Физическое развитие массаж ребенка 1 года
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА К 1.5-2 ГОДАМ:
— Повышенная двигательная активность, которая сочетается с недостаточно хорошей координацией движений, в связи с чем дети падают.
— Могут одновременно выполнять движения руками и ногами. Но для них это координационно сложно, поэтому чаще всего многие движения они совершают попеременно.
— В возрасте 1,5 лет дети начинают осваивать ступеньки, подниматься и спускаться.
— Ребенок может пройти по относительно узкой дорожке, не нарушая ее границ.
— Ближе к двум годам может относительно далеко бросить мяч, при этом сохраняя свое равновесие.
— К двум годам начинает манипулировать с предметами.
— К 3 годам ребенок может выполнять практически любые активные упражнения по просьбе взрослых.
— К 3 годам уже достаточно развита координация движений, ловкость и чувство равновесия.
Надо предоставить ребенку достаточную свободу движений, это необходимое условие для дальнейшего развития ребенка. Ограничение его подвижности недопустимо.
НЕРВНО_ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
— Активно развивается слуховое, зрительное и тактильное восприятие.
— Развивается понимание речи. Хотя в 1 год дети могут говорить всего 8-10 слов, но считается в пределах нормы, когда ребенок начинает разговаривать только в 3 годам.
— К полутора годам ребенок пытается составлять предложения из 2-3 простых слов.
— К 2 годам к существительным добавляются прилагательные.
— Развитие мелкой моторики пальцев рук способствует также и развитию речи.
— Массаж лица также способствует развитию навыка устной речи.
— Ребенок в этом возрасте хорошо начинает различать предметы по форме.
— Правильно указывает на знакомые предметы.
— Ребенок узнает цвета и может их подобрать по просьбе взрослых.
— Собирает пирамидки, ставит кубики один на другой.
— Может выполнять простые поручения взрослых. Например: «Принеси пожалуйста книжку».
-Ребенок хорошо знает, как его зовут, откликается на свое имя. Реагирует на другие знакомые ему имена и лица.
— У детей с двух лет в игре начинают присутствовать сюжетные линии.
-Дети в этом возрасте начинают фантазировать.
——————————————————————————————
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАССАЖА В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ:
— Общее укрепление организма.
— Укрепление мышц, связочного аппарата, суставов, с акцентом на область спины, живота, ягодиц и нижних конечностей (на мышцах, участвующих в прямохождении).
— Улучшение функций и ритма дыхания. По статистике дети болеют органами дыхания чаще в возрасте от 1 года до 3 лет. Соответственно целью массажа является укрепление дыхательной системы. Дыхательная система одна из основных, которым мы уделяем внимание.
-Профилактика нарушений осанки. Естественные изгибы позвоночника у детей этого возраста уже сформированы, но еще не закреплены.
— Профилактика развития плоскостопия. Как правило, такой диагноз ставится в возрасте около 4 лет. До этого возраста своды стопы еще только формируются. В два года, если ставится диагноз «плоскостопие», это еще не плоскостопие, а только предрасположенность к нему.
— Профилактика деформаций нижних конечностей. Х-, О-образные, плосковальгусные (стопа вовнутрь), плосковарусные (наружу) стопы. Это может быть вследствие рахита, слабости связочного аппарата. Большая масса тела. Нервно-мышечные нарушения.
— Развитие координации, ловкости и чувства равновесия.
——————————————————————————————
МАССАЖ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ:
— После года массаж начинается с больших участков тела, как у взрослых, со спины. Этой последовательности можно и не придерживаться, подходить к ребенку ВСЕГДА индивидуально.
— На конечностях: массаж мы начинаем с ближайшего отдела к периферическим лимфоузлам, сначала – плечо, затем предплечье, кисть, сначала – бедро, затем голень, стопа.
Направление движения не имеет значения, в случаях нормы.
— Используются активно все приемы массажа.
— Количество повторения каждого приема в среднем 3-5 раз, время массажа – 30-40, минут, в отдельных случаях длительность можно увеличить до 45 минут.
