Филичева речевое развитие ребенка с онр
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
В пособии освещается система коррекционного обучения и воспита ния детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи детей дошкольного возраста и их психо логические особенности; изложены приемы формирования звуковой сто роны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена спе цифика коррекционно-воспитательного процесса. Методические положе ния иллюстрированы конспектами логопедических занятий. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопе дических и воспитательных занятий по периодам обучения, а также ре комендации по использованию лексического материала.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 частях. Часть I. Первый год обучения (старшая группа), М.: Альфа, 1993.— 103 с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). — М.: Издательство «Альфа», 1993. 87 с.
В пособии освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса. Методические положения иллюстрированы конспектами логопедических занятий. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательских занятий по периодам обучения, а также рекомендации к использованию лексического материала.
Книга адресована в первую очередь студентам, логопедам и воспитателям детских садов, а также может быть полезна родителям, желающим активно участвовать в процессе устранения речевого дефекта своего ребенка.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, М.: Просвещение,
Настоящее издание представляет комплект современных коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы ДОУ для детей с нарушениями речи: ФФН, ОНР, Заикание, овладение русским (неродным) языком.
Краткое содержание.
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе.
Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе.
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития.
Программа логопедической работы с заикающимися детьми.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в средней группе.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в старшей группе.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в подготовительной группе.
Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.
Пояснительная записка.
Программа.
Приложение.
Примерный режим дня в старшей группе для детей с ФФН.
Примерный режим дня в подготовительной к школе группе для детей с ФФН.
Примерный план занятий в подготовительной группе в первом периоде обучения.
Примерный план занятий в подготовительной группе по произношению и формированию элементарных навыков письма и чтения во втором периоде обучения.
Примерный план занятий в подготовительной группе по произношению и формированию элементарных навыков письма и чтения в третьем — четвертом периоде обучения.
Схема логопедического обследования ребенка с ФФН.
Приложение.
Примерный режим дня в младшей группе (3-4 года) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в младшей группе для детей с ОНР.
Примерный режим дня в средней группе (4-5 лет) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в средней группе для детей с ОНР.
Примерный режим дня в подготовительной группе (5-6 лет) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в подготовительной группе для детей с ОНР.
Схема логопедического обследования детей с I уровнем речевого развития.
Схема логопедического обследования детей с II уровнем речевого развития.
Схема логопедического обследования детей с III уровнем речевого развития.
Приложение.
Документация логопеда, занимающегося в группе для детей с заиканием.
Приложение.
Схема обследования речи ребенка с русским неродным языком.
Примерный план занятий по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком.
Источник
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
В пособии освещается система коррекционного обучения и воспита ния детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи детей дошкольного возраста и их психо логические особенности; изложены приемы формирования звуковой сто роны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена спе цифика коррекционно-воспитательного процесса. Методические положе ния иллюстрированы конспектами логопедических занятий. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопе дических и воспитательных занятий по периодам обучения, а также ре комендации по использованию лексического материала.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 частях. Часть I. Первый год обучения (старшая группа), М.: Альфа, 1993.— 103 с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). — М.: Издательство «Альфа», 1993. 87 с.
В пособии освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса. Методические положения иллюстрированы конспектами логопедических занятий. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательских занятий по периодам обучения, а также рекомендации к использованию лексического материала.
Книга адресована в первую очередь студентам, логопедам и воспитателям детских садов, а также может быть полезна родителям, желающим активно участвовать в процессе устранения речевого дефекта своего ребенка.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, М.: Просвещение,
Настоящее издание представляет комплект современных коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы ДОУ для детей с нарушениями речи: ФФН, ОНР, Заикание, овладение русским (неродным) языком.
Краткое содержание.
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе.
Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе.
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития.
Программа логопедической работы с заикающимися детьми.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в средней группе.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в старшей группе.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в подготовительной группе.
Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.
Пояснительная записка.
Программа.
Приложение.
Примерный режим дня в старшей группе для детей с ФФН.
Примерный режим дня в подготовительной к школе группе для детей с ФФН.
Примерный план занятий в подготовительной группе в первом периоде обучения.
Примерный план занятий в подготовительной группе по произношению и формированию элементарных навыков письма и чтения во втором периоде обучения.
Примерный план занятий в подготовительной группе по произношению и формированию элементарных навыков письма и чтения в третьем — четвертом периоде обучения.
Схема логопедического обследования ребенка с ФФН.
Приложение.
Примерный режим дня в младшей группе (3-4 года) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в младшей группе для детей с ОНР.
Примерный режим дня в средней группе (4-5 лет) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в средней группе для детей с ОНР.
Примерный режим дня в подготовительной группе (5-6 лет) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в подготовительной группе для детей с ОНР.
Схема логопедического обследования детей с I уровнем речевого развития.
Схема логопедического обследования детей с II уровнем речевого развития.
Схема логопедического обследования детей с III уровнем речевого развития.
Приложение.
Документация логопеда, занимающегося в группе для детей с заиканием.
Приложение.
Схема обследования речи ребенка с русским неродным языком.
Примерный план занятий по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком.
