Физические параметры ребенка в 1 год
Этот день вы ждали с нетерпением. Настало время подводить итоги, вспоминать, как все было ровно год назад, с волнением переживать те незабываемые ощущения, когда становишься мамой. А чего достиг за это время малыш? Как продвигается развитие вашего ребенка в год? И к чему стремиться дальше?
Физические параметры
Конечно, вы уже не так переживаете, как раньше, по поводу того, набрал ли вес малыш. Тем не менее, рост и вес остаются важными физическими параметрами, и за ними все еще следят.
Знаете ли вы, сколько весит 12 месячный ребенок? В среднем около 10 кг, даже 10,5. Рост тоже не стоит на месте — годовалые дети вытягиваются от 73 до 77 см. Хотя кроха стал расти медленнее, при выборе одежды стоит учитывать, что рост каждый месяц будет и дальше увеличиваться на 0,5-1 см.
Таким образом, за год карапуз поправляется на 7 кг и вырастает примерно на 25 см. Он уже не поместится на локтевом сгибе подобно новорожденному, только что принесенному из роддома.
К 12 месяцам малыш обзаводится 8-ью зубами. Но если вы их недосчитались, не стоит беспокоиться. Ваш ребенок — индивидуальная личность и живет по своему сценарию, своим темпом. Просто следите, чтобы в питании было достаточно кальция, фосфора и кроха гулял на солнце для получения витамина D. Многие детки теперь спят днем лишь один раз.
К концу первого года необходимо пройти узких специалистов: ортопеда, хирурга, ЛОРа, окулиста и стоматолога. Нужно сделать плановую прививку.
Основные навыки
Наиважнейшее достижение месяца — ходьба без посторонней помощи. В 1 год многие дети осваивают этот навык. Опять-таки, все индивидуально. Одним мешает лишний вес оторваться от пола, другим — небольшой психологический страх. Так что, если пока кроха не ходит, не торопите его. Переживать стоит тогда, когда он к году не становится сам на ножки.
Кроме ходьбы, осваиваются и другие навыки:
- Активно ползает во все стороны, изучая пространство дома или квартиры.
- Обожает ходить по лестнице. Правда, при спуске появляется страх, и часто кроха просит маму поддержать его, даже если имеются поручни.
- Активно залазит на возвышенности (диван, кровать) и слазит с них.
- Ходит за руку со взрослыми.
- Строит башню из кубиков.
- Любит играть с кухонными предметами, используя их как «по делу», подражая маме, так и в своих личных целях (например, надевает кастрюлю на голову).
- Катает перед собой игрушку на колесиках.
- Играет с предметами, используя ролевые игры (причесывает куклу, кормит мишку).
Психоэмоциональное развитие
- Ребенок выражает свои чувства: обнимает, целует, даже ругает как взрослые.
- Умеет танцевать и петь на своем языке.
- Узнает родственников по фотографиям, выражает радость, когда они приходят в гости.
- К чужим людям проявляет смешанные чувства: от любопытства до подозрительности.
- Знает свои книжки, любит их просматривать, показывать, где нарисована уточка, где цыпленок и т. д.
- Подражает взрослым в разговоре по телефону, копируя тон голоса, мимику и жесты.
- Умеет откусывать и жевать небольшие кусочки твердой пищи.
- Сам ест из ложки, пытается накалывать еду на вилку. Пока еще не все получается идеально, но основная суть процесса схвачена.
- Самостоятельно пьет из кружки, поддерживая ее двумя руками. Некоторые дети пока пьют из поильника, чашки-непроливайки.
- Участвует в процессе одевания, протягивая руки в рукава или вставляя ножки в обувь. Как и раньше, многие карапузы не любят одеваться, но теперь они понимают, что, раз одеваемся, значит, пойдем гулять, ради такого можно и потерпеть.
- Кроха понимает, что в сухих штанишках намного комфортнее, чем в мокрых, поэтому громко и четко заявляет об «аварии». Если малыша пробуют высаживать на горшок, улавливает, что от него хотят.
Цель игрушек в годовалом возрасте — развивать фантазию
Речевые навыки
Развитие речи также достигло потрясающих результатов. Малыш уже имеет приличный пассивный запас слов и оперирует в разговоре набором простых фраз. Хорошо понимает слово «нельзя», и теперь от обиды может даже расплакаться. С радостью принимает предлагаемые взрослым игры, такие как «ладушки», «сорока-ворона», «ку-ку».
Кстати, пропевать звуки ему сейчас легче, чем проговаривать. Поэтому, если вы хотите научить свое чадо новым словам, лучше всего делать это в форме игры и использовать песенки-потешки, когда крохе нужно закончить предложение.
