Физическая культура и игры ребенка 4 5 лет

«Котята и ребята».

Инвентарь и пособия: медальки с изображением котят.

Ход игры: часть детей изображают котят, они стоят с опорой на ладони и колени, в обозначенном месте. Остальные ребята хозяева котят (у каждого 1-2 котенка) они находятся на другой стороне площадки.  «Молока, кому молока!» — говорит инструктор и подходит к хозяевам котят (делает вид, что наливает  в блюдца молоко). Котята мяукают, хозяева выходят на середину площадки и зовут их. Котята ползут к хозяевам, встают и делают вид, что пьют молоко. Дети приговаривают: «Мохнатенький, усатенький, как есть начнет, сразу песенки поет!». На последнее слово котята убегают, а ребята стараются запятнать своего котенка. При повторении игры котята и ребята меняются ролями.    

Указание: действовать нужно только по сигналу.                                          Усложнение: 1.Пойманный котенок меняется ролью с хозяином.              2.Домики котят могут быть на гимнастической стенке.

«Сбей кеглю».

Инвентарь и пособия: мячи, кегли по количеству детей.

Ход игры: дети становятся за линию, на расстоянии в 2-3 метра от которой напротив каждого участника стоит кегля. По сигналу дети прокатывают мячи 2-мя руками и стараются сбить кегли. По сигналу дети идут за мячами и поднимают упавшие кегли. Каждый считает, сколько раз он сбил кеглю.                                                                                                                    

Указание: действовать нужно только по сигналу.

Усложнение: 1.Прокатить мяч в цель одной рукой (правой и левой).

                         2. Прокатить мяч в цель ногой.

«Не боюсь!».

Инвентарь и пособия:

Ход игры: выбирается водящий, он стоит в центре круга, образованного детьми. Дети прыгают на 2-х ногах, приговаривая «Не боюсь, не боюсь!». При этом они, то разводят руки в стороны, то закладывают их за спину. Водящий старается дотронуться – «осалить» кого – нибудь из играющих, когда руки у него будут разведены  в стороны.    

 Указание: прыгать вверх, отталкиваясь 2-мя ногами, приземляться легко на носки.

Усложнение: 1.Выбрать 2-х водящих.                                                                            2.Прыгать ноги врозь-вместе.                                                                                          3.Осалить можно тех, у кого ноги врозь.

«Не отдам!».

Инвентарь и пособия: предметы по количеству детей.

Ход игры: дети стоят по кругу ноги врозь, между стоп лежит предмет. Инструктор в центре круга. Он делает вид, что хочет взять предмет то у одного, то у другого ребенка. Ребенок, к которому приближается инструктор, прыгает ноги вместе  и говорит «Не отдам!».                                                                                                                                    

Указание: прыжком соединять ноги вместе впереди предмета и снова прыжком поставить ноги врозь. Прыгает только тот, к кому приближается воспитатель.                                                                                                  

Усложнение:

«Быстроногие лошадки».

Инвентарь и пособия: кубики 4 цветов на 4 больше количества детей.

Ход игры:  на пол высыпаются кубики 4 цветов, в разных местах раскладываются по одному кубику (ориентиру)  каждого цвета. Дети стоят в колонне по одному. Инструктор читает стихотворение, дети выполняют прямой галоп по кругу:                                                                                                      «За (имя) подскоками скачите,                                                                                   И свистка — сигнала ждите.                                                                                        Любой кубик выбирайте,                                                                                          И к своему цвету вставайте (свисток)».                                                                         По свистку дети  берут по одному кубику и встают у кубика ориентира в соответствии с цветом.                                                                             Указание: действовать нужно только по сигналу.

Усложнение: 1.При повторении игры менять кубики-ориентиры местами. 2.Пока считают до 5-ти, нужно построиться около кубика своего цвета.

«Пробеги тихо».

Инвентарь и пособия: ободок с большими ушами.

