Физическое развитие и занятие ребенка в спортивной школе

Физическое развитие и занятие ребенка в спортивной школе thumbnail

1 июля 2013

384 Просмотры

Учет возрастных особенностей и оценка физического состояния здоровья детей и подростков (юношей) при организации спортивных занятий (тренировок) в спортивных секциях и школах. Медицинские вопросы спортивной ориентации и отбора юных спортсменов. Необходимость в постоянном контроле и оценке физического состояния здоровья детей со стороны тренера и спортивного врача.

Возрастные особенности организации спортивных занятий детей и подростков.

Возрастные особенности детского и подросткового организма при организации занятий спортом:

  1. К занятиям спортом допускаются только здоровые и практически здоровые дети.
  2. Врачебный контроль за состоянием здоровья юных спортсменов проводится не реже 2 раза в год, включая функциональные пробы и оценку физического состояния.
  3. Своевременное лечение очагов хронической инфекции.
  4. Спортсменов делят на группы, однородные по биологическому возрасту и уровню подготовленности с обязательной индивидуализацией нагрузок, строгим соблюдением режима быта, отдыха, питания.
  5. Снижение физических нагрузок в период эмоциональных стрессов (экзамены).
  6. Обязательное соблюдение принципов регулярности занятий и постепенности увеличения нагрузок.
  7. Специализация проводится на базе широкой общей физической подготовки.
  8. Не допустимо переносить особенности режима и методики тренировок взрослых на работу с подростками и детьми.
  9. Методика проведения тренировок предусматривает чередование нагрузки на отдельные мышечные группы, частые перерывы, использование подвижных игр и других приемов, позволяющих разнообразить нагрузку, сделать ее эмоционально более насыщенной, поскольку детский организм не переносит однообразной монотонной работы.
  10. Необходимо учитывать возрастные периоды совершенствования двигательных качеств и в соответствии с эти планировать тренировочную нагрузку.
  11. Преждевременное начало занятий определенными видами спорта, раннее выступление в соревнованиях, участие в соревнованиях вместе с взрослыми оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья ребенка и подростка. Поэтому необходимо соблюдать возрастные нормативы начала занятий по видам спорта и нормативы начала выступления в спортивных соревнованиях, например, все виды борьбы допускаются к соревнованиям не ранее, чем через 6 месяцев после начала тренировок, а так же нормативы перехода к этапам спортивной подготовки.

Сроки допуска к занятиям физической культурой и спортом, участию в соревнованиях детей и подростков, возрастные этапы спортивной подготовки определены с учетом созревания физических и психических функций организма, развития двигательных качеств.

Минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта.

Возраст Вид спорта Возраст Вид спорта
6 Гимнастика (дев.)
Гимнастика художественная
Фигурное катание
8 Горнолыжный
Баскетбол
Футбол
Бадминтон
Спортивное ориентирование
Спортивный туризм
Гольф
7 Воднолыжный
Гимнастика (мал.)
Прыжки в воду
Синхронное плавание
Фристайл
Настольный теннис
Плавание
Теннис
Акробатика
Прыжки на батуте
Рок-н-рол
Спортивные танцы
Аэробика
Дартс
Шейпинг
Шахматы
Шашки
Ушу
9 Биатлон
Л-атлетика (многоборье, метания, прыжки с шестом)
Прыжки на лыжах
Парусный спорт
Бейсбол
Водное поло
Волейбол
Гандбол
Конькобежный
Л-атлетика
Лыжные гонки
Шорт-трек
Регби
Софтбол
Хоккей с мячом
Городки
Лапта
10 Велоспорт
Конный спорт
Современное пятиборье
Санный спорт
Стрельба пулевая
Фехтование
Бокс
Борьба вольная
Борьба Греко-римская
Гребля академическая
Гребля на байдарках и каноэ
Дзюдо
Тяжелая атлетика (юноши)
Таеквандо
Альпинизм
Буерный спорт
Гребной слалом
Натурбан
Полиатлон
Триатлон
Армреслинг
Атлетизм
Бильярд
Гиревой
Каратэ-до
Кекусенкай
Скалолазание
Стрельба из арбалета
Кикбоксинг
Контактное каратэ
Пауэрлифтинг
Самбо
11 Стрельба из лука
Стендовая стрельба
12 Бобслей

Допустимый масштаб спортивных соревнований в определенных возрастных группах:

  • 9-10 лет – внутришкольные;
  • 11-12 лет – районные и городские;
  • 13-14 лет – областного масштаба;
  • 15-16 лет – республиканского масштаба;
  • 16 лет – международного уровня.