-Если ребенок во время массажа засыпает, то гимнастику лучше делать до массажа.
— Выполнять массаж ребенку после года допустимо в любом положении. И лежа, и сидя, и даже – стоя! Спину лучше делать либо лежа, либо сидя.
— Выполняются упражнения не натощак, но после еды должно пройти не менее 1 часа, а лучше – 1,5 часа.
— До еды занятия заканчиваются за час. Максимум – за 30 минут.
—————————————————————————-При массаже ребёнка от одного года до трёх лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног, массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди, желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, так как Существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день, ребёнку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), считать на счётах, играть на пианино и тому подобное, в массаже применяются все приёмы: поглаживание, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы.
1. Массаж спины (особенно тщательно- поясничной области)- поглаживание по всей поверхности 2-3 раза, растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление по всей поверхности спины 2-3 раза, отдельно- граблеобразное растирание по межрёберным промежуткам 1-2 раза), разминание (преимущественно накатывание и сдвигание) 1-2 раза, ударные приёмы (пунктирование или лёгкие похлопывания) по боковым поверхностям грудной клетки, поглаживание.
2. Ягодичная область- поглаживание (круговое или X-образное) 2-3 раза, растирание (поочерёдно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область) 2-3 раза каждую, разминание (двумя руками) 2-3 раза, ударные приёмы (лёгкое рубление, похлопывание, пощипывание), поглаживание.
3. Массаж ног проводится поочерёдно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем- другой, после этого- передняя поверхность ног- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (задне-наружная поверхность)- поглаживание, 1-2 раза, растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза, голень- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев или кольцевое 1-2 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза. Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и растирание (круговое) мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки), отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями, подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приёмом, разминается наружный и внутренний край стопы. Передняя поверхность ног- исходное положение Лёжа на спине, под коленями- валик- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев и другие 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками), ударные приёмы (лёгкое похлопывание, пунктирование), поглаживание, голень (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев 1-2 раза, разминание (одной рукой, щипцеобразное) 1-2 раза, поглаживание 1-2 раза, стопа- поглаживание 1-2 раза, растирание 2-3 раза (граблеобразное, поперечное), если есть время и желание- хорошо промассировать каждый пальчик. Затем следует ещё раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки, заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием, для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребёнку задание удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.
4. Массаж живота- поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам) 2-3 раза каждый приём, растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка, поглаживание (все приёмы).
5. Массаж передней поверхности грудной клетки- поглаживание 2-3 раза, растирание по межрёберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины в стороны), поглаживание.
Мне н
Источник
Скачала в интернете книгу «Энциклопедия методов раннего развития», вот инструкция из нее, как правильно делать гимнастику и массаж, малышам от 1 месяца, и варианты их проведения.
Зачем это нужно?
Массаж и гимнастика – это, прежде всего, лечебно-оздоровительные процедуры,
которые способствуют раннему развитию детей, улучшают психическое и физическое
самочувствие. Легкие спокойные прикосновения к коже ребенка помогают ему избавиться
от стрессов, активизируют внутренние резервы организма. Улучшается мышечный тонус
младенца, стимулируется его физическая активность – ведь в этом возрасте он еще не
может двигаться самостоятельно. Массаж и гимнастика способствуют усилению
кровообращения, очищают кожу малыша, удаляя отмершие клетки кожи.
Кроме того, эти занятия обычно доставляют ребенку огромное удовольствие, он учится
осознавать свое тело. Немаловажен и постоянный тактильный контакт с родителями,
который способствует стабилизации психики ребенка.
Что развивается с помощью массажа и гимнастики?
Костно-мышечная система. В результате систематических занятий массажем и
гимнастикой мышцы ребенка становятся крепкими и эластичными: при сокращении
мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует
рост костей, они становятся толще, шире и крепче.
Система кровообращения. Работающая мышца потребляет в семь раз больше кислорода
и в три раза больше питательных веществ, чем бездействующая. Это значит, что во время
упражнений мышечная ткань обильнее снабжается кровью; объем крови, выталкиваемой
сердцем в сосуды, увеличивается; усиливается и легочная вентиляция, то есть насыщение
крови кислородом.