Ход игры:  дети делятся на группы по 5-6 человек. Они стоят за чертой на одном конце площадки. Выбирается водящий, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу 1-ая группа бежит мимо водящего на другую сторону площадки. Если водящий слышит шум шагов, он говорит «стой» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, откуда слышит шум. Если он указал правильно, то группа отходит в сторону; если ошибся, они возвращаются на свои места и бегут снова. Так поочередно пробегает вся группа. При повторе игры водящий меняется.                                                                                                          

Читайте также:  Покраснение вокруг пупка у ребенка 5 лет

Указание: действовать нужно только по сигналу. Бежать надо как можно тише.

Игра-эстафета «Передай снежок».

Инвентарь и пособия: «снежки» -2 шт., свисток.

Ход игры: дети становятся в 2 шеренги напротив друг друга. Первые игроки получают по «снежку». По свистку передают снежок из рук в руки вдоль шеренги. Последний ребенок в шеренге, когда «снежок» окажется у него в руках, поднимает его вверх. Игра повторяется, только «снежок» передают в обратную сторону.                                                              

Указание: действовать нужно только по сигналу, последний ребенок в шеренге поднимает руку со «снежком» вверх.

Усложнение: передавать «снежок» туда и сразу обратно.

«Мамочка».

Инвентарь и пособия: мячи по количеству детей.

Ход игры:  дети стоят врассыпную с мячами в руках. Инструктор читает стихотворение:                                                                                                 «Мама, мамочка, моя!                                                                                               Как же я люблю тебя».                                                                                                                                          На каждое слово дети подбрасывают мяч 2-мя руками и ловят его (4-6 раз). У кого мяч упал, выходят из игры до её повторения.                                                                                      

Указание: бросать мяч после произнесения слова. Подбрасывать мяч не высоко, ловить 2-мя руками. Мяч стараться не ронять.                    

Усложнение: 1.Построение в шеренгу, в круг.

«Возьми быстро».

Инвентарь и пособия: погремушки по количеству детей.

Ход игры:  дети делятся на группы по 5-6 человек. Они стоят за чертой в шеренге на одном конце площадки. На другой стороне площадки разложены на равном расстоянии предметы (погремушки) по числу детей. По свистку, дети бегут до погремушки, поднимают их над головой и трясут. Отмечается тот игрок, который сделает это первым. Затем дети возвращаются на свои места и выходят следующие.          

Указание: действовать нужно только по сигналу. Бежать надо как можно тише.

Усложнение: 1.Включение заданий на преодоление препятствий: обежать расставленные на пути препятствия.                                                                                

«Бездомный заяц».

Инвентарь и пособия: обручи по количеству детей, бубен.                               Ход игры:  по кругу на полу разложены обручи по количеству детей. Дети стоят каждый в своем обруче-домике. По звуку бубна дети выходят из обручей и бегут по кругу друг за другом (в это время один обруч убирается). Как только бубен замолкает, дети должны занять свободный домик. Кому не хватило обруча, выбывает из игры. После того, как убрали 3-4 обруча, игра повторяется.                                                                                                  

Указание: действовать нужно только по сигналу. Бежать спокойно, соблюдать расстояние.                                                                            

Усложнение: 1.Убирать несколько обручей за один раз.                                                  2.Прыгать на 2-х ногах из обруча.                                                                                                    3.Использовать музыку.

Источник

Подвижная игра

«Лиса в курятнике»

(средняя группа)

Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Читайте также:  Красное пятно у ребенка 5 лет под коленкой

Правила:        

Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

Подвижная игра

«Зайцы и волк»

(средняя группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание:  Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила:

Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.

Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха — мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

Подвижная игра

«У медведя во бору»

(средняя группа)

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание:  Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят:

«У медведя во бору, грибы ягоды беру.

А медведь сидит и на нас рычит».  Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

Правила:

Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».

Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

Подвижная игра

«Кошка и мышка»

(средняя группа)

Задачи: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.

Описание: Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет». После слов кошка начинает ловить мышку.

Правила:

Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.

Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет».

Варианты: Устроить дополнительные ворота, ввести 2 мышек, увеличить количество кошек.

Подвижная игра

«Цветные автомобили»

(средняя группа)

Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.

Описание: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» — направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2 , и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража.

Подвижная игра

«Самолеты»

(средняя группа)

Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.

Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» — говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» — самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

Правила:

Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!».

По сигналу воспитателя «На посадку!» — играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок).

Варианты: Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.

Подвижная игра

«Бездомный заяц»

(средняя группа)

Задача: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы образуют «свой домик» (два зайца держаться за руки, создавая домик). Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой «домик»; К кому бездомный заяц встаёт спиной тот и становится водящим. Если охотник поймает, то меняются ролями.

Правила:

  • охотник может ловить зайца только вне логова.
  • Пробегать зайцам через логово нельзя.
  • Если заяц вбежал в логово, он должен там остаться.
  • Как только заяц вбежал в логово, находящийся там игрок должен немедленно выбежать.
  •  Игроки, образующие кружок, не должны мешать зайцам вбегать и убегать. 

Подвижная игра

«Ловишки»

(средняя группа)

Задачи: развивать: быстроту реакции, ловкость и сноровку, учить играть в коллективе, соблюдая правила игры. 

Описание игры: дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 играющих, выбирается новый ловишка.

Варианты: ловишки с ленточками. Участникам  игры раздаются атласные ленточки, которые дети крепят за резинку шорт, со стороны спины. По команде воспитателя или по свистку, дети начинают произвольно бегать по площадке. А водящий пытается их догнать, срывая при этом ленту. По звуковой команде воспитателя: «В круг становись!», дети снова строятся в круг, а «Ловишка» считает количество лент, которые смог вытянуть у игроков.

Подвижная игра

«Зайка серый умывается»

(средняя группа)

Задачи: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, приземляясь на носки полусогнутые ноги. Укреплять мышцы ног. Развивать внимание, координацию движений. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Читайте также:  Диагностика детей дошкольного возраста ребенок 5 лет

Описание: зайка серый умывается. Все играющие образуют круг. Выбранный зайкой становится в середину. Дети произносят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо, вытер сухо!

Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка прыжками отправляется на середину круга. Игра повторяется 5-6 раз.

Указания. В кругу могут находиться и несколько заек – 4-5 Они выполняют игровое задание.

Подвижная игра

«Пастух и стадо»

(средняя группа)

Задачи: закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках по залу.

Описание: Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Выбирают пастуха, вручают ему рожок и кнут. Взрослый произносит слова:

Рано-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру».

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му».

На слова «Ту-ру-ру-ру» пастушок играет в рожок, после слов «Му-му-му» коровки мычат. Затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку), все бродят по ней. Через некоторое время пастух щелкает кнутом, гонит стадо домой.

Можно несколько изменить сюжет игры, введя в нее волка. В этом случае пастух выгоняет стадо на луг и внимательно следит, не появится ли волк, который охотится за овцами, телятами. Увидев волка, щелкает кнутом, как бы отпугивает его и гонит стадо домой.

Подвижная игра

«Найди, где спрятано»

(средняя группа)

Задачи: учить детей ходить по всему залу, ища спрятанный предмет. Развивать внимание выдержку.

Описание игры: дети поворачиваются  лицом к стенке, воспитатель прячет флажок и говорит: «Пора», дети ищут спрятанный флажок. Тот, кто найдёт первым, прячет его при повторении игры.

Правила: не подглядывать за воспитателем, куда будет прятать флажок.

Варианты: воспитатель говорит холодно если дети далеко от спрятанного предмета, горячо — если рядом.