При занятиях детей спортом существует следующие этапы спортивной подготовки:

1 этап – предварительная спортивная подготовка (1-3 года) основная задача – формирование общей подготовки и обучение технике избранного вида спорт (группы начальной подготовки);

2 этап – начальная специализация. Дети занимаются в учебно-тренировочных группах 1-4 года. За это время происходит совершенствование техники избранного вида спорта на фоне общефизической подготовки (учебно-тренировочные группы);

3 этап – углубленное спортивное совершенствование. На данном этапе объемы общефизической подготовки снижаются, идет узко специализированная подготовка по данному виду спорта (группы спортивного совершенствования);

4 этап – группы высшего спортивного мастерства.

Медицинские вопросы спортивной ориентации и отбора юных спортсменов

Одним из важных разделов совместной работы врача и тренера является спортивная ориентация и спортивный отбор. Выбрать для каждого спортсмена вид спортивной деятельности, наиболее отвечающий его индивидуальным способностям – задача спортивной ориентации. Задача спортивного отбора – отобрать детей наиболее пригодных в связи с видами спорта.

Во избежание негативного воздействия занятий спортом на растущий организм, необходимо учитывать физиологические особенности организма в каждый возрастной период. Выделяют следующие возрастные группы:

  • 1-3 года- предшкольная;
  • дошкольная 4-6 лет;
  • младшая школьная 7-11 лет;
  • средняя школьная 12-15 лет;
  • старшая школьная 16-18 лет.

Возраст до 7 лет считается детским; с 8 до 14 – подростковым; с 15-18 – юношеским.

Главную роль в оценке развития детей и подростков играет биологический уровень зрелости организма. На него ориентируются при составлении программ тренировки, дозирования нагрузок. У подростков с признаками раннего полового созревания показатели физического развития и физической подготовленности выше, чем у тех , у которых они появляются позднее.

Оценка биологического возраста юных спортсменов (Тимакова Т.С., Белякова Н.Т., 1975)

Фаза Баллы Признаки биологического возраста
Препубертатная 1 Отсутствие внешних признаков полового созревания
2 Увеличение яичек и полового члена, мутация голоса, появление отдельных волосков на лобке.
3 Рост половых органов, припухание соска, появление прямых волосков на лобке.
Собственно
пубертатная
4 Пигментация соска, появление курчавых волос в виде треугольника на лобке, развитие хрящей гортани, появление отдельных волос в подмышечной ямке.
5 Появление отдельных волосков над верхней губой, выступание щитовидного хряща, переход волосяного покрова на бедра.
6 Появление волосистости на щеках, редких курчавых волос в подмышечной ямке, оволосение нижних конечностей, поллюции.
Постпубертатная 7 Появление волосистости на подбородках, густых курчавых волос в подмышечной ямке, вторичное припухание соска, оволосение по линии живота.
8 Развитие кадыка, пигментация передней стенки подмышечной ямки и соска, волосистость на груди.
9 Мутация голоса, появление жестких волос на лице. Внешний вид взрослого мужчины.

Метод Вучерка предусматривает расчет индекса физического развития (ИФР), позволяющего оценить степень биологической зрелости подростка на основании учета соотношений отдельных признаков физического развития. Формула Вучерка имеет следующий вид:

ИФР=[0,5 (ширина плеч + ширина таза) х рост] / [ (длина верхней конечности х окружность плеча + длина нижней конечности х окружность бедра) х массу].

Установлено, что в возрасте 12-14 и 15-16 лет эти методы оценки биологической зрелости организма находятся в тесной корреляционной зависимости (коэффициент корреляции 0,92и 0,89 соответственно).