Лимфатическая система. Массаж непосредственно действует на лимфатическую
систему, расположенную близко к коже. Ток лимфы ускоряется, тем самым содействуя
освобождению тканей от продуктов обмена веществ. Нормализуется течение обменных
процессов в организме.
Нервная система. Во время мышечной нагрузки происходит нормализация процессов
возбуждения и торможения. Кроме того, прикосновение материнских рук во время
проведения массажа и гимнастики способствует созданию атмосферы эмоционального
благополучия у ребенка.
Пищеварительная система. При коликах и болях в животе массаж приносит ребенку
существенное облегчение, высвобождая газы и позволяя малышу опорожнить кишечник.
Как этим заниматься?
Когда начинать?
Начинать занятия массажем и гимнастикой можно в первые же недели после родов.
Следует соблюдать принцип постепенности, переходя от простейших упражнений к более сложным.
Где и с кем заниматься массажем и гимнастикой?
В этом вопросе существуют две противоположные точки зрения. Некоторые врачи и
родители считают, что заниматься массажем и гимнастикой с ребенком первого года
жизни могут только подготовленные специалисты, закончившие профессиональные
курсы, знающие строение детского тела, направления течения крови и лимфы и прочие
тонкости. Сторонники этого взгляда предпочитают приглашать массажистов-
специалистов на дом или посещать их в детских поликлиниках, оздоровительных центрах.
Обычно в течение первого года жизни ребенку назначаются 4-5 курсов массажа и
гимнастики по 10-12 сеансов. Курсы проводятся один раз в 2-3 месяца, каждый сеанс
длится по 30-40 минут.
Другие врачи и родители считают, что никто лучше матери не чувствует тело своего
ребенка, а сам массаж не такая сложная наука, чтобы обычная женщина не смогла его
освоить. Кроме того, общение с чужим человеком является для ребенка раннего возраста
сильным эмоциональным стрессом. Сторонники такого подхода самостоятельно
занимаются с ребенком массажем и гимнастикой, обычно дважды в день – утром (вместо
«взрослой» зарядки) и вечером, перед купанием.
Как подготовиться к массажу и гимнастике?
Подготовьте стол, обеспечьте приток свежего воздуха
(например, откройте окна). В теплое время года можно проводить занятия на открытом
воздухе. Ребенка следует раздеть догола. Руки взрослого, проводящего занятия, должны
быть чистыми, сухими, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Часы,
кольца на время проведения занятий следует снять. Некоторые специалисты советуют
перед началом массажа смазать руки взрослого и тело ребенка маслом – для мягкости.
Однако против этого есть и возражения: масла и кремы усиливают скольжение, а тальк и
присыпки следует использовать только при повышенной потливости рук.
Как делать массаж и гимнастику?
Основные правила занятий массажа и гимнастикой.
1. Массаж и гимнастика не должны проводиться, если ребенок голоден, только что поел
или только что проснулся.
2. Упражнения должны доставлять ребенку удовольствие. Заниматься с плачущим
малышом недопустимо.
3. Следует чередовать упражнения для разных групп мышц, соблюдая принцип
«рассеянной нагрузки».
4. Строгая последовательность проведения – сначала массаж, потом гимнастика.
Рекомендуется проводить гимнастические упражнения с определенной областью тела
сразу после того, как закончен массаж этой области.
5. Обычно обе процедуры занимают 20-30 минут: 10-15 минут длится массаж и столько
же – гимнастика.
Вариантов проведения массажа огромное множество. Мы опишем два доступных
каждому варианта – самый простой и чуть посложнее. Самое главное – понять основные
принципы и применять их на практике.
Вариант 1
Массаж и гимнастика по Е. Комаровскому
В этом варианте массаж состоит из двух этапов: поглаживание и разминание.
Поглаживание – простейшее действие: взрослый проводит своей рукой по коже ребенка
без особого давления. Последовательность: ребенок лежит на спине – взрослый гладит ноги (стопа, голень, бедро), руки (кисть, предплечье, плечо). Ребенка переворачивают на
живот, гладят ягодицы, спину. Затем ребенок снова на спине – поглаживание живота,
грудной клетки, шеи, головы.