Подвижная игра

«Кто ушёл»

(средняя группа)

Задачи: учить детей угадывать тех детей, которые уходят. Развивать память, внимание.

Описание игры: дети стоят по кругу или полукругом. Один из игроков, запоминает играющих, а затем выходит из комнаты. Один из детей прячется. Педагог говорит: «Угадай, кто ушёл?» если ребёнок угадал, то выбирает кого-нибудь вместо себя, если ошибается то снова уходит, прячется другой ребёнок.

Правила: не подсказывать водящему, кто из игроков ушёл.

Подвижная игра

«Мы ребята смелые»

(средняя группа)

Задачи: Воспитывать выдержку и дисциплинированность.
Совершенствовать навыки ползания на четвереньках между предметами – в прямом направлении, по доске, по наклонной доске.

Оборудование: кубики, кирпичики, доски, шнуры.

Описание игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети ползают и ходят, изображая разведчиков.

Мы ребята смелые,
Ловкие, умелые.
Проползем здесь и там – по дорогам

(в прямом направлении)
По мостам (по доске)
Влезем на гору высоко

(по наклонной доске)
Видно нам с нее далёко.
А потом найдем дорожку
И пройдем по ней немножко

(ходьба по извилистой «дорожке», обозначенной шнурами).

Подвижная игра

«Хитрый лис»

(средняя группа)

Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.
Упражнять в лазании по гимнастической стенке.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Формирование осторожность и осмотрительность на гимнастической стенке.

Оборудование: гимнастическая стенка, шапочки кур и лисицы.

Описание: Дети выполняют движения проговаривая слова:

В огороде, во дворе
Курицы гуляли.
Зёрнышки клевали,
Червячка искали.

(дети ходят, имитируя движения кур)

Вдруг откуда ни возьмись
Появился хитрый лис.
Куры быстро н насест!
А не то всех вас он съест!

(дети бегают и забираются на гимнастическую стенку).

Подвижная игра

«Подарки»

(средняя группа)

Описание: Взявшись за руки, дети образуют хоровод. Выбирается водящий, он становится в середину хоровода, а остальные идут по кругу в правую сторону и говорят:

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолёт.

С окончанием слов дети останавливаются, а стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он желает получить. Изображая ту или иную игрушку, дети говорят и соответствующие слова:

Скачет конь наш, чок, чок, чок,

Слышен топот быстрых ног.

Кукла, кукла попляши,

Красной лентой помаши

Вот как кружится волчок,

Прожужжал и на бок лег.

Самолет летит, летит,

Летчик смелый в нем сидит.

Стоящий в кругу ребенок выбирает какую – нибуть «игрушку» — одного из участников игры. Тот, кого выбрали, идет на середину круга, и игра начинается снова.

Подвижная игра

«Найди себе пару»

(средняя группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Описание: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».

Правила:

Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.

Каждый раз играющие должны иметь пару.

Варианты: Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

Подвижная игра

«У медведя во бору»

(средняя группа)

Один из играющих изображает медведя, а другие идут в бор за грибами и ягодами, поют:

У медведя на бору

Грибы-ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

При этих словах медведь, до сих пор как будто дремавший, тихо ворочается, потягивается и как будто неохотно идет на детей, которые бегут от него. Медведь ловит кого-нибудь. Пойманный становится медведем, и игра продолжается.

Подвижная игра

«Зайцы и волк»

(средняя группа)

Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» — «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк» и начинает ловить «зайцев». Первое время роль «волка» выполняет воспитатель.

Подвижная игра

«Где были не скажем, а что делали покажем»

(средняя группа)

Задачи: Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.

Описание: Водящий выходит из комнаты, дети договариваются, что они будут делать.

— Давайте все будем пилить дрова. (Дети изображают действие)

— Где вы были? Что делали? — спрашивает он. Дети отвечают хором:

—- Где мы были, не скажем, а что делали, покажем. Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:

— Вы пилите дрова.

Источник