Детей, опережающих своих сверстников по темпам полового созревания и физического развития, называют акселератами, а запаздывающих ретардами.

Развитие физических качеств процессе роста связано с атомо-функциональными изменениями ведущих органов и систем. К 13-15 годам происходит интенсивное развитие двигательной функции вместе с тем функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем еще значительно ниже, чем у взрослых. В частности, у подростков сердце по весу и размерам меньше, чем у взрослых, минутный и ударный объемы сердца ниже. В силу этих причин одинаковая физическая работа выполняется подростком менее экономично, чем взрослым, путем преимущественного увеличения ЧСС и меньшим ростом ПД. Особенно заметно это отличие для акселератов, у которых разрыв между темпом роста тела в длину и развитием сердечно-сосудистой системы больше, чем у обычных подростков. Поэтому у них имеет место «синдром малого сердца», выражающийся в жалобах на быструю утомляемость, слабость, периодические сердцебиения, колющие боли в сердце и т.д.

Читайте также:  Нарушение развития умственно отсталого ребенка

Величина аэробной производительности, МПК в абсолютных величинах у детей и подростков ниже, чем у взрослых. Расчет потребления кислорода на 1 кг веса и 1 кгм выполненной работы, что у подростков затраты кислорода больше. Это подтверждается при определении кислородного пульса (количество мл кислорода, поглощаемого и транспортируемого при каждом сокращении сердца). Для его определения МПК делят на ЧСС, измеренное при проведении данной работы. Чем больше величина кислородного пульса, тем экономичнее работа сердца.

Подросткам свойственна высокая лабильность нервных процессов. Это сказывается на работе сердечно-сосудистой системы. В частности у них чаще возникает нарушения ритма сердца. Показатели ЧСС и АД у детей и подростков изменчивы. С возрастом ЧСС урезается, а АД повышается, реакция на физическую нагрузку становится более экономичной (табл. ниже) Занятия аэробными видами спорта положительно влияют на перестройку работы сердечно- сосудистой системы.

Частота сердечных сокращений в покое у детей различных возрастных групп (КларовС., Гате В., 1979)

Возраст, годы 1-3 3-5 5-8 8-12 12-16
ЧСС, уд./мин 164-98 132-65 115-70 108-55 102-55

Артериальное давление в покое у детей различных возрастных групп (Коларов С., Гатев В., 1979)

Возраст, годы 4-10 11-12 13-14 15-16
САД, мм. рт. ст 75-85 90-95 95-110 105-110
ДАД, мм. рт. ст. 50-60 55-60 60 60-70

В период полового развития у подростков иногда отмечается повышение АД. Это требует серьезного внимания, т.к. свидетельствует о наклонности организма к прессорным реакциям. В этот период необходимо уменьшить тренировочные нагрузки, особенно упражнения с отягощением, ограничить число соревнований.

Адаптация функции внешнего дыхания и физической нагрузке у детей и подростков происходит иначе, чем у взрослых. При нагрузке на выносливость в большей степени увеличивается ЧД, в меньшей – глубина дыхания. Процент утилизации кислорода из легочной ткани при физической нагрузке тем меньше, чем меньше возраст спортсменов. Иными словами, юному спортсмену необходимо для обеспечения организма кислородом провентилировать тем больше воздуха, чем меньше его возраст.

С возрастом основные функциональные показатели дыхательной системы изменяются на более экономичные. По мере роста ребенка идет уменьшение ЧД (табл. ниже), увеличение глубины дыхания, рост ЖЕЛ. Адекватная физическая нагрузка аэробного характера стимулирует эти процессы.

Частота дыхания в покое у детей различных возрастных групп (Коларов С., Гатев В., 1979)

Возраст 1-5 лет 6-10 лет 15-20 лет
Частота дыхания 35-40 в минуту 18-20 в минуту 16-18 в минуту

Работу на аэробных условиях дети и подростки переносят хуже, чем взрослые, поскольку их ткани содержат меньше макроэргов. Однако адекватная физическая нагрузка стимулирует процессы накопления макроэргов в мышцах подростка.