После окончания этапа поглаживания в той же самой последовательности взрослый
разминает мышцы, то есть проводит рукой и немного надавливает на тело ребенка. При
массаже живота основание кисти ставится ребенку на лобок, после чего четыре пальца
правой руки (кроме большого) массируют живот по часовой стрелке.
После окончания массажа проводится гимнастика, суть которой состоит в сгибании
конечностей.
Упражнение 1
Одной рукой возьмите ребенка за голень или бедро, другой – за большой палец ноги.
Крутите, наклоняйте, сгибайте голеностопный сустав в разные стороны (рис. 1). То же
самое повторите с другой ногой.
Упражнение 2
Одной рукой возьмите ребенка за бедро, другой – за голеностопный сустав или голень.
Сгибайте в разные стороны. То же самое повторите с другой ногой.
Упражнение 3
Обеими руками возьмите ребенка за обе голени и совершайте сгибательные движения,
аналогичные езде на велосипеде, а также круговые движения. При этом
одновременно задействованы коленные и тазобедренные суставы.
Упражнение 4
Одной рукой захватите руку ребенка чуть ниже локтя, другой – за пальцы рук. Крутите,
наклоняйте, сгибайте его руку в запястье. То же самое повторите с другой
рукой.
Упражнение 5
Вложите большой палец своей руки в ладонь ребенка, ухватив его при этом за запястье.
Сгибайте его руку в локте.
Упражнение 6
Обеими руками возьмите ребенка за обе руки, вложив большой палец в его ладонь и
ухватив остальными пальцами за запястье. Совершайте сгибательные и круговые
движения руками. Перекрещивайте его руки на животе и вновь разводите в
стороны.
Вариант 2
Массаж и гимнастика по И. Красиковой
В этом варианте массаж и гимнастика усложняются по мере взросления ребенка.
Отдельный комплекс упражнений предлагается для недоношенных детей.
Главная особенность предложенных упражнений – их комплексность, то есть каждое
упражнение представляет собой сложное комбинированное движение, в котором
участвуют многие группы мышц и не менее двух суставов. Эти комбинированные
движения соответствуют естественному развитию малыша, что отражено в названии
упражнений («ползание», «шаги» и др.). Отдельные суставные движения в этой системе
отсутствуют, так как считается, что они не свойственны ребенку раннего возраста.
Комплекс для ребенка в возрасте 1-3 месяцев
Упражнение 1. Массаж рук
Положите ребенка на спину, ногами к себе. Удерживайте руку ребенка за кисть, вложив
ему в ладонь ваш большой палец. Поглаживайте сначала внутреннюю, а затем внешнюю
поверхность его руки в направлении от кисти к плечу. Повторите то же с другой
рукой. Удобнее массировать правую ручку ребенка правой рукой, левую – левой.
Упражнение 2. Массаж ног
Поддерживайте ногу ребенка в полусогнутом положении, держа своей рукой его пятку.
Поглаживайте задненаружную поверхность в направлении от стопы к бедру. Повторите то же с другой ногой. Не рекомендуется массировать переднюю поверхность
голени, внутреннюю поверхность бедра, следует избегать толчков в коленные суставы.
Упражнение 3. Массаж спины
Положите ребенка на живот. Если малыш еще не удерживает голову, то поверните ее
набок сначала в одну, потом в другую сторону. Можно подложить ему под грудь
сложенную пеленку. Погладьте спинку ребенка несколько раз в направлении от ягодиц к
голове и обратно.
Упражнение 4. Разгибание позвоночника
Положите ребенка на бок. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, двумя
пальцами другой рукой проведите вдоль позвоночника от крестца к шее. В ответ
малыш прогибает спинку. Если этого не происходит, повторите поглаживание, чуть
усилив нажим. Затем повторите движение, перевернув ребенка на другой бок.