Маленький егоза прекрасно понимает, о чем идет речь, когда мама говорит, что пора кушать, купаться, спать или гулять. Если предложение ему не нравится, вы сможете наблюдать бурю эмоций в знак протеста.
Питание
Как и прежде, питание у крохи пятиразовое. Его меню достаточно разнообразное, ведь он познакомился с кашами, мясными продуктами, рыбой, хлебобулочными изделиями, сливочным и растительным маслом, фруктами и овощами.
Дети в 12 месяцев едят практически то же, что и взрослые. Только требования к приготовлению пищи остаются особые: предпочтительней еда, приготовленная на пару или в духовке, нежирная, избегаем солений и острых блюд.
Спокойствие, только спокойствие…
Кризис одного года
Ваш ребенок сам ходит и говорит? Знайте, что не за горами кризис первого года жизни. Ведь малыш чувствует себя свободней, уверенней, кажется, перед ним открыты такие перспективы для исследования… Но на практике он подползает к газовой плите и слышит: «Нельзя». Нашел какие-то мелкие интересные шарики и хочет попробовать на зуб — снова «нельзя». Только дотянулся до утюга — опять «нельзя»! Понятно, что начинаются истерики.
Прежде всего помните, что все эти капризы свидетельствуют о новом этапе взросления, и воспитывать в детях ответственность и самостоятельность просто необходимо. Давайте ему волю в безопасных делах: учите самого мыть руки, чистить зубки, держать ложку.
Но в то же время не потакайте капризам, возникающим из-за запретов. Терпеливо, но твердо объясняйте, почему нельзя брать ту или иную вещь. Помните: если сдадитесь, то кризис первого года закончится, а истерики останутся.
Чему научить малыша
Хотя карапуз еще не в силах сам считать, можно познакомить его с цифрами 1, 2, 3. Например, попробуйте собирать вместе парные предметы: две варежки на две ручки, два ботиночка на две ножки. Малыш быстро поймет, о чем идет речь. Также малютка может показывать, сколько ему годиков. А на счет «раз, два, три» запускайте машинку со старта.
Среди игрушек годовалого карапуза должен быть набор из ярких цилиндров, кубиков, арок. Неплохо иметь несколько видов сортеров: фигурки, которые нужно вкладывать в соответствующие отверстия. Именно такие занятия развивают абстрактное мышление и влияют на развитие творческой личности.
Источник
Мальчики
Рост: 71 — 82,9 см
Вес: 7,7 — 10,8 кг
Рост и вес мальчика
в
1 год
в норме составляют 71 — 82,9 см и 7,7 — 10,8 кг
Возраст | Рост | Вес |
---|---|---|
1 год | 71,0 — 82,9 см | 7,7 — 10,8 кг |
1 год 1 мес | 72,1 — 84,2 см | 7,9 — 11,0 кг |
1 год 2 мес | 73,1 — 85,5 см | 8,1 — 11,3 кг |
1 год 3 мес | 74,1 — 86,7 см | 8,3 — 11,5 кг |
1 год 4 мес | 75,0 — 88,0 см | 8,4 — 11,7 кг |
1 год 5 мес | 76,0 — 89,2 см | 8,6 — 12,0 кг |
1 год 6 мес | 76,9 — 90,4 см | 8,8 — 12,2 кг |
1 год 7 мес | 77,7 — 91,5 см | 8,9 — 12,5 кг |
1 год 8 мес | 78,6 — 92,6 см | 9,1 — 12,7 кг |
1 год 9 мес | 79,4 — 93,8 см | 9,2 — 12,9 кг |
1 год 10 мес | 80,2 — 94,9 см | 9,4 — 13,2 кг |
1 год 11 мес | 81,0 — 95,9 см | 9,5 — 13,4 кг |
Девочки
Рост: 68,9 — 81,7 см
Вес: 7 — 10,1 кг
Рост и вес девочки
в
1 год
в норме составляют 68,9 — 81,7 см и 7 — 10,1 кг
Возраст | Рост | Вес |
---|---|---|
1 год | 68,9 — 81,7 см | 7,0 — 10,1 кг |
1 год 1 мес | 70,0 — 83,1 см | 7,2 — 10,4 кг |
1 год 2 мес | 71,0 — 84,4 см | 7,4 — 10,6 кг |
1 год 3 мес | 72,0 — 85,7 см | 7,6 — 10,9 кг |
1 год 4 мес | 73,0 — 87,0 см | 7,7 — 11,1 кг |
1 год 5 мес | 74,0 — 88,2 см | 7,9 — 11,4 кг |
1 год 6 мес | 74,9 — 89,4 см | 8,1 — 11,6 кг |
1 год 7 мес | 75,8 — 90,6 см | 8,2 — 11,8 кг |
1 год 8 мес | 76,7 — 91,7 см | 8,4 — 12,1 кг |
1 год 9 мес | 77,5 — 92,9 см | 8,6 — 12,3 кг |
1 год 10 мес | 78,4 — 94,0 см | 8,7 — 12,5 кг |
1 год 11 мес | 79,2 — 95,0 см | 8,9 — 12,8 кг |
Вы можете воспользоваться калькулятором индекса массы тела, чтобы получить более точную оценку соответствия роста и веса возрасту ребенка.
Узнайте об особенностях развития ребенка в 1 год
Источник
Ребенку в возрасте 1 год обычно доступны следующие двигательные навыки:
- подползает под препятствие;
- вползает по наклонной поверхности, сползает;
- залезает, карабкается на диваны, кресла, спускается на пол;
- стоит без опоры;
- приседает, выпрямляется, наклоняется;
- ходит, держась одной рукой;
- поднимается на лесенку детской горки приставным шагом (с помощью взрослого);
- делает самостоятельно несколько шагов без поддержки или самостоятельно проходит три-пять метров;
- подражает знакомым движениям взрослого;
- подражает простым движениям сверстника (хлопает, трясет, стучит).
Рост и вес ребенка 1 года данные отечественных педиатров
1 год | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 8,9 | 11,6 |
Вес девочек, кг | 8,5 | 10,8 |
Рост мальчиков, см | 72,3 | 79,7 |
Рост девочек, см | 71,4 | 78,0 |
Окружность головы мальчиков, см | 45,3 | 48,6 |
Окружность головы девочек, см | 44,2 | 47,3 |
Окружность груди мальчиков, см | 46,1 | 52,5 |
Окружность груди девочек, см | 46,3 | 51,4 |
Рост и вес детей в возрасте 1 год данные ВОЗ
1 год | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 7,7 | 12,0 |
Вес девочек, кг | 7,0 | 11,5 |
Рост мальчиков, см | 71,0 | 80,5 |
Рост девочек, см | 68,9 | 79,2 |
Окружность головы мальчиков, см | 43,5 | 48,6 |
Окружность головы девочек, см | 42,2 | 47,6 |
Познавательное развитие ребенка 1 года
Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием:
- подражая действиям взрослого,
- самостоятельно.
Открывает и закрывает крышечки:
- по подражанию,
- в самостоятельной игре.
Ставит один кубик на другой (по подражанию).
Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормит, вытирает, причесывает. Выполняет по отдельности два-три действия:
- по подражанию,
- в самостоятельных играх (если игровая ситуация создана),
- по просьбе взрослого.
Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает, сыплет, ломает, тянет.
Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах.
Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.
Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 года
Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой.
Радуется заводным игрушкам, веселым играм со взрослым.
Недоволен:
- при слове «нельзя»,
- резким тоном голоса взрослого,
- при неумении выполнить желаемое действие.
Радуется приходу близкого человека.
Подражает мимике взрослого.
Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.
Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях.
Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.
Улыбается, узнавая фотографию близкого человека.
Проявляет интерес к картинкам в книжках.
Улыбается, подпрыгивает, «подпевает» или спокойно прислушивается к звукам музыки, к песенке.
Речевое развитие ребенка 1 года
Понимание речи:
Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого.
Показывает на одну из четырех знакомых игрушек, на одну из двух картинок после просьбы взрослого: «Покажи то-то».
Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
Выполняет просьбу: «положи», «отдай», «отнеси», «закрой», «открой».
Подчиняется словам «нельзя», «можно».
Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека).
Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает).
Машет рукой при словах взрослого «до свидания»:
- когда кто-то уходит,
- когда уходит сам.
Разводит ручками на слово «нет».
По просьбе взрослого:
- играет в «ладушки»,
- показывает, как что-то летает (машет руками),
- показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),
- прячется, играя в «ку-ку»,
- «вытирает» нос платком,
- «вытирает» лицо, прикладывая полотенце.
Активная речь (8-12 произносимых слов):
Облегченными словами отвечает на вопрос взрослого: «Кто это?».
Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).
Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет, поет, кричит за животных).
Подражая, «говорит» по телефону.
Подражает интонациям песенки.
Подражает понятным словам других детей.
Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).
Бытовые навыки ребенка 1 года
Пьет из чашки, придерживая ее руками.
Откусывает и жует хлеб, печенье.
Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого).
Приносит свои вещи при одевании (знает их названия).
Тянет руки к воде при умывании, «вытирается» полотенцем.
Недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками).
Источник
Родителям очень важно держать под контролем рост ребенка в 1 год, а также показатель веса. Это позволит своевременно обнаружить отклонение, выявить его причину и принять меры, которые помогут малышу. Отметим, что физическое и умственное развитие находятся в теснейшей взаимосвязи и нет никакой гарантии того, что нарушение первого не станет причиной отклонений во втором. Именно поэтому в год замеры должны проводиться на регулярной основе, а полученные результаты – сравниваться с нормой.
Вес и рост – нормативные значения
В следующей таблице представим средние значения показателей роста и веса малышей обоих полов в годик.
Показатель | Мальчик | Девочка |
Рост, см | 71-80 | 68,9-79,2 |
Вес, кг | 7,7-12 | 7-11,5 |
Эти данные носят усредненный характер и были получены Всемирной организацией здравоохранения в результате изучения большого количества детей в возрасте 1 года. Однако важно понимать, что все дети разные, поэтому представленная таблица должна использоваться только в ознакомительных целях. Четкий ответ на вопрос, есть ли какие-либо отклонения в физическом развитии малыша, может дать исключительно педиатр.
Родителям требуется проводить измерения регулярно. Каждый месяц ребенок прибавляет:
- по 1-3 см в росте;
- по 300-600 г в весе.
Эти данные свидетельствуют о нормальном развитии.
Особенности роста
Показатель роста у малышей формируется неравномерно: в первые 6 месяцев своей жизни кроха вырастает на 15 см, затем постепенно темпы снижаются. Если ребенок в год вытягивается до 71 см, то его принято называть низкорослым, если же достигнет 81 см – то будет считаться высоким. Все значения показателя от 71 до 81 см считаются нормальными и не должны вызывать беспокойства.
При этом важно учитывать, что у высоких родителей и малыши чаще всего быстро вытягиваются, а если папа и мама низкорослые, то и кроха также будет довольно маленьким. Наследственный фактор во многом определяет скорость развития.
Как растет ребенок?
Прибавка в росте в первый год жизни происходит постепенно:
- с 1 по 3 месяцы – на 3 см ежемесячно;
- с 4 по 6 месяцы – на 2,5 см;
- с 7 до 9 месяцы – на 1,5 см;
- с 10 по 12 месяцы – на 1 см.
Начиная со второго года темпы роста заметно снижаются:
- за второй год ребенок вытягивается на 10-13 см;
- за третий – на 6-7 см;
- за четвертый, пятый – на 5-6 см.
К пяти годам ребенок достигает роста, значение которого можно вычислить по формуле: рост при рождении, умноженный на 2. Как правило, он близок к отметке в 1 метр.
Измерение при помощи специального устройства – ростомера – должно проводиться регулярно, также родителям необходимо вести специальный дневник, в который будут заноситься полученные данные. Это поможет проследить динамику развития каждого показателя и вовремя принять меры при выявлении отклонений.
Причины нарушения роста
Иногда поведение матери во время вынашивания плода становится причиной того, что кроха несколько отстает в развитии. Так, если в период беременности женщина позволяла себе употреблять спиртное, то это может вызвать существенное отставание не только в росте, но и в развитии. Напротив, стимулировать нормальную скорость роста может прием витаминов, согласованный с медицинским специалистом.
Малышу в годик, отстающему в росте, следует давать следующие продукты:
- рыбу, мясо;
- молочные продукты;
- злаковые каши;
- овощи и фрукты;
- яйца;
- зелень.
Питание должно быть сбалансированным и полезным – важно предлагать крохе разнообразные блюда, вводя каждый новый продукт с максимальной осторожностью.
Кроме того, если ребенок значительно отстает в росте или, напротив, гораздо выше сверстников, это может быть вызвано серьезными заболеваниями щитовидной или поджелудочной желез, надпочечников. Поэтому проблема не должна игнорироваться. Одной из причин замедленного роста может также быть недостаток в организме малыша соматотропина (гормона роста).
Нарушения веса
Вес ребенка в 1 год не должен существенно превышать представленное в таблице значение или отставать от него. Однако отставание в весе чаще всего наблюдается у таких категорий детей:
- недоношенных;
- перенесших за год ОРВИ, обезвоживание или кишечную инфекцию.
Дети-искусственники, напротив, набирают вес значительно быстрее, чем груднички. Конечно, если отклонение незначительно в любую сторону, то повода для беспокойства нет. Но если показатель отличается от нормативного значительно, то с визитом к педиатру не стоит медлить. Причины весьма многообразны, чаще всего они связаны с неправильным режимом питания, который становится причиной ожирения или анорексии. Но отклонение может свидетельствовать и о серьезных заболеваниях пищеварительной системы.
Вот почему, если малыш весит менее 5 кг или больше 18-20 кг, необходимо обратиться к профессионалу. Такие цифры могут свидетельствовать об очень серьезных отклонениях. Слишком высоким считается даже вес более 15 кг у детей обоего пола.
Особенности прибавки в весе
В год ребенок должен весить от 7 до 12 кг. Весовая прибавка при этом распределена так:
- с 1 по 3 месяц – на 750 г ежемесячно;
- с 4 по 6 месяц – на 700 г;
- с 7 до 9 месяц – на 550 г;
- с 10 по 12 месяц – на 350 г.
Низкая прибавка может говорить о проблемах с пищеварением, рахите, анемии, а также о нарушениях в ЦНС. Если ребенок находится на грудном вскармливании, маме следует убедиться, что он наедается молоком, в противном случае рекомендуется добавлять в рацион смеси.
Когда ребенок значительно отстает в весе при нормальном сбалансированном питании, необходимо посетить врача, поскольку подобное отклонение может стать причиной отставания в умственном и психическом развитии.
Окружность груди и головы
Несмотря на то, что рост и вес годовалого ребенка – это основные показатели, свидетельствующие об отсутствии или наличии отклонений в его развитии, окружность головы и груди также должны учитываться. Средние данные представлены в таблице:
Показатель | Мальчики | Девочки |
Окружность головы, см | 45,3-48,6 | 44,2-47,3 |
Окружность груди, см | 46,1-52,6 | 46,3-51,5 |
Измерения этих показателей проводятся регулярно при посещении педиатра, поскольку они также помогают оценить развитие малыша и своевременно принять меры.
Нормальные показатели
При рождении окружность головы младенца, как правило, от 34 до 36 см, грудная клетка в обхвате около 32 см. В первые 30 дней жизни скорость роста головы значительно превышает скорость расширения грудной клетки. К 4-месячному возрасту темпы выравниваются. А у детей в 12 месяцев объем головы примерно на 2 см меньше, чем обхват груди.
У здорового крохи, который развивается без каких-либо проблем, голова всегда меньше груди, что можно наблюдать визуально. За год можно отметить следующую прибавку (по сравнению с показателями, измеренными при рождении крохи):
- окружность головы – увеличение на 11-12 см;
- окружность груди – увеличение на 15-16 см.
Незначительное отклонение не должно быть причиной волнения, поскольку может быть обусловлено генетической предрасположенностью. Так, некоторые дети появляются на свет с крупной головой, что для них является физиологической нормой. А те, у кого окружность, напротив, очень мала, чаще всего являются недоношенными.
Осмотр головы
Помимо цифрового показателя, значение имеет также и результат внешнего осмотра черепа ребенка, а именно – следующих его особенностей:
- Форма. Нормой считается округлая, увеличение теменной или лобной доли – тревожные знаки, они могут свидетельствовать о гидроцефалии или рахите.
- Симметричность. Наличие плотных асимметричных участков на голове нередко говорит о кефалогематоме.
- Размер. В таблице выше можно увидеть «стандартный» размер, говорящий о том, что проблем нет. Очень большая голова может быть признаком макроцефалии, а маленькая – микроцефалии либо краниостеноза.
Однако еще раз повторим – насторожить должна только внушительная разница между реальным и нормальным показателем.
Осмотр грудной клетки
Важны не только цифровые данные, но и следующие характеристики:
- симметричность;
- форма (плоская, цилиндрическая, конусовидная);
- пропорциональность.
По мере развития малыша форма грудины меняется, и это нормально. Однако отклонения от стандартных показателей могут быть связаны с рахитом, сколиозом или туберкулезом костей. Вот почему слишком узкий или, наоборот, широкий объем грудной клетки – знак того, что необходимо посетить педиатра.
Конечно, все дети разные, одни генетически предрасположены к низкорослости и малому весу, другие родились в семье, где мама и папа очень высокие. Поэтому и растут с очень быстрыми темпами. Однако среднее значение показателей все же важно, поскольку позволяет провести параллель, сопоставить параметры своего малыша с общим значением показателя, использующимся в педиатрии. А это помогает понять, нормально ли развивается кроха, нет ли каких-либо проблем с его здоровьем, не нарушается ли режим питания.
Источник