Для отбора рекомендуются следующие показатели:

1. Морфологические:

  • рост,
  • масса тела,
  • относительная длина рук (индекс),
  • относительная длина ног (индекс),
  • активная масса тела (АМТ),
  • соотношение «быстрых» и «медленных» мышечных волокон,

Индекс длины рук = (длина рук/рост) х 100

Индекс длины ног = (длина ноги/рост) х 100

2. Физиологические показатели:

  • ЖЕЛ,
  • ЧСС в покое,
  • проба PWC-170,
  • МПК,
  • устойчивость к дефициту кислорода.

3. Показатели моторики:

  • относительная мышечная сила рук
    (сила кистью в кг/масса тела в см) х 100
  • гибкость,
  • быстрота,
  • вестибулярная устойчивость.

Врачебно–педагогические наблюдения в процессе занятий физкультурой и спортом

Совместная работа врача и тренера – это основа эффективности учебно–тренировочного процесса. Важная роль в этом процессе принадлежит врачебно–педагогическим наблюдениям (ВПН), которые проводятся врачом совместно с преподавателем физкультуры или тренером.

Оценка двигательной активности на занятиях определяется путем вы­числения общей и моторной плотности урока. При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснение тренера, перестроение, расстановку и уборку спортив­ного инвентаря. За вычетом времени, затраченного на простой детей по вине преподавателя, не оправданные ожидания, восстановление нарушен­ной дисциплины. Это, так называемое, полезное время. Общая плотность есть отношение полезного времени к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять в норме 80-90% занятия.

Моторная плотность — это отношение времени непосредственно за­трачиваемого детьми на выполнение движений ко времени всего занятия, выраженное в %. Моторная плотность должна быть не менее 75-80%.

Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторения. При подборе упражнений следует ориентироваться на сдвиги ЧСС, которые отражают влияние физической нагрузки на организм и имеют прямую связь с энер­гообеспечением мышечной деятельности.

Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят изме­рение ЧСС за 10 с. до занятия, после подготовительной части, после об-щеразвивающих упражнений, основных движений, подвижной игры, за­ключительной части и восстановительного периода.

На основании эти измерений строят физиологическую кривую занятия

  • графическое изображение динамики ЧСС. Максимум ЧСС обычно при­ходится на основную часть, ее под часть подвижные игры, что объясняется увеличением физической нагрузки и эмоциональным возбуждением.
  • В подготовительной части ЧСС должна увеличиться на 15-20%, в основной
  • на 50-60%, до 70-90% при подвижной игре, в заключительной части — на 5-10%. Через 2-5 минут после занятия ЧСС должна вернуться к исходному уровню.  

Большое значение имеет определение внешних признаков утомления (табл. 4.8). Если у большинства детей имеют место выраженные признаки утомления, нужно задуматься о соответствии предлагаемой физической нагрузки уровню физической и функциональной подготовленности детей и подростков.

Схема оценки степени утомления (С.Н.Кучкин и В.М.Ченегин, 1981)

Симптомы Степень утомления Признаки не довосстановления после предельных нагрузок
Легкая Средняя Сильная
Окраска кожи Легкое покраснение Сильное покраснение Очень сильное покраснение или необычная бледность Бледность сохраняется в течение нескольких дней
Потоотделение Легкое или среднее в зависимости от температуры среды Сильное выше пояса Очень сильное
в том числе и ниже пояса
Потение ночью
Движения Уверенные Увеличение количества ошибок, появление неуверенности Дискоординация, вялость, стабильная неточность, явные ошибки, «шатающиеся» движения Нарушение в движениях и бессилие в занятиях через 24-48 ч. отдыха, сниженная точность
Внимание Нормальное полное внимание, безошибочно выполняет указания Невнимательность, не точно выполняет указания Сильно сниженная сосредоточенность и замедленная реактивность, нервозность, воспринимает лишь громкие команды Невнимательность, неспособность к исправлению ошибок, неспособность сосредоточиться при умственной работе через 24-48 ч.
Общее самочувствие Нет жалоб, выполнение всех заданий на тренировке Мышечная слабость, затрудненное дыхание, нарастающее бессилие, явно пониженная работоспособность Свинцовая тяжесть в мышцах и суставах, головокружение, тошнота или рвота, «жжение» в груди, «кислое» состояние Расстройство засыпания боль в мышцах и суставах, бессилие понижение физической и умственной работоспособности и сна, учащение ЧСС через 24 ч.
Готовность к движениям Стойкое желание продолжать тренировку Пониженная активность, стремление затягивать отдых, но готовность продолжать тренировку Желание полного покоя и прекращения тренировки, «капитуляция» Нежелание возобновлять тренировку на следующий день, безразличие, сопротивление требованиям тренера
Настроение Приподнятое, радостное «Приглушенное», радостное при успехе, радость по поводу предстоящей тренировки Сомнения в ценности и смысле занятий перед новой тренировкой Подавленность, сомнение в ценности тренировок, поиск причин для пропуска тренировки
Читайте также:  Центр развития ребенка 387 казань