Упражнение 5. Массаж живота
Ребенок лежит на спине. Взрослый поглаживает его животик круговым движением по
ходу часовой стрелки. Постарайтесь на надавливать на область печени (правое
подреберье). Затем проведите встречное поглаживание: левая рука лежит в нижней части
живота ребенка, а правая – в верхней. Одновременно руки движутся в противоположных
направлениях: левая вверх, правая вниз. Затем проведите поглаживание косых
мышц живота: ладони рук лежат под поясницей ребенка, обхватывающими движениями
руки направляются навстречу друг другу, пальцы соединяются над пупком.
Упражнение 6. Укрепление мышц живота
Подведите ладони обеих рук под спину ребенка, поддерживая его голову. Медленно
поднимайте малыша почти до вертикального положения, затем медленно опускайте. Следите, чтобы ребенок упирался стопами в живот взрослого и не запрокидывал
головку.
Упражнение 7. Массаж стоп
Удерживайте ногу ребенка одной рукой в области голени. Указательный и средний
пальцы другой руки приложите к тыльной стороне стопы, создавая опору. Подушечкой
большого пальца энергично поглаживайте подошву круговыми движениями или рисуя
«восьмерку». Затем, не меняя положения рук, несколько раз согните и разогните ножку
ребенка в голеностопном суставе. Повторите упражнения с другой ногой.
Упражнение 8. Рефлекторное ползание
Положите ребенка на живот, согните ему ножки, разведя в сторону колени. Осторожно,
не прикасаясь к подошвам, обхватите стопы ребенка с тыльной стороны.
Затем прикоснитесь большими пальцами к обеим подошвам одновременно. В ответ
малыш рефлекторно разгибает ноги, энергично отталкиваясь и продвигаясь вперед.
Следите, чтобы ваши руки создавали хорошую опору и малыш мог бы оттолкнуться от
них. Уложите руки ребенка под грудью, чтобы они не мешали ему.
Упражнение 9. Эмбрион
Положите ребенка на спину, «сгруппируйте» его: сложите ручки крест-накрест на груди,
подтяните согнутые ноги к животу, широко разведя в стороны колени, наклоните головку
к груди.
Одной рукой придерживайте ему руки и ноги, другой – голову под затылком. В таком
«эмбриональном» положении покачайте ребенка взад-вперед, из стороны в сторону и по
кругу.
Упражнение 10. Рефлекторная ходьба
Возьмите малыша под мышки в вертикальном положении. Дайте ему прикоснуться
стопами к твердой поверхности стола. Ведите его, слегка наклоняя вперед и как бы
перенося вес его тела с одной ноги на другую, закрепляя тем самым врожденный рефлекс
ходьбы.
Держа ребенка на весу, старайтесь не сдавливать ему грудную клетку и следите, чтобы
он полностью ставил стопу на опору, а не «ходил» на цыпочках.
Комплекс для ребенка в возрасте 3-4 месяцев
Вышеперечисленные упражнения сохраняются (при этом некоторые из них
усложняются) и добавляются новые.
Упражнение 11. Кольцевое растирание
К упражнениям 1-2 в этом возрасте добавляется кольцевое растирание: вложите свой
большой палец в кисть ребенка, а большим и указательным пальцем другой своей руки
обхватите его руку в области запястья. Делайте энергичные кольцевые растирания, в 3-4
оборота продвигаясь до локтя, а затем в 5-6 оборотов до плечевого сустава.
Повторите упражнение на другой руке. Аналогично проводится кольцевое растирание
ног, но ноги растираются обеими руками, которые движутся от стопы к бедру.
Упражнение 12. Повороты со спины на живот
Повороты выполняют 2-3 раза в каждую сторону. Вложите указательный палец своей
руки в ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. Указательным и
большим пальцем другой руки обхватите снизу одну ногу ребенка, а другими пальцами
той же руки – вторую ногу (захват «вилочка»). Поверните таз ребенка вперед,
малыш самостоятельно повернет верхнюю часть тела и голову. Задержите малыша в этом положении на несколько мгновений, затем выведите ручку немного вперед – и он
перевернется на живот.
