с обручем. Мама держит обруч с одной стороны, а ребёнок — с другой. Мама говорит: «Приседаем!» и опускает обруч ниже — ребёнок приседает. Мама говорит: «Встаём!» и поднимает обруч повыше — малыш встаёт. В один подход — 3-4 раза.
К полутора годам детки начинают перешагивать препятствия приставным шагом, встречающиеся на их пути. Если понаблюдать за их играми, то можно увидеть своё отражение: дети этого возраста любят копировать действия взрослых. Если мама — любительница поболтать по мобильнику, то ребёнок будет сосредоточенно ходить по комнате, прижав к уху подходящий предмет и «разговаривая» с воображаемым собеседником. Если папа часто сидит за компьютером — малыш увидит в одной из игрушек компьютер и будет повторять действия папы. Дети курильщиков смешно берут в рот, к примеру, макаронину и понарошку «дымят».
С этого возраста некоторые дети умеют повернуться назад из положения стоя, чтобы взять игрушку.
- Важное упражнение: перешагивание. На пол кладут гимнастическую палку. Мама берёт ребёнка за руку и вместе с ним перешагивает через палку, говоря: «Перешагиваем!» Постепенно малыш сам овладевает этим навыком.
Когда мой малыш станет взрослым, его рост будет…
В возрасте одного года девяти месяцев малыши осваивают ходьбу по поребрику (бордюру) — бруску шириной и высотой около 15-20 см. И это им очень нравится. Особый интерес представляют восхождение и спуск по наклонной поверхности, ступенькам. В этом возрасте наконец-таки становятся востребованными кубики и конструкторы лего (крупные): дети начинают строить дома и башни.
- Важное упражнение: ходьба по наклонной доске. Сначала мама поддерживает кроху, потом страхует, а спустя некоторое время только наблюдает, находясь рядом.
К двум годам дети начинают преодолевать преграды высотой до 15 см, возникающие на их пути и делают это уже чередующимся шагом. Дети пытаются бегать, но это не всегда получается.
- Важное упражнение: ползание на четвереньках. Особенно полезно тем деткам, которые не ползали до того как начать ходить. Мама устраивает полосу препятствий: подушки, низкие длинные скамейки по которым надо ползти сверху, стулья и табуреты под которыми нужно проползать, специальные тканевые трубы и т. д. Дети с огромным удовольствием преодолевают эту полосу препятствия несколько раз. Прекращать игру лучше до того, как кроха утомиться.
Когда я уставала — я сооружала такую полосу препятствия для дочери и пока она веселилась в ней — у меня было 20-30 минут для отдыха. А как вы решали эту проблемы с ребёнком в возрасте от года до двух?
Источник
Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.
Показатели физического развития
Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.
Двигательные навыки
Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.
В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития – он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы
Развивается мелкая моторика:
- Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
- Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.
Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.
Особенности развития
После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается – как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: каким в норме должен быть ребенок в 2 года и 2 месяца?). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.
Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем – вдумчивым, ответственным, рациональным.
Календарные периоды
Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей – от простого действия или умения к сложному.
12-15 месяцев
Вот, что может карапуз:
- начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
- выполнять простые просьбы – например, обнять маму;
- пользоваться вилкой и ложкой;
- идти вверх по ступенькам лестницы;
- замечать забавные вещи и смеяться над ними;
- подражать речи и действиям родителей;
- говорить на собственном языке;
- жестами показывать то, что он хочет;
- хлопать в ладоши;
- помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
- быстро ползать;
- ходить, опираясь на мебель;
- без чьей-либо помощи снимать носки;
- делать несколько шагов без поддержки;
- понимать простые просьбы;
- замечать реакцию родителей на его действия;
- уверенно стоять;
- ходить, держа маму или папу за руку;
- качать головой, давая отрицательный ответ;
- пить из кружки;
- пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;
Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения
- помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
- наклоняться за упавшим предметом;
- узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
- поднимать более тяжелые предметы;
- играя в мячик, катать его вперед и назад;
- подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
- вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
- показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
- бегать;
- обозначать требование тишины жестом «тссс»;
- «помогать» маме по дому.
15-18 месяцев
- переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
- испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
- уверенно ходить;
- петь и делать это с наслаждением;
- истерить, если чем-то недоволен;
- пятиться спиной;
- забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
- говорить до 15 различных по смыслу слов;
- самостоятельно снимать носки или штанишки;
- спать один раз в день после обеда вместо двух;
- быстро бегать;
- сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: как научить ребенка цветам?);
- играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
- складывать из слов фразы;
- самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
- уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
- чистить зубки под присмотром родителей;
- говорить понятнее для взрослых.
Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту
18-21 месяцев
- говорить около 50 слов;
- понимать значение около 200 слов;
- составлять из слов простые предложения;
- самостоятельно снимать одежду;
- ходить на горшок, контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
- умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
- знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
- имитировать больше действий взрослых – например, выбрасывать мусор в ведро;
- строить из кубиков башни;
- давать описания несложным рисункам из книг;
- открывать и закрывать в доме и шкафах двери.
21-24 месяца
- проситься в туалет;
- быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
- повторять все за другими людьми;
- собирать несложные пазлы;
- проводить прямую линию;
- спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
- различать холодно – жарко, много – мало, большой – маленький;
- надевать и снимать одежду самостоятельно;
- различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
- прыгать;
- понимать хорошее и плохое (поведение, слово).
К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение – проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: нормальное развитие ребенка в 2,5 года)
Как подавать информацию?
После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него развивающие игры. Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: как грамотно обеспечить раннее развитие ребенка?). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.
Голосовое общение с ребенком необходимо подкреплять образами и наглядными примерами. Помните – словарный запас малыша невелик, ему легче понять то, что вы пытаетесь ему донести, через жесты и игровые ситуации. Читая книжку, обязательно объясняйте крохе, почему и зачем герои сказки совершают какие-то действия. Если хотите смоделировать какую-то определенную ситуацию, придумайте собственную сказку. Такие приемы служат частью воспитания ребенка. Почитайте подробнее о развитии речи ребенка с 1 года до 2-х лет.
Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге – когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.
Отклонения в развитии
Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:
- к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
- не стремится имитировать действия взрослых;
- достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
- в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
- в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: что должен знать или уметь ребенок в 2 года?).
Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник