Физическия активность ребенка от года до 3 лет
Развитие физической активности у детей от 0 до 3 лет.
Консультация для родителей.
Раннее детство – особый период становления органов и систем, и, прежде всего, функций мозга. Период от 0 до 3-х лет является определяющим для становления речи, и, если в этот период не уделять внимания ее формированию, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Развитие ребенка первого года жизни
Первый месяц жизни. У новорожденного ребенка нет еще оформленных движений: существуют лишь простые рефлексы, некоторые движения, связанные с питанием, приспособлением к новой окружающей его среде. Он не может поднять голову, у него преобладает тонус мышц-сгибателей (обычно это выражено в сжатых кулачках, прижимании рук к груди и ног к животу). Возникающие отдельные движения рук и ног хаотичны и непроизвольны.
1 – 3 месяцев. Прошел самый главный период адаптации у внеутробной жизни – период новорожденности. Теперь малыш развивается особенно быстрыми темпами.
В возрасте 1-го месяца малыш уже удерживает в поле зрения неподвижный предмет, может сосредоточить на нем взгляд. При выкладывании малыша на животик, он пытается поднимать и удерживать головку. В этом периоде жизни появляется слуховое сосредоточение, прислушивается к звукам и голосам родителей. Оно способствует его начальным ориентировкам в окружающем мире и влияет на становление первоначальных движений (подготовительные движения к хватанию увиденных перед собой игрушек, движение глаз и поворот головы в сторону слышимого звука). До 3 месяцев ведущим является возникновение зрительного и слухового сосредоточения, развитие эмоционально-положительных реакций, возникающих в процессе общения ребенка со взрослым, на втором-третьем месяце появляется особая, очень важная реакция – «комплекс оживления». Она возникает при появлении взрослого, ухаживающего за ребенком, звука его голоса, его улыбки. Ребенок реагирует на это еще неорганизованными движениями рук и ног, улыбкой, произнесением звуков. Такая усиленная подвижность развивает движения, укрепляет скелетную мускулатуру, улучшает функции дыхания и кровообращения. Двигательная активность стимулирует все жизненные процессы в организме, что важно для дальнейшего развития ребенка.
К концу второго или третьего месяца при условии целенаправленного воспитания ребенок постепенно овладевает умением самостоятельно поднимать и удерживать голову, когда он лежит на животе или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Это имеет большое значение для развития мозга: движения головы улучшают кровообращение и расширяют кругозор ребенка; мозг получает больше разнообразных внешних раздражений.
К 3 месяцам у ребенка укрепляется упор ног. Взятый под мышки, при прикосновении к твердой поверхности, он упирается ножками, слегка согнутыми в коленом и тазобедренном суставах.
3 – 6 месяцев. Продолжается интенсивное физическое развитие малыша. Начиная с 3-го месяца малыш овладевает подготовительными движениями к ползанию: умение поворачиваться на бок, на живот, к 6 месяцам поворачивается с живота на спину. Примерно в этом же возрасти появляются первые попытки ползать. Совершенствуется деятельность органов чувств. Важным моментом формирования движений в этот возрастной период является ползание, дающее возможность знакомиться со многими предметами. Оно возникает непосредственно из позы, лежа на животе и стремления ребенка дотянуться до какого-либо предмета. Это доставляет массу удовольствия и способствует его физическому и психологическому развитию. Поскольку ребенок более длительное время лежит на животе, игрушки можно раскладывать перед ним. Целесообразно их менять. Выкладывание на живот необходимо чередовать с выкладыванием на спину, это укрепляет мускулатуру и связочный аппарат, подготавливает не только к ползанию, но и сидению, стоянию и ходьбе. К концу данного периода ребенок уже может стоять при поддержке под мышки, полностью разогнув ноги в коленях и тазобедренных суставах.
6 – 9 месяцев. После шести месяцев физическое развитие несколько замедляется. На протяжении данного возрастного периода малыш может овладеть различными движениями, при помощи которых он перемещается и изменяет свое положение. При этом укрепляются скелет и все мышцы тела, что благо приятно отражается на физическом развитии. Умея ползать, малыш может сам приблизится к предмету, который его интересует, и достать игрушку. Из всех видов ползания наиболее полезным является ползание на четвереньках, так как оно больше всего содействует развитию мускулатуры тела и координации движения.
На 8-м месяце жизни малыш сам присаживается, опирается на одну руку, а потом садится. В этом возрасте ужу укрепляется позвоночник, чему также способствует ползание – теперь ребенок может сидеть и сам в любое время изменить свое положение. Ему становятся доступными более разнообразные игры с игрушками. Не сколько позднее ребенок начинает вставать, цепляясь за какую-либо опору, и ходит вокруг нее. В этот период ребенок овладевает подготовительными к стоянию и ходьбе: «подтанцовывание» с помощью взрослого и поддерживание позы ребенка – сначала за подмышки, а позднее за руки.
9 месяцев – 1 года. В возрасте от 9 до 1 года совершенствуются ранее освоенные движения, и малыш начинает овладевать самостоятельной ходьбой. Дети в этом возрасте много двигаются; деятельность с игрушками часто чередуется с различными движениями. Чтобы достать игрушку, приблизиться к взрослому, посмотреть на что-то новое и интересное, малыш переходит от одной опоры к другой, от одного предмета к другому, ползает, забирается на невысокий диван или стул, сползает с них.
В 10 месяцев ребенок стоит самостоятельно, ходит за игрушкой, которую можно катить, или держась одной рукой за руку взрослого. К 11 месяцам многие дети делают первые самостоятельные шаги. При обучении ходьбе ребенка водят за обе ручки, а затем, отойдя на небольшое расстояние, подзывают к себе. К 11 – 12 месяцам малыш овладевает самостоятельной ходьбой. Годовалый ребенок может пройти без отдыха 1 – 2 метра.
Преддошкольный (период раннего детства) от 1 года до 3-х лет
На протяжении раннего детства, на втором и третьем году жизни, темп физического развития организма ребенка заметно замедляется. У детей второго года жизни дальнейшее формирование движений происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы.
У трехлетнего ребенка голова уже не выглядит такой большой, как у младенца, ноги стали относительно более длинными, а туловище относительно более коротким. Однако на втором году жизни эти изменения не столь заметны, и строение тела сохраняет еще в известной степени «младенческие черты».
Уже в то время, когда малыш учился держать голову, сидеть, ходить, начали намечаться необходимые изгибы позвоночника – шейный, грудной, поясничный, обеспечивающие прямое передвижение при хождении. На протяжении раннего детства эти изгибы закрепляются. Но окостенение позвоночника далеко еще не заканчивается в эти годы.
У ребенка на втором году жизни оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных еще пока ему прыжков. Он упражняется в ходьбе и лазанье, преодолевает различные препятствия (перешагивание через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т.п.), катает и бросает мяч, возит коляску, играет с разными игрушками.
Помимо действий по инициативе ребенка взрослый организует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и др.), составляющие целый комплекс движений. Взрослый постепенно, неуклонно начинает предъявлять к движениям ребенка определенные требования. Посредством показа, объяснения и выполнения движения вместе с ребенком подводит его к усвоению правильного способа действия (обращение с предметами и т.п.).
Большую роль играют подражательные действия взрослому. Воспроизведение движений начинается большей частью с одновременного выполнения его ребенком вместе со взрослыми. После этого ребенку легче воспроизвести данное движение самостоятельно с помощью словесных указаний взрослого.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые 3 года. Ведь совершенствуются двигательные умения ребенка, побуждая его выполнять все более сложные действия, одновременно развивается его сообразительность, воля, характер, настойчивость, приучаете к дисциплине.
В период от года до 3 лет практически надо развивать четыре умения: ходьбу, лазанье, бег и метание. Попутно и развиваются и другие полезные движения, особенно кистью и пальцами, совершенствуется координация, устойчивость, ловкость.
Физическое воспитание надо проводить, непременно учитывая особенности характера ребенка. Робкого, неуверенного надо подбодрить, вялого, малоподвижного – заинтересовать яркой игрушкой, вовлекая в игру посильную для него работу.
Есть дети чрезвычайно подвижные. Однако часто их движения хаотичны и нецелесообразны: ведь неокрепший и плохо координированный аппарат движений еще просто не может обеспечить всех их устремлений. Малыш стремится как можно скорее добежать до мамы, он мчится, вытянув ручки, но не успевает поднимать и переставлять ножки и падает. Он поднимается по лестнице, не успевает подтянуть ножку за туловищем на следующую ступеньку и повисает на руках. Таким детям необходимо показывать нужное чередование элементов движений, их последовательность.
Физическое совершенствование детей от года до 3 лет происходит в основном во время игр. А надо ли вводить специальные гимнастические упражнения и с какого возраста? Начинать надо с первого года. Но необходимо помнить, что и эти упражнения должны быть для ребенка игрой. Вы «поднимаете малыша яркой игрушкой, и он делает несколько шагов к вам; бросаете ему мячик – он его стремится оттолкнуть ногой. В игре отнимаете или не даете ему игрушку, и он развивает навыки хватания, напрягает руки и весь плечевой пояс; наклоняется с лопаткой к песочнице – и учится поддерживать равновесие при приседании.
Таким образом, важно сразу правильно формировать двигательные навыки у детей, поскольку переучивать их трудно, поэтому необходимо обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, расширять объем разнообразных навыков, которые совершенствуются на последующих возрастных этапах их жизни.
Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма.
Для детей данного периода основными факторами внешней среды, влияющими на рост и развитие, являются питание, адекватная двигательная активность, достаточность сна, отсутствие или наличие острых хронических заболеваний, климатогеографические условия.
Только во взаимодействии с факторами внешней среды заданные предпосылки развития могут оказаться включенными в формирование двигательных способностей. Это означает неодинаковые темпы прироста и диапазон развития двигательных способностей у различных детей одного и того же возраста под влиянием одних и тех же физических нагрузок.
Инструктор по ФК: Мишнева Л.И.
Источник
Махида касенова назировна
Двигательная активность детей раннего возраста и ее особенности
Касенова Махида Назировна
воспитатель первой категории
Казахстан Северо- Казахстанская область
г. Петропавловск КГУ ДОМ РЕБЕНКА
«Двигательная активность детей раннего возраста и ее особенности»
(из опыта работы воспитателя)
Движение- это жизнь. Ничто так не истощает и
не разрушает человека, как продолжительное
физическое бездействие»,-наставлял древнегреческий философ Аристотель.
Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста выделяют главную цель развитие индивидуальной неповторимой личности каждого ребенка дошкольных учреждений.
Проблема социального развития детей раннего возраста призвана реализовывать более глобальные идеи, развитие социально-активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста будет воспитывать в нем человека-гражданина, который способен преобразовать окружающий мир.
Физиологи отмечают что движение является врожденной жизненной необходимой потребностью человека, именно поэтому важно ее полное удовлетворение в дошкольном возрасте когда формируется все основные системы и функции организма.
Так у малоподвижных детей наблюдается отставание моторного нервно-психического развития и часто эти дети подвержены простудным заболеваниям. Таким образом интенсивность и характер психофизического развития детей и здоровье зависит от двигательной активности.
Взрослые глубоко ошибаются, думая, что овладение ходьбой – вертикальным перемещением в пространстве очень легкое достижение, которое приходит к малышу «само собой»! Ребенок упорным «трудом» завоевывает этот навык. Поэтому нужно создать малышам комфорт для передвижения в группе. Центральная часть игровой должна быть свободной, дети должны хорошо видеть пути передвижения хорошо видимое пространство формирует первоначальную ориентировку в ближайшем окружении и элементарную самостоятельность. Дети стараются снова и снова повторять удавшееся ему действие, они как бы «тренируются». Детей привлекают внимание все приспособления для занятий это дорожки, модули, обручи мячи, пенечки, горочки и другие они часто падают, поднимаются и с помощью воспитателя начинают сначала.
Таким образом, формируются виды движении ребенка в пространстве, координация и устойчивость в вертикальном положении, чувство равновесия. Особое значение для детей от 1 года до 3 лет имеет развитие движений совершенствование ходьбы ребенка. Ограничение двигательной активности может обернуться нервным срывом для детей. Они начинают демонстрировать свое «неповиновение», раздражение, нервозность и часто вялость, безразличие ко всему. Очень важно начало своевременно и правильно взять старт развития 2 го года жизни детей на занятиях на утренней гимнастике побуждать детей к самостоятельной ходьбе в пространстве не наталкиваясь друг на друга, обучать ходьбе за воспитателем, ходьбе по ограниченным поверхностям и другим видам ходьбы.
Создавать ситуации которые побуждают детей к перемене тела в пространстве например; повороты, наклоны, приседания при выполнении тех или иных упражнений давать детям в руки легкие пособия например; цветные шарики диаметр 20, флажки цветные, султанчики, кубики, резиновые мячи диаметр 20, погремушки, кубики, гимнастические палочки (длина 55 – 60 см, диаметр 3 см) и другие пособия которые имеются в наличии.
Дети с удовольствием выполняют упражнения с султанчиками с флажками пусть даже не у всех получается но они стараются повторять за воспитателем. В ходе проведения различных занятии двигательной активности у детей расширяется запас понимаемых слов активизируется лепетная речь,например: топ-топ, кати-кати, лови- лови, беги, дай, лети-лети. При выполнении тех или иных упражнений дети должны постоянно слышать от воспитателя поощрительные слова видеть улыбку воспитателя все это способствует развитию двигательной активности ребенка. Ограничения детей в стремлении (бегать, ползать, лазить, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. В возрасте от 1 года до 3 лет развитие детей зависит не только от его состояния здоровья и темперамента но и от системы его воспитания и ухода. В развитии двигательной активности детейот 1 года до 3 лет можно разделить на три периода:
1. период (с 1 года до 1 ,5 лет) – ребенок научился ходить, становится более самостоятельным, исследует и познает мир, он лезет кругом и всюду, падает, набивает себе шишки, неловко бегает, умеет бросать мяч, бьет мяч ногой, самостоятельно встает с пола.
2. период (1,5 лет до 2 лет) — все более совершенствуется в обретенных навыках проявляет свой характер, уверенно бегает, поднимается и спускается на несколько ступенек держась за руку взрослого, нагибается и поднимает с пола предметы, влезает на горку и съезжает с нее, прыгает на месте.
3. период (с 2 лет до 3 лет)— активное умственное развитие ребенка умеет прыгать, самостоятельно поднимается и спускается с лестницы. Перепрыгивает через невысокие предметы, бросает и ловит мяч, играет в подвижные игры, умеет координировать свои движения и сохранять равновесие.
Дети стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное — многократно самостоятельно повторять движения и действия и при этом ощущать огромную радость. Действия ребенка могут выполняться в различных комбинациях (разные направления, скорость, темп). Воспитателю важно найти правильное сочетание пособий и движений, не допуская их однообразия, в таких условиях у ребенка быстро появляется умение переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. Во время двигательной активности ребенка следует обращать внимание на то. Чем он занят, и в случае необходимости переключать его с одного вида деятельности на другой.
Дети от 1 года до 3 лет любят выполнять поручения взрослых, поэтому надо часто привлекать малышей к расстановке и уборке пособий дети моей группы перед физкультурным занятием по просьбе воспитателя достают нужные пособия раскладывают их на ковре и на полу,например:
— «Колечка, принеси обручи, Андрюша, достань султанчики. Алиночка разложи дорожки» — (если пособия тяжелые помогает воспитатель, остальные снимают свою обувь, ставят аккуратно в сторонку, чтобы не мешало занятию, садятся на стульчики и ждут указаний воспитателя. Дети получают огромное удовольствие от выполнения разнообразных движений и от эмоционального положительного контакта с воспитателем. В то же время у детей внимание еще не устойчиво, он часто отвлекается и переходит от одного вида деятельности к другому. К трем годам дети производят большое количество движений, они подражая взрослому имитируют действия птиц, животных, транспорта. Большое место в двигательной активности детей играют различные подвижные игры, где полно реализуется высокая потребность ребенка в движении, она значительно увеличивается в процессе подвижных игр с использованием физкультурных пособий. Действия детей с пособиямиочень просты он обыгрывает их:Например: в руках флажки машем вверх — вниз, а теперь –спрятали (ручки за спинками, ходьба по дорожке — в руках кубики, сели в ямки (дети садятся внутрь обручей) в руках шишки массажируем ладошки и много других действий, показ этих действии и разнообразие пособий вызывает интерес у детей к движениям важно воспитателю показать эти действия и поиграть вместе с ними.
Предлагаю несколько несложных игр с пособиями:
1. Бегите ко мне. Дети стоят у стены в руках маленькие кубики или шарики. Дается команда «бегите ко мне!» дети подбегают к воспитателю и бросают пособия в корзину, которую держит воспитатель.
2. Шарики собери. Дети стоят в большом кругу. Воспитатель, высоко поднимая корзину или коробку высыпает цветные мячи или шарики «количество 15- 20 штук»и произносит: — Раз, два, три, шарики собери! Дети с удовольствием бегают за катящимися шариками и собирают в корзину или коробку, которая стоит на стульчике.
3. У меня флажок. Дети стоят в большом кругу расстояние друг от друга 1 метр воспитатель раздает по два флажка. Поднимаем высоко – раз, опускаем низко – два, спрятали за спинку – три.
4. Попади в цель. Дети встают по кругу в руках мячи в центре глубокий мягкий модуль в виде ямы по сигналу воспитателя «Раз, два, три мячик лети «— бросают мячи в корзину или в модуль.
5. Попрыгай как зайчик. Воспитатель держит мягкую игрушку зайку и вместе ним прыгает, дети стараются повторять прыг- скок, прыг-скок. После 4-6 подпрыгиваний дети отдыхают.
6. Паровоз идет по рельсам. Дети становятся друг за другом держась за одежду воспитатель первый- поехали- пу-у-у-у-у-чих- чих- чих двигаемся во все стороны по игровой.
Дети постепенно в игровых условиях осваивают разные виды ходьбы, развивают внимание, равновесие, обогащают свой активный словарь при многократном повторении формируется правильная осанка.
После освоения каких либо движений воспитатель изменяет ситуацию, повышая требования, то есть создает условия благоприятные для развития формирования закрепления и использования еще недостаточно закрепившихся двигательных умений. Очень важно учитывать их индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. Для детей с некоторой задержкой двигательного развития, физически более слабых необходимо часто привлекать к участию в доступных им играх, усложняя их постепенно.
Литература
1. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. – М.: Просвещение, 1978
2. Шишкина В. А. Движение + движение. — М.: Просвещение, 1992.
3. Бопем журнал №6 май 2012.
4. Осокина Е. И. Игры и развлечения детей на воздухе. — М.: Просвещение, 1982
5. Отбасы жне балабаша журнал №6 ноябрь декабрь 2009.
Источник