Упражнение 13. «Боксер»
Ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладошки ребенка,
остальными пальцами слегка придерживайте его кисти.
Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, как бы боксируя ими.
Избегайте резких рывков.
Упражнение 14. «Пловец»
Поверните малыша на живот. Поддерживая его ноги «вилочкой» и поднимая их,
подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите ребенка над
столом. Малыш в течение нескольких секунд просто лежит на вашей ладони, как
на площадке.
Упражнение 15. Покачивание на мяче.
Положите ребенка животом на надувной мяч, широко разведя его ноги в стороны.
Покачайте его в различных направлениях. Побуждайте его самостоятельно
отталкиваться руками и ногами от поверхности стола. Затем положите ребенка на мяч
спиной и покачайте в разные стороны.
Комплекс для ребенка в возрасте 4-6 месяцев
К предыдущим упражнениям добавляются новые.
Упражнение 16. Скользящие шаги
Малыш лежит на спине. Удерживайте его ножки в нижней части голеней. Выпрямите
одну ногу, скользя при этом стопой по поверхности стола.
Таким же образом выпрямите другую ногу. Сгибайте ноги ребенка вместе или
поочередно, широко разводя колени в стороны. Можно менять темп движений:
медленно – быстро – медленно, и сопровождать шаги ритмичным счетом или присказкой.
Упражнение 17. Присаживание с прогибанием позвоночника
Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными слегка
придерживайте его кисти. Выпрямите руки ребенка, слегка разведя их в стороны. Легким
потягиванием руки и словами «садимся» побуждайте ребенка оторвать голову и верхнюю
часть тела. Приведите ребенка в сидячее положение. Перехватите своей левой
рукой обе руки малыша, соединив их спереди. Проведите двумя пальцами правой руки
вдоль его позвоночника снизу вверх. Ребенок будет разгибать спину.
Упражнение 18. Круговые движения руками
Малыш держится за большие пальцы ваших рук. Медленно, плавно разведите руки
ребенка в стороны, поднимите через стороны к голове и опустите вперед и вниз.
Затем измените направление движения: вперед, вверх, в стороны и вниз.
Комплекс для ребенка в возрасте 6-9 месяцев
К предыдущим упражнениям добавляются новые.
Упражнение 19. Ползание на четвереньках
Если ребенок еще не начал ползать, поставьте его на четвереньки, согнув ножки под
животиком, и, заинтересовав его игрушкой и слегка подталкивая сзади, побуждайте его
передвигаться вперед.
Упражнение 20. «Тачка»
Приподнимите малыша над столом горизонтально так, чтобы он опирался на
выпрямленные руки. Ноги захватите «вилочкой», свободной рукой поддерживайте его под
живот. Положите вперед игрушку и слегка покачивая вперед ребенка,
побуждайте его передвигаться на руках.
Комплекс для ребенка в возрасте 9-12 месяцев
В этом возрасте дети активно ползают и начинают ходить, поэтому занятия массажем и
гимнастикой часто приходится прекращать – сложно заставить ребенка делать то, что
хочет взрослый, а не он сам. Сохраняются все предыдущие упражнения в любых
сочетаниях. Побуждайте ребенка к самостоятельной ходьбе – например, поставьте его
ноги на свои и ходите вместе с ним.
Что для этого надо?
Прежде всего необходимо подготовить стол для занятий массажем и гимнастикой. Он
должен быть твердым и ровным (прекрасно подойдет обычный пеленальный столик).
Застелите его чистой пеленкой, под которую следует подложить клеенку и байковое
одеяло.
Желательно поставить стол так, чтобы к нему можно было подойти с разных сторон.
Место для занятий должно быть хорошо освещено, удалено от отопительных приборов,
острых углов, опасных предметов.
Очень полезно делать некоторые упражнения на мяче – он может стать первым
гимнастическим снарядом для ребенка. В магазинах можно найти большие надувные
пластиковые мячи (диаметром от 20 до 60 см). Чем ярче мяч, тем интереснее на нем
заниматься ребенку. Не забудьте перед началом занятий протереть мяч влажной тряпкой.
Источник