#_ТНР@rechecvetik
Источник
Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефект произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Своеобразие развития словарного состава, грамматического строя и связной речи при общем её недоразвитии показано в исследованиях Р.Е.Левиной, Н.Н. Трауготт ., В.К.Воробьевой, Ф.А.Сохина, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Е.М.Мастюковой других[22,31,3,25,34,33,20].
Большой интерес представляют работы Р.Е.Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости. Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития [22].
На первом уровне развития речи у детей полностью отсутствуют вербальные средства общения, хотя мимико-жестикуляторная речь относительно сохранна. У детей данной группы звукоподражания и звуковые комплексы, имеющиеся в активном словаре, несут номинативное и предикативное значение. Чаще всего эти слова являются многозначными. Дифференцированное обозначение предметов и действий заменяется названием предметов и наоборот. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Отсюда речь становится понятной лишь в конкретной ситуации. Характерной чертой первого уровня речевого развития является отсутствие грамматических связей слов между собой и морфологических элементов для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации и не может служить средством полноценного общения. Пассивный словарь детей шире активного, но понимание речи остается ограниченным по сравнению со здоровыми детьми того же возраста. Особые трудности вызывает понимание значений грамматических изменений слова. Дети не различают формы единственного и множественного числа существительных, глаголов прошедшего времени, формы женского и мужского рода, не понимают значения предлогов. Звукопроизношение характеризуется неопределенностью. Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза речи, отсутствуют звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечения согласных, искажена ритмико-слоговая структура слов.
Описывая второй уровень речевого развития, Р.Е.Левина указывает на возросшую речевую активность детей. Фразовая речь, которая появляется на этом уровне, отличается от нормативной фразы в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь становится более разнообразным, однако остается ограниченным качественно и количественно. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Спонтанная речь детей характеризуется наличием разноплановых средств общения, включающих в себя следующие лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерный для этого уровня резко выраженный аграмматизм затрудняет понимание речи. Оно остается неполным, т.к. многие грамматические формы недостаточно различаются детьми. На этом уровне развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые используются ими неправомерно: смешиваются по значению или опускаются вообще. Союзы и частицы употребляются редко.
Звукопроизносительная сторона речи остается несформированной. Наиболее характерны в этот период замены одних звуков другими, смешение звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, аффрикат. Одним из распространенных и специфических дефектов остаются затруднения в усвоении слоговой структуры слов. Для детей характерно нарушение слуховой дифференциации звуков как внутри основных фонетических групп, так и звуков различных фонетических групп, что говорит о недостаточности фонематического восприятия и неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом.
У детей с третьим уровнем речевого развития отмечается развернутая обиходная речь без лексико-грамматической и фонетической недостаточности, наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полно сформирован ряд грамматических форм и категорий языка. Номинативный и предикативный словарь превалирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют нужное слово другим, сходным по значению. Детям с этим уровнем речевого развития характерно нарушение слуховой дифференциации звуков. Наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры слова. Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций. Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще. Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна-окны, стулья-стулы). Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). У детей с третьим уровнем речевого развития обнаруживается несформированность навыков словообразования. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения.
По мнению многих авторов [26,38,18,39,22] в настоящее время в теории логопедии прочно утвердилось мнение о том, что все разновидности общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста можно отнести к одному из трех уровней речевого развития. Однако, по мнению Н.С.Филичевой [35] описание такого сложного речевого дефекта, как общее недоразвитие речи, было бы неполным без характеристики дополнительного четвертого уровня речевого развития. К нему относятся дети с нерезко выраженными нарушениями в лексике, фонетике, грамматике. Нарушения эти чаще проявляются в процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий. Дети, отнесенные к четвертому уровню, производят, на первый взгляд, довольно благополучное впечатление: у них нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно дифференциация звуков. Своеобразие нарушения слоговой структуры слова у этих детей заключается в том, что, понимая значение слова, они не могут удержать в памяти его фонематический образ, а поэтому возникают искажения звуконаполняемости. Степень отставания в правильном употреблении сложных по структуре слов особенно наглядно выступает в сравнении с нормой.
Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция создают впечатление общей смазанности речи. Несформированность звукослоговой структуры, смешение звуков говорит о том, что процесс фонемообразования еще не закончен у этих детей.
Наряду с вышеописанными нарушениями имеются отдельные недостатки смысловой стороны языка. Предметный словарь детей разнообразный, однако, в нем отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных, птиц (филин, кенгуру), растений (кактус, вьюн), частей тела (пятка, ноздри) и др.
Значительные трудности у детей этого уровня вызывает образование слов с помощью увеличительных суффиксов. Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных, существительных с суффиксами единичности (песок-песчинка). У детей, кроме того, отмечаются трудности в образовании малознакомых сложных слов (пчельник-пчеловод).
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проступает в понимании и употреблении детьми фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи у одних детей отмечается незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить правильный и неправильный ответы, то будет сделан верный выбор. Это свидетельствует о том, что становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме. У других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже выбрав правильный образец, спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему будут пользоваться ошибочными формулировками.
Следующей отличительной особенностью детей четвертого уровня является своеобразие их связной речи.
Источник