При организации занятий физкультурой и спортом тренерам и другому преподавательскому составу следует знать и учитывать абсолютные и относительные противопоказания к занятиям спортом.

Подробнее см. Общий перечень медицинских противопоказаний к занятиям спортом.

ФОРМЫ МЕДИЦИНСКИХ СПРАВОК:

Источник

Возрастные особенности физического развития детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6– 7 до 11 лет (I – IV классы).

В данном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность ребенка. Однако в начале периода эти системы еще далеки от созревания, сам процесс развития моторики еще далек от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

В младшем школьном возрасте почти все показатели физических качеств демонстрируют очень высокие темпы прироста (табл. 3.4). Исключение составляет лишь показатель гибкости, темпы прироста которого в этот период начинают снижаться.

Таблица 3.4 Темпы прироста различных физических способностей у детей  младшего школьного возраста (%)

Двигательные способности

Среднегодовой прирост

Общий прирост

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Скоростные

5,7

6,0

17,2

18,0

Силовые

12,7

8,7

38,0

26,0

Общая выносливость

7,9

5,5

31,6

22,1

Скоростная выносливость

3,4

3,6

13,4

14,4

Силовая выносливость

10,4

7,4

11,7

29,7

В возрасте 7–10 лет происходит также бурное развитие биодинамики движений ребенка, и прежде всего их координационного компонента.

Таким образом, возрастной интервал 7 – 10 лет наиболее благоприятен для развития практически всех двигательных и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7 – 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16 – 30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30 – 45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере – на 50 – 70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6 – 7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста.

К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся:

1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

3) развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

4) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

5) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Особенности методики физического воспитания.

Начало школьного периода связанно с очень обременительным элементом школьного режима длительное сидение за партой, что способствует хронической перегрузке позвоночника. Это необходимо учитывать при подборе упражнений для физкультминуток. Целесообразно использовать наклоны, прогибания, вращения, позотонические упражнения.

В возрасте 6–7 лет значительно увеличиваются по сравнению с детьми 4–5 лет резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, позволяющие выполнять продолжительное время аэробную работу умеренной интенсивности. Многими исследованиями показана возможность развития выносливости у 6–7- летних детей с помощью широкого включения в уроки физической культуры занятия циклически повторяющихся комплексов физических упражнений, равномерного бега, ходьбы на лыжах, езды на велосипеде и других упражнений циклического характера. Стимулировать развитие выносливости необходимо, так как она тесно связана с работоспособностью ребенка и определяет его готовность к обучению в школе, в школе, способствует успешному преодолению учебных нагрузок, лучшему усвоению знаний по общеобразовательным предметам.

Читайте также:  Какие препараты можно давать ребенку для развития речи

         Нагрузки умеренной интенсивности (40–60 % от максимальной), способствуют повышению функциональных возможностей организма, снижению заболеваемости. Объем равномерного бега для детей 6 лет может составлять 1000–1500 ми более.

         Повышается способность детей к выполнению мало интенсивной работы в течение сравнительно продолжительного времени. Особенно высока чувствительность к действию мало интенсивных упражнений, развивающих выносливость у детей в возрасте 11 лет. С 12 до 15 лет эффективность этих упражнений снижается, выносливость стабилизируется или даже незначительно снижается.

Младший школьный возраст – наиболее ответственный период в формировании двигательных координаций ребенка. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия, физкультурные знания.

Изменение режима жизни, связанное с началом учебы в школе, равно как и незавершенный еще процесс формирования двигательного аппарата, обусловливают необходимость проявления осторожности при дозировании физических нагрузок младших школьников. Ограничения касаются применения силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость и времени проведения отдельных занятий.

В этот период происходит становление индивидуальных интересов и мотиваций к занятиям физическими упражнениями, в том числе и спортивными.

В младшем школьном возрасте необходимо воспитывать у ребенка интерес к расширению диапазона физических способностей посредством овладения основами техники спортивных упражнений, приемов и дей­ствий. Развитие двигательных координаций – главная направленность физической подготовки детей младшего школьного возраста. К концу периода целесообразно ориентировать ребенка на занятия тем видом спорта или физической активности, который в наибольшей мере соответствует его способностям и инте­ресам и может быть реализован в конкретных условиях жизни данного ребенка.

Способности детей к освоению техники движений настолько велики, что многие новые двигательные умения приобретаются без специального инструктажа. Исследования особенностей обучения детей младшего школьного возраста показали, что они значительно быстрее осваивают основные элементы техники спортивного упражнения, чем подростки и юноши. При этом было установлено, что ритмический и силовой образ движения дети воспринимают прежде всего в ощущениях и обобщенных впечатлениях и в меньшей мере – путем «осознанного», продуманного освоения деталей техники. Этот феномен, по-видимому, объясняет тот факт, что обучение целостному упражнению в этом возрастном периоде имеет больший успех, чем разучивание его по элементам. Именно поэтому дети почти самостоятельно, только понаблюдав, «как это делается», могут освоить передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, продемонстрировать умение обращаться с мячом, ракеткой, проявить спортивно-игровые способности.

Наиболее адекватным возрастным особенностям развития двигательного потенциала человека в этот период жизни будет тренировочный режим ребенка направленный на обеспечения общей физической подготовки при акцентированном повышении координационных способностей.

В возрасте 7 – 10 лет начинают формиро­ваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия для успешной физкультурно-спортивной ориентации школьников для определения каждому из них оптимального пути физического совершенствования.

Рекомендации по проведению урока физической культуры.

 Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учётом возрастных особенностей занимающихся.

1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).

2. На одном уроке целесообразно решать не более 2 – 3 задач связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.

3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.

4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал может занимать примерно половину общеговремени занятий с детьми в возрасте до 10 – 11 лет.

5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с развитием двигательных способностей.

Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательную задачу рекомендуется ставить в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.

У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания).

Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму.

В данном случае физические упражнения приобретают форму игры.

Физическая активность младшего школьника в виде организованных занятий в рамках школьных уроков физкультуры, физкультпауз и рекреации может дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя – тремя тренировочны­ми занятиями в неделю. Если ребенок занимается в спортивной секции, то домашние занятия могут быть ограничены выходными днями.

Контрольные качественные показатели уровня физической культуры ребенка младшего школьного возраста (В.К. Бальсевич, 2000):

1. Знание основных правил проведения самостоятельного тренировочного занятия, приемов элементарного контроля своего фи­зического состояния, дозировки, содержания и назначения простейших закаливающих про­цедур.

2. Умение самостоятельно провести утрен­нюю гимнастику, физкультпаузу, индивидуальное тренировочное занятие.

3. Умение организовать спортивную или подвижную игру со сверстниками.

4. Владение основами техники и тактики различных спортивных упражнений, приемов и действий.

5. Разносторонняя физическая подготов­ленность на уровне возрастных нормативов учебной программы.

6. Систематическое проведение утренней гимнастики, участие в коллективных трениро­вочных занятиях, регулярное проведение само­стоятельных занятий по заданию тренера или учителя физкультуры.

7. Постоянный интерес к повышению уровня своей физической подготовленности и закаливанию организма.

8. Знание интересных фактов из истории спорта и примеров достижений в совершенствовании здоровья людей средствами физической культуры и спорта.

9. Знание текущих спортивных событий в городе, стране, за рубежом